Домашние задания по автоматизации звука з. Автоматизация звука. Артикуляционные упражнения. Развитие слухового внимания

Правильная артикуляция звука [ з ]: Губы не напряжены, растянуты в улыбке, зубы сближены на расстоянии до 1 мм. Кончик языка широкий, упирается в нижние резцы, приводится в лёгкое колебание, спинка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.

1.Упражнение « Комарик ». Произносить звук [ з ] длительно на выдохе: з-з-з….

2.Повторить прямые слоги со звуком [ з ]:

ЗА - ЗО - ЗУ - ЗЫ.

3.Повторить обратные слоги со звуком [ з ]:

АЗ - ОЗ - УЗ - ЫЗ - ИЗ - ЕЗ - ЁЗ - ЮЗ - ЯЗ.

4.Повторить прямые слоги, в которых звук [ з ] находится между гласными:

АЗА-АЗО-АЗУ-АЗЫ ОЗА-ОЗО-ОЗУ-ОЗЫ

УЗА-УЗО-УЗУ-УЗЫ ЫЗА-ЫЗО-ЫЗУ-ЫЗЫ

5.Повторить прямые слоги со стечением согласных:

ЗТА-ЗТО-ЗТУ-ЗТЫ ЗПА-ЗПО-ЗПУ-ЗПЫ

ЗМА-ЗМО-ЗМУ-ЗМЫ ЗКА-ЗКО-ЗКУ-ЗКЫ

ЗНА-ЗНО-ЗНУ-ЗНЫ ЗВА-ЗВО-ЗВУ-ЗВЫ

6.Повторить обратные слоги со стечением согласных:

АЗТ-ОЗТ-УЗТ-ЫЗТ-ИЗТ-ЕЗТ-ЁЗТ-ЮЗТ-ЯЗТ

АЗК-ОЗК-УЗК-ЫЗК-ИЗК-ЕЗК-ЁЗК-ЮЗК-ЯЗК

АЗП-ОЗП-УЗП-ЫЗП-ИЗП-ЕЗП-ЁЗП-ЮЗП-ЯЗП

АЗМ-ОЗМ-УЗМ-ЫЗМ-ИЗМ-ЕЗМ-ЁЗМ-ЮЗМ-ЯЗМ

7. Добавь в начале слова звук [ з ] и назови словечко:

…айка, …амок, …авод, …агадка, …адание, …апах, …акипеть, …онт, …убы, …абор,…аколка,…онтик.

8.Договорить в конце слов слоги:

ЗА- : Ва..,ко.., ро.., гла...,сле.., гро.., мимо.., кукуру..,берё.., до.., угро.., его.. .

ЗЫ - : Ука.., моро.., стра.., ва.., при.., заво.., ро.., ко.., сюрпри.., шлю.. .

ЗОК - : Во.., гла.., обзе.., огры.., мА.., обра.., пома.., ра.., га.. .

ЗГИ - : Мо.., ро.., бры.., дря..

9. Замени в слове первый звук на звук [ з ] и назови новое слово. Напимер: б ал - З ал.

бал - …ал, майка - …айка, губы - …убы, накат - …акат, двери - …вери, шлаки - …лаки, трение - …рение, нажим - …ажим, нагар - …агар, лов - …ов.

Повторить слова, в которых звук [ з ] находится в начале слова:

1)Запад, зайка, замок, завод, забава, забота, закон, загадка, закат, задание, занятие, заехать, заохать, захотеть, запах, загон, забег, забияка, забыть, запонка, зато, забегать, забодать, заветный, завиток, завыть.

2)Загадать, загнать, заготовить, заготовка, задавака, задумать, задуть, заинька, зайти, закопать, закидать, закинуть, задуть, закипеть, закуток, запев, затея, затянуть, Зоя, зонт, зонтик, зубы, зуб, зубок, зубной.

3) Знать, знак, звать, звонок, звук, знамя, званый, звон, звонить, звонкий, знакомый, знаток, зной, знакомить, звание, звено, зверь, зверёк, звучать, звякать, здание, здесь, здорово, здоровье, здравствуйте, злак, злато.

4) Злить, зло, злоба, злодей, злой, змея, знакомый, знамя, знаменитый, знание, знаток, знать, значит, значок, зной, зрачок, зрелый, зрение, зреть, зритель, зря, зрячий.

Повторить слова, в которых звук [ з ] находится в середине слова:

5)Ваза, база, коза, егоза, назад, мозаика, мимоза, фазан, незабудки, наказать, мазать, показать, указать, медуза, казак, указание, азбука, название, назвать, бизон, возок, воздух, везу, внизу, мазут, называть, язык, тазы.

6)Возы,козы, вазы, музыканты, музыка, изба, избыток, изгиб, издание, измять, изнанка, взмах, вздох, взор, взрослый, вздох, взломать, взмах, взрыв, взлёт, взморье.

Произносить звук [ з ] в словах с обратными слогами:

1)Азбука, праздник, гораздо, пазлы, разве, разный, разница, поздно, ноздри, гвозди, грозди, воздух, возраст, возле, морозный, грозный, обозный, бронза, колхозный, грандиозный, грузди, узник, кузница, брызги, язва.

2)Дрязги, грязный, боязнь, гнёзда, слёзный, серьёзный, резвый, бездна, наездник, лезвие, железный, полезный, болезнь, исчезли, из-за, отчизна, изредка, изгородь, издали, издавна, избран, героизм, организм, казна.

3)Глазной, назвать, назло, название, разбить, разговор, размер, разбойник, разрыв, размах, разбеги, опознать, опоздать, мозги, борозда, гвоздика, допоздна, дрозды, озноб, возня, узда, узнать, узлы, кузнец, кузнечик.

4)Езда, резной, резня, поезда, гнездо, безлюдный, бездомный, безрогий, безобидный, безобразный, безотказный, безопасный, бездельник, везде, вдребезги, мелюзга, боязно, изба, избушка, изгиб, изумруд.

5)Издать, изделие, извилина, избрать, извините, изгнать, излишки, изъян, известный, измена, изменчивый, измерить, близнецы, белизна, изнутри, боязно.

Произносить звук [ з ] в словах с прямыми слогами:

6)Зайка, заинька, завтра, зал, залп, мозаика, вокзал, заяц, замысел, заново, запад, запах, заповедь, зарево, Мазай, замша, Казань, бальзам, базар, назад, дизайн, рюкзак, экзамен, фазан, казак, коза, лоза, глаза, егоза, гроза.

7)Бирюза, дереза, влезать, доказать, наказать, показать, отказать, указать, вязать, динозавр, партизан, зоб, зов, Зоя, зона, золото, мозоль, зонтик, Золушка, зоркий, узор, бизон, возок, газон, дозор, позор, горизонт, комбинезон.

8)Зубы, зубчик, зубр, зуд, внизу, лазурь, глазурь, мазут, разуть, разумный, разутый, беззубый, язык, зыбкий, азы, возы, разы, тазы, тузы, пузырь, аза, база, ваза, доза, виза, Лиза, роза, блуза, польза, гильза, берёза, медуза, пауза.

9)Кукуруза, мимоза, глюкоза, незабудка, незаметно, забава, забить, забияка, заболеть, забота, забор, забрать, забыть, завет, завить, завод, заводной, завыть. Загадка, загар, задать, задача, задор, закат, закон, заколка, закрыть, замена, заметка, западня, зарядка, зато, затея.

10)Зодиак, розовый, зола, кузов, грузовик, зубило, зубок, зудеть, разум, лозунг, зубной, книзу, разучить, сразу, вазы, газы, грозы, козы, берёзы, арбузы, морозы, анализы, карапузы, карнизы, колхозы, паровозы, сервизы, фразы, алмазы, козырь, пузырёк, козырёк.

В словах с двумя звуками [ з ]:

11)Заноза, зараза, зазноба, зразы, звезда, зигзаг, заказы, звёздный, заказной, безобразный, заразный, завязать, залезать, зализать, заказать, замазать, развязать, забрызгать, зазвонить, зазвенеть, зазвать, зазывать, заказывать, развязывать.

В словосочетаниях:

12)Знойное лето, зазвенел звонок, золотая ваза, запретная зона, злая змея, заразная болезнь, здоровые зубы, заявление об отъезде, Зоина затея, заводная коза, забавный козлёнок, знакомая музыка.

Прямым или открытым называется слог вида "согласный+гласный".

Этот речевой материал не содержит других звуков из групп свистящих и шипящих, так как они чаще всего нарушаются вместе с данным звуком. Если у Вас нарушены и другие звуки (например, [р], [р"], [л], [л"]), слова с ними желательно также исключить из материала для автоматизации.

С ударением на слоге:
зал, зайка, запад, запах, завтра, коза, глаза, гроза, фазан, лизать, влезать, показать, наказать, приказать, указать;
зоб, зов, зона, Зотов, узор, возок, газон, дозор, Трезор, зоркий, зорька, золото, зонтик, горизонт;
зубы, везу, козу, внизу, грозу, ползу, грызу, лазурь, мазут, разутый, разумный, язык, возы, тазы, пузырь.

Без ударения на слоге:
база, ваза, роза, Лиза, блуза, польза, берёза, заря, завод, забор, загар, закат, замок, забава, забыть, затея, загадка, мазать, заболеть, заноза;
вазу, Лизу, розу, книзу, разум, берёзу, лозунг, зубок, зубной, зубило;
вазы, газы, козы, грозы, берёзы, арбузы, морозы, музыка, козырёк, пузырёк, называть, показывать.

Слова со стечением согласных: звать, знать, знак, знамя, звонок, злой, звук, здоровье, взор.

Произносить (читать) словосочетания и предложения.
Зоины заботы. Новая ваза. Вольный казак. Задняя лапа. 3аболели зубы.
У 3ои ваза. Береги глаза, Лиза. У Лизы роза. У Зои замок. Лиза моет вазу в тазу. У Лизы заноза. Зоя заболела. Ударили морозы. Лиза идет на завод. На заводе загудел гудок. Вова залезает на забор. Зотов повёл Трезора в дозор. Ната забыла дома зонт. Мама залила золу водой. Козы грызут кору берёзы. Зоя забыла закрыть замок. Налей в вазу воды, а то розы завянут. Зоя поехала за билетами. Зазвонил звонок на урок. Зоя купила два арбуза, и один оказался розовый. На дворе коза, у козы глаза. Зоя порезала ногу. Мама помазала рану йодом и завязала бинтом.

Выучить наизусть стихотворение.

Лезут козы
В грозу в лозу -
Лозу козы
В грозу грызут.
(И. Демьянов)

Как назвать зайку.

Задумала мать назвать маленького зайку Тигром. Узнали козлята, как зовут зайку, и не захотели играть. Заплакал заинька. Говорит матери: "Козлята разбегаются от меня!"
Тогда мать назвала его Волком. Идет заинька гулять, увидел телят. Захотел с ними играть.
- А как тебя зовут? - говорят телята.
- Меня зовут Волком, - говорит заинька.
Телята забодали заиньку:
- Вот тебе злой Волк!
Идет заинька домой, побитые бока облизывает. Избили его телята. Подумала мать и назвала заиньку Зайкой.
Идет заинька опять играть. Звери узнали, как его зовут, и приняли в игру.
Заиньке это имя подходит. Так его за ним и закрепили.

Желаем удачи!

Тема: Автоматизация звука [ з ] в слогах, словах, предложениях.

Цель: закрепление правильной артикуляции звука [ з ] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Задача:

    образовательная - закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедом, самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях.

    развивающая - развивать фонематический слуха, развивать тонкую и общую моторику, развивать зрительное внимание, память, восприятие, речевого дыхания.

    воспитывающая - формировать аккуратность к работе, самостоятельности, ответственности, усидчивости, умение помогать друг другу.

Оборудование: индивидуальное зеркало, предметные картинки на заданный звук, слоговые таблицы, листья (из бумаги), карандаш.

Ход занятия

I . Организационный момент:

Приветствие (здравствуй!), сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости

Поздоровайся с ними

Чтобы начать наше занятие, мы с тобой должны разбудить наш язычок. Давайте, сделаем гимнастику для язычка

Для этого нам нужно зеркальце

1) Артикуляционные упражнения (выполнять перед зеркалом)

- Лягушка - хоботок - зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка,

А теперь слоненок я,

оботок есть у меня.

- Качели - улыбнуться, открыть рот, на счет «раз» – опустить кончик языка вниз, на счет «два» - поднять язычок вверх.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели

Даже солнышка коснулись

А потом назад вернулись.

- Часики улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому.

Влево - вправо кончик ходит,

Будто место не находит.

- Лошадка – улыбнуться, широко открыть рот, щелкнуть языком громко и энергично.

Рот широко открываю

К небу язык прижимаю

Прыгает вниз язычок

И раздается щелчок.

Молодец, а теперь немного мы подышим

II . Основная часть

1)Характеристика звука [з] по акустическим и артикуляционным признакам

- посмотри, кто к нам прилетел? (комарик)

Сегодня он будет помогать нам правильно говорить его любимый звук

Споем песенку комарика, какой это звук? (з-з-з)

- давай охарактеризуем звук [ з ]

согласный

бывает твердым и мягким

Молодец! А теперь немного мы подышим

2) Дыхательные упражнения

- надуть щеки и удержать набранный воздух (5 сек.)

На выдохе поем гласные звуки [а], [у], [о], [и]

Легко дуть на листок, лежащий на ладони

А сейчас мы посмотрим, что принес комарик?

Что это?

Какие то таблицы

А здесь еще что-то написано "слоговая таблица"- прочитай

ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ

УЗ-ЫЗ-АЗ-ОЗ

Комарику понравилось как ты читал. Он предлагает поиграть в игру "Поймай звук"

3) Развитие слухового внимания

Я буду произносить слоги, а ты должен хлопнуть, услышав звук [з]

Слушай очень внимательно

ЗУ, АШ, СА, ЗО, МА, ЗА, ЖУ, УЗ, КО, ЫЗ, АС.

4) Физкультурная минутка

А теперь не большая разминка (встанем)

- Ушки : дотянутся ухом до плеча (плечи не поднимать);

-Карандаш : представьте у тебя на макушке карандаш, а над головой лист бумаги, необходимо нарисовать (круг, квадрат, треугольник);

Комарик принес еще один конверт

Так посмотрим

Конверт, как конверт

Давай заглянем внутрь?

Смотри, а здесь какие – то картинки?

Это еще одно задание для тебя

Назови что изображено?

КОЗА, ЗАМОК, АРБУЗ, ЗОНТ, ВАЗА, ИЗБА

Определи место звука в слове (в начале, середине, конце)

Молодец!

Комарик очень любит чистоговорки

Повторяй

За-за-за - вот идет коза.

За-за-за - вот летает стрекоза.

За-за-за - у куклы синие глаза.

Зу-зу-зу - накормлю козу.

Зу-зу-зу - не боюсь козу.

Зы-зы-зы - нет козы.

Зы-зы-зы - у меня две козы.

III . Итог

    Релаксация (волшебный сон - мелодия)

С кем играли на занятии? (комарик)

Какой звук он нам помогал произносить? (з)

Изолированное произношение звука [З]

Упражнение «Комарик»

Комарик звенит: «З - з - з …».

Автоматизация звука [з] в прямых слогах

Упражнение «Здравствуй, пальчик».

Большой палец поочередно «здоровается» (касается подушечкой) с остальными. При этом ребенок каждый раз произносит сначала одинаковые, затем различные слоги:

ЗА - ЗА - ЗА - ЗА

ЗЫ - ЗЫ - ЗЫ - ЗЫ

ЗО - ЗО - ЗО - ЗО

ЗУ - ЗУ - ЗУ - ЗУ

ЗА - ЗЫ - ЗО - ЗУ

ЗО - ЗУ - ЗА - ЗЫ

ЗУ - ЗО - ЗЫ - ЗА и т.д.

Автоматизация звука [з] в словах с прямым слогом (начало слова):

Забава, забияка, забор, завиток, завод, завтрак, загадка, загар, закат, закладка, зал, замок, заноза, запас, зарево, заря, затея, защелка, заяц, зоб, запах, зов, зодчий, зола, золото, зона, зонтик, зоопарк, зоренька, зубы.

Автоматизация звука [з] в обратных слогах

АЗ - ОЗ - УЗ - ИЗ

ЕЗ - ЁЗ - ЮЗ - ЯЗ

Автоматизация звука [з] в интервокальных слогах

АЗА - АЗО - АЗУ - АЗЫ

УЗА - УЗО - УЗУ - УЗЫ

ОЗА - ОЗО - ОЗУ - ОЗЫ

ИЗА - ИЗО - ИЗУ - ИЗЫ

Автоматизация звука [з] в в интервокальной позиции:

Арбузы, база, базар, берёза, блуза, ваза, газон, глаза, горизонт, гроза, коза, козырёк, лазурь, лозунг, морозы, музыка, позор, польза, разум, роза, узор, фазан, язык.

Автоматизация звука [з] в слогах со стечением согласных

ЗНА - ЗНО - ЗНУ - ЗНЫ

ЗМА - ЗМО - ЗМУ - ЗМЫ

ЗВА - ЗВО - ЗВУ - ЗВЫ

ЗДА - ЗДО - ЗДУ - ЗДЫ

ЗЛА - ЗЛО - ЗЛУ - ЗЛЫ

Автоматизация звука [з] в словах со стечением согласных:

Азбука, брызги, воздух, героизм, гнездо, езда, звание, звон, звонарь, звук, здание, здоровье, злак, знак, знакомство, знамя, знание, значок, зной, изба, избыток, название, призвание, разворот.

Автоматизация звука [з] в словосочетаниях:

Золотой значок, забытая база, звуки музыки, знакомая музыка, зоркие глаза, лизать сметану, новый зонтик, ночной дозор, полезная кукуруза, загадочный замок, заводной зайка, знакомая ваза, забавный зайка, забытая забава, золотые зубы.

Автоматизация звука [з] в предложении:

У Лизы мимоза.

У Зои замок.

Лиза моет вазу в тазу.

Зоя заболела.

На заводе загудел гудок.

Зоя забыла закрыть замок.

В зале звучит музыка.

В квартире раздался звонок.

В кузове машины везли арбузы.

Зоя купила в магазине зонтик.

Золотая запонка закатилась под диван.

Зоя помазала порез мазью.

Лиза звонко запела веселую песню.

Мама поставила в вазу незабудки.

Мы изучаем азбуку.

На вокзал поезд придет без опоздания.

На столе в вазе стояли розы.

С неба упала золотая звездочка.

Автоматизация звука [з] в чистоговорках:

ЗА - ЗА - ЗА - вот идет коза.

ЗА - ЗА - ЗА - отказали тормоза.

ЗА - ЗА - ЗА - улетела стрекоза.
ЗУ - ЗУ - ЗУ - мы поймали стрекозу.

ЗУ - ЗУ - ЗУ - везу козу на возу.

ЗЫ -ЗЫ - ЗЫ - утащили мы тазы.

ЗО - ЗО - ЗО - нам с тобой повезло.

ЗУ - ЗУ - ЗУ - розу я тебе везу.

ЗЫ - ЗЫ - ЗЫ - давно не было грозы.

ЗОЙ - ЗОЙ - ЗОЙ - козлята идут с козой.

Автоматизация звука [з] в скороговорках:

Из кузова в кузов бросают арбузы.

Звенит звонок, зовет звонок,
И Зоя в класс к себе идет.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Соня - незнайка, а Зина - зазнайка.

Не забудет тётя Зоя загадать загадку Зое.

Замок закрыт на замок.

У входа в замок - звонок.

Столетняя пыль на звонке -

Замок сто лет на замке.

Автоматизация звука [з] в стихах:

«Новый год»

К нам зайдет Новый год,

Засверкают глаза.

«Незабудки»

Не забудут Зина с Людой

Синеглазых незабудок.

Много их нарвут и сразу

На окне поставят в вазу.

Не забуду незабудку,

Эти синие глаза.

Вам название напомнит,

Что её забыть нельзя.

«Завтра, - думал я вчера, -

Сяду завтракать с утра».

Завтрак тут, а где же завтра?

Я сегодня сел за завтрак.

Занят заклинатель змей

Звонкой музыкой своей.

А под музыку, друзья,

Затанцует и змея.

Считалка

Раз, два, три, четыре, пять.

Зайка, зонтик, змей, корзина,

Ваза, воздух и резина,

Зубы, козлик и тазы,

Зоопарк, завод, возы.

Посчитай-ка не ленись,

Да смотри не ошибись.

Автоматизация звука [з] в текстах

ЗВОНОК

Звенит звонкий звонок. Он зовёт Зою на занятие. У Зои азбука. Она знает много букв.

ЗАБОТЛИВАЯ ХОЗЯЙКА

У Зои в загоне коза. Зовут козу Егоза. Зоя заботится о козе. У козы всегда в тазу вода. В знойный день Зоя пасёт козу под зонтом.

ЗАБАВНЫЕ ЗВЁЗДЫ

На небе засияли звёзды. Зоя и Лиза отодвинули занавеску и залюбовались звёздным небом. Звёзды подмигивали им. - «Какие забавные звёзды!» — смеялись Лиза и Зоя. — «Так далеко от земли, а нас видят!»

ЗАЙКА-ЗАЗНАЙКА

На зелёной поляне, в лесу, собралось как-то несколько зайцев. Один заяц, с тёмным пятном на спинке, залез на пень. Он стал рассказывать другим зайцам о своих подвигах. «Друзья! — ска-зал заяц. — Я самый сильный зверь в лесу. Для меня справить-ся с лисой — пустяки. Я и волка одолею, и медведя съем!». Долго раздавался в лесу звонкий голос зайца. Вдруг рядом хрустнула ветка сосны. «Грозный» заяц спрыгнул с пня, лёг на землю и закрыл голову своими лапами... С тех пор все в лесу стали звать его Зайка-зазнайка.

Конспект подгруппового логопедического занятия по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи в первом классе по теме:

«Автоматизация звука [З] в слогах, словах, предложениях»
(конспект урока)

Технологии:

  • Информационно-коммуникативная
  • Игровая
  • Здоровье сберегающая технология

Тема:

Цель :

  • Автоматизация звука [З] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • учить правильно, произносить звук [з] в слогах, словах, предложениях;
  • развитие фонематического анализа, синтеза;
  • обогащение и активизация словаря;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру;
  • формировать правильное речевое дыхание;
  • развивать зрительное внимание и память;
  • развивать словесно-логическое мышление;
  • развивать общую и мелкую моторику, координировать речь с движением;
  • развивать навыки звуко-буквенного анализа;

Коррекционно-воспитательные:

  • развивать навыки взаимодействия;
  • воспитывать доброе отношение друг к другу, к окружающим.
  • воспитывать желание помочь другому.

Здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учетом возрастной нормы;
  • соблюдать правильную осанку ребенка;
  • следить за правильным освещением рабочего места;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование:

  • карточки, сюжетные картинки, предметные картинки, зеркала, сигнальные карточки, компьютерные программы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Сели ровно, руки положили на стол перед собой. Смотрим все на меня.

Развитие мелкой моторики.

Координировать речь с движением. Упражнения выполняются с использованием компьютера.

Массаж лица.

Водичка, водичка, умой меня.
Чтобы глазки блестели.
Чтобы щечки розовели.
Чтоб кусался зубок.
Чтоб смеялся роток.

Работа над дыханием «Задуй свечу».

(С использованием компьютера)

II. Раскрытие темы.

Послушайте загадки.

В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем таких, как я,
Будет целая семья!
(Зерно)

Хоть сама — и снег, и лед,
А уходит — слезы льет. (Зима)
Гуляю я и в дождь, и в зной:
Характер у меня такой.
(Зонт)

Летом серый, зимой белый.
(Заяц)

Какой один и тот же звук слышится в этих отгадках?

Дети отвечают — (Звук 3).

Сегодня на занятии мы будем продолжать изучать звук (3), учиться правильно произносить его в слогах, словах, предложениях.

III. Повторение артикуляции звука (3).

Профиль. Характеристика звука [з].

Вспомните, как работают губы (зубы, язык) при произношении звука [з]?

Ответы детей.

IV. Произнесение звука [з].

Вызываю детей с недостаточно четкой артикуляцией.

Как поют комарики? (3-3-3 …)

Что мы слышим, когда муха попадает в паутину? (3-3-3-…)

V. Артикуляционная гимнастика.

Вместе с ребенком перед зеркалом выполняю задания:

1. открыть рот, подержать открытым и закрыть;

2. улыбка;

3. трубочка;

4. улыбка — трубочка;

5. сделать язык широким;

6. язык широкий — язык узкий;

7. язык «чашечкой»;

9. присосать язык к небу.

Мимическая гимнастика (с использованием компьютера).

Дети выполняют мимические упражнения с использованием компьютера.

VI. Слоговые упражнения.

(слоги произношу с экраном)

за-зо,
зо-зу,
зу-за,
зы-за
за-зо-зу-зы
зва-зма-зла
зву-зну-зны
зму-зва-зну
зны-змо-зво
зда-зма-зна

Какой слог ударный?

за-за-за
зо-зо-зо
зы-зы-зы.

«Веселая неделька» гимнастика для глаз.

Понедельник.

Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

VII. Развитие фонематического анализа, синтеза.

1. На столе лежат картинки.

Нужно выбрать и назвать только те, в названии которых есть звук [з]

(картинки: вода, тазы, санки, коза, волки, зубы, диван, журнал, кожа, петух, замок, жук, звонок).

2. — Я буду произносить слова.

Если вы услышите звук [з], поднимите сигнальную ккарточку (слова произносятся с экраном): ваза, забор, коза, гнездо, береза, лиса, жаба, коса, стол, глаза, зонт, стул, стол.

3. Игра «Живые звуки».

Сейчас мы поиграем в игру. Я назову вам слово: алмаз. Какой первый звук в этом слове (второй, третий, четвертый, пятый)?

Назовите гласные звуки, согласные звуки. Оля, ты будешь звук [а], Саша — звук [л], Дима — звук [м], Катя — звук [а], Лена — звук [з].

- «Звуки», встаньте так, чтобы получить слово алмаз. (Аналогично слово «забор»).

4. Выбери картинки в названии которых звук [ з ] находится вначале слова; середине; конце.

(зонт, тазы, козы, глаза, таз, заяц).

5. Анализ и составление схемы слова «азбука». (с детьми анализируется слово и записывается его схема на доске. Гласные звуки зарисовываются розовыми мелками). Подобрать схему к слову «забор», «таз».

Физкультминутка.

(Текст стихотворения сопровождается движениями детей).

Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседание),
Прыгать и скакать (10 прыжков).

VIII. Составление предложений по картинкам.

  • У козы маленькие козлята.
  • На калитке замок.
  • Лиза покупает вазу.
  • Зоя завязывает ленту.

За-за-за – зеленые глаза.
Зы-зы-зы – не боюсь грозы.
Зу-зу-зу – прогони козу.

Дополнить предложения (предлагаю картинки).

  • На лугу Зина пасла (козу).
  • Когда идет дождь нужен (зонт).
  • Каждый день нужно чистить (зубы).

IX. Подведение итогов, организованное окончание урока.

Какой звук мы изучали на уроке?

Что мы сегодня делали на уроке?

Урок окончен. Сегодня хорошо работали все дети.

X. Задание на дом.

Выучить наизусть стихотворение «Земляничка» Л. Фадеев

Земляничка
Возле пня
Всем сказала:
- Нет меня! -
Оглянулась
И потом
Притаилась под листом.
Солнца луч её нашёл,
Закричал:
- Нехорошо!-
Обманула!
Ай — ай — ай!
Земляничка,
Вылезай!
Покраснела ягода
И сказала:
- Ябеда….

Литература:

  1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1989
  2. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959
  3. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики — развиваем речь! — СПб, Издательский дом «Литера». 2011г.
  4. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. -М.: Издательство ГНОМ. 2014 г.
  5. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб.: «Детство-Пресс». 2001г.

Андреева Светлана Васильевна,
учитель-логопед
Муниципального казенного учреждения
«Центр развития образования»
муниципального образования
Белореченский район МКУ ЦРО,
Город Белореченск