Перечисли гласные которые обозначают мягкость согласных звуков. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Орфоэпия: мягкие и твердые согласные

1. Прочитай выразительно.

      На солнышке согрелась ель .
      Подтаяла со сна.
      И дёт апрель , звенит ка пель .
      В ле су у нас ве сна.
      (3. Александрова)

  • Объясни написание выделенных в словах букв. Спиши любое предложение.
  • Произнеси все согласные звуки в слове апрель . Какой из них твёрдый, а какие - мягкие согласные звуки?

2. Рассмотри предметы.

  • Произнеси каждое слово-название предмета. Послушай, какими звуками они различаются. Какой из них твёрдый, а какой - мягкий согласный звук?

Вспомни! Твёрдые согласные звуки обозначаем так: [л], [к], [м], [з], а мягкие согласные звуки - так: [л"], [к"], [м"], [з"].

3. Прочитай каждую пару слов. Произнеси звуки, которые обозначены выделенными буквами.

  • Какими буквами обозначена на письме твёрдость и мягкость согласных звуков [р], [р"], [в], [в"], [л], [л"], [м], [м"] в данных словах?
  • Спиши слова, в которых первый звук -мягкий согласный.

4. Произнеси слова по их звуковым обозначениям. Скажи, что обозначает каждое слово.

[м"этр] [лыжн"а] [кл"он]

  • Объясни, как ты будешь обозначать на письме мягкость согласных звуков в данных словах.

5. Прочитай.

Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами

Обрати внимание! Некоторые согласные звуки образуют пары по твёрдости-мягкости : [б] - [б"], [д] - [д"], ... .

  • Произнеси каждую пару звуков. Одинаковой ли буквой они обозначены на письме?
  • А теперь произнеси непарные согласные звуки. Какие из них твёрдые, а какие - мягкие?
  • Догадайся, для чего в этой таблице даны буквы, обозначающие гласные звуки, и буква «мягкий знак».

6. Прочитай.

      В любом краю любой страны
      Ребята не хотят войны.
      Им в жизнь вступать придётся скоро,
      Им нужен мир, а не война...
      (Е. Трутнева)

  • Какая мысль выражена в стихотворении?
  • Спиши первое предложение. Подчеркни в словах буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

7. Прочитай загадку. Отгадай её.

      Висит за окошком
      Кулёк ледяной.
      Он полон капели
      И пахнет весной.
      (Т. Белозёров)

  • Как узнать, в каких словах есть мягкие согласные звуки? Произнеси эти звуки.
  • Спиши первое предложение. Подчеркни в нём буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.
  • Выпиши из загадки слово, в котором есть три мягких согласных звука. Подчеркни буквы, обозначающие эти звуки.

ре бя́та

8. Прочитай. Одинаково или по-разному надо читать букву «эль» в каждом слове?

  • Распредели слова в две группы: в первую - слова, где буква л обозначает мягкий согласный звук, во вторую - слова, где буква л обозначает твёрдый согласный звук.
  • Запиши слова, в которых буква л обозначает твёрдый согласный звук.

9. Прочитай.

      На св..те есть кот..та -
      Касьянка, Том и Плут.
      И есть у н..х хоз..йка,
      Не помню, как зов..т.
      Сказала р..з хоз..йка:
      «Схожу купл.. буква..,
      Неграмотный кот..нок -
      Невежда и дика..».
      (И. Токмакова)

  • Объясни, какие буквы пропущены в словах. Произнеси звуки, которые они обозначают.
    Почему ударный гласный звук [а] в словах сказ..ла и хоз..йка надо обозначить разными буквами?

10. Прочитай выразительно.

      На малютку сына
      Нежно мать глядела;
      Колыбель качая,
      Тихо песню пела:
      «Ай! уймись ты, буря!
      Не шумите, ели!
      Мой малютка дремлет
      Сладко в колыбели».
      (А. Плещеев)

    Как надо читать это стихотворение: громко или тихо, быстро или медленно? А можно ли спеть стихотворение? Попробуй сочинить свою мелодию к колыбельной песне.
    Запиши выделенное предложение. Подчеркни в словах предложения буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.

Класс: 1

Презентация к уроку


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Проблема: Как на письме обозначить мягкость согласного звука?

Цели:

  • активизировать представление учащихся о различии согласных по твёрдости - мягкости;
  • обобщить представление о способах обозначения мягкости согласных;
  • сформировать умение обозначать мягкость согласных буквами е, ё, ю, я, и;
  • сформировать умение обозначать мягкость согласных мягким знаком.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • узнают о способах обозначения мягкости согласных;
  • узнают особенности букв е, ё, ю, я;
  • узнают особенности буквы и;
  • научатся различать согласные по твёрдости - мягкости и обозначать мягкость согласных мягким знаком;
  • научатся обозначать мягкость согласных буквами е, ё, ю, я;
  • обозначать мягкость согласного буквой и;
  • сравнивать количество букв и звуков в словах.

Универсальные учебные действия (УУД)

  • Регулятивные:
формирование работать в группе.
  • Познавательные:
  • развивать первоначальное умение практического исследования языка.
  • Коммуникативные:
  • задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения.

    Личностные:

    Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

    Ход урока

    1. Организационный момент (слайд 2,3).

    Прозвенел звонок для нас,
    Все зашли спокойно в класс.
    Встали все у парт красиво,
    Поздоровались учтиво.

    Проверьте готовность к уроку. Учебник, тетрадь, цветные карандаши (красный, синий, зелёный).

    Откройте тетради и запишите дату.

    2. Чистописание. Словарная работа. (слайд 4,5,6,7)

    С какой работы мы всегда начинаем наши уроки русского языка? (чистописание).

    Какая задача стоит перед нами? (пиши красиво).

    Что значит “красиво”? (соблюдая наклон, высоту букв и т.д).

    Напишите только те слова, где правильно стоит ударение.

    Алфави"т, яго"да, воробе"й, со"бака, сапоги", сапо"жник.

    Проверьте себя, выделите безударные гласные.

    Что можете сказать о словах сапоги и сапожник?

    Найти и выделить красиво написанные буквы и слова.

    Распустились три цветка,
    Спорят с ночи до утра,
    Кто красивее, нежней,
    Рассудите их скорей!
    Лучшие буквы определите,
    И кружочком их обведите!

    3. Актуализация знаний

    На какие две группы делятся звуки?

    (работа в группах)

    Всё, что мы знаем о звуках, вы отразите в таблице. Соберите таблички, составьте схему и сделайте вывод.

    Таблички со словами на партах у каждой группы, дети собирают из них схему.

    А какие буквы не обозначают звуков? (ъ и ь )

    4. Постановка темы урока. (слайд 8,9,10)

    (на доске картина весны, включается тихая музыка Чайковского “Времена года”)

    Какой сегодня день недели? Какое число? Месяц?

    Прочитайте надпись на доске:

    На дворе звенит капель
    Это месяц наш апрель.

    Апрель - это месяц какого времени года?

    Правильно, это второй месяц весны. - Я записала несколько весенних слов. Прочитайте их.

    Что можете отметить в них общего? (звук [л"])

    Дайте характеристику звуку [л"].

    Одинаковым ли способом обозначим мягкость согласного звука [ л"] в этих словах на письме? (разными)

    Так о чём же мы сегодня на уроке будем говорить?

    Сформулируйте тему урока.

    Различные способы обозначения мягкости согласных на письме.

    5. Работа по теме урока.

    Обозначение мягкости согласных ь знаком. (слайд 11, 12)

    Весной природа пробуждается от зимнего сна. Совершается множество чудес и открытий.

    Сегодня на уроке проведём исследование, как же на письме обозначаются твердые и мягкие согласные звуки, в этом нам помогут фокусники.

    Живёт в стране Грамматика Известный фокусник – Ь. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, то оно делается совершенно неузнаваемым.

    Фокусник Мягкий знак:

    Я фокусник! Я фокусник! Я умею превращать одни слова в другие.

    Вот смотрите! Слово ЕЛ я превращаю (водит руками) в название дерева.

    А теперь смотрите, как шест превращается в число.

    Я великий волшебник! Я великий фокусник!

    Ребята, а кто может разгадать его фокус? (ь знак обозначает на письме мягкость согласных)

    Правильно, ребята. А теперь мы с вами тоже попробуем превратить одни слова в другие.1 ученик у доски, остальные в тетрадях записываем.

    Ест – есть, шест – шесть, пенки – пеньки, уголки – угольки, банка – банька.

    Работа по учебнику. (слайд 14) Упражнение 1. Стр 81

    Прочитайте.

    Выпишите слова, в которых мягкость согласного обозначена ь знаком.

    Подчеркните синим цветом твёрдые согласные, а зелёным мягкие согласные.

    Сколько букв и звуков в слове АПРЕЛЬ? Объясните. Произнесите согласные в этом слове. Какие из них твёрдые, а какие мягкие?

    Какая особенность в произношении мягких согласных звуков? (губы растягиваются в улыбке)

    Что происходит с согласными звуками, рядом с которыми стоит Ь.

    Какой вывод мы с вами сделаем?

    Вывод: мягкость согласного звука обозначается на письме мягким знаком (Ь). (слайд 15)

    Физминутка.

    Обозначение мягкости согласных гласными буквами е, ё, ю, я, и. (слайд 17, 18)

    Я тоже могу показывать фокусы, говорит второй фокусник Гласный. Посмотрите, как растение превращается в закрывающееся отверстие, например, в танке. (ЛУК – ЛЮК)

    слово РОВ (дотрагиваются волшебной полочкой) превращается в громкий плач! (РОВ – РЁВ)

    В чём секрет фокуса? (Не только ь , но и гласные буквы е, ё, и, ю, я обозначают мягкость согласных.)

    Что вы можете рассказать о йотированных гласных? (в начале слова или после гласной, буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука. А после согласной один звук, и при этом согласная смягчается).

    Работа на доске.

    Прочитайте слова. Нам надо эти слова поделить на две группы. Как вы думаете, на какие?

    Лед, соль, вишня, пальто, уголь, клюква, деревня, полька.

    (На две группы. В одну группу слова, в которых мягкость обозначена буквами и , е , ё , ю , я , а в другую группу слова, в которых мягкость согласных обозначена с помощью ь .)

    Работа выполняется письменно. Выборочно ученики у доски по одному слову.

    Работа по учебнику стр.82.

    Вспомните, как обозначаем твёрдые звуки на письме, и как мягкие. (квадратная скобка для обозначения звуков, если звук мягкий, то выделяем сверху запятой).

    На партах рисунки:(лист, улитка, крыша), (кот, окно, нитки), (мел, арбуз, часы)

    (должны получиться слова: люк, конь, мяч.)

    Учитель. Вам нужно поймать первые звуки в словах и собрать новое слово, а потом записать.

    Первый рисунок – лист.

    Дети. Звук [л"].

    Учитель. Улитка, какой первый звук?

    Дети. Звук [у].

    Учитель. А в слове крыша ?

    Дети. Звук [к].

    Учитель. Кто собрал слово?

    Дети. Слово люк . (Некоторые дети могут сказать лук , следует обратить их внимание, что первый звук мягкий [л"].)

    Учитель. Как запишем слово?

    Ученик записывает на доске.

    Учитель. Как ты обозначил мягкость на письме?

    Ученик. С помощью буквы ю.

    Аналогично разбирается второе слово.

    Учитель . Какое второе слово?

    Дети. Конь.

    Учитель. Как обозначить мягкость на письме?

    Дети. С помощью мягкого знака.

    Физминутка.

    Щ, Ч, Й – всегда мягкие согласные. (слайд 19,20)

    Ребята, смотрите, а под этой шляпой скрылись буквы Щ,Ч,Й. Они говорят, что они заколдованные, им и фокусы не надо показывать.

    Что же это за колдовство? (звуки щ, ч, й всегда мягкие, их смягчать не надо)

    А какие согласные не поддаются фокусникам и остаются всегда твёрдыми? (ж,ш,ц )

    Молодцы, ребята!

    Друзья, я знаю это точно:
    Должна быть в каждом деле [Т О Ч" К А]

    Мой знакомый ученик записал слово так. Кто прочитает вслух?

    Чтовы заметили?

    С чем вы не согласны?

    (звук [Ч"] всегда мягкий, то дополнительная мягкость ему не нужна)

    Хотя и, в стихотворении говорится, что должна быть точка в каждом деле, но сегодня на уроке мы точку ещё не ставим.

    Ребята пока наши волшебники нам рассказывали о фокусах русского языка, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место. Запишите предложения, исправьте все ошибки.

    На берозах стучат датлы.
    Серожа и Пета кормят индука.
    У Вяли завали цвети.
    Луся лубит вышни.
    Ката грела утуг.

    Смотрите какие красивые предложения у нас получились.

    Найдите и подчеркните в предложении главные члены предложения. Давайте проверим.

    6. Рефлексия. (слайд 21, 22, 23, 24, 25)

    Итак, я предлагаю сделать вам по нашему уроку вывод, как же обозначается на письме мягкость согласных.

    Мягкий знак

    Мягкий знак, мягкий знак
    Без него нельзя никак,
    Без него не написать
    30, 20,10, 5.
    Вместо есть напишем ест ,
    Вместо шесть получим шест .
    Станут пенками пеньки
    Уголками – угольки,
    Банька
    в банку превратится.
    Вот что может получиться,
    Если будем забывать
    Мягкий знак в словах писать.
    О.Высоцкая

    7. Итог урока

    Ребята, давайте устроим сегодня в классе цветочную поляну. Оцените свою работу, как вы поработали. Если отлично то берёте красный цветок, если что то у вас не получилось, то жёлтый. А если же вы считаете, что работали на уроке плохо, то синий.

    Согласные звуки в русском языке имеют несколько признаков, влияющих на их произношение. К одной из таких характеристик относится твердость/мягкость.

    Своеобразие мягких согласных

    Мягкие согласные, в отличии от твердых, произносятся более сглаженно. При их артикуляции язык чуть приподнимается (начинает напоминать дугу или своеобразный "мостик"), а кончик его упирается в основание нижних зубов.

    Для большинства консонантных (т.е. согласных) звуков русской речи мягкость является парным признаком. Каждому твердому согласному соответствует похожий на него мягкий. Например:

    • [б]/[б"];
    • [м]/[м"];
    • [з]/[з"];
    • [д]/[д"];
    • [ф]/[ф"].

    Среди всех согласных пар по описываемому признаку не имеют лишь шесть звуков. Одни из них являются всегда мягкими (это [й], [ш"], [ч"]). Другие же всегда бывают твердыми (к этому типу относятся [ц], [ш], [ж]).

    Главной особенностью мягких согласных является то, что они влияют на правописание слов. Именно с этим типом звуков связаны такие известные орфограммы, как написание сочетаний жи/ши с буквой И или сочетаний ча/ща с буквой А.

    Обозначение мягкости согласных в письменной речи

    Когда мы говорим, отличить мягкие согласные от твердых достаточно легко, благодаря особенностям их артикуляции. На письме же разобрать, где мягкий звук, а где твердый, иногда очень тяжело. Для этого в русском языке были введены несколько правил по особому обозначению мягких звуков на письме.

    Первый и наиболее очевидный способ их выделения - постановка рядом мягкого знака. Если он следует сразу за согласным, значит, он является мягким. С этим связано ещё одно орфографическое правило русского языка - написание без мягкого знака сочетаний -чк-, -щн-, -чн-, -рщ- и т.д. (ведь звуки [ч"] и [ш"] всегда являются мягкими и дополнительно обозначать этот их признак не требуется).

    Также мягкость на письме обозначается с использованием нескольких гласных букв. К ним относятся:

    • И, и.
    • Е, е.
    • Ё, ё.
    • Ю, ю.
    • Я, я.

    Если согласный расположен перед одной из перечисленных букв, он точно будет мягким (например, кит - [к"ит], песня - [п"эс"н"а], люди - [л"уд"и], клён - [кл"он].

    Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.

    Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким . А противоположный звук получил название - твёрдый .

    Выполним задание. Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, лук, тыква, огурец.

    Проверим. В первую корзину положили: свёклу (звук [в’]), репу (звук [р’]), помидор (звук [м’]), огурец (звук [р’]) . Во вторую: капусту, тыкву, баклажан, лук.

    Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе - с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово - НОС .

    Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:

    ряд - звук [р’] - рад - звук [р]

    люк - звук[л’] - лук - звук [л]


    Рис. 3. Лук ( )

    мял - звук [м’] - мал - звук [м]

    Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи - буквами, но в особых квадратных скобках - в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

    Большинство согласных звуков образует пары по мягкости - твёрдости:

    Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:

    Только твердые согласные : [ж], [ш], [ц]. Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].

    Выполним задание: укажем парный звук.

    [з] - ? [ж] - ? [р’] - ? [ч’] - ? [с’] - ? [л] - ? Проверим правильность выполнения задания: [з] - [з’]; [р’] - [р]; [с’] - [с]; [л] - [л’]. [ж], [ч’] - непарные по мягкости-твёрдости звуки.

    На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

    Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее - знак мягкий , для мягких согласных звуков.

    Составим памятку, как надо действовать во время письма слов:

    Слышу твёрдый согласный звук - пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.

    Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком - обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.

    Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком - мягкость показываю Ь.

    Рис. 5. Твёрдые и мягкие согласные звуки ()

    Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми, а мягкость согласных звуков на письме в русском языке обозначается буквами и, е, ё, ю, я и ь.

    1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
    2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ()
    3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

    Дополнительные веб-ресурсы

    1. Гипермаркет знаний ()
    2. Русский язык: краткий теоретический курс. ()
    3. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр. ()

    Сделай дома

    1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 35, упр. 6, Стр. 36, упр. 3.
    2. Сосчитайте, сколько мягких согласных звуков в слове электричка ? (В слове электричка - 3 мягких согласных звука ([л’], [р’],[ч’]) .
    3. Используя полученные на уроке знания, составьте ребусы или шарады со словами, где мягкость-твёрдость звука изменяет значение.