Что изображено на знаке советского союза. Герб ссср: фото, описание, значение, история. Как выглядел герб ссср

В гостях мы часто можем замечать предметы и некие символы Советского Союза. Для каждого СССР остался в памяти по-своему. Для кого-то это мороженое по 5 копеек. Для других это качественные детские игрушки.
Для третьих это доступная медицина и образование. Вернуть те годы мы уже никогда несхожем. Многие забыли, что именно в то время познакомились наши родители. Что именно тогда вышла передача КВН…

Проигрыватель пластинок

Проигрыватель виниловых пластинок это дед кассетного магнитофона. Хоть история проигрывателя и начинается с 1877 года, но его всё равно можно назвать символом эпохи СССР. В Советском Союзе не было ни одной семьи, у которой не хранилось хотя бы одной пластинки с Аллой Борисовной Пугачёвой. А какое звучание было? А этот специфический треск? Его лучше один раз услышать. Если у вас, где-то на чердаке запылился проигрыватель, вам обязательно стоит поставить пластинку «Синей птицы», «Песняров» или «Арии» и просто послушать, и проникнутся этим временем - беззаботным и стабильным.

Дисковый телефон


В СССР на вопрос о телефоне можно было назвать только его цвет и номер. И мелодия там была только одна. Это был жуткий звонотреск. Правда, многим нравился звук набора номера. Это был удивительный звук. Кто бы мог подумать, что пройдёт совсем немного времени и старые дисковые телефоны заменят современные смартфоны. Чем ценилась техника Советского Союза так это тем, что она практически никогда не ломалась.

Ковры


Я даже не знаю с чего начать описание данного Советского тренда. Ковёр - это всё. Они были кругом. На стенах, на полу, ими накрывали кровати и машины, ковры дарили, хранили как приданое, дорогие ковры были символом богатства и престижа. Многие и сейчас хранят этот атрибут Советского времени. Чаще всего таких можно встретить в деревнях и посёлках. Но мода не стоит на месте и сейчас наши полы украшают паркеты, искусственно меховые покрытия и шкуры животных.

Автоматы с газировкой


Седьмое место в списке самых известных символов эпохи СССР занимают “Автоматы с газировкой”. Газировка в Советское время была экзотикой, и никто не мог удержаться, чтобы не выпить несколько стаканов. Тем более, когда цена на неё составляла пару копеек. Мы не ошиблись, действительно стакан воды с автомата стоил пару копеек. Сейчас в это сложно поверить, но раньше это было нормой.

Будильник


Говорят, что будильник придумал дьявол для того, чтобы люди по утрам были злыми. Мне кажется, у него это получилось. Звук Советского будильника слышали даже соседи. Этот душераздирающий звон мог поднять даже мёртвого с могилы. Особым дизайном они не отличались друг от друга, но все, же различия во внешнем виде у них были.

Фотоаппарат


В Советское время почти каждый мужчина был неравнодушен к фотоаппаратам. Одним из первых в то время был фотоаппарат «Зенит». После него появились не менее известные «Киев» и «ФЭД». В СССР выпускали зеркальные и беззеркальные фотоаппараты и у каждого были свои сторонники. Получение фотографий ранее было более трудоёмким, нежели сейчас, но это не мешало людям увлекаться фотографией.

Телевизор


В Советское время телевизоры были чёрно-белые. Цветные начали появляться гораздо позже, а что такое пульт люди вообще не знали, поэтому включение телевизора и переключение каналов приходилось выполнять самому, подходя к телевизору вплотную. Часто можно было наблюдать картину, как бабушки накрывали салфеткой телевизор. Для чего это делалось так никто и не знает до сих пор.

Журналы


«Мурзилка», «Огонёк», «Весёлые картинки», «Вязание», «Перец» - эти журналы можно перечислять очень долго. Это не были глянцевые журналы, с ярко красочной картинкой распечатанные на современных лазерных принтерах. В них не было статей о том, как известная певица родила от жирафа или об плюс и минусах измены и т. д. Те кого фотографировали для этих журналов не были известными моделями с тонной макияжа на лице, это были обычные люди. У каждого журнала были свои фанаты и своя история.

Картина “Три богатыря”


Вы, наверное, удивитесь, почему я именно эту картину вынес отдельно от остальных? Ну а как по-другому? Три богатыря это символ эпохи СССР. Припоминаете ковры? Так вот с тремя богатырями было примерно так же. Картина либо чеканка, либо портсигар, или ещё какая-нибудь статуэтка с тремя богатырями была почти у каждого. Но чаще всего встречалась картина великого художника Виктора Васнецова.

Электроника «Ну погоди»


Самым известным символом эпохи СССР является Электроника «Ну погоди». Существуют два вида людей, одни помнят эту игру и сейчас улыбнулись, когда её увидели, а другие не знают и даже не слышали о ней. И поэтому объяснять им, что это такое и как в неё играть я попросту не смогу. А для нас знающих тут и так всё понятно - волк ловит яйца.

Люди во все времена уделяли внимание знакам и символам. Пятиконечная звезда красного цвета, один луч которой устремлен вверх, благодаря коммунистам стала одним из основных символов СССР. И за довольно короткий период она стала одним из главных символов тоталитарной государственности. Давайте узнаем, как красная звезда стала одним из главных символов СССР.

С чего начиналась история красной советской звезды? После Великой октябрьской революции изменился не только государственный строй, но и многие знаки, атрибуты ушли в небытие. Так стала формироваться новая система символики. Изначально возникновение звезды, как символа, связывают с масонскими обществами. Поскольку влияние масонства на революционную деятельность в разных уголках мира (в том числе СССР) было поистине значительным. Однако подлинных доказательств данному факту не имеется.

На территории СССР алая звезда появилась в качестве эмблемы Советской Армии. К сожалению, на сегодняшний день нет возможности назвать точно имя автора эмблемы. Так, одни историки предполагают, что впервые ее предложил для армии Н.А. Полянский (комиссар военного Московского округа). Другие историки связывают с красной звездой имя К.С. Еремеевна (командующий войсками Петроградского округа).

Официальная история эмблемы начинается 18 апреля 1918 года. Именно тогда красная пятиконечная звезда с золотой каймой, на которой изображен золотистый молот и плуг, приказом Наркомата по военным делам была назначена нагрудным знаком для всего личного состава Рабоче-Крестьянской красной армии (РККА). Она стала отличительным знаком, который позволяла на «своих» и «чужих» делить людей. В связи с этим был издан акт, которым запрещалось носить эмблему людям, не состоящим на службе в РККА. Нарушение этого правила каралось трибуналом.

Значение красной звезды. Алая звезда – это геральдический знак, который связан тесно и с советской армией, и непосредственно с СССР. Данный знак изображался на флаге и гербе Советского Союза.

Каково же значение этого ключевого символа СССР? Считалось так, что звезда – это символ, который должен был объединить мировой пролетариат. Так, например, 5 концов звезды ассоциировались 5 континентами, на которых распространялся коммунизм. Кроме того, это символ безопасности и охраны. А красный цвет ассоциировался с пролетарской революцией, был цветом братства и крови, пролитой в борьбе за права пролетариата.

Также некоторые ученые связывают алую звезду с богом войны Марсом (древнеримский бог), который считался защитником и покровителем трудящихся. Не исключено, что и некоторые советские влиятельные люди руководствовались этой теорией.

Изображение такого символа на флагах, гербах социалистических стран обозначало единство идеологий и солидарности на пути развития. Многие советские газеты описывали, что красная звезда характеризует борьбу крестьянства, которое пыталось освободиться от нищеты, голода войны, рабства.

Молот и плуг как дополнение символа. На нагрудном знаке советской армии, как выше описывалось, имелось еще изображения плуга и молота. Они также символизируют союз рабочих и крестьян. Позже изображение было немного доработано: вместо плуга для наглядности на знаке поместили серп. Но значение эмблемы « » от этого не поменялось.

Примечательным является также то, что изначально звезда изображалась двумя концами вверх. Однако такое расположение у советских людей ассоциировалось с «сатанинской» пентаграммой. И это в стране, где негативно относились . Так, звезду стали изображать одним концом вверх, а двумя — вниз. И больше положение звезды никогда не менялось. По этому поводу даже была в СССР выпущена листовка большим тиражом с названием: «Смотри, товарищ, вот Красная Звезда».

Звезда и Великая отечественная война. В период Второй мировой войны данная советская эмблема стала приобретать новые качества. В 1943 году в армию вместе с дореволюционными погонами вернулись и звезды, которые помогали различать звания офицерского состава. Кроме того, в это же время красная звезда берется за основу во многих орденах и медалях (например, медаль «Золотая Звезда», Орден Славы, Орден «Красная Звезда»).

Так или иначе, звезда считается древним символом, который использовался и используется в различных традициях. Наверное, это и обеспечило культовую роль данного знака в советском обществе.

Посмотрите на несколько символов советской эпохи. Это те символы,
без которых нельзя было представить нашу жизнь, когда все мы являлись гражданами Советского Союза.
И все же есть в них что-то объединяющее всех.

Залп «Авроры»

Каждый моряк знает эту примету. Знали её и моряки «Авроры». Женщина на корабле - быть беде. Но эта женщина была настолько красива, что матросы не посмели ей отказать, не смогли прогнать её с корабля. Высокая, стройная, одетая в белоснежное платье, оттенившее её суровую бледность. «Словно ожившая статуя», - вспоминали матросы. Именно эта женщина вечером 25 октября 1917 года взошла на «Аврору», и именно она в 21 час 40 минут отдала приказ произвести холостой выстрел. И моряки не посмели её ослушаться…Эта легенда живёт с тех пор, как комендор Огнев произвёл из орудия «Авроры» тот самый выстрел, ставший не просто сигналом к штурму Зимнего дворца, а точкой отсчёта новой эпохи. Эпохи, коренным образом изменившей жизнь огромной страны. Историки, изучавшие октябрьские события 1917 года, утверждали, что таинственной незнакомкой могла быть известная революционерка и писательница Лариса Рейснер. Но в народе говорили, что красавица - на самом деле была «духом революции» и исчезла сразу же после выстрела.

«Знает каждый человек: с буквы А заглавной начинается „Артек“ - детский лагерь славный». Так писал об «Артеке» Самуил Маршак. Но в советское время «Артек» был не просто «детским лагерем славным» - это была витрина, которую очень любили показывать иностранцам, мол, «смотрите, как отдыхают наши дети, смотрите и завидуйте!». Здесь бывали президенты, премьер-министры, короли и королевы, космонавты, артисты и писатели. Если какой-нибудь важный иностранный гость оказывался в Крыму, то его обязательно везли в «Артек».«Артек» - явление уникальное, феномен которого трудно объяснить. Дети со всех концов СССР и из других стран ехали в Крым не просто отдохнуть и оздоровиться. В «Артеке» всегда присутствовал дух коллективизма (не толпы или стаи, а именно сплочённого коллектива), какая-то особая артековская атмосфера. А сотрудники «Артека» за короткую летнюю смену становились детям почти родными.

Байкало-Амурская магистраль

По планам, сквозное движение на БАМе должно было открыться в 1985 году. Однако строительство было завершено на год раньше намеченного срока. 29 сентября 1984 года на разъезде Бамбухта в Читинской области состоялась «золотая стыковка» - строители, 10 лет шедшие навстречу друг другу с востока и запада, встретились.Как и на любой советской «стройке века», объём выполненных работ поражал воображение. При сооружении БАМа и притрассовых дорог строители за десять лет переместили более 600 миллионов кубометров грунта, перекинули через реки и водотоки около 4200 мостов и труб, проложили более 5 тысяч километров главных и станционных путей, построили 56 железнодорожных станций и 119 разъездов. В строительстве магистрали принимали участие до полумиллиона человек. И как это часто бывало, рядом с грандиозными объёмами и невероятными трудовыми подвигами соседствовала полная бытовая неустроенность людей, которые эти подвиги совершали. Дорогу построили, поезда пустили, обо всём отрапортовали, а о людях забыли…

Владимир Высоцкий

Писать песни Владимир Семёнович начал в начале 60-х годов. Сперва это была модная в те времена «блатная» романтика. Записи Сергея Кулешова (под этим псевдонимом некоторое время «скрывался» Высоцкий) стали расходиться по Москве, но самому автору творческого удовлетворения не приносили. И только после появления песни «Подводная лодка» Высоцкий мог сказать себе: «Я - поэт!». «„Подводная лодка“ - это было уже всерьёз, - вспоминал один из самых близких друзей поэта Игорь Кохановский. - И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась».

Большой театр

«Содержать ему театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады, а кроме его, никому никаких подобных увеселений не дозволять во всё назначенное по привилегии время, дабы ему подрыву не было». 17 марта 1776 года указом Ея Императорского Величества Екатерины II великий князь Пётр Васильевич Урусов получил исключительное право на содержание русской театральной труппы и обязанность построить в Москве на Большой Петровской улице здание, в котором можно было бы круглогодично играть оперные, балетные и драматические спектакли. Именно этот день и считается датой основания Большого театра, уникального явления в истории не только Российской империи и Советского Союза, но всей мировой культуры. «Bolshoy» - это русское слово без перевода понимал любой иностранец, побывавший в Москве. Символ, в истории которого как в зеркале отражается сама эпоха, величественная и трагичная одновременно.Князь Урусов с усердием взялся за дело, но, увы, ещё не достроенный театр из-за неосторожности сгорел, так и не открывшись. Дела Петра Урусова, вложившего в театр почти всё своё состояние, оказались на грани краха, и он передал привилегию на театр своему компаньону Майклу Мэддоку. Англичанин оказался более удачливым и довёл начатое дело до конца.30 декабря 1780 года, в день открытия театра, тогда называвшегося Петровским, было дано торжественное представление из двух частей - аллегорического пролога «Странники» и пантомимного балета «Волшебная школа». Труппа Петровского театра состояла из 13 актёров, 9 актрис, 4 танцовщиц, 3 танцоров с балетмейстером и 13 музыкантов. В те времена артистам приходилось быть, как говорится, «многостаночниками» - они играли и в драме, и в опере, и в балете.

Юрий Гагарин

Однажды знаменитого диктора Гостелерадио Юрия Левитана спросили: «Какие события в своей дикторской работе вам запомнились больше всего?». «9 Мая 1945 года - День Победы и 12 апреля 1961 года - день полёта Юрия Гагарина в космос, - без раздумий ответил Юрий Борисович. - 9 Мая - понятно почему: мы долго ждали завершения Великой Отечественной войны. А вот полёта человека в космос ждали и не ждали. Нам казалось, что он будет возможным через два-три года. И вдруг!..». А точнее ведь и не скажешь. Май 45-го и апрель 61-го… Две великих Победы. Победа над страшным врагом и Победа над силой притяжения, удерживавшей человека на Земле… Те, кому довелось пережить оба этих события, вспоминали, что никогда более в своей жизни не испытывали такого душевного подъёма. Гордость, чувство чего-то сверхважного и сверхисторического - вот что такое апрель 1961-го. Гордость не только за страну, за того парня с потрясающе-волшебной улыбкой, но и за себя. Ведь я живу в этой стране, я работаю для этой страны, значит, в этом космическом прорыве есть и мой вклад, моя, пускай микроскопически малая, но всё-таки личная толика…День 12 апреля 1961 года начался в 9 часов 7 минут по московскому времени. Нет, обычные сутки начались, как и положено, в полночь, в 00 часов 00 минут. Но день исторический, день космический, день, ознаменовавший собой начало новой эры в жизни человечества, начался утром в 9 часов 7 минут. Именно в этот момент с космодрома «Байконур» стартовала ракета-носитель с космическим кораблём «Восток». На борту космического корабля находился лётчик Юрий Алексеевич Гагарин.

«Семнадцать мгновений весны»

«Когда Штирлиц идёт по улицам Берлина, улицы всех городов Советского Союза пустеют…». Успех «Семнадцати мгновений весны» был просто ошеломляющим. Первая серия фильма была показана в полвосьмого вечера 11 августа 1973 года. А уже через три месяца, как говорили в те времена, «по многочисленным просьбам трудящихся» сериал был показан ещё раз. С тех пор на разных каналах «Семнадцать мгновений весны» показывали сотни, если не тысячи раз.Сказать, что фильм пользовался популярностью у телезрителей, - значит не сказать ровным счётом ничего. Сериал «Семнадцать мгновений весны» после первого же показа стал явлением культурной жизни страны, а его герои перешли в разряд народных фольклорных персонажей, Штирлиц встал в один ряд с Ильёй Муромцем и Чапаевым.В чём же секрет фильма? Отвечая на этот вопрос, Вячеслав Тихонов однажды сказал: «В „Семнадцати мгновениях…“ есть баланс между вымыслом и фактом, между жёсткостью и жестокостью, есть лирика, но нет сантиментов, нет и упрощений. В нём нет шаблонной бесспорности правильных и неправильных поступков. Есть образы и историческая правда, „перебора“ художественных допущений нет».

Мавзолей Ленина

21 января 1924 года в 18 часов 50 минут Владимир Ильич Ленин скончался на подмосковной даче в Горках. На следующий день профессор кафедры патологической анатомии Московского университета Алексей Иванович Абрикосов произвёл временное бальзамирование тела (через аорту была сделана инъекция смеси спирта, формальдегида и глицерина). «Два месяца в склепе пролежит?» - спросили Абрикосова на заседании ЦИК СССР. «Думаю, да. Если будет сухо и прохладно». На это же заседание был приглашён известный архитектор Алексей Викторович Щусев, которому и было поручено строительство временного склепа для гроба Ленина. Интересно, что до 1917 года Щусев строил церкви, причём преимущественно в Украине. Первой его самостоятельной работой был проект иконостаса Успенского собора Киево-Печерской лавры. По его проектам построены монастырский комплекс в Овруче, Троицкий собор Почаевской лавры, несколько других церквей. Среди других известных работ Щусева - Казанский вокзал Москвы, здание гостиницы «Москва», он принимал участие в разработке проекта послевоенного восстановления и реконструкции Крещатика. Но самой знаменитой его работой, конечно же, стал Мавзолей Ленина…

«Голубой огонёк»

6 апреля 1962 года в эфире Центрального телевидения появилась новая еженедельная передача. Около декорации, изображающей шаболовскую телебашню, были поставлены столики, обстановка в студии по виду напоминала вечернее кафе. Так что и название родилось само собой - «Телевизионное кафе», через некоторое время трансформировавшееся в «Голубой огонёк». Первоначально авторы хотели сделать музыкальную программу, основу которой составляли выступления артистов различных эстрадных жанров. От обычного концерта «Телевизионное кафе» отличалось тем, что ведущими в нём были артисты, которые не только вещали с телеэкрана, но и сами могли исполнить песни. Кроме того, ведущие не просто объявляли «а сейчас выступит такой-то», но и беседовали с артистами перед их выступлением. Первый выпуск «Телевизионного кафе» вели Михаил Ножкин, Борис Брунов и Роза Урузбаева.

«Рабочий и колхозница»

В Париже гениальная работа Мухиной произвела фурор. Скульптура «Рабочий и колхозница» вполне закономерно получила большую золотую медаль Гран-при. Поражали не просто масштабы (24-метровая статуя была установлена на крыше 35-метрового павильона), - восхищение зрителей вызывала стремительность двух фигур, динамичность образа, чёткая связь статуи с архитектурой всего советского павильона. «Восприятие этой группы на фоне парижского неба показало, насколько скульптура может быть активна, не только в общем ансамбле архитектурного пейзажа, но и по своему психологическому воздействию, - вспоминала Вера Мухина. - Высшая радость художника - быть понятым».Выставка закончилась, отгремели фанфары, «Рабочий и колхозница» должны были возвращаться домой. Первоначально скульптуру планировали установить на Волге, на плотине в районе Рыбинска. Но после того как «Рабочим и колхозницей» восхищались в Париже, Рыбинск показался «недостойным» местом для скульптуры, и её решили установить в Москве на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ). Вера Игнатьевна Мухина резко возражала против этого, считая, что постамент, который в три раза ниже выставочного павильона, уничтожает художественное восприятие скульптурной группы: «Фигуры ползут, а не летят». Автор мечтала увидеть своё творение на Воробьёвых горах, где оно, по её мнению, смотрелось бы в выигрышном ракурсе.

Совершённая большевиками в октябре 1917г. революция означала и ликвидацию старых символов. Большевики стремились как можно быстрее покончить с прежней символикой и утвердить свои собственные символы. Таким символом, в частности, стало красное знамя. По мнению специалистов по советской символике, красный цвет, цвет огня и крови, с давних времен олицетворял борьбу угнетенных с угнетателями - рабов с рабовладельцами, крепостных с феодалами, пролетариев с буржуазией. В 19-м веке под красными знаменами вел борьбу за свои права и достойную жизнь западноевропейский пролетариат. Красное знамя стало главным символом парижских коммунаров в 1871г., мечтавших о справедливом и свободном обществе.

Как знак революционного движения красный флаг в России впервые взметнулся в 1876-м году в Петербурге во время митинга, проводимого организацией народником «Земля и воля». С тех пор красное знамя сопровождало все революционные выступления трудящихся - маевки и забастовки, митинги и восстания. Оно развевалось на баррикадах и на флагштоках революционных кораблей. В 1905-м году его подняла команда мятежного броненосца «Потемкин».

Не удивительно, что и февраль 1917-го года Россия встретила красными знаменами. С ними шли колонны демонстрантов. Их вывешивали на зданиях. Отправляли на фронт воевавшим частям в годы первой мировой войны.

Красный цвет революции не изменился и после октябрьских событий 1917 г.

В апреле 1918-го года был утвержден декрет о флаге РСФСР: Флагом Российской Республики устанавливается красное знамя с надписью «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика».


В октябре 1918-го года красный советский флаг был поднят над Московским кремлём. Правда, кремлевские башни в это время еще венчали двуглавые орлы.

В ноябре 1918-го года на площадях Москвы прошло сожжение эмблем старого, царского, режима. В огонь летели и трехцветные полотнища бывших государственных флагов.

С тех пор бело-сине-красный российский флаг стал опальным.

Частям Красной Армии с августа 1918-го года в качестве награды выдавали за боевые заслуги Почетные революционные красные знамена.

Позднее появились «переходящие» красные знамена и вымпелы для учреждений и предприятий.

После образования СССР в 1922-м году государственный флаг СССР, согласно Конституции 1924-го года, представлял собой красное или алое полотнище с изображением на его верхнем углу у древка золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой. Таким флаг СССР оставался до 1991-го года


Флаги союзных республик были однотипны. Их красные полотнища, помимо серпа, молота и пятиконечной звезды, имели названия республик. Изменились эти флаги только на рубеже 1940-1950-х годов, когда во флаги республик были введены белые, синие, голубые и зеленые полосы. Последним из флагов союзных республик был утвержден флаг РСФСР.

Это произошло 9 января 1954-го года. К красному полотнищу добавилась узкая голубая полоса вдоль древка. Она символизировала природные богатства и водные просторы России.

Наши бабушки и дедушки, наши матери и отцы хорошо помнят красные флаги СССР и свои школьные пионерские красные галстуки, которые являлись частицей красного знамени. Красный флаг стал знаменем Победы народов Советского Союза над фашизмом. Мы бережно относимся к уникальной истории нашей страны и с большим уважением относимся к красному знамени советского периода. Мы думаем, что одна третья часть современного российского знамени - это также и дань уважения к советскому знамени.

Г еоргиевская ленточка

на медали

«За Победу над Германией» Знамя Победы


Красный цвет советского флага «перешел» после второй мировой войны и на государственные флаги других социалистических стран. Красными стали флаги Китая, Вьетнама, Монголии и Северной Кореи.

10 июля 1918 года была принята Конституция РСФСР. Герб Советской республики состоял из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещённых крест-накрест рукоятками книзу и окружённых венцом из колосьев, с надписью: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Активное участие в работе над совершенствованием государственного герба Советской России принимал народный комиссариат просвещения РСФСР. В мае 1918 года был организован конкурс по разработке советских эмблем, который завершился осенью того же года. В конкурсе участвовали известные художники, специалисты по геральдике С.И.Чехонин, К.И.Дунин-Борковский, П.В.Митурич, М.В.Добужинский, скульптор Н.А.Андреев. На одной из работ соискателей был изображён двуглавый орёл с серпом и молотом в лапах, головы которого венчали пятиконечные звёзды.


Окончательный вариант герба был принят в 1920 году, он отличался простотой и ясной художественно-графической формой. В содержательном плане он был пронизан идеями классовой борьбы и мечтой о коммунистическом будущем. 30 декабря 1922 года образовался Союз советских социалистических республик. Задачу создания герба для нового государства решили художники В.Н.Адрианов, В.П.Корзун и И.И.Дубасов. Описание герба вошло в текст Конституции СССР, принятой в 1924 году. Герб СССР состоял из серпа и молота на земном шаре, изображённом в лучах восходящего солнца и обрамлённом колосьями, перевитыми красной лентой. На ленте девиз «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!» на русском языке и на языках всех республик, входивших в СССР. Наверху красная пятиконечная звезда, ставшая в 1918 году символом Красной Армии.

Окончательный вариант герба СССР Декоративная тарелка.

Герб СССР.

Гербы Союзных республик.

Керамика.

Последнее изменение в гербе СССР произошло в 1956 году, когда установилось окончательное число республик, входивших в состав СССР, их стало — 15. Теперь пятнадцать надписей украшали герб.

В феврале 1917 года ушла в прошлое «Молитва русских». На улицах стали звучать совсем другие песни и марши. Главное место среди них заняла «Марсельеза» на текст П.Л.Лаврова, которую он сам назвал как «Новая песня» в 1875 году. Она была понятна возмущённым, бунтующим массам:

«Отречёмся от старого мира!

Отряхнём его прах с наших ног

Нам враждебны златые кумиры;

Ненавистен нам царский чертог!

Мы пойдём в ряды страждущих братий,

Мы к голодному люду пойдём;

С ним пошлём мы злодеям проклятья,

На борьбу мы его позовём:

Вставай, подымайся, рабочий народ!

Вставай на врагов, брат голодный!

Раздайся крик мести народной!

Музыку к этим словам обработал известный композитор А.К.Глазунов. Она стала неофициальным гимном России. Все попытки сочинить новые гимны были неудачливы. Во время открытия Третьего всероссийского съезда советов в 1918 году в Таврическом дворце звучал «Интернационал», созданный во Франции и исполненный в городе Лилль в 1888 году. Автором русского перевода был поэт А.Я.Коц. «Интернационал» сначала стал гимном российской социал-демократической партии, а с 1918 года — гимном РСФСР, затем СССР и оставался гимном Советского Союза до 1944 года. В новогоднюю ночь 1944 года по радио прозвучал новый гимн СССР. Авторами гимна стали: композитор А.В.Александров, поэт С.В.Михалков, журналист Г.А.Эль-Регистан. Гимн вводился повсеместно с 15 марта 1944 года.

Союз нерушимый республик свободных

Сплотила навеки Великая Русь.

Да здравствует созданный волей народов,

Единый, могучий Советский Союз.

Так как в тексте гимна присутствовали имена вождей, времён культа, то со второй половины 1950-х гг. гимн СССР стал исполняться без текста. Новая редакция текста и музыки появилась лишь в мае 1977 года.

В победе бессмертных идей коммунизма

Мы видим грядущее нашей страны,

И красному знамени нашей Отчизны

Мы будем всегда беззаветно верны!

Мы сделали раздел Советской государственной символики отдельной страницей, потому, что переход к Социалистической республике явился действительно революционным, а это отразилось во всей многообразной и самобытной семидесятилетней истории и культуре народа.



Автор гимна России Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.

1944 года Петроградская мадонна. 1920 год.

поэт С. Михалков

Каждый человек, чтобы быть полноценным членом общества, должен любить свое Отечество, защищать его, знать и уважать его историю. Наша страна, Россия, является государством-продолжателем РСФСР в плане территориальных и имущественных прав, и одновременно – СССР в плане исполнения его обязательств по заключенным договорам.

Но не только формально Россия - продолжение СССР, ведь исторический процесс не заканчивается, и наши корни находятся в Советском Союзе, который был великой державой. Поэтому знать о флаге и гербе СССР – значит не терять связи со своим славным прошлым.

Как все начиналось

СССР был образован 29.12.1922 года, когда на конференции делегатами от четырех республик (РСФСР, Белорусской, Украинской и Закавказской) был подписан договор об этом. На следующий день, 30.12.1922, документ утвердили на I Всесоюзном съезде Советов глав делегаций.

Именно эта дата и является датой образования советского Союза. Однако правительство и министерства были сформированы лишь в июле 1923 года. С этого времени и началась работа над государственными символами – гербом СССР, гимном и флагом.

Описание


Герб СССР, фото которого приведено выше, - это официальный символ государства, который существовал с 1956 по 1991 годы. Он выглядит следующим образом. В самом его центре находится земной шар, обрамленный солнечными лучами и колосьями. Снизу, под солнцем на красной ленте, имеется надпись на русском языке: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

В нижней части пучки колосьев обернуты продолжением ленты, на фрагментах которой также есть аналогичные надписи, но уже на языках республик, входивших в Союз. В верхней точке расположена красная пятиконечная звезда, у которой желтый ободок.

Символика герба СССР

Он символизирует добровольные союзы: рабочих и крестьянства; республик в едином государстве на равноправной основе. Международное значение герба СССР состоит в том, что он выражает идею равенства всех наций, интернациональной солидарности народов, входящих в СССР, с трудящимися людьми всей планеты.

Материки на гербе закрашены светло-коричневым цветом, а надписи сделаны золотыми буквами. Снопы колосьев на государственном гербе СССР призваны показать, что государство является жизнеспособным и процветающим. Солнце дарит свет идей коммунистического общества, предвещая светлое будущее для всех народов Земли.

История


Первый герб СССР был утвержден 06.07.1923 года высшим органом власти в 1922-1938 годах – Центральным исполнительным комитетом (ЦИК СССР). Его описание закрепили в статье 142-й Конституции, принятой в январе 1924 года. В период с 1923 по 1936 год девиз о присоединении пролетариев всех стран был отмечен на гербе на шести языках тех четырех республик, которые в 1923 году входили в СССР. Это русский, украинский, белорусский, армянский, азербайджанский и грузинский.

Но история герба СССР на этом не закончилась. В последующем, с изменением количества республик, входящих в СССР, изменялось и число лент и, соответственно, число языков, на которых был написан девиз. Начиная с 1937 года, картина изменений выглядела следующим образом:

  • с 1937 по 1946 годы – 11 лент;
  • с 1946 по 1956 годы – 16 лент;
  • с 1956 по 1991 годы – 15 лент.

Проекты


Президиумом ЦИК 10.01.1923 была создана комиссия, в задачи которой входила разработка герба и флага. ЦИК утвердил основные элементы символов СССР: серп, молот, солнце, девиз. В феврале этого же года на Гознак был передан заказ на создание герба СССР.

До сегодняшнего дня сохранились эскизы проектов ряда художников. Вот описание некоторых из них, а также и другие факты, касающиеся процесса создания герба.

  • Дунин-Борковский, будучи сторонником классического подхода, изобразил герб в виде щита с серпом и молотом.
  • На Центральном телеграфе в Москве сохранился ранний проект 1923 года: земной шар в окружении колосьев, красная звезда вверху, а серп и молот – по сторонам.
  • Существовал и пятиугольник с расположенными внутри него серпом и молотом, окруженными лучами солнца и индустриальными символами (проект Голядкина Д. С.).
  • Заведующий одним из отделов Гознака Андрианов В. Н. предложил внести в центр герба рисунок земного шара. Это должно было стать символом того, что в СССР может вступить любое государство. Близкими к замыслу Андрианова и к сегодняшнему изображению были эскизы Дрейера Я. Б. и Корзуна В. П. Окончательную целую композицию составил Андрианов.
  • Властные органы внимательно наблюдали за процессом. Так, Авель Енукидзе, бывший в тот момент секретарем Президиума ЦИК, предложил изобразить в верхней части герба вместо вензеля «СССР» звезду красного цвета.
  • Окончательный рисунок был выполнен художником Дубасовым И. И. В его первоначальном проекте девизы были помещены на ленте, находящейся в нижней части. Но потом было принято решение об их размещении на ленточных перехватах колосьев на шести языках.

Принятие и дальнейшие изменения

Рисунок герба был принят вместе с проектом Конституции 06.07.1923 г. на II сессии ЦИК. Окончательно же его утвердил Президиум ЦИК 22.09.1923 г.. На II съезде Советов 31.01.1924 была принята первая Конституция СССР, которой новый герб был официально узаконен. Как уже было сказано выше, в ней содержалось его описание.

В соответствии с Конституцией 1936 года, СССР состоял уже из 11 республик, так как Закавказская республика была разделена на три – Грузинскую, Армянскую, Азербайджанскую. Эти изменения отразились на гербе, где число лент было уже 11, о чем и было сказано в статье 143 Конституции.

Последующие уточнения

О3.09.1940 г. Президиум Верховного Совета принял решение о внесении изменений в герб СССР в связи с тем, что число республик возросло до 16. В это же время проводилась работа, связанная с подготовкой новой Конституции. 03.03.1941 г. был принят новый проект герба, предварительный. Однако препятствием для завершения работы явилась война.

Новый вариант герба был утвержден только 26.06.1946 г. На нем девиз был обозначен уже на 16 языках. К тем, которые уже имелись, были добавлены надписи на таких языках, как молдавский, латышский, эстонский, финский. Что касается республик Средней Азии и Азербайджана, то соответствующие им надписи были сделаны уже на кириллице.

Последние корректировки


После указанных уточнений были сделаны еще некоторые корректировки, которые состояли в следующем:

  • 16.07.1956 г. Карело-Финская республика стала автономной и вошла в состав РСФСР. Как следствие, 12.09.1956 г. одна из лент, с обозначением девиза на финском, была с герба удалена.
  • 01.04.1958 г. девиз на белорусском языке подвергся уточнению. Изменение внесли как в герб СССР, так и в герб Белорусской ССР.
  • Ленты с девизами располагались в соответствии с порядком перечисления республик в Конституции, в статье 13, где они, в свою очередь, соответствовали численности населения в них.

В разные периоды внесение уточнений и новые рисунки герба производились художниками, работавшими в Гознаке – Новским С. А., Крылковым И. С., Чернышевым П. М., Поманским С. А.

Положение 1980 года

31.03.1980 г. Президиум ВС утвердил положение о гербе, которое 25.06.1980 г. было закреплено законом. Согласно этому положению, герб являлся символом:

  • государственного суверенитета Советского Союза;
  • союза рабочих, крестьян, интеллигенции, рассматривавшегося как нерушимый;
  • братства и дружбы наций, народностей;
  • единства всего советского народа – строителя коммунистического общества.
  • на русском языке – в центре снизу;
  • по-украински, по-узбекски, по-грузински, по-литовски, по-латышски, по-таджикски, по-туркменски – с левой стороны, снизу-вверх;
  • по-белорусски, по-казахски, по-азербайджански, по-молдавски, по-киргизски, по-армянски, по-эстонски.

Гербы республик


Гербы были у всех республик, являвшихся союзными. Их описания имелись в Конституциях. В основу проектов этих гербов лег герб СССР, вследствие чего их главными элементами были также серп и молот, и девиз, написанный на языке соответствующей республики. Кроме того, имелось отражение тех особенностей, которые были присущи местной природе, культуре, хозяйству.

У автономной республики гербом являлся герб союзной, в которую она входила. К нему добавлялось наименование автономного образования на его языке, на языке союзной республики и на русском. Девиз выполнялся на языке автономной республики.

На сегодняшний день герб СССР, как и вся его символика, запрещен (наряду с нацистской) в некоторых восточноевропейских государствах на законодательном уровне. К ним относятся Украина, Грузия, Латвия, Литва, Польша, Венгрия. Нужно отметить, что запрет касается публичной демонстрации, за исключением использования в музейных, информационных и подобных им целях. Кроме того, Европейский суд запретил регистрировать торговые марки, предполагающие изображение герба Советского Союза.

Флаг СССР


Наряду с гербом был установлен и государственный флаг. Он выглядел так: красное полотнище прямоугольной формы, на котором у древка, в верхнем углу, были изображены золотые серп, молот и пятиконечная звезда, окруженная золотой каймой. Его ширина относилась к длине как 1:2. Однако первоначальная задумка относительно флага была иной. Об этом свидетельствует запись в статье 71 первой Конституции СССР, которая предполагала флаг СССР с гербом на красном или алом полотнище.

На сегодняшний день никаких свидетельств о том, что такой вид флага был утвержден, а также о том, что был начат его выпуск, не имеется. В связи с тем, что при изготовлении такого флага возникли трудности, 3-й сессией ЦИК 12.11.1923 г. было принято постановление, в котором описание флага соответствует тому, что указано в первом абзаце данного раздела. Окончательно флаг был утвержден в апреле 1924 года.

После распада СССР Российская Федерация 25.12.1991 г. в качестве государства-продолжателя и правопреемника заняла его место в ООН, без процедуры нового вступления. В Нью-Йорке, перед зданием ООН, вместо государственного флага СССР подняли флаг РФ. В тот же день флаг СССР был спущен в Кремле над резиденцией Президента СССР. На станции «Мир» был закреплен самый высокий советский флаг, который был на орбите еще целый год, а затем растворился в космическом пространстве.