Олег калинкин назначен замначальника антикоррупционного управления мвд россии. Дмитрий желомеев Назначение нового начальника ут по цфо калинкина

100 лет назад, 18 февраля 1919 года, на Белорусском вокзале был создан линейный отдел железнодорожной милиции. Он действует до сих пор и гордится своей уникальной историей. О работе линейного отдела МВД России на станции Москва-Белорусская «Гудку» рассказал его начальник Дмитрий Желомеев.

– Дмитрий Васильевич, расскажите, пожалуйста, о линейном отделе МВД России на станции Москва-Белорусская. Какой поток поездов и пассажиров вам приходится отслеживать?
– В этом году так удачно совпало, что 18 февраля отмечается вековой юбилей транспортной полиции – и в этот же день исполнилось 100 лет нашему линейному отделу, имеющему славную историю. Я возглавляю его с 2017 года. На данный момент мы обслуживаем довольно большую территорию. Это участок московско-смоленского направления Московской железной дороги от станции
Москва-Пассажирская-Смоленская до станции Дровнино.
Мы курируем территории Центрального и Западного административных округов Москвы, а также три района Московской области: Одинцовский, Рузский и Можайский. Общая протяжённость нашего участка составляет 220 км, в том числе 158 км по главному ходу. Эта дорога связывает города Московской области Одинцово, Звенигород, Голицыно, Можайск. Наш линейный отдел является головным. В подчинении у нас два линейных отдела полиции по московско-смоленскому направлению, линейный отдел полиции на станции Можайск, линейный отдел полиции на станции Голицыно, линейный пункт полиции на станции Одинцово, линейный пункт полиции на железнодорожной станции Кунцево-2.
Пассажиропоток по нашему направлению составляет около 220–240 тыс. человек ежесуточно. Если брать статистику за 2018 год, то это 68 млн пассажиров. По сравнению с 2017 годом пассажиропоток возрос на 1,4%. Нужно отметить, что он и дальше будет расти, потому что в 2019 году планируется запустить Московские центральные диаметры. Новые скоростные электропоезда типа «Иволга» будут ходить по маршруту Одинцово – Лобня савёловского направления.
А грузопоток в 2018 году на железнодорожной станции Кунцево-2 составил 39 тыс. вагонов.

– Какая работа была проделана в 2018 году? С какими проблемами пришлось столкнуться?
– Главная наша задача – это охрана общественного порядка и обеспечение безопасности граждан. В прошлом году у нас снизилось количество зарегистрированных тяжких преступлений, таких как грабежи и разбои. Количество преступлений, которые преобладают на железнодорожном транспорте, – кража личных вещей, тоже уменьшилось. Это связано с постоянной профилактической работой, которой у нас занимается патрульно-постовая служба. Она обеспечивает правопорядок и безопасность граждан на вокзалах, станциях и в электропоездах. В раскрытии преступлений нам помогают и современные технологии. Множество преступлений раскрывается с помощью системы выдеонаблюдения.
Линейный отдел полиции на станции Москва-Белорусская участвовал в охране общественного порядка во время проведения чемпионата мира по футболу. Могу смело сказать, что мы с поставленными задачами справились. На протяжении чемпионата никаких правонарушений и преступлений не было. Наши сотрудники показали высокий профессионализм, и это не осталось незамеченным.

– Какие мероприятия проводятся по профилактике правонарушений?
– В первую очередь это работа с несовершеннолетними. У нас этим занимается отдельное подразделение по делам несовершеннолетних. Проводится большая работа со школами и учебными заведениями. В обязательном порядке наши сотрудники совместно с территориальным комитетом по делам несовершеннолетних проводят встречи с учащимися, где разъясняют соблюдения правил безопасности на транспорте, показывают видеоролики по криминальным ситуациям и объясняют, какими могут быть последствия правонарушений. Мы хотим, чтобы молодёжь понимала степень ответственности за свои действия.
С привлечением работников частных охранных предприятий мы проводим рейды. Раздаём специальные буклеты, где можно ознакомиться с информацией о том, как нужно себя вести на объектах транспорта молодым людям, чтобы их действия не приводили к травматизму. В профилактике правонарушений на транспорте вместе с нами участвуют также администрации железной дороги, вокзалов и территориальные подразделения МВД. Мы постоянно обмениваемся информацией, чтобы предотвратить преступление или задержать преступника по горячим следам.
Проводится профилактика и в электропоездах. В каждом поезде есть кнопка «Связь с машинистом». С её помощью пассажир может связаться с машинистом поезда, чтобы тот сообщил информацию о правонарушении в дежурную часть полиции. Наши сотрудники либо незамедлительно выдвигаются на место, либо пресекают правонарушение, если они находятся в поезде.

– Идут ли граждане на контакт с транспортными полицейскими?
– Граждане очень активно идут на контакт. Тем более когда это очень легко. Стоит только набрать 112, и мы оперативно реагируем. Приходят сообщения и на нашу электронную почту. Бывает, что поступают звонки о том, что человек уехал и пропал. Оперативники отрабатывают и устанавливают разные версии случившегося. Или поступает сигнал о совершённом преступлении – выдвигается следственно-оперативная группа. Активно сообщают о правонарушениях с помощью кнопки «Связь с машинистом», о которой я уже рассказывал.

– Как создаёте командный дух среди сотрудников?
– В этом плане наш отдел не замыкается на работе. У нас внутри подразделения, к примеру, активная спортивная жизнь. Мы участвуем в мероприятиях на базе Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу. Там мы соревнуемся не только между линейными подразделениями Московского узла, но и всего Центрального федерального округа. Два года подряд занимаем первое место в соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья». Наши сотрудники также выступают в соревнованиях по бойцовским видам спорта. Здесь мы тоже среди лидеров.

– А что вас самого привлекает в профессии?
– Есть в этой работе своя романтика. Наша цель прежде всего – помогать людям. К примеру, обокрали человека, и по горячим следам надо найти преступника. Нужно приложить много ума и энергии, чтобы понять логику правонарушителя. Это кропотливая работа, но интересная. Мне лично это всегда было интересно. А когда достигается результат, это приятно вдвойне.
По случаю праздника хочу от души поблагодарить всех сотрудников и ветеранов отдела за весомый вклад в результаты нашей общей работы. Искренне желаю всем крепкого здоровья, личного счастья и оптимизма.

Фото russianstock.ru

Как уже сообщалось, 28 октября президент России Владимир Путин подписал указ о назначении полицейского из Бурятии на должность заместитель начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России

Получить комментарий Олега Калинкина сайт пока не удалось, мобильный и рабочий телефоны полицейского не отвечают. В пресс-службе МВД Бурятии пояснили, что заместитель министра вышел в отпуск.

Насколько нам известно, сейчас он находится за пределами республики, - сообщили в пресс-службе полицейского ведомства.

Пересидел двух министров

В МВД Бурятии Олег Калинкин проработал 8 лет. В регион он приехал в команде краснодарского «варяг»а Виктора Сюсюры в 2006 году. Надо отметить, что Олег Калинкин стал одним из немногих, кто сумел удержаться в занимаемой должности, в то время как полицию республики сотрясали скандалы с назначаемыми министрами. Это уголовное преследование Виктора Сюсюры, его громкий арест сотрудниками УФСБ России и внезапное увольнение на пенсию назначенного из Омска Александра Зайченко.

После назначения в республику нового руководителя МВД Олега Кудинова, который пока остается с приставкой «врио», в кулуарах полицейского ведомства стали говорить о том, что Олег Калинкин покинет республику. Сам же правоохранитель комментировать подобные предположения не хотел.

Отметим, что замминистра бурятской полиции стал одним из самых заметных публичных руководителей МВД Бурятии, который участвовал в общественных мероприятиях, выступал с интервью и комментариями в республиканских СМИ. И как отмечают журналисты, был доступен для общения с прессой. В одной из публикаций он был даже назван «телезвездой и любимцем всех СМИ».

«Давно созрел»

Хоть и жаль, но я искренне рад за Олега Калинкина, за назначение на столь высокую должность. Он давно «созрел» для должности, которая предусматривает генеральское звание, - прокомментировал эту кадровую перестановку заместитель руководителя администрации главы и правительства Бурятии по взаимодействию с правоохранительными органами Петр Мордовской.

По его мнению, Олег Калинкин прошел достойную школу в правоохранительном ведомстве Бурятии.

Он не просто проявил себя как профессионал, человек, знающий свое дело, он сумел завоевать уважение коллег, выстроить взаимодействие министерства внутренних дел со всеми органами исполнительной власти в республике. Олег Викторович узнаваем и хочется отметить, что для республики весьма редкий случай, когда сотрудник уходит на столь вышестоящую должность. Он из числа немногих, продолживших плеяду выходцев из МВД Бурятии.

Петр Мордовской отметил, что ему звонят и сожалеют, что из региона уйдет один из опытных руководителей полиции.

Я считаю его своим другом, не один год совместно работали в Комиссии по профилактике правонарушений Бурятии. Хочется надеяться, что он будет поддерживать и курировать полицию республики, - выразил пожелание Петр Мордовской.

Справка

Олег Викторович Калинкин родился 3 апреля 1971 года в г. Наро-Фоминск Московской области. Окончил в 2002 году Московскую государственную юридическую академию. Службу в органах внутренних дел начал в 1991 году милиционером линейного ОВД Московского УВД на воздушном транспорте. В 2002 году назначен заместителем начальника Азово-Черноморского УВД на транспорте МВД России – начальником милиции общественной безопасности. В 2005-2006 году занимал должность заместителя начальника по кадрам и воспитательной работе Краснодарской академии МВД России.

С 2006 г. – заместитель Министра внутренних дел по Республике Бурятия – начальник милиции общественной безопасности (с 2011 года – полиции). Указом Президента Российской Федерации от 28.10.2014 № 685 назначен заместителем начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Котрабанду в московском регионе крышевал клан силовиков - авторитетных выходцев из Ростова-на-Дону. Такой вывод можно сделать, исходя из новых данных, которые стали известны в ходе расследования дела выходца из Ростова - полковника МВД Дмитрия Захарченко. Ранее выдвигались другие версии того, откуда в квартире родственников офицера ГУЭБиПК МВД взялось около восьми миллиардов рублей наличными. Предполагалось, что это могли быть средства вкладчиков «Нота-банка» , или откаты от крупных госзаказов , передаваемые через бизнесмена Пшегорницкого . Но пока что версия о сговоре полицейских, свивших свое змеиное гнездо прямо под крылом у директора ФСБ Александра Бортникова и министра внутренних дел Владимира Колокольцева , остается приоритетной.

О «ростовском землячестве» в силовых структурах говорят многие собеседники «Новой газеты» . Речь идет не только о ГУЭБиПК МВД , но и о Федеральной службе безопасности. В центральном аппарате ФСБ бывшие офицеры ростовского УФСБ составляют непропорционально большой процент. Захарченко в этом плане идеален: даже все непосредственные подчиненные у него были из родного города.

Полковник перевелся на службу в ДЭБ МВД в 2005 году из налоговой полиции Ростовской области . Протекцию ему обеспечил земляк и будущий родственник из Управления «М» ФСБ Дмитрий Сенин. Последний тоже обосновался в Москве не без родственных связей - с трудоустройством на Лубянке ему помог двоюродный дядя, генерал ФСБ Владимир Тимофеев . Далее карьеру Сенина и его будущих товарищей, выходцев из УФСБ по Республике Калмыкия Сергея Грибанова и Виктора Ешкулова, курировал тогдашний замначальника Управления «М» Владимир Максименко (именно этот офицер когда-то разрабатывал бывшего начальника ГСУ СКР Дмитрия Довгия ).

С тех самых пор молодые оперативники ФСБ и взаимодействовавший с ними Захарченко не расставались. Вместе взрослели, получая повышения в званиях, вместе отдыхали, вместе проводили оперативные мероприятия.

В 2013 году родственник Захарченко Дмитрий Сенин и его младший коллега Сергей Грибанов подрались в ресторане «Порто Мальтезе» на Ленинградском проспекте с неким владельцем транспортной компании и криминальным авторитетом , по мнению сотрудника ФСБ, якобы на почве коммерческого конфликта. «Тогда усилиями Максименко, находившегося в должности прикомандированного сотрудника ФСБ в Следственном комитете, СУ СКР по ЦАО по Москве было возбуждено уголовное дело, оппоненты Грибанова и Сенина понесли серьезное наказание», - информирует источник. К тому моменту Сенин и Грибанов, продолжает он, уже «могли себе позволить такие вольности», потому что «еще в 2009 году «ростовские», как их тогда уже называли, обрели настоящую силу».

Махачкалинский транзит

17 сентября 2008 года в аэропорту «Внуково» сотрудники Московского управления внутренних дел на воздушном и водном транспорте (МУВД на ВВТ) задержали двух пассажиров рейса № 371 «Махачкала - Москва» - сотрудников ЧОП «Карат» Шамиля Мамилабагандова и Курамагомеда Алиева. Последние доставили в Москву багаж из 15 спортивных сумок с 359,5 млн рублей, $1,7 млн и €645 тыс. Это были курьеры преступной группы Игоря Кузнецова , Абдуллы Гасанова, при помощи братьев Магомеда и Магомедрасула Каратовых занимавшейся обналичиванием денежных средств через банки Дагестана. Спустя два дня оперативники МУВД на ВВТ задержали еще двух пассажиров из Махачкалы - они везли 47,6 млн рублей. [По делу группы "черного банкира" Кузнецова также проходят: Татьяна Жукова, Ирина Ермакова, Олеся Кочубей, Людмила Миронова, Ольга Пивунова, Марианна Фролова, Сергей Соловьев, Сергей Горячев и Инна Марьина]

Громкая операция, которую официальные представители МВД тогда прозвали «дагестанский кэш», довольно скоро получила неожиданное развитие - Мещанский районный суд города Москвы, рассматривавший законность задержания «курьеров», вынес решение о возврате изъятых денег. А летом 2009 года четверо рядовых сотрудников ОРЧ МУВД на ВВТ были задержаны оперативниками Управления «М» ФСБ по подозрению в превышении должностных полномочий и хищении части изъятых денег в сумме 30 млн рублей.

Как сегодня выясняется, задержание полицейских было произведено на основании оперативной информации Дмитрия Сенина и Сергея Грибанова.

В результате операции против сотрудников МУВД на ВВТ МВД, в котором активную помощь Сенину и Грибанову оказывал сотрудник ГУСБ МВД Дмитрий Сабынин, в 2010 году была проведена масштабная кадровая реорганизация. Структурные подразделения департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД были преобразованы в Управления на транспорте (УТ) МВД по федеральным округам, а ключевым подразделением стало УТ МВД по ЦФО. В его ведении находились аэропорты «Шереметьево», «Внуково» и «Домодедово».

Именно УТ МВД по ЦФО, согласно оперативным материалам ФСБ, стало основным объектом внимания друзей Дмитрия Захарченко - Дмитрия Сенина и Сергея Грибанова.

Омский конкурент Алексеев

Начальником УТ МВД по ЦФО стал генерал Андрей Алексеев . Он заполнил штат подведомственного ему УБЭП полицейскими из Омска. Дмитрию Сенину и Сергею Грибанову, судя по материалам ФСБ, такое решение Алексеева не понравилось - и они начали оперативную разработку его подчиненных. «Грибанов поначалу через доверенных посредников делал попытки неофициального контакта с руководством УБЭП УТ МВД по ЦФО в лице начальника ОРЧ [Ильи Олеговича] Витницкого. Однако и Витницкий, и [Виктор] Паршин (на тот момент - начальник УБЭП), и Алексеев предложения Грибанова игнорировали, рассчитывая на собственные связи в руководстве МВД. Тогда, получив отказ, Грибанов и Сенин нашли несколько кандидатов на вербовку, в отношении которых имелись компрометирующие материалы», - следует из рапорта сотрудника ФСБ.

Далее, описывает в своем рапорте сотрудник спецслужбы, «один из завербованных сотрудников стал источником оперативной информации в отношении сотрудников 2-го отдела ОРЧ (УБЭП УТ МВД России по ЦФО), которым руководил Евгений Изергин. Информация по Изергину прошла успешно, и последний был арестован . Тогда Грибанов, войдя в контакт с ним и с посредником по фамилии Андреев, получил достаточно информации на все руководство УТ МВД по ЦФО». Стоит добавить, что Изергин являлся личным ставленником генерала Алексеева.

«Оценив обстановку и найдя «подходы» к Грибанову, с предложением о сотрудничестве к Витницкому вышел сотрудник МВД Константин Э., - продолжает в своем рапорте сотрудник ФСБ. - Константин Э. планировался Грибановым и Сениным на начальника УБЭП. Константин Э. по указанию Грибанова предложил Витницкому урегулировать конфликт с Грибановым. Витницкий согласился. Так Грибанов, получив «оперативную» информацию о попытке подкупа и физической угрозе в свой адрес со стороны объекта его разработки, довел эту информацию до сведения своего руководства и на этом основании добился задержания и ареста Витницкого. Кроме того, Грибанов получил государственную защиту - на тот момент его охраняли сотрудники 6-й службы УСБ ФСБ».

Спустя год после того, как Сергей Грибанов организовал себе госзащиту, в отношении него и Дмитрия Сенина была проведена служебная проверка. Инициатором стал новый начальник Управления «М» ФСБ Алексей Дорофеев .

Водно-воздушная контрабанда

Почти сразу после проведения структурной реформы в МВД куратором УТ МВД по ЦФО по линии Управления «М» ФСБ был назначен недавно переведенный из УФСБ по Ростовской области Евгений Веселовский.

А одним из главных партнеров сотрудников Управления «М» ФСБ тогда стал некий предприниматель Сергей Пушкарев: «Он (Пушкарев), используя реквизиты фирм-однодневок , зарегистрированных в налоговом органе по утраченным паспортам или без ведома их владельцев, осуществлял поставки контрафактной продукции из дальневосточного региона. Его подельниками и напарниками являлись Литвиненко И., Борисов Е. и Скрябиков А. Через своего подельника, гражданина Молдавии по фамилии Чорбе, Пушкарев вышел на контакт с Грибановым и Веселовским и рассказал им о схеме поставки контрафакта в Москву».

Чтобы увидеть результаты работы сотрудников Управления «М» ФСБ с Пушкаревым, достаточно взглянуть на их декларации того периода. В течение года Сенин приобрел несколько квартир в центре Москвы, а также автомобили Mercedes GL500 и Lexus LX570. Сергей Грибанов же обзавелся земельным участком в Одинцовском районе Московской области и двумя автомобилями BMW X6, а его супруга стала совладелицей автосалона Ford на Ленинском проспекте.

Несмотря на покровительство бизнесу Пушкарева со стороны сотрудников ФСБ, новый руководителю УТ МВД по ЦФО генерал Виктор Шимаров стал задерживать поступавшие в столичные аэропорты грузы из Владивостока. «По результатам оперативных мероприятий сотрудниками УТ МВД по ЦФО был возбужден ряд уголовных дел с изъятием большого объема контрафактной продукции. Количество только изъятых телефонов составило более 30 000 штук. Общий ущерб правообладателю товарного знака Nokia составил более 200 млн рублей, товарного знака Apple   - более 140 млн рублей, товарного знака Samsung   - более 200 млн рублей», - рассказывает в своем рапорте сотрудник ФСБ, отмечая, что «речь идет только об одной товарной партии».

По словам сотрудника ФСБ, в тот момент на руководство УТ МВД по ЦФО постоянно выходили с настоятельной «просьбой» беспрепятственной работы Сергея Пушкарева. «По имеющимся оперативным материалам, в том числе полученных с использованием аудио- и видеотехники, Пушкарев С.Б. осуществлял материальное стимулирование «друзей-сотрудников» Управления «М» ФСБ России, являющихся кураторами УТ МВД России по ЦФО», - следует из рапорта сотрудника ФСБ.

Надо отметить, что в конце 2012 года в штате Управления «М» ФСБ произошли некоторые изменения: известный нам Дмитрий Сенин покинул эту структуру, переведясь в оргинспекторское управление ФСБ, а Сергей Грибанов сменил направление - отныне он курировал кадровое обеспечение в МВД и подведомственных учебных учреждениях.

В 2013 году из УФСБ по Ростовской области в Управление «М» ФСБ перевелся Сергей Агапов - он заменил Сергея Грибанова на посту куратора транспортного направления.

2013 год стал ключевым в противостоянии Управления «М» ФСБ и УТ МВД по ЦФО. Сначала полицейские в рамках операции «Контрафакт» изъяли в столичных аэропортах ряд предметов с незаконно нанесенной символикой Олимпийских игр в Сочи. Согласно рапорту сотрудника ФСБ, было возбуждено 49 уголовных дел по признакам незаконного использования товарного знака, а установленный ущерб правообладателям составил более 500 млн рублей.

«В ходе реализации поступающей оперативной информации 23 июля 2013 года в аэропорту «Шереметьево» на территории склада грузового терминала ОАО «Шереметьево-Карго» выявлен гражданин Чегодаев Сергей Васильевич, который, действуя по доверенности от ООО «Никос», получил груз весом 220 кг, представляющий собой женские куртки и плащи в количестве 130 штук различных производителей, с признаками незаконного использования товарного знака. Товаротранспортные документы на указанный груз отсутствовали. Сотрудниками УТ МВД России по ДФО проведено ОРМ, в результате которого в накладных обнаружено значительное количество контрафактной продукции. Груз был осмотрен и изъят. На начальника УТ МВД России по ДФО Волкова оказывалось активное административное давление с целью прекращения проверки и выдачи груза коммерческой структуре. В создании давления принимали активное участие сотрудники Управления «М» ФСБ России».

По окончании Олимпиады в Сочи куратор УТ МВД по ЦФО Веселовский был уволен со службы. По словам сотрудника ФСБ, «при помощи Захарченко ему удалось устроиться в одну из коммерческих компаний, занимающихся торговлей зерном».

Помимо ввоза китайской номенклатуры сотрудникам УТ МВД по ЦФО в 2015–2016 годах удалось пресечь ввоз на территорию России турецкой одежды из Армении, что также вызвало недовольство. «Формальным продавцом товарных партий было «ООО «Трейдинг», формальным получателем - ООО «Текстиль Опт Торг», но фактически борты для перевозки в Домодедово фрахтовал топ-менеджер группы компаний «Максима»», - следует из рапорта сотрудника ФСБ.

Ария Захарченко

Летом 2016 года генерал Виктор Шимаров подал рапорт об отставке. По словам знакомого с генералом сотрудника МВД, Шимаров «просто устал бороться с оппонентами из Управления «М» ФСБ»: «Простой пример: начиная с 2013 года он не мог получить звание генерал-лейтенанта. Департамент кадров МВД дважды в год готовил представление на его повышение, но документ даже не доходил до администрации президента - его «зарубали» на стадии согласования в Управлении «М» ФСБ». Кроме того, по словам собеседника, Шимаров и отдельные его подчиненные «подозрительно часто» подвергались служебным проверкам: «Задание на оперативную установку (проверка личности со слов соседей и коллег) выписывалось руководством ГУСБ МВД, задание на скрытое наружное наблюдение - сотрудниками Управления «М» ФСБ, в частности Агаповым».

«Да, это правда. А летом Шимаров объявил личному составу, что уходит. «Я не хочу, чтобы из-за моей позиции пострадали вы», - сказал он тогда», - вспоминает один из сотрудников УБЭП УТ МВД по ЦФО.

В результате Шимарова сменил заместитель начальника ГУЭБиПК МВД Олег Калинкин , который находился в товарищеских отношениях с Сергеем Грибановым и Дмитрием Сениным.

По словам сотрудника ФСБ, Калинкин последние два месяца не санкционировал ни одного оперативного мероприятия своих подчиненных. «Он ведет себя тише воды, ниже травы. Исходя из некоторых ОРМ, Калинкин был хорошо знаком с Захарченко, даже очень хорошо… Сейчас ему, видимо, кажется, что никто не обратит внимание на его связи с Захарченко и сотрудниками ФСБ. Но это не так», - говорит собеседник, поясняя, что в ОРМ попали переговоры Калинкина по приглашению на должность своего заместителя близкого товарища Захарченко, начальника УВД по ЗАО по Москве [Игоря Юрьвича] Петухова.

Зато с назначением Калинкина за штат были выведены все начальники отделов УБЭП УТ МВД по ЦФО, то есть формально заниматься борьбой с контрабандой на московском авиаузле просто некому. Схема, одним из эпизодических результатов работы которой могли быть те самые 8,5 миллиарда, до сих пор работает. К тому же нет никакой гарантии того, что вскрытие и задержание всей «группы Захарченко», хоть каким-то образом повлияет на объем контрабандны. Скорее всего, как и в случае с кадровыми перестановками в ФСБ после задержания Андрея Бельянинова, на смену «ростовским» придет просто какой-нибудь другой клан.

Историю основания и развития транспортной полиции традиционно связывают с началом строительства в России железных дорог. В XIX веке магистрали охраняла жандармская служба. После революции 1917 года вопрос их охраны вновь встал на повестку дня. Первоначально выполнение этих задач легло на плечи только что созданной тогда народной милиции. Однако 18 февраля 1919 года был издан декрет ВЦИК «Об организации межведомственной комиссии по охране железных дорог». Именно этот день считается днём рождения российской транспортной полиции.

– Олег Викторович, для начала расскажите, пожалуйста, какие объекты входят в зону оперативного обслуживания Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу.

– Наши линейные подразделения обслуживают Московскую и Юго-Восточную железные дороги, Московский регион Октябрьской железной дороги, а также МЦК. Кроме того, в зону нашего оперативного обслуживания входит ряд аэропортов, 11 из которых международные, включая самые крупные – Шереметьево, Домодедово, Внуково. Мы также обеспечиваем правопорядок в акваториях Москвы-реки, Волги, Оки, входящих в зону оперативного обслуживания управления. Кроме того, линейные подразделения на водном транспорте есть в столице, Московской, Рязанской, Тверской, Калужской и Тульской областях.

– Читателей нашего издания в первую очередь интересует деятельность вашего многотысячного коллектива на полигоне Московской железной дороги. В частности, обеспечение безопасности пассажиров, сохранности перевозимых грузов. Давайте начнём с грузоперевозок.

– Сегодня основным грузоперевозчиком в России являются железные дороги. Естественно, грузы и товары требуют присмотра, которым занимается ведомственная охрана железнодорожного транспорта. Несмотря на это, имеют место хищения.

Транспортная полиция занимается установлением и привлечением к ответственности лиц, их совершающих. Мы также проводим работу по профилактике хищений. Сейчас минимизировать кражи позволяет современное техническое оснащение вагонов, прежде всего это системы сигнализации, пломбирования, запорные устройства с использованием навигационных систем. Однако преступления тем не менее совершаются. Естественно, они не такие массовые, как были, скажем, в 90-е. Существует и устойчивая тенденция снижения их числа. Так, если в 2015 году были зафиксированы 652 кражи грузов, то в 2017-м – 250. Указанные преступления в основном совершаются группой лиц, зачастую они имеют организованный характер. Только в прошлом году были ликвидированы 15 преступных группировок, занимавшихся хищениями на транспорте, а в 2016-м – 16.

– Перейдём к обеспечению безопасности пассажиров. Сколько электричек в сутки вы сопровождаете? Почему на одних маршрутах есть патрули, а на других – нет? За какие правонарушения полицейские чаще всего задерживают граждан в электропоездах?

– В сутки наряды транспортной полиции Центрального федерального округа сопровождают более 700 поездов пригородного сообщения, занимаются этим ежедневно около 140 сотрудников. В наряды выставляются наиболее опытные кадры, которые могут эффективно пресекать правонарушения и их документировать. Оказывают нам помощь в патрулировании охранники и контролёры-ревизоры ОАО «ЦППК». Однако направить патруль в каждый поезд невозможно, да зачастую и не нужно. А назначение сопровождения происходит следующим образом: каждый месяц во всех линейных управлениях и отделах анализируется криминогенная ситуация на участке оперативного обслуживания. Поезда, где зафиксировано наибольшее количество правонарушений или преступлений, берутся под сопровождение в обязательном порядке. Полицейские присутствуют в ранних утренних и поздних вечерних электричках. Учитывается день недели, сезон, проведение праздничных и массовых мероприятий, футбольных матчей. Наряды полиции направляются туда, где они нужнее всего. Как только ситуацию на определённом направлении удаётся стабилизировать, наряды перебрасываются на другие маршруты. Но больше всего патрулей в столичной зоне, ибо это, действительно, самый сложный участок, на котором очень много людей пользуются поездами. Чаще всего в электричках совершаются кражи. Причина простая – пассажиры засыпают в дороге, а их вещи кто-то забирает себе. Или попутчики присваивают предметы, забытые уже покинувшим вагон человеком. Всего в прошлом году в поездах пригородного сообщения были зарегистрированы 1200 преступлений. Почти половину из них составили кражи. Фиксируются также факты вандализма, грабежи, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.

Конечно, мы сопровождаем и поезда дальнего следования, а особое внимание в летний период уделяем поездам, перевозящим организованные группы детей.

– У москвичей большой популярностью пользуется Московское центральное кольцо. Как строится работа ваших подчинённых, обслуживающих МЦК?

– Общественный порядок и безопасность граждан на МЦК обеспечивают сотрудники линейного отдела полиции на станции Москва-Окружная, входящего в состав линейного управления на станции Москва-Павелецкая. Личный состав подразделения – это в основном сотрудники ППС, которые несут службу как на станциях, так и в подвижном составе. Всего в сутки на МЦК выходит до 10 парных патрулей. Отмечу, что, помимо представителей органов внутренних дел на транспорте, на МЦК работают сотрудники ведомственной охраны железнодорожного транспорта, частных охранных предприятий и служб транспортной безопасности. Мы действуем в тесном взаимодействии с ними.

– Достаточно часто поступают сообщения о травмировании людей поездами в столице и области. Не могли бы вы назвать причины, которые приводят к таким по- следствиям?

– Более 90% травмирований происходит в результате нарушения гражданами правил поведения на железной дороге. Пытаясь сэкономить деньги за проезд или пару минут на переходе, они прыгают с платформ перед приближающимися поездами. Люди переходят пути в неположенных местах, идут в капюшонах, наушниках, разговаривают по телефону. Конечно, существует и такая проблема: железнодорожные пути сегодня не везде огорожены…

Московская железная дорога тоже отслеживает ситуацию – строит надземные и подземные переходы, устанавливает ограждения. Но есть так называемые «народные тропы», по ним, как их ни перегораживай, люди всё равно идут на свой страх и риск, стремясь сэкономить минуту или рубль.

– Сегодня повсеместно обсуждается и осуждается зацеперство. Предлагаются различные методы борьбы с этим экстремальным развлечением. А как противодействует ему транспортная полиция?

– В прошлом году на территории, входящей в зону нашей ответственности, выявлены свыше 300 зацеперов, из которых 246 были несовершеннолетними. Из них более 50 пострадали, а двое погибли. Для того чтобы достучаться до подростков, убедить их не ставить под угрозу собственные жизни, наши сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних и представители транспортной прокуратуры провели тысячи профилактических бесед в учебных заведениях. Мы стремимся оградить несовершеннолетних от роликов, насмотревшись которых, они станут точно так же ездить на подножках и крышах поездов. Мы мониторим интернет, выявляем подобные сайты и страницы соцсетей, работаем с подростками в соцсетях, разъясняя последствия такого экстремального поведения на транспорте. За год Роскомнадзор по предоставленной нами информации заблокировал 125 страниц, содержащих этот опасный контент.

– А бывают в ваш адрес благодарности от пассажиров?

– Конечно, и достаточно часто. В среднем за неделю в наш адрес приходит пять-шесть благодарностей от пассажиров, которым помогли вернуть пропажу – планшеты, телефоны, документы. Бывают благодарности и в тех случаях, когда преступление было раскрыто по горячим следам или же от педагогов – после проведения в учебном заведении полезной беседы с подростками.

– Олег Викторович, в заключение расскажите, пожалуйста, немного о вашем коллективе, ну и, конечно, о том, какой он сегодня, сотрудник полиции.

– Сотрудник полиции, офицер – сегодня это обязательно человек с высшим образованием, а младший начальствующий состав – со средним и средним специальным. Возраст – в среднем 30–40 лет. Женщины составляют около 25% коллектива. Конечно, полицейским может быть только тот, кто абсолютно здоров не только физически, но и психически. Поэтому все кандидаты проходят исключительно строгий отбор по всем этим параметрам. За время службы полицейские неоднократно проходят ведомственную подготовку, переподготовку и курсы повышения квалификации, что способствует их кадровому росту. Есть у нас, как и у железнодорожников, и свои династии. Так, в линейном управлении на станции Москва-Рязанская уже не одно десятилетие служат полицейские из династий Хромовых и Зулоян. Много и семейных пар в наших коллективах. Молодые люди и девушки, придя к нам на службу, решают связать свои судьбы и впоследствии продолжают работать вместе.

Не забывают в нашем коллективе и ветеранов. Активно работает ветеранская организация, которую возглавляет Геннадий Никифоров. Мы поздравляем наших заслуженных работников с праздниками, помогаем, чем можем, предоставляем путёвки в дома отдыха. А ветераны, в свою очередь, приходят на встречи с молодёжью, передают свой богатый опыт молодым сотрудникам, выступают с беседами в учебных заведениях, а бывает, что и рекомендуют молодых людей для службы в полиции. Так что «выгода» обоюдная.

Беседовал Андрей Городнов