Путешествие по родному краю. Путешествие по родному краю (сценарий) Упражнение на дыхание «Аромат леса»

Тема: «Путешествие по родному краю».

Программное содержание: формировать у детей нравственно-патриотические чувства за край, где они живут, за свою малую Родину.

Материал и оборудование: Демонстрационный: картинный ряд, знаки по охране природы, флажок-модель Пермского края, карта России, карта Пермского края, макет автобуса, значки «настроения», мольберт, модель-карта России, записка.

Раздаточный: ключ, знаки полезных ископаемых.

Предварительная работа:

Беседы: «Наша Родина Россия», «Государственная символика России и Пермского края»;

Чтение художественной литературы (А. А. Мытарев, Л.М. Савельева «Наш край родной»);

Рассматривание иллюстраций, карт, разучивание стихотворений о родном крае, дидактические игры, ребусы, экскурсии;

Создание в группе познавательного центра «Наш родной край», экскурсия в библиотеку по теме «Краеведение»;

Игровая ситуация, групповая работа, беседа, рассказ, чтение стихотворений.

- динамические упражнения - речь с движением.

Прослушивание музыкальных произведений.

Индивидуальная работа: Помощь затрудняющимся воспитанникам в выборе и описании знака полезного ископаемого, в уточнении и формулировке ответа на поставленный вопрос.

Прогнозируемые результаты:

Знать историю своего родного края.

Иметь представление о родном крае.

Уметь рассказывать о своём родном городе.

Ход:

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие друзья!

Ребята, мы с вами поздоровались, поприветствовали друг друга. Что это значит - здороваться? А, значит, что мы пожелали друг другу…? (Ответы детей) .

Совершенно верно, мы пожелали здоровья, улыбок, радости, бодрости. Улыбнитесь друг другу!

Ребята, подойдите к мольберту. Посмотрите внимательно, здесь спряталось слово. Давайте мы его отгадаем, а отгадывать будем по первым звукам каждой картинки. (Дети отгадывают слово «Родина») .

Молодцы, верно отгадали. Какое большое и красивое слово - Родина! А, сейчас, послушайте, что я хочу вам рассказать.

В некотором царстве, в некотором государстве, а точнее на планете Земля, жила-была одна мудрая матушка, наша большая Родина, звали ее Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила…, так о России писал поэт Сергей Есенин.

И сегодня, ребята, я приглашаю вас в путешествие. А как можно путешествовать? На чем? (Ответы детей).

Отгадайте загадку и вы узнаете, на чем мы с вами отправимся путешествовать?

Загадка: С рогами, а не коза,

С педалями, но не машина? (велосипед).

Садитесь, пожалуйста, на ваши велосипеды, нам пора в путь. (Под тихую музыку, воспитанники, сидя на стульчиках, имитируют движение на велосипеде, проговаривая чистоговорку) .

Ритмическое упражнение «Велосипед»:

Ед - ед - ед -едет мой велосипед?

Да - да - да - быстрая езда.

Али - али - али - нажимаю на педали.

Аль - аль - аль - быстро мчусь я вдаль.

Вот и приехали, и первая наша остановка - « Историческая».

Ребята, есть такая наука история и география. Ученые и географы изучают наш край. Они пишут книги, составляют для нас карты. Посмотрите на эту модель-карту - это Россия, вот она, какая большая наша страна! Как вы думаете, ребята, на что, она похожа? (Ответы детей).

Верно, ребята, она похожа и на тучку, и на птицу, которая широко распахнула крылья. Посмотрите, а нашу Пермскую область в окружении России, кажется сравнительно небольшой.

Ребята, а здесь лежит записка, видно для нас. Давайте мы ее прочитаем:

«Здравствуйте, ребята! Мы знаем, что вы посетите нашу остановку. А еще, мы знаем, что вы живете на очень древней Кузнецкой земле. Ребята, а вы знаете, как еще называется ваш край? И что вы знаете о вашем крае? Что означают слова Родина и малая родина? (Воспитатель повторно зачитывает каждый вопрос отдельно, а дети отвечают) .

Молодцы, ребята! Совершенно верно, Родина - это большая страна, в которой мы живем, и называется она - Россия. А малая родина - это место, где человек родился, где он живет, это город, улица, дом, где он растет. Где впервые, вы, ребята, ощутили ласковый свет солнца и начали узнавать окружающий мир.

Ребята, а кто из вас назовет нашу малую родину? (Город Березники).

Да, город Березники - это и есть наша малая родина. Как, называют жителей нашего города? (березниковцы).

А кто из вас, ребята, скажет, чем богат наш Пермский край? (Полезными ископаемыми - это уголь, золото, руда, мрамор, минеральные воды и т. д.).

Посмотрите, ребята, перед вами лежат знаки полезных ископаемых. Задание такое: возьмите по знаку, назовите, что это за знак и какую пользу он приносит людям? (Дети берут знак и отвечают на поставленный вопрос).

Ребята, а что я держу в руке? (Флаг Пермского края) .

А сейчас, ребята, я хочу вам загадать загадку:

Наш край родной, наш отчий дом,

Нам хорошо живется в нем!

Береги наш общий дом.

Здесь родился, живешь, уезжаешь - скучаешь,

Как зовут это место, знаешь? (Родина).

Молодцы, ребята! Но, нам пора в путь. И я предлагаю вам продолжить наше путешествие пешком.

Воспитатель: В лес весенний на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь.

Все готовы? (Да).

Динамическое упражнение «На прогулку в лес»:

Раз-два-три, раз-два-три - по дорожке мы пошли. (Шаг марша).

Петлять тропинка начала среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко, головушку подняв. (Ходьба змейкой).

Вот мы кочки увидали, через них мы прыгать стали. (Прыжки с продвижением вперед).

Впереди течет ручей, подходите поскорей. (Ходьба на носках, руки - в стороны).

Руки в стороны расставим, переходить его мы станем.

Раз-два, раз-два - (прыжки).

Позади теперь вода! (дети маршируют).

Раз-два, раз-два - (прыжки).

Позади теперь вода! Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко. (Маршируют).

Лес весенний увидали и к нему все побежали. (Бег по кругу).

Посмотрели на бегу, что растет в этом лесу.

Остановка «Лесная».

Воспитатель : Вот и вышли мы за город. Чудесна, богата и разнообразна природа нашего края! Это высокие горы, бескрайняя тайга, прорезанная голубыми лентами рек - все это создает неповторимую красоту нашего края. (Тихо звучит музыка с пением птиц).

Ребята, а для чего человеку нужна природа? (Ответы детей).

А теперь, ребята, представьте себе, что вы находитесь в лесу. Какой чудесный воздух! И дышится легко. Давайте, ребята, подышим чистым, лесным воздухом.

Упражнение на дыхание «Аромат леса».

Дети вместе с воспитателем выполняют упражнение на дыхание: через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А - ах!».

Ребята, а кто из вас скажет, чем пахнет в лесу? (Свежестью, травою, цветами и т.д.).

А, что мы услышим в лесу? (Пение птиц, жужжание насекомых и т. д.).

Как вы думаете, каких птиц мы увидим? (Дятла, глухаря, рябчика, ворону, воробья и т. д.).

Назовите, какие деревья растут в наших лесах? (Березы, осины, кедры, сосны и т. д.).

Появляется лесовичок.

Лесовичок : Кто это в моем лесу разговаривает? (Лесовичок здоровается с воспитанниками).

Да, я погляжу никак ребятушки ко мне в гости пришли. Слышал, слышал, все-то вы знаете, все-то вы умеете. А вот мои загадки попробуйте отгадать!

Дети разгадывают ребусы и знаки по охране природы, предложенные лесовичком.

А еще, ребятки, я хочу поиграть с вами в очень интересную и полезную игру, чтобы ваши глазки всегда были здоровыми.

Гимнастика для глаз:

Белка дятла поджидала, (резко перемещать взгляд вправо-влево).

Гостя вкусно угощала:

Ну-ка, дятел, посмотри (Перемещать взгляд вверх-вниз).

Вот орехи: раз, два, три!

Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами),

И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами).

Лесовичок: А, еще, есть у меня очень интересное стихотворение для вас, послушайте:

Чтоб цветы в лесу цвели, всю весну и лето.

Мы не будем собирать их больших букетов.

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,

Если я, и ты, и мы, если все сорвут цветы,

То не будет красоты и не будет доброты.

Воспитатель: Ну, ребята, теперь мы должны жить в дружбе с природой. Подойдите все ко мне. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались и о чем мы говорили? (Ответы воспитанников).

Ребята, путешествие наше подходит к концу и хочется сказать, что богат наш край и колосистыми хлебами, и обширными, богатыми лесами, и полезными ископаемыми. Но, главное богатство земли Пермской - это люди, которые своими руками добывают полезные ископаемые, выращивают хлеб, берегут и охраняют красоту родного края.

Вы все, ребята, молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня работали. Вы справились со всеми заданиями, прошли все трудности и нашли свои знания. (Индивидуальное поощрение).

Прикрепите значки - настроения вашего на доске.

Варианты значков: «солнышко» - на душе светло, радостно; «тучка» - на душе пасмурно.

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

Лесовичок: Ребята, вы мне так понравились! Вы так много знаете о своем крае, что я захотел сделать вам подарок - вот этот автобус, на котором вы вернетесь в детский сад. (Лесовичок передает ключи педагогу, прощается).

Дети уезжают на «автобусе», проговаривая ритмично слова:

Рано утром спозаранку он выходит на маршрут,

И его на остановке с нетерпением все ждут.

Маму с папой на работу отвезет за пять минут.

Этот транспорт очень важный, все автобусом зовут.

Быстро наш автобус мчится и плохого не случится.

(С. Иванов).

Лесовичок - машет детям рукой.

Конспект развлечения

Тема: «Путешествие в лес».

Программное содержание: выявление уровня сформированности экологических знаний и представлений детей старшей группы .

Материал и оборудование: письмо, стрелки - указатели, картинки диких животных, игрушки ежа и муравья, картинки с изображением лекарственных растений, макеты деревьев, животных, загадки, презентация «Насекомые» , аудиозаписи «Звуки леса» , плачь, журчание ручья, видеозапись «Голоса птиц» , мусор и большой мусорный пакет для игры, аудиописьма от Мудрой Совы, записка, кинетический песок, веточки, рюкзак, пазлы, медали.

Предварительная работа: рассматривание картинок, беседы, чтение художественных произведений о животных, птицах, насекомых, отгадывание загадок., просмотр мультфильмов из серии «Шишкин лес» , просмотр презентаций «Животные наших лесов» , «Насекомые» , «Лесная аптека» , , «Птицы Пермского края» , «Деревья и кустарники» составление рассказов о птицах и животных, д/и: «Кого не стало» , «Четвёртый лишний» , «Кто где живёт?» , «Кто что ест?» , «Чей хвост» , «Узнай по силуэту» , «Животные и их детеныши » , «Зимующие и перелетные птицы» , «С какого дерева листок» , «Назови лекарственную травку» и др.

Прогнозируемые результаты:

Знать правила поведения на природе.

Иметь представление о родной природе.

Уметь бережно относиться к природе.

Ход:

Воспитатель : Ребята, сегодня почтальон принёс мне письмо. Вы хотите узнать, от кого оно и что в нем написано?

Дети : Хотим.

Воспитатель : Тогда слушайте. «Дорогие ребята! Пишет вам Мудрая Сова. Мы, лесные жители слышали, что вы любите природу и много о ней знаете. Мы хотим проверить, так ли это, и приглашаем вас в путешествие по лесу . Мы приготовили для вас подарок, но чтобы получить его, вам надо выполнить много трудных заданий. За каждое выполненное задание вы получите подсказку-пазл. Если вы найдёте все подсказки и правильно их соедините, то сможете узнать, где находится подарок. А чтобы вы не заблудились в лесу, мы оставили для вас стрелки - указатели.

Воспитатель : Ребята, вы готовы отправиться в путешествие по лесу ? Вы согласны выполнить задания лесных жителей и хотите получить подарок?

А как вы думаете, на чём можно отправиться в лес? (ответы детей )

Я предлагаю отправиться в лес пешком. Но прежде чем отправляться в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу:

Нельзя ломать деревья!

Нельзя брать яйца в птичьих гнёздах. Птица может их бросить, и птенцы не появятся.

Нельзя разрушать муравейники.

Нельзя разжигать костёр. Надо его потушить!

Нельзя приносить лесных животных домой. Лес для них – родной дом.

Нельзя рвать большие букеты цветов.

Нельзя шуметь! (В лесу своя музыка и посторонний шум сильно напугает птиц и животных.)

Нельзя мусорить в лесу.

Можно фотографировать природу.

Нужно смотреть под ноги, чтобы не наступит на ящерицу, жука, змею.

Молодцы ребята, вы знаете, как себя вести в лесу. Отправляемся в путь.

Друг за дружкою вставайте и за мною все шагайте.

Через кустики и кочки, через ветки и пенёчки.

(звук леса)

Воспитатель : Вот мы и добрались до первой полянки. Послушайте, как поют птицы. Но что-то здесь не видно никого.

Воспитатель : Ну что, поищем животных, ну ка посмотрите внимательно, куда же они спрятались?

Посмотрите внимательно, а чья это тень. (Если дети затрудняются угадать животное по силуэту предлагает отгадать загадки:

За горами, за полями, за дремучими лесами

Хищник-ворище ночами рыщет,

Добычу ищет, зубами - щелк.

Кто это? ( волк )

Правильно волк. Как называется дом у волка – логово. Чем питается волк? (Мелкими животными).

Ребята вы слышите, за пеньком пыхтит кто- то. (Звук ежа) (Воспитатель заглядывает).

Хотите узнать, кто здесь, отгадайте загадку:

Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки ни одной. (ёж )

Где дом ежа? Чем питается? (Живет ежик под корягами и пнями. Он питается червяками, жуками. Ловит ящериц, ядовитых змей, мышей, лягушек.)

А здесь кто спрятался, чей это пушистый рыжий хвостик выглядывает?

Лиса, молодцы. Чем питается? Как называется дом лисы? (Лиса охотится на зайцев и мышей, живет в норе).

Интересно, а чьи это длинные ушки выглядывают из- за кустика? Кто там прячется. Правильно заяц. Чем питается заяц, где его дом? (Питается травой, корой деревьев. Живет в норе под кустом.)

Смотрите, под деревом скорлупа от орехов лежит, кто же здесь прячется – белка. Где дом белки? (в дупле) . Чем питается? (шишками, орехами, желудями, грибами, ягодами) Правильно.

Воспитатель : Ребята, а давайте поиграем в игу «Кто, кем был в детстве».

Ловкая белка – была в детстве …. бельчонком.

- Ёж – колючий, был в детстве … ежонком.

А хищный волк – маленьким … волчонком.

А хитрющая лиса - рыженьким … лисёнком.

Длинноухий быстрый заяц в детстве был… зайчонком.

Воспитатель : Молодцы, вы справились с заданием. А где же пазл подсказка, смотрите за кустиком сумка, что же в ней лежит? Правильно в ней первый пазл. Заберем её с собой. Пойдем дальше? Куда нам стрелка показывает? Не отставайте, давайте вспомним игру «В лес отправимся гулять». Я начинаю, а вы продолжайте:

Раз – два – три – четыре – пять –

В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба)

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем. (Ходьба "змейкой”) .

Может быть, и под листочком

Сладку ягоду найдём. (Присели)

На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках)

И на каблучках пойдём,

Через лужи перейдём. (Ходьба на пятках) .

Воспитатель : Ребята! Смотрите нам на встречу Ёжик бежит. Здравствуй, Ёжик, ты куда спешишь?

Ёжик : Беда в лесу приключилась, Айболит в Африку улетел зверей лечить, а мне друзья – лесные жители позвонили, сказали, что заболели, просили помочь. А я не знаю, чем зверей в лесу лечить можно. Может вы мне подскажите?

Воспитатель : Как вы думаете, чем можно вылечить зверей в лесу (можно собрать лекарственные травы.) А вы в травах разбираетесь, знаете какой травкой какую болезнь лечить можно? Поможем Ёжику травы в корзинку собрать? Ёжик, ты нам скажи, что болит у твоих друзей?

Ёжик : У лисы ангина и высокая температура (надо заварить чай из ромашки).

Воспитатель : Правильно, где у нас картинка с изображением ромашки. Кладите её в корзинку.

Ёжик : А медведь бочонок с медом поднял, спина теперь болит, чем полечить? (дети предлагают приложить лист лопуха и крапиву).

Воспитатель : Правильно, ищите картинку крапивы и лопуха, кладите в корзинку.

Ёжик : А маленький зайка бежал, споткнулся через шишку и разбил себе колено, чем помочь? (надо приложить подорожник)

Воспитатель : Молодцы, ищите картинку с изображением подорожника, Подорожник это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьёт микробов, и ранка быстро заживёт.

Ёжик : Вот спасибо вам ребята, помогли мне травку собрать, теперь я смогу своим друзьям помочь. Я слышал, вы подарок ищите, вот вам пазл подсказка. До свидания.

Воспитатель : Ребята, нам пора идти дальше. Куда стрелочки показывают?

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Воспитатель : Ну вот ребята мы пришли в берёзовую рощу. (На экране березовая роща, звук леса, пение птиц ). Послушайте как здесь поют птицы (фонограмма пение птиц.) Какое же задание нам приготовили лесные жители?

Воспитатель : Ну что ребята, выполним задание лесных жителей, присаживайтесь рядышком со мной, внимательно смотрите на экран и отгадывайте, какая птица для вас поёт. (Видео пение птиц (дятел, ворона, сорока, кукушка).

Воспитатель : Молодцы ребята вы были внимательны и всех птиц отгадали. А какие птицы еще живут в лесу? Расскажите, какую пользу приносят птицы? (Уничтожают вредных насекомых: червяков, гусениц, которые поедают листики на деревьях ). Молодцы.

Воспитатель: Ребята, я что-то устала, а вы? Давайте приляжем на полянке, отдохнём, послушаем пение птиц, расслабимся.

Релаксационное упражнение «Расслабление» (Голос)

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень легкая, простая,

Замедляется движенье, исчезает напряженье…

И становится понятно – расслабление приятно!

Воспитатель : Ну что, отдохнули, вставайте, пора идти дальше, с заданием вы справились, а где же пазл (высоко на дереве, достают пазл, кладут в сумку).

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Воспитатель: Смотрите впереди ручеек (звук ручья) , аккуратно по кочкам через ручеёк переходите, чтобы ноги не промочить.

Ребята, смотрите какая красивая полянка впереди, как много на ней цветов. (Звук насекомых) Как вы думаете кто здесь живет? (дети высказывают свои предположения) Бабочки, пчёлы, кузнечики. Ребята, а как всех этих жителей цветочной полянки можно назвать одним словом? Правильно, насекомые. Ребята, а что вы знаете о насекомых? (Они бывают полезными и вредными.) Каких полезных насекомых вы знаете? (Это пчёлы, муравьи, божьи коровки.) А вредных? (Это мухи, комары, гусеницы.) .

Воспитатель : Ребята, смотрите здесь записка лежит, это, наверное лесные жители оставили для нас задание. Прочтём? «Ребята отгадайте загадки и узнайте, какие насекомые живут на цветочной полянке, если отгадаете правильно, то на экране появиться насекомое».

Воспитатель : Справимся, отгадаем загадки? Слушайте внимательно и смотрите на экран:

1. Прыгает пружинка - зелененькая спинка

Сверху на серединку, с травинки на былинку,

С ветки на тропинку.

(Кузнечик) (изображение на экране)

2. Спал цветок и вдруг проснулся - больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел. (Бабочка)

3. Надевает эта крошка платье красное в горошек.

И летать умеет ловко это… (Божья коровка)

4. Домовитая хозяйка летает над лужайкой,

Похлопочет над цветком - он поделится медком.

(Пчела)

Воспитатель : Ребята давайте встанем в круг, друг за другом и вспомним упражнение про пчелу.

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк и весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза, как фонарики глаза. (Встают, загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых. Делают кружки из пальчиков и подносят их к глазам.)

Пожужжали, полетали, (Дети бегут по кругу на носочках и машут воображаемыми крылышками.)

От усталости упали. (Вновь бегут по кругу. Медленно опускаются на ковёр.)

Воспитатель : (Звук плачь) Ребята, вы слышите, кто то плачет (воспитатель заглядывает за кустик).

Это муравей. Что случилось, муравей, почему ты плачешь?

Муравей : Беда у меня приключилась. На мой домик кто-то наступил и его разворошил.

Воспитатель : Не плачь, муравей мы с ребятами поможем тебе построить новый домик. Правда, ребята? Ребята, а вы знаете как называется дом муравьёв (муравейник, на экране появляется муравейник). Да муравейник, посмотрите на экран. Муравьи очень дружные и трудолюбивые. Чтобы построить муравейник, они очень долго и много трудятся.

Вы знаете из чего строят муравьи свой дом? (песок, веточки деревьев, листики, цветочки.) Смотрите, под кустиком песок, веточки, листочки лежат, давайте быстро, дружно построим дом для муравья. (Дети складывают муравейник) .

Муравей : Спасибо вам ребята, вы очень дружные и трудолюбивые, очень быстро построили мне муравейник. Я слышал вы подарок ищите, вот вам пазл - подсказка. До свидания, счастливого пути.

Воспитатель : Молодцы, как я рада за вас, ребята вы и загадки отгадали и муравью помогли. Пойдем дальше? Под ноги смотрите, не отставайте.

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Вот мы и к следующей полянке вышли. Посмотрите. На этой полянке никто не живёт, ничего не растёт, птицы не поют (на поляне мусор, пластиковые стаканы, бутылки, бумажки от конфет) Что здесь интересно случилось? (дети высказывают свои предположения)

Голос Мудрой Совы : Ребята, на этой полянке побывали дети – неряхи. Они кричали, шумели, всех птиц и зверей распугали, мусор разбросали, помогите нашей полянке, уберите мусор и получите последний пазл – подсказку.

Воспитатель : Ребята, поможем полянке? Давайте вместе соберём весь мусор на полянке в большой пакет, а когда вернёмся в детский сад, выбросим его в мусорный бак. (Дети вместе с воспитателем собирают мусор и находят пазл) (звук пение птиц) Ребята послушайте, как запели птицы, это они вас благодарят за то, что вы помогли полянке.

Воспитатель: Ребята, мы выполнили последнее задание лесных жителей. Вы помните Мудрая Сова в письме писала, что для того чтобы узнать, где находится подарок, нужно собрать все пазлы в картинку, на ней и будет изображено то место, где лежит подарок от лесных жителей. Давайте скорее соберем все пазлы и узнаем, где лесные жители прячут для вас подарок (дети собирают пазлы, появляется картинка – подарок под большой ёлкой.) А где здесь самая большая ёлка растет? (Дети ищут, находят коробку) .

Голос Мудрой Совы : Молодцы ребята! Вы настоящие знатоки леса, вы выполнили все задания лесных жителей, а ещё мы узнали, что вы дружные, трудолюбивые и готовы всегда прийти на помощь.

Воспитатель : Ребята, вам интересно, что лежит в коробке? Давайте её откроем (Открывают – там медали «Знатоки природы» ) Посмотрите, какие медали приготовили для вас лесные жители (дети рассматривают медали) Воспитатель предлагает детям помочь друг другу надеть медали.

Ребята, а в коробке ещё что-то есть, смотрите здесь яблоки. Яблоки я предлагаю съесть, когда вернемся в детский сад. Как вы думаете почему (потому что надо помыть фрукты и яблоки)

Воспитатель : Ребята, нам пора возвращаться домой в детский сад.

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Воспитатель : Вот мы и в детском саду. Давайте вспомним, где мы с вами были? Кого встретили? Какие задания лесных жителей мы выполнили? Кому мы помогли? Что было вам интересно? Что было вам трудно? Вам понравилось наше путешествие ?

Конспект целевой прогулки

Тема: «Наблюдение за солнцем».

Цель: формировать представления о том, что Солнце является источником света и тепла.

Материал и оборудование: стихотворение про солнце, камешки, деревянный ящик, картинки с местонахождением солнца (утро, день, вечер, ночь), мяч, палочки для рисования на песке.

Предварительная работа: чтение стихов о солнце, рассматривание картинок с местоположением солнца, беседы о солнце.

Индивидуальная работа: подвижная игра «Попади в обруч» .

Цель : упражнять в метании в цель.

Прогнозируемые результаты:

Знать, что такое Солнце.

Иметь представление о солнце.

Уметь определять местонахождение солнца в сутках.

Ход:

Воспитатель: За летним тёплым солнцем

Выгляни скорей в оконце

И подставь свои ладошки,

Чтоб поймать зайчат лукошко.

На травинке дремлют мошки

И улитка греет рожки,

Из-под листиков букашки

Тянут к солнышку мордашки.

Любит солнце паучок,

Червячок, жучок, сверчок,

Любят солнышко цветы,

Научись любить и ты!

Солнце - источник света, тепла и жизни на Земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепло. Летом оно греет сильнее, поэтому дети гуляют раздетыми (в облегченной одежде, в головном уборе) .

Воспитатель предлагает отметить, что солнце стоит днем высоко - на улице жарко; утром и вечером солнце низко, поэтому становится прохладнее. День длится долго, ночи коротки.

Воспитатель :

- Когда вы возвращаетесь с прогулки , замечаете, где находится солнце?

- Почему вы чувствуете, что лето уже наступило?

- Что происходит с растениями, когда солнце ярко и долго светит?

- Для чего нужно в жаркую погоду одевать головные уборы: панамы, кепки?

- Во что одеты люди летом?

- Где можно спрятаться от палящих лучей солнца?

Исследовательская деятельность.

Положить два камешка. Один - на солнышко, другой - в тень, закрыв деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время проверить, какой камешек теплее. Сделать вывод, что на солнце предметы нагреваются быстрее, чем в тени.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

«Выложи узор»

Воспитатель предлагает выложить узор из камешков на песке.

Цель: развивать фантазию.

Трудовая деятельность.

Помощь детям младшей группы в уборке территории .

Цель: развивать трудолюбие, желание помогать малышам.

Игры с песком.

«Нарисуй облака и солнце» .

Цель: развивать воображение, фантазию, мелкую моторику рук.

Конспект целевой прогулки

Тема: «Безопасная прогулка по улице от детского сада до автобусной остановки».

Цель: формирование у детей основных навыков безопасного поведения на улицах и дорогах нашего города.

Материал и оборудование: дорожные знаки «Осторожно, дети», «Пешеходный переход», «Остановка» и т. д., карточки «Дорожные ситуации» и фишки на каждого ребёнка, памятка для родителей «Правила перехода улицы».

Предварительная работа: экскурсия по району, изготовление дорожных знаков, макете совместно с воспитателем, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме.

Прогнозируемые результаты:

Знать правила дорожного движения.

Иметь навык безопасного поведения на улицах и дорогах нашего города.

Уметь ориентироваться в дорожных ситуациях.

Ход:

Воспитатель : Сегодня я предлагаю вам прогуляться по нашему району и не просто так, а соблюдая правила безопасного поведения на улице и на дороге.

- Вот наш детский сад. Как он называется? (Ответы детей).

- Назовите его адрес. (Ответы детей).

- Как вы думаете, почему надо знать свои адрес, фамилию, имя, телефон и название детского сада? (Ответы детей).

А сейчас прочитаем стихотворение:

Тише, тише, осторожней через улицу иди,

Ты на лево, ты на право непременно посмотри.

На светофоре красный свет – для пешехода хода нет,

Сейчас никак нельзя идти!

А если жёлтый свет горит, он приготовиться велит.

Зелёный вспыхнет впереди – свободный путь – переходи!

А если снова жёлтый свет, то перехода вовсе нет!

Нужно слушаться без спора указаний светофора.

Нужно правила движенья выполнять без возраженья!

Воспитатель: Сейчас мы с вами посмотрим, запомнили ли вы это правило. Проведём игру «Светофор». (Показ кругов разного цвета. Зелёный цвет – топать ногами, будто идут. Жёлтый цвет – хлопать в ладоши. Красный цвет – тишина, идти нельзя.)

Ребёнок : Чтоб машины не спешили, шёл спокойно пешеход,

Помогать мы им решили – мы дежурим круглый год.

Самый малый знак дорожный – он стоит не просто так,

Будьте, будьте осторожны, соблюдайте каждый знак!

Воспитатель : О чём говорится в стихотворении?

Дети : О дорожных знаках.

Воспитатель: Какие дорожные знаки вы знаете? (Ответы детей).

Что означает этот знак? (Ответы детей).

Воспитатель : Найдите знак, который должен стоять возле нашего детского сада. (Действия детей). Почему вы его выбрали?

Дети : Потому, что на нём изображены дети.

Воспитатель : Как он называется?

Дети : «Осторожно! Дети!».

Воспитатель : От нашего сада мы пойдём по улице.

По улице, по улице не ходят просто так,

Когда не знаешь правила, Легко попасть впросак!

- На какие две части делится улица?

Дети : Улица делится на тротуар и проезжую часть.

Воспитатель : Для чего предназначен тротуар?

Дети : Для движения транспорта.

Воспитатель : Почему тротуар делают немного выше проезжей части?

Дети : Для того, чтобы транспорт не мог заехать на тротуар.

Воспитатель : С какими опасностями мы можем встретиться на улице?

Дети : Это могут быть машины, открытые люки, незнакомые люди, злые собаки, недостроенные дома и т. д.

Воспитатель : Продолжаем нашу прогулку. Отгадайте загадку:

Что за чудо светлый дом?

Пассажиров много в неё.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

Дети : автобус.

Воспитатель : Правильно, это автобус. Мы дошли до автобусной остановки. Покажите знак, который указывает место остановки автобуса. (Действия детей).

Воспитатель: Как он называется?

Дети : Этот знак называется «Остановка».

Воспитатель : Для чего нужны автобусные остановки?

Дети : На остановках люди ждут автобусы.

Воспитатель : Как надо вести себя на автобусной остановке?

Дети : Нужно стоять спокойно. Не выскакивать на проезжую часть.

Воспитатель : Садимся поудобнее в автобус, занимаем места и отправляемся в путь. Пока мы будем ехать, давайте вспомним правила поведения в общественном транспорте.

Дети : Ездить в автобусе можно только со взрослыми; заходить в автобус нужно в заднюю дверь, выходить – в переднюю; если есть место – садиться; не высовываться из окна; не сорить; не шуметь; не бегать по автобусу; не нажимать на незнакомые кнопки; уступать место старшим.

Воспитатель : Как бы не был труден путь,

Ты в дороге вежлив будь:

Место старшим или старым

Уступать не позабудь!

Как нужно вести себя, если ты вышел из автобуса и тебе надо перейти на другую сторону?

Дети : Нужно подождать, пока автобус отойдёт, посмотреть на лево, потом посмотреть на право и продолжить путь; можно перейти по переходу, если он есть.

Воспитатель : Назовите, какие правила пешехода вы должны знать и строго соблюдать, чтобы с вами не случилось несчастье?

Дети : Нужно ходить по улице только по тротуару и по пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, не мешая движению встречных пешеходов; запрещается шалить, играть на проезжей части, переходить улицу на красный сигнал светофора.

Ребёнок : Правил дорожных на свете не мало,

Все бы их выучить нам не мешало.

Но основное из правил движенья

Знать как таблицу должны умножения:

На мостовой – не играть, не кататься,

Если ты хочешь здоровыми остаться!

Воспитатель : Скажите, где и как переходят дорогу?

Дети : Для этого есть специальные места, они называются «Пешеходный переход», по-другому «Зебра».

Воспитатель: Вот мы и пришли обратно в детский сад. Наша прогулка была безопасна?

Дети : Да.

Воспитатель : Почему?

Дети : Потому что мы соблюдали правила дорожного движения.

Воспитатель : На улице стали внимательны дети

И выполняли все правила эти.

Правила дорожные помним всегда,

И не случится с тобою беда!

В заключении проводиться дидактическая игра «Дорожные ситуации» на закрепление.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Путешествие по родному краю»

для детей старшей группы

Дурбанова Ирина Николаевна,

воспитатель МКДОУ № 16,

г. Новосибирск

Цель: с истематизация знаний детей о городе Новосибирске и Новосибирской области, способствующих формированию нравственных ценностей.

Задачи:

  1. Социально-коммуникативное развитие:

— формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;

— формировать умение высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.

  1. Познавательное развитие:

— пополнить знания детей о родном крае, и городе Новосибирске;
— расширить представления детей о природных богатствах: растительный мир, животный мир Новосибирской области;

— развивать познавательную активность у детей;

— воспитывать интерес к родному краю, желание изучать историю родного города, воспитывать гордость за свою малую родину, любовь к природе, желание беречь и защищать ее.

  1. Речевое развитие:

— активизировать словарный запас детей.

  1. Художественно-эстетическое развитие:

— закреплять навык координации пения и движения.

  1. Физическое развитие:

— способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физминутки, релаксации, аутотренинга.

Предварительная работа: р ассматривание альбомов и иллюстраций о городе Новосибирске, разучивание стихов, пословиц и поговорок. Рассматривание иллюстраций о растениях и животных Сибири, занесенных в Красную книгу.

Материал к занятию: Карта России и Новосибирской области, символика города Новосибирска, игрушки животных, карточки с изображением растений, животных Новосибирской области, мнемотаблицы для описания животных. Аудиозаписи музыкальных произведений, музыкальный центр, гимнастическая скамейка, дорожка препятствий.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

  1. Аутотренинг «Мы — друзья природы»

Воспитатель: Ребята, закройте глаза и представьте:

Ярко светит солнце,

Дует лёгкий ветерок

Мы вдыхаем его чистый

Свежий воздух.

Нам хорошо и приятно.

Мы хотим жить в мире с природой,

И будем с друзьями защищать всё живое.

А теперь послушайте песню.

(Звучит песня М. Бернеса «С чего начинается родина»)

Вопросы к детям: О чём поётся в этой песне? Как вы думаете, что такое Родина?

Воспитатель: У каждого жителя Земли есть своя Родина — это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (Ответы детей, показ на карте).

Воспитатель: Да наша Родина велика и прекрасна.

(Чтение стихотворения)

Ребенок:
Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Ребенок:
Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Воспитатель: Да, дети, наша страна прекрасна и очень велика, но у каждого человека еще есть своя малая родина. Скажите, пожалуйста, в каком городе мы с вами живем? (Ответы детей).

Да, мы с вами живём городе Новосибирске, для нас он родной. (Показать город на карте Новосибирской области).

Ребёнок:

В России великой, есть город сибирский,

Зовётся тот город Новосибирском.

В этом городе вечно зелёные ели,

Конечно бывают зимою метели,

А так же в нём театры большие и парки,

И очень много зверей в зоопарке.

Там центр Российской науки — Академ-городок и перекрёсток важнейших дорог. (Показ иллюстраций о городе. Уточнение знаний о достопримечательностях Новосибирска).

Воспитатель: Дети, наш город является столицей Сибири и главным городом Новосибирской области, и мы с вами уже знаем, что у главного города есть свой флаг и герб. (Рассматривание символики города Новосибирска).

Воспитатель: Дети, расскажите, пожалуйста, что означает голубая полоска на гербе города? (Река). Как называется река, на которой стоит наш город? (Обь). Что означает белый цвет? (Снега и чистые помыслы людей). А зеленый? (Леса и равнины). Почему на гербе города царская корона? (Новосибирск – столица Сибири и центр Новосибирской области).

Воспитатель: Дети, мы с вами уже много раз путешествовали по нашему городу, давайте вспомним, на каком транспорте можно передвигаться по городу?

Дид. игра «Выбери городской транспорт»

Воспитатель: А сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по Новосибирской области, и вспомнить всё, что вы знаете о растениях и животных нашей области. Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. (Дети идут по дорожке с препятствиями: ребристая доска, коврики с нашитыми мелкими предметами и т.д.).

Игра: «Из следа в след по лесной тропинке»

Воспитатель: А теперь давайте поприветствуем всё живое:

Физминутка:

Здравствуй небо голубое (руки вверх)

Здравствуй солнце золотое (изображение солнца)

Здравствуй матушка — Земля (наклон вниз)

Здравствуйте мои друзья (повороты в стороны, руки на пояс)

Воспитатель: Ребята, мы с вами оказались на опушке леса. Давайте немного отдохнем и послушаем, как звучит лес (аудио запись «лесные звуки»).

Воспитатель: Природа нашей области очень разнообразна (показать на карте) — это леса, реки, равнины, болота. И везде живут различные животные и птицы, растут деревья и растения, многие из которых охраняются и занесены в Красную книгу.

Воспитатель загадывает загадки, дети находят карточки с изображением растений и размещают картинки на карте Новосибирской области.

На проталинке в лесу

Первым встретил я весну

Я мороза не боюсь,

Первым из земли пробьюсь. (Подснежник) .

На зелёном шнурочке

Белые звоночки

Знают даже малыши

То лесные … (ландыши) .

Как зовут меня, скажи

Часто прячусь я во ржи

Скромный полевой цветок

Синеглазый … (василёк) .

Разбежались по лужайке

Беззаботной лёгкой стайкой

Словно девочки-подростки

Белоствольные … (берёзки) .

Воспитатель: Наша белоствольная красавица — берёзка нравится всем. Это дерево — символ нашей Родины.

Ребёнок:

Люблю берёзку русскую

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Динамическая пауза «Берёзка». Дети имитируют покачивание веточек берёзки на ветру.

Воспитатель: Молодцы, дети, отгадали загадки. Теперь нам нужно познакомиться с животными нашей области. (Дети подходят к столу, на котором разложены игрушки – животные).

Дид. игра: «Опиши животное». (Составление рассказа с использованием мнемотаблицы).

Воспитатель: Давайте немного отдохнем и полежим на солнечной лужайке. (Дети ложатся на ковёр и закрывают глаза).

Релаксация: Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке. На полянке много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую бабочку и проследите за её полётом. (Звучит аудиозапись — звуки природы).

Воспитатель привлекает внимание детей к плакату, на котором написано: «ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ».

Вопросы к детям:

— Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).

Дид игра «Можно-нельзя»

Правила поведения в лесу: (Показ иллюстраций с участием детей, чтение стихов).

1 . Не разоряйте птичьи гнёзда

Дети запомнить должны

И понять: гнёзда у птичек

Нельзя разорять!

2. Не разоряйте муравейники

Муравьи – лесные санитары;

Так прозвали люди их недаром!

Только ты им, друг мой, не мешай!

Муравейники не разоряй!

Эти санитары так нужны

Для лесов твоей родной страны!

3 . Не забирай из леса домой животных

Для ёжиков и белок

Лес – это дом родной.

Они живут там смело

И летом и зимой:

Поэтому не стоит

Их в город забирать…

Поверь: они в неволе

Не будут, есть и спать…

4 . Не рвите полевые цветы

Не надо цветы полевые бессмысленно рвать,

Не надо букеты из них составлять…

Завянут букеты. Погибнут цветы…

И больше не будет такой красоты!

5 . Не ловите бабочек и стрекоз

Бабочка цветная

Над тобой порхает…

Стрекоза резвится,

Пляшет, веселится…

Лету все так рады!

Их ловить не надо…

Пусть себе летают,

Землю украшают…

6 . Не шумите в лесу

У леса музыка своя…

Её послушайте друзья!

Как много звуков тут и там!

В лесу не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, галдеть, кричать

И громко музыку включать!

7 . Не разжигай костёр в лесу без взрослых

Без взрослых с огнём развлекаться опасно –

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костёр обернётся серьёзной бедой!

Представьте, что пламя легко разгорится,

Начнёт полыхать, разбегаться искриться –

Его потушить невозможно тогда…

Пожары лесные – большая беда!

8. Не оставляй мусор в лесу

Вы в поход пришли, ребята…

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться…

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберём его с собой!

9. Не вырывайте кустарники с корнем

Если встретил землянику,

Куст брусники иль черники –

Нежно ягодки сорви,

А куст – оставь, побереги.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно, природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком. Давайте будем любить, и беречь нашу природу.

Ребёнок:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Дети читают хором:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок

Если вместе я и ты

Если все сорвут цветы,

То останутся пусты

Все деревья и кусты

И не будет красоты!

Звучит песня Ю. Антонова «Не рвите цветы»

Конспект
непосредственно образовательной деятельности
с воспитаннниками п одготовительн ой группы
Образовательная область: «Познание»
Тема: «Путешествие по родному краю»

Пояснительная записка.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в подготовительной группе.

Тема: «Путешествие по родному краю».

Данный конспект позволяет закрепить и уточнить знания воспитанников о родном крае, о своей малой родине.

При составлении конспекта НОД были использованы здоровьесберегающие технологии, такие как динамическое упражнение, зрительная гимнастика, психологическая минутка, а так же музыкальное сопровождение, которое позволяет снижать утомляемость воспитанников, повышает интерес к материалу.

Алгоритмизированная форма организации НОД составляет опору и выступает системообразующим каркасом, структура которого используется в ответах воспитанников при описании родного края. Это достигается использованием символов - рисунков, обозначающих различные признаки, предметы природы и полезных ископаемых.

В конспекте НОД интегрируются такие образовательные области, как: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Безопасность», «Здоровье», «Музыка».

Цель: Воспитание у ребят нравственно-патриотических чувств за край, где они живут, за свою малую Родину.

Задачи:

Образовательная:

Закреплять представления воспитанников о своем родном крае, который является частью нашей большой страны, о большой и малой родине, о том, что для каждого человека малая Родина - это место, где родился, где он живет;

Формировать умения правильно строить предложения, обращать внимание на употребление местоимении: мой, моя, наша;

Дифференцировать понятия край - страна;

Развивающая:

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, родного края;

Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, фонетическое восприятие, логическое мышление, воображение, память, речь с движением; развивать речь, как средство общения, умение поддерживать непринуждённую беседу, отвечая на вопросы педагога; активизировать и обогащать словарный запас по теме, вводить в пассивный словарь слова «малая Родина», «большая Родина», названия городов;

Развивать у воспитанников внимание, воображение, кругозор.

Воспитательная:

Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, к краю, к природе; чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает через доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к общению.

Интеграция полученных знаний, умений и навыков через образовательные области: «Познание», » Коммуникация«, «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Музыка»;

через виды деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, двигательную; использование игровой ситуации на протяжении всего занимательного дела.

Материал:

Демонстрационный: картинный ряд, знаки по охране природы, флажок-модель (Кемеровской области), карта России, карта Кемеровской области, макет автобуса, значки «настроения», мольберт, модель-карта России, записка.

Раздаточный: ключ, знаки полезных ископаемых.

Словарная работа: Кузбасс, Кемеровская область, полезные ископаемые, жемчужина.

Индивидуальная работа: Помощь затрудняющимся воспитанникам в выборе и описании знака полезного ископаемого, в уточнении и формулировке ответа на поставленный вопрос.

Методы и приемы:

Наглядный, словесный, игровой, рефлексия, поощрение, логические рассуждения, активизация словаря, вопрос-ответ, беседа.

Предварительная работа:

Беседы: «Наша Родина Россия», «Государственная символика России и Кемеровской области»;

Чтение художественной литературы (А. А. Мытарев, Л.М. Савельева «Наш край родной»);

Рассматривание иллюстраций, карт, разучивание стихотворений о родном крае, дидактические игры, ребусы, экскурсии;

Создание в группе познавательного центра «Наш родной край», экскурсия в библиотеку по теме «Краеведение»;

Игровая ситуация, групповая работа, беседа, рассказ, чтение стихотворений.

динамические упражнения - речь с движением.

Прослушивание музыкальных произведений.

Технические средства: Музыкальный центр.

Ход НОД:

Здравствуйте, дорогие друзья! - Здравствуйте, дорогие гости!

Ребята, мы с вами поздоровались, поприветствовали друг друга.

Что это значит - здороваться? А, значит, что мы пожелали друг другу…?

(Ответы воспитанников).

Совершенно верно, мы пожелали здоровья, улыбок, радости, бодрости…

Улыбнитесь друг другу! И подарите свои улыбки нашим гостям.

Ребята, подойдите к мольберту. Посмотрите внимательно, здесь спряталось слово. Давайте мы его отгадаем, а отгадывать будем по первым звукам каждой картинки. (Воспитанники отгадывают слово «Родина»).

Молодцы, верно отгадали. Какое большое и красивое слово - Родина!

А, сейчас, послушайте, что я хочу вам рассказать.

В некотором царстве, в некотором государстве, а точнее на планете Земля, жила-была одна мудрая матушка, наша большая Родина, звали ее Россия. Какое красивое слово! И роса и сила…, так о России писал поэт Сергей Есенин.

И сегодня, ребята, я приглашаю вас в путешествие.

А как можно путешествовать? На чем? (Ответы воспитанников).

Отгадайте загадку и вы узнаете, на чем мы с вами отправимся путешествовать?

Загадка: С рогами, а не коза, с педалями, но не машина? (велосипед).

Садитесь, пожалуйста, на ваши велосипеды, нам пора в путь.

(под тихую музыку, воспитанники, сидя на стульчиках, имитируют движение на велосипеде, проговаривая чистоговорку).

Ритмическое упражнение «Велосипед»:

Ед - ед - ед -едет мой велосипед?

Да - да - да - быстрая езда.

Али - али - али - нажимаю на педали.

Аль - аль - аль - быстро мчусь я вдаль.

Вот и приехали, и первая наша остановка - «Историческая».

Ребята, есть такая наука история и география. Ученые и географы изучают наш край. Они пишут книги, составляют для нас карты. Посмотрите на эту модель-карту - это Россия, вот она, какая большая наша страна!

Как вы думаете, ребята, на что, она похожа? (Ответы воспитанников).

Верно, ребята, она похожа и на тучку, и на птицу, которая широко распахнула крылья. Посмотрите, а наша Кемеровская область в окружении России, кажется сравнительно небольшой.

Ребята, а здесь лежит записка, видно для нас. Давайте мы ее прочитаем:

«Здравствуйте, ребята! Мы знаем, что вы посетите нашу остановку. А еще, мы знаем, что вы живете на очень древней Кузнецкой земле. Ребята, а вы знаете, как еще называется ваш край? И что вы знаете о вашем крае? Что означают слова Родина и малая родина? (Педагог повторно зачитывает каждый вопрос отдельно, а воспитанники отвечают).

Молодцы, ребята! Совершенно верно, Родина - это большая страна, в которой мы живем, и называется она - Россия. А малая родина - это место, где человек родился, где он живет, это город, улица, дом, где он растет. Где впервые, вы, ребята, ощутили ласковый свет солнца и начали узнавать окружающий мир.

Наш Кузбасс - это край, где мы с вами живем. В нашем крае 19 городов и 43 поселка.

Ребята, а кто из вас назовет нашу малую родину? (Город Прокопьевск).

Да, город Прокопьевск - это и есть наша малая родина.

Как, называют жителей нашего города? (Прокопчане).

А как вы думаете, почему наш город Прокопьевск называют жемчужиной Кузбасса? (ответы воспитанников).

А кто из вас, ребята, скажет, чем богат наш Кузбасс? (Полезными ископаемыми - это уголь, золото, руда, мрамор, минеральные воды и т. д.).

Посмотрите, ребята, перед вами лежат знаки полезных ископаемых. Задание такое: возьмите по знаку, назовите, что это за знак и какую пользу он приносит людям? (Воспитанники берут знак и отвечают на поставленный вопрос).

Ребята, а что я держу в руке? (Флажок Кемеровской области). Я предлагаю вам игру: «Знаешь - называешь и передаешь». Давайте с вами вспомним, какие города нашего Кузбасса мы знаем?

Игра «Знаешь - называешь и передаешь».

(Воспитанники передают флажок друг другу и называют города Кузбасса).

А сейчас, ребята, я хочу вам загадать загадку:

Наш край родной, наш отчий дом,

Нам хорошо живется в нем!

Береги наш общий дом.

Здесь родился, живешь, уезжаешь - скучаешь,

Как зовут это место, знаешь? (Родина).

Молодцы, ребята! Но, нам пора в путь. И я предлагаю вам продолжить наше путешествие пешком.

Педагог:

В лес весенний на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь. Все готовы? (ДА).

Динамическое упражнение «На прогулку в лес»:

Раз-два-три, раз-два-три - по дорожке мы пошли.

(Шаг марша).

Петлять тропинка начала среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко, головушку подняв.

(Ходьба змейкой).

Вот мы кочки увидали, через них мы прыгать стали.

(Прыжки с продвижением вперед).

Впереди течет ручей, подходите поскорей.

(Ходьба на носках, руки - в стороны).

Руки в стороны расставим, переходить его мы станем.

Раз-два, раз-два - (прыжки).

Позади теперь вода! (маршировать).

Раз-два, раз-два - (прыжки).

Позади теперь вода! Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко. (Маршировать).

Лес весенний увидали и к нему все побежали.

(Бег по кругу).

Посмотрели на бегу, что растет в этом лесу.

Остановка «Лесная».

Вот и вышли мы за город. Чудесна, богата и разнообразна природа нашего края! Это высокие горы, покрытые вечными снегами, бескрайняя тайга, прорезанная голубыми лентами рек - все это создает неповторимую красоту нашего края. (Тихо звучит музыка с пением птиц).

Ребята, а для чего человеку нужна природа? (Ответы воспитанников).

А теперь, ребята, представьте себе, что вы находитесь в лесу.

Какой чудесный воздух! И дышится легко. Давайте, ребята, подышим чистым, лесным воздухом.

Упражнение на дыхание «Аромат леса».

(Воспитанники вместе с педагогом выполняют упражнение на дыхание: через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А - ах!»).

Ребята, а кто из вас скажет, чем пахнет в лесу? (Свежестью, травою, цветами и т.д.).

А, что мы услышим в лесу? (Пение птиц, жужжание насекомых и т. д.).

Как вы думаете, каких птиц мы увидим? (Дятла, глухаря, рябчика, ворону, воробья и т. д.).

Назовите, какие деревья растут в наших лесах? (Березы, осины, кедры, сосны и т. д.).

(Появляется лесовичок).

Лесовичок:

Кто это в моем лесу разговаривает?

(Лесовичок здоровается с воспитанниками).

Да, я погляжу никак ребятушки ко мне в гости пришли. Слышал, слышал, все - то вы знаете, все-то вы умеете. А вот мои загадки попробуйте отгадать!

(Воспитанники разгадывают ребусы и знаки по охране природы, предложенные лесовичком).

А еще, ребятки, я хочу поиграть с вами в очень интересную и полезную игру, чтобы ваши глазки всегда были здоровыми.

Гимнастика для глаз:

Белка дятла поджидала, (резко перемещать взгляд вправо-влево).

Гостя вкусно угощала: - ну-ка, дятел, посмотри -

(Перемещать взгляд вверх-вниз).

Вот орехи: раз, два, три! - Пообедал дятел с белкой

(Помигать глазами),

И пошел играть в горелки.

(Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами).

Лесовичок:

А, еще, есть у меня очень интересное стихотворение для вас, послушайте:

Чтоб цветы в лесу цвели, всю весну и лето.

Мы не будем собирать их больших букетов.

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,

Если я, и ты, и мы, если все сорвут цветы,

То не будет красоты и не будет доброты.

Педагог :

Ну, ребята, теперь мы должны жить в дружбе с природой.

Подойдите все ко мне. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались и о чем мы говорили? (Ответы воспитанников).

Ребята, путешествие наше подходит к концу и хочется сказать, что богат наш край и колосистыми хлебами, и обширными, богатыми лесами, и полезными ископаемыми. Но, главное богатство земли Кузбасской - это люди, которые своими руками добывают полезные ископаемые, выращивают хлеб, берегут и охраняют красоту родного края.

Вы все, ребята, молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня работали. Вы справились со всеми заданиями, прошли все трудности и нашли свои знания. (Индивидуальное поощрение).

Прикрепите значки- настроения вашего на доске.

(Варианты значков: «солнышко» - на душе светло, радостно; «тучка» - на душе пасмурно).

Педагог:

Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

Лесовичок: Ребята, вы мне так понравились! Вы так много знаете о своем крае, что я захотел сделать вам подарок - вот этот автобус, на котором вы вернетесь в детский сад.

(Лесовичок передает ключи педагогу, прощается).

Воспитанники уезжают на «автобусе», проговаривая ритмично слова:

Рано утром спозаранку он выходит на маршрут,

И его на остановке с нетерпением все ждут.

Маму с папой на работу отвезет за пять минут.

Этот транспорт очень важный, все автобусом зовут.

Быстро наш автобус мчится и плохого не случится.

(С. Иванов).

(Лесовичок - машет им рукой).

Используемая литература:

1. Аверина И. Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» [Текст]: Практическое пособие/ И. Е. Аверина. - М.: Айрис - пресс, 2005.-25 с.

2 Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» [Текст]: Методическое пособие/ М. Ю. Картушина. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 7, 15, 39, 145 с.

3.Мытарев И. И., Савельева Л.М., Сафонов Л. П., Тивяков С. Д. «Наш край родной» [Текст]: Методическое пособие /И, И, Мытарев, Л. М. Савельева,

Л. П.Сафонов, С. Д.Тивяков. - М.: Кемеровское книжное издательство, 1977.- 66 с.

Авторы: Черемшанцева Любовь Александровна, Матвеева Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №62 «Родничок»
Месторасположение: г. Прокопьевск, Кемеровская область

МБОУ Тацинская СОШ №3 19.06.2018

Летний оздоровительный лагерь «Солнышко»

Подготовил воспитатель 3 отряда

Митрофанова Н.В.

Игра по станциям «Путешествие по родному краю»

Цели:

    Дать понятие учащимся о родном крае, многообразии природы родного края, о том, что человек – часть ее; раскрыть эстетический, познавательный, оздоровительный, практический интерес к изучению материалов о Родине, природы родного края в жизни людей и желание беречь и охранять Донской край;

    развивать любознательность; формировать у детей нормы поведения;

    воспитывать интерес к историческому прошлому Донской земли и нашей станицы.

Учебные материалы: карта Ростовской области и Тацинского района, демонстрационный видеоматериал по теме игры, фотографии родного края, природы, городов, людей разных профессий.

ХОД мероприятия

    Организационный момент.

Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами!

Если только улыбнуться,
То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей!

    Мотивация учебной деятельности.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ

1.Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья?

2.Здесь родился, живёшь,

Уезжаешь – скучаешь. Как

зовут это место, знаешь?

(ответы детей)

Правильно, ребята, это Родина, кто мне ответит, что такое Родина, родной край?

Как называется край, где мы живём?

С чего начинается Родина?

Ты уже знаешь, что мы живём на Дону. Это наша большая Родина. Но у каждого из нас с вами есть и малая Родина – это город, село или посёлок, в котором родились и живёте вы, ваши близкие и родные вам люди, друзья. Это, конечно, и ваша школа, родные сердцу улицы и площадь, парк и стадион, памятные и дорогие сердцу места.

3. Сообщение темы и целей мероприятия

Тема нашего сегодняшнего праздника звучит так: «Что такое Родина?»

Мы с вами поговорим о Донской земле, ее истории, природе родного края, о том, что человек – часть природы; обсудим зачем нужно беречь и охранять Донскую землю. А еще, мы будем соревноваться. Четыре ваших отряда будут соревноваться между собой за первое место, совершая прогулку по станциям. На каждой станции вы должны будете выполнить задание, дежурный по станции будет оценивать вашу работу по пятибалльной шкале, когда все отряды совершат прогулку по всем станциям, мы подведем итоги нашего соревнования, но перед тем, как мы начнем, я бы хотела провести небольшую игру-опрос . Я буду читать стихотворение, а вы внимательно его слушайте, если вы согласны, говорите «да» , если же вы считаете, что я говорю неправильные вещи, вы говорите «нет»

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь!
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, (да)
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать! (да)
Зря цветы не надо рвать! (да)
Из рогатки не стрелять, (да)
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, (да)
Топать, хлопать, палкой бить. (да)
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

4. Основная часть

4.1 Станция «Любознайкино»

Какие у нас есть достопримечательности?

Как называется наша станица?

Почему так названа наша станица?

Назовите столицу Донской земли?

В каком году основана наша станица?

Какие полезные ископаемые добывают в нашей местности?

Молодцы, ребята, я очень рада, что вы знаете так много о своем родном крае.

4.2 Станция «Это интересно!»

А знаете ли вы, что в начале 20 века на территории нашей донской земли было уже более 100 разного рода предприятий?

Назовите как можно больше предприятий нашей Донской земли!

4.3 Станция «Мудрая»

Игра восстанови пословицы

1.На чужой стороне Родина … │ там она и красна

2.Одна у человека родная мать,…│милей вдвойне

3.Где сосна взросла,….│ камешек знаком

4.На родной стороне и …│одна у него и Родина

Объясните, как вы понимаете эти пословицы?

4.4 Станция «Ребусная»

Игра «Измени слово»

Кто больше составит слов из слова ПРИРОДА. (У каждой команды лист и ручка.

Например, Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др. ).

4.5 Станция «Загадочная»

Отгадывание загадок

Сейчас мы отгадаем с вами загадки о природе, а после, вы должны мне будете должны сказать к какой природе принадлежат слова – отгадки, к живой или неживой?
Голубой платок, красный клубок по платку катается, людям улыбается. (Небо, солнце ).

Прозрачный, будто стекло, а не вставишь в окно. (Лед)

Не дерево, а с листьями. Не рубашка, а сшитая.

Не поле, а засеянное. (Книжка)

Белая заплата, черная заплата По дереву скачет. (Сорока )

Хотя не шью я никогда, а игл всегда достаточно. (Еж )

Всю ночь бродит наугад, Прокладывает путь к дню. (Луна)

Красное коромысло

Через реку повисло. (Радуга )

Много ног без копыт.
Ходит, а не стучит.
Летает, а не птица. (Жук)

4.6 Станция «Отгадайкино»

Отгадывание загадок про разных животных

Очень хорошо, ребята, но это еще не все, на территории нашего края обитает большое количество разных животных: зверей, птиц, насекомых, пресмыкающихся. Многих из них вы знаете, о некоторых слышали. Я загадаю вам загадки, ответив на них правильно, вы получите больше баллов:

Лесом катиться клубок,

У него колючий бок.

Он охотиться ночами

За жуками и мышами.(Еж.)

Посмотрите-ка, какая-

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.(Лиса.)

В травах прячется........(Кузнечик ).

Удивляется цветок:

«Что за новый лепесток?»

Кто так прячется?... (Бабочка )

Кто там под мостиком

Виляет хвостиком? (Рыба )

Днем спит, ночью летает

И прохожих пугает. (Сова )

Кто на свете ходит

В каменной рубахе? (Черепаха )

Ползун ползет,

Иголки везет. (Еж )

То рыжая, то серая.

А прозваньем белая. (Белка )

Ищет целый день он крошки,

Ест букашек, червяков.

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает. (Воробей)

Он серенький на вид,

Но пеньем знаменит. (Соловей)

Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет,

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь)

А какие животные не живут у нас на Донской земле? Молодцы!!

5. Итоги мероприятия

К сожалению, наше мероприятие подходит к концу, мы с вами многое сегодня успели, узнали много нового, пополнили и освежили свои знания, скажите же мне, что такое Родина?

Как называется наша Родина?

Как давно появилась наша Станица?

Какие растения здесь растут?

Какие животные живут на Донской земле? А каких животных у нас нет?

Любить свою Родину, означает заботиться о ней, улучшать и украшать хорошими поступками, помогать друг другу, у нас очень красивый край, он богат и заповедниками и красивыми лесами, у нас очень талантливые и добрые люди, которые всегда придут на помощь, если случилась беда. Природа Донского края восхищает своим разнообразием: это и степи с душистым разнотравьем, и живописные балки, и знаменитый Тихий Дон. Ну и, конечно же, другие реки, берег Азовского моря, густые тенистые леса.

Мир вокруг нас – это наш Большой Дом. Моря и реки, леса и горы, поселки, села и города... Как много всего в этом замечательном доме! И вместе с нами в нем живут растения и грибы. Насекомые и рыбы, птицы и звери. Давайте каждый будет внимательнее к Родине и таким образом мы ее сделаем еще красивее.

Подведение итогов соревнования. Награждение.

Конспект развлечения «Путешествие по родному краю»

во второй младшей группе

Образовательные области: Речевое, художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

    Обобщать знания детей о животном и растительном мире родного края.

    Развивать диалогическую речь, мышление.

    Учить отгадывать загадки.

    Воспитывать доброту, отзывчивость, активность, инициативность.

Предварительная работа: Оформление уголка весеннего леса; разрезные картинки диких животных; чтение русских народных сказок; заучивание стихов; воздушные шары разного цвета.

Ход занятия:

Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашей большой стране, вы любите путешествовать? (ответы детей)

Как называется наша Родина? Правильно Россия.

На чем мы можем отправиться в путь? (ответы детей).

Я вам предлагаю полететь на воздушных шариках. (Дети берут шарики за ниточки)

Посмотрите, какой они формы? (ответы детей)

А какого цвета? Молодцы! Мы отправляемся в путешествие.

Первая остановка «Весенний лес».

Где мы с вами очутились? (Ответы детей) Посмотрите, как здесь красиво? Какое время года сейчас? Значит, мы с вами очутились в весеннем лесу.

Что растет в лесу? (Ответы детей) Послушайте стихотворение про весенний цветок нам расскажет Антоша. Что еще растет в лесу? Какие деревья?

Послушайте загадку, о каком дереве она.

«Русская красавица стоит на полянке, в зеленой кофточке, в белом сарафане? (Береза). (Выставляю картинку березы)

«Что за девица? Ни швея, ни мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год? (Ель). (Выставляю картинку ели)

Ребята, а какие звери живут в лесу, мы узнаем, когда соберем картинки (Дети собирают разрезанные на четыре части картинки зверей волк, лиса, белка, ежик, медведь).

Какие это звери? Правильно, дикие.

Как выглядит лиса? (Ответы детей)

Правильно, лисичка рыжая, хвост пушистый. Покажите, как ходит лиса? (Дети изображают походку лисы под музыку)

Про какого зверя говорится в этой загадке?

«Он в берлоге спит зимой, под большущею сосной. А когда придет весна, просыпается от сна» (Правильно, медведь) медведь какой? (Ответы детей) (каждая загадка сопровождается картинкой животного).

Молодцы, медведь хочет с нами поиграть.

Игра «У медведя во бору».

Наше путешествие продолжается. Сейчас мы с вами продолжим путешествие на поезде. Я буду паровозом, а вы вагончики. Вставайте друг за другом, крепче держитесь. Поехали! «Паровоз кричит ду-ду, я иду-иду-иду. А вагоны нам стучат, а вагоны говорят так-так-так».

Остановка «У бабушки-сказочницы» (надеваю платок, встречаю в роли бабушки)

Здравствуйте, ребятки, я бабушка-сказочница.

Вы любите сказки? А вы знаете их? Сейчас мы послушаем, как много сказок вы знаете. Садитесь в кружок и послушайте загадки

Читаю отрывки из сказок:

1. «Как его не пожалеть?

топал по лесу медведь.

И ни разу за денек.

Не присел он на пенек?» (Маша и медведь).

2.«Поселились в той избушке

Очень резвые зверюшки.

Попросился к ним и мишка,

Только ведь медведь не мышка,

Влезть и так, и сяк пытался,

Сверху сел – и дом сломался» (Теремок)

3.«Почему, открыв защелку,

В дом пустили злого волка?

4.«Дом растаял ледяной –

Попросилась в лубяной.

Приютил ее зайчишка,

Сам остался без домишка.

Зайцу петушок помог

Вновь ступить на свой порог» (Заюшкина избушка).

5. Если был бы он квадратным,

На окошке бы лежать

Он остался, вероятно,

И не смог бы убежать,

Жил бы с бабушкой и дедом

И не стал лисе обедом. (Колобок).

От меня- то укатился колобок, этого я очень расстроилась. Умеете лепить колобок из пластилина? (Ответы детей)

Вы мне поможете?

Колобок, какой формы, правильно круглый. Давайте слепим с вами много колобков.

(Дети лепят колобок, звучит музыка. Когда дети приносят, свой колобок ставлю на разнос и говорю: Колобок, колобок, Ну, куда ты, дружок? Ну, какой тебе прок. Убегать за порог?).

Снова садимся в наши вагончики и продолжаем путешествие.

«Паровоз кричит ду-ду. Я иду, иду. А вагоны стучат. А вагоны говорят, так, так, так»

Главная остановка «Дубёнки»

Ребятки, мы уже знаем, что наша страна называется - Россия. Она очень большая. А у нас с вами есть еще наша малая Родина – это Дубёнский район, в котором мы живет. Как он называется? (Дубёнский район). А все кто живет в Дубёнском районе – называются Дубёнцами. А детский сад наш как называется? (Солнышко).

Предлагаю взять свои шарики и полететь в детский сад. Взяли за ниточки шарики и полетели. (звучит Песня «Ой, березонька» Муз. и сл. В.Шестаковой.)

Вот мы и прилетели в свой детский сад.