Готовность к школьному обучению детей с овз. Комплексное сопровождение процесса подготовки детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению. V. Межличностные отношения

Поступление в школу – это переходный период для каждого ребенка, а для ребенка с ОВЗ особенно. Трансформируется положение, в котором он существовал, приобретая при этом кардинально новую роль в обществе, у него формируются другие отношения как со сверстниками так и со взрослыми. Указанные специфические условия жизни и деятельности ребенка предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его психическим качествам, знаниям и умениям. Обучающийся должен ответственно относиться к учебе, сознавать ее общественную значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Поэтому проблема подготовленности детей к обучению в школе во все времена была очень актуальной среди исследователей психологии, педагогики и физиологии.

Большое внимание особенностям психологической готовности к школьному обучению уделяется в научных трудах Л.И. Божович (1998), Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова (1991), Н.Г. Салмина, А.К. Маркова, В.Д. Шадрикова (1999, 2001), Д.Б. Эльконина (1981, 1989), А. Анастази, Я. Йирасек и других; изучением вопросов школьной адаптации занимались такие ученые как А.О. Зоткин, С.А. Беличева, И.А. Коробейников, Г.Ф. Кумарина, М.М. Безруких, Т.В. Дорожовец, Г.М. Чуткина и другие.

Несмотря на разные подходы к проблеме формирования подготовленности детей с ОВЗ к школе указанные авторы полагают, что процесс обучения влечет за собой развитие, поэтому обучение возможно начать, когда задействованные в нем психологические функции еще не созрели. Они признают и тот факт, что эффективность школьного обучения будет только в том случае, когда учащиеся обладают качествами необходимыми и достаточными для начального этапа обучения, которые в последующем развиваются в учебном процессе.

На современном этапе имеется изрядное количество разных подходов по решению проблем психологической готовности детей к школе, но многие разработки содержат утверждение – к моменту поступления в школу ребенок должен достигнуть определенного уровня интеллектуального, речевого и личностного развития, что приведет к успешной адаптации ребенка в 1 классе.

У детей с ОВЗ обычно наблюдаются специфические проявления особенностей работоспособности, памяти, внимания, мышления, развития личности.

Так, клинико-психологическая структура развития личности у детей с нарушениями слуха и зрения содержит несколько одинаковых признаков: пониженный фон настроения, астенические черты, тенденции к аутизации, формирование невротических свойств личности. Поэтому, на первоначальном этапе работы с указанной категорией детей, прежде всего непременно надо проконсультироваться с врачами, узкими специалистами. Так же следует определить конкретные цели, которые необходимо достичь в процессе обучения. Таким образом, перед началом обучения ребенка следует обследовать и составить трехэтапную программу обучения: на первом этапе ребенку объясняют, что он должен сделать; на втором – оказывают ту или иную помощь (по необходимости); на третьем – создание ситуации успеха и поощрения за выполнение задания.

Для того чтобы создать детям ситуацию успеха, необходимо: предлагать детям более разнообразные короткие задания, чередуя их с разнообразными видами деятельности; начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха; новые более трудные задания нужно сочетать с уже известными заданиями, более легкими; в программу обучения следует включать развитие нескольких навыков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций. Принципиально важно чтобы и в семье ребенка сохранилось единство и согласованность всех требований к ребенку с ОВЗ. Различные подходы могут вызвать эмоциональный стресс у детей. Уменьшение же требований в отношении навыков опрятности, самообслуживания, посильного труда в семье должно быть сведено к минимуму.

Требование организации охранительного режима, оказывает щадящий и в то же время укрепляющий нервную систему ребенка эффекты. Так как формирование необходимых привычек происходит медленно, то соблюдение режима освободит родителей и детей от ненужных усилий по их отработке.

Вся деятельность детей с ОВЗ должна сопровождаться эмоциональной вовлеченностью. Предметы окружающего мира познаются в разных ситуациях: на рисунке, в книге, в процессе рисования, лепки, ручного труда. Так, например, в процессе игры с ребенком взрослым следует комментировать его действия, повторять фразы в нескольких вариантах, в разных типах коммуникативных высказываний (сообщение, вопрос, побуждение, отрицание).

Многие дети с ОВЗ обладают повышенной чувствительностью к музыке. Это можно использовать для общего эмоционального тонуса ребенка, для развития его речи: петь с ним песенки, разучивать стихи, сказки, с обязательным объяснением их смысла.

Работая с детьми с ОВЗ необходимо набраться терпения и не спешить. Не следует стараться научить ребенка сразу всему, лучше двигаться небольшими шажками, поднимаясь как бы по маленьким ступенькам.

При обучении детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта необходимо учитывать, что внимание у детей данной категории неустойчивое, привлекается только внешним видом предмета. Следовательно, необходима частая смена видов деятельности.

По мере взросления ребенка количество времени на каждый вид деятельности увеличивается, а количество видов деятельности уменьшается. Следующий принцип – повторяемость программного материала. Повторение одних и тех же заданий должно происходить в новых ситуациях и на новых предметах. Это необходимо для формирования переноса полученных знаний на новые объекты и ситуации. На этой основе у детей возникают более обобщенные представления о предметах и явлениях окружающего мира.

Важным условием организации занятий оказывается игровая форма занятий.

Доступным для детей с ОВЗ любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

Из практики известно, что для проведения интересной непосредственно образовательной деятельности необходим разнообразный обучающий материал.

Способ решения данной проблемы - это использование в работе с детьми современных информационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности образования.

Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности. Это новый подход к использованию информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми.

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития старших дошкольников. Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

1) дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

2) глубже постигаются понятия числа и множества;

3) быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве:

4) тренируется эффективность внимания и память;

5) воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

6) развивается воображение и творческие способности;

7) развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Однако хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Таким образом, вопрос о формировании готовности к школе детей с ОВЗ имеет огромное значение не только с научной точки зрения, но и с практической.

Работа по формированию готовности к школе у детей с ОВЗ должна проводиться совместно учителями-дефектологами, психологами и логопедами. Она может быть организована:

На специальных занятиях;

Во время занятий по развитию речи;

Вне специальных занятий: во время свободного общения детей с педагогами и сверстниками, во время игр и т.д.

Работа по развитию готовности детей с ОВЗ должна осуществляться по следующим направлениям:

Развитие умения контролировать свои эмоции;

Развитие умения доводить начатые задания до конца;

Формирование познавательных и личностных мотивов общения;

Предложение ситуативности в контактах со взрослыми;

Стимулирование активности дошкольников;

Развитие навыков речевого общения и нормативного речевого поведения.

Применение компьютерных технологий позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с ОВЗ и значительно повысить эффективность образовательной деятельности.

Известно, что для каждого ребенка период перехода к школьному обучению является кризисным. Ребенок сталкивается не только с новым видом деятельности - с учебной деятельностью, но и должен привыкнуть и к новому коллективу детей и взрослых, и к новому режиму, и к новой обстановке.

Для детей со специальными потребностями, испытывающих трудности в обучении, общении, социальной адаптации, переживание такого кризиса особо тяжкие. Эти дети особо нуждаются в щадящем подходе при переходе из детского сада в школу

Поэтому образовательное учреждение «начальная школа - детский сад» может рассматриваться как наиболее комфортная организационная форма для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Ребенок имеет возможность начинать школьную жизнь в знакомой, привычной обстановке, вместе с большинством тех детей, которые посещали одну дошкольную группу. Кроме того, учителя начальных классов, как правило, хорошо знакомы с воспитанниками подготовительных к школе групп и имеют возможность осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к каждому «проблемному» первокласснику практически с первых дней школьного обучения.

Дети с ОВЗ должны быть подготовлены к обучению в школе.

Специальное образование человека с ОВЗ – глубоко индивидуальный и специфичный процесс, объем, качество и конечные результаты которого определяются характером отклонения (отклонений) в развитии, сохранностью анализаторов, функций и систем организма: временем возникновения и тяжестью нарушения; социокультурными и этнокультурными условиями жизнедеятельности ребенка и его семьи; желанием и возможностью семьи участвовать в процессе специального образования; возможностями и готовностью окружающего социума, системы образования к выполнению всех требований и созданию всех условий для специального образования; уровнем профессиональной компетенции педагогов и психологов, работающих ребенком и его семьей.

Поэтому подготовка детей к школе производится с учетом характера отклонения и тяжести нарушения.

Рассмотрим подготовку к обучению в школе детей с нарушениями зрения.

Современными научными исследованиями доказано, что снижение функций зрения, неизбежно приводящее к снижению скорости и точности восприятия, обусловливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных предметов и групповых композиций, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, замедленность и нечеткость их опознания, нарушает одновременность, дистантность восприятия. Кроме того, у детей, испытывающих зрительную депривацию, наблюдается ослабление некоторых свойств восприятия. Так, избирательность восприятия выражается в сужении круга интересов, снижении активности отражательной деятельности, что в свою очередь приводит к снижению количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира. Для детей с нарушениями зрения характерным также является более слабый, по сравнению с нормально видящими детьми, уровень эмоционального восприятия объектов внешнего мира и т.д.

Анализ научных данных и результатов наблюдений за практической деятельностью детей этой категории позволяет утверждать, что дети испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке в своем теле, рабочей поверхности, в пространстве.

Кроме того, недостатки зрительного восприятия, обуславливая формирование нечетких, недифференцированных образов-представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.), что значительно затрудняет развитие познавательной деятельности.

Дети с нарушениями зрения испытывают трудности, связанные как с темпом учебной деятельности, так и с качеством выполнения заданий. Для детей данной категории характерными являются:

Низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы;

Низкий уровень умения узнавать предметы, изображенные в различных вариантах (контур, силуэт, модель);

Низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения;

Плохое запоминание букв;

Невозможность различения конфигурации сходных по написанию букв, цифр и их элементов;

Формирование нечетких, неполных или неадекватных зрительных образов;

Пропуск или появление новых (лишних) элементов в череде однородных предметов;

Низкий уровень овладения навыками письма и чтения;

Наличие серьезных затруднений в копировании букв;

Появление зеркального написания букв, носящее стойкий характер.

Наличие перечисленных трудностей у детей с нарушениями зрения неизбежно приводит к снижению познавательной деятельности и успеваемости в школе. Постоянная ситуация неуспеха становится источником отрицательных эмоций, зачастую перерастает в негативные эмоциональные состояния, что снижает формирование положительной мотивации учебной деятельности и может явиться причиной формирования отрицательных качеств личности таких детей.

Все это требует от педагога специальной поддержки детей. Оказание поддержки не только позволит в значительной степени нивелировать возникающие трудности в познавательной деятельности, но и поможет оказать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослабить зависимость становления зрительных функций от зрительных нарушений.

В педагогической работе по развитию зрительного восприятия выделяют несколько направлений.

К первому направлению можно отнести воздействие на функциональные механизмы зрительного восприятия, которое осуществляется двумя путями:

Использование педагогических мероприятий (сенсорных упражнений, различных видов продуктивной деятельности, дидактических игр), оказывающих непосредственное влияние на повышение зрительных функциональных возможностей и характеризующихся целенаправленностью воздействия на отдельные зрительные функции. Эффективность названных мероприятий определяется системностью и непрерывностью данной работы;

Опосредованное влияние на развитие и стабилизацию зрительных функций через обучение ребенка видеть и через создание условий, формирующих у него потребность воспринимать окружающее.

Вторым направлением специальной работы по развитию зрительного восприятия является целенаправленное формирование или развитие уже имеющихся операционных механизмов зрительного восприятия.

Путями реализации этого направления являются:

Развитие предметно-практической деятельности детей как основы качественного формировании перцептивных действий;

Развитие и коррекция представлений о сенсорных эталонах как средстве осуществления перцептивных процессов с учетом особенностей овладения ими детьми с нарушениями зрения;

Развитие и коррекция предметных представлений как средства совершенствования предметного восприятия, развития его полноты и дифференцированности;

Формирование навыков использования зрительных умений для установления логических причинно-следственных связей при отражении окружающей действительности;

Развитие зрительных измерительных действий, развитие и коррекция пространственных представлений как основы качественного отражения предметов в пространстве.

Третьим направлением специальной педагогической деятельности по развитию зрительного восприятия является создание условий мотивированной, значимой для ребенка зрительной деятельности, создание ситуации успеха.

При многообразии форм, приемов и методов работы по развитию зрительного восприятия педагог должен ориентироваться на реализацию шести групп задач, каждая из которых определяется частными задачами.

Первая группа направлена на расширение и коррекцию предметных представлений и способов обследования предметов через расширение и углубление знаний о предметах окружающего мира; формирование способов обследования предметов; формирование системы основных умственных действий и операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации); формирование обобщающих понятий.

Вторая группа задач направлена на повышение уровня сенсорной готовности к школьному обучению путем формирования зрительных сенсорных эталонов через расширение и углубление знаний о свойствах и качествах предметов; формирование системы сенсорных эталонов; обучение навыкам использования этих эталонов при анализе качеств и свойств предметов окружающего мира; развитие сенсорных действий обследования.

В процессе работы педагог должен стремиться развивать такие сенсорные операции как узнавание, локализация из множества, соотнесение, сравнение и др.

При работе над сенсорными эталонами цвета и оттенками учитывается характерное для детей с нарушениями зрения снижение различительной способности при восприятии цветов близлежащих в цветовой гамме (красно-желто-оранжевые, сине-фиолетовые). Характерным для детей данной категории является отнесение объектов светло-оранжевого цвета к объектам желтого цвета, фиолетового – к синему, коричневого – к черному.

Вначале ребенок учится узнавать цвета, хорошо различимые даже при значительном снижении остроты зрения – красный, желтый (на темном фоне), зеленый.

Для детей, не посещавших специализированное дошкольное учреждение, дидактическая задача может состоять из ряда последовательных действий:

Обучения сравнивать и отличать друг от друга красный – желтый, синий – зеленый, желтый – зеленый цвета;

Локализовать красный цвет из сине-зеленых, синий из красно-желтых, зленный из красно-синих, желтый из сине-красных цветов;

Обучение детей зрительным способам узнавать, выделять в окружающем (с увеличением расстояния до предмета) светлые и темные тона красного, желтого, зеленого, синего цветов;

Локализовать желтый из множества желто-оранжевых цветов, красный из оранжево-красных и фиолетово-красных и т.д.

Необходимо помнить, что сенсорная готовность к обучению предполагает развитие способности детей различать от 8 до 12 оттенков красного, зеленого, синего и до 5 оттенков коричневого, оранжевого, фиолетового, желтого, голубого цветов при увеличении поля восприятия и расстояния между цветными объектами.

Решение задач третьей группы предполагает формирование потребности использования зрительных умений и навыков для установления причинно-следственных связей при восприятии множества объектов окружающей действительности, что оказывает положительное влияние на всю аналитико-синтетическую деятельность.

Педагогу необходимо проводить последовательную работу по обучению детей способности воспринимать сюжетное изображение через

Формирование способов восприятия сюжетного изображения (целостное обведение взором, выделение главного, восприятие по плану, детальное рассматривание объектов);

Формирование знаний об информативных признаках и предметах, раскрывающих сюжет;

Обучение детей выделять предметы в сюжетном изображении с установлением логических связей;

Развитие устной речи (способность определять и рассказывать о месте и времени событий сюжета, о действующих лицах).

Для примера можно выделить следующие задачи:

Целостно рассматривать три композиционных плана;

Рассматривать человека с определением позы, жестов, мимики и др.;

Целенаправленно определять информативные признаки,

характеризующие явления природы и место действия;

Определять социальную принадлежность по одежде, предметам обихода.

Четвертая группа задач состоит из двух взаимосвязанных подгрупп.

Первая подгруппа задач по развитию зрительного восприятия направлена на:

Развитие восприятия глубины пространства;

Обучение детей применять полученные знания в практической деятельности;

Формирование измерительных навыков (в малом и большом пространствах);

Развитие точности восприятия; развитие способности оценивать глубину пространства на полисенсорной основе. Пример: показать детям на большом пространстве, что предмет, перекрывающий контур другого, расположен ближе, а перекрываемый – дальше; упражнять в узнавании предметов на большом расстоянии и др.

Вторая подгруппа задач направлена на развитие у детей способности ориентироваться в пространстве посредством освоения пространственных представлений; расширение опыты социальных навыков.

Пятая группа задач предполагает активное использование средств педагогического воздействия на развитие зрительных функций.

В первую очередь сюда относится необходимость научить ребенка при восприятии окружающего максимально использовать свои потенциальные зрительные возможности. Это осуществляется путем усложнения наглядного материала и дидактических упражнений. Так, знакомство с цветом начинается с обучения ребенка дифференцировать один цвет от другого (грубая дифференцировка) и заканчивается формированием у него способности различать оттенки одного цвета (тонкая дифференцировка). Развитие этой функции обеспечивается и посредством обучения ребенка восприятию силуэтных и контурных изображений на прямом и обратном контрасте. Развитию прослеживающей функции глаза способствуют игры и упражнения «Обведи по контуру», «Проследи путь», «Дополни контур» и др.

Шестая группа задач направлена на обеспечение тесной связи мануальных и зрительных действий ребенка и совершенствование зрительно-моторной координации.

Данные тифлопсихологии и тифлопедагогики свидетельствуют о том, что нарушение зрения осложняет ребенку в ранний период жизни формирование мануальных обследовательских действий (нарушена функция контроля), что в свою очередь отрицательно влияет на дальнейший ход развития зрительного восприятия.

Поэтому необходимо целенаправленно формировать обследовательские действия: развивать сравнительные практические действия (пробное прикладывание объектов друг к другу, наложение одного объекта на другой), учить приспосабливать мануальные движения к особенностям предмета, учить выполнять обследовательские действия при восприятии предметов округлой и угольной форм, развивать зрительную дифференцировку предметов по величине, учить выбирать из двух предметов меньший, больший (с подключением практических действий) в малом и большом пространствах; учить выбирать из трех два одинаковых по величине предмета и т.д.

Развитие зрительно-моторной координации предполагает тренировочную деятельность детей в проведении непрерывных прямых линий, линий изогнутых под различными углами от заданного начала к заданному концу, линий кривых, между границами или по заданному образцу.

Методические приемы развития зрительного восприятия

Основным средством управления развитием зрительного восприятия ребенка с нарушениями зрения является обучение его способам видения. В процессе обучения педагог использует все общедидактические методы: наглядный, практический, словесный.

В наглядном методе выделяют ряд приемов, направленных на формирование целостного образа и обучения оперирования им:

Демонстрация объекта восприятия с целью ознакомления с предметом;

Последовательное обведение контура объекта восприятия с целью тренировки как целостного восприятия объекта, так и выделения его характерных частей;

Выделение объекта восприятия из множества или же его части при помощи указки, графических средств, контрастности фона демонстрации для максимальной концентрации внимания ребенка на объекте и удержании этого объекта в поле зрения в течение продолжительного времени .

Приемы наглядного метода, направленного на формирование способа восприятия предметов одной родовой группы, их конкретных свойств и качеств:

Показ последовательности рассматривания объекта по схеме: целостное восприятие, детали объекта, их пространственное расположение, повторное целостное восприятие;

Показ внешних действий и операций при сравнении объектов (приложение одноного к другому, наложение одного на другой и их сопоставление, плавное последовательное выделение деталей объектов сравнения);

Выделение (показ указкой, графическими средствами, словесным уточнением) в объекте восприятия информативных признаков, по которым он наиболее узнаваем;

Ознакомление детей с алгоритмом восприятия.

Типы используемого наглядного материала

Тип 1 Тип 2 Тип 3
- предметы (натуральные, муляжи, модели, изображения – натуральное, контурное, силуэтное), о которых формируются предметные представления.

Их набор, объем определяется содержанием раздела «Ознакомление с окружающим» и уровнем предметных представлений детей;

Перфокарты, ориентированные на соотнесение предмета по внешним (цвет, форма, величина) и внутренним логическим признакам, на соотнесение реального изображения предмета с силуэтным, контурными изображениями и т.д.;

Карточки, перфокарты, предназначенные для классификации предметов;

Предметные картинки для сравнения, описания предметов, составления по ним описательных загадок;

Картинки с изображением одного и того же предмета в разных логических связях, сюжетах

-классификационная таблица сенсорных эталонов (по Л.А. Венгеру);

Карточки-задания на локализацию заданного сенсорного эталона из множества;

Образцы, демонстрирующие отдельные свойства (форму, цвет, величину) предметов для их узнавания и называния, сравнения и соотнесения;

Предметные картинки с ярко выделенными свойствами предметов (по программным дидактическим темам);

Перфокарты, перфокарты-«часы», ориентированные на соотнесение сенсорных эталонов между собой; на соотнесение эталона с признаками предмета;

Танграмы, кубики «СУ»

- набор сюжетных, пейзажных картин;

Набор открыток с изображением пейзажей или сюжетных картинок;

Набор масок, имитирующих эмоциональное выражение человеческого лица (радость, покой, удивление и т.д.);

Набор картинок, изображающих людей, выражающих разные эмоции;

- «фоторобот» человеческого лица;

Набор картинок с изображениями людей, животных в различных позах;

Карточки с изображениями различных поз (схемы, контурные, силуэтные изображения);

Набор картинок на один сюжет, изображающих героев с различной мимикой, жестами, в разных местах действия;

Перфокарты ориентированные на соотнесение позы человека и орудия труда, позы, эмоций и предметов сюжета; частей суток и событий сюжета; времен года и событий сюжета;

Набор силуэтных изображений (цветных, однотонных) персонажей, предметов, сюжетных картинок;

Набор сюжетных картинок, раскрывающих последовательность событий;

Карточка с движущейся полоской для выделения композиционных планов сюжетного изображения;

Разрезные картинки (из 4, 6, 8, 12 частей)

Тип 4 Тип 5 Тип 6
Тип 4 а:

Индивидуальные столы (с фиксатором для подбородка, рамкой для ограничения поля зрения) с макетным изображением перспективы;

Мелкие модели предметов (по отдельным дидактическим темам) для работы на индивидуальных столах;

Палочковый мотиватор и его варианты;

Карточки-схемы с изображением однотипных предметов на различных композиционных планах;

Сюжетные картинки с четко выраженными сюжетными планами;

Наборы предметных силуэтов-подставок для составления композиционного сюжетного изображения (по образцу, без образца);

Набор цветных силуэтов отдельных предметов разных размеров для показа степени удаленности;

Набор карточек с изображениями предметов, перекрывающих контур друг друга;

Набор измерительных средств (бумажные полоски, шнуры и т.д.).

Набор моделей предметов (по дидактическим темам);

Карточки с изображениями предметов одной группы в различных пространственных положениях;

Набор сюжетных картинок;

Схемы «карта-путь» и «карты-обозрения»;

Карточки с изображением лабиринтов

- карточки-задания на локализацию цветов и оттенков;

Силуэтные и контурные изображения на прямом и обратном контрастах;

Набор трафаретов (внешних и внутренних) для обводки по контуру;

Карточки с парами предметов, соединенными пересекающимися линиями;

Карточки с контурным (целостным и прерванным) изображением предметов;

Различные виды мозаик;

Шнуровки;

Лабиринты[

- набор предметов для выполнения соотносящихся действий.

Наглядные подсказки, позволяющие ребенку по ходу решения перцептивной задачи уточнять и проверять свою деятельность:

Образцы выполнения задания для фронтальной работы;

Образцы выполнения задания для индивидуальной работы

В зависимости от этапа и задач обучения педагог подбирает задания, ориентируюсь не только на их содержание, но и на возможный характер решения их ребенком. Причем характер решения задания заложен в самом задании. По этому критерию задания классифицируются следующим образом.

1. Задания, в которых решение задачи на зрительное восприятие осуществляется одновременно интеллектуально и практически:

Разложи объекты (эталонные образцы, карточки, картинки и др.) в определенном порядке (от большого к маленькому, от светлого к темному и т.д.) или направлении(по кругу, слева направо, сверху вниз);

Дополни или дорисуй недостающие части, детали;

Переведи через кальку, выдели другим цветом заданную часть объекта;

Сгруппируй картинки по определенному признаку;

Составь целое из частей;

Составь узор, выложи его из мозаики;

Расставь предметы в пространстве под словесную диктовку;

Составь открытку, сравнивая ее с тем, что нарисовал художник;

Расставь предметы в пространстве так, как указано на схеме;

Отрази на схеме расположение объектов;

Расставь силуэты людей и предметов так, как это нарисовано на картине;

Составь картинку по заданию, по образцу;

Составь лицо человека с выражением определенной эмоции («фоторобот»);

Смоделируй позу по образцам;

Подбери то, чего не хватает на картинке.

2. Задания, в которых решение задачи на зрительное восприятие выполняется практически, т.е. в процессе решения ребенок должен выполнить конкретное действие и получить совершенно определенный результат:

Подбери такой же объект: наложи, положи рядом, соедини линией;

- «спрячь» объект на цветовом фоне;

Переведи рисунок через кальку;

Обведи рисунок по трафарету;

Соотнеси изображение с контуром, силуэтом (наложи, соедини линией, поставь фишки одного цвета и т.д.);

Собери разрезанные картинки.

3. Задания, в которых решение задачи на зрительное восприятие осуществляется во внутреннем плане, а результат решения проявляется либо в выборе объекта, либо оформляется словесно:

Выдели (найди, оставь, отметь, покажи, закрой) заданный элемент;

Разложи элементы в том же порядке, что и на образце или по словесной инструкции;

Сравни с образцом, найди, что лишнее, что изменилось, чего не достает;

Найди пару предложенному образцу;

Покажи, чего не хватает;

Определи, какой из объектов находится ближе, а какой дальше;

Выбери по описанию;

Узнай по эмоции, позе героя картины;

Подбери героя к ситуации;

Подбери противоположные эмоции;

Запомни, перечисли по памяти;

Найди, что перепутано в изображении;

Опиши предмет с помощью алгоритма;

Составь описательную загадку.

Следует отметить, что задания подаются, как правило, в игровой форме, что позволяет заинтересовать ребенка в предстоящей деятельности.

Детский сад компенсирующего вида второй категории для детей часто и длительно болеющих. Слайд 1

Вся деятельность опирается на нормативно-правовую базу. Слайд 3

В представлении Концепции модернизации российского образования министр образования А.Фурсенко говорил о предшкольном образовании, которое призвано решать задачи подготовки к школьному обучению и обеспечению мягкой адаптации в школе.

В литературе существует множество определений психологической готовностик школьному обучению, но мы придерживаемся определения Венгеров.

"Быть готовым к школе уже сегодня -не значит уметь читать писать и считать,

Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться!"Слайд 4

Готовность к школьному обучению - это сложное образование, которое предполагает высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Слайд 5

Важный аспект личностной готовности связан со взаимоотношениями ребенка и взрослого. Т.к. к концу дошкольного детства ребенок начинает ориентироваться не только на непосредственные ситуативные отношения с ним, но и на определенные нормы и правила.

Готовность к школьному обучению нельзя рассматривать однозначно,так как может быть развита интеллектуальная готовность,но отсутствует мотивационная.

Ребенок может владеть навыками счета, чтения, но постоянно конфликтует с детьми, или огромное желание получать знания, но дома нет карандашей, пластилина, а ножницы по словам мамы опасны.

По статистике в начальную школу приходят дети с навыками счета, чтения, но при этом 10%- имеют проблемы с общением,

  • 40%- не развита мелкая моторика,
  • 60%- устная речь;

70% не сформировано умение организовать свою деятельность.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Слайд 6

  • Дети соматически ослабленные
  • ЧДБ (часто и длительно болеющие)
  • Ситуативно и временно болеющие
  • Дети-инвалиды

Структура заболеваний детей со второй группой здоровья Слайд 7

Структура заболеваний детей с третьей группой здоровья Слайд 8

Анализируя состояние здоровья детей можно сделать вывод, что необходима о комплексное сопровождение детей и работа всех специалистов ДОУ.

Основу организации образовательного процесса определяют следующие принципы

  • обеспечение двигательной активности;
  • разнообразные,игровые формы обучения;
  • использование игровых ситуаций для создания эмоционально значимых ситуаций;
  • формирование детской группы, обеспечивающей чувство комфортности каждому ребенку;
  • взаимосвязь занятий с повседневной жизнью детей и их самостоятельной деятельностью.

При правильной организации сопровождения детей с ОВЗ дети легко внедряются в группы и быстро адаптируются.

Система подготовки к школе представлена взаимодействием всех сотрудников ДОУ и родителей Слайд 9

Каждый участник образовательного процесса работает над своей задачей

  • Воспитатель - всестороннее развитие личности;
  • Психолог - развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков и умений;
  • Логопед - развитие речи и правильное звукопроизношение;
  • Инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель-развитие крупной моторики,восприятия, воображения,

Системам включает себя Слайд 10

  • индивидуальную диагностику;
  • групповую;
  • входную;
  • итоговую.

Методики Слайд 11

Результаты диагностики показывают, что готовность у разных групп детей разная,

самые высокие показатели вербальные и невербальные имеют дети с соматическими заболеваниями,(переболевшие за год 1-2 раза), принятые за группу "условно здоровые" низкие показатели имеют дети с неврологическими заболеваниями. Слайд 12

Когда мы говорим о вербальном показатели то имеем ввиду развитую речь осведомленность, умение находить сходство и различие предметов,

Сложным заданием для выполнения оказывается для детей графические диктанты и ориентировка на листе, поэтому проводиться работа по развитию мелкой моторики по средствам пластилина и глины, что помогает снятию эмоционального напряжения и утилизации агрессии.используются не простые дидактические игры, а коррекционные игры для развития сенсорных ощущений, арт -терапевтические методы также включены в занятия и ведут ребенка к познанию мира, дают возможность выражать свои чувства через рисунок и чувствовать себя комфортно.

Такие дети часто не могут сидеть на месте, выполнять какое-то задание, бывают плаксивы раздражительны, при неудаче обижаются, бурно реагируют.

Бывают и другие дети- боязливые, тревожные, боятся выполнять задания, заранее знают, что у них не получится.Такие дети плохо спят, возможны тики, ночное недержание мочи, выдергивание волос, кусание ногтей.

Нельзя сказать,что родители не обращают внимание на подобное состояние ребенка. Часто они считают это плохой привычкой, капризами, вредным характером.

Родители не понимают истинных причин, не всегда верно выбирают стратегию своего поведения и тактику воздействия на ребенка. А нарушение поведения связано не с характером, а состоянием здоровья ребенка.

Но рекомендации показать ребенка детскому неврологу или психиатру вызывает бурную реакцию и протеста и обиды. А если родители ведут ребенка на диспансеризацию перед школой, то с одной единственной целью- не сказать ничего, убедить себя и доктора в том,что ребенок здоров. Часто родители спешат отдать ребенка в школу с шести лет, не учитывая психологические особенности ребенка и его состояние здоровья. И такой ребенок обречен на тяжелую адаптацию в школе, на целый комплекс проблем- и в результате на срыв здоровья.

Опыт нашей работы показывает, что уровень готовности к школьному обучению зависит от ряда факторов: слайд 13

  • состояния здоровья и лечения основного заболевания
  • системы работы ДОУ;
  • условий в семье и отношения родителей к ребенку.

Хочется отметить, что при комплексном сопровождении ребенка, т.е медицинском, педагогическом и психологическом каждый ребенок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению на своем уровне, соответственно своим личностным особенностям.

Фартусова Ирина Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 34 "Теремок"
Населённый пункт: город Димитровград Ульяновской области
Наименование материала: статья
Тема: Мотивационная готовность ребенка с ОВЗ к школьному обучению
Дата публикации: 17.04.2017
Раздел: дошкольное образование

Родительское собрание «Мотивационная готовность ребенка к школьному

обучению»

Подготовила: учитель-дефектолог

Фартусова Ирина Александровна

Большинство родителей детей 6-7-летнего возраста самой волнующей темой для разговора с

психологом назовут «Готовность ребенка к школьному обучению». Они прекрасно понимают, что

от того, насколько хорошо подготовлен малыш к школе, зависят его успехи в будущем. Поэтому

папы и мамы записывают ребенка на многочисленные кружки по развитию внимания, мышления,

водят на подготовительные школьные курсы, учат читать, писать и считать.

Некоторые родители осознают также необходимость волевой готовности к школе, поэтому

воспитывают

будущего

усидчивость,

уравновешенность,

терпение

аккуратность.

Иногда взрослыми выделяется и такая сторона психологической готовности, как коммуникативная:

ребенка в срочном порядке забирают от бабушек и отдают в детский сад, где он учится взаимо-

действовать со сверстниками, понимать требования педагогов и следовать словесной инструкции.

Начало школьного обучения - один из важных этапов в жизни ребенка. Поэтому понятна

ходимость подготовки ребенка к школе, сами готовятся к школьным трудностям. А ведь от

отношения взрослых к школе и их стиля воспитания во многом зависит то, с какими чувствами

ребенок переступит порог школы, какой запас психической энергии будет у него, чтобы решать все

учебные проблемы.

Родители будущего школьника должны создать дома атмосферу доверия, доброжелательности.

Не должно быть места ссорам, конфликтам, страху и нервозности. Взрослым необходимо в этот

период со вниманием отнестись к желаниям и чувствам малыша. И все, что говорится в семье о

школе, должно вызывать положительный отклик в душе ребенка и чувство радости от предсто-

ящего события.

Период подготовки к школе может стать благоприятным временем для изменения поведенческих

родителей,

психологического

и налаживания

доверительных

отношений,

пронизанных пониманием и добротой, верой в силы ребенка и позитивным настроем.

Предлагаемое тренинговое занятие «Идем в школу с радостью!» как раз и направлено на

реализацию данных задач.

Тренинговое занятие для родителей будущих первоклассников

Задачи

Развитие коммуникативных умений родителей.

Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком - будущим школьником.

Расширение возможностей понимания своего ребенка.

Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны.

Развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе.

План

Упражнение «Имя-качество».

Упражнение «Серьезный момент».

3. Мини-лекция «Понятие готовности к школе».

4. Тест «[отовы ли вы отдать своего ребенка в школу?».

Игра-ассоциация «Школа».

6. Игровое упражнение «Инструкция».

7. Упражнение «100 способов похвалы».

8. Упражнение «Школьное будущее моего ребенка».

9. Творческая работа «Как мама и папа в школу ходили».

10. Игра «Школьные объяснялки».

12. Итог занятия. Обратная связь.

Оборудование

Мяч, счетные палочки, клей, фломастеры.

Карточка к игре «Инструкция».

Почетное свидетельство самого активного участника.

Лист ватмана для творческой работы «Как мама и папа в школу ходили».

«Что необходимо знать ребенку, поступающему в школу» (Приложение 1).

Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?» {Приложение 2).

«Школьные объяснялки» (Приложение 3).

странички», с. 69-70).

Упражнение «Имя-качество»

Здравствуйте, уважаемые родители! Давайте познакомимся поближе.

(Все родители сидят в

кругу.) Каждый из вас сейчас по очереди называет свое имя и какое-то прилагательное (каче ство),

которое начинается на первую букву имени (при затруднении - на вторую). Например, Ирина -

инициативная (игривая,

изобретательная,

интеллектуальная,

интересная). Второй

участник

повторяет за первым его имя и качество и называет свое имя и качество, третий называет имя и

качество первого и второго, а потом свое и т. д.

2. Упражнение «Серьезный момент»

О том, что начало обучения ребенка в школе - один из самых серьезных моментов в его

жизни, знают все. Но что значит «серьезный момент»? На этот вопрос я попрошу ответить вас.

Родители выполняют задание, передавая друг другу мяч.

Например: новый коллектив, новые знания, новая учительница, много новых впечатлений,

новые обязанности, большие нагрузки.

3. Мини-лекция «Понятие готовности к школе»

Как видите, большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап

в социально-психологическом плане. Это действительно так. Новые контакты, новые отношения,

новые обязанности, новая

социальная роль, иные условия. Но почем- то забывается, что школа это еще и

физические

эмоциональные

нагрузки.

Изменяется

подчиняется

школьным делам и заботам. Начало обучения очень

напряженный период еще и потому, что

ставит перед

ребенком

напрямую

связанных

непосредственно предыдущим опытом, но требуют

максимальной мобилизации физических и

интеллектуальных сил. все: сам режим учебных занятий

с перерывами не «когда хочется», а

приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в

определенной позе.

Итак, на ребенка в школе ложатся большие нагрузки (психологические, интеллектуальные,

физические), за которые организм платит порой высокой ценой - здоровьем. У многих детей,

особенно в первые недели или даже месяцы, возникают такие изменения в организме, которые

позволяют

говорить

«школьном

Первоклассники

пребывают

состоянии

информационного и эмоционального стресса. А мы, взрослые к сожалению, не всегда видим и по

маем это. Вполне естественно встает вопрос: «Как подготовить ребенка к школьной жизни?»

готовностью

школьному

обучению

понимают

физического

психологического развития, при котором требования системного обучения в школе не приводят к

нарушению здоровья и психического развития ребенка.

Что же стоит за определением готовности ребенка к школе? Достатоно очевидный факт:

современная школа может эффективно обучать не все детей, а только тех, которые обладают

вполне определенными характеристиками, несмотря на то что обучать ся способны все дети.

Школа предъявляет вполне определенные требования

ребенок должен быть готов начать учиться.

Что же необходимо знать и уметь, поступающему в школу?

Тест «Готовы ли вы отдать ребенка в школу?»

Мы выяснили, каким должен быть будущий первоклассник. Но к школьной жизни должны быть

готовы и родители.

5.Игра-ассоциация «Школа»

Итак, к школьной жизни должны быть писхологически готовы и его родители. Ведь от отноше-

1телей к школе напрямую за-юбенности школьной адапта-энка. Давайте поиграем. По-с каким

словом у вас ас-л~ся слово «школа»? Напри-5а. Следующий участник долевою ассоциацию на

слово 1 т. д. (Упражнение выполня-кругу, участники передают другу.)

Из группы выбирается ведущий. Ему дается лист с заранее нарисованными фигурами. Задача

ведущего

словесные

характеристики

результате каждый участник должен воспроизвести описанную фигуру с листа ведущего. Затем

ведущий просит всех участников поднять листы с выполненным заданием и, пройдя по кругу,

сверяет их с эталоном. После выполнения упражнения участники обсуждают, точно ли ими

задания и совместно формулирует точную инструкцию.

7. Упражнение «100 способов похвалы»

Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и к успехам ребенка.

Часто, хваля ребенка, взрослые словно боятся, что он зазнается или разленится, и добавляют

ложку дегтя в бочку меда: «Хорошо, ты порадовал меня! Если бы еще так же радовал меня по

математике...»

выполнение

какого-либо

взрослые

используют небольшой запас слов. Для начала давайте каждый скажет слова похвалы.

тренинга разнообразные способы похвалы.

8. Упражнение «Школьное будущее моего ребенка»

Главный совет, который могут дать психологи родителям будущих первоклассников, - любите

своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте вниматель ными к его

жизни, к его настроению, желаниям. Я предлагаю вашему вниманию следующее упражнение,

которое поможет приоткрыть завесу школьного будущего вашего ребенка. Я зачитаю несколько

незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить. Основное условие - закан-

предложение

необходимо

задумываясь.

правильных

неправильных ответов, потому что любой из них позволит вам еще раз глубже взглянуть на

отношения с ребенком и осознать свою роль в его жизни.

Я всегда мечтал(а), чтобы в школе мой ребенок...

Когда ребенок оказывается не на высоте, я...

Когда моего ребенка хвалят, я...

Когда ребенок пойдет в первый класс...

Когда он получит двойку или замечание, я...

Я думаю, что в школе мой сын (дочь)...

перечитайте

предложение

задумайтесь,

совпадают

предположения

возможностями

значение

различные аспекты школьной жизни ребенка и какие ожидания вы связываете с его поступлением

9. Т в о р ч е с к а я

р а б о т а

и папа в школу ходили»

Поступление в первый класс - важное событие в жизни ребенка. И в этот период он особо

нуждается в вашей помощи и поддержке. Давайте приготовим сюрприз для будущих первоклашек:

оформим стенгазету, а ребята среди множества фотографий смогут отыскать знакомое лицо мамы

или папы, познакомиться со школьной жизнью родителей.

Родители

приклеивают

фотографии

школьного

прошлого,

предварительно

отсканированные или отксерокопированные; подписывают их.

10. Игра «Школьные объяснялки»

Уважаемые родители, наверняка, вернувшись из школы, малыш захочет вам многое рассказать.

Но поймете ли вы его - вот вопрос! Ваши дети отвечали на вопросы о школе. Эти ответы я вам

сейчас зачитаю. Ваша задача - назвать объясняемое детьми понятие (см. Приложение 3).

11. М и н и - л е к ц и я

« П р а к т и ч е с к и е

р е к о м е н д а ц и и

р о д и т е л я м

б у д у щ и х

первоклассников»

Итак, уважаемые родители! Совсем скоро настанет этот торжественный и волнующий день - 1

сентября! Что ждет ребенка? Как все сложится? Вы волнуетесь, и это нормально и естественно.

Но ваша родительская тревога не должна перерастать в школьную тревожность самого ребенка.

Пусть он идет в школу с уверенностью в том, что ему нравится учиться, что он много умеет, а

всему остальному он обязательно научится, а вы ему в этом поможете! И будьте готовы к тому, что

не все у ребенка будет получаться сразу. Да, это грустно, обидно, когда у самого близкого и люби-

мого человечка не все складывается. Но это не повод для очередной ссоры. Скорее, это повод еще

больше сблизиться с ребенком и оказать ему поддержку!

Психолог

знакомит

родителям

интересной и приятной! Желаю вам и вашим детям доброго пути по Стране знаний! Успехов вам и

з а н я т и я.

О б р а т н а я

Родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники тренинга отвечают на вопросы:

Чем полезно именно для вас было данное занятие?

Что нового о себе и своем ребенке вы узнали?

Ваши пожелания на следующую встречу.

Затем следует награждение самого активного участника, для его определения во время всего

выдаются

палочки).

Победитель

определяется

подсчетом

общего количества, и ему вручается «Почетное свидетельство».

Приложение 1

Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу

Свое имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

Свой домашний адрес.

4 Свой город (село) и его главные достопримечательности.

Страну, в которой живет.

5. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

6. Времена

(последовательность,

основные

загадки и стихи о временах года).

7. Домашних и диких животных и их детенышей.

8. Транспорт наземный, водный, воздушный.

10. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и

11. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

12. Различать

правильно

называть

плоскостные

геометрические

прямоугольник, треугольник, овал.

13. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх

Низ и т. д.).

14. Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ,

составить (придумать) рассказ по картинке.

15. Запомнить и назвать 6-9 предметов, картинок, слов.

16. Определять количество и последовательность звуков в словах типа: мак, дом, суп, дубы,

сани, зубы, осы.

17. Хорошо

ножницами

квадраты,

прямоугольники,

треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).

18. В л а д е т ь

к а р а н д а ш о м:

п р о в о д и т ь

в е р т и к а л ь н ы е

з о н т а л ь н ы е

р и с о в а т ь

г е о м е т р и -

ч е с к и е

ф и г у р ы,

ж и в о т н ы х,

л и ч н ы е

п р е д м е т ы

о п о р о й

г е о м е -

трические формы, аккуратно закраши-

вать, штриховать карандашом, не вь-ходя за контуры предметов.

20. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30-35 минут).

21. Уметь устанавливать социальные контакты.

22. Иметь адекватную самооценку:

23. Контролировать свои эмоции.

24. Подчинять личные интересы общественным.

Приложение 2

Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?*

1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная

6. Трудно представить, что перво классник может быстро научиться чи тать, считать и писать.

7. Мне кажется, что дети в это! возрасте еще не способны дружить.

8. Боюсь даже думать о том, кг мой ребенок будет обходиться бе дневного сна.

9. Мой ребенок часто плачет,

к нему обращается незнакомый взро(лый человек.

10. Мой ребенок не ходит в де ский сад и никогда не расстается матерью.

11. Начальная школа, по-моему, ре ко способна чему-либо научить ребеж

Я опасаюсь, что дети бу£

дразнить моего ребенка.

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14 Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.

15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»

Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после

косой черты, если -е согласны, оставьте клетку пустой.

А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и <з<ова общая сумма.

Если общий показатель принимает значение:

до 4 баллов - это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ■дать первого сентября

По крайней мере, Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;

5-10 баллов - лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;

10 баллов и больше - было бы не-■юхо посоветоваться с детским психологом.

А теперь обратим внимание на то, 1 каких столбцах получено 2 или 3 крестика:

Необходимо больше занимать-я играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую

моторику;

Нужно обратить внимание на о. умеет ли Ваш ребенок общаться с ругими детьми;

предвидятся

сложности,

связанные

здоровьем

заняться

закаливанием и общеукрепляющими упражнениями;

Есть опасения, что ребенок не

2ет контакта с учительницей, надо

тить внимание на сюжетные игры;

ребенок слишком привязан к

гои, может быть, стоит отдать его

почисленный класс или вообще пожить школу на год.

В жизни почти каждого малыша существует момент прощания с полюбившимся детским садом и знакомства с неизведанной и таинственной школой. Ребенок попадает в новую атмосферу, которая для одних становится уютной и комфортной, а для других тяжелым и невыносимым испытанием. Юные школьники часто бывают не готовы к новым изменениям, происходящими с ними, а особенно, тяжелой ношей обучение может стать для детей с ограниченными возможностями здоровья. Главной и основной задачей психолога, занимающегося предшкольной подготовкой, является помощь ребенку в строительстве «мостика», по которому он уверенно и с интересом шагнет в сложный, но увлекательный школьный мир!

Задержка формирования психологической готовности к школьному обучению сказывается, в первую очередь, на эмоциональной сфере дошкольников. Поэтому крайне важно, чтобы дети имели представление о школе еще до того, как окажутся на ее территории. Еще более важно, чтобы родители детей старшего дошкольного возраста правильно интерпретировали значение термина «школьная зрелость» или как ее еще называют «психологическая готовность к школе».

Психологическую готовность к школе в самом общем виде можно определить как комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Она включает следующие компоненты: мотивационная готовность (положительное отношение к школе и учению); волевая готовность (достаточно высокий уровень развития произвольности поведения); интеллектуальная готовность (наличие определенных умений, навыков, уровня развития познавательных процессов); социальная готовность (сформированность тех качеств, которые обеспечивают установление взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, вхождение в жизнь класса, выполнение совместной деятельности и т. п.).

К сожалению, многие родители часто заблуждаются, предполагая, что готовность к школе заключается только в наличии высоких умственных способностей ребенка. Поэтому они бросают все силы на обучение ребенка чтению, письму и счету. Однако можно уметь все это делать, но не быть готовым к школьному обучению. Самым важным компонентом школьной готовности психологи считают мотивационную готовность, наличие мотивации к учебной деятельности. Наличие высокого уровня развития познавательных процессов, но отсутствие мотивации к учебе, вряд ли сможет привести ребенка к положительным результатам обучения в школе. Поэтому одной из главных задач предшкольной подготовки является возможность заинтересовать ребенка, дать ему больше свободы и самостоятельности в поиске ответов и решений, не навязывая стандартные и законсервированные способы обучения, развивать познавательную сферу, готовя к усвоению школьного материала.

Схема развития каждого малыша очень эксклюзивна. Особенно исключительна траектория развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В основном, дети, развитие которых происходит в пределах нормы, начинают свой путь с одной стартовой позиции, а дети с ограниченными возможностями имеют индивидуальные пороги в процессе созревания психических функций, реабилитационные сроки и систему поддержания и укрепления здоровья. Поэтому к школьному возрасту дети с особыми потребностями, в отличие от здоровых детей, приближаются с еще более дифференцированными познаниями и качествами.

В большинстве случаев у детей с проблемами в развитии выявляются существенные нарушения познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы, пониженная умственная работоспособность, недостаточное развитие отдельных психических функций, стойкие трудности в усвоении учебных знаний, умений и навыков. Характерными проявлениями инфантильных черт психики этих детей являются: эмоциональная поверхностность и непосредственность, неспособность к волевому усилию, недоразвитие мотивации, критичности, аффективная возбудимость, двигательная расторможенность или вялость, апатичность, снижение потребности к речевому общению. Все это сказывается на формировании элементарных школьных навыков.

В нашем образовательном учреждении существует оптимальная форма предшкольной подготовки для детей с проблемами в развитии, созданы условия для развития интеллектуального, эмоционального, социального потенциала ребенка и способствование формированию интегративных качеств. Самым простым и доступным способом всестороннего развития ребенка является игра. Поэтому все интегрированные занятия с психологом по подготовке к школе представляют собой игровые варианты различных заданий на развитие всех сторон психики и личности дошкольника. При этом используется школьная атрибутика: тетради, пеналы, индивидуальные задания на бланках. Игра позволяет ребёнку легче устанавливать связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления. В игре строятся такие сложные отношения, как концентрированное взаимное внимание, принятие и открытое выражение эмоций (в том числе и негативных), проигрывание разнообразных фантазий и способов отношений к ним. Коммуникативные игры, этюды, упражнения, психогимнастики, проблемные ситуации учат понимать эмоциональные состояния, дают представления о способах выражения собственных эмоций, совершенствуют способность управлять эмоциями и чувствами. С помощью этого дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности и подготовки его к жизни в школе.

Подводя итоги, можно говорить о том, что работа психолога с детьми с особыми потребностями направлена на первичную диагностику ребенка; сохранение и укрепление здоровья ребенка; развитие и коррекцию психических процессов; стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности. И конечно, большое внимание уделяется созданию развивающей среды, способствующей развитию детей, с учетом структуры дефекта, интересов и индивидуальных особенностей. Способствует данному развитию Монтессори-среда, представленная в нашем центре, с её разнообразными материалами, которая предоставляет огромную базу для подготовки к школе. Любой Монтессори-материал приучает ребенка концентрировать свое внимание, а понимание и запоминание алгоритма работы развивает память и мышление. Например, сортировка предметов по цвету в Зоне сенсорики и многие другие формируют навыки анализа, развивают логическое мышление. Поступая в школу, ребенок должен уметь самостоятельно одеваться, застегивать молнию и пуговицы, зашнуровывать ботинки. Такие материалы, как рамки с застежками, шнуровки помогут ему в этом. Свободная работа с материалами Монтессори учит ребенка организовывать себя, принимать самостоятельные решения, контролировать свое поведение.

Так же во всестороннем и гармоничном развитии детей перед школой большое участие принимает сенсорная комната. Особым образом организованная среда способствует развитию эмоциональной сферы и высших психических функций, а также достижению психоэмоциональной разгрузки, восстановлению и поддержанию психологического здоровья.

Таким образом, подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе осуществляется с целью оказания помощи на начальной ступени обучения в освоении необходимых знаний, умений и навыков, способов учебной работы и адаптации в традиционной или специальной системе обучения.

Занятия проводятся в атмосфере доброжелательности, что позволяет нашим дошколятам учиться без стресса. Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и создают ситуации успеха для каждого из них. И если мы хотим, чтобы наши дети выросли образованными, уверенными в себе, счастливыми людьми, то мы должны создать для этого все необходимые условия. Последовательно, шаг за шагом, малыш будет получать жизненный опыт и приобретёт уверенность в своих силах и завтрашнем дне.