Аменхотеп III и его имена в Картушах в матрице Мироздания. Аменхотеп III и его имена в Картушах в матрице Мироздания Дворец аменхотепа 3 находится в

Амона и Джесер-Джесеру в Дейр Эль-Бахри; завоеваны земли до Евфрата на севере и пятого порога Нила на юге. При Эхнатоне (Аменхотепе IV) происходит масштабная религиозная реформа и впервые в мире проявляются признаки монотеистических верований.

В Восемнадцатую династию, которую рассматривает как первую династию Нового Царства, входили такие прославленные в веках исторические личности как Хатшепсут и Тутанхамон, Эхнатон и Нефертити. Даже на фоне столь значимых фигур выделяется Аменхотеп III. В умах современных людей правители ассоциируются в первую очередь с памятниками, а кто может конкурировать с нашумевшей или великолепной колоннадой ? Но здесь Аменхотепу III есть чем похвастаться.

Фараон-строитель

Уроженец Фив Аменхотеп III правил 37 или 38 лет (1388-1351 гг до н. э.). За это время он успел развернуть грандиозное строительство, возведя множество монументальных храмовых комплексов, дворцов и святилищ. Только до нашего времени сохранилось более четверти тысяч статуй фараона, что представляет собой абсолютный рекорд среди древнеегипетских правителей. Он украсил новым пилоном и построил неподалеку храм богине Мут. Зодчие царя возвели на западном берегу Нила огромный дворцовый комплекс с домами для приближенных, жилищами мастеровых и прочими сооружениями. «Дом ликования», как назывался дворец, был возведен к тридцатилетию правления фараона. К северу от комплекса появился удивительный поминальный храм.

К сожалению, от великолепного храма к нашему времени сохранились только , представляющие собой огромные сидячие статуи царя, изготовленные из кварцитного песчаника. Блоки песчаника вырубали в каменоломнях Джебель-эль-Ахмара и волоком тащили почти 700 километров по берегу Нила, так как булыжники были очень тяжелы для транспортировки вверх по течению. Еще в древности северный колосс был сильно поврежден. Их восстановлением в начале новой эры занимались мастера римского императора Септимия Севера.

Считается, что камень для них брали в , оттуда везли в , а потом в Фивы (общее расстояние - чуть больше 300 километров). Высота Колоссов с каменными фундаментами-платформами составляет 18 метров. Вес каждой сидячей фигуры оценивается примерно в 700 тонн. Сам поминальный храм впоследствии был разобран на строительные материалы Мернептахом, любившим пользоваться трудами своих предшественников. Заодно царственный расхититель гробниц и храмов узурпировал массу статуй Аменхотепа III, заменив имя фараона на свое.

Внешняя и внутренняя политика

Почти четыре десятилетия правления Аменхотепа были на удивление мирными, если не считать похода для подавления мятежа в Нубии, в котором сам царь вряд ли принимал участие. У Египта были хорошие отношения с Вавилонским царством, Миттани (страна на территории Северной Месопотамии) и Кипром. Для укрепления международных связей фараон женился на нескольких дочерях и сестре вавилонского царя и двух принцессах Миттани, а Кипр находился в вассальной зависимости от Египта и поставлял в качестве дани медь. В наше время на Эгейских островах нашли около пары десятков артефактов с нанесенными на них именами Тейе и Аменхотепа.

Помимо Кипра, Египет получал ресурсы и товары из других регионов. Сохранились достоверные сведения о торговле с Пунтом, откуда морем везли ценную древесину, благовония, шкуры животных, рабов и другие товары. О богатстве государства свидетельствуют монументальность культовых сооружений фараона, обилие статуй и гробниц сановников и щедрые дары союзникам, которые были уверены, что египетская держава буквально купается в золоте. Экономика находилась на подъеме, торговля процветала, царь вел грамотную налоговую политику. Однако не все было безоблачно. На севере постепенно росли амбиции хеттов, стремившихся навести свои порядки в Месопотамии и Сирии. Хеттское царство в 70-ых годах напало на Миттани и, хоть получило достойный отпор, разгромило пару египетских городов в Сирии. Впоследствии отношения с хеттами наладились, и в начале правления Эхнатона хеттский царь предлагает Аменхотепу IV поддерживать такие же дружеские отношения, как и при его отце.

Последние годы правления

Наследник престола, старший сын Аменхотепа III, умер, и тем самым уступил право наследования младшему брату, Аменхотепу IV, впоследствии полностью преобразовавшему религиозную жизнь страны. Часть египтологов полагает, что в последние годы жизни Аменхотепа III будущий Эхнатон был его фактическим соправителем. Другие ученые отрицают даже саму возможность совместного правления. Представители первой группы историков расходятся во мнениях относительно длительности периода совместного управления Египтом двумя фараонами. Называются цифры от двух до двенадцати лет. В 2014 году министерство охраны памятников древности АРЕ подтвердило совместное правление Аменхотепов Третьего и Четвертого. Утверждалось, что по анализу надписей в захоронении чати (верховный управитель, аналог арабского «визирь») Аменхотепа III срок одновременного правления оценивается в восемь лет.

Известны сотни его портретов, однако наряду с этим долгие годы его правления «безмолвствуют» из-за недостатка письменных источников. Несмотря на кажущуюся доступность и многообразие памятников этого времени и условную «ясность» эпохи, время правления Аменхотепа III всё ещё требует серьезного и детального исследования.

Датированные источники, дошедшие до нашего времени от правления Аменхотепа III относительно редки. Известны одиннадцать датированных царских документа, девять из которых относятся к периоду с 1 по 11 годы правления царя и два других – к 35-му. Надпись 1-го года правления известна в Дейр-эль-Берше, неподалеку от известняковых карьеров; эта надпись связана со строительными работами в храме Тота в Гермополе, находившемся на другом берегу Нила. Двойная надпись 2-го года в Туре связана с возобновлением работы в карьерах в связи с началом сооружения «Храма Миллионов лет» царя в Ком эль-Хеттан и, возможно, в Мемфисе. Четыре памятника из числа датированных, - это памятные скарабеи, в текстах на которых упомянуты: женитьба на митаннийской принцессе (10-й год), охота на диких быков (2-й год), охота на диких львов (1-й и 10-й годы) и создание искусственного озера Биркет Абу для царицы Тейе (11-й год).

Наконец, три стелы 5-го года правления связаны с единственным военным событием времени правления Аменхотепа III – с походом в Нубию. После 11-го года правления все датированные памятники словно исчезают вплоть до 35 года, который упомянут на двух стелах из Гебель эль-Сильсилэ, тексты которых повествуют о добыче камня для заупокойного храма царя и для сооружения некоего здания в честь Ра-Атума. Сегодня очень сложно понять, почему на смену первым одиннадцати годам правления Аменхотепа III, наполненным событиями и памятниками, пришли два десятилетия относительного «молчания». Некоторые документы, которые относительно точно можно датировать, появляются после 30-го года правления царя и непосредственно связаны с тремя празднествами Сед царя; все они найдены либо в гробницах высокопоставленных вельмож, которые принимали в них участие, либо в развалинах дворца Малькатта, где происходили некоторые эпизоды торжеств. Здесь были обнаружены многочисленные печати и обломки винных сосудов, использовавшихся во время празднеств, содержащие надписи и, иногда, даты.

Если большая часть царствования Аменхотепа III относительно молчалива и не щедра на датированные документы, то, наоборот, многие важные события царствования стали нам известны благодаря обширному числу памятников частных лиц и вельмож пышного и многолюдного царского двора.

Датированные памятники эпохи Аменхотепа III кажутся крохотной каплей по сравнению с морем других памятников, составляющих две группы: произведения искусства и Амарнский дипломатический архив. Произведения искусства составляют другую, самую значительную и интересную часть памятников эпохи Аменхотепа III. Сюда входят грандиозные храмы царя и многочисленные произведения скульптуры, среди которых особое место занимают более двух сотен статуй царя, начиная от миниатюрных фигурок из стеатита и завершая колоссами Фив. Памятники частных лиц, несмотря на обилие и, порой, истинное совершенство, оказались в тени грандиозных памятников царя. Исключение составляют, пожалуй, лишь гробницы, среди которых есть как скромные расписанные погребальные покои писцов и жрецов некрополя, так и восхитительные подземные дворцы, богато отделанные рельефами, зачастую полихромными, повествующими о жизни высокопоставленных вельмож двора и царских празднествах Сед.

Сфинксы, изображающие Аменхотепа III, установлены на Университетской набережной в Санкт-Петербурге.

Рождение и воцарение

Аменхотеп III родился в Фивах. Многочисленные сохранившиеся документы времени правления Тутмоса IV подтверждают, что он был объявлен наследным принцем ещё при жизни своего отца. Скорее всего, он взошёл на престол в очень юном возрасте, - ему не было ещё и десяти лет; этот факт подтверждается многими источниками и не удивляет, если учитывать тот факт, что Тутмос IV умер слишком рано, чтобы иметь наследника в зрелых годах. В облике ребенка царевич предстаёт на изображении из гробницы вельможи Хекаэрнехеха, на статуе своего наставника Себекхотепа, в надписи 7-го года Тутмоса IV на скале в Коноссо. Значительное число портретов царя с чрезвычайно юными и мягкими чертами лица восходит именно к этому раннему периоду его правления.

Лучшие дня

Первые годы правления царя, естественно, прошли под властью регента, скорее всего, его матери – царицы Мутемуйи. Воцарение Аменхотепа III, судя по всему, прошло быстро и безболезненно; во всяком случае никто из вельмож двора не был в связи со сменой царя смещен со своей должности. Так, Птахмес, верховный жрец Амона, занявший эту должность в последние годы правления Тутмоса IV, с восшествием на престол нового царя стал ещё и градоначальником Фив и везиром.

Женитьба на Тэйе

С первого года царствования, а возможно, и с момента восшествия на престол супругой юного царя стала Тейе. По-видимому, она принадлежала к провинциальной знати и, может быть, имела значительную примесь нубийской крови. Тем самым была нарушена давняя традиция. Обычно фараоны для чистоты крови женились на ближайших своих родственницах, которые получали титул «главной супруги», а сыновья их наследовали престол. Но Аменхотеп пренебрег обычаем предков и возвысил Тэйе над всеми остальными своими женами, нарушив тем самым установленную традицию. По всей видимости, Тэйе была женщиной умной и энергичной и, должно быть, оказывала большое влияние на своего царственного супруга.

Возможно, брак Аменхотепа III с дочерью безвестного заведующего скотными дворами одного из провинциальных храмов, вызвавший неодобрение жречества и «старой» столичной знати, был одним из первых явных знаков того, кому в стране благоволит фараон. Тэйя, как утверждают источники, была очень умна. Надписи на скарабеях - изображениях священных жуков, посвященных богу солнца, - свидетельствуют, что Аменхотеп III считался со своей супругой больше, чем это было принято, и при том не только в семейных делах. Подобное пренебрежение к древним установлениям, естественно, вызвало неудовольствие советников фараона - жречества, то есть тех кругов, которые обычно ближе всех стояли к царю. Они чувствовали себя обойденными.

Международная обстановка

Поход в Нубию

В начале царствования Аменхотепа Египет находился на вершине своего могущества. С царями Митанни, Вавилонии, Кипра существовали дружественные отношения, поэтому правление Аменхотепа было на редкость мирным. Лишь однажды Аменхотеп предпринял поход в Нубию, для подавления вспыхнувшего там восстания. Кампания 5-го года, известная по многочисленным источникам, детальнее всего описана в тексте высеченным на скале между Асуаном и островом Филэ. Несмотря на утверждения - «В пятом году вернулся царь назад. Он восторжествовал в этом году в первом походе своём, совершенном через презренную землю Куш. Он поставил границы по воле своей. Ни один царь не сделал ничего подобного, исключая его, смелого фараона, надеющегося на свою силу (то есть Аменхотепа III)» - царь, судя по всему участвовал лишь символически: традиционно подобные походы осуществлялись под руководством человека, имеющего опыт военных действий в регионе, чаще всего, «царского сына Куша». Под надписью помещены имена шести побеждённых народов юга, в числе которых земля Куш.

Кажется об этом же походе повествуеют плохо сохранившаяся надпись в Бубастисе и стела царского сына Куша Меримоса, которую он установил в Семне, у 2-ых порогов, от имени царя. Все началось с восстания «презренного враждебного Куша» под руководством некоего вождя Ихени, «хвастуна в окружении войска своего; не знал он льва, что был перед ним. Это Небмаатра (тронное имя Аменхотепа III), лев ужасный, который схватил когтем Куш презренный, разорвав всех вождей его в их долинах, лежащих в крови один на другом». Несмотря на уничтоженную верхнюю часть, текст стелы Меримосе более содержателен, нежели царский, изобилует деталями. Меримос навербовал армию среди нубийцев Северной Нубии. Эта армия должна была действовать вместе с войском фараона, что доказывает, до какой степени успела египетизироваться Нижняя Нубия. В годовщину празднования 5-го года восшествия на престол Аменхотепа, в стране Ибхета, лежащей выше 2-ых порогов, произошло сражение с мятежниками. Последние были разгромлены. Египтяне убили 312 и взяли в плен 740 нубийцев. После наказания жителей окрестных областей, с целью предотвращения дальнейших случаев неповиновения, Аменхотеп отправился на юг. Бубастисская надпись сообщает, что египетские войска достигли «высот Хуа» (местоположение неизвестно, но эти высоты фигурируют в списках рядом с Пунтом и находились, вероятно, далеко на юге), где расположился лагерем в стране Унешеи, к югу от Хуа. Это был крайний пункт движения Аменхотепа на юг. Водрузив свою пограничную плиту у неких «вод Хора», чего, якобы, не сделал никто из его предшественников, и, собрав большое количество золота в стране Караи, Аменхотеп возвратился в Египет. Этот «первый победоносный поход» Аменхотепа был, по-видимому, и единственным, в котором он участвовал. Да и не вполне ясно, кто, собственно, руководил походом, он сам или его наместник в Нубии Меримос.

Дипломатические браки

В Азии владычество Аменхотепа было общепризнанным. Цари таких великих держав, как Митанни и Вавилонское царство, заискивали перед фараоном и посылали в его гарем своих сестёр и дочерей. Так, Аменхотеп был женат на сестре и дочери вавилонского царя Кадашман-Харбе I, дочери вавилонского царя Куригальзу I, дочери вавилонского царя Кадашман-Элиля I. Также Аменхотеп был дважды женат на митаннийских принцессах. В 10-ый год своего царствования он женился на дочери царя Митанни Шуттарны I Келу-хебе (Гилухеппа), а в 36-ой - на внучке Шуттарны I, дочери Тушратты - Таду-хебе (Тадухеппа). О большом влиянии Аменхотепа говорит и тот факт, что вавилонский царь Куригальзу I, когда сирийские царьки попытались вовлечь его в союз против фараона, послал им категоричный отказ на том основании, что он находится в союзе с фараоном, и даже угрожал им войной в случае, если их союз осуществится. Царь Кипра находился в вассальной зависимости от Аменхотепа и регулярно посылал ему большое количество меди за исключением одного раза, когда, как он сам говорит в своё оправдание, его страну посетила чума. Более двадцати предметов с именами Аменхотепа III и Тейе, обнаруженные на островах Эгейского моря, свидетельствуют о краткосрочном возобновлении связей Египта с этим регионом.

Строительная деятельность

Царствование Аменхотепа было отмечено грандиозным строительством. Перед храмом Амона в Карнаке, Аменхотеп возвёл ещё один пилон, построил по соседству, подле подковообразного озера, храм супруге Амона - богине Мут. Не исключено, что и средний проход, так называемого, Гипостильного зала в Карнаке, между двумя рядами исполинских колонн высотой 24 м, восходит к Аменхотепу III, и только впоследствии был расширен в огромный чертог. На юге Фив был построен храм Ипет-Рес (Луксорский храм) – одно из самых изысканных творений египетских зодчих. К нему тоже вёл величественный проход между двумя рядами каменных колонн высотой 16 м. Похожие проходы были воздвигнуты им перед соседним храмом Мут, и перед храмом в Сульбе (между 2 и 3-им порогами). Всеми строительными работами в Карнаке, Луксоре и в Фивах в целом руководили два зодчих - два брата близнеца Хори и Сути.

На западном берегу Нила возле столицы был построен загородный дворец Аменхотепа. Он представлял собой огромное одноэтажное сооружение из кирпича-сырца, с превосходными росписями на потолках, стенах и полах. В дворцовый комплекс входили и дома придворных, мастерские, дома ремесленников. Постройку этого дворца, получившего название «Дом Ликования», не без основания связывают с празднеством «тридцатилетия царствования» (хеб-сед). Несколько севернее дворца был построен великолепный поминальный храм Аменхотепа. К сожалению, от этого здания мало что уцелело. Возле этого храма была создана аллея из сфинксов, изваянных из розового гранита, а перед его пилонами были воздвигнуты две огромные статуи фараона, знаменитые «колоссы Мемнона», каждый из цельной каменной глыбы высотой 21 м и весом более 700 тонн. Постройкой этого храма руководил архитектор Аменхотеп, сын Хапи. Этот же Аменхотеп из каменоломен около Гелиополя доставил в Фивы два огромных изваяния своего повелителя для общегосударственного храма в Карнаке. По крайней мере, одно из них имело высоту 24 м.

Богатство государства

Источником столь обширной строительной деятельности Аменхотепа, были несметные богатства, поступающие в Египет из покоренных и зависимых стран. Эти богатства Египта были столь велики, что Аменхотеп мог посылать большое количества золота в качестве подарков своим верным союзникам -- царям Митанни и Вавилона, причём последние были уверены, что золота в Египте столь же много, как песка в пустыне. В правление Аменхотепа наблюдалось процветание торговли, также приносящей огромный доход государству, ибо Аменхотеп всячески поощрял законную торговлю и надлежащим образом её таксировал. В искусстве времени Аменхотепа сочеталось стремление к громадному (исполинские колонны и здания), со строгой стройностью. А изображениям на плоскости сообщались очертания невиданной мягкости и плавности.

В эпоху царствования Аменхотепа III Египет поддерживал контакты и с Пунтом. В гробнице Аменмеса (ТТ89), градоначальника Фив и очень высокопоставленного вельможи, сохранилось изображение типичных даров Пунта в сопровождении местных вождей. Другой Аменмес, простой писец, также сообщал о прибытии флотилии из Пунта в Египет в период до 36-го года правления царя.

Обожествление царя

Аменхотеп, упиваясь своим владычеством над «миром», дошёл в самообожествлении до культа собственных идолов. Правда, это поклонение фараону насаждалось преимущественно в Нубии, где вместе с Амоном царю был посвящен великолепный храм в Сульбе, но и в Мемфисе царскому идолу воздавались божественные почести. В Нубии, в соседней с Сульбой Седэнге был сооружён храм, в котором, как богиню, чтили любимую жену фараона, царицу Тэйе. Сановному строителю Аменхотепу, сыну Хапи, скончавшемуся, скорее всего, после 30-го года царствования фараона, был построен поминальный храм на западе Фив, словно царю. Века спустя, он был причислен к пантеону египетских богов, и греки ввели его «Аменофиса, сына Паания» в сонм своих мудрецов.

Фараонов издревле сравнивали с солнцем и величали их «сыновьями Ра (солнца)», но никто до Аменхотепа не именовал себя столь упорно, как он - видимым Солнцем. С этим представлением о себе, как о светлом Солнце перекликалось настойчивое подчеркивание своей приверженности к «правде» (Маат). Из пяти царских имён три были посвящены ей: в первом имени царь величал себя «Воссиявшим в Правде», во втором – «Устанавливающим Законы», четвертое, обычно государственное имя, - «Неб-Маат-Ра» означало «Владыка Правды Солнце». Возле главного храма столицы в Карнаке фараон поставил особый храмик, всё той же «Правде», «дочери Солнца» Маат.

Волнения в азиатских владениях

В конце царствования Аменхотепа начались волнения в азиатских владениях Египта, так называемое народное движение хапиру - изгоев, удалившихся в степь и образовавших отряды вольницы. Хапиру выступали против царской власти вообще, и против фараоновской в особенности. В это время в горах, между Финикией и Сирией возникло новое государство Амурру, основное население которого составляли хапиру. Создатель этого царства Абди-Аширта из осторожности прикидывался верным фараону, но одновременно через своих агентом систематически призывал население присоединиться к хапиру и убивать своих градоначальников, верных фараону, что и происходило там и сям по всей Финикии и Палестине. Кое-где дело доходило до выступлений отдельных вооруженных групп рабов. Египетские наместники Амурру не сразу обнаружили враждебный характер деятельности Абди-Аширты, в результате чего он сумел значительно расширить свои владения.

Хеттская угроза

В 70-х годах XIV века до н. э. на севере для Египта возникла новая опасность. Окрепшее Хеттское царство стало претендовать на гегемонию в районе Сирии и Верхней Месопотамии. Хетты вторглись во владения союзника Аменхотепа митаннийского царя Тушратты. Тушратте удалось изгнать их, и он даже послал Аменхотепу колесницу, пару лошадей и двух рабов в виде подарка из числа добычи, доставшейся ему от хеттов. Но египетские провинции в Сирии не были пощажены. Акиззи, вассальный царь Катны писал фараону, что хетты вторглись на его территорию в долине Оронта, унесли изображение Амона-Ра с именем Аменхотепа III, и, уходя, сожгли город. Нухашше, лежащее дальше на север, постигло подобное же нападение, и его царь Адду-Нирари написал отчаянное письмо фараону с уверениями в преданности и просьбой помочь против нападавших. Аменхотеп ограничивался посылкой небольших частей войска. Видимо, для поддержки в борьбе против хеттов наметился брак Аменхотепа с дочерью царя страны Арцавы Тархундарадуса.

Обстановка внутри страны

Также неспокойно было и внутри страны, где сталкивались интересы двух могущественных группировок: столичной и местной номовой знати с одной стороны и новых социальных слоев и выдвинувшейся из их среды новой служилой знати - с другой. В 30-ю годовщину царствования Аменхотеп III назначил своим соправителем своего сына Аменхотепа IV. Под конец жизни Аменхотеп III сильно потолстел и страдал каким-то тяжелым недугом. Для исцеления от него митаннийский царь Тушратта послал своему египетскому «брату» идол богини Иштар Ниневийской, с вежливой просьбой вернуть его потом обратно. Царица Тэйе сохранила своё необычайное положение рядом с фараоном вплоть до его кончины, несмотря на то, что Аменхотеп был женат не только на иноземных царевнах, но и на нескольких собственных дочерях. Бывает, что на одной и той же надписи стоят рядом имена Аменхотепа, «жены царя» Тэйе и их дочери, «жены царя» Ситамон (Си-Аманы «Дочери Амона»).

Аменхотеп царствовал 38 лет и несколько месяцев. Его мумия, обнаруженная вместе с останками многих других царей и цариц в гробнице-тайнике его деда, Аменхотепа II в Долине царей, дала возможность установить, что в момент смерти ему было от 40 до 50 лет; точнее определить возраст не удалось.

Аменхотеп (буквально «Амон доволен»), чье тронное имя было Небмаатра, был сыном фараона Тутмоса IV от его младшей жены Мутемвии (дочь правителя Митанни). Скорее всего, Аменхотеп вступил на трон, будучи еще ребенком (ему было не более 12 лет), о чем свидетельствует множество косвенных деталей. Тем не менее, благодаря военным походам его отца, именно в его правление военное могущество Египта, ставшего гегемоном Восточного Средиземноморья, достигло апогея. Владения Аменхотепа простирались от верховьев Евфрата на севере до 4-го порога Нила на юге. Правление Аменхотепа III было исключительно мирным, что и привело к расцвету Египта в этот период. Нам известно лишь об одной военной экспедиции этого фараона, направленной на подавление восстания в Нубии в 5-й год его правления (около 1397 г. до н. э.; информация об этом сохранилась на стелах в Асуане и Семнэ). Остальные 33 года своего правления Аменхотеп III не вел войн - о себе давали знать результаты военной активности его предшественников.

Источником благосостояния Египта и обширной строительной деятельности фараона были несметные богатства, поступавшие в Египет из покоренных и зависимых стран, а также из стран-партнеров Египта на Ближнем Востоке, с которыми был заключались весьма выгодные для Египта партнерские соглашения. При Аменхотепе были установлены многосторонние дипломатические отношения с мелкими государствами Сирии-Палестины, а также с правителями Вавилона , Ассирии , Митанни , Кипром , хеттами . Аменхотеп III, как и его отец, взял в жены дочь правителя Митанни (в самом конце жизни он взял в жены дочь другого митаннийского правителя), а также дочь вавилонского царя. Свидетельством внешнеполитической активности Египта являются документы Тель-эль-Амарнского архива . Именно ко второй половине правления фараона относится большая часть клинописных табличек, обнаруженных на месте столицы, построенной Эхнатоном (сын Аменхотепа III). Клинописные таблички были написаны на аккадском языке, которым в то время являлся международным и использовался для дипломатической переписки. В последние годы его царствования внутренние противоречия и натиск хеттов несколько ослабили страну, что привело к волнениям в азиатских владениях. Из некоторых документов следует, что в конце правления Аменхотеп III был больным и слабым (он умер в возрасте до 50 лет), и, возможно, в последние год-два он правил совместно со своим вторым сыном от Тийи - будущим фараоном Эхнатоном (старший сын умер раньше отца).

Правление фараона ознаменовалось расцветом египетского искусства. В Египте было найдено и идентифицировано более 250 статуй фараона (больше любого другого фараона). Аменхотеп III был одним из величайших фараонов-строителей, которых когда-либо знал Египет. В честь первого празднества Сед царя в Нубии был сооружен гигантский храмовый комплекс Солеб, в котором фараон еще при жизни почитался как «Аменхотеп, благой бог, владыка Нубии»; неподалеку, в Седеинге, в облике богини Хатхор почиталась его обожествленная супруга Тийя. Многочисленные храмы и святилища Аменхотепа III были воздвигнуты в Нубии , в Вади эс-Себуа, Саи, Кубане, Анибе; в самом Египте – в Бубастисе, Дахамше, Гелиополе, Мемфисе, Гермополе, Абидосе, Эль-Кабе, на острове Элефантина. При Аменхотепе III был сооружен практически не сохранившийся «храм миллионов лет» в Мемфисе, погребен первый бык Апис в мемфисском Серапеуме, расширен храм Хатхор в Серабит эль-Хадим на Синае.

В Фивах сооружается величественный храм в честь Амона-Ра ; на западном берегу Нила возле столицы возникает царская резиденция - роскошный дворец, а несколько севернее его - заупокойный храм царя, перед пилонами которого были воздвигнуты две огромные статуи фараона, знаменитые «колоссы Мемнона » (древние греки считали их изображениями Мемнона, сына Эос ; ранним утром эти статуи издавали необычный звук - греки считали его голосом Мемнона). К сожалению, изменившееся русло Нила смыло эту величественную усыпальницу через 200 лет после строительства, и колоссы - единственное, что сохранилось. Возле руин этого храма в прошлом веке была раскопана аллея из сфинксов, изваянных из розового асуанского гранита. Два из них в 1832 году императорским решением были куплены, и в 1834 году установлены в Санкт-Петербурге на Университетской набережной, у входа в Академию художеств (где стоят и по сей день). Эти сфинксы призваны были охранять усыпальницу Аменхотепа III, о чем свидетельствуют выбитые на них иероглифы.

Аменхотеп III – древнеегипетский фараон, при котором государство достигло своего расцвета.

Об этом говорят грандиозные архитектурные сооружения, множество скульптур, предметов роскоши и других произведений искусства, созданные при Аменхотепе и дошедшие до наших дней.

Вместе с тем Аменхотеп был склонен нарушать традиционные устои египетского общества и предвосхитил религиозную реформу, проведённую его сыном Эхнатоном. Это во многом загадочная и противоречивая фигура.

Ранние годы

Родился Аменхотеп в 1388 году до нашей эры в семье Тутмоса IV, принадлежавшего к династии Тутмосов, и его «великой жены» Мунтемуйи.

Из изображений того времени можно понять, что он взошёл на престол очень рано, будучи подростком; это подтверждается и тем, что Тутмос умер слишком рано и не успел оставить наследника зрелого возраста.

Регентшей при новом фараоне была, конечно же, его мать Мутемуйя. Воцарение Аменхотепа прошло мирно и благополучно: никто из высших чиновников и жрецов уволен не был, а Птахмеса – главного жреца Амона, занявшего эту должность ещё при Тутмосе, - Аменхотеп сделал ещё и своим чати (визирем) и градоначальником Фив.

Тейе

Аменхотеп женился очень рано – в первый год после восшествия на престол. Его избранница вызвала некоторое смятение в глазах окружающих. В то время было заведено так, что фараоны женились в основном на своих родственницах, чтобы сохранить чистоту царской крови, или в крайнем случае на девушках из знатных семей.

Тейе (Тия), супруга Аменхотепа, была взята им, так сказать, из самых низов: её родители служили при храме Амона на невысоких должностях (так, отец был заведующим скотного двора), а по происхождению кто-то из них мог и не принадлежать египетскому народу. Таким образом, с самого начала своего правления Аменхотеп проявил себя как нарушитель традиций египетского общества, освящённых религией.

Несмотря на незнатное происхождение, Тейе была женщиной очень умной и энергичной. Вскоре она стала принимать самое активное участие в государственных делах; Аменхотеп постоянно с ней советовался, что также не особо одобрялось некоторыми придворными.

Другие жёны

У Аменхотепа были и другие жёны. Две из них – это Келу-хебе и Таду-хебе, сестра и дочь царя Митанни Тушратты. При этом Тушратта и Аменхотеп обменивались письмами, в которых клялись друг другу в великой дружбе и любви. Номинально Аменхотеп взял в жёны также своих двух дочерей и мать Мутемуйю, всем им присвоив звание «великих». Это было ритуальной традицией и в то же время давало матери и дочерям большие полномочия при дворе.

Аменхотеп также взял в жёны сестру и дочь вавилонского царя Кадашман-Энлиля. Это событие также сопровождалось перепиской, из которой становится ясно, что правители поначалу не очень жаловали друг друга. Впоследствии они помирились, но когда Кадашман-Энлиль захотел взять в жёны дочь фараона, тот ему отказал, написав, что это было бы слишком низко для царской дочери – отдаваться правителю чужой страны. Не согласился он и подарить Кадашману золото в обмен на его дочь. Настолько своенравен и горд был Аменхотеп.

Египетский «король-колнце»

Аменхотеп III развернул грандиозное строительство и предпринял ряд военных походов, закончившихся присоединением к Египту новых областей и получением богатых трофеев. Богатство и слава укрепили царя в мыслях о своей божественности. В результате в Египте установился самый настоящий культ Аменхотепа, которого сравнивали теперь с самим Ра – богом солнца.

Аменхотеп 3 фото

В большей степени культ затронул завоёванную Нубию, где таким же образом почиталась и Тейе, однако и в Фивах был установлен идол фараона, перед которым совершались молебны. В Нубии Тейе инициировала строительство огромного храма, посвящённого себе, и сама руководила строительными работами.

В этот период в египетском пантеоне возвышается фигура Атона – обожествлённого солнечного диска, с которым и сравнивался фараон. Атон был известен и прежде, но был малозначимым богом. Впрочем Аменхотеп не отказывался и от других богов. Известно, что он особенно чтил Маат – богиню правды, имя которой входило в три из пяти его официальных имён.

Волнения

Несмотря на внешний блеск и величие, эпоха Аменхотепа не была абсолютно мирной и спокойной. Как в самой метрополии, так и в азиатских владениях Египта вспыхивали волнения.

  • В Двуречье возникло самопровозглашённое государство Амурру, населённое хапиру – «изгоями». Это были кочевые племена различного происхождения, подобные средневековым русским казакам или разбойникам. Хапиру сражались против царской власти вообще и египетской в частности.
  • О своих территориальных претензиях заявило Хеттское царство, которое вторглось в пределы Митанни, дружественной Египту.
  • Внутри Египта нарастало противостояние старой знати и новых служилых социальных слоёв, возвысившихся при Аменхотепе. «Предводительницей» этой новой знати фактически была Тейе – царица незнатного происхождения.

Последние годы

Умер Аменхотеп, по-видимому, в возрасте 40 или 50 лет. В последние годы он страдал какой-то болезнью и изрядно потолстел. Для излечения фараона его митаннийский «брат» прислал ему статуэтку Иштар, попросив после использования возвратить её обратно.

1. При Аменхотепе III из колониальных владений в Египет поступала дань — золото, серебро, предметы роскоши, слоновая кость, ювелирные изделия, олово и свинец. Эти богатства позволяли фараону делать вельможам щедрые подарки. Так, известно, что для даров подчиненным казначей доставил правителю «колесницы из золота и серебра, статуи из слоновой кости и черного дерева, ожерелья из всякого рода драгоценных камней, оружие и изделия всевозможных ремесленников», в том числе 680 щитов и 230 колчанов, 360 бронзовых мечей и 140 кинжалов, 220 кнутов с рукоятками из черного дерева и слоновой кости.

2. При Аменхотепе в разных уголках страны строились роскошные храмы и памятники. Поминальный храм фараона поражал современников своим величием. Ко входу вела аллея со сфинксами из розового гранита. Кроме того, у здания были установлены две статуи фараона высотой 21 м и весом 700 тонн. Комплекс располагался на западном берегу Нила. Он занимал площадь в 350 тысяч квадратных метров и соседствовал с резиденцией фараона. Кстати, в 1832 году два сфинкса были перевезены в Санкт-Петербург и установлены на Университетской набережной. В настоящее время от поминального храма Аменхотепа III остались только обломки.

На юге Фив был возведен Луксорский храм. К нему вёл проход между двумя рядами каменных колонн высотой 16 м. Здание украшали монументальные рельефы. Впоследствии Рамсес Великий пристроил пилон и изобразил на его внешней стороне свои военные подвиги. Между Карнакским и Лукскорским храмом Аменхотеп разбил великолепный сад. Плиты аллей были покрыты серебром.

3. Супругой Аменхотепа III была Тия, не принадлежавшая к царской семье. Возможно, ее отец был воспитанным в Египте сирийским принцем. По мнению ряда исследователей, Тия в значительной степени влияла на политику фараона. О высоком положении свидетельствовал ее величественный храм в Нубии. У Тии и Аменхотепа родились не меньше 6 детей. Известно множество изображений царицы в камне, черном дереве и бронзе. Ее вовлеченность в государственные дела вызвала недовольство жрецов. Другими супругами фараона были дочери вавилонского царя, правителя Арцавы и царя Аммии.


Скульптура Тии в Египетском музее Берлина

4. За все время правления Аменхотеп III предпринял лишь один военный поход. Он снарядил войско в Нубию, когда там вспыхнул мятеж. Египтяне убили 312 нубийцев, а 740 взяли в плен. Впрочем, неясно, кто именно руководил войсками — сам фараон или его наместник в Нубии.


5. Любимым развлечением фараона была охота. «Число львов, которых его величество сразил собственными стрелами, с первого года до десятого — свирепых львов — 102», — говорилось в дополнение к титулу Аменхотепа.