Какая закупка считается проведенной в электронной форме. Какая закупка считается проведенной в электронной форме Перечень электронных закупок 223 фз

Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 года № 1217 установлены новые требования к закупкам, проводимым по правилам Закона № 223-ФЗ. Эти требования вступают в силу с 1 января 2016 года и сводятся к следующим ключевым изменениям:

  1. Расширение перечня продукции, закупаемой исключительно в электронной форме.
  2. Введение в действие новых классификаторов ОКВЭД 2 и ОКПД 2.

Электронные закупки

Нынешняя редакция Постановления Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 содержит перечень из известных всем 12 позиций продукции, которую заказчики обязаны закупать в электронной форме – это вода, канцтовары и печатная продукция, офисная и некоторая другая техника, автомобили и прицепы к ним, услуги по их ремонту и уборке зданий. Изменениями, утверждёнными Постановлением № 1217, это перечень увеличивается более чем в 10 раз.

Даже в укрупнённом виде обязанность заказчика проводить закупки в электронной форме теперь распространяется на следующие группы товаров:

  • Медицинские изделия (перевязочные материалы, фармацевтические изделия из резины, сосуды для препаратов, инструменты, протезы, мебель медицинская и др.).
  • Тара (деревянная, металлическая).
  • Компьютерное, электронное, оптическое, пишущее, копировальное оборудование.
  • Кассовые аппараты.
  • Мебель для офиса.
  • Фильтры для воздуха, фильтры для топлива.
  • Оборудование для ядреных реакторов.
  • Трансформаторы и электромонтажное оборудование.
  • Конвейеры.
  • Станки.
  • Автомобили, автобусы, грузовики, троллейбусы.
  • Весы и подъёмно-транспортное оборудование.
  • Металлические конструкции и крепёжные изделия.
  • Различные виды канцтоваров (от кнопок и лотков до скоросшивателей и фломастеров).
  • Печатная продукция (в т.ч. книги, журналы, календари).
  • Прикладное ПО.
  • Аудио- и видеозаписи.
  • Услуги по полиграфии и видеозаписи.
  • Услуги по продаже, буксировке, техосмотру и ремонту автомобилей.
  • Услуги по розничной торговле ГСМ.
  • Услуги по складированию.
  • Услуги по чистке и уборке.
  • Услуги по ремонту компьютеров и оборудования.

Комплектующие для перечисленного выше оборудования (в том числе двигатели внутреннего сгорания) закупаются в электронной форме, как и само оборудование. Есть и дополнительные, не отражённые в вышеприведённом перечне категории типа одежды для поддержания физической формы, игральных карт или металлических магнитов. Всего перечень Постановления № 616 в редакции Постановления № 1217 содержит более 150 позиций.

При таком подходе ещё бо́льшую актуальность приобретает верное понимание самой сути электронной закупки. Правоприменительная практика выработала однозначное толкование требования Закона № 223-ФЗ в том смысле, что закупкой в электронной форме может считаться исключительно закупка, проводимая на электронной торговой площадке. При этом на ЭТП должны быть реализованы все стадии закупки – от публикации извещения до публикации итогового протокола (а не только отдельные её элементы).

Ровно это понимание устанавливается на законодательном уровне с 2016 года поправками в Закон № 223-ФЗ. Этим же поправками устанавливается понятие электронной площадки. Ещё более года электронные закупки по Закону № 223-ФЗ будут проводиться в нынешнем режиме на тех площадках, которые выбраны самими заказчиками. За это время планируется провести отбор универсальных электронных площадок, на которые в 2017 году планируется перевести закупки, осуществляемые по правилам 223-ФЗ.

Здесь же важно напомнить, что даже после вступления в силу Постановления № 1217 заказчик самостоятельно может выбирать для закупки в электронной форме не только удобную ему электронную площадку, но и тот конкретный способ закупки, которым он будет её проводить – это как и сегодня может быть не только электронный аукцион, но и электронный конкурс, электронный запрос котировок или электронный запрос предложений.

Новые классификаторы

Классификаторы ОКВЭД 2 и ОКПД 2 для закупок по Закону № 223-ФЗ введены в действие с 1 января 2016 года. Изменениями, утв. Постановлением № 1217, предусмотрено их использование в следующих случаях:

  • При составлении перечня продукции, закупаемой у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 5 изменений).
  • При составлении плана закупок (п. 3 изменений).
  • При размещении извещения о закупке (п. 2 изменений).
  • При составлении перечня сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков (п. 4 изменений).

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) утверждены приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Этим же приказом с 1 января 2016 года отменены:

  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1).
  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1).
  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93.
  • бщероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002).
  • Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) ОК 002-93.
  • Общероссийский классификатор продукции (ОКП) ОК 005-93.

У новых классификаторов есть и официальные сайты: ОКВЭД 2 и

С 1 октября 2018 года в ЕИС будут реализованы функциональные возможности, предусмотренные Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 504-ФЗ) (далее – Закон
№ 44-ФЗ) и от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ) (далее – Закон № 223-ФЗ).
Руководства пользователей и обучающие материалы находятся в подразделе «Обучающие материалы» раздела «Документы» ЕИС.
Детальная информация по новым функциональным возможностям, а также ссылки на руководства пользователей и дополнительные видеоматериалы представлены в соответствующих разделах новости.
Обращаем внимание разработчиков внешних систем размещения заказа и электронных площадок, что актуальные требования к процедурам приема, передачи информации и форматам обмена изложены в и размещены в разделе «Документы» открытой части ЕИС.
Дополнительно сообщаем, что с 13-00 29 сентября до 00-00 01 октября 2018 г. по московскому времени на Официальном сайте ЕИС будут проводиться регламентные работы. Во время проведения работ будут недоступны функции «Личный кабинет» и «Открытая часть».

1.Изменения в части заключения контрактов по результатам электронных процедур (за исключением электронного аукциона) в соответствии с Законом № 44-ФЗ:
В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 08.06.2018
№ 656 предусмотрено заключение соглашений о функционировании электронной площадки, специализированной электронной площадки (далее – электронные площадки) Минфином России и ФАС России с электронными площадками, прошедшими отбор,до 1 октября 2018 года . Дата заключения такого соглашения считается датой начала функционирования соответствующих операторов электронных площадок.
Исходя из части 10.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ, закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных процедур осуществляются на прошедших отбор электронных площадках. Заключение контрактов по результатам электронных процедур осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 83.2 Закона № 44-ФЗ (за исключением электронного аукциона) с даты начала функционирования операторов электронных площадок.
Разъяснения Минфина России в части порядка проведения электронных процедур, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, и заключения контрактов по результатам таких электронных процедур, доступны по .
В целях реализации указанных выше норм Закона № 44-ФЗ с 1 октября 2018 года вводятся в эксплуатацию функциональные возможности ЕИС, обеспечивающие возможность заключения контрактов по результатам электронных процедур (за исключением электронного аукциона) в порядке, предусмотренном статьей 83.2 Закона № 44-ФЗ, а именно:
-По результатам электронных процедур (за исключением электронного аукциона), извещения о проведении которых размещены в ЕИС с 1 октября 2018 года , заключение контрактов обеспечивается во взаимодействии ЕИС и электронной площадки в следующем порядке:
1) Заказчик из личного кабинета в ЕИС направляет на электронную площадку, а также размещает в открытой части ЕИС проект контракта для подписания победителем электронной процедуры;
2) победитель электронной процедуры направляет из личного кабинета на электронной площадке в ЕИС, а также размещает в личном кабинете на электронной площадке подписанный проект контракта и документы, предусмотренные положениями Закона № 44-ФЗ, или протокол разногласий (при наличии разногласий);
3) заказчик из личного кабинета в ЕИС направляет на электронную площадку подписанный со своей стороны контракт и в открытой части ЕИС размещается заключенный электронный контракт.
Дополнительно сообщаем, что при подписании победителями электронной процедуры проектов контрактов проверка сертификатов электронной подписи обеспечивается на электронных площадках.
-По результатам электронных процедур (за исключением электронного аукциона), извещения о проведении которых размещены в ЕИС до 1 октября 2018 года, заключение контрактов осуществляется в действующем порядке (на электронной площадке).
-Для электронных аукционов, извещения о проведении которых размещены в ЕИС до 1 января 2019 года, сохраняется действующий порядок заключения контрактов (на электронной площадке).
Заключение контрактов по результатам электронных аукционов, извещения о которых размещены в ЕИС начиная с 1 января 2019 года, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 83.2 Закона № 44-ФЗ. Указанный функционал будет реализован в версии 9.0.
Одновременно обращаем внимание, что при заключении контракта (в том числе при размещении в ЕИС проекта контракта, подписанного по результатам электронной процедуры) необходимо учитывать требования законодательства Российской Федерации в области персональных данных в части обезличивания персональных данных (по аналогии с требованиями пункта 39 Порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденного приказом Минфина России от 24.11.2014 № 136н).
Детальная информация по указанным функциональным возможностям представлена в Кратком Руководстве пользователя по и в .

2.Изменения в части осуществления закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ.
В соответствии с требованиями ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ в версии 8.3 ЕИС реализована возможность применения конкурентных способов осуществления закупок, участниками которых могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП), проведение которых должно осуществляться в электронной форме на отобранных Правительством Российской Федерации электронных площадках с даты начала функционирования соответствующих операторов электронных площадок.
При этом согласно ч. 3 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в срок до 1 января 2019 года положения о закупке заказчиков должны быть приведены в соответствие с нормами Закона 223-ФЗ (в редакции 505-ФЗ) и предусматривать конкурентные способы закупки, участниками которого могут являться только субъекты МСП, отвечающие требованиями норм ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ.
Заказчики, положения о закупке которых уже приведены в соответствие с нормами Закона 223-ФЗ в части конкурентных способов закупки, участниками которого могут являться только субъекты МСП, должны использовать реализованные в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) четыре типовые конкурентные способа закупки («Конкурс в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты МСП», «Аукцион в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты МСП», «Запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты МСП», «Запрос предложений в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты МСП») и проводить такие закупки только на электронных площадках, заключивших соглашение об их функционировании с Минфином России и ФАС России.
Заказчики, чьи положения о закупке не приведены в соответствие с нормами Закона 223-ФЗ, до приведения положений о закупке в соответствие с требованиями ст. 3.4 Закона 223-ФЗ (в редакции 505-ФЗ), но не позднее 1 января 2019 года, имеют в ЕИС возможность осуществлять закупки, участниками которых могут являться только субъекты МСП, согласно порядку осуществления закупок, который действовал до вступления в силу положений ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ.
Детальная информация по указанным функциональным возможностям представлена в Разъяснениях по

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ Правительством Российской Федерации утвержден Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме (Постановление Правительства РФ от 21.06.2012 N 616).
Как в Законе N 223-ФЗ, так и в Постановлении Правительства РФ от 21.06.2012 N 616 отсутствует легальное определение электронной формы закупки, что обусловливает существенное расхождение в подходах заказчиков к регламентации закупок в электронной форме в положениях о закупке.
Можно выделить два основных подхода:
1) закупка в электронной форме реализуется только с использованием электронных площадок (собственной площадки заказчика (например, электронная торгово-закупочная площадка ОАО "РЖД") или с использованием одной из независимых электронных торговых площадок, открытых для всех желающих присоединиться заказчиков);
2) закупка в электронной форме реализуется путем включения в документацию о закупке условия о том, что весь документооборот осуществляется с использованием электронных документов (например, посредством электронной почты) без использования электронных площадок.
Встречается и сочетание обоих подходов в одном положении о закупке.
С точки зрения практического применения каждый из подходов имеет свои положительные и отрицательные стороны.
С точки зрения информационной открытости закупки какая-либо принципиальная разница между рассматриваемыми подходами отсутствует, поскольку вне зависимости от использования электронной площадки вся информация в полном объеме размещается в единой информационной системе (на официальном сайте).
С точки зрения прозрачности и коррупционной устойчивости закупки с использованием электронной площадки имеют некоторые преимущества, поскольку обращение тех же заявок на участие в закупке осуществляется посредством независимого оператора электронной площадки (кроме случая использования заказчиком собственной площадки), что создает дополнительный барьер для недобросовестных действий со стороны закупающих сотрудников заказчика, обеспечивая верификацию всех документов, проходящих через площадку, возможность беспрепятственной подачи заявок потенциальным участникам закупки и не позволяя преждевременно (до даты окончания срока подачи заявок) ознакомиться с предложениями участников закупки, что могло бы потенциально привести к разглашению подобных сведений другим ("своим") участникам закупки.
Между тем при использовании электронных площадок участники закупки вынуждены проходить дополнительную процедуру регистрации на сайте электронной площадки (коих может существовать неограниченное количество и у каждой из которых свой порядок и условия регистрации), что требует дополнительных временных, организационных и зачастую финансовых затрат. Высока вероятность, что, обнаружив закупку в последние дни срока подачи заявок, потенциальный участник просто не успеет пройти процедуру регистрации или внести денежные средства в обеспечение заявки на участие в закупке.
Кроме того, электронные торговые площадки различаются интерфейсом, набором предоставляемых возможностей и порядком работы на площадке, соответственно, участник закупки, желая принять участие в закупках 20 разных заказчиков, вынужден будет изучить 20 разных многостраничных руководств пользователя электронной площадки, дабы не ошибиться при работе на каждой из площадок.
В свою очередь, заказчик, обращаясь к услугам сторонней электронной площадки, существенно ограничивается в возможностях самостоятельной регламентации закупочных процедур, поскольку вынужден руководствоваться только тем порядком, который установлен на конкретной используемой электронной площадке. Также для заказчика возникают дополнительные риски, связанные с возможной недобросовестностью сотрудников оператора электронной площадки или возможными техническими сбоями на электронной площадке, препятствующими подаче заявок (ценовых предложений).
При проведении закупки в электронной форме без использования электронных площадок единственное, что необходимо сделать заказчику, - это обеспечить осуществление документооборота в электронной форме (например, посредством электронной почты с использование электронных подписей). Представляется, что в таком случае и заключение договора в рамках закупки в электронной форме должно происходить путем обмена проектами договора, подписанными электронными подписями соответственно поставщика и заказчика.
Министерством экономического развития Российской Федерации разработан проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (http://regulation.gov.ru/projects#npa=15612), которым, в частности, предусматривается дополнение ст. 3 Закона ч. 4.1 следующего содержания:
"4.1. В целях настоящего Федерального закона под закупкой в электронной форме понимается закупка, при которой в электронной информационной системе, определенной в соответствии с положением о закупке, обеспечено направление заявок (предложений) участников закупки, документов и информации в электронной форме. При проведении закупки в электронной форме заявки (предложения) участников закупки, документы и информация должны быть подписаны квалифицированным сертификатом ключа проверки электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой закупки, заказчика".
Из изложенного текста следует, что, во-первых, закупки в электронной форме будут возможны только с использованием электронных информационных систем (по сути, электронных площадок), позволяющих направлять заявки (предложения) участников закупки, документы и информацию в электронной форме, во-вторых, в положении о закупке должна быть определена конкретная электронная торговая площадка или установлен порядок ее определения заказчиком.
Цель активного внедрения государством в практику заказчиков по Закону N 223-ФЗ электронных закупок вполне очевидна - осуществление закупки в электронной форме способно существенно ускорить документооборот и сократить расходы участников закупки на печать и пересылку заявок на участие в закупке, а также расширяет возможности для участия в закупке, ведь оперативно подать электронную заявку можно, даже если заказчик находится на расстоянии тысяч километров от поставщика.
Однако представленный проект изменений в законодательство, на наш взгляд, не в полной мере способствует достижению поставленной цели.
Во-первых, для обеспечения реальной оперативности подачи заявок и снижения организационных расходов поставщиков необходимо четко ограничить число электронных площадок, на которых могут проводиться закупки в электронной форме, чтобы поставщикам не приходилось ради каждого конкретного заказчика регистрироваться на все новых и новых площадках. Более того, контрольным органам проще администрировать деятельность нескольких конкретных площадок, а не неопределенного круга операторов электронных площадок.
Во-вторых, п. 2 Постановления Правительства РФ от 21.06.2012 N 616 предусмотрено, что закупка товаров, работ и услуг, включенных в Перечень, утвержденный Постановлением, не осуществляется в электронной форме, если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке.
Учитывая, что перечень случаев и основания закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) зачастую устанавливаются заказчиками в положениях о закупке произвольно, все регулирующее воздействие изменений в законодательство, по сути, может быть сведено к нулю включением заказчиком подавляющего большинства своих закупок в число случаев закупки у единственного поставщика.
Частично решить данный вопрос могло бы нормативное установление предельного размера цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случае, если допустимость прямой закупки связывается именно с ценовым критерием, а также установление обязанности заказчиков при подготовке положений о закупке обосновывать по каждому случаю прямой закупки (помимо случая с ценовым критерием) невозможность или нецелесообразность закупки путем проведения конкурентных процедур (торгов, запросов котировок, запросов предложений и пр.).

Работаем по 223-ФЗ, возник вопрос с закупками в электронной форме. Проводя закупки из перечня, утвержденного Правительством, выбираем в ЕИС простой запрос цен, в документации указывая, что закупка в электронной форме и прием заявок осуществляется на электронную почту. Также закупку размещаем на площадке, указывая простой запрос цен и способ приема заявок - на электронную почту. Данная закупка будет считаться проведенной в электронной форме?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Проведение закупки в электронной форме предполагает обмен электронными документами с использованием ЭВМ, информационно-телекоммуникационных сетей или информационных систем.

В письме ФАС России от 02.07.2014 № АЦ/26473/14 сказано: «… в качестве закупки в электронной форме может рассматриваться обмен электронными документами между заказчиком и участником закупки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к определенному способу закупки, установленными в положении о закупке».

В случае проведения контрольных мероприятий в отношении конкретной закупки, могут быть выявлены нарушения в части несоблюдения электронной формы.

Выбирайте способ открытый запрос цен в электронной форме в случае осуществления закупок продукции, включенной в перечень.

Какие закупки по 223-ФЗ проводить в электронной форме

Заказчик обязан провести закупку в электронной форме, если приобретает продукцию из специального перечня, который Правительство РФ утвердило постановлением от 21 июня 2012 г. № 616, далее - Постановление № 616. Об этом сказано в части 4 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Для заказчиков предусмотрено три исключения, когда продукцию из перечня, утвержденного Постановлением № 616, не нужно закупать в электронной форме.

Исключение 1. Заказчик закупает продукцию, информацию о которой не нужно размещать в ЕИС (ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Исключение 2. Продукция нужна заказчику, потому что:

  • произошла авария;
  • случилось действие непреодолимой силы;
  • необходимо срочное медицинское вмешательство;
  • произошла природная или техногенная чрезвычайная ситуация;
  • необходимо предотвратить угрозу аварии, непреодолимой силы, чрезвычайной ситуации, срочного медицинского вмешательства.

Исключение 3. Заказчик проводит закупку у единственного поставщика. При этом в Положении о закупке предусмотрите, какие товары, работы или услуги вы вправе закупать у единственного поставщика. Входит продукция в перечень № 616 или нет, не важно.

Такие исключения предусмотрены в пункте 2 Постановления № 616.

Закупки в электронной форме предусмотрите в Положении о закупке. Способ закупки выберите самостоятельно. Например, электронный аукцион, конкурс с возможностью подать заявки в электронной форме, электронный запрос котировок.

Закупили продукцию из перечня, утвержденного Постановлением № 616, не в электронной форме? Контролеры накажут штрафом.

Для организации штраф составит от 100 000 до 300 000 руб., для должностного лица - от 10 000 до 30 000 руб. (ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Если должностное лицо нарушит Постановление № 616 дважды, наказание возрастет до штрафа в 40 000-50 000 руб. или дисквалификации на срок от 6 до 12 месяцев (ч. 2 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Закупка в электронной форме по Закону №223-ФЗ

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ) не уточняет, что значит "электронная форма" закупки.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ Правительство РФ вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. 21 июня 2012 г. Постановлением Правительства № 616 "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" (далее - Постановление № 616) был утвержден названный Перечень.

Постановлением были определены и исключения. В частности, закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный настоящим постановлением, не осуществляется в электронной форме:

  • если информация о закупке в соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ подлежит размещению в ЕИС;
  • если потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения;
  • если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке, предусмотренным ст. 2 Закона № 223-ФЗ.

Порядок проведения закупок в электронной форме

Так что же такое "электронная форма" и каков порядок проведения закупок в электронной форме?

В соответствии с п. 11.1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" "электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах".

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон № 63-ФЗ) "информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью".

Следовательно, проведение закупки в электронной форме предполагает обмен электронными документами с использованием ЭВМ, информационно-телекоммуникационных сетей или информационных систем. Ни в Законе № 223-ФЗ, ни в Постановлении № 616 не установлено, что закупки в электронной форме должны проводиться обязательно на электронных торговых площадках.

Следовательно, заказчики в соответствии с указанным постановлением вправе самостоятельно проводить закупки в электронной форме, без привлечения электронной торговой площадки, при условии подписания всех документов, связанных с проводимыми закупками, в т. ч. заявок участников закупок и заключаемых по итогам процедуры закупки договоров, электронной цифровой подписью.

В Постановлении № 616 не определено, какая процедура может рассматриваться в качестве закупки в электронной форме, и не установлены требования об обязательном проведении такой закупки на электронной торговой площадке. Также не установлен перечень электронных торговых площадок, на которых могут проводиться закупки товаров, работ, услуг в электронной форме.

В качестве закупки в электронной форме может рассматриваться обмен электронными документами между заказчиком и участниками закупки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к определенному способу закупки.

Таким образом, заказчик самостоятельно определяет порядок проведения закупки в электронной форме, необходимость проведения такой закупки на электронной торговой площадке, а также конкретную площадку для проведения указанной закупки.

Заказчик в целях исполнения постановления Правительства № 616 может выбрать любой порядок обмена электронными документами - посредством электронной почты, на электронных носителях или через специальные веб-сайты - собственные (официальный сайт заказчика) или специализированные, так называемые ЭТП.

Важно, что данный порядок должен быть обязательно отражен в положении о закупках.

Способы обмена электронными документами

Рассмотрим преимущества и недостатки каждого из указанных способов.

Во-первых, нужно определиться с правилами и порядком использования электронной подписи.

В соответствии с Законом № 63-ФЗ:

электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию;

ключ электронной подписи - уникальная последовательность символов, предназначенная для создания электронной подписи;

В соответствии с Законом № 63-ФЗ электронная подпись бывает простой и усиленной. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее - неквалифицированная электронная подпись) и усиленная квалифицированная электронная подпись (далее - квалифицированная электронная подпись).

Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.

Неквалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая:

получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;

позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;

позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;

создается с использованием средств электронной подписи.

Квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:

ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;

для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документуна бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных неквалифицированной электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать порядок проверки электронной подписи. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям ст. 9 настоящего Закона № 63-ФЗ.

Таким образом, заказчик вправе выбрать любой способ удостоверения документов, необходимых для проведения закупки, если законодательством не установлено специальных требований к таким документам.

В документации о закупке необходимо прописать также требования к порядку подачи заявки участником размещения заказа:

Обмен электронными документами посредством электронной почты представляется самым простым, но и самым недостоверным способом.

Простым - потому что не требует проведения никакой дополнительной работы, кроме выделения специального адреса для приема заявок. Недостоверным - потому что во-первых, даже самые тщательно прописанные правила подтверждения получения заявки от участника не гарантируют отсутствие обвинений со стороны участника, что он заявку направил, а заказчик ее почему-то не получил, во-вторых, практически не существует способа обеспечения закрытия доступа к информации до даты и времени открытия доступа.

Обмен электронными документами через официальный сайт заказчика - довольно дорогостоящий способ, и в настоящее время только самые крупные российские компании могут себе позволить создание и поддержание работоспособности электронных площадок для собственных нужд. Преимущества - система и ее функционал полностью соответствуют специфике заказчика.

На таких площадках уже гораздо легче организовать систему подтвержденной подачи заявок и ограничения доступа к ней до окончания срока подачи.

Обмен электронными документами через ЭТП - пожалуй, самый оптимальный способ размещения заказов в электронной форме. В настоящее время существует более двух десятков различных ЭТП, которые готовы предложить заказчикам наиболее удобные для него формы работы. При этом оператор ЭТП выступает посредником и гарантом при взаимодействии заказчика и участника.

Именно оператор подтверждает получение заявки и он же обеспечивает ее недоступность для открытия до окончания срока подачи заявки.

Почти все ЭТП предлагают размещение заказов всеми возможными способами - от самых простых (запрос котировок) и до самых сложных (двухэтапные с предквалификацией и переторжкой).

Кроме того, многие ЭТП предлагают маркетинговые обзоры, позволяющие заказчиком подготовить обоснование цены, информацию по участникам, которые могли бы быть заинтересованы в закупке и т. п.

Федеральный Закон № 223-ФЗ имеет достаточно гибкий и лояльный характер, поэтому многие называют его «рамочным». Ряд его положений лишь очерчивает общую нормативную структуру, при этом, не ставя жестких рамок и нерушимых границ.

Вот и такая сфера, как виды и способы закупок по 223-ФЗ во многом определяется самими субъектами данного законодательного акта при условии соблюдения общих условий.

Обязательные по 223-ФЗ виды закупок

Согласно закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» каждая организация, действующая по его нормам, обязана разработать, согласовать, утвердить и опубликовать свое собственное Положение, касающееся правил проведения закупок, в том числе, их видов и способов.

Единственное четкое правило, которое должны соблюдать субъекты данного акта — это обязательное внесение в Положение таких видов закупок, как электронный конкурс и электронный аукцион по 223-ФЗ. Опять-таки, обращаем ваше внимание на то, что обязательным является само внесение этих форм в Положение, а не их практика в ходе закупочной деятельности.

223-ФЗ: виды закупок и их разнообразие

Как вы видите, заказчики, работающие по Федеральному Закону № 223-ФЗ, имеют полное право осуществлять свои закупки теми способами, которые удобны для них в тех или иных ситуациях. Среди наиболее распространенных процедур, в соответствии с которыми сегодня осуществляются электронные торги по 223-ФЗ, есть конкурентные и неконкурентные. Неконкурентным видом закупки является закупка у единственного поставщика.

К числу конкурентных закупок относят:

  • конкурсы — двухэтапные, селективные, открытые , закрытые и др.;
  • аукционы — открытые и закрытые;
  • запросы предложений;
  • конкурентные переговоры.

Кроме всего прочего, заказчик, работающий по 223-ФЗ, может устанавливать и свои собственные виды закупок, не практиковавшиеся никогда ранее.

Все это позволяет организатору торгов вести свою закупочную деятельность с максимальной эффективностью и при минимуме временных потерь, применяя к каждому конкретному случаю индивидуальную процедуру.

Например, запросы котировок проводятся тогда, когда предстоит ряд закупок с небольшой стоимостью, и смысла проводить «большой» тендер просто нет.

Селективный конкурс объявляется как альтернатива закрытого и открытого тендера. Подать свои конкурсные заявки могут любые поставщики, а вот к участию будут допущены только те, кого «пропустит» заказчик.

Есть и такая разновидность закупки как конкурентные переговоры. Обычно они организовываются, если предмет закупки имеет какой-то сложный характер, требует консультаций и обсуждений. Такие переговоры проводятся в соответствии с запросами и планом заказчика.

Все закупки по 223 ФЗ — на сайт

На нашем портале вы найдете различные виды конкурсов и аукционов по 223-ФЗ и принять в них самое активное участие. Мы поможем вам:

  • правильно и своевременно оформить все документы;
  • выгодно и точно в срок предоставить обеспечение;
  • составить конкурсную заявку;
  • обойти всех своих конкурентов.

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ