Миша Куприн – юный герой из села Касилова, что на Брянщине. Конспект сценария воспитательного мероприятия маленькие герои большой войны Я и мой комсомольский билет

МБОУ «Старо- Матакская средняя общеобразовательная школа»

Алькеевского муниципального района РТ

Маленькие герои большой войны

Астафьева Н.В.

педагог-организатор

детского коллектива

МБОУ «Старо- Матакская СОШ»

Алькеевского муниципального района

Республики Татарстан.

« Маленькие герои большой войны»

(Литературная композиция для учащихся 6-7 классов)

Цели: расширение знаний школьников об участии их ровесников в военных действиях в годы Великой Отечественной войны, воспитание чувства гордости за свою Родину и ее героическое прошлое.

Оформление: Плакат «Маленькие герои большой войны»

Портреты юных героев.

Книжная выставка «Твой бессмертный ровесник».

Эпиграфы:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем…

А. Т. Твардовский «Дом у дороги».

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

Р. Рождественский.

Рисуют мальчики войну,

Рисуют танки и катюши,

Висят во всю листа длину

Снаряды желтые, как груши,

Рисуют мальчики бои,

Что им, по счастью, незнакомы,

И берегут они свои

Огнем кричащие альбомы.

Июнь. Клонился к вечеру закат,

И теплой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны

А кончится она лишь в 45-ом, в мае.

Ведущий. Ребята, в 2017 г. наша страна отметила 72 -летие Победы в Великой Отечественной войне. Вы родились, и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость в борьбе с иноземными захватчиками, но Великая Отечественная война 1941- 1945гг., навязанная германским фашизмом, стала для нашей страны небывалым по своей жестокости испытанием.

Война! Что это такое? Какое страшное и непонятное слово! Лето 1941 года началось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах. Но все изменила война. Она длилась 4 страшных года,1418 дней и ночей. Война принесла нашей стране много горя, бед, несчастий. Она разорила десятки тысяч городов и сел. Война лишила сотни тысяч ребят отцов и матерей, дедов, старших братьев. Унесла более 27 млн. человеческих жизней. Это убитые в бою и умершие от ран, пропавшие без вести…. Воевали не только взрослые, но и дети. 20.000 ребят получили медали «За оборону Москвы», 15.249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда». В те годы быстро взрослели, уже в 10-14 лет они осознавали себя частицей большого народа и старались ни в чем не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и в действующей армии. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо из них - Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков и Зина Портнова - были удостоены звания Героя Советского Союза.

Один из них Лёня Голиков. Рос он в деревне Лукино, что на берегу реки Поло, которая впадает в легендарное Ильмень – озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады… Был в его жизни бой, который Леня вел один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Лёня – за ним. Почти километр преследовал он врага и наконец убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Немало было ещё боёв в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Лёня погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года…2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лёне Голикову звания Героя Советского Союза.

Жил мальчик на хуторе Мшинском,

За дальним кордоном лесным,

Когда появились фашисты,

Он стал партизанским связным.

Ходил он, как нищий, по сёлам

С холщовой сумой на плече,

В отцовских ботинках тяжёлых

И мамином рваном плаще.

То в окна стучался немые,

То брёл к старикам на покос.

И танк подрывался на мине,

И поезд летел под откос…

Забылось негромкое имя,

Осталась лишь кличка – Связной.

Он пережил осень и зиму.

Его расстреляли весной…

М. Вайцман.

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Обили была создана подпольная комсомольско – молодёжная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом её комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку, даже находясь далеко за пределами своего родного города, она боролась против врага, приближая тем самым долгожданную победу. Родина посмертно отметила подвиг Зины высшим своим званием – званием Героя Советского Союза.

Кто там улицей крадется,

Кто в глухую ночь не спит?

На ветру листовка вьется,

Биржа черная горит.

Это было в Краснодоне.

В грозном зареве войны

Комсомольское подполье

Поднялось за честь страны.

Не найдут враги покоя,

Не опомнятся никак.

Над управой городскою

Кто-то поднял красный флаг.

И сквозь дали вековые

Эту славу пронесет

Благодарная Россия

И великий наш народ.

Валя Котик родился и вырос в маленьком украинском селе Хмелёвка. Война застала мальчика в городе Шепетовка. В 12 лет он стал членом подпольной организации. Вместе с другими ребятами он собирал на месте боев патроны и оружие, узнавал расположение немецких войск, складов оружия и продовольствия. Вместе со своими товарищами Валя Котик брал в плен «языков», минировал железные дороги, взрывал мосты. 11 февраля 1944 года ему исполнилось 14 лет, и именно в этот день Советская Армия освободила его город Шепетовку. Можно было возвращаться домой, но мальчик решил остаться в отряде.

17 февраля партизаны ворвались в город Изяслав, преследуя отступающих фашистов. Захватили оружейный склад. Валек и ещё несколько партизан получили приказ охранять склад. Валек стоял на посту. Вдруг совсем рядом прожужжала пуля. Ноги мальчика подкосились, он прислонился к стене. На белом маскировочном халате выступила кровь.

Вал Котик посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени, и ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Два года как война идёт

Тринадцать лет герою.

И Валя стал ходить в поход

И летом и зимою.

Уже не дома ночевал,

А спал в землянке мшистой.

У партизан он воевал.

Как папа, бил фашистов.

Заданий легких не просил,

А шел, куда опасно.

Ушанку теплую носил

Он с ленточкою красной.

Совсем как партизан – солдат…

Взглянули бы ребята!

В руках у Вали автомат,

А на боку граната.

Казей Марат Иванович. Родился 29 декабря 1929 года в деревне Станьково Дзержинского района Минской области Белоруссии. В годы ВОВ вступил в партизанский отряд. В первом же бою 9 января 1943 года Марат Казей проявил мужество и отвагу. Будучи раненным в руку, он несколько раз ходил в атаку. Позднее десятки раз проникал во вражеские гарнизоны и достовлял командованию ценные разведывательные данные. Неоднократно участвовал в диверсиях на железных и шоссейных дорогах. 11 мая 1944 года при выполнении очередного задания около деревни Хоромицкие Лошанского сельского совета юный партизан был обнаружен фашистами, которые взяли его «в кольцо». 14-летний патриот отстреливался до последнего патрона и, не желая сдаваться в плен, гранатой подорвал себя и окруживших его врагов. Похоронен в родной деревне. За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года Казею Марату Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Сражались на море, как Саша Ковалев.

Саша Ковалев служил на флоте юнгой. Однажды немецкий корабль окрыл огонь по русскому военному катеру. Снаряд попал в моторное отделение. Образовалась пробоина. Вода хлынула в машинное отделение. Саша своим телом прикрыл пробоину. Машины заработали. Катер ушел от врага. Саша Ковалев погиб, но спас всю команду и военный катер. За мужество и отвагу, проявленную в этом бою, юнга Александр Ковалев был награжден Орденом Красной Звезды.

Ведущий. В небе, как Аркаша Каманин.

Аркаша Каманин мечтал о небе, когда был еще совсем маленьким. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, был прославленным летчиком, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза.

Мальчику тоже очень хотелось летать, но в воздух его не пускали: Подрасти сначала». Когда началась война, Аркаша пришел работать на аэродром.

Он пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Однажды во время воздушного боя вражеский пулей было разбито стекло кабины. Летчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление самолетом, и мальчик сумел довести и посадить самолет на свой аэродром.

После этого Аркадию разрешили всерьез учиться летному делу. Вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолет, подбитый фашистами. Под сильнейшим минометным огнем Аркадий приземлился, перенес летчика в свой самолет, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной звезды. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой мечтал о небе и небо покорил!

Миша Куприн- юный герой из села Касилова, что на Брянщине.Он повторил подвиг Ивана Сусанина. Миша был разведчиком у партизан. Однажды его схватили немцы, допрашивали, били, требовали провести в партизанский отряд. Миша молчал. Тогда его посадили в одной рубашонке в сырой погреб. Так продолжалось четверо суток. И Миша нашел выход. Послушаем отрывок из « Баллады о Мише Куприне»

1-й чтец. Четвертые сутки, а выхода нет.

И сил не хватает держаться,

И жалко мальчишке в 14 лет

Вот так вот со всем расставаться.

Воды бы глоточек!

Один бы лишь взгляд

На небо, на рощицы дальние!

Идемте! Я знаю тропинку в отряд,-

Решает разведчик израненный…

Писатель Александр Твардовский находился в гуще фронтовой жизни, собирал материал прямо в окопах, на передовой, так как работал военным корреспондентом.

Стихотворение «Рассказ танкиста»

Был трудный бой.

Все нынче как спросонку.

А как зовут забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду ведрами- не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют…

Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен.

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит не выглянуть из башен,-

И кто его поймет, откуда бьет.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился,-столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там в саду…

Да где же, где?... – А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждет.- Влезай сюда, дружище!-

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка- мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырем.

Подъехали.- Вот здесь. –И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даем.

И эту пушку, заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шел большой пожар.

И, помню, я сказал:- Спасибо хлопец!-

И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Все нынче как спросонку.

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

«2-й ведущий. Мы рассказали лишь о некоторых из тех, кто беззаветно любил Родину и мужественно сражался с фашистами, И ни на миг не дрогнули юные сердца. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что придумай их даже очень талантливый писатель, в это было бы трудно поверить. Но это было! Было в судьбах ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок. Итак, маленькие герои большой войны были повсюду: воевали в небе, на море, в партизанских отрядах, на передовой линии фронта и в тылу.

Сегодня мы учимся у них беззаветной преданности и любви к своей Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости.

Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свои жизни миллионы сынов и дочерей нашей Родины. И среди них те, кому было столько же лет, сколько и вам, ребята, сегодня.

1-й чтец. Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,

Вечную славу поет вам народ!

Смерть сокрушившие, доблестно павшие-

Память о вас никогда не умрет!

2-й чтец. Вечная слав и вечная память

Павшим в жестоком бою!

Бились отважно и стойко с врагами

Вы за отчизну свою!

Вместе. Вечная слава героям!

Слава! Слава! Слава!

Список использованной литературы:

    Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Великая Отечественная война // Детям о Великой Победе: Беседы о Второй мировой войне.- М.: Гном и Д., 2005.

2 .Рождественский Р.И. Стихотворения. Поэмы.- Школьная библиотека. Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1981г-112с.

3 Морелева В.А. «Маленькие герои большой войны» Сценарий документальной поэтической композиции. Журнал « Классный руководитель» № 1,2009 г.

4.Кулинич Г.Г. Школьный клуб: Сценарии мероприятий и праздников: 4-5 классы.-М.: ВАКО,2008.-228с.

5.Твардовский А.Т. Поэмы: Избранная лирика.-Фрунзе; Кыргызстан,1985.

Фамилия,имя, отчество Астафьева Нина Васильевна

Телефон сотовый 8 9372870168

Место работы Старо- Матакская сош Алькеевского района РТ.

ул. Пролетарская,11

Домашний адрес : Татарстан,Алькеевский район, село Старые- Матаки, ул. Центральная, д. 18

Должность: педагог-организатор детского коллектива Старо- Матакской СОШ.

Тема мероприятия : классный час « Маленькие герои большой войны»

Паспорт 92- 08 583533

Выдан Территориальным пунктом УФМС России по Республике Татарстан в Алькеевском районе 26.11.2008г.

Номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования

№048-219 336-61.

ИНН 160600176092 серия 16 № 000852474

Е-mail -astafevanina _@mail .ru

Литературно-художественная композиция «Детство, опалённое войной…»

Слайд 2,3 (звучит музыка «Цветущий май» , дети играют)

Слайд 4 (вой сирен и бомбардировщика, дети приседают, берут винтовки)

Ученик: Слайд 6, 7

А мы не будем памяти перечить

И часто вспоминаем дни, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, недетская беда.

Была земля и жёсткой и метельной.

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война.

Ученик:

В годы войны было горя много,

И никто никогда не сочтёт,

Сколько раз на своих дорогах

Оставляла война сирот.

В эти годы порой казалось,

Что мир детства на миг опустел,

Что не вернётся радость

В город, где дома без стен.

Был серебряным смех девчонок,

Но его заглушала война.

А седины ребячьих чёлок…

Разве этому есть цена?

Ученик:

Есть поговорка: «На войне детей не бывает».

Те, кто попали в войну, расстались с детством навечно. В те страшные горестные годы дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои десять-четырнадцать лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чём не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.

Ученик:

Учились при свете коптилок,

Писали меж строчек газет,

И чёрного хлеба кусочек

Был слаще заморских конфет.

Мальчишки мужали,

Мальчишки взрослели,

И только бы жизнь начинать сорванцам,

Как их завертели такие метели,

Какие, пожалуй, не снились отцам.

Слайд 8

Ученик:

О подвиге юного героя из села Касилова на Брянщине записал в своём дневнике немецкий солдат: «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои». А героизм Миши Куприна заключался в том, что он повторил легендарный подвиг Ивана Сусанина.

Ученик:

Четвёртые сутки он в погребе тесном,

Где темень и холод, где сырость и плесень.

Четвёртые сутки в одной рубашонке

Избитый, измученный русский мальчонка.

А там, на свободе, где липа цветёт,

Где пчёл и стрекоз не смолкает работа,

Упорно и молча, разведчика ждёт

В боях уцелевший отряд патриотов.

А ты с темнотою один на один,

Так что же ты делаешь,

Миша Куприн?

Четвёртые сутки… А выхода нет.

И сил не хватает держаться,

И жалко мальчишке в четырнадцать лет

Вот так вот со всем расставаться.

Воды бы глоточек! Один бы лишь взгляд

На небо, на рощицы дальние!

«Идёмте! Я знаю тропинку в отряд!»-

Решает разведчик израненный.

Куда же ведёшь ты их,

Миша Куприн?

Ведёт сквозь орешник и ельник,

Родное, знакомое место. Сюда

За клюквой ходили когда-то.

Ходили за клюквой …

Ну, вот и пора!

«Прощайте! Держитесь ребята!»

С врагами мальчишка один на один.

Так, что же задумал ты

Миша Куприн?

А Миша стоял - поворот головы,

В глазах промелькнула усмешка:

«Просили в отряд провести?

Вот кусты!

Бегите! Громите! Не мешкайте!

Ликуют фашисты: мол, наша взяла,

И рвутся сквозь частый кустарник.

Но, что это? Поле. А там у села

Виднеются их же казармы.

В глазах у Миши лазоревый свет…

А было мальчишке четырнадцать лет.

Ученик:

Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои … Орлята Великой Отечественной войны!

Ученик:

В те рассветы

Осенние ветры свистели, как стрелы,

В те рассветы

Горела в обветренных реках вода.

В те рассветы

Мальчишек фашисты вели на расстрелы.

Те рассветы забыть?

Никогда! Никогда!

Ученик:

Мы никогда не забудем имена юных героев Брянщины!

Минута молчания.

Слайды 9-19 под звук метронома.

Ученик:

Прошла война, прошла страда, Слайд 20

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки!

Ученик:

Что сиротами сделала многих детей,

Что заставила плакать седых матерей.

По рассказам и книжкам я знаю войну,

Вижу стены, разорванный бомбами дом,

Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.

По рассказам и книжкам я вижу войну,

Слышу грохот орудий и раненых крик.

Слышу вздох партизан, замеревших на миг.

По рассказам и книжкам я слышу войну,

Я не знаю войны. Да зачем мне она?

Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.

Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде

Знали лишь о прошедшей войне.

Песня « Не забирайте солнце у детей» (Слайды 21-29)

Все вместе : Слайд 30

Знаем мы всех героев бесстрашных.

Преклоняем колени перед памятью павших,

И ложатся цветы на гранитные плиты…

Да, никто не забыт, и ничто не забыто!


22 июня 1941 года немецко – фашистские захватчики вероломно вторглись в пределы нашей Родины. Началась Великая Отечественная война. От Черного моря до моря Белого простирался фронт сорок первого года. И дрогнули детские сердца, их позвала Родина на защиту.. Во время Великой Отечественной войны наравне со взрослыми воевали дети, даже 10 летние мальчишки и девчонки помогали бороться с врагами. Вспомним их имена: Леня Голиков, Володя Дубинин, Зина Портнова, Валентин Котик, Шура Кобер, Витя Хоменко, Лариса Михеева. Дети – моряки, дети – пехотинцы, дети – подпольщики. Дети- разведчики защищали нашу Родину.





Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко. Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася. Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его. Окраина села. Под мостом - Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери. Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.


Саша Ковалёв служил на флоте юнгой. Однажды фашистский корабль открыл огонь по советскому катеру. Снаряд попал в моторное отделение. Саша своим телом прикрыл пробоину. Машины заработали, катер ушел от врага. Саша Ковалёв отдал свою жизнь, спасая команду.


В Минске стоит памятник юному пионеру – герою Марату Казею. На бронзовой гимнастерке – бронзовые ордена и медали. Когда началась война, Марат учился в 4 классе. Фашисты превратили школу в казарму. После того как палачи казнили мать, Марат ушел в лес к партизанам. В рваной одежде, в лаптях и с холщовой сумкой через плечо шагал Марат по полусожженным деревням Белоруссии: запоминал расположение вражеских частей, примечал, сколько у фашистов танков, машин, техники, высматривал замаскированные пушки, немецкие посты. Вместе с партизанами он участвовал в боях, взрывал железные дороги. Герой Советского Союза Марат Казей ушел из жизни как герой. Один в бою с фашистами, последней гранатой он взорвал себя, когда фашисты были рядом.



Ученик 4 класса города Севастополя Валера Волков погиб, но память о нём живёт. Этот героический мальчик был сыном полка, то есть он жил в полку, числился как боец полка. И в один из дней осталось всего 10 солдат, шёл трудный бой. Надвигался танк. …Но вдруг перед ним в рост поднялся парнишка Со связкой гранат в кулаке. В тельняшке своей полосатой За Родину он воевал, И метко с размаху метнул он гранаты, Но сам был сражен наповал. А танк задымил на поляне. Бойцы подползли к храбрецу. Раскинувши руки, лежал он в бурьяне, И кровь всё текла по лицу. - Нас десять! И недругам крышка! Сказал командир в том бою Он «десять» сказал, потому что парнишка Навечно остался в строю.




За нас с вами они отдали жизнь, но они живы потому, что их именами названы школы, дружины, отряды. Потому, что они любили жизнь, любили песни, походы, любили труд! Их много, героев, погибших за наше счастье. Они все были храбры, были верны своей родине. Вот почему их помнят все, и нам нельзя забывать их имена, ребята. Многие пали смертью героев в неравном бою, но остались живы Сережа Алешкин. Ваня Андрианов, Костя Кравчук,Юра Смирнов, Саша Колесников, Витя Ильин… Помните, какой ценой завоевано счастье. Помните! Через века, через года, Помните! О тех, кто уже не придет никогда, - Помните! Какой ценой завоевано счастье! Помните!


Навсегда останутся песни, созданные в годы Великой Отечественной войны, прекрасными, в них отображается мужество и храбрость советских людей, спасших мир от фашизма. Вот некоторые из них: «Священная война» «Огонёк» «В землянке» «Смуглянка» «Дороги» «Катюша» «Последний бой» «День Победы»








На позиции девушка провожала бойца, Тёмной ночью простилася на ступеньках крыльца. И пока за туманами видеть мог паренёк, На окошке на девичьем все горел огонёк. 1. Бьётся в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза, И поёт мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза – 2 раза. 2. Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой – 2 раза.


День ПОБЕДЫ. 1. День, как он был от нас далёк, Как в костре потухшем таял уголёк Были вёрсты, обгорелые в пыли, Этот день мы приближали, как могли. ПРИПЕВ: Этот День Победы порохом пропах, Это праздник с сединою на висках, Это радость со слезами на глазах. День Победы! 2.Дни и ночи у мартеновских печей, Не смыкала наша Родина очей. Дни и ночи битву трудную вели – Этот день мы приближали, как могли. ПРИПЕВ. 3. Здравствуй, мама, возвратились мы не все… Босиком бы пробежаться по росе! Пол – Европы прошагали, пол земли – Этот день мы приближали, как могли!

ДОКУМЕНТАЛЬНО – ПОЭТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ»

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

Р.Рождественский

1 ведущий: Девятого мая наш народ отмечает великий праздник. Великая Отечественная война стала тяжелейшим трагическим испытанием для нашей Родины, для всего советского народа. За 1418 дней и ночей война разорила тысячи городов и сел, лишила сотни тысяч ребят отцов и матерей, дедов, старших братьев. Унесла более 20 млн. человеческих жизней. Почти в каждой семье война оставила свой неизгладимый след. В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженность тружеников тыла.

Воевали не только взрослые, но и дети. 20000 ребят получили медали «За оборону Москвы», 15249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда»

2 ведущий: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли во дворе, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Их знали только родные, одноклассники и друзья. Но пришел час – они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

Мальчишки и девчонки военной поры. На хрупкие ваши плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военного лихолетья. И они не согнулись под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, за четыре военных года они повзрослели на десяток лет.

3 ведущий: Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами и братьями. Сражались на море, как Боря Кулешин и Саша Ковалев.

Весной 1942 года. На севастопольском причале у трапа боевого корабля «Ташкент» - мальчишка. Он хочет со всеми бить врага, гнать его с родной земли. Боре Кулешову всего 12 лет, но он хорошо знает, что такое война: это родной город в руинах и пожарищах, это гибель на фронте его отца, это разлука с мамой, угнанной в Германию.

Мальчик уговаривает командира взять его на корабль. Море, бомбы, взрывы. Самолеты бомбят. На борту корабля Боря подает зенитчикам тяжелые обоймы со снарядами – одну за другой, не зная усталости, не ведая страха, а в промежутках между атаками помогает раненым. Более двух героических лет провел Боря на море, сражаясь с фашистами за свободу нашей Родины.

4 ведущий: Саша Ковалев служил на флоте юнгой. Однажды немецкий корабль открыл огонь по русскому военному катеру. Снаряд попал в моторное отделение. Образовалась пробоина, хлынула вода. Саша своим телом прикрыл пробоину. Машина заработала, катер ушел от врага. Юнга погиб, но спас всю команду.

5 ведущий: Аркадий Каманин мечтал о небе, когда был еще совсем маленький. Отец Аркадия, Николай Петрович, был прославленным летчиком, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. Мальчику тоже очень хотелось летать, но в воздух его не пускали, говорили: «Подрасти сначала». Когда началась война, Аркаша пришел работать на аэродром. Он пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, случалось, пусть на несколько минут всего. Доверяли ему штурвал самолета. Однажды во время воздушного боя ранило пилота, теряя сознание, он доверил Аркадию управление машиной. Мальчик сумел довести и посадить самолет на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили всерьез учиться летному делу. Вскоре он начал летать самостоятельно.

Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолет, подбитый фашистами. Под сильнейшим минометным огнем Аркадий приземлился, перетащил раненого летчика в свою кабину, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засеял орден Красной звезды. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой мечтал о небе и небо покорил!

6 ведущий: Зину Портнову война застала в деревне Зуя, в Витебской области. Ребята создали организацию «Юные мстители». Они помогали партизанам, вели разведку во вражеском тылу. Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Немцы схватили Зину, пытали, мучили, но она молчала. Не выдала ни места расположения партизанского отряда, ни его численности, ни боеспособности.

Вовремя допроса, улучив момент, когда немецкий офицер отвернулся к окну, девочка схватила его пристолет и в упор застрелила фашиста. Вбежавший на выстрел солдат был также убит наповал. Юная партизанка пыталась бежать, но была свачена и зверски замучена фашистами. Родина посмертно отметила ее подвиг высшей наградой. Зине портновой присвоено звание Героя Советского Союза.

7 ведущий: Саша Колесников учился в 5 классе московской школы. Осенью 1943 года он сбежал из дома на фронт. Там он сказал. Что у него все погибли. И его приняли воспитанником в танковый корпус.

Необходимо было взорвать мост через реку, по которому к немцам шло боевое подкрепление. Мост усиленно охранялся, подойти близко к нему не было возможности. Но Саша забрался в ящик под вагон. Проезжая по мосту, поджег бикфордов шнур, а сам выпрыгнул в реку. Немцы выловили из реки юного мстителя, пытали, издевались, но ничего не добились и распяли мальчика на деревянном кресте. Ему забили гвозди прямо в ладони и ступни ног. Партизаны все-таки отбили Сашу у немцев. Юный партизан долго лежал в госпитале. За заслуги перед Родиной Саше Ковалеву присвоено звание Героя Советского Союза.

8 ведущий:

К дядьке Остапу тропинкой лесной

Едет тринадцатилетний связной.

Едет, лозой погоняет коня,

В памяти важную тайну храня.

Надо, чтоб утром дядька Остап

Знал, где находится вражеский штаб.

Бледная плавает в небе луна,

Вот, наконец, и опушка видна.

Враг поднимает внезапный огонь,

Бьется под всадником раненный конь.

Схватка короткая, взят мальчуган,

Вырван из рук мальчугана наган,

Кровь из разбитой сочится губы,

Тут уж не скажешь: «Ходил по грибы».

Вот и село, где он жил, где он рос,

Юного Ваньку ведут на допрос.

Грузный сидит за столом офицер.

«Ты есть пионир?» -

«Да, пионер!»

«Кто есть командир? Где есть партизан?»

«Вытяну душу, - сказал полицай,

Значит приступим, Ванька Грицай?!

Только не путай, смотри, не дури,

Сколько в отряде людей, говори!»

«Сосны считайте в чаще лесной,

Три партизана за каждой сосной!»

« Ты не виляя, ответь на вопрос:

Кто эшелоны пускал под откос?

Кто генерала Фольксмарке убил,

Может быть вспомнишь?...»

« Не помню, забыл…»

«Память отшибла? Слышишь, ответь?!»

В тело мальчишки впивается плеть.

«Где партизанские семьи живут?»

Стены качаются, окна плывут,

Дверь покосилась, упал потолок,

Кованный ходит по ребрам сапог.

Мальчику кажется, будто в ночи

Мать ему шепчет: «Сыночек, молчи»

Губы плотнее прижал он к плечу.

«Мама, не выдам. Мама, молчу…»

А чтобы легче было молчать

Сердце в груди перестало стучать.

Так и погиб, не сказав ничего…

Да будет прославлено имя его!

9 ведущий: Миша Куприн – юный герой из села Касилова, что на Брянщине. Он повторил подвиг Ивана Сусанина. Миша был разведчиком у партизан. Во время выполнения одного из заданий его схватили немцы. Допрашивали, били, требовали, чтобы мальчик провел к партизанам. Миша молчал. Тогда его раздетого посадили в сырой холодный погреб. Так продолжалось четверо суток. Мальчик нашел выход. Послушаем отрывок из «Баллады о Мише Куприне».

Четвертые сутки, а выхода нет.

И сил не хватает держаться,

И жалко мальчишке в 14 лет

Вот так вот со всем расстаться

Воды бы глоточек!

Один бы лишь взгляд

На небо, на рощицы дальние!

Идемте! Я знаю тропинку в отряд,

Решает разведчик израненный.

2 чтец:

Куда ты ведешь их, Миша Куприн?

Ведет сквозь орешник и ельник.

Знакомое место, сюда

За клюквой ходили когда-то.

Ходили за клюквой… Ну вот и пора!

Прощайте! Держитесь, ребята!

3 чтец:

С врагами мальчишка один на один.

Ну что ты задумал, Миша Куприн?

А Мишка стоял – поворот головы,

В глазах промелькнула усмешка:

Просили в отряд провести!

Вот кусты! Бегите! Громите! Не мешкайте!

4 чтец:

Ликуют фашисты: мол наша взяла

И рвутся сквозь частый кустарник.

Но что это? Поле, а там у села

Виднеются их же казармы.

В глазах у мальчишки лазоревый свет…

А было мальчишке 14 лет.

1 чтец:

Но партизаны отомстили за Мишу Куприна.

Шумел сурово брянский лес,

Спускались темные туманы.

И сосны слышали окрест,

Как шли тропою партизаны.

Тропою тайной меж берез

Спешили дебрями густыми,

И каждый за плечами нес

Винтовку с пулями литыми.

В лесах врагам спасенья нет,

Летят российские гранаты,

И командир кричит им вслед:

«Громи захватчиков, ребята!»

Шумел сурово брянский лес,

Спускались темные туманы.

И сосны слышали окрест,

Как шли с победой партизаны!

10 ведущий: И ни на миг не дрогнули юные сердца. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что придумай их даже очень талантливый писатель, в это было бы трудно поверить. Но это было! Было в судьбах ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

11 ведущий: Писатель Валентин Катаев, будучи военным корреспондентом,

встретил на войне, на передовой линии фронта, мальчика, судьбу которого он описал в книге «Сын полка». У простого деревенского мальчишки война отняла все: родных и близких, дом и само детство. Разведчики нашли Ваню ночью в лесу, спящим на земле. Взяли его с собой, накормили, напоили, обогрели у себя в блиндаже и по распоряжению капитана Енакиева отправили в тыл. Но Ваня хочет воевать, быть полезным своей Родине. И он добивается своего. Посмотрим сценку из повести В. Катаева «Сын полка».

Входит капитан Енакиев, за ним бежит Ваня Солнцев.

Ваня Солнцев: Дяденька! Разрешите обратиться?

Капитан Енакиев: Ну, что ж, обратись.

Ваня Солнцев: Дяденька, вы начальник?

Капитан Енакиев: Да. Командир. А что?

Ваня Солнцев: А вы над кем командир?

Капитан Енакиев: Над батареей своей командир, над солдатами своими командир, над пушками своими.

Ваня Солнцев: А над офицерами вы тоже командир?

Капитан Енакиев: Над своими офицерами я тоже командир.

Ваня Солнцев: А над капитанами тоже командир?

Капитан Енакиев: Над капитанами я не командир. А что?

Ваня Солнцев: Если над капитанами не командир, то и толковать нечего. Мне надо, дяденька, такого командира, чтобы он мог капитанам приказывать.

Капитан Енакиев: Кому же именно?

Ваня Солнцев: Капитану Енакиеву.

Капитан Енакиев: Кому? Кому?

Ваня Солнцев: Енакиеву. Он, дяденька, над разведчиками командир. Он у них самый старший. Что он прикажет, то они и делают. Ух и сердитый же их капитан. Прямо беда.

Капитан Енакиев: А ты видел когда-нибудь этого сердитого капитана?

Ваня Солнцев: То-то беда, что не видел.

Капитан Енакиев: А он тебя видел?

Ваня Солнцев: И он меня не видел. Он только приказал меня в тыл отправить и коменданту сдать.

Капитан Енакиев: Постой- постой, звать – то тебя как?

Ваня Солнцев: Меня – то? Ваня.

Капитан Енакиев: Просто Ваня?

Ваня Солнцев: Ваня Солнцев.

Капитан Енакиев: Пастушок?

Ваня Солнцев: Верно. Меня разведчики пастушком прозвали. А вы почем знаете?

Капитан Енакиев: Я, брат, все знаю, что у капитана Енакиева в батарее делается. А скажи-ка мне, друг любезный, почему ты здесь, а не в тылу?

Ваня Солнцев: А я сбежал от Биденко.

Капитан Енакиев: От Биденко сбежал? Что – то мне не верится, чтобы ты да от Биденко сбежал! По-моему, ты, голубь, что-то сочиняешь.

Ваня Солнцев: Никак нет. Истинная правда.

Капитан Енакиев: Рассказывай.

Ваня Солнцев: Первый раз я сбежал. Он меня выследил и поймал. Но я хитрый. Когда он меня опять в грузовик посадил и к своей ноге привязал морским узлом, я ночью притворился, что сплю, а когда Биденко уснул, я сумел развязать морской узел и привязал веревку к женщине- хирургу и сбежал.

Капитан Енакиев: (смеется) А от Енакиева ты что хочешь?

Ваня Солнцев: Я хочу быть сыном полка у разведчиков. Я и разведчиком могу быть.

Капитан Енакиев: Ну, что ж, поехали, брат.

Ваня Солнцев: Куда?

Капитан Енакиев: К разведчикам!

1 ведущий: Так Ваня Солнцев стал сыном полка.

2 ведущий: Дважды Герой советского Союза маршал Иван Христофорович Баграмян в своих мемуарах писал: «Думая о пережитом, о суровых годах Великой отечественной войны, я часто вспоминаю мальчишек и девчонок военной поры. Голодных и промерзших, их приводили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами убеждали вернуться домой. Чаще всего они упрямо молчали. Их все-таки отправляли, но через неделю- другую они снова появлялись в соседнем подразделении. Мы любили этих мальчишек и девчонок. Порой думали, что перехитрим их: оденем в наскоро перешитую солдатскую форму и будем тешить их самолюбие игрой в войну. Но они часто проявляли изумительную хитрость. А потом, освоившись, были отличными связистами, разведчиками, стрелками, проводниками, часто неожиданно оказывались в самом пекле боя. Их вело в бой непреодолимое желание быть похожими на настоящих солдат».

3 ведущий: Тысячи и тысячи ребят в разных уголках нашей страны благородными делами помогали старшим в суровой борьбе. Не исключением стала и наша Ставропольская земля.

4 ведущий: Ваня Бережной. В 14 лет мальчик попал в разведподразделение партизанского отряда «Южная группа», действовавшее на Северном Кавказе. В задачу разведчиков входило: пересечь линию фронта, запоминать расположение немецких штабов, складов с боеприпасами и горючим, боевой техники и живой силы противника. В 1942 году на станции Терек в составе разведгруппы из трех человек Ваня участвовал в уничтожении 9 цистерн с горючим для фашистских танков. В станице Курской этой же группой было уничтожено 19 охранников, освобождено 120 советских граждан, приговоренных к расстрелу. Закончил войну Иван Бережной в Чехословакии, был дважды ранен. Награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалями «Партизан Отечественной войны», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

5 ведущий: В тревожный сорок первый Тамара Колоколова окончила ускоренные курсы сандружиниц. Сразу же была направлена в городскую санитарную дружину, которая принимала раненных бойцов, прибывших с фронта на Кавказские Минеральные Воды. В неполные 16 лет Тамара увидела человеческое горе и смерть. Она плакала, не стесняясь, когда молодые бойцы от смертельных ран безвременно уходили из жизни. Работала добросовестно, с милосердием. В 1943 г. Тамара Колоколова в звании младшего сержанта медицинской службы была направлена в 123 –й пограничный полк. Принимала участие в боевых действиях на Северном Кавказе, Курской битве, в Молдавии, Румынии, Венгрии, Чехословакии, а долгожданную победу встретила в Австрии. Юная сестра милосердия награждена орденом Отечественной войны 2-ой степени, многими медалями. После войны, окончив пединститут, много лет работала преподавателем, а затем завкафедрой иностранных языков в военных училищах г. Ставрополя.

6 ведущий: Итак, маленькие герои большой войны были повсюду: воевали в небе, на море, в партизанских отрядах, на передовой линии фронта и в тылу. Сегодня мы учимся у них беззаветной преданности и любви к своей Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свои жизни миллионы сынов и дочерей нашей Родины. И среди них были те, кому было столько же лет, сколько и нам сегодня.

1 чтец:

И опять гремели канонады,

И мальчишки шли под пули строем,

Не прося пощады и награды,

Уходили в землю как герои.

2чтец:

Светлую, как детскую улыбку,

Жизнь беречь я обещал им чистой,

Чтобы мир наш трепетный и зыбкий

Бойней не взорвали вновь фашисты.

Потому – то я в строю бессменно

И пою о том, что не допели

Юноши, ушедшие в бессмертье,

В грудь принявшие свинцовые капели.

Лев Цирюльников

3 чтец:

Вечная слава и вечная память

Павшим в жестоком бою!

Бились отважно и стойко с врагами

Вы за Отчизну свою!

Вместе:

Вечная слава героям!

Слава! Слава! Слава!

Только что окончился митинг, и по улицам села уже ехали и шли те, кому надо было немедленно явиться в воинскую часть, о военкомат. Их провожали родные и близкие. Здесь были и дети, а среди них два друга — пионеры Федя Шепель и Яша Матвиенко. Как им сейчас хотелось быть взрослыми и тоже отправиться на фронт защищать свою Родину!

— Вот, если бы разрешили! — вздыхал Яша, небольшого роста паренек, с густой черной копной волос на голове и густыми черными, почти сросшимися бровями.

— Если бы знать куда, я сам пошел бы на фронт,— сказал Федя.

Шли дни. Фронт приближался. Стали слышны разрывы артиллерийских снарядов, пулеметные очереди. Последние подразделения Советской Армии оставили Подлесное.

Село заняли фашисты. Начались аресты советских активистов и комсомольцев. Скоро по деревне пронесся слух о партизанах, которые якобы находятся здесь, в лесу. Федя и Яша каждое утро угоняли коров в лес.

Однажды, в пасмурный осенний день, Федя погнал корову один. Он шел по лесу, а сам думал, как бы связаться с партизанами и рассказать им обо всем, что творится в деревне. «Но как и где их найти?» — думал мальчик. Из разговора отца с матерью он случайно узнал, что командира партизанского отряда зовут Семеном Ивановичем Долженко.

«Буду искать!» — решил Федя и остановился у старого дуба. Осмотрелся и трижды хлестнул кнутом по воздуху. Раздались похожие на выстрелы звуки. Мальчик опять оглянулся вокруг и, подумав немного, запел:

Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой...

Вдруг из-за дуба появилось трое незнакомых людей.

— Меня, например, Борисом.

— Федя. Я хочу видеть командира отряда — Семена Ивановича,— ответил паренек.

— Многого ты захотел! Ты, брат, лучше возвращайся домой. Никакого Семена Ивановича мы не знаем.

— Я знаю, Семен Иванович здесь, в лесу, и у меня к нему есть дело, можно сказать, секретное,— настойчиво утверждал мальчик.

Партизаны улыбнулись, посмотрели друг на друга, и Борис сказал:

— Ладно, уж если ты так очень просишь...

И все трое скрылись в кустах орешника. А через несколько минут оттуда вышел высокий мужчина, одетый в теплый пиджак, с пистолетом за поясом.

Встретились взглядами. Незнакомец улыбнулся.

— Ты кто такой? — спросил он. Федя ответил вопросом:

— Это вы тот самый Семен Иванович Долженко?

— Тот самый...

— Здравствуйте. Я Федя Шепель, сын Федосея Шепеля. Живу возле самого леса. Знаю здесь каждый кустик, каждую тропинку и балочку. Хочу помогать вам бить фашистов.

— Ты бы лучше пас хорошо корову, слушал маму, а мы сами с ними справимся.

— Я и маму буду слушать, и корову хорошо пасти, и партизанам все равно буду помогать,— гордо ответил мальчик.

Командир обнял Федю и отвел в сторону. Они уселись на пень, и мальчик рассказал все, что знал, ответил на все заданные ему вопросы.

— Ладно. Ты будешь пасти корову в лесу,— и командир позвал:

— Копытин!

Из кустарника вышел Борис. Семен Иванович сказал:

— Так вот, Федосеевич, когда ты захочешь нам что-то передать, встретишься вот с этим дядей; а если дело очень важное и срочное,— то и со мной. Понял?

Командир и партизаны скрылись в кустах. Вечером Федя рассказал обо всем матери.

— Будь осторожным, сынок, а то...

— Не бойтесь, мама, все будет в порядке,— успокаивал Федя, укладываясь спать.

На следующий день мать уже не будила сына. Он поднялся сам, умылся, оделся, взял сумку с хлебом, кнут и погнал корову в лес. И так было каждый день.

Однажды ночью на улице послышалась стрельба. Отец с матерью всполошились, а Федя объяснил:

То хлопцы судили полицая Юхименко.

Федя редко сидел дома, часто ходил в село, к магазину, вертелся среди людей, прислушиваясь к разговорам.

Выполняя задания, он бывал и во дворе фашистского пособника Коробки. Здесь размещался штаб полевой жандармерии, и мальчик, как будто собирая окурки и консервные банки, присматривался к тому, что делают враги, какое имеют вооружение, из отдельных фраз и слов полицейских узнавал об их планах.

Коробка заподозрил Федю и предупредил его мать, что, если увидит мальчика еще раз во дворе, выдаст фашистам. Но Федя не испугался. Он понемногу втянул в эту работу своего самого близкого друга — Яшу. Вдвоем стало легче работать.

В 1943 году, когда Советская Армия громила фашистские войска на фронтах, партизаны тоже стали действовать активнее. И оккупанты решили уничтожить их.

После проведенных боев и удачных операций по разгрому двух вражеских гарнизонов партизаны спокойно отдыхали и занимались хозяйственными делами. Вдруг недалеко один за другим послышались четыре «выстрела» кнутом.

Тревога! — раздалась команда.

Из-за кустов появились Федя и Яша. Задыхаясь от быстрою бега, они еле могли говорить.

Фашисты обходят лес! У них много пулеметов и есть пушки. Мы едва пробрались...

Спасибо вам, дорогие друзья,— благодарили партизаны.

Мальчики сразу же покинули лагерь. Командование отрядом усилило разведку. Выбрав наиболее густой участок леса, отряд незаметно вышел из окружения, уклонившись от встречи с врагами.

Фашисты потерпели неудачу и стали более тщательно готовить новую операцию по разгрому партизанского отряда, они подтянули к Подлесному большое количество вооруженных до зубов войск.

Товарищи! — обращаясь к партизанам, сказал командир.— Во что бы то ни стало мы должны прорваться сквозь железное кольцо гитлеровцев и выйти в соседний лес. Или мы прорвемся и будем продолжать бить врага, или погибнем и бою!

— Будем драться до последнего...— ответили партизаны.

Юные разведчики Федя Шепель и Яша Матвиенко не знали, что их боевым друзьям известны замыслы фашистов. Рано утром, как только начало светать, ребята погнали коров и, проскользнув мимо вражеской заставы, скрылись в лесу. На этот раз их было четверо. Федя позвал с собой двух школьных друзей — Ваню Коноваленко и Ваню Юрченко. Оставив их возле коров, Федя и Яша побежали искать партизан. Но отряд уже перешел на новое место.

Долго бродили ребята, и только под вечер они встретились с партизанами. Возвращаться в село было уже поздно, и мальчики остались в лесу.

Рано утром Федя и Яша срезали по несколько веток будто бы на топливо и пошли домой. В балке, недалеко от конторы лесничества, их задержали гитлеровцы. Они, как голодные звери, набросились на ребят. Один ударил Федю прикладом автомата по голове. Били и Яшу.

— Где партизаны? — добивались фашисты.

— Мы никого не знаем. Мы пасем коров. Отпустите нас,— сквозь слезы просили мальчики, пытаясь вырваться.

Но фашисты связали им руки и погнали в село. В комендатуре их стали допрашивать. Ребята молчали. Привели Ваню Коноваленко и Ваню Юрченко. Федя строго посмотрел на друзей, и они поняли: о партизанах — ни слова. На протяжении дня и ночи ребят несколько раз водили на допрос, зверски издевались над ними: выкручивали руки, били прикладами, жгли папиросами тело. Но ни один не проронил ни слова. А партизанский отряд, выдержав жестокий бой, вышел из окружения.

Узнав, что юные разведчики попали в руки гитлеровцев, командование отряда решило выручить их. На помощь отправились опытные партизаны, но было уже поздно. Фашисты вывезли четверых юных патриотов из села и в лесном урочище Плоском, под развесистыми столетними дубами, живыми закопали в землю.

Один из односельчан, случайно проезжавший в то время мимо леса, видел, как привезли туда ребят. А чуть погодя узнал голос Феди Шепеля:

— Хлопцы, не падайте духом! Нас не забудут! Смерть фашистам!

Юные патриоты не дрались с оружием в руках, но они делали все, что могли, для победы над врагом.

За отвагу и мужество, проявленные в партизанской борьбе с фашистскими оккупантами, Федя Шепель и Яша Матвиенко посмертно награждены медалями «Партизану Отечественной войны» II степени. Память о четырех юных героях живет и сейчас среди бывших партизан, колхозников артели «Червоний партизан», учеников Подлесненской средней школы.

Е. СИДОРЕНКО