Ринолалия. Определение. История вопроса.​. Ринолалия Характеристика различных форм ринолалии

Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии наличием измененного назализованного тембра голоса.

При сохранной артикуляции звуков, когда имеются только нарушения носового резонанса голоса, говорят о ринофонии.

При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой. Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, вызываемым сокращением мышц мягкого нёба, боковых и задних стенок глотки. Одновременно с движением мягкого нёба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки (валик Пассавана), которое способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки. Во время речи мягкое нёбо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и темпа речи. Сила нёбно-глоточного смыкания зависит от произносимых звуков. Она меньше для гласных, чем для согласных. Самое слабое нёбно-глоточное смыкание наблюдается при согласном в, самое сильное - при с. При нормальном произнесении назальных звуков м, м", н, н" воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора. В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии.

ОТКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ

При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность. Наиболее заметно изменяется тембр гласных и и у, при артикуляции которых ротовая полость больше всего сужена. Наименьший назальный оттенок имеет гласный а, так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта. Значительно нарушается тембр при произнесении согласных.

Для определения открытой ринолалии существуют разные методы функционального исследования. Самый простой - так называемая проба Гутцмана. Ребенка заставляют попеременно повторять гласные о и и, при этом то зажимают, то открывают носовые ходы. При открытой форме наблюдается значительная разница в звучании этих гласных. С зажатым носом звуки, особенно и, заглушаются и одновременно пальцы логопеда чувствуют сильную вибрацию на крыльях носа.Можно использовать фонендоскоп. Обследующий вводит одну «оливу» себе в ухо, другую в нос ребенка. При произнесении гласных, особенно у и и, слышится сильный гул.

Функциональная открытая ринолалия обусловлена разными причинами. Объясняется она недостаточным подъемом мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией. Одна из функциональных форм - «привычная» открытая ринолалия. Она наблюдается часто после удаления аденоидных разращений или, реже, в результате постдифтерийного пареза, из-за длительного ограничения подвижного мягкого нёба.


Признаком функциональной открытой ринолалии служит более выраженное нарушение произношения гласных звуков. При согласных же нёбно-глоточное смыкание хорошее.

Прогноз при функциональной открытой ринолалии обычно благоприятный. Она исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения звукопроизношения устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии.

Органическая открытая ринолалия может быть приобретенной или врожденной.

Приобретенная открытая ринолалия образуется при перфорации твердого и мягкого нёба, при рубцовых изменениях, парезах и параличах мягкого нёба. Причиной могут быть повреждения языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли и др.

Наиболее частой причиной врожденной открытой ринолалии является врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба.

Ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами губы и нёба, представляет собой серьезную проблему для различных отраслей медицины и логопедии. Она является предметом внимания хирургов-стоматологов, ортодонтов, детских оториноларингологов, психоневрологов и логопедов. Расщелины принадлежат к наиболее частым и тяжелым порокам развития.

Причины возникновения расщелин

Расщелина лица - это пороки сложной этиологии, т. е. мультифакторные пороки. В их возникновении играют роль генетические и внешние факторы или их совместное действие в раннем периоде развития эмбриона (Е. М. Немчинова, 1970; В. М. Мессина, 1971; Г. В. Кручинский, 1974; Ю. М. Вернадский и соавт.). Различают биологические факторы (грипп, паротит, коревая краснуха, токсоплазмоз и др.); химические факторы (ядохимикаты, кислоты и др.); эндокринные заболевания матери, психические травмы и профессиональные вредности. Имеются сведения о влиянии алкоголя и курения. Критическим периодом для несращения верхней губы и нёба является 7-8-я недели эмбриогенеза.

Наличие врожденной расщелины губы или нёба является общим признаком для многих нозологических форм наследственных заболеваний. Генетический анализ показывает, что семейный характер расщелин губы и нёба достаточно редок. Однако большое значение имеет медико-генетическое консультирование семей в целях диагностики и профилактики. В настоящее время выделены у родителей микропризнаки расщелины губы и нёба: борозда на нёбе или язычке (uvula) мягкого нёба, расщелина язычка нёба, несимметричный кончик носа, несимметричное расположение оснований крыльев носа (Н. И. Каспарова, 1981).

У детей с врожденными расщелинами имеются серьезные функциональные расстройства (сосания, глотания, внешнего дыхания и др.), которые снижают сопротивляемость к различным заболеваниям. Они нуждаются в систематическом врачебном наблюдении и лечении.

В настоящее время принята следующая классификация.

Врожденные расщелины верхней губы: скрытая расщелина, неполная расщелина: а) без деформации кожно-хрящевого отдела носа; б) с деформацией кожно-хрящевого отдела носа.

Полная расщелина.

Врожденные расщелины нёба:

1) расщелина мягкого нёба: скрытые (субмукозные); неполные; полные;

2) расщелины мягкого и твердого нёба: скрытая; неполная; полная;

3)полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба: односторонняя; двусторонняя;

4)полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твердого нёба: односторонняя; двусторонняя.

Логопеду наиболее трудно обнаружить субмукозную (подслизистую), или скрытую, расщелину. Для ее выявления следует обратить внимание на заднюю поверхность нёба, которая при утрированном произнесении звука а с широко открытым ртом слегка втягивается в форме небольшого треугольника. Слизистая оболочка в этой области истончена и имеет более бледную окраску.

В зависимости от характера и тяжести патологии детям рекомендуется амбулаторное наблюдение или стационирова-ние. Важным звеном является ортодонтическая помощь, которая оказывается с грудного возраста.

По состоянию психического развития дети с расщелинами составляют весьма разнородную группу: дети с нормальным психическим развитием; с задержкой умственного развития; с олигофренией (разной степени). У некоторых детей имеются отдельные неврологические микропризнаки: нистагм, легкая асимметрия глазных щелей, носо-губных складок, повышение сухожильных и перистальных рефлексов. В этих случаях ринолалия осложняется ранним Поражением центральной нервной системы. Значительно чаще у детей наблюдаются функциональные нарушения нервной системы, выраженные психогенные реакции на свой дефект, повышенная возбудимость и др.

В устной речи отмечаются обедненность и аномальные условия протекания долингвистического развития детей с ринолалией. В связи с нарушением речедвигательной периферии ребенок лишается интенсивного лепета, артикуляционной «игры», тем самым обедняется этап подготовительной настройки речевого аппарата. Наиболее типичные лепетные звуки п, б, т, д артикулируются ребенком беззвучно или очень тихо в связи с утечкой воздуха через носовые ходы и тем самым не получают слухового подкрепления у детей. Активность лепета постепенно уменьшается (Волосовец Т. В., 1995).

Страдает не только артикуляция звуков, но и развитие просодических элементов речи.

Механизм нарушения при открытой ринолалии определяется следующим:

1) отсутствием нёбно-глоточного затвора и вследствие этого нарушением противопоставлений звуков по признаку ротовой-носовой;

2) изменением места и способа артикуляции большинства звуков по причине дефектов твердого и мягкого нёба, вялостью кончика языка, губ, отодвиганием языка вглубь ротовой полости, высоким положением корня языка, участием в артикуляции мышц глотки и гортани.

Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонения в формировании других речевых процессов.

Особенности письма. Особенности произношения детей с ринолалией ведут к искажению и несформированности фонематической системы языка. Поэтому звуковые образы, накопленные в их речевом сознании, неполноценны и не расчленены для формирования правильного письма.

Вторично обусловленные особенности восприятия речевых звуков являются основным препятствием к овладению правильным письмом.

ЗАКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ

Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Самый сильный резонанс у носовых м, м", в, н. При нормальном их произнесении носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает прямо в носовую полость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсуствует, они звучат как ротовые б, б", д, д". В речи исчезла противопоставление звуков по признаку назальный-неназал ный, что влияет на ее разборчивость. Меняется также звуча ние гласных звуков из-за заглушения отдельных тонов в но соглоточной и носовой полостях. При этом гласные звуки приобретают в речи неестественный оттенок.

Причина закрытой формы - чаще всего органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания. Органические изменения вызываются болезненными явлениями, в результате которых затрудняется носовое дыхание.

М. Зееман различает два вида закрытой ринолалии (ринофонии): переднюю закрытую - при непроходимости носовых полостей и заднюю закрытую - при уменьшении носоглоточной полости.

Передняя закрытая ринолалия наблюдается при хронической гипертрофии слизистой носа, главным образом, задних нижних раковин; при полипах в носовой полости; при искривлении перегородки носа и при опухолях носовой полости.

Задняя закрытая ринолалия у детей может быть следствием аденоидных разрастаний, реже носоглоточных полипов, фибромы или иных носоглоточных опухолей.

Функциональная закрытая ринолалия наблюдается у детей часто, но не всегда правильно распознается. Она возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. Однако тембр назальных и гласных звуков при этом может быть нарушен сильнее, чем при органических формах.

Мягкое нёбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается и закрывается доступ звуковым волнам к носоглотке. Это явление чаще наблюдается при невротических расстройствах у детей.

СМЕШАННАЯ РИНОЛАЛИЯ

Некоторые авторы (М. Зееман, А. Митронович-Моджеевска) выделяют смешанную ринолалию - состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса). Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбно-глоточного контакта функционального и органического происхождения.

Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесения оральных звуков.

Состояние речи может ухудшиться после аденотомии, так как возникает нёбно-глоточная недостаточность и проявляются признаки открытой ринолалии. В связи с этим логопеду следует тщательно обследовать строение и функцию мягкого нёба, установить, какая форма ринолалии (открытая или закрытая) сильнее нарушает тембр речи, совместно с врачом обсудить необходимость устранения носовой непроходимости и предупредить родителей о возможности ухудшения тембра голоса. После операции используются приемы коррекции, разработанные применительно к открытой ринолалии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых”

по дисциплине:

"Логопедия"

на тему: "Этиология возникновения ринолалии"

Выполнил:

ст. гр. ЗКП - 113

Ботулина Е.А.

Принял: Макарова Антонина Ивановна

Владимир 2015

Содержание

  • Введение
  • Симптоматика ринолалии
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Ринолалия - нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата. При ринолалии происходит специфическое изменение голоса. Это происходит из-за того, что при произнесении всех звуков струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс. Речь становится гнусавой, все без исключения звуки нарушаются (при дислалии могут нарушаться только некоторые звуки). Речь у ребенка становится монотонной и невнятной.

Ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами губы и нёба, представляет собой серьезную проблему для различных отраслей медицины и логопедии. Она является предметом внимания хирургов-стоматологов, ортодонтов, детских оториноларингологов, психоневрологов и логопедов. Расщелины принадлежат к наиболее частым и тяжелым порокам развития. Частота рождения детей с расщелинами различна среди разных народов, в разных странах и даже в разных областях каждой страны.А. А. Лимберг (1964), обобщая сведения из литературы, отмечает, что на 600-1000 новорожденных рождается один ребенок с расщелиной губы и нёба. В настоящее время частота рождаемости в разных странах детей с врожденной патологией лица и челюстей колеблется от 1 на 500 новорожденных до 1 на 2500 с тенденцией к увеличению за последние 15 лет (Буриан, С.И. Блохина и др. (1995).

Ринолалия: характеристика нарушения

Ринолалия - это носовой оттенок голоса, сопровождающийся нарушениями звукопроизношения и обусловленный дефектами в строении и функционировании речевого аппарата. Ранее для обозначения этого нарушения речи употреблялся термин "гнусавость", имеющий народное происхождение и отражающий особенность внешнего проявления расстройства.

Ринолалия - нарушение звукопроизношения и просодическом стороны речи, в первую очередь - голоса, вызванное нарушением строения артикуляционного аппарата в виде расщелин неба, сращения губы, альвеолярного отростка, десны, твердого и мягкого нёба.

Логопедическая наука относит к ринолалии такой дефект речевого аппарата, как врожденные расщелины нёба.

В настоящее время принята следующая классификация.

Врожденные расщелины верхней губы: скрытая расщелина, неполная расщелина:

а) без деформации кожно-хрящевого отдела носа;

б) с деформацией кожно-хрящевого отдела носа.

Врожденные расщелины нёба:

1) расщелина мягкого нёба: скрытые (субмукозные); неполные; полные;

2) расщелины мягкого и твердого нёба: скрытая; неполная; полная;

3) полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба: односторонняя; двусторонняя;

4) полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твердого нёба: односторонняя; двусторонняя.

Расщелины бывают: сквозными, полными и неполными, двусторонними и односторонними (как правосторонними, так и левосторонними).

Сквозными расщелинами считаются такие, которые, начинаясь от верхней губы, проходят через верхнюю челюсть, твердое и мягкое нёбо вплоть до маленького язычка, который также оказывается раздвоенным или же может совсем отсутствовать. Неполные расщелины могут ограничиваться только укорочением мягкого нёба, отсутствием маленького язычка или раздвоением его. Наблюдаются и незначительные дефекты костного остова твердого нёба, притом скрытые под слизистой оболочкой - так называемые субмукозные (подслизистые) щели; такая щель прощупывается при легком нажиме на задний край твердого нёба и обнаруживается при громком отрывистом произнесении звука а в виде втягивающегося внутрь треугольника в том же месте, причем величина его будет соответствовать костной расщелине.

Причины возникновения ринолалии

Врожденные расщелины нёба являются одним из наиболее распространенных пороков развития лица и челюстей. Причинами его могут быть самые разные экзогенные и эндогенные факторы, воздействующие на плод на раннем этапе его развития - до 7-9 недель.

По имеющимся в литературе сведениям, только в нашей стране ежегодно рождается до 5000 детей с нёбными расщелинами, причем эта цифра имеет тенденцию к росту. Появление нёбных расщелин может быть связано с наследственными факторами, с неблагоприятными условиями протекания первых двух месяцев беременности (заболевания матери гриппом, паротитом, краснухой; токсоплазмоз; наличие эндокринных нарушений; профессиональные вредности; психические травмы и пр.). Отмечается также отрицательное влияние неблагоприятных экологических факторов, алкоголизма, курения и т.п. Во многих случаях все эти вредности могут так или иначе взаимодействовать.

1) Наличие врожденных (реже - приобретенных) расщелин мягкого и твердого нёба, приводящих к полной невозможности разобщения носовой и ротовой полостей.

2) Короткое мягкое нёбо.

4) Наличие параличей и парезов мягкого нёба, полностью исключающих или резко ограничивающих возможность его поднимания и смыкания с задней стенкой глотки, что опять-таки не позволяет изолировать носовую полость от ротовой.

5) Некоторая общая вялость артикуляторных мышц (в том числе и мягкого нёба), чаще всего наблюдающаяся у физически ослабленных детей и также препятствующая образованию полноценного нёбно-глоточного затвора. К таким же результатам приводит и "привычное" снижение активности мягкого нёба после удаления аденоидных разрастаний, препятствовавших его нормальной работе, или после уже прошедшего пост дифтерийного паралича.

6) Наличие аденоидных разрастаний, носовых полипов, опухолей в области носоглотки, искривлений носовой перегородки, создающих условия для постоянной изоляции носовой полости от ротовой. При этом воздух или совсем не попадает в носовую полость или попадает в нее в очень ограниченном количестве. Голос при этом также приобретает носовой оттенок.

7) Повышенная функция (гиперфункция) мышц мягкого нёба, приводящая к тому, что оно постоянно находится в поднятом положении и тем самым при произнесении всех звуков речи, включая и носовые, изолирует носовую полость от ротовой.

Первые пять из перечисленных причин приводят к постоянному отсутствию изоляции носовой полости от ротовой, а последние две - к наличию постоянной их изоляции в процессе речи. Однако во всех этих случаях нарушается нормальное резонирование носовой полости при речеобразовании, что и обусловливает появление разных видов ринолалии (при выключении носового резонатора, как уже было отмечено, голос также приобретает носовой оттенок).

Все перечисленные причины ринолалии принято делить на органические и функциональные в зависимости от того, нарушают ли они анатомическое строение речевого аппарата в его центральном или периферическом отделах или приводят только к нарушению его нормального функционирования. В соответствии с этим к органическим причинам следует отнести наличие нёбных расщелин и все названные выше анатомические изменения в полости носоглотки (органически поврежден периферический отдел речевого аппарата), а также параличи и парезы мягкого нёба (органически страдает центральный отдел речедвигательного анализатора). К функциональным причинам относится гипо - или гиперфункция (то есть пониженная или повышенная активность) мягкого нёба без явных признаков органического повреждения. В очень редких случаях функциональной причиной ринолалии может явиться подражание.

Симптоматика ринолалии

Различают закрытую и открытую ринолалию. Органическая закрытая ринолалия обусловлена тем, что по каким-то причинам проход в носовую полость оказывается постоянно закрытым. Значительно нарушается тембр при произнесении согласных. При произнесении шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные: (п, б, д, т, к, г) звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой полости. Воздушная струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка, необходимого для образования звука р. Характерное для органической закрытой ринолалии нарушение носового дыхания приводит во многих случаях к появлению и целого ряда неречевых симптомов: недостаточному развитию грудной клетки ребенка и слабому газообмену в легких, нарушению сна, нарушению функции питания (во время жевания и глотания ребенок вынужден дышать только ртом, что затягивает процесс еды и вызывает ряд неприятных ощущений), быстрой утомляемости, раздражительности, предрасположенности к хроническим респираторным заболеваниям.

В зависимости от преимущественной локализации органических изменений (полость носа или носоглотка) органическую закрытую ринолалию принято подразделять на два вида: переднюю и заднюю.

Причинами передней закрытой ринолалии могут быть полипы или опухоли носовой полости, искривление носовой перегородки, гипертрофия слизистой оболочки носа вследствие хронических насморков. Задняя закрытая ринолалия бывает следствием полипов и опухолей в области носоглотки, а также результатом аденоидных разрастаний или сращения мягкого нёба с задней стенкой глотки. Во всех этих случаях имеет место носовая непроходимость.

Функциональная закрытая ринолалия чаще всего бывает следствием гиперфункции мягкого нёба, которое постоянно находится в поднятом положении.

Открытая ринолалия наблюдается при дефектах мягкого или твердого нёба. При звукопроизношении струя воздуха проходит через нос, а не через рот, речь становится непонятной, с носовым оттенком.

Открытая ринолалия может быть органической и функциональной. Первая бывает врожденной и приобретенной. Чаще всего причиной врожденной формы бывает расщепление мягкого и твердого нёба. Приобретенная форма появляется в результате травм ротовой и носовой полости.

ринолалия глоточный затвор речевой

При органической ринолалии сильно изменяется тембр звуков, особенно гласных, нарушается звукопроизношение многих согласных. Расщелины верхней челюсти и твердого нёба в дальнейшем изменяют формирование нормального прикуса. При расщелинах нёба дыхательный и голосовой отделы периферического речевого аппарата не имеют никаких анатомических нарушений, а верхний ого отдел (артикуляционный) грубо нарушен в своем строении: нарушается возможность изоляции между ротовой и носовой полостями. Выдох ринолалика во время речи при достаточно хорошем и полном вдохе остается коротким, толчкообразным, дифференцированное ротовое и носовое дыхание не формируется. Звучание голоса, помимо гнусавого оттенка, отличается бедностью модуляций. В ротовой полости особенно характерно высокое положение корня языка, что является приспособительным положением для закрытия расщелины нёба. Такое положение языка ограничивает подвижность языка. Благодаря взаимной связи мышц языка и губ движения губ также заторможены.

При функциональной ринолалии нарушается произношение только гласных звуков и после фониатрических упражнений назальный тембр исчезает, а нарушения произношения устраняются обычными упражнениями.

Смешанная ринолалия имеет место в тех случаях, когда одновременно сосуществуют причины, приводящие к появлению как открытой, так и закрытой ринолалии. Это может наблюдаться при наличии носовых полипов или искривленной носовой перегородки (условия для появления закрытой ринолалии) в сочетании с коротким мягким нёбом или скрытой расщелиной твердого нёба (условия для существования открытой ринолалии).

Заключение

Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме позволило сделать следующие выводы

Ринолалия - это носовой оттенок голоса, сопровождающийся нарушениями звукопроизношения и обусловленный дефектами в строении и функционировании речевого аппарата.

Логопедическая наука относит к ринолалии такой дефект речевого аппарата, как врожденные расщелины нёба. Расщелины бывают сквозными, полными и неполными, двусторонними и односторонними (как правосторонними, так и левосторонними).

Основные причины, которые могут приводить к нарушению нормального функционирования нёбно-глоточного затвора:

1) Наличие расщелин мягкого и твердого нёба.

2) Короткое мягкое нёбо.

3) Отсутствие маленького язычка или его раздвоенность.

4) Наличие параличей и парезов мягкого нёба.

5) Некоторая общая вялость артикуляторных мышц.

6) Наличие аденоидных разрастаний, носовых полипов, опухолей в области носоглотки, искривлений носовой перегородки, создающих условия для постоянной изоляции носовой полости от ротовой.

7) Повышенная функция (гиперфункция) мышц мягкого нёба.

Различают закрытую и открытую ринолалию.

Список литературы

1. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. М., Просвещение, 1984.

2. Логопедия. Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н.М., ВЛАДОС, 1999.

3. Парамонова Л. Логопедия для всех. СПб, Питер, 2004.

4. Правдина О.В. Логопедия. М., Просвещение, 1969.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Пороки развития лица и челюстей. Ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами губы и нёба. Основные причины возникновения ринолалии. Основные причины, которые могут приводить к нарушению нормального функционирования нёбно-глоточного затвора.

    реферат , добавлен 24.03.2013

    Причины нарушения формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия. Формы дизартрии, алалии и ринолалии, афазии. Особенности речевого развития детей логопедических групп.

    презентация , добавлен 15.01.2016

    Рассмотрение близнецового и клинико-генеалогического методов исследования генетической обусловленности патологических нарушений речи. Характеристика алалии, ринолалии, заикания, дислалии и тахилалии как специфических проявлений задержки развития речи.

    реферат , добавлен 29.03.2010

    Расстройство звукопроизношения как результат излишнего или недостаточного резонирования в носовой полости в процессе речи. Причины открытой, закрытой и смешанной ринолалии. Система коррекционной работы по развитию фонетически правильной речи у детей.

    презентация , добавлен 01.03.2014

    Понятие и основные факторы возникновения задержки речевого развития. Минимальная мозговая дисфункция (ММД), ее сущность, характеристика и причины. Влияние ММД на общение и деятельность. Симптомы ММД у детей с нарушениями речи. Прогноз для детей с ММД.

    реферат , добавлен 10.03.2012

    Сущность дизартрии - нарушения произносительной стороны речи, обусловленного недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой. Отличительные черты бульбарной, подкорковой, мозжечковой, корковой дизартрии.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2010

    Понятие черепно-мозговой травмы как повреждения механической энергией черепа и внутричерепного содержимого. Основные причины возникновения черепно-мозговых травм: бытовой и дорожно-транспортный травматизм. Механизм повреждений, их клиническая картина.

    презентация , добавлен 17.04.2015

    Патогенетическая классификация анемий. Различие патологического гемолиза по локализации и течению. Симптомы и нарушения, которые могут вызвать гемолиз. Основные критерии патологического гемолиза. Особенности развития наследственных ферментопатий.

    презентация , добавлен 29.11.2014

    Задержки речевого развития у детей. Отсутствие или рудиментарность лепета. Невыполнение простых словесных команд. Причины патологии детской речи и отсутствие речевой практики. Этапы развития речи в истории человечества. Общение ребенка со взрослыми.

    реферат , добавлен 01.05.2009

    Преждевременная эякуляция и другие ее расстройства у мужчин, их причины. Органические заболевания, которые могут стать причиной преждевременной эякуляции. Механизм развития и симптомы данного нарушения. Диагностика и лечение раннего семяизвержения.

К периферическим органическим нарушениям отно­сятся дисфонии и афонии при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удале­ния опухолей.

Степень дефекта голоса зависит не от вида заболевания, а от его тяжести. Так, при любом из указан­ных заболеваний наряду с афонией может наблюдаться лишь незначительное изменение тембра (исключением яв­ляется состояние после удаления гортани, которое всегда приводит к афонии).

Хронические ларингиты весьма разнообразны. Это про­является в характерных изменениях слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и в поражении ее нервно-мышеч­ного аппарата. Появляющееся несмыкание голосовых скла­док ведет к стойкому дефекту голоса и сопровождается субъективными неприятными ощущениями в глотке и гор­тани. Голос теряет нормальное звучание, появляется силь­ная утомляемость до полной невозможности выполнять го­лосовую нагрузку.

Нарушения голоса, обусловленные периферическими парезами и параличами гортани , возникают при травматизации или инфекционном поражении нижнего гортанного, или возвратного, нерва. Более распро­страненными являются односторонние нарушения. Положение голосовой складки на пораженной стороне мо­жет быть срединным (медиальным), боковым (латераль­ным) и средним между указанными (интермедиаль­ным ). При латеральной позиции более выражен дефект голоса, при медиальной - дыхания.

Нарушение двигатель­ной функции гортани ведет к неврогенным парезам внут­ренних мышц на пораженной стороне, которые в данном случае рассматриваются как органические. Голос отсутству­ет или резко охриплый, жалобы на сильное утомление при речи, поперхивание, рефлекторный кашель, затрудненное дыхание. Наступает дискоординация рефлекторных меха­низмов дыхания и голосообразования. Сочетание грубого дефекта голоса с расстройством дыхания делает нарушение особо тяжелым.

Центральные парезы и параличи гортани зависят от по­ражения коры головного мозга, моста, продолговатого моз­га, проводящих путей. У детей они встречаются при детс­ком церебральном параличе.

Часто причиной органических нарушений голоса явля­ются опухоли и состояния после их удаления. Доброкаче­ственные опухоли встречаются у детей и взрослых чаще зло­качественных. Голосовая патология при локализации опухоли на голосовых складках развивается постепенно по мере ее роста. Недостаточность голосового аппарата появляется после самого щадящего удаления опухоли. Полное удаление гор­тани по поводу злокачественной опухоли лишает человека голоса и резко нарушает функцию дыхания, так как трахея разобщается с глоткой.

Многократные операции, нарушение дыхания через естественные пути при отсутствии голоса вызывают соматическую ослабленность ребенка и могут явиться причиной задержки психического развития и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере. Они с затруднениями овладевают правильным звукопроизношением, словарь их беден, что влияет на успешность обучения в школе. Такие осложненные случаи чаще встречаются в неблагополучных семьях, где детям не уделяют должного внимания. В более легких случаях нарушения голоса дети к своему состоянию относятся спокойно. Некоторые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению. Другие себя не слышат, остаются равнодушны к искаженному голосу.

Контрольная работа по ринолалии

Тема: «Виды ринолалии и их особенности».

План:


  1. Понятие ринолалия

  2. виды ринолалии

  1. открытая

  • функциональная

  • органическая

  • виды расщелин

  • особенности развития детей с расщелинами

  1. закрытая

  2. смешанная

Ринолалия (от греч. rhinos - нос, lalia - речь) - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии наличием измененного назализованного (от лат. nasus - нос) тембра голоса.

При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы. При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носовой полости от

ротовой. Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, вызываемым сокращением мышц мягкого нёба, боковых и задних стенок глотки. Одновременно с движением мягкого нёба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки (валик Пассавана), которое способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки.

Во время речи мягкое нёбо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и темпа речи. Сила нёбно-глоточного смыкания зависит от произносимых звуков. Она меньше для гласных, чем для согласных. Самое слабое нёбно-глоточное смыкание наблюдается при согласном в, самое сильное - при с, обычно в 6-7 раз сильнее, чем при а.

При нормальном произнесении назальных звуков м, мь, н, нь воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора.

В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания

выделяются различные формы ринолалии.

^ ОТКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ

При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность. Наиболее заметно изменяется тембр гласных и, ы, у, при артикуляции которых ротовая полость больше всего сужена. Наименьший назальный оттенок имеет гласный а, так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта.

Значительно нарушается тембр при произнесении согласных.

При произнесении шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости.

Взрывные п, б, д, т, к и г звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой полости.

Ринофонически звучат л и р. Воздушная струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка, необходимого для образования звука р.

Для определения открытой ринолалии существуют разные методы функционального исследования.

Самый простой - так называемая проба Гутцмана . Ребенка заставляют

попеременно повторять гласные а и и, при этом то зажимают, то открывают носовые ходы. При открытой форме наблюдается значительная разница в звучании этих гласных. С зажатым носом звуки, особенно и, заглушаются и одновременно пальцы логопеда чувствуют сильную вибрацию на крыльях носа.

Можно использовать фонендоскоп . Обследующий вводит одну «оливу» себе в ухо, другую - в нос ребенка. При произнесении гласных, особенно у и и, слышится сильный гул.

^ ВИДЫ ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИИ:

1. Функциональная открытая ринолалия обусловлена разными причинами. Объясняется она недостаточным подъемом мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией.

Одна из функциональных форм - «привычная» открытая ринолалия. Она наблюдается часто после удаления аденоидных разращений или, реже, в результате постдифтерийного пареза, из-за длительного ограничения подвижного мягкого нёба.

Функциональное обследование при открытой форме не выявляет каких-либо изменений твердого или мягкого нёба.

Признаком функциональной открытой ринолалии служит более выраженное нарушение произношения гласных звуков. При согласных же нёбно-глоточное смыкание хорошее.

Прогноз при функциональной открытой ринолалии обычно благоприятный. Она исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения звукопроизношения устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии.

2. Органическая открытая ринолалия может быть приобретенной или врожденной.

а) Приобретенная открытая ринолалия образуется при перфорации твердого и мягкого нёба, при рубцовых изменениях парезах и параличах мягкого нёба.

Причиной могут быть повреждения языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, опухоли и др.

б) Наиболее частой причиной врожденной открытой ринолалии является врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба.

(Степень укороченности мягкого неба может быть установлена прямым измерением расстояний между режущим краем верхних центральных резцов и задней стенкой глотки и между режущим краем тех же резцов и задним краем мягкого неба. при этом нет необходимости пользоваться специальными приспособлениями или, как рекомендуют некоторые авторы, изогнутой по рельефу проволокой. Можно пользоваться обычным шпателем или градуированной линейкой. сравнивая отрезки прямой (хорды) вместо отрезков соответствующих дуг, вряд ли можно допустить большую ошибку. разность между полученными величинами будет указывать на степень недостаточности (укорочения) мягкого неба, которая зависит от формы расщелины, степени недоразвития небных пластинок.

Если шпателем отдавливать мягкое небо кзади-кверху, стимулируя его движения при фонации и глотании, можно убедиться, что задний край мягкого неба не достигает задней стенки глотки, как в норме. В этом так же можно убедиться, наблюдая рефлекторные движения мягкого неба при раздражении инструментом слизистой корня языка или задней стенки глотки.)

Ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами губы и нёба, представляет собой серьезную проблему для различных отраслей медицины и логопедии. Она является предметом внимания хирургов-стоматологов, ортодонтов, детских оториноларингологов, психоневрологов и логопедов. Расщелины принадлежат к наиболее частым и тяжелым порокам развития.

Частота рождения детей с расщелинами различна среди разных народов, в разных странах и даже в разных областях каждой страны, обобщая сведения из литературы, отмечает, что на 600-1000 новорожденных рождается один ребенок с расщелиной губы и нёба. В настоящее время частота рождаемости в разных странах детей с врожденной патологией лица и челюстей колеблется от 1 на 500 новорожденных, до 1 на 2500 с тенденцией к увеличению за последние 15 лет.

Расщелина лица - это пороки сложной этиологии, т. е. мультифакторные пороки.

В их возникновении играют роль генетические и внешние факторы или их совместное действие в раннем периоде развития эмбриона.

Различают:

Биологические факторы (грипп, паротит, коревая краснуха, токсоплазмоз и др.);

Химические факторы (ядохимикаты, кислоты и др.); -эндокринные заболевания матери,

Психические травмы и профессиональные вредности.

Имеются сведения о влиянии алкоголя и курения.

Критическим периодом для несращения верхней губы и нёба является 7-8-я недели эмбриогенеза.

Наличие врожденной расщелины губы или нёба является общим признаком для многих форм наследственных заболеваний. Генетический анализ показывает, что семейный характер расщелин губы и нёба достаточно редок. Однако большое значение имеет медико-генетическое консультирование семей в целях диагностики и профилактики.

В настоящее время выделены у родителей микропризнаки расщелины губы и нёба :

Борозда на нёбе или язычке (uvula) мягкого нёба,

Расщелина язычка нёба,

Несимметричный кончик носа, несимметричное расположение оснований крыльев носа.

Виды расщелин неба.

Врожденные расщелины неба могут быть разнообразной формы и протяженности. Щелинный дефект самой легкой степени имеет вид вдавливания слизистой, иногда могут быть разъединены только мышцы и кость при сохранении слизистой.

Расщелины неба часто являются продолжением боковой расщелины верхней губы и альвеолярного отростка, и располагаются между лобным и верхнечелюстным отростками.

Расщелина неба может распространяться по всей длине неба или занимать отдельные его участки, поэтому принято различать неполные и полные расщелины неба.

^ Неполные расщелины называют несквозными - они могут захватывать только язычок или язычок и мягкое небо или частично твердое небо и оканчиваться позади резцового отверстия.

Полными или сквозными расщелинами называют такие при которых, щель с твердого неба распространяется на альвеолярный отросток и верхнюю губу.

Расщелина неба на протяжении от резцового отверстия до задней носовой ости может быть одно- или двусторонней.

При односторонней расщелине сошник на одной стороне соединяется с небным отростком, на другой имеется щель, через которую сообщаются носовая и ротовая полости. Если левая половина небной пластинки соединена с сошником, то будет правосторонняя расщелина, если правая - то левосторонняя. При двусторонней расщелине обе носовые полости сообщаются с полостью рта, а нижний край сошника остается свободным посредине расщелины и располагается на уровне несросшихся небных пластинок, реже - выше их. Расщелины язычка и мягкого неба всегда располагаются по средней линии.

^ По морфологической характеристике расщелин выделяют:

Врожденные расщелины верхней губы :

1.врожденная скрытая расщелина верхней губы (одно- или двухсторонняя);

2.врожденная неполная расщелина верхней губы;

а) без деформации кожно-хрящевого отдела носа (одно- или двусторонняя);

б) с деформацией кожно-хрящевого отдела носа (одно- или двусторонняя);

3. врожденная полная расщелина верхней губы (одно- или двусторонняя).

^ Врожденные расщелины нёба:

1.расщелина мягкого нёба:

а) скрытые (субмукозные);

Наиболее трудно обнаружить субмукозную (подслизистую), или скрытую, расщелину.

Для ее выявления следует обратить внимание на заднюю поверхность нёба, которая при утрированном произнесении звука «а» с широко открытым ртом слегка втягивается в форме небольшого треугольника. Слизистая оболочка в этой области истончена и имеет более бледную окраску.

б) неполные;

в) полные

2. расщелины мягкого и твердого нёба:

Скрытая;

Неполная;

3. полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба:

односторонняя;

двусторонняя

4. полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твердого нёба:

а) неполные (одно- или двусторонняя)

б) полные (одно- или двусторонняя)

Среди новорожденных с расщелинами губы и неба всегда преобладают мальчики (0.79 мальчиков и 0.59 девочек на 1000 новорожденных). Нарушения нёба могут сочетаться с расщелинами губы. Частичные расщелины встречаются в несколько раз чаще полных, а односторонние чаще, чем двусторонние (по данным М. Д. Дубова). Расщелины обычно сочетаются с различными зубо-челюстными деформациями. Продолжительность и объем лечебных мероприятий зависят от тяжести врожденной патологии, так как требуется длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта. Хирургическое лечение детей с несращением верхней губы и нёба осуществляется в несколько этапов. Несращение губы в зависимости от формы дефекта и состояния организма ребенка оперируется в сроки от 10 дней до одного года. Операции на нёбе, как правило, осуществляют до 5 лет.

Работа по устранению остаточных дефектов верхней губы, носа и деформации нёба проводится в возрасте от 7 до 14 лет.

Одного хирургического лечения для полной реабилитации большинства (около 75%) детей с расщелиной губы и нёба недостаточно. Эти больные нуждаются в помощи со стороны ряда специалистов (стоматологов, ортодонтов, ортопедов, оториноларингологов, логопедов, невропатологов и др.). Помощь им оказывается в рамках системы диспансерного наблюдения и лечения.

^ Особенности развития детей с расщелинами

По состоянию психического развития дети с расщелинами составляют весьма разнородную группу: дети с нормальным психическим развитием; с задержкой умственного развития; с олигофренией (разной степени). У некоторых детей имеются

отдельные неврологические микропризнаки: нистагм, легкая асимметрия глазных щелей, носо-губных складок, повышение сухожильных и перистальных рефлексов. В этих случаях ринолалия осложняется ранним поражением центральной нервной системы. Значительно чаще у детей наблюдаются функциональные нарушения нервной системы, выраженные психогенные реакции на свой дефект, повышенная возбудимость и др.

Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной чувствительности в ротовой полости. Значительные отклонения в стереогнозе у детей с расщелинами в сравнении с нормой отмечены М. Эдварде. Причина заключается в дисфункции сенсомоторных проводящих путей обусловленных неполноценными условиями вскармливания в грудном возрасте.

Патологические особенности строения и деятельности речевого аппарата обусловливают многообразные отклонения в развитии не только звуковой стороны речи, в разной степени страдают различные структурные компоненты речи.

В устной речи отмечаются обедненность и аномальные условия протекания долингвистического развития детей с ринолалией. В связи с нарушением речедвигательной периферии ребенок лишается интенсивного лепета, артикуляционной «игры», тем самым обедняется этап подготовительной настройки речевого аппарата. Наиболее типичные лепетные звуки п, б, т, д артикулируются ребенком беззвучно или очень тихо в связи с утечкой воздуха через носовые ходы и тем самым не получают слухового подкрепления у детей. Активность лепета постепенно

уменьшается.

Страдает не только артикуляция звуков, но и развитие просодических элементов речи.

Отмечается позднее начало речи, значительный временной интервал между появлением первых слогов, слов и фраз уже в ранний период, являющийся сензитивным для формирования не только звукового, но и смыслового ее содержания, т. е.

начинается искаженный путь развития речи в целом. В наибольшей степени дефект проявляется в нарушении фонетической ее стороны.

В результате периферической недостаточность артикуляционного аппарата формируются приспособительные (компенсаторные) изменения уклада органов артикуляции при производстве звуков;

Высокий подъем корня языка и сдвиг его в

Заднюю зону ротовой полости;

Недостаточное участие губ при произнесении лабиализованных гласных, губно-губных и губно-зубных согласных;

Чрезмерное участие корня языка и гортани; напряжение мимической мускулатуры.

^ Наиболее существенными проявлениями дефектности фонетического оформления устной речи являются нарушения всех оральных звуков речи за счет подключения носового

резонатора и изменения аэродинамических условий фонации. Звуки становятся назальными, т. е. изменяется характерный тон согласных.

Помимо этого выявляется специфическая окраска некоторых согласных звуков (чаще задненёбных) за счет подключения глоточного резонатора. Фарингализация, т. е. дополнительная артикуляция за счет напряжения стенок глотки, возникает как

компенсаторное средство.

Встречаются также и явления дополнительной артикуляции в полости гортани, что придает речи своеобразный «щелкающий» призвук.

^ Выявляется множество и других более частных дефектов . Например:

опускание начального согласного («ак, ам» - так, там); нейтрализация зубных звуков по способу образования;

замена взрывных звуков фрикативными;

свистящий фон при произношении шипящих звуков или наоборот (сш или шс);

отсутствие вибранта р или замена звуком ы при сильном выдохе;

наложение дополнительного шума на назализованные звуки (шипение, свист, придыхание, храп, гортанность и т.

перемещение артикуляции в более задние зоны (влияние высокого положения корня языка и малого участия губ при артикуляции). В некоторых случаях отмечаются явления гиперкоррекции, т. е. перемещение артикуляции в передние

зоны. Например, звук с заменяется звуком ф без изменения способа артикуляции. Характерно понижение разборчивости звуков в стечении согласных в конечной позиции.

Взаимосвязь назализации речи и искажений в артикуляции отдельных звуков весьма разнообразна.

Нельзя установить прямого соответствия между величиной нёбного дефекта и степенью искажения речи. Слишком разнообразны компенсаторные приемы, которыми

пользуются дети для производства звуков. Многое зависит также от соотношения резонирующих полостей и от многообразия индивидуальных особенностей конфигурации

ротовой и носовой полости. Имеются факторы, менее специфические, но также влияющие на степень внятности звукопроизношения (возрастные, индивидуально-психологические свойства, социально-психологические и др.).

Речь ребенка с ринолалией в целом мало разборчива.

М. Момеску и Э. Алекс показали, что разговорная речь детей с расщелиной нёба содержит только 50% информации по сравнению с нормой, возможность передачи речевого сообщения ребенком уменьшена вдвое. Это является причиной серьезных коммуникативных затруднений.

^ Таким образом, механизм нарушения при открытой

ринолалии определяется следующим:

1) отсутствием нёбно-глоточного затвора и вследствие этого нарушением противопоставлений звуков по признаку ротовой-носовой;

2) изменением места и способа артикуляции большинства звуков по причине дефектов твердого и мягкого нёба, вялостью кончика языка, губ, отодвиганием языка вглубь ротовой полости, высоким положением корня языка, участием в артикуляции мышц глотки и гортани.

^ Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонения в формировании других речевых процессов.

Особенности письма . Особенности произношения детей с ринолалией ведут к искажению и несформированности фонематической системы языка. Поэтому звуковые образы, накопленные в их речевом сознании, неполноценны и не расчленены для формирования правильного письма.

Вторично обусловленные особенности восприятия речевых звуков являются основным препятствием к овладению правильным письмом. Связь нарушений письма с дефектами артикуляционного аппарата имеет разнообразные проявления. Если к моменту обучения ребенок с ринолалией овладел внятной речью, умеет четко произносить большинство звуков родного языка и в его речи остается лишь незначительный назальный оттенок, то развитие звукового анализа, необходимого для обучения грамоте, протекает успешно. Однако, как только возникают у ребенка с ринолалией дополнительные препятствия для нормального речевого развития, проявляются специфические нарушения письма. Позднее начало речи, длительное отсутствие логопедической помощи, без которой ребенок продолжает произносить малопонятные искаженные слова, отсутствие речевой практики, в ряде случаев сниженная психическая активность влияют на всю его речевую деятельность.

Дисграфические ошибки, которые наблюдаются в письменных работах детей с расщелинами нёба, разнообразны.

Специфическими для ринолалии являются замены п, б, на м, т, д на н и обратные замены к - д, т, м - б, п, обусловленные отсутствием фонологического противопоставления соответствующих звуков в устной речи. Например: придет -

«принет», дал - «нал», ландыш - «ланныш», «ладныш», огненные - «огнедные» и т.д.

Выявляются пропуски, замены, употребление лишних гласных: «в сенем» - в синем,

«крельца» - крыльца, «грибими» - грибами, «гулубятня» - голубятня, «пршел» -пришел.

Распространены замены и смешения шипящих-свистящих «зелезо» - железо, «закрузились» - закружились.

Отмечаются трудности употребления аффрикат. Звук ч на письме заменяется ш, с или ж; щ на ч: «прящутся» - прячутся, «шулан» - чулан, «шитала» - читала, «серез» - через.

Звук ц заменяется на с: «скворес» - скворец.

Характерны смешения звонких и глухих согласных: «изправь» - исправь, «в портвеле» - в портфеле.

Нередки ошибки на пропуск одной буквы из стечения: «расвел» - расцвел, «конату» - комнату.

Звук л заменяется р, р на л: «проварился» - провалился, «подпрыла» - подплыла.

^ Степень нарушения письма зависит от ряда факторов : глубины дефекта артикуляционного аппарата, особенностей личности и компенсаторных возможностей ребенка, характера и сроков логопедического воздействия, влияния речевой среды.

Необходимо проводить специальную работу, включающую развитие фонематического восприятия с одновременным воздействием на произносительную сторону речи.

Коррекция нарушений речи у детей с ринолалией осуществляется дифференцированно в зависимости от возраста, состояния периферического отдела артикуляционного

аппарата и от особенностей речевого развития в целом.

Основным дифференцирующим показателем для определения детей в логопедические учреждения является развитие речевых процессов. Детям дошкольного возраста с нарушением фонетической стороны речи оказывается логопедическая помощь амбулаторно в детской поликлинике или в стационаре (в послеоперационный период). Дети, имеющие недоразвитие других речевых процессов зачисляются в специальные детские сады в группы для детей с фонетико-фонематическим или общим речевым недоразвитием.

Дети школьного возраста, имеющие выраженные нарушения фонематического восприятия, получают помощь на логопедических пунктах при общеобразовательных

школах. Однако они составляют специфическую группу из-за выраженности и стойкости первичного дефекта и тяжести нарушения письма. Поэтому часто коррекционное воздействие в условиях специальных школ оказывается для них более эффективным. Для детей школьного возраста с ринолалией, имеющих общее недоразвитие речи, характерна недостаточность в развитии лексики и грамматического строя.

Обусловленность ее различна: сужение социальных и речевых контактов детей из-за грубого дефекта звуковой речи, позднее ее начало, осложненность основного дефекта проявлениями дизартрии или алалии. Речевые ошибки отражают низкий уровень усвоения языковых закономерностей, нарушение лексической и синтаксической сочетаемости, нарушение норм литературного языка. Они обусловлены прежде всего малым объемом речевой практики. Словарь детей недостаточно точный по употреблению, с ограниченным количеством слов, обозначающих отвлеченные и обобщенные понятия. Этим объясняется стереотипность их речи, замены близких по значению слов. В письменной речи типичными являются случаи неправильного употребления предлогов, союзов, частиц, ошибки в падежных окончаниях, т. е. проявления аграмматизма в письме. Распространенными оказываются замены и пропуски предлогов, слияние предлогов с существительными и местоимениями, неправильное членение предложений. Среди некоторых факторов, оказывающих влияние на результаты коррекции (возраст, в котором сделана операция, ее качество; возраст, в котором началось логопедическое обучение; продолжительность обучения), выделяется и фактор сотрудничества с семьей ребенка. Логопед инструктирует родителей об используемых приемах коррекции и значительную часть хорошо отработанных упражнений рекомендует для систематического применения в домашних условиях.

^ ЗАКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ

Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Самый сильный резонанс у носовых м, мь, н, нь. При нормальном их произнесении носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает прямо в носовую полость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсутствует, они звучат как ротовые б, б, д, д. В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный-неназальный, что влияет на ее разборчивость. Меняется также звучание гласных звуков из-за заглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях. При этом гласные звуки приобретают в речи неестественный оттенок.

^ Причина закрытой формы - чаще всего органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбо-глоточного смыкания.

Органические изменения вызываются болезненными явлениями, в результате которых затрудняется носовое дыхание.

М. Зееман различает два вида закрытой ринолалии (ринофонии): переднюю закрытую - при непроходимости носовых полостей, заднюю закрытую - при уменьшении носоглоточной полости. Передняя закрытая ринолалия наблюдается при хронической гипертрофии слизистой носа, главным образом, задних нижних раковин; при полипах в носовой полости; при искривлении перегородки носа и при опухолях носовой полости.

Задняя закрытая ринолалия у детей может быть следствием аденоидных разрастаний, реже носоглоточных полипов, фибромы или иных носоглоточных опухолей.

^ Функциональная закрытая ринолалия наблюдается у детей часто, но не всегда правильно распознается. Она возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. Однако тембр назальных и гласных звуков при этом может быть нарушен сильнее, чем при органических формах. Мягкое нёбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается и закрывается доступ звуковым волнам к носоглотке. Это явление чаще наблюдается при невротических расстройствах у детей.

При органической закрытой ринолалии прежде всего должны быть устранены причины непроходимости носовой полости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости (например, после аденотомии) ринолалия продолжает проявляться, прибегают к таким же упражнениям, как при функциональных нарушениях.

^ СМЕШАННАЯ РИНОЛАЛИЯ

Некоторые авторы выделяют смешанную ринолалию - состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса). Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбо-глоточного контакта функционального и органического происхождения.

Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесения оральных звуков. Состояние речи может ухудшиться после аденотомии, так как возникает нёбно-глоточная недостаточность и проявляются признаки открытой ринолалии. В связи с этим логопеду следует тщательно обследовать строение и функцию мягкого нёба, установить, какая форма ринолалии (открытая или закрытая) сильнее нарушает тембр речи, совместно с врачом обсудить необходимость устранения носовой непроходимости и предупредить родителей о возможности ухудшения тембра голоса. После операции используются приемы коррекции, разработанные применительно к открытой ринолалии.

^ Выводы и проблемы:

Устранение патологической назализации голоса при ринолалии, несмотря на многообразие применяемых приемов, представляют известную трудность. Определяется она в первую очередь тяжестью дефекта и характером хирургического вмешательства, которое не всегда достигает хорошего анатомического и функционального эффекта.

Восстановление тембра осложняется тем, что при врожденных расщелинах твердого и мягкого нёба страдает механизм голосообразования, так как иннервация мягкого нёба влияет на функцию голосовых складок. Коррекционная работа требует воздействия на всю систему голоса и речеобразования. Патофизиологические исследования, выявляющие особенности дыхания, фонации и артикуляции у данного контингента, расширяют представление о структуре дефекта и позволяют выбирать более обоснованные и целенаправленные методы логопедической работы. Особенно важными являются ранние профилактические и комплексные коррекционные мероприятия, которые могут ослабить развитие дефекта и способствовать скорейшей социальной реабилитации лиц с врожденными аномалиями нёба.

Литература:


        1. С.Н. Шаховская «Логопедия» М, Владос, 2003г.

        2. Дмитриева В.С. "Врожденные расщелины неба и их хирургическое лечение". Типография Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

        3. Руководство Под редакцией Г.И. Лазюка Тератология человека. Издательство "Медицина" Москва 1990 год.

        4. Беккер К.П. «Логопедия», М,1981

        5. Хрестоматия под ред. Волковой, Селиверстова.

        6. «Словарь логопеда», Селиверстов В.И.

Министерство науки и образования Российской Федерации ГОУ ВПО "Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского"

Ринолалия

Учебное пособие

УДК 376.3 ББК 74.37р30 Р 51 ISBN 978-5-87555-417-8

Цель данного пособия: ознакомление студентов с основными понятиями и закономерностями общего, речевого и психического развития детей с челюстно-лицевой патологией, с анатомо-физиологическими механизмами речи при ринолалии, с методами диагностики и коррекции голоса и речи при данном нарушении.

Введение

Глава 1. Общие сведения о ринолалии

Определение ринолалии

2. Классификация ринолалии

Закрытая ринолалия

Открытая ринолалия

Смешанная ринолалия

Глава 2. Расщелины неба и их влияние на общее и речевое развитие ребенка

Причины врожденных расщелин губы, твердого и мягкого неба

Виды врожденных расщелин

Классификация расщелин

4. Анатомо-физиологические особенности небно-глоточного аппарата в норме и при расщелине твердого и мягкого неба

5. Характеристика структуры дефекта при открытой органической ринолалии

Первичные нарушения в структуре речевого дефекта при ринолалии

Вторичные нарушения в структуре речевого дефекта при ринолалии

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы:

Глава 3. Комплексное обследование детей с ринолалией

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

Глава 4. Система коррекционной работы с детьми с врожденными расщелинами неба

1. История развития методов преодоления открытой органической ринолалии

2. Основные направления коррекционной работы при ринолалии

3. Основные условия, определяющие прогноз коррекционной работы

4. Сроки хирургического вмешательства

5. Два периода коррекционной работы при ринолалии

6. Развитие полноценного небно-глоточного смыкания

7. Этапы работы над дыханием при ринолалии

8. Активизация артикуляционного аппарата

9. Постановка правильного звукопроизношения при ринолалии

11. Логопедическая ритмика в общей системе лечебно-коррекционного воздействия при ринолалии

12. Ранняя профилактическая работа с детьми с врожденными расщелинами верхней губы и неба

13. Профилактика нарушений слуха у детей с врожденными расщелинами твердого и мягкого неба

14. Учреждения, в которых оказывается коррекционная помощь детям с ринолалией

15. Оценка речи детей с ринолалией после проведенной логопедической работы

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

Примерная тематика рефератов и курсовых работ

Примерный перечень вопросов к экзамену

Введение

Среди врожденных пороков развития одно из первых мест занимают расщелины верхней губы, твердого и мягкого неба. Частота такой патологии составляет 1 случай на 600-700 рождений. Основной речевой дефект у таких детей - открытая органическая ринолалия.

В данном учебном пособии рассматриваются причины и патогенетические механизмы ринолалии, дается анализ структуры дефекта, первичных и вторичных отклонений развития у детей с данной патологией, предлагается характеристика программы диагностики и коррекции нарушений звукопроизношения и тембра голоса при данном нарушении.

Учебные материалы предназначены студентам дефектологического факультета специальности "Логопедия" и направлены на дальнейшее совершенствование подготовки логопедов - их профессиональных практических умений и навыков по коррекции первичного дефекта и вторичных отклонений развития у детей с ринолалией.

Цель данного пособия: ознакомление студентов с основными понятиями и закономерностями общего, речевого и психического развития детей с челюстно-лицевой патологией, с анатомо-физиологическими механизмами речи при ринолалии, с методами диагностики и коррекции голоса и речи при данном нарушении.

Основные задачи данной дисциплины:

- ознакомление студентов с этиологией и патогенезом ринолалии;

Ознакомление с приемами и методами медико-психолого-педагогической диагностики состояния детей с врожденными расщелинами губы и неба;

Формирование теоретических и практических представлений о комплексном подходе к устранению данной речевой патологии;

Ознакомление студентов с методиками коррекционного воздействия при ринолалии.

Студенты, изучившие дисциплину "Ринолалия", должны знать:

Этиопатогенетические механизмы ринолалии;

Клиническую и психолого-педагогическую характеристику детей с ринолалией;

Основные методики коррекционного воздействия при ринолалии.

Студенты должны уметь:

- проводить обследование детей с ринолалией;

Определять первичные и вторичные нарушения в структуре речевого дефекта;

Осуществлять выбор коррекционных методик, планировать и проводить коррекционную психолого-педагогическую работу в до- и послеоперационный периоды с детьми с врожденными расщелинами губы и неба.

Студенты должны владеть навыками:

Составление протокола обследования, анализ материалов обследования, отбор речевого и дидактического материала для логопедических занятий.