Формирование нсз тфомс. Деньги из нормированного страхового запаса фондов омс пустят на борьбу с дефицитом кадров. Управление бухгалтерского учета и отчетности

Постановление Правительства РФ от 22 мая 2015 г. N 493
"Об утверждении Правил направления в 2015 году средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной медицинской помощи федеральными государственными учреждениями"

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила направления в 2015 году средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной медицинской помощи федеральными государственными учреждениями.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации создать рабочие группы для разработки предложений по дополнительному финансовому обеспечению оказания специализированной медицинской помощи федеральными государственными учреждениями, в том числе расположенными на территориях других субъектов Российской Федерации, для последующего представления в комиссии по разработке территориальных программ обязательного медицинского страхования, создаваемые в установленном порядке, включив в указанные рабочие группы представителей федеральных государственных учреждений.

Правила
направления в 2015 году средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной медицинской помощи федеральными государственными учреждениями
(утв. постановлением Правительства РФ от 22 мая 2015 г. N 493)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия направления в 2015 году средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной медицинской помощи федеральными государственными учреждениями, подведомственными Министерству здравоохранения Российской Федерации, Федеральному медико-биологическому агентству и Федеральному агентству научных организаций (далее соответственно - нормированный страховой запас, федеральные государственные учреждения, федеральные органы исполнительной власти).

2. Дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной медицинской помощи федеральными государственными учреждениями осуществляется за счет средств нормированного страхового запаса, направляемых на увеличение утвержденных Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных в сфере обязательного медицинского страхования полномочий (далее соответственно - территориальные фонды, субвенции).

3. Фонд принимает решение о размере подлежащих распределению средств нормированного страхового запаса, а также о направлении средств нормированного страхового запаса на увеличение субвенций на основании представляемых федеральными органами исполнительной власти и территориальными фондами данных об объемах специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, оказываемой федеральными государственными учреждениями.

4. Распределение средств нормированного страхового запаса осуществляется по следующей методике:

а) размер средств нормированного страхового запаса, направляемых на увеличение субвенций, предоставляемых бюджету территориального фонда i-гo субъекта Российской Федерации (), определяется по формуле:

,

Объем сокращения специализированной медицинской помощи в стационарных условиях (количество госпитализаций), оказываемой федеральными государственными учреждениями, расположенными на территории i-го субъекта Российской Федерации, в 2015 году по сравнению с 2014 годом;

Объем специализированной медицинской помощи в стационарных условиях (количество госпитализаций), оказанной в 2014 году федеральными государственными учреждениями, согласно счетам, предъявленным к оплате территориальными фондами по месту оказания медицинской помощи территориальному фонду i-гo субъекта Российской Федерации по месту выдачи полиса обязательного медицинского страхования;

НСЗ - размер средств нормированного страхового запаса, подлежащих распределению;

б) объем сокращения специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, оказываемой k-ми федеральными государственными учреждениями, расположенными на территории i-гo субъекта Российской Федерации, в 2015 году по сравнению с 2014 годом () определяется по формуле:

Объем специализированной медицинской помощи в стационарных условиях (количество госпитализаций), оказанной застрахованным лицам i-гo субъекта Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в 2014 году k-ми федеральными государственными учреждениями, расположенными на территории i-гo субъекта Российской Федерации;

Объем специализированной медицинской помощи в стационарных условиях (количество госпитализаций), оказанной расположенными на территории i-гo субъекта Российской Федерации k-ми федеральными государственными учреждениями в 2014 году в соответствии с государственными заданиями на оказание государственных услуг (выполнение работ), предусмотренных ведомственным перечнем государственных услуг (работ) (далее - государственное задание);

Плановые объемы высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, установленные k-ым федеральным государственным учреждениям, расположенным на территории i-гo субъекта Российской Федерации, на 2014 год (число больных);

Объем специализированной медицинской помощи в стационарных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, установленный на 2015 год решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, создаваемой в субъекте Российской Федерации в установленном порядке (далее - комиссия), для k-ых федеральных государственных учреждений, расположенных на территории i-гo субъекта Российской Федерации (количество госпитализаций).

В случае если < 0, то значение показателя принимается равным 0.

5. Федеральные органы исполнительной власти в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу настоящих Правил на основе данных, полученных от подведомственных федеральных государственных учреждений, представляют в Фонд сведения:

а) об объемах специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, оказанной в 2014 году подведомственными федеральными государственными учреждениями в соответствии с государственными заданиями, с указанием субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено соответствующее федеральное государственное учреждение;

б) об объемах высокотехнологичной медицинской помощи, оказанной в 2014 году подведомственными федеральными государственными учреждениями в соответствии с государственными заданиями, с указанием субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено соответствующее федеральное государственное учреждение;

в) об объемах специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, оказанной в 2014 году подведомственными федеральными государственными учреждениями за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в том числе застрахованным лицам, которым полисы обязательного медицинского страхования выданы на территории других субъектов Российской Федерации, с указанием субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено соответствующее федеральное государственное учреждение.

6. Территориальные фонды в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу настоящих Правил представляют в Фонд сведения:

а) об объемах специализированной медицинской помощи в стационарных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, установленных на 2015 год решениями комиссий для федеральных государственных учреждений по каждому федеральному государственному учреждению;

б) об объемах специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, оказанной в 2014 году застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, федеральными государственными учреждениями согласно счетам, предъявленным к оплате территориальными фондами по месту оказания такой медицинской помощи.

7. Условиями направления средств нормированного страхового запаса являются:

а) наличие в бюджете Фонда средств нормированного страхового запаса в размере, подлежащем распределению;

б) представление в Фонд уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведений о создании рабочей группы для разработки предложений по дополнительному финансовому обеспечению оказания специализированной медицинской помощи федеральными государственными учреждениями, в том числе расположенными на территориях других субъектов Российской Федерации, с включением в указанные рабочие группы представителей соответствующих федеральных государственных учреждений.

8. Перечисление средств нормированного страхового запаса в бюджеты территориальных фондов осуществляется Фондом в течение 10 рабочих дней со дня принятия им решения о направлении указанных средств.

9. Фонд в течение 5 рабочих дней со дня перечисления средств нормированного страхового запаса направляет в территориальные фонды сведения о рассчитанных в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 настоящих Правил объемах сокращения в 2015 году по сравнению с 2014 годом специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, оказываемой федеральными государственными учреждениями.

10. Территориальные фонды в течение 30 календарных дней со дня поступления средств нормированного страхового запаса в бюджеты территориальных фондов представляют в Фонд копию решения комиссии о распределении дополнительных объемов специализированной медицинской помощи между федеральными государственными учреждениями, а также плановые показатели дополнительных объемов специализированной медицинской помощи и плановые показатели размера средств по расчетам за медицинскую помощь, оказываемую застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, исходя из объема поступления средств нормированного страхового запаса.

11. Территориальные фонды ежемесячно представляют в Фонд отчетность о расходовании средств нормированного страхового запаса по форме и в порядке , которые утверждаются Фондом.

12. Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Фондом осуществляет мониторинг оказания специализированной медицинской помощи федеральными государственными учреждениями по формам , утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации.

13. Контроль за целевым использованием средств нормированного страхового запаса осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) в связи с поступающими вопросами по реализации Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования (далее - мероприятия), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 N 332, (далее - Правила), сообщает.

1. По вопросам формирования плана мероприятий. Пунктом 8 Правил установлена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), по утверждению и согласованию в установленном порядке плана мероприятий в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня вступления в силу Правил (до 03.06.2016), а в последующем - ежеквартально, до 1-го числа первого месяца очередного квартала (на III квартал 2016 года - до 01.07.2016).

В соответствии с пунктом 3 Правил средства для финансового обеспечения мероприятий предоставляются территориальным фондом обязательного медицинского страхования (далее - территориальный фонд) медицинским организациям в пределах средств нормированного страхового запаса (далее - НСЗ), предусмотренных в бюджете территориального фонда на финансовое обеспечение мероприятий.

Пунктом 5 Порядка использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Федерального фонда от 01.12.2010 N 227, финансовое обеспечение мероприятий осуществляется в пределах средств НСЗ территориального фонда, сформированных в соответствии с частью 6.3 статьи 26 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).

Таким образом, объем необходимого финансирования мероприятий, установленный планом мероприятий, определяется исходя из фактического размера средств в составе НСЗ территориального фонда, сформированных на дату согласования и утверждения плана мероприятий, а использование средств на данные цели осуществляется территориальным фондом только после внесения изменений в закон о бюджете территориального фонда, устанавливающих в соответствии с частью 6.4 статьи 26 Федерального закона N 326-ФЗ размер НСЗ и цели его использования, в том числе на финансовое обеспечение мероприятий.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил уполномоченный орган утверждает критерии отбора медицинских организаций для включения в план мероприятий (далее - критерии отбора).

Устанавливаемые уполномоченным органом критерии отбора должны обеспечить возможность распределения медицинских организаций по признаку их соответствия указанным критериям отбора для последующего формирования перечня мероприятий, исходя из фактически сформированных в бюджете территориального фонда средств НСЗ. Указанные меры позволят создать равные условия включения в план мероприятий медицинских организаций вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно - правовой формы.

Обращаем внимание, что план мероприятий утверждается ежеквартально нарастающим итогом. Таким образом, размер необходимого финансового обеспечения плана мероприятий по итогам текущего финансового года должен быть установлен в пределах фактически сформированных средств НСЗ территориального фонда.

2. По вопросам финансового обеспечения контрактов, заключаемых в целях реализации мероприятий.

Основанием для заключения контрактов является наличие утвержденного с применением критериев отбора плана мероприятий.

Таким образом, финансовое обеспечение мероприятий за счет средств НСЗ территориального фонда по контрактам, заключенным до даты вступления в силу Правил и утверждения плана мероприятий неправомерно.

Исходя из норм, установленных статьями 34 и 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, в котором должна содержаться информация, в том числе об источнике его финансового обеспечения.

Медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования (часть 6 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ), в том числе со средствами для финансового обеспечения мероприятий (пункт 11 Правил).

Таким образом, финансовое обеспечение договоров (контрактов), заключенных в целях реализации мероприятий, из нескольких источников считаем возможным в случае установления в указанных договорах (контрактах) размеров финансового обеспечения по каждому источнику с последующим осуществлением раздельного аналитического учета средств, полученных из НСЗ территориального фонда, средств обязательного медицинского страхования, полученных на оплату медицинской помощи (при соблюдении норм части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ) и иных источников финансового обеспечения договоров (контрактов).

Учитывая изложенное, в субъектах Российской Федерации необходимо принять следующие меры:

1. Привести бюджеты территориальных фондов в соответствие с Федеральным законом N 326-ФЗ в части финансового обеспечения мероприятий.

2. Установить критерии отбора, обеспечивающие равные условия для всех медицинских организаций.

3. При утверждении плана мероприятий обеспечить:

Соответствие размера его финансирования размеру фактически сформированных в составе НСЗ территориального фонда средств на финансовое обеспечение мероприятий;

Соблюдение сроков, установленных пунктом 8 Правил;

Формирование плана мероприятий нарастающим итогом.

4. Обеспечить соблюдение требований Федерального закона N 44-ФЗ и Правил при заключении контрактов в целях реализации мероприятий.

Обзор документа

Приведены разъяснения ФФОМС России по вопросам реализации Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса (НСЗ) ТФОМС для финансирования мероприятий по дополнительному профобразованию медработников и приобретению (ремонту) медоборудования.

Объем финансирования определяется исходя из фактического размера средств в составе НСЗ территориального фонда, сформированных на дату согласования и утверждения плана мероприятий. Средства используются территориальным фондом только после внесения изменений в закон о бюджете территориального фонда. Поэтому регионы должны привести бюджеты фондов в соответствие с законом.

Уполномоченный орган утверждает критерии отбора медорганизаций для включения в план мероприятий. Это позволит создать для них равные условия.

План утверждается ежеквартально нарастающим итогом. Поэтому размер средств по итогам текущего финансового года устанавливается в пределах фактически сформированных средств НСЗ фонда.

Нельзя финансировать мероприятия за счет средств НСЗ по госконтрактам, заключенным до даты вступления в силу правил и утверждения плана мероприятий.

Финансирование госконтрактов из нескольких источников возможно в случае установления в них размеров финансового обеспечения по каждому источнику с последующим раздельным аналитическим учетом средств, полученных из НСЗ фонда, средств ОМС, полученных на оплату медпомощи и иных источников.