«Система взаимодействия специалистов в ДОУ. Взаимодействие специалистов доу Система взаимодействия специалистов в доу
(Опыт работы по реализации информационно-педагогического проекта)
Образовательные программы современных дошкольных учреждений направлены на формирование и гармоничное развитие личности ребенка, подготовку его к успешному переходу в новый социальный статус – статус школьника. Говоря о всестороннем развитии детей, нельзя не коснуться наиболее важного, на наш взгляд, вопроса овладения родным языком, поскольку речь является основой общего интеллектуального развития. Все психические процессы - восприятие, память, мышление, воображение, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В Запорожец и др.), а значит, нарушение в формировании одной функции неизбежно повлечет за собой нарушение в развитии другой. Поэтому крайне важно вовремя выявить возникшие трудности, принять все возможные меры по их устранению и предупреждению возникновения более глубоких отклонений.
Проведенный нами анализ данных диагностических обследований воспитанников нашего ДОУ за последние несколько лет показал, что количество детей с низким уровнем речевого развития ежегодно растет. Это доказывает и тот факт, что численность логопедических групп превышает установленные нормы.
Беседуя с воспитателями и родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями, выяснили, что во многих случаях трудности в овладении звуковой культурой речи, усвоении норм и правил русского языка отмечались у малышей уже в возрасте до 4 лет. Занятий воспитателя, каким бы высококвалифицированным он ни был, в этом случае оказывалось недостаточно. А родители следовали распространенному мнению о том, что обращаться к специалисту нужно после 5 лет и терпеливо ждали достижения ребенком этого возраста. Другие мамы попросту не замечали у своего малыша никаких трудностей, а если и замечали, то считали, что со временем «все пройдет».
Таким образом, обобщив многолетние наблюдения и изучив литературу, пришли к выводу о том, что основными причинами увеличения количества детей с нарушениями речи и, соответственно, психических процессов, являются следующие:
Недостаточный уровень компетентности родителей в вопросах развития ребенка: нормы и патологии, их причины и профилактика;
Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи и интеллекта, проявляющийся либо в его интенсификации (опережении), либо в равнодушном к нему отношении.
Существенное снижение объема «живого» общения взрослых и детей;
Несогласованность единых требований к речи детей в детском саду и семье.
В связи с этим перед педагогическим коллективом ДОУ встает проблема организации тесного сотрудничества всех взрослых, окружающих ребенка, и создания таких психолого-педагогических условий, которые способствовали бы его полноценному интеллектуальному развитию. Одним из вариантов решения данной проблемы стала реализация разработанного нами проекта «Система взаимодействия специалистов, воспитателей и родителей в ДОУ». Срок реализации – один учебный год, участники - педагогический коллектив, родители, дети 4-5 лет, так как этот возраст является наиболее сензитивным для педагогического воздействия.
Цель данного проекта – создание единой воспитательной среды, способствующей максимальному раскрытию потенциальных возможностей детей, а также профилактику и преодоление выявленных нарушений.
Особо важную роль в этом проекте мы отводим семье, поскольку это то естественное пространство (речевое, воспитательное, развивающее), которое окружает малыша с момента его появления и оказывает решающее влияние на его комплексное развитие.
Привлекая родителей в союзники, организовали родительский клуб «Растем и развиваемся вместе». Взаимодействие с семьей в рамках работы клуба осуществляем по следующим направлениям (прил.1) :
Знакомим родителей с результатами диагностики психофизического развития ребенка;
Изучаем родительские социально- психологические установки, формируем адекватную позицию по отношению к проблемам ребенка;
Знакомим родителей с содержанием мероприятий;
Обучаем родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам поведения и общения и с ним;
Оказываем практическую помощь в случае возникновения затруднений;
Отслеживаем результаты проведенных мероприятий и определяем дальнейшие перспективы.
При организации заседаний используем различные формы: семинары – практикумы, тренинги, круглый стол, собеседования с привлечением специалистов (инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, медицинских специалистов). На итоговом заседании обсуждаем результаты работы клуба и его эффективность в решении вопросов воспитания и развития ребенка.
Обратную связь системы «педагог – родитель» осуществляем через ведение индивидуальных дневников под названием «Мамина шпаргалка». Это практическое руководство для родителей, в котором содержатся теоретические сведения об особенностях развития ребенка, предложены игры и упражнения для развития ребенка и коррекции выявленных недостатков. Занимаясь дома с малышом, мама отмечает в дневнике затруднения или, наоборот, его успехи. Далее записи анализируем, обсуждаем с родителями и прописываем частные рекомендации по дальнейшей работе. Опыт показывает, что такая форма взаимосвязи доступна, интересна родителям и, самое важное, эффективна в решении общих задач.
Критериями эффективности работы, на наш взгляд, являются:
Высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний,
Использование родителями предложенных материалов в работе с детьми,
Положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.
Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками процесса в ходе реализации проекта в 2009-2010 учебном году мы получили следующие результаты: удалось успешно способствовать не только повышению общего речевого развития, но и преодолению нарушений внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, решить многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создать благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с нарушениями речи, сформировать доброжелательные детско-родительские отношения.
Таким образом, мы убедились в том, что ни одна педагогическая система не может быть эффективной, если в ней не задействована семья, и, учитывая положительный опыт в данном направлении, приняли решение об использовании этой формы работы постоянно.
Приложение 1
План работы родительского клуба «Растем и развиваемся вместе»
Этап, цель | Тематика, средства | срок | результат |
I. Ознакомительный
Цель: изучение особенностей развития ребенка, уровня компетентности родителей в вопросах его речевого развития. |
Анкетирование.
Цель: сбор данных о раннем развитии ребенка, условиях его воспитания |
сентябрь | Список детей «группы риска» |
Собеседования по результатам анкетирования.
Цель: получение более точных и полных данных о семье и ребенке; изучение родительских социально- психологических установок. |
I половина | Определение приоритетных направлений и форм работы с родителями и детьми | |
II. Теоретический
Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах интеллектуального развития ребенка |
Лекция с элементами тренинга «Возрастные особенности речевого и психического развития детей 4-5 лет.
Цель: ознакомление родителей с нормами и патологиями развития ребенка на данном возрастном этапе |
II половина октября | Повышение уровня знаний родителей о нормах и патологиях речевого и психического развития; заинтересованность в преодолении выявленных нарушений. |
Индивидуальное консультирование:
Как наблюдать за ребенком; Детско – родительские отношения как условия полноценного развития ребенка; Причины проблем в речевом развитии и пути их решения. Цель: формирование адекватной позиции по отношению к проблемам ребенка |
I половина ноября | ||
III. Практический
Цель: оказание помощи в овладении практическими способами развития речи. |
Круглый стол «Виды работ при коррекции речевых нарушений» (психолог, логопед)
Цель: обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком. |
II ноябрь | Проявление активности родителей в мероприятиях; овладение практическими умениями;
работа с «Маминой шпаргалкой». |
Собеседования с привлечением специалистов:
Артикуляционный аппарат и звуковая сторона речи ребенка; Развитие речемыслительной деятельности; Взаимосвязь моторного и речевого развития. Индивидуальные практикумы по развитию артикуляционной, общей и мелкой моторики и психических процессов. Цель: обучение родителей адекватным способам поведения и общения и с ребенком; помощь в преодолении возникших затруднений в ходе практических занятий. |
Ноябрь, декабрь, январь | ||
III. Рефлексивный
Цель: выявление затруднений родителей в практическом применении полученных знаний и возможные пути их преодоления |
Лекторий «Говорим. Слушаем. Слышим».
Цель: акцентировать внимание родителей на том, что общение основывается на умении слушать и слышать друг друга. |
февраль | Пополнение «Маминой шпаргалки» индивидуальными рекомендациями. |
Практические диалоги:
Наши достижения; Перспективы на будущее. Цель: отслеживание результатов проведенных мероприятий и определение дальнейших перспектив. |
апрель | ||
День открытых дверей;
Семейный праздник «Говорилки». Цель: привлечение родителей к участию вактивных формахработы с детьми. |
апрель | ||
Индивидуальные собеседования:
Успехи и трудности вашего ребенка; Правильно – неправильно; Формирование психологической базы речи ребенка. Цель: выявление индивидуальных достижений ребенка; рекомендации по дальнейшей работе. |
март, апрель, май | ||
Практические занятия вместе с ребенком: общение, сопровождение речевого развития.
Цель: привлечение родителей к закреплению полученных умений и навыков |
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой речи. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Но адекватные методы, организационные формы работы с детьми, имеющими тяжелые речевые расстройства, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у детей речевых дефектов. Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми-логопатами, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.
В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционной программы с учетом новых федеральных государственных требований. Успех коррекционной работы в логопедических группах нашего дошкольного образовательного учреждения мы определили строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. А именно создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ осуществляется в следующем:
учитель-логопед и педагог-психолог (психологическая диагностика, студия общения, психологическая коррекция, определение психологической нагрузки, подготовка консилиумов);
учитель-логопед и воспитатель (педагогическая диагностика, составление и реализация индивидуальных программ развития, реализация образовательных программ, участие в ПМПКонсилиумах);
учитель-логопед и зам. заведующей по воспитательной работе (помощь в организации взаимодействия, координационное функционирование, отслеживание результатов, анализ);
учитель-логопед и медицинские работники (медицинское обследование детей, определение нагрузки по каждому ребенку, оздоровительный массаж, подготовка консилиумов);
учитель-логопед и музыкальный руководитель (педагогическая диагностика, логоритмика, музыкально-речевое занятие, музыкально-речевые игры);
учитель-логопед и инструктор по физической культуре (педагогическая диагностика, двигательная активность, дыхательная гимнастика, речевая нагрузка, мелкая моторика, координация движения).
С этой целью в нашем ДОУ было намечены основные задачи, которые включали в себя:
1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктра по физической культуре) и повышение их профессионального уровня.
2. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
3. Разработка интегрированного коррекционно-развивающего, календарно-тематического плана, и тетрадей взаимодействия со специалистами, построенных на основе комплексной диагностики.
Благодаря комплексному подходу всех специалистов был разработан:
1.Перспективный план взаимодействия со специалистами
2.Тетради взаимосвязи – группами (воспитателями) для организации воспитательной работы и проведения логочаса с детьми. Разработаны они по всем действующим лексическим темам в ДОУ и с учётом возрастных особенностей детей. В каждой теме мы отобрали главные части и определили примерный перечень игр и упражнений по развитию:
- словаря,
- лексико – грамматики и связной речи,
- психических процессов,
- развитию мелкой моторики и дыхания,
- дополнительно развитию фонематического слуха.
3. Тетради взаимосвязи – со всеми специалистами. Определили:
- задачи работы специалиста (музыкального руководителя, педагога – психолога, инструкторов по физическому воспитанию) по периодам обучения детей,
- рекомендации по коррекционной работе,
- краткий обзор диагнозов,
- перспективное планирование по формированию фонетической и лексической сторон на год,
- приблизительные игры и упражнения для каждого специалиста
- список детей с диагнозами и учёт работы логопеда по звукопроизношению,
- перспективное планирование и индивидуальная работа.
Анализ взаимодействия учителя-логопеда и всех специалистов детского сада позволяет сделать обоснованные выводы, что у выпускников ДОУ, посещающих логопедические группы:
достаточно сформированы артикуляционная, тонкая и общая моторика;
сформированы произношение и фонематический слух;
закреплены навыки звукослогового анализа и синтеза слов;
достаточно развиты фонематическое восприятие, внимание, память, логическое мышление;
обогащена, уточнена и активизирована лексика;
дети достаточно свободно пользуются простыми и сложными предложениями;
развиты коммуникативные способности, отсутствует барьер общения.
Взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса в логопедических группах приводит к положительным результатам; данное взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей-логопатов.
Все это позволяет детям намного легче адаптироваться в следующем этапе образования – начальной школе.
Наши дети – выпускники логопедических групп – успешно учатся в общеобразовательной школе с гимназическим уклоном и гимназиях. По результатам диагностики речевого развития средний уровень – 63%, высокий уровень – 37%, низкого уровня – нет. По данным за последние пять лет на «4» и «5» учатся 50-67%. Неуспевающих среди выпускников логопедических групп нет.
Таким образом, в нашем детском саду эффективно реализована система коррекционно-педагогической работы по устранению речевых дефектов у детей-логопатов старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия учителя-логопеда и специалистов ДОУ.
Статью подготовила
Учитель-логопед
Ерина Марина Александровна
Цель — создание системы взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения.
- Использование современных разработок для совершенствования взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения для создания комплексной системы коррекционно-развивающей деятельности.
- Создание условий для системной коррекционной работы специалистов детского сада на основе диагностического, профилактического, коррекционно-развивающего подхода.
- Формирование механизма, обеспечивающего непрерывное возрастание речевого, интеллектуально-психического, художественно-эстетического и физического развития детей с речевыми нарушениями.
Этапы работы:
- Проведение комплексной диагностики всеми специалистами ДОУ;
- Создание комплексной системы коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
- Отработка механизма взаимодействия специалистов ДОУ.
Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами .
Первый этап — Комплексная диагностика, которая помогает выявить уровень знаний и навыков детей с речевой патологией и построить коррекционно-развивающий процесс с учётом личностно-ориентированного подхода. Все специалисты ДОУ проводят диагностику по своему направлению работы. Такая диагностика осуществляется в соответствии с нормами профессиональной этики и помогает корректировать все имеющиеся у ребёнка отклонения на основе всестороннего обследования. Таким образом, в течение 3-4 недель составляем представление о каждом ребёнке с речевой патологией. У детей проверяется фонематический слух, лексика, грамматика, просодическая сторона речи, моторика (общая и мелкая), изодеятельность (анализ рисунков).
Данные такой диагностики служат основанием для выбора педагогами наиболее эффективных путей коррекционной работы с детьми с нарушением речи.
Второй этап — Коррекционно-развивающая деятельность представляет собой целостную систему. Её цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребёнка.
Учитель-логопед проводит медико-педагогические консилиумы, осуществляет коррекционную работу по исправлению дефектов речи, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.
Третий этап — Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает:
- проведение системы занятий (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные);
- создание пространственно-речевой среды в детском саду, стимулирующей речевое развитие ребёнка;
- отработка механизма модели взаимодействия педагогов (логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, руководителя изостудии);
- применение эффективных методов и приёмов, активизирующих речевую деятельность детей-логопатов.
Основное направление — создание единого речевого пространства, стимулирующего речевое развитие ребёнка (оборудование речевых зон: зеркала для артикуляционной и мимической гимнастики, наглядно — иллюстрированный материал по лексическим темам, основным фонетическим группам, сюжетные картинки для работы над фразой, игрушки для совершенствования речевого дыхания, различные пособия для развития мелкой моторики, зрительной памяти и фонематического слуха).
Организация взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя :
Ведущая роль логопеда в педагогическом процессе объясняется тем, что логопед как специалист лучше знает речевые особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой, динамику коррекционной работы, а также принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей с речевой патологией.
В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности речевого развития.
Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки детей - не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.
Вместе с тем речь воспитателей должна быть предельно грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевой патологией.
Воспитатели должны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях.
Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а воспитатель занимается закреплением этих навыков.
Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов у детей в работе с воспитателями может использоваться:
- ведение тетради взаимодействия специалистов с рекомендациями и заданиями;
- проведение предшествующей логопедическим занятиям работы по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.
- логопедизация режимных моментов и занятий;
- проведение систематических упражнений для развития дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- проведение занятий по математике, познавательному развитию, художественно-творческой деятельности, интегрируя логопедические цели.
- создание в группе условий, способствующих активизации речи детей;
- систематический контроль за речью детей не только во время занятий, но и в режимные моменты;
- объяснение (при необходимости) заданий логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики.
Логопед осуществляет контроль и оказывает воспитателю необходимую помощь.
Рекомендуется выделить в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, для развития неречевых процессов и пр.
Совместная работа логопеда и психолога:
Задачи коррекционной работы логопеда и психолога тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности ребенка. Обучение направлено на общее развитие, а не на тренировку отдельных процессов.
Основным направлением коррекционно-развивающей работы психолога является развитие эмоционально-волевой сферы, содействие полноценному психическому и личностному росту каждого ребёнка.
Совместно с психологом в начале учебного года проводится обследование, диагностика, выявляются компенсаторные возможности, трудности в личностном развитии и интеллектуально-познавательной деятельности.
Необходимо сочетать психокоррекционную работу с педагогической коррекцией. С этой целью используются следующие приемы:
- Приёмы сказкотерапии с использованием произведений отечественных и зарубежных авторов;
- Приёмы арттерапии и музыкотерапии;
- Приёмы телесно-ориентированной психотерапии.
- Психокоррекционные игры.
Психокоррекционные игры могут проводиться психологом, воспитателями, а иногда совместно. Игры подбираются соответственно особенностям детей. Робких, медлительных детей назначают водящими, выбирают для них главные роли. Для гиперактивных детей подбираются более спокойные игры.
Сказкотерапия предполагает психокоррекционное воздействие на детей с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации и оптимизации их психического состояния.
При чтении произведений учитывается:
- Степени доступности изложения, которая зависит от понимания текста и уровня речевого развития детей;
- Сходства ситуаций в книге с ситуациями, в которых находится ребёнок;
- Лексическая тема.
Приёмы арттерапии и музыкотерапии.
Психокоррекционная работа средствами арттерапии несет большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с проблемами и в интеллектуальном, и в эмоционально-личностном развитии. Для усиления позитивных внутренних процессов у детей, для стимуляции их речи может использоваться специальное музыкальное сопровождение.
Приёмы телесно-ориентированной психотерапии
В коррекционной работе с детьми упор делается на анализ своих ощущений, эмоционального состояния, и поведения в настоящий момент времени в данной ситуации, научиться самостоятельно, принимать решения и нести за них ответственность. Такие навыки дети приобретают путём освоения упражнений по следующим направлениям:
- Отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества;
- Освобождение от мышечных зажимов;
- Развитие внимания, чувственного восприятия.
Основные цели упражнений, направленных на развитие пластики тела у детей с речевыми нарушениями:
- Увеличение диапазона эмоциональных проявлений;
- Совершенствование психомоторики, развитие умения свободно владеть своим телом.
Таким образом, психокоррекционная работа, основанная на сочетании известных психотерапевтических техник, существенно повышает эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи.
Совместная работа логопеда и руководителя изостудии
- Развитие художественно-творческих способностей.
- Вырабатывается умение действовать по словесной инструкции.
- Развитие мелкой моторики.
- Придумывание сказок по рисункам.
- Включение в занятие пословиц, поговорок, скороговорок и коротких стихотворений.
Совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, проводит плановые музыкальные занятия, где используются элементы логоритмики, совместно с логопедом проводит логоритмические занятия.
На логоритмических занятиях происходит совершенствование общей и мелкой моторики (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса).
На музыкальных занятиях – усвоение музыкального, двигательного и речевого материалов. В процессе совместной работы могут использоваться:
- музыкальные произведения различных жанров;
- логоритмические упражнения;
- упражнения на развитие координации между движением и словом;
- игры и упражнения на развитие дыхания;
- игры и упражнения на развитие просодической стороны речи (темп, сила голоса, выразительность).
- упражнения на развитие мимических движений.
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.
Обследование детей, имеющих речевую патологию, часто показывает наличие у них недостаточной координации сложных движений, моторную неловкость, неточность, отставание от заданного темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений.
Совместное обсуждение результатов диагностики позволит наметить план коррекционно-образовательной работы на занятиях по физической культуре.
- постановка правильного дыхания (разделение носового и ротового дыхания, отработка нижнего диафрагмального дыхания);
- развитие моторики: общей (координация движений) и мелкой (пальцы рук);
- расширение и обогащение лексического запаса.
Взаимодействие с семьёй
Работу по взаимодействию детского сада и семьи педагоги выстраивают в процессе личностного ориентированного общения. Основой общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка, полученные в результате обследования в начале учебного года.
Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого ребёнка с речевой патологией; сформировать у родителей желание помогать своему ребёнку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам). Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы и включает в себя:
- анкетирования, опросы,
- родительские собрания,
- индивидуальные и групповые встречи, консультации,
- просмотры занятий,
- дни открытых дверей,
- домашние задания для детей, которые выполняются совместно с родителями,
- тематические вечера «Уроки для родителей»,
- тематические выставки.
Групповые родительские собрания проводятся 3 раза в год. Они помогают объединить родителей, активно включиться в процесс воспитания детей. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на них лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений. Чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.
Консультации, групповые встречи строятся так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Консультации содержат только необходимый родителям конкретный материал.
Примерные темы для консультаций:
- Артикуляционная гимнастика;
- Развитие мелкой моторики;
- Выполнение домашнего задания;
- Развитие памяти, внимания и мышления (совместно с психологом);
- Речевые игры дома;
- Автоматизацией звука дома;
- Как научить ребёнка читать;
- Обучение практическим приёмам работы.
Индивидуальная работа позволяет установить более тесный контакт с родителями.
Анкетирование предполагает фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным считается выявить потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители сообщают о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы раскрываются на собраниях, групповых и индивидуальных встречах. Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить также при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Вначале года, после обследования детей. Логопед знакомит родителей с результатами. Родные ребёнка получают советы, рекомендации. Беседа ведется в тактичной форме: её задача в том, чтобы помочь семье в речевом воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество.
Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (артикуляционная гимнастика, формирование звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова и пр.). Те родители, у которых возникают трудности в работе с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности приглашаются на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе.
Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти и пр.
Наглядная форма работы также очень важна. Наглядность агитации может обеспечиваться применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом — она стимулирует активность родителей.
Индивидуальную работу с родителями было бы целесообразно проводить не только в устной, но и в письменной форме (дневник работы с родителями, тетрадь обратной связи и пр., где каждый специалист мог бы записывать свои рекомендации). Так как обращение только в устной форме требует много времени и не всегда родители в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, поэтому, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им их необходимо вначале убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.
Данная система взаимодействия может способствовать эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональному росту педагогов, повышению компетентности и педагогической грамотности родителей.
Наталья Мокрецова
Взаимодействие специалистов ДОУ
Цель : создать условия для успешной коррекции речевых недостатков в режимных моментах или в воспитательно – образовательном процессе, формировать правильную речь, как полноценное средство общения, необходимое для общего развития ребенка.
Задачи :
1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
2. Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
4. Развитие навыков связной речи.
Интеграция видов деятельности детей в коррекционной деятельности
Коррекционные задачи
Виды деятельности
Учитель-логопед - Коррекция нарушенных звуков, автоматизация и дифференциация. - Формирование фонематического восприятия, анализа и синтеза. - Формирование слоговой структуры слов. - Развитие словаря. - Развитие лексико-грамматических категорий. - Развитие связной речи. - Развитие всех видов восприятия (зрительное, слуховое, тактильно - двигательное,
Развитие мыслительных процессов (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация) . - Развитие мелкой моторики рук и зрительно - двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма. - Развитие представлений о своем здоровье и о средствах его укрепления.
Освоение представлений социального характера (оказание взаимопомощи , участие в коллективных мероприятиях; развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках) Коммуникативная
Познавательно -исследовательская
Двигательная
Воспитатели
Формирование культурно - гигиенических навыков, развитие представлений о своем здоровье и о средствах его укрепления
Формирование знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе
Подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.
Обучение трудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами
Формирование полноценных представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.
Развитие речи в процессе формирования элементарных математических представлений.
Формирование пассивного и активного словаря.
Развитие связной речи.
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков по заданию логопеда.
Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
Расширение кругозора, обогащение жизненного и нравственного опыта
Коммуникативная
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Восприятие художественной литературы
Развитие речи посредством движения. - Формирование пространственных и временных представлений. - Формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности. - Управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально - волевых качеств личности.
Двигательная
Познавательно - исследовательская
Коммуникативная
Музыкальный руководитель
Развитие и формирование слухового внимания и слуховой памяти, координации движений, умение передавать музыкальный ритмический рисунок;
Развитие дыхания, просодики
Познавательно - исследовательская
Музыкальная
Преподаватель по ИЗО
Развитие тонкой моторики рук и зрительно - двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма.
Изобразительная
Двигательная
Для осуществления образовательной деятельности с детьми в группе комбинированной направленности подразумевается наличие специалистов – логопедов , которые будут направлять и контролировать взаимодействие воспитателя с детьми, с родителями в вопросах речевого развития и коррекции. В тоже время, весь образовательный процесс с детьми группы комбинированной направленности, будет скоординирован со всеми специалистами и направлен на преодоление речевых нарушений через разные виды деятельности : рисование, плавание, занятия спортом и т. д.
Для успешной реализации образовательного процесса заведены тетради взаимодействия со всеми специалистами .
Алгоритм тетради взаимодействия со специалистами
Воспитатель
Обязательным условием развития детей с ОНР является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия . Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом , согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты.
Фронтальные формы организации активности детей могут решать, как познавательные, так и социальные задачи.
Взаимодействие :
Воспитатель + дети
Воспитатель проводит занятия с детьми, праздники, экскурсии, различные конкурсы, досуги, наблюдения, походы; дидактические, подвижные, режиссёрские, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, ведёт проектную и исследовательскую деятельность.
Воспитатель + родители
Для родителей воспитатель проводит общие консультации, индивидуальные консультации по запросам родителей, семинары, деловые игры, «круглые столы» , мастер-классы, даёт практические рекомендации и советы.
формы
Педагог-психолог
Для успешного воспитания и обучения детей с ОНР необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводиться психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей :
Своевременно выявить детей с общим недоразвитием речи;
Выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребёнка с ОНР;
Определить оптимальный педагогический маршрут;
Обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОНР в дошкольном учреждении;
Спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
Оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
Определить условия воспитания и обучения ребёнка;
Консультировать родителей ребёнка с ОНР.
Психологическое обследование проводит психолог. Психодиагностическое обследование ребёнка с проблемами в речевом развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребёнком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.
Взаимодействие специалиста осуществляется по трём направлениям :
Педагог-психолог + воспитатель
Психолог дает практические рекомендации и советы воспитателю. Воспитатель ведёт предварительную работу с детьми перед занятием, а также индивидуальную работу с детьми после занятия, артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, дидактические игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры.
Педагог-психолог + дети
Психолог проводит занятия с детьми. Использует артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, релаксационные паузы.
Педагог-психолог + родители
Для родителей психолог проводит общие консультации, индивидуальные консультации по запросам родителей, даёт практические рекомендации и советы.
В работе используются следующие формы : подгрупповая, в микрогруппах индивидуальная.
Педагог дополнительного образования по рисованию
Основная цель художественно-эстетического развития - обучение детей созданию творческих работ. Специфика методов обучения различным видам изобразительной деятельности детей с ОНР должна строиться на применении средств, отвечающих их психофизиологическим особенностям.
Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, в процессе работы дети знакомятся с различными материалами, их свойствами. Аппликация способствует развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о форме, цвете. Рисование направлено на развитие манипулятивной деятельности и координации рук, укрепление мышц рук.
В зависимости от степени речевых возможностей ребёнка, следует подбирать разноплановый инструментарий, максимально удобный для использования (величина, форма, объёмность, цвет, контрастность, продумывать способы предъявления материала (показ, словесное устное объяснение) ; подбирать соответствующие формы инструкций.
Взаимодействие специалиста осуществляется по трём направлениям :
Педагог по рисованию + воспитатель
Педагог по рисованию + дети
Педагог по рисованию проводит практическое занятие с детьми. Использует, как индивидуальные, так и коллективные формы работы.
Педагог по рисованию + родители
Для родителей педагог по рисованию проводит общие консультации, индивидуальные консультации по запросам родителей, мастер-классы.
В работе используются следующие формы : фронтальная, подгрупповая, в мигрогруппах, индивидуальная.
Инструктор по плаванию
Взаимодействие специалиста осуществляется по трём направлениям :
Инструктор по плаванию + воспитатель
Воспитатель группы должен ежедневно взаимодействовать с инструктором по плаванию. Хорошие результаты по подготовке детей к очередному занятию даёт предварительная работа в группе :
С детьми : беседы, конкурсы рисунков, выставки поделок из нестандартного материала, подборка картинок и создание тематических картотек и каталогов, т. е. деятельность, направленная на показ и закрепление движений с помощью моделирования.
С родителями : беседы о регулярном посещении занятий в бассейне и отсутствии пропусков занятий без уважительных причин; рассказ о необходимости специальной формы (купальные принадлежности, халат, обувь) и гигиенических принадлежностей для занятий плаванием (мочалка, мыло, полотенце) ; консультации о значении плавания и закаливания в оздоровлении ребёнка (систематическое посещение занятий приводит к снижению заболеваемости) .
Инструктор по плаванию дает практические рекомендации воспитателю по правильному дыханию детей.
Инструктор по плаванию + дети
Инструктор по плаванию проводит занятия в бассейне, включает в занятие :
Плавание на воде «Аквабилдинг» ;
Акваэробику с мячом на воде «Весёлые утята» ;
Подводную разминку «Бригитта» ;
Дыхательную гимнастику;
Дыхательные упражнения с тонизирующим эффектом;
Дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом;
Релаксационные упражнения;
Образно-игровые упражнения в воде и на суше «Весёлая карусель» ;
Игры-соревнования;
Игры на воде с нестандартным оборудованием.
Инструктор по плаванию + родители
Доброжелательность и взаимная заинтересованность в занятиях в бассейне (родители рассказывают о своём детском опыте посещения бассейна, общении с водой : при этом можно использовать фотографии, нарисовать совместный рисунок, вырезать или вылепить из подручного, нестандартного материала фигуры морских обитателей);
Терпеливое отношение в изучении новых движений (помочь ребёнку в словесном контакте понять необходимость и правильность выполнения трудных упражнений, посредством сказкотерапии, например, вместе с ребёнком придумывать новые сказки : «Путешествие в подводное царство» , «В гостях у Золотой рыбки» , «Русалка и дельфин» . Д
Инструктор по физической культуре
Основная цель – совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В режиме должны быть предусмотрены занятия физкультурой, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.
Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи. Основная задача – стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
В настоящее время в систему занятий по физическому развитию для детей с ОНР включается адаптивная физическая культура (АФК) – комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде детей с нарушениями речи, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Адаптивная физкультура обеспечивает лечебный, общеукрепляющий, реабилитационный, профилактический и другие эффекты.
АФК объединяет все виды физической активности и спорта, которые соответствуют интересам детей с проблемами в развитии и способствуют расширению их возможностей. Цель АФК - улучшение качества жизни детей с ОНР посредством физической активности и спорта. Основной задачей является решение конкретных психомоторных проблем, как путём изменения самого ребёнка, так и окружающей среды, по возможности устраняя в ней барьеры к более здоровому, активному образу жизни, к равным со своими здоровыми сверстниками возможностям заниматься спортом.
На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи :
Формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;
Изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначение предметов;
Развитие речи посредством движения;
Формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;
Управление эмоциональной сферой ребёнка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.
Взаимодействие специалиста осуществляется по трём направлениям :
Инструктор по физической культуре + воспитатель
Инструктор по физической культуре дает практические рекомендации воспитателю. Воспитатель проводит физкультурно-оздоровительную работу в течение дня : утренняя гимнастика, спортивные подвижные игры и упражнения на прогулке и в группе, физкультминутки (в середине статистического занятия, а также индивидуальную работу с некоторыми детьми после занятия. Дети используют физкультурное и спортивно-игровое оборудование в самостоятельной двигательной деятельности, а также самостоятельно играют в подвижные и спортивные игры.
Инструктор по физической культуре + дети
Инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия в спортивном зале и на улице (включает в занятие : основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные игры и упражнения, подвижные игры, а также организует активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья) .
Инструктор по физической культуре + родители
Для родителей инструктор по физической культуре проводит общие консультации, индивидуальные консультации по запросам родителей. А также организует активный отдых : совместные спортивные соревнования, дни здоровья.
В работе используются следующие формы : фронтальная, подгрупповая, индивидуальная и в микрогруппах.
Учитель-логопед
Задачи развития речи :
Формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического;
Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога;
Формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.
Основные направления работы по развитию речи дошкольников :
Развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качество, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими;
Воспитание звуковой культуры речи. Данное направление предполагает : развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация) ;
Формирование грамматического строя речи. Формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам, способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений) ;
Развитие связной речи. Развитие связной речи включает развитие диалогической (разговорной) и монологической речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддержать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога, умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельно высказывания разных типов;
Формирование элементарного осознания явления языка и речи, обеспечивающее подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму;
Развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки.
Конкретизация задач развития речи носит условный характер в работе с детьми с ОНР, они тесно связаны между собой. Эти отношения определяются существующими связями между различными единицами языка. Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. В связной речи отражены все другие задачи речевого развития : формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.
Целью является построение системы коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности для детей норма + общее недоразвитие речи в возрасте с 5 до 6 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов , работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи) . Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Одной из основных задач является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.
Главная задача заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) .
Предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Основной формой работы является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающиеся занятия должны носить игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Осуществляя педагогическую деятельность, педагоги под руководством учителя-логопеда решают следующие задачи :
Охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной системы и гигиенической культуры;
Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;
Создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
Обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
Воспитания гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;
Воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
Пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям и полностью соответствует требованиям логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (авторы Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина) .
В кабинете учителя-логопеда представлены следующие развивающие центры :
Речевого и креативного развития;
Сенсорного развития;
Моторного и конструктивного развития.
Взаимодействие специалиста осуществляется по трём направлениям :
Учитель-логопед + воспитатель
Логопед дает практические рекомендации и советы воспитателю. Воспитатель ведёт предварительную работу с детьми перед занятием, а также индивидуальную работу с детьми после занятия, артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, дидактические игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры.
Учитель-логопед + дети
Логопед проводит занятия с детьми. Использует артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, релаксационные паузы.
Учитель-логопед + родители
Для родителей логопед проводит общие консультации, индивидуальные консультации по запросам родителей, даёт практические рекомендации и советы.
В работе используются следующие формы : фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
В детском саду педагог -психолог. Специалист проводит диагностику интеллектуального и личностного развития детей. В старшей и подготовительной группах диагностика направлена на изучение готовности детей к школьному обучению: мотивационной, интеллектуальной, волевой, моторно-зрительной. Коррекционная работа с детьми проводится по результатам диагностики, запросу родителей и педагогов. В рамках краевого проекта “Ранняя профилактика социального сиротства и социально опасного положения несовершеннолетних” организует индивидуальные формы работы с детьми и родителями.
Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя являются:
Взаимодействие со специалистами и воспитателями ДОУ по вопросам организации совместной деятельности детей в НОД, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.
Консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств.
Учитель-логопед проводит фронтальные и индивидуальные занятия по коррекции речи с воспитанниками, взаимодействует со специалистами и воспитателями ДОУ по вопросам организации совместной деятельности детей в НОД, консультирует педагогов и родителей по вопросам коррекции речи и развития речевых навыков.
Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей, их физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни. Для реализации этой цели инструктор взаимодействует как с воспитателями и узкими специалистами, так и с родителями, службами оздоровительной направленности.
Воспитатель по изобразительной деятельности организует и проводит образовательную работу по развитию художественных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников, взаимодействует со специалистами и воспитателями ДОУ по вопросам организации совместной деятельности детей в НОД.
Интеграция и координация деятельности специалистов и воспитателей в реализации образовательных областей ООП предполагает:
Согласование разделов по направлениям деятельности и образовательным областям;
Обсуждение и формулирование общих понятий;
Установление связи образовательных задач;
Согласование по времени;
Совместное планирование работы с детьми в рамках НОД, ОД в РМ, самостоятельной деятельности;
Совместные консультации педагогов по вопросам изучения одних и тех же процессов, явлений, тем, проблем в образовательной и воспитательной работе;
Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов;
Реализация технологии совместной проектной деятельности;
Реализация технологии ведения портфолио дошкольника.
Модель участия специалистов в реализации образовательных областей ООП.
Образовательная область | Учитель-логопед | Воспитатель | Педагог-психолог | Инсруктор ФИЗО | Муз. Руководитель |
Физич. Культура | Развитие мелкой и общей моторики (пальчиковые игры, «расскажи стихи руками», подвижные игры, «сухой бассейн для рук»), песочная терапия, имитационные движения с речью, физкультминутки | Утренняя гимнастика Руководство самостоятельной деятельностью в центре здоровья Двигательная разминка физкультминутки проведение физкультурных занятий подвижные игры индивидуальная работа по развитию движений Настольно-дидактические игры и пособия | Изучение мотивационной сферы ребенка по отношению к занятиям физической культуры, упражнения на развитие координации движения, физкультминутки. | Система работы по развитию основных движений, развитие физических качеств, интереса, потребности в движениях. Накопление, обогащение двигательного опыта детей. Спортивно-массовая работа. Походы, туристические прогулки. Контрольно-диагностическая деятельность. | Движение под музыку, развитие пластики, грации, координации. Дидактические игры с элементами движения. Хороводные игры. Народные игры. Физкультминутки. |
Здоровье | Корреция недостатков в итмизир речи, игры на развитие артикуляционного аппарата. | Ситуативный разговор на валеологические темы Застольные беседы Беседы КГН Валеологические занятия Просыпальтельная гимнастика Двигательная разминка Физкультминутки Закаливающие процедуры Адекватная самооценка –психическое здоровье Чтение художественной литературы Настольно-дидактические игры и пособия Профилактика осанки и зрения, плоскостопия | Сохранение психического здоровья (игры, тренинги). Изучение ценностного отношения к своему здоровью. Ситуативные разговоры с детьми на тему здоровья. Упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения. | Организация системы физкультурно-оздоровительной работы. Валеологические игры, беседы. Дни здоровья. Контрольно-диагностическая деятельность. | Досуговая деятельность. Театрализованные представления. Смотры, конкурсы. |
Безопасность | Игры, викторины, чтение худ. Лит-ры на закрепление представлений об основных источниках безопасности | Игры на сплочение коллектива, создание благоприятной атмосферы в коллективе. Ситуативные разговоры с детьми. | Работа над техникой выполнения движений. Мероприятия по предотвращению детского травматизма. | Досуговая деятельность | |
Социализация | Игры в парах, в микрогруппах. Логоритмика. | Релаксационные игры Ситуация общения Игровая деятельность Решение проблемных ситуаций Игры на развитие толерантности | Игры на сплочение коллектива, создание благоприятной атмосферы в коллективе. Коррекционно-развивающие игры на развитие взаимоотношений. Ситуативные разговоры с детьми. Контрольно-диагностическая деятельность. | Подвижные игры, задания с учетом гендерной принадлежности. | Творческие задания, игры в группах с учетом гендерной принадлежности. |
Труд | Планирование предстоящей деятельности, подготовка и уборка своего рабочего места. | Организация дежурств, коллективного труда и трудовых поручений Организация детских мини-мастерских и студий для продуктивной – досуговой деятельности Представление картин, иллюстраций, литературных произведений о трудовой деятельности Творческие мастерские Реализация гендерного подхода в трудовом воспитании Формирование навыков самообслуживания | Изучение ценностного тношения к собственному труду, труду других людей, его результатам. Игры-тренинги. | Поготовка, уборка спортивных снарядов. Хозяйственно-бытовой труд. Развитие самоорганизации. | Досуговая деятельность |
Познание | Развивающие игры и занятия. Логоритмика. Викторины, сочинение загадок. | Развивающие игры. Игры-ситуации. Свободные диалоги с детьми в играх. Контрольно-диагностическая деятельность. | Рассматривание тематических альбомов. Экскурсии, туристические походы. | Календарные праздники. Экскурсии в театр, просмотр спектаклей. Познавательная литература об истории музыки, биографии композиторов. | |
Коммуникация | Развитие всех компонентов устной речи в разных заданиях, играх. Контрольно-диагностическая деятельность. | Ситуация общения Словесно-дидактические игры и упражнения Обучение связной речи (рассказ, пересказ, описание) Заучивание стихов, потешек и др. Литературные викторины Беседы (тематические итоговые, ситуативные) Встречи с интересными людьми Создание ситуаций общения между детьми и между детьми и сотрудниками детского сада Наблюдения Индивидуальная работа в центрах | Психологические игры, тренинги. Игры-диалоги. Ситуативные разговоры с детьми. Индивидуаль ные игры. Контрольно-диагностическая деятельность. | Подвижные, народные игры. Игры-соревнования, эстафеты, походы, физкультурные развлечения. | Творческие задания в группах. Этюды. Игры-диалоги. |
Чтение х/л | Чистоговорки, потешки, пословицы, поговорки, стихи. Игры на развитие темпа речи, ритма, правильного дыхания и интонации. Оформление книжек-малышек. Рассматривание и обсуждение сюжетных и предмтных картинок, иллюстраций к произведениям. | ЧХЛ Индивидуальная работа с полочкой умных книг Экскурсии в библиотеку | Пословицы, проигрывание сцен из сказок. Сказкотерапия. | Считалки, заклички, стихи. Подвижные, народные, хороводные игры. | Драматизация сказок, чтение стихов, попевки, песенки, прослушивание аудиозаписей. Хороводные игры. Инсценирование сказок. |
Худ. Творчество | Использование эстетических пособий, творческие задания. Использование художественного слова. | НОД по худ. Творчеству Экскурсии на выставки, в музеи Создание декораций для оформления помещений ДОУ Участие в выставках Индивидуальная работа в центре искусства Беседы о художниках, скульпторах Изготовление подарочных книг для друзей Книжная мастерская «АйБолит» | Игры-задания на развитие воображения. Чтение художественной литературы. Сказкотерапия. | Творческие задания. Использование эстетически оформленных атрибутов. | Творческие задания, этюды. Участие в детских музыкальных конкурсах, конкурсах чтецов. Игры-импровизации. Концерты. |
Музыка | Использование аудиозаписей, логоритмика. | Создание аудиотек и условий для их использования Музыкально-дидактические игры и упражнения Индивидуальная работа в центре музыки Использование музыки в театрализованной деятельности, в НОД и режимных моментах | Музыкотерапия | Использование музыки на занятиях, гимнастики, в играх. | Система работы по итмизирова воспитанию. Контрольно-диагностическая деятельность. |