Что относиться к налоговым обязательствам. Определения налогового обязательства контролирующим органом. Учет отложенных налоговых обязательств

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

налоговый законодательство иск обязательство

  • Введение
  • Заключение

Введение

Актуальность заключается в том, что одной из важнейших функцией налогов является фискальная, благодаря которой государство обеспечивает свои потребности в финансовых ресурсах для выполнения возложенных на него задач. Поэтому в Конституции РФ и Налоговом кодексе РФ закреплено, что каждое лицо обязано своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Например, на 2009 год в бюджете было запланировано поступление 10, 927 трлн. руб. (21,2% - ВВП). Налоговые доходы в этой сумме составляли более 93%. Несомненно, что при такой высокой доле налоговых доходов в бюджете вопросы своевременности и полноты уплаты налогов имеют очень большое значение, особенно в той экономической ситуации, которая сложилась на тот момент в РФ. Ведь от того, вовремя ли получит бюджет денежные средства, и получи ли вообще, зависит своевременность и полнота исполнения им своих обязательств по финансированию необходимых расходов и принятых им целевых программ.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Она возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. налоговый законодательство иск

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в установленный срок, если иное не предусмотрено законодательством. Она считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате наличными деньгами - с момента внесения денежной суммы в банк.

1. Общие вопросы исполнения налоговой обязанности

Центральным звеном в предмете налогового права является налоговое правоотношение между государством и налогоплательщиком по поводу уплаты налога. В его содержании выделяется юридическая обязанность налогоплательщика своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы. Ее традиционно называют налоговой обязанностью, учитывая особый, базовый характер в системе субъективных прав и обязанностей налогоплательщика.

Таким образом, категория «налоговая обязанность» может употребляться в широком и узком значении. В первом случае под налоговой обязанностью понимают любую юридическую обязанность налогоплательщика, установленную налоговым законодательством, во втором - исключительно обязанность по уплате налога. Именно в узком значении - как обязанность по уплате налогов и сборов - будет употребляться термин «налоговая обязанность» в дальнейшем.

Термин «обязательство» имеет ярко выраженную частноправовую природу и основывается на свободно выраженном волеизъявлении лица тем или иным образом (по своему усмотрению) реализовать свою правосубъектность в рамках диспозитивного правового регулирования. Таким образом, обязательство - это разновидность юридической обязанности, добровольно принимаемая на себя лицом, участвующим в правоотношениях диспозитивного, как правило, договорного характера. Проще говоря, обязательство - это всегда самообязывание по схеме «я обязуюсь».

В сфере налогообложения обязательством является, например, поручительство, в силу которого третье лицо обязуется перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и пеней. Не случайно законодатель внес изменения в п. 4 ст. 74 НК РФ, заменив применительно к поручителю слова «своих обязанностей» на формулировку «взятых на себя обязательств». Возникновение же и исполнение налоговой обязанности не зависят от желания (усмотрения, волеизъявления) самого налогоплательщика, а вытекают непосредственно из закона.Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 1 октября 2006 г. (вкл. изменен, вступающие в силу с 1 января 2007 г.). - Новосибирск: СПб. унив. изд-во, 2006

Обязанность по уплате налога - единственная в системе обязанностей налогоплательщика - носит конституционно-правовой характер. В ст. 57 Конституции РФ устанавливается, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Несмотря на то, что эта норма расположена в главе второй «Права и свободы человека и гражданина», она в равной мере распространяет свое действие не только на физических лиц, но и на организации (Постановление Конституционного суда (КС) РФ 24.10.96 № 17-П).

Налоговая обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных налоговым законодательством. Общими основаниями являются наличие у налогоплательщика объекта налогообложения и истечение налогового периода, по окончании которого налог должен быть исчислен и уплачен. В то же время по каждому налогу могут устанавливаться свои особенные основания - самостоятельные юридические факты, формирующие сложный фактический состав. Например, в отношении окладных налогов, исчисление которых производят налоговые органы (транспортный и земельный налог, налог на имущество физических лиц) таким основанием выступает обязательное уведомление налогоплательщика об уплате налога.

Согласно ст. 44 НК РФ налоговая обязанность прекращается:

1) с уплатой налога (сбора) налогоплательщиком;

2) с возникновением иных обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение налоговой обязанности;

3) со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим;

4) с ликвидацией организации-налогоплательщика.

По общему правилу налоговая обязанность прекращается ее надлежащим исполнением, то есть когда налог уплачен налогоплательщиком своевременно и в полном объеме. К числу иных обстоятельств, влекущих прекращение налоговой обязанности, можно отнести:

Удержание налога налоговым агентом (п. 2 ст. 45 НК);

Принудительное взыскание налога за счет безналичных денежных средств либо иного имущества налогоплательщика (ст. 46-48 НК);

Уплата налога реорганизованной организации ее правопреемником (ст. 50 НК);

Уплата налога лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства, за безвестно отсутствующего налогоплательщика (п. 1 ст. 51 НК);

Уплата налога опекуном за недееспособного налогоплательщика (п. 2 ст. 51 НК);

Списание безнадежных долгов по налогам (ст. 59 НК);

Уплата налога поручителем за налогоплательщика (ст. 74 НК);

Зачет излишне уплаченной или излишне взысканной суммы налога в счет предстоящих платежей (ст. 78, 79 НК) и др.

Смерть налогоплательщика или признание умершим также прекращает налоговую обязанность, что обусловлено личным характером уплаты налога. Исключение составляют поимущественные налоги умершего лица либо лица, признанного умершим, которые погашаются в пределах стоимости наследственного имущества.

НК РФ предусматривает возможность приостановления исполнения налоговой обязанности. Согласно п. 3 ст. 51 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а также обязанность по уплате причитающихся пеней и штрафов приостанавливается по решению налогового органа в случае недостаточности (отсутствия) денежных средств налогоплательщиков. При принятии в дальнейшем решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение налоговой обязанности возобновляется со дня принятия указанного решения.Комментарий к Налоговому кодексу РФ, частям 1 и 2. - М.: Изд-во Эксмо, 2005

2. Принудительное исполнение налоговой обязанности

Надлежащее исполнение налоговой обязанности предполагает, что налог уплачен своевременно и в полном объеме. Сумма налога, не уплаченная в установленный срок, признается недоимкой, которая вместе с начисленными пенями образует налоговую задолженность налогоплательщика перед государством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения со стороны государства мер принудительного исполнения налоговой обязанности. Эти меры применяются последовательно и включают три этапа:

2. Взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке.

3. Взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика. При этом налог с организаций взыскивается в бесспорном порядке, с физических лиц - в судебном.

Требование об уплате налога представляет собой меру предупредительного характера, назначение которой -- напомнить налогоплательщику об имеющейся у него недоимке и предупредить о неблагоприятных последствиях неуплаты налога. Требование направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога и должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере начисленных пеней, сроке уплаты налога и сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения налоговой обязанности, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. В требовании должны быть также указаны подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылки на положения закона, устанавливающие обязанность налогоплательщика уплатить налог (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Требование об уплате налога передается руководителю организации или физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. НК РФ допускает передачу требования законным или уполномоченным представителям налогоплательщика. В случае уклонения этих лиц от получения требования, оно направляется по почте заказным письмом. При этом требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Е. Ю. Грачева и Г. П. Толстопятенко. 2-е изд. М., 2007.

В случае, если обязанность налогоплательщика изменилась после направления требования об уплате налога и сбора, налоговый орган обязан направить налогоплательщику уточненное требование (ст. 71 НК РФ). Следующим этапом принудительного исполнения налоговой обязанности является взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках. Решение о взыскании принимается только в отношении налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения этого срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В таком случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании причитающейся к уплате суммы налога. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств (п. 3 ст. 46 НК РФ).

В том случае, когда суд, принявший к рассмотрению иск налогоплательщика о признании недействительным требования налогового органа о взыскании недоимки и пеней, запретил налоговому органу производить взыскание оспариваемых сумм, срок, в течение которого действовало соответствующее определение суда, не включается в установленный п. 3 ст.46 НК РФ 60-дневный срок на взыскание недоимки и пеней во внесудебном порядке, поскольку в этот период существуют юридические препятствия для осуществления налоговым органом необходимых для взыскания действий.

На основании принятого решения налоговый орган направляет в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассовое поручение на списание и перечисление в бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Такое поручение носит бесспорный и безакцептный характер, то есть взыскание производится без обращения в суд и без согласия налогоплательщика - клиента банка. Взыскание налога может производиться как с рублевых, так и с валютных счетов, за исключением ссудных, бюджетных и депозитных счетов (если не истек срок действия депозитного договора). В последнем случае налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного на расчетный (текущий) счет налогоплательщика. Для обеспечения исполнения инкассового поручения налоговые органы наделены полномочиями приостанавливать операции налогоплательщика по счетам в банках. Инкассовое поручение должно быть исполнено банком при взыскании с рублевых счетов - не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им поручения, а при взыскании с валютных счетов - не позднее двух операционных дней. Что делать, если в день получения банком инкассового поручения денежные средства на счетах налогоплательщика в банке отсутствуют или их недостаточно для уплаты налога? В этом случае инкассовое поручение исполняется по мере поступления денежных средств на счета налогоплательщика, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством, а именно ст. 855 ГК РФ.

Заключительный этап принудительного исполнения налоговой обязанности - взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика. Эта мера применяется при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации или отсутствии информации о ее счетах. Обращение взыскания на имущество производится в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, но с учетом тех сумм, которые уже списаны в бесспорном порядке со счетов налогоплательщика. При этом одновременное обращение взыскания и на денежные средства, и на имущество налогоплательщика недопустимо, поскольку может повлечь повторное изъятие одних и тех же сумм.

По общему правилу взыскание налога за счет имущества налогоплательщика в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей носит бесспорный характер. Взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя должно производиться в судебном порядке в двух случаях, а именно если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:

1) юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;

2) юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика. Например, налоговые органы могут посчитать сделку мнимой или притворной, заключенной налогоплательщиком с целью уклонения от уплаты налогов. Договоры простого товарищества нередко рассматриваются налоговиками как договоры аренды или купли-продажи, договоры займа - как купля-продажа или оказание безвозмездных финансовых услуг, залог - как аренда и т.д.

Решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика принимает руководитель (заместитель) налогового органа, который направляет постановление о взыскании налога судебному приставу-исполнителю для непосредственного исполнения. Постановление о взыскании налога подписывается руководителем (его заместителем) налогового органа и заверяется гербовой печатью налогового органа. Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления. Обращение взыскания на имущество налогоплательщика состоит из поиска имущества, его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации. При этом должностные лица налоговых органов не вправе приобретать реализуемое имущество налогоплательщика. Демин А.В. Налоговое право России: Учеб. пособие / А.В.Демин; Федер. агентство по образованию; Краснояр. гос. ун-т; Юрид. ин-т. - Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. - 329 с.

НК РФ устанавливает определенную очередность взыскания налога за счет имущества налогоплательщика, которое производится последовательно в отношении:

1) наличных денежных средств;

2) имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

3) готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;

4) сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

5) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными;

6) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи.

Как видим, законодатель стремится, чтобы налогоплательщик как можно дальше продолжал свою производственно-хозяйственную деятельность, несмотря на принудительное взыскание налогов. Взыскание налогов с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, всегда осуществляется в судебном порядке. Исковое заявление подается в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Рассмотрение дел производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика -- физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится последовательно в отношении:

1) денежных средств на счетах в банке;

2) наличных денежных средств;

3) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи.

Конституционность бесспорного порядка взыскания неуплаченных налогов с организаций была рассмотрена КС РФ, который сделал вывод о том, что бесспорный порядок взыскания налоговых платежей при наличии последующего судебного контроля как способа защиты прав юридического лица не противоречит требованиям Конституции РФ. Кроме того, КС РФ оценил различия в порядке взыскания налогов с организаций (судебный порядок) и физических лиц (судебный порядок).

Как указал КС РФ, организация в отличие от физического лица имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам именно этим имуществом; гражданин же использует свое имущество не только для занятия предпринимательской деятельностью, но и в качестве собственно личного имущества, необходимого для осуществления неотчуждаемых прав и свобод. Имущество гражданина в этом случае юридически не разграничено. Различный порядок взыскания налоговых платежей с физических и юридических лиц направлен не на то, чтобы поставить их в неравное положение в сфере налоговых отношений (обязанности платить налоги), а на то, чтобы не допустить административного вмешательства в права личности тогда, когда вопрос может быть разрешен лишь посредством судебного разбирательства.

Взыскание налоговых платежей с физических лиц в бесспорном порядке явилось бы выходом за рамки собственно налоговых публично-правовых отношений и вторжением в иные отношения, в том числе гражданско-правовые, в которых стороны не находятся в состоянии власти-подчинения, и поэтому одна сторона по отношению к другой не может действовать властно-обязывающим образом. Сочетание бесспорного и судебного порядков взыскания налоговых платежей - отметил КС РФ - обеспечивает права личности и государства в целом, отвечает интересам общества и не противоречит принципам демократического правового социального государства, закрепленным Конституцией РФ (Постановление КС РФ от 17.12.96 № 20-П).

При принудительном взыскании налога налоговая обязанность признается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика и погашения задолженности за счет вырученных сумм (п. 8 ст. 48 НК РФ). Вместе с тем обязанность самого налогоплательщика по уплате налога в данном случае должна считаться исполненной уже с момента ареста (описи) его имущества. С этого момента налогоплательщик уже не вправе распоряжаться своим имуществом, и последующие действия с таким имуществом, включая его реализацию и перечисление вырученных от этих денежных средств в бюджет для погашения налоговой задолженности, осуществляются уже иным, специально уполномоченным законом и несущим за это ответственность лицом или органом (Определение КС РФ от 17.10.2001 № 238-О).

Особенности порядка принудительного взыскания неуплаченных сумм налогов (сборов) с организаций и с физических лиц.

1. Наличие недоимки по тому или иному налогу является основанием для принудительного взыскания налоговым органом с налогоплательщика соответствующих денежных сумм.

Налоговым органом налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) направляется письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (сбора) и пени - требование об уплате налога или сбора.

Форма требования установлена приказом М НС РФ «Об утверждении форм налоговых уведомлений» от 14.10.99 № АП-308/326 (в ред. от 14.10.2002).

Требование об уплате налога (сбора) направляется не позднее 3-х месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование об уплате налога (сбора) и пеней направляется в 10дневный срок со дня вынесения решения налогового органа по результатам налоговой проверки.

Требование об уплате налога или сбора вручается налоговым органом налогоплательщику (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования по месту учета этого налогопла­тельщика (статьи 69 - 70 НК РФ).

2. Различают следующие виды требований об уплате:

Недоимки по налогу (сбору) и пени, направляемые налогоплательщику

После его пропуска срока для уплаты налога, если в данном случае исключается применение налоговых санкций;

Недоимки по налогу (сбору) и пени, а также налоговых санкций вследствие виновного пропуска срока уплаты налога (п. 3 ст. 101 НК РФ);

Одних налоговых санкций в случае отсутствия у налогоплательщика недоимки по налогам и задолженности по пеням (статьи 116, 117, 118, 120 НК РФ и др.);

Задолженности по налогу, пени и процентам (п. 8 ст. 68 НК РФ).

3. «Если направление требования об уплате налога не возымело должного «дисциплинирующего» воздействия, налоговые органы вправе применить к недобросовестному налогоплательщику меры принудительного исполнения налоговой обязанности - взыскание, которое может быть обращено на:

Денежные средства, находящиеся на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в кредитных организациях;

Имущество налогоплательщика;

Права (требования) по неисполненным денежным обязательствам (дебиторскую задолженность).

Недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается (ст. 59 Н К РФ).

4. По общему правилу, взыскание налога с организации производится в бесспорном порядке.

Исключением является взыскание налога с организации, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:

юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;

юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика. С учетом ч. 1 ст. 35 Конституции РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ о том, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда» взыскание неуплаченного налога с физического лица производится только в судебном порядке.

3. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности

К способам обеспечения налоговой обязанности согласно ст. 72 НК РФ относятся:

1) залог имущества;

2) поручительство;

4) приостановление операций по счетам в банке;

5) наложение ареста на имущество налогоплательщика.

Первые два можно условно отнести к гражданско-правовым способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, последние два - к административно-правовым. Закрепленный в ст. 72 НК РФ перечень является закрытым, поэтому в налоговых правоотношениях не могут применяться иные меры обеспечения, предусмотренные, в частности, ст. 329 ГК РФ - неустойка, удержание, задаток, банковская гарантия и др. Все способы обеспечения в налоговом праве носят исключительно имущественный характер.

Статья 329 ГК РФ прямо называет залог и поручительство в числе способов обеспечения гражданско-правовых обязательств. НК РФ устанавливает, что к правоотношениям, возникающим при установлении залога и поручительства в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, применяются положения гражданского законодательства, если иное не предусмотрено налоговым законодательством (п. 7 ст. 73, п. 6 ст. 74 НК РФ).

Таким образом, нормы гражданского законодательства, регулирующие институты залога и поручительства, выступают здесь в качестве общих норм, а соответствующие нормы НК РФ - специальных. Поэтому и соотносятся они следующим образом: применительно к залогу и поручительству в налоговых правоотношениях применяться должны соответствующие нормы ГК РФ, если иное не установлено налогово-правовыми нормами. То есть действует приоритет специальной нормы перед общей.

Применение залога и поручительства в сфере налогообложения ограничивается случаями изменения сроков исполнения налоговой обязанности, то есть отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита. Пеня, приостановление операций по счетам в банке и арест имущества применяются во всех случаях, когда налоговому органу необходимо осуществить принудительное взыскание налога. Способы обеспечения можно классифицировать по функционально-целевому критерию на способы обеспечения добровольной уплаты налогов (залог имущества, поручительство и пеня) и способы обеспечения принудительного взыскания налогов (приостановление операций по счетам в банке и арест имущества).Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 1 октября 2006 г. (вкл. изменен, вступающие в силу с 1 января 2007 г.). - Новосибирск: СПб. унив. изд-во, 2006

Залог как способ обеспечения налоговой обязанности представляет собой соглашение между залогодателем и налоговым органом (залогодержатель), в силу которого последний имеет право в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате причитающихся сумм налога и начисленных пеней осуществить исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества.

Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. При этом залогодателем может быть, как сам налогоплательщик, так и третье лицо. Предметом залога по договору между налоговым органом и залогодателем выступает любое имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству, за исключением имущества, выступающего предметом залога по другому договору. При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.

Совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества, в том числе сделок, совершаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем (ст. 73 НК РФ).

Поручительство - обязательство третьего лица перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Поручительство оформляется договором между налоговым органом и поручителем, где поручителем могут выступать как юридические, так и физические лица. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

При неисполнении налогоплательщиком налоговой обязанности поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Это означает, что налоговые органы вправе направить требование об уплате непосредственно поручителю без выставления соответствующего требования налогоплательщику.

Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке. После исполнения поручителем взятых на себя обязательств к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика (ст. 74 НК РФ).

Пеня - денежная сумма, которую налогоплательщик или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством. Сумма пеней уплачивается помимо недоимки и независимо от применения других мер обеспечения исполнения налоговой обязанности, а также мер ответственности за налоговые правонарушения.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения налоговой обязанности, начиная со дня, следующего за днем, установленным для уплаты налога. Таким образом, уплату пеней законодатель связывает не с налоговым или отчетным периодом, а со сроком уплаты налога. Пени не начисляются на сумму недоимки, которую налогоплательщик не смог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены его операции в банке или же на имущество наложен арест. Взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, с физических лиц - в судебном (ст. 75 НК РФ).

Следует отметить, что правовая природа пени в гражданском и налоговом законодательстве кардинально различается и поэтому нормы гражданского законодательства, регулирующие институт пени, в налоговых правоотношениях применяться не могут.Щекин Д.М. Судебная практика по налоговым спорам. - М. 2003

Гражданско-правовая доктрина и законодательство определяют пеню как вид неустойки, то есть меру ответственности, взыскиваемую в судебном порядке. Таким образом, пеня в гражданских правоотношениях выполняет карательно-штрафную функцию и представляет собой санкцию, при наложении которой учитывается принцип однократности наказания. Пеня как налогово-правовая, категория выступает в качестве меры обеспечительного характера, взыскиваемой наряду с недоимкой. Таким образом, пеня в налоговых правоотношениях не является мерой ответственности, ее функция - компенсационно-восстановительная. Как видим, ситуация с пеней лишний раз подтверждает правило, что содержание любого отраслевого термина должно определяться лишь применительно к конкретным правоотношениям. «По смыслу ст. 57 Конституции РФ - отметил КС РФ - налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом.

Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Бесспорный порядок взыскания этих платежей с налогоплательщиков вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона и не противоречит Конституции РФ. С другой стороны, налоговые санкции в виде штрафов по своему существу выходят за рамки налогового обязательства как такового. Они носят не восстановительный, а карательный характер и являются наказанием за налоговое правонарушение, то есть за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности» (Постановление КС РФ от 17.12.96 № 20-П). Таким образом, КС РФ приравнял пеню в сфере налогообложения к недоимке, то есть к «основному долгу» налогоплательщика перед государством.Гражданский кодекс. Часть I, II. - М.: изд-во ЮРИСТ-М, 1996Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Часть 2 (с внесенными изменениями)

Меры налогового принуждения налоговыми санкциями не исчерпываются. На наш взгляд, предусмотренные налоговым законодательством меры налогового принуждения включают как минимум три разновидности: 1) меры пресечения (арест имущества, изъятие вещей и документов, приостановление операций по банковским счетам и др.); 2) меры восстановительного характера (взыскание недоимки и пени); 3) меры ответственности (взыскание налоговых санкций). Специфика пени как меры восстановительного характера в отличие от налоговой санкции, с одной стороны, и пени как формы неустойки в гражданском законодательстве -- с другой, состоит в следующем: Во-первых, отсутствует причинно-следственная связь между начислением пени и налоговым правонарушением, выступающим единственным законным основанием налоговой ответственности. То есть пеня не является налоговой санкцией. Действительно, налоговая санкция всегда представляет собой ответ государства на налоговое правонарушение, карательная функция налоговой ответственности предполагает возмездие.

Согласно п. 1 ст. 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Нет правонарушения - нет и ответственности. В то же время основанием для взыскания пени выступает не правонарушение, а недоимка - несвоевременно и не полностью уплаченная сумма налога. Во-вторых, для начисления пени не имеет значения виновность налогоплательщика. В-третьих, в то время как налоговые санкции выполняют карательно-штрафные и превентивно-воспитательные функции, функционально-целевое назначение пени несколько иное: компенсировать потери государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Главная задача пени состоит в том, чтобы добиться надлежащего исполнения налоговой обязанности, а не наказать нарушителя. В-четвертых, санкции - это всегда дополнительное обременение для нарушителя, в то время как применение восстановительных мер означает лишь принудительное исполнение основной обязанности. Взыскание пени не выходит за рамки налогового обязательства как такового, то есть у пени и недоимки одна правовая природа.

Условно говоря, пеня - это и есть недоимка, «возросшая» за время просрочки по уплате налога (точнее, пеня представляет собой этот «прирост» недоимки). «Восстановление нарушенного права предполагает достижение определенной эквивалентности, то есть предоставление потерпевшему субъекту объема прав, который он потерял в результате правонарушения. Однако это не является ответственностью, поскольку здесь нет дополнительных обременений для правонарушителя, помимо исполнения им обязанности, существовавшей до правонарушения».

В отличие от пени, налоговые санкции по своему существу выходят за рамки налогового обязательства как такового; они носят не восстановительный, а карательный характер и являются наказанием за налоговое правонарушение, то есть за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности (Постановление КС РФ от 17.12.96 № 20-П). В-пятых, размер пени как формы неустойки нормативно не лимитирован и устанавливается договором, стороны которого могут определить размер пени достаточно произвольно, не привязывая его к каким-либо объективным показателям (ставка рефинансирования, уровень инфляции и т.д.).

Размер пени как меры обеспечения налоговой обязанности устанавливается императивно законом и принимается равной 1/300 действующей во время просрочки уплаты налога ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 4 ст. 75 НК РФ). В-шестых, взыскание штрафных санкций (включая пеню в как меру гражданско-правовой ответственности) возможно только в судебном порядке; в налоговой праве применяется упрощенный порядок взыскания пени, применяемый при взыскании недоимки. В частности, пеня с налогоплательщиков -- организаций и индивидуальных предпринимателей взыскивается в бесспорном порядке.

Кроме того, трехлетний срок давности для привлечения к налоговой ответственности (ст. 113 НК РФ) установлен только в отношении налоговых санкций, поэтому не может применяться к отношениям по взысканию недоимки и пени. Истечение срока давности исключает возможность привлечения нарушителя к налоговой ответственности, но не освобождает его от обязанности уплатить недоимку и пени. Таким образом, обязанность по уплате пени носит бессрочный характер. В-седьмых, при применении пени как санкции должен учитываться принцип однократности наказания: за одно и то же нарушение не может применяться двойная ответственность, то есть две меры гражданско-правовой ответственности.

Одновременное же наложение налоговой санкции и пени не нарушает принципа однократности наказания, поскольку в таком случае применяются не две санкции, а санкция и восстановительная мера, обеспечивающая исполнение налоговой обязанности.

Решение о приостановлении операций должно быть доведено до сведения налогоплательщика - под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения решения. Приостановление операций налогоплательщика-организации по счетам в банке действует с момента получения банком соответствующего решения и до его отмены. Приостановление операций по счетам отменяется не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение лицом решения о взыскании налога. Банк не отвечает за убытки, понесенные организацией в результате приостановления его операций в банке по решению налогового органа. При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.

Арест имущества - действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по временному ограничению права собственности налогоплательщика (налогового агента) в отношении его имущества для обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Арест имущества применяется только к организациям при одновременном наличии двух условий: 1) неисполнение налогоплательщиком (налоговым агентом) в установленный срок обязанности по уплате налога; 2) достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.

Арест имущества может быть полным или частичным. Полный арест имущества предполагает такое ограничение прав налогоплательщика в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового (таможенного) органа.

Частичный арест - ограничение прав налогоплательщика в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового (таможенного) органа. Арест применяется только для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика и может быть наложен на все его имущество. При этом должен соблюдаться принцип необходимой достаточности, то есть стоимость арестованного имущества должна быть обоснованной - необходимой и достаточной для исполнения налоговой обязанности.

Таким образом, аресту подлежит имущество, балансовая стоимость которого равна указанной в постановлении сумме неуплаченного налога. Арест имущества производится с санкции прокурора при обязательном участии понятых. Налогоплательщик вправе присутствовать при аресте имущества лично либо в лице своего представителя.

В ночное время проведение ареста не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. В протоколе об аресте имущества либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности - их стоимости. Налогоплательщик вправе обжаловать действия налогового органа в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд, но сама по себе подача жалобы не приостанавливает действия постановления о наложении ареста на имущество.

Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной ст. 125 НК РФ.

Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового (таможенного) органа при прекращении обязанности по уплате налога.Балакина А.П., Кваша Ю.Ф., Зрелов А.П. и др. Налоговый кодекс РФ: Постатейный комментарий общей части. Книга 2 (ст. 69-142) / Под общ. ред. Кваши Ю.Ф. - М.: «Налоговый вестник», 2003

Заключение

Налог - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства.

Для каждого физического лица или организации своевременное и полное исполнение налоговой обязанности является конституционной обязанностью. То есть налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вставать на учёт в налоговые органы, вести учёт своих доходов и расходов, представлять в налоговые органы налоговые декларации.

Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности направлены на восстановление нарушенных фискальных прав государства и призваны гарантировать государству реальное надлежащее выполнение налогоплательщиком возложенных денежных обязательств. Залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке и арест имущества являются эффективными средствами обеспечения обязательств при участившихся случаях их нарушения. Неисполнение обязанностей по уплате налогов и сборов является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации.

Таким образом, способы обеспечения обязательств побуждают должника к своевременному исполнению возложенного на него обязательства, ведь в случае просрочки, либо неисполнения обязательства, либо ненадлежащего исполнения, для должника наступят неблагоприятные, невыгодные для него последствия.

Список использованной литературы

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации: Официальный текст. - М.: Айрис Пресс, 2004

2. Гражданский кодекс. Часть I, II. - М.: изд-во ЮРИСТ-М, 1996Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Часть 2 (с внесенными изменениями)

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 1 октября 2006 г. (вкл. изменен, вступающие в силу с 1 января 2007 г.). - Новосибирск: СПб. унив. изд-во, 2006

4. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»

5. Федеральный закон от 04.11.2005 № 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров»

6. Комментарий к Налоговому кодексу РФ, частям 1 и 2. - М.: Изд-во Эксмо, 2005

Учебная литература:

1. Балакина А.П., Кваша Ю.Ф., Зрелов А.П. и др. Налоговый кодекс РФ: Постатейный комментарий общей части. Книга 2 (ст. 69-142) / Под общ. ред. Кваши Ю.Ф. - М.: «Налоговый вестник», 2003

2. Демин А.В. Налоговое право России: Учеб. пособие / А.В.Демин; Федер. агентство по образованию; Краснояр. гос. ун-т; Юрид. ин-т. - Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. - 329 с.

3. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Я. И. Химичева. 4-е изд. М„ 2008.

4. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Е. Ю. Грачева и Г. П. Толстопятенко. 2-е изд. М., 2007.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Группы и причины нарушений налогового законодательства. Административная и уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства. Криминологический портрет налогового преступника. Обеспечение деятельности по противодействию преступлениям.

    дипломная работа , добавлен 22.05.2012

    Налоговое право в системе российского права, его основные понятия. Система налогов и сборов, налоговая система Российской Федерации. Понятие налогового правонарушения. Содержание принципов налогового права. Виды норм и источники налогового права.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2014

    Нарушения налогового законодательства РФ и ответственность за их совершение. Неуплата сумм налога. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Отношения сторон по договору возмездного оказания услуг.

    контрольная работа , добавлен 02.02.2015

    Место и роль налогового права в системе российского права. Налоговое право как учебная дисциплина. Принципы и источники налогового права. Подзаконные нормативные правовые акты. Решения органов конституционной юстиции. Налоговые теории XVII-XIX вв.

    дипломная работа , добавлен 15.07.2010

    Юридическая конструкция понятия налогового планирования. Основные начала правового регулирования налогового планирования. Современные проблемы законодательного разграничения налогового планирования и налогового уклонения: отечественный и зарубежный опыт.

    курсовая работа , добавлен 01.04.2013

    Нормативное регулирование административной ответственности за нарушение налогового законодательства. Основания административной ответственности. Составы налоговых правонарушений. Санкции за нарушение налогового законодательства.

    дипломная работа , добавлен 03.03.2003

    Понятие, предмет и система налогового права Российской Федерации. Источники налогового права. Основные признаки, функции и виды налогов и сборов. Особенности содержания налогового правоотношения. Принципы построения налоговой системы Российской Федерации.

    реферат , добавлен 21.11.2013

    Система источников налогового права и налогового законодательства Российской Федерации. Основной источник налогового права. Международные договоры Российской Федерации. Законодательство о налогах федерального, регионального и муниципального уровня.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2015

    Источники налогового права – нормативно-правовые акты, содержащие нормы налогового права. Особое место Конституции в системе источников налогового права. Источники международного налогового права - национальное законодательство и международные соглашения.

    реферат , добавлен 18.12.2008

    Сущность, характеристика и история развития источников налогового права, их свойства. Конституция Российской Федерации и федеральные нормативные правовые акты как основные источники налогового права в России. Структура и функции Налогового кодекса.

Возникновение налогового обязательства регламентируется НК. В соответствии с Кодексом, каждый плательщик должен осуществлять перечисления того или иного вида сумм в бюджет. Между тем на практике далеко не все субъекты надлежащим образом исполняют свое налоговое обязательство. Происходит это по разным причинам. Кто-то делает это умышленно, а кто-то просто не знает закона. Рассмотрим далее, что такое налоговое обязательство.

Общая характеристика

Налоговые обязательства возникают в силу закона. В соответствии с НК, плательщик должен:

  1. Зарегистрироваться в ФНС.
  2. Определить объекты обложения.
  3. Исчислить и уплатить установленные суммы в бюджет.
  4. Составить и предоставить отчетность.

В качестве плательщиков выступают юридические и физлица.

Элементы

В качестве объекта обложения выступает имущество или действия, наличием или совершением которых обуславливается возникновение налогового обязательства. При исчислении сумм, подлежащих уплате в бюджет, определяется база. В качестве нее выступает физическая, стоимостная или иная характеристика объекта обложения. В НК для каждого налога установлена ставка. Она определяется в абсолютной сумме либо в процентах на единицу измерения базы или объекта обложения.

Исполнение

Налоговое обязательство погашается плательщиком самостоятельно, если иное не предусматривается Кодексом. Для исполнения субъект:

  1. Регистрируется в ФНС.
  2. Фиксирует и обобщает сведения об объектах обложения, ведет учет налоговых обязательств.
  3. Исчисляет суммы бюджетных отчислений. Расчет налогового обязательства осуществляется исходя из объектов, базы и ставок.
  4. Формирует и представляет в контрольные органы документацию (отчетность) в установленные сроки и по закрепленным НК правилам. В ФНС не сдаются налоговые регистры.
  5. Производит отчисления в бюджет.

По общему правилу, налоговое обязательство должно исполняться в порядке и в сроки, закрепленные в НК. Однако субъект может погасить его досрочно. Закон допускает несколько вариантов обложения. Изменение налогового обязательства представляет собой переход из одной системы в другую. К примеру, при наличии оснований субъект может сменить ОСНО на УСН или ЕНВД.

Сроки

Течение периода исполнения обязательства перед бюджетом начинается со следующего дня после совершения юридического действия или фактического события, в связи с которым субъект должен произвести перечисление в бюджет. Окончание срока наступает в конце последних суток временного отрезка, установленного Кодексом. Если он приходится на выходной или праздник, истечение периода происходит в конце ближайшего рабочего дня. При возникновении задолженности субъект погашает ее в следующем порядке:

  1. Начисленные пени.
  2. Недоимка.
  3. Штраф.

Исковая давность

Она представляет собой период, в течение которого:

  1. Плательщик/агент может требовать возврат/зачет бюджетных сумм, пеней и проч.
  2. Контрольный орган может начислить либо пересмотреть ранее исчисленную сумму налога или иного обязательного бюджетного платежа.
  3. Плательщик/агент предоставляет отчетность, вправе вносить корректировки и дополнения в декларацию или отзывать ее.
  4. Контрольный орган должен осуществить возврат/зачет бюджетных сумм, пеней и проч.

Давностный срок по обязательству и требованию - 3 года. Начало периода совпадает с датой завершения соответствующего отчетного периода, за исключением случаев, закрепленных в НК.

Перенос сроков

Действующее законодательство допускает изменение периода исполнения обязательства. Для этого плательщику необходимо направить в ФНС соответствующее заявление. Изменение сроков не допускается для исполнения обязательств по налогам, удерживаемым у источника выплаты, акцизов, а также НДС на импортируемую продукцию. Перенос периода может осуществляться не больше чем на год (календарный). В заявлении заинтересованное лицо должно указать обстоятельства, обуславливающие необходимость корректировки срока. Закон не допускает переуступку права на исполнение обязательств по измененным периодам. Перенос срока производится под залог материальных ценностей плательщика либо третьего лица или под банковскую гарантию по правилам, установленным НК.

Дополнительные возможности

Условия отчисления сумм в бюджет устанавливаются НК. Соответственно, плательщики/агенты не могут произвольно определять правила по своему усмотрению. Между тем Кодекс допускает изменение порядка погашения обязательства. Оно осуществляется путем предоставления:

  1. Отсрочки.
  2. Рассрочки.
  3. Налогового/инвестиционного кредита.

Отсрочка/рассрочка погашения обязательства допускается при наличии оснований, закрепленных 64 статьей Кодекса. Она может предоставляться на 1-6 мес. с поэтапной либо единовременной уплатой задолженности.

Основания отсрочки/рассрочки

В качестве них выступают:

  1. Возникновение вреда у плательщика вследствие техногенной катастрофы, стихийного бедствия, иных непреодолимых обстоятельств.
  2. Задержка бюджетного финансирования или оплаты выполненного госзаказа.
  3. Риск утраты платежеспособности при единовременном погашении задолженности.
  4. Сезонный характер производства работ, предоставления услуг, выпуска продукции.
  5. Невозможность осуществить единовременный платеж ввиду своего имущественного положения.

Исходя из основания, на сумму задолженности осуществляется начисление процентов. В расчет при этом принимается 1/2 ставки рефинансирования, установленной Центробанком на период рассрочки/отсрочки. Если применяются первые 2 основания, то проценты не начисляют.

Кредит

Он предусмотрен 65-й статьей НК. Налоговый кредит - изменение срока отчисления платежа в бюджет на 1-12 мес. Он предоставляется субъекту по заявлению. При этом должно иметь место хотя бы одно из указанных выше оснований. При предоставлении кредита оформляется договор между контрольным органом и плательщиком. Если перенос срока обуславливается причинением вреда вследствие катастрофы, стихийного бедствия и прочих аналогичных явлений, а также в связи с задержкой бюджетного финансирования либо оплаты контрагентом, проценты на сумму задолженности не начисляют.

Инвестиционный кредит

В системе форм изменения периодов исполнения обязательств он занимает особое место. Следует обратить внимание на довольно важную его особенность. Налоговый инвестиционный кредит предоставляется исключительно организациям. Он предусматривается в отношении отчислений с прибыли и сумм, подлежащих уплате в региональный и местный бюджеты. Как указывает 66 статья НК (ч. 1), налоговый инвестиционный кредит предполагает такое изменение периода погашения обязательств, при котором юрлицо при наличии соответствующих обстоятельств получает возможность на протяжении определенного временного отрезка и в установленных пределах уменьшать суммы с последующим поэтапным перечислением кредита и процентов по нему.

Важные моменты

Налоговый инвестиционный кредит обладает несколькими отличительными чертами, которые следует принимать во внимание плательщикам:


Условия прекращения

В НК предусмотрены основания для снятия бремени обложения с гражданина. В качестве них выступает смерть плательщика либо объявление его умершим, в соответствии с судебным решением, вступившим в действие. Если физлицо имеет статус ИП, то бремя обложения снимается при прекращении им деятельности в качестве предпринимателя. Налоговые обязательства организаций прекращаются в связи с:

  1. Ликвидацией предприятия.
  2. Реорганизацией фирмы путем разделения, слияния и присоединения. В последнем случае прекращение обложения предусмотрено для присоединившегося лица.

Налоговые активы и обязательства

Суммы отчислений с прибыли определяются в бухгалтерской и финансовой отчетности по-разному. В результате формируется разница. Для ее отражения используется такой показатель, как ОНО (отложенные налоговые обязательства). В балансе это та часть отчисления с прибыли, которая приводит к увеличению суммы, подлежащей уплате в периоде, следующем за отчетным. Кроме ОНО, для отображения разницы используется показатель ОНА (отложенные налоговые активы). Он выражается в сумме отчисления с прибыли, поступающего в бюджет в следующем периоде.

Специфика формирования ОНА

На любом предприятии может случиться так, что прибыль по налоговому (НУ) и бухгалтерскому учету не совпадает. Объясняется такая ситуация различием в методике исчисления. Сумма ОНА может являться постоянной или временной, вычитаемой либо облагаемой. На предприятии активы признаются отложенными, если расходы на приобретение ОС по бухучету (БУ) превышают затраты, отраженные в налоговых регистрах. Разница может появиться при несовпадении сумм доходов по НУ и БУ. То есть компания рассчитывала реализовать определенное число активов, но по факту план не выполнила. Появившаяся разница относится на ОНА.

Назначение

Временная разница выступает в качестве основания для уменьшения сумм отчисления с прибыли в будущем. ОНА определяется умножением ставки на ВР. Показатель отражается по сч. 09. Аналитический учет налоговых обязательств и ОНА осуществляется по каждому виду в отдельности. В законодательстве могут предусматриваться разные ставки для отчисления с прибыли. В таких случаях при определении ОНА необходимо использовать ту, которая соответствует совершенной операции. Учет ОНА осуществляется записями:

  • Д-т сч. 09 К-т сч. 99 - приход.
  • Д-т сч. 99 К-т сч. 09 - списание.

При отсутствии прибыли на конкретный период ОНА отражаются по стр. 145 в составе внеоборотных активов. Их показатели сохраняются до получения облагаемого дохода. При выбытии объекта ОС, по которому производилось начисление отложенного актива, остаток переносится на сч. 99. ОНА отражаются при появлении облагаемых разниц либо при наличии высокой вероятности извлечения прибыли в последующих периодах, которая может корректироваться на временную разницу.

Особенности ОНО

Налоговые обязательства в балансе появляются в результате:

  1. Использования различных способов начисления износа.
  2. Применения разных методов признания процентной прибыли и доходов от реализации.
  3. Использования различного порядка отражения % по кредитам.

На практике могут иметь место и иные причины. Выбытие ОНО обуславливается погашением или уменьшением временных разниц, списанием обязательств или активов, по которым они просчитывались. Как отражается ОНО? Чтобы показать налоговые обязательства, проводки составляются следующим образом:

  • Д-т сч. 99 К-т сч. 65 - начисление.
  • Д-т сч. 65 К-т сч. 99 - поагашение/уменьшение.

Анализ

Отложенные обязательства могут использоваться при изучении деятельности компании. ОНО рассматриваются как вид дебиторской задолженности. Анализу подвергается объем, динамика, состав активов на начало и конец отчетного периода. Возникновение ОНА указывает на инвестиционную деятельность, поступление и выбытие внеоборотных средств. Движение ОНО связано с финансовыми операциями. В идеале ОНА должны изменяться прямо пропорционально обязательствам. Приемлемой считается ситуация, когда ОНО выше ОНА. В этом случае имеется пассивное сальдо. В таких ситуациях у предприятия появляется еще один источник финансирования. Его срок использования соответствует периоду погашения обязательств. Если же ОНА выше ОНО, то сальдо расценивается как дополнительное отвлечение средств из оборота.

Особенности предоставления сведений

ОНА в балансе - часть отчисления с прибыли, которая может обусловить уменьшение суммы, поступающей в бюджет. Соответственно, сведения о них отражаются не только в ф. № 1, но и в отчете о финансовых результатах работы предприятия. ОНО и ОНА не дисконтируются. Фирма может провести взаимозачет при соблюдении следующих условий:

  1. Компания имеет на это право по закону.
  2. Взыскание ОНО и ОНА производится с одного юрлица.

Суммы по возмещенному бюджетному отчислению отражаются в отчетности о совокупном доходе.

Заключение

Практически каждый гражданин в стране выступает в качестве плательщика налогов. При приобретении имущества, устройстве на работу, открытии собственного дела субъект становится должником перед государством. Налоговое обязательство должно исполняться в установленные НК сроки. В случае уклонения от осуществления платежей, сокрытия доходов законодательство предусматривает несколько видов ответственности. В случае причинения крупного ущерба бюджету государства субъекту, признанному виновным, может вменяться и уголовное наказание.

– это вид финансово-экономического взаимодействия между государством и физическим лицом, при котором лицо является плательщиком установленного налога, а государство и государственные структуры имеют право взимать любыми способами, способствуя исполнению налогоплательщиком своих обязательств.

  • общая сумма долга
  • отдельно указаны набежавшие проценты
  • сроки погашения задолженности
  • максимальный срок выполнения требований об уплате
  • каждое требование содержит перечень мер, которые можно применить к должнику в случае дальнейшей неуплаты

Взыскание налога

Взыскание обычно производится налоговыми органами с расчетных счетов. Также налог может быть удержан из заработной платы по согласию работодателя. В иных случаях (отсутствии достаточной суммы на счете или отсутствии информации о существовании счетов), налоговая служба имеет право взыскать налог в виде личного имущества неплательщика.

Изымать имущество в счет уплаты сбора у юридических лиц можно без специального судебного решения, в так называемом бесспорном порядке. При изъятии имущества у физического лица, требуется предъявить судебное решение. Имущество изымается с таким расчетом, чтобы его стоимость при продаже на условиях рынка была максимально приближена к сумме задолженности.

Имущество изымается в такой последовательности:

  • наличные
  • нежилые помещения – для физических лиц, для юридических – помещения, не задействованные в процессе производства
  • транспорт
  • материальные ценности

Налоги взимаются исключительно после того, как руководители нескольких инстанций вынесут соответствующее решение. В первую очередь, изъятие должно быть разрешено руководителем того налогового органа или отдела, в котором разбирается дело неплательщика. Решение руководителя отправляется к приставу не позднее, чем через трое суток после его подписания. Все постановления об изъятии печатают на гербовой бумаге и заверяют личной печатью руководителя. После того, как судебный пристав получил постановление, у него есть два месяца на выполнение всех процессуальных действий по изъятию имущества.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Налоговое право. Конспект лекций Белоусов Данила С.

Лекция 10. Налоговая обязанность

10.1. Понятие, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности

Налоговая обязанность представляет одну из важнейших категорий налогового права, относительно которой складывается большинство налоговых правоотношений.

Налоговая обязанность – определенная часть налоговых обязанностей, реализация конституционной меры должного поведения по уплате законно установленных налогов и сборов.

Одновременно исполнение обязанности по уплате налогов и сборов является сложным юридическим фактом, поскольку предполагает целую систему обязанностей налогоплательщика: встать на учет в налоговом органе, вести налоговый учет, самостоятельно исчислить налоговую базу и определить на ее основе сумму налога, перечислить налог в соответствующий бюджет и т. д.

Сущность исполнения налоговой обязанности заключается в уплате налога и сбора. Содержание налоговой обязанности составляют императивные нормы – требования государства об уплате соответствующих налогов или сборов.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Налоговое законодательство связывает обязанность уплаты налога с моментом возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора. Фактически, налоговая обязанность устанавливается по каждому виду налога, поскольку для каждого налога или сбора момент возникновения обязанности по уплате налога и сроки ее реализации определяется по-разному.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

– с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

– с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора;

– со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, т. е. гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев.

Задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;

– с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами).

Кроме названных обстоятельств самостоятельными юридическими фактами, на основании которых прекращается налоговая обязанность, являются: списание безнадежных долгов по налогам и сборам в порядке ст. 59 НК РФ, уплата налога за налогоплательщика его поручителем в порядке ст. 74 НК РФ.

Из книги Бизнес путь: Nokia. Секреты успеха самой быстроразвивающейся компании в мире автора Мерриден Тревор

Пример третий: Обязанность заботиться о планете – вот все, что мы получили Деятельность Nokia в развивающихся странах составляет часть ее политики по охране окружающей среды. Зарубежные филиалы Nokia соответствуют таким строгим стандартам, как ISO 9000 и другие, в зависимости от

Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

19. Понятие «налоговая система РФ». Соотношение понятий «налоговая система» и «система налогов» Система налогов – это совокупность установленных в РФ федеральных налогов, региональных и местных налогов. Ее структура закреплена в ст. 13–15 НК РФ.В соответствии с

Из книги Банковское дело: шпаргалка автора Шевчук Денис Александрович

Тема 72. Налоговая система и её структура. Налоговая политика Налоговая система– это совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы и принципы построения налогов. Налоговая система является одним из

Из книги Пользование чужим имуществом автора Панченко Т М

Статья 644. Обязанность арендатора по содержанию транспортного средства Арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

Лекция 13. Налоговый учет и налоговая тайна 13.1. Бухгалтерский и налоговый учет в системе налога Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.Налоговый учет – система обобщения информации

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Лекция 15. Налоговая ответственность 15.1. Принципы налоговой ответственности Принципы налоговой ответственности указывают цели, правовое положение общества, к которым должны стремиться законодательные и правоприменительные органы. При этом необходимо учитывать, что

Из книги Лизинг автора Семенихин Виталий Викторович

21. Налоговая база. Налоговая ставка Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Главная функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно, то есть его измерить. Для этого требуется выделить параметр,

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Равномерное признание доходов лизингодателем – право или обязанность Доходом в целях налогообложения прибыли признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно

Из книги Все о бизнесе в Германии автора фон Люксбург Натали

Равномерное признание расходов лизингополучателем – право или обязанность Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации некоторые виды расходов следует учитывать равномерно в течение отрезка времени, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации.

Из книги О бочках меда и ложках дегтя автора Болдырев Юрий Юрьевич

33. Налоговая обязанность как норма налогового законодательства Налоговая обязанность – это урегулированное нормами права отношение, в рамках которого происходит исполнение конституционной обязанности уплаты налога.Обязанность по уплате налогов и сборов носит

Из книги Как заключить любую сделку автора Шук Роберт Л.

34. Обязанность по уплате налога Обязанность по уплате налога – единственная в системе обязанностей налогоплательщика – носит конституционно-правовой характер. В ст. 57 Конституции РФ устанавливается, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и

Из книги Долгое время. Россия в мире. Очерки экономической истории автора Гайдар Егор Тимурович

13.10.2. Обязанность подачи налогового отчета (декларации) для физических лиц Принципиально налогоплательщики не обязаны сдавать годовой налоговый отчет (декларацию), за исключением тех случаев, когда это прямо предусмотрено законом. Все имеющие в Германии неограниченную

Из книги автора

13.15.1. Налоговая обязанность Для данных видов налогов различают три вида налоговой обязанности.1. Неограниченную налоговую обязанность (Unbeschrankte Steuer-pflicht) несут следующие лица:? физические лица, имеющие (основное) место жительства в Германии;? граждане Германии, не более 5

Из книги автора

Часть 7. ВРЕМЯ ЛИ ПЛАТИТЬ НАЛОГИ? (наша налоговая система и налоговая политика) Может быть, уважаемый читатель замечал, как многие политики, когда говорят о несовершенстве нашего экономического механизма и о вытекающих из этого проблемах экономического развития, прежде

Из книги автора

Помогать покупателям – ваша прямая обязанность Некоторые продавцы забывают о том, что частью их миссии является оказание помощи покупателям. Да, вы не ослышались. Помогать покупателям – ваша прямая обязанность. Во-первых, вам следует информировать их о том, какую они

Из книги автора

§ 2. Всеобщая воинская обязанность в странах – лидерах прогресса Не станем останавливаться на том, какую роль сыграла Великая французская революция в крахе старого режима в Западной Европе и создании предпосылок для распространения современного экономического

Чрезвычайно важно осуществлять контроль за полнотой и своевременностью выполнения плательщиками своих обязательств перед бюджетами и государственными целевыми фондами, и именно с этой целью органы налоговой службы проводят оперативный учет налогов, сборов (обязательных платежей).

Для обеспечения полноты поступления платежей в бюджет согласно бюджетной классификации Украины по доходам органы государственной налоговой службы согласно порядку, установленному действующим законодательством с кассового выполнения Государственного бюджета Украины по доходам, до 1 декабря каждого года подают соответствующим органам государственного казначейства и финансовым органам в электронном виде списки состава налогоплательщиков, стоящих на налоговом учете в каждом районе (городе).

Органы государственной налоговой службы для ведения оперативного учета платежей в бюджет получают соответствующие документы от органов государственного казначейства, финансовых органов, контролирующих и других органов и плательщиков в соответствии с действующими порядками передачи информации и внутреннего документооборота.

Согласно п. 1.2 ст. 1 Закона № 2181 налоговым обязательством считается обязательство плательщика налогов уплатить в бюджеты или государственных целевых фондов соответствующую сумму средств в порядке и в сроки, определенные этим законом или другими законами Украины. Налоговых обязательств относят налоги, сборы (обязательные платежи), указанные в Законе "О системе налогообложения" , а также налоговые финансовые санкции.

Основными целями оперативного учета налоговых обязательств в органах налоговой службы является :

1) контроль за своевременной и полной уплатой налоговых обязательств налогоплательщиков;

2) сбор данных для анализа и прогнозирования налоговых поступлений и налоговой задолженности;

3) сбор данных о платежах конкретного плательщика для повышения эффективности проведения налоговых проверок плательщика.

Порядок учета платежей в бюджет в ДШ регламентируется Инструкцией, утвержденной приказом ГНАУ от 18.07.2005 № 276 . Оперативный учет налогов осуществляется работниками отдела учета и отчетности государственной налоговой инспекции. Учет ведется с использованием компьютерной системы, что обеспечивает автоматическое выполнение некоторых операций, а также хранения информации; программное обеспечение для нее подлежит обязательному тестированию в ГНАУ. Документы, на основании которых вносится информация в эту систему, можно разделить на два вида :

1) документы о начислении, уменьшении, списание, отсрочка или рассрочка уплаты сумм налоговых обязательств;

2) документы о погашении налоговых обязательств. Основанием для начисления платежей в бюджет в лицевых счетах плательщиков есть документы, которые :

а) подаются плательщиком: налоговые декларации, отчеты, расчеты, платежные уведомления, справки об авансовых платежах и другие документы, предусмотренные порядком, установленным для взимания платежей в бюджет;

б) готовятся органом государственной налоговой службы решения руководителя (заместителя руководителя) органа государственной налоговой службы по актам проверок по доначислению или отмене ранее начисленных сумм платежа, финансовых санкций и пени;

в) поступают от других контролирующих органов, а именно: решения, если это предусмотрено соответствующими законодательными актами;

г) поступающие от судебных органов: решение (определение, постановление) суда.

С целью учета начисленных и уплаченных платежей в бюджет органами государственной налоговой службы ведутся лицевые счета плательщиков по каждому виду платежей, которые должны уплачиваться плательщиками.

Лицевые счета плательщиков открываются органом государственной налоговой службы ежегодно за плательщиками, которые :

Состоящие на налоговом учете - с начала года;

Взяты на налоговый учет - с момента взятия их на учет;

Своевременно не встали на налоговый учет - с момента начисления или уплаты платежа (в зависимости от того, какое из этих событий наступило ранее).

Лицевые счета в подразделениях учета и отчетности ведутся на карточках лицевых счетов. На титульной странице карточки размещается информация о плательщике и общие условия взимания платежа. Обратная сторона информации является своеобразным "зеркалом законопослушности" плательщика и содержит данные о начисленных и уплаченных платежи, недоимки и переплаты, штрафные санкции. Записи в лицевых счетах осуществляют в гривнах и копейках.

Форма лицевого счета определяется центральным налоговым органом исходя из специфики взимания платежа . При этом учитывается наличие или отсутствие авансовых взносов, периодичность перерасчетов по фактическим показателям, представление или непредставление плательщиками деклараций (расчетов) и т.д.

Карточки лицевых счетов налогоплательщиков интегрированы в Единый банк данных о плательщиках налогов - юридических лиц, что создает условия для группировки учетных данных и осуществления автоматизированного сортировки по ряду признаков (для примера, формирование списков плательщиков по объемам начисленных и уплаченных сумм, допущенной недоимки, полученного бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость по административно-территориальным делением, в разрезе организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, календарных периодов и др.). Представленные плательщиками налоговые декларации и расчеты, а также налоговые уведомления (в случае начисления налоговых обязательств органом налоговой службы) являются теми основными документами, на основании которых осуществляется начисление платежей по лицевым счетам плательщиков в налоговых инспекциях. Кроме того, основаниями для записей о начислении платежей могут быть решение судебных органов, решение о рассрочке или отсрочке платежей, списание налогового долга и т.п.

При отсутствии автоматизированного оперативного учета начисления платежей проводилось путем непосредственного внесения работниками подразделений оперативного учета и отчетности налоговых органов основных реквизитов указанных выше документов до личных счетов. Постепенная компьютеризация учетных работ и внедрение прогрессивных технологий обработки налоговой информации внесли существенные изменения в процедуры занесения данных о начисленных платежах до лицевых счетов налогоплательщиков. В условиях функционирования автоматизированной информационной системы учета и отчетности основные показатели налоговых деклараций и расчетов (в т.ч. налоговые обязательства плательщиков) разносятся подразделениями приема и обработки налоговой отчетности к электронным базам данных налоговой отчетности и формируются в электронные реестры. В дальнейшем такие реестры передаются подразделениям учета и отчетности для разнесения данных о начисленных платежах в лицевые счета налогоплательщиков. Разнесение происходит в автоматизированном режиме путем "втягивание" соответствующей информации из электронных реестров в карточки лицевых счетов плательщиков.

Согласно украинского законодательства в области налогообложения существует четыре способа определения суммы налоговых обязательств:

1) плательщик самостоятельно определяет сумму налоговых обязательств и подает декларацию, этот процесс имеет название "декларирование налоговых обязательств";

2) сумма налоговых обязательств определяется соответствующими нормативными актами или самостоятельно плательщиком, но без подачи декларации, с уплатой в определенный срок, например, при взыскании платы за торговый патент;

3) налоговый орган самостоятельно определяет сумму налогового обязательства, уменьшения (увеличения) суммы бюджетного возмещения и/или уменьшения отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость плательщика налогов, если:

Плательщик налогов не подает в установленные сроки налоговую (таможенную) декларацию;

Данные проверок результатов деятельности плательщика налогов свидетельствуют о занижении или завышении суммы его налоговых обязательств, заявленных в налоговых (таможенных) декларациях, уточняющих расчетах;

Согласно налоговому и другому законодательству лицом, ответственным за начисление сумм налоговых обязательств по отдельному налогу или сбору, применение штрафных (финансовых) санкций и пени, в том числе за нарушение в сфере внешнеэкономической деятельности, является контролирующий орган;

Решением суда, вступившим в законную силу, лицо признано виновным в уклонении от уплаты налогов;

Данные проверок относительно удержания налогов у источника выплаты, в том числе налогового агента, свидетельствуют о нарушении правил начисления, удержания и уплаты в соответствующие бюджеты налогов и сборов, в том числе налога на доходы физических лиц таким налоговым агентом;

Результаты таможенного контроля свидетельствуют о занижении или завышении налоговых обязательств, определенных плательщиком налогов в таможенных декларациях.

4) В случае поступления от уполномоченных органов иностранных государств документально подтвержденных сведений относительно страны происхождения, стоимостных, количественных или качественных характеристик, которые имеют значение для налогообложения товаров и предметов при ввозе (пересылке) на таможенную территорию Украины или территорию специальной таможенной зоны или вывозе (пересылке) товаров и предметов с таможенной территории Украины или территории специальной таможенной зоны, которые отличаются от задекларированных во время таможенного оформления, таможенный орган имеет право самостоятельно определить базу налогообложения и налоговые обязательства налогоплательщика на основании сведений, указанных в таких документах.

Если сумма денежного обязательства рассчитывается контролирующим органом, плательщик налогов не несет ответственности за своевременность, достоверность и полноту начисления такой суммы, однако несет ответственность за своевременное и полное погашение начисленного согласованного денежного обязательства и имеет право обжаловать указанную сумму.

Схема учета в ДОЛ документов, связанных с налоговым обязательством, самостоятельно определенным налогоплательщиком, представлены очерк. 5.1 .

Начисление налоговых обязательств, самостоятельно определенных плательщиком, проводится в разделе "Расчеты основного платежа и штрафных санкций" обратной стороны карточки лицевого счета.

В случае, когда налоговое обязательство определяется органом налоговой службы, соответствующее структурное подразделение направляет плательщику налоговое уведомление, которое заносит в электронный реестр налоговых уведомлений, что представлено на рис. 5.2 . После завершения процедуры согласования такого обязательства данные электронного реестра налоговых уведомлений об начисленные платежи заносятся в карточки лицевых счетов плательщиков.

Начисление налоговых обязательств, определенных органом государственной налоговой службы, проводится также в разделе "Расчеты основного платежа и штрафных санкций" лицевого счета плательщика.

Рис. 5.1. в Схема учета в ДОЛ документов в отношении налогового обязательства, определенного самостоятельно плательщиком налогов

Автоматизированная информационная система обеспечивает возможность отдельного учета начисленных платежей по актам документальных проверок, при выявлении арифметических и методологических ошибок, а также начисленных штрафных санкций по данным налогоплательщика и налогового органа.

Для контроля за полнотой и своевременностью разноска начисленных платежей подразделения учета и отчетности ежемесячно в автоматическом режиме сверяют суммы налоговых обязательств, определенных в реестрах разнесенных сумм, с данными реестров структурных подразделений инспекции, которые непосредственно администрируют налоги с юридических и физических лиц. При возникновении разногласий в автоматическом режиме формируется протокол расхождений и принимаются меры по выявлению и устранению причин несоответствия .

Рис. 5.2. в

Наиболее распространенным способом погашения налоговых обязательств плательщиков налогов является перечисление средств с текущих счетов в банковских учреждениях на соответствующие счета бюджетов и государственных целевых фондов. Однако ряд платежей, особенно плательщиками - физическими лицами, осуществляется в наличной форме через учреждения Ощадного банка и Государственного комитета связи Украины и в кассах органов местного самоуправления.

Для зачисления налоговых платежей на балансах областных управлений Государственного казначейства в разрезе районов и кодов бюджетной классификации открываются соответствующие счета. Зачисление средств на такие счета производится на основании :

При безналичном порядке - копий платежных поручений плательщиков;

При наличных расчетах - копий платежных поручений отделений Сбербанка и корешков приходных документов ("сообщения") о принятии учреждением банка платежей в государственный и местных бюджетов наличными;

Платежных поручений учреждений Госкомсвязи Украины на переводы с приложением к ним талонов почтовых переводов; копий, выданных органами местного самоуправления, квитанций на уплату налоговых и неналоговых платежей и государственной пошлины.

Информация о поступлении платежей в Государственный и местные бюджеты предварительно обрабатывается соответственно органами казначейства и финансовыми органами и в систематизированном виде предоставляется налоговому органу для учета уплаченных налоговых обязательств в карточках лицевых счетов плательщиков.

Данные о поступлении платежей в бюджет разносятся специалистами подразделений учета и отчетности налоговой инспекции в лицевых счетах плательщиков и в реестре поступлений в день получения от органов Государственного казначейства и финансовых органов сведений о зачислении платежей в виде электронного реестра расчетных документов. В случае выявления в указанном реестре сумм поступлений, структура которых не соответствует требованиям автоматического учета платежей в бюджет, эти доходы до выяснения их происхождения и адреса учитываются по специальным кодом в отдельном лицевом счете и реестре поступлений и возвратов. Не позднее 5 дневного срока после получения копий расчетных документов от органа казначейства или финансового органа эти суммы подлежат выяснению и разноса в соответствующие карточки лицевых счетов.

Обеспечивая достоверность данных об уплаченных платежах, налоговые органы ежемесячно проводятся сверки поступлений с органами казначейства и финансовыми органами по всем кодам бюджетной классификации.