Отдел кадров. "об утверждении положения о главном управлении кадров министерства обороны российской федерации" Управление кадрами министерства обороны рф

«Выпускники военных ВУЗов должны быть готовы решать
самые сложные задачи. Для этого нужно запускать самые эф-
фективные образовательные программы».
Министр обороны Российской Федерации
генерал армии С.К. Шойгу

Генерал-полковник ГОРЕМЫКИН
Виктор Петрович, начальник Главного управления кадров Министерства обороны РФ, заслуженный военный специалист Российской Федерации

Подготовка квалифицированных военных кадров и развитие системы военного образования являются приоритетными задачами Мин­обороны России и важнейшими направлениями деятельности для обеспечения обороноспособности нашего государства.

В настоящее время система военного образования - это отлаженный и эффективно работающий механизм, задачей которого является подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации военных кадров.

Сегодня эти задачи решают 26 высших военно-­учебных заведений и 9 филиалов. Они находятся в непосредственном подчинении главнокомандующих видами и командующих родами
войск Вооруженных Сил, руководителей центральных органов военного управления - заказчиков подготовки кадров и функционируют в едином нормативно-правовом и учебно-­методическом поле Российской Федерации (рис. 1 ).

В 2017 году статус самостоятельных вузов будет предоставлен Казанскому высшему танковому командному училищу и Московскому высшему общевойсковому командному училищу в форме выделения их из состава Общевойсковой академии.

Главной особенностью военного образования на современном этапе является глубокая интеграция с войсками, способность оперативно реагировать на их потребности в подготовке военных кадров. В чем это проявляется?

Первое . Совершенствование системы управления военной организацией государства в решении вопросов подготовки к ее вооруженной защите и создание в этих целях Национального центра управления обороной Российской Федерации привело к формированию Военного института управления национальной обороной в составе Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Второе . Развертывание новых воинских частей и соединений (Арктическая группировка войск, соединения вблизи западной границы и др.) увеличило заказ на подготовку военных кадров. В 2017 году вузы выходят на полную емкость слушателей и курсантов. В последние годы проблемных вопросов с комплектованием первых курсов ни по количественному составу, ни по уровню знаний абитуриентов Минобороны не испытывает (в 2016 году средний конкурс составил: юноши - 4 чел., в командные вузы Сухопутных войск, ВДВ - более 6 чел. на место, Военно-медицинскую академию и Военную академию МТО - 9–11 чел., девушки - 11 чел. на место).

Во многом это результаты проведенной во всех субъектах Российской Федерации Всероссийской информационно-агитационной акции «Есть такая профессия - Родину защищать!» (рис. 2 ).

Третье . Перевооружение армии и флота, широкое использование в войсках беспилотных летательных аппаратов, робототехнических комплексов и систем, а также оружия на новых физических принципах вызвали необходимость подготовки соответствующих специалистов и открытия новых специальностей подготовки офицеров.

Четвертое . Переход на комплектование должностей младших специалистов для эксплуатации и применения сложных образцов вооружения и военной техники «контрактниками» потребовало их подготовки по программам среднего профессионального образования и формирования в вузах учебных центров. Сегодня такое обучение проводится в 25 вузах и их филиалах по 70 военным специальностям и 33 специальностям СПО.

Пятое . Придание военному образованию мобильности и увеличение количества обучающихся послужило активному внедрению новых форм обучения. С 1 сентября 2016 г. подготовка слушателей и курсантов военно-учебных заведений переведена на обучение по электронным учебникам и учебным пособиям.

Шестое . Применение Вооруженных Сил в Сирийской Арабской Республике и необходимость оперативного использования полученного опыта в образовательной деятельности вузов потребовали приоритетного рассмотрения на преподавательские должности офицеров, принимавших непосредственное участие в боевых действиях.

Седьмое . Расширение военно-технического сотрудничества укрепило имидж и престиж Вооруженных Сил, значительно увеличило географию стран и количество иностранных военнослужащих, обучающихся в вузах военного ведомства, послужило созданию в этом году Координационного комитета по вопросам военного образования при Совете министров обороны государств-участников СНГ.

Сегодня можно с уверенностью сказать о стабилизации системы военного образования и создании всех условий для ее дальнейшего развития, которое спланировано и проводится по следующим основным направлениям.

Первое. Совершенствование организации подготовки военных кадров, ее мобильности.

Результаты внезапных проверок и опыт применения войск показали необходимость усиления практической направленности обучения, введения для слушателей и курсантов режима подготовки, максимально приближенного к условиям прохождения военной службы в войсках.

В этой связи были скорректированы подходы к организации учебного процесса. В основу планирования положены боевые уставы, наставления и инструкции, результаты тактико-специальных учений. Практики и стажировки синхронизированы с мероприятиями боевой подготовки войск. Совместные межвузовские командно-штабные учения и военные игры проводятся на едином театре военных действий с участием соответствующих командований. Уровень знаний и умений слушателей и курсантов оценивается в соответствии с нормативами по боевой подготовке.

В результате возросла интенсивность подготовки военнослужащих, уже с первого курса появилась ярко выраженная практическая направленность обучения, повысился уровень знаний и умений обучающихся, необходимых для их быстрой адаптации в войсках.

Новые подходы к подготовке курсантов уже сегодня позволили им выполнять учебно-­боевые задачи на одном уровне с профессиональными войсковыми специалистами.

Показательным является проведение боевых стрельб в составе расчетов слушателей и курсантов Военной академии войсковой ПВО на государственном полигоне Капустин Яр. Боевые расчеты поразили все воздушные цели, а уровень подготовки слушателей и курсантов оценен на «отлично».

Аналогичные результаты показывают расчеты и экипажи курсантов других вузов.

Приведу еще два примера. В этом году курсанты Дальневосточного высшего общевойскового командного училища выиграли во всех номинациях армейских международных игр среди морских пехотинцев, а курсанты филиала Общевойсковой академии в г. Казани на равных с экипажами военных округов сражались за победу в танковом биатлоне.

Сегодня каждый пятый выпускник военного вуза завершает обучение с отличием, максимально сокращен период их становления в реальных условиях прохождения воен­ной службы, а в отзывах из войск отмечаются фундаментальная теоретическая подготовка и уверенные практические навыки выпускников в выполнении боевых и учебно-боевых задач (рис. 3 ).

Высокое качество подготовки подтверждают и результаты Международных олимпиад курсантов, в которых ежегодно победителями и призерами по всем учебным дисциплинам становятся представители вузов Минобороны России.

В дальнейшем мы планируем сохранить сложившуюся систему подготовки курсантов по программам «специалитета», слушателей - «магистратуры», продолжить «погружение» обучающихся в войсковую среду, увеличивать долю практического обучения на базе воинских частей и организаций, организовав наставничество войсковых специалистов над слушателями и курсантами.

Второе направление - развитие информационной образовательной среды и системы непрерывной подготовки военнослужащих в течение всего периода военной службы.

В этом направлении уже сделаны первые шаги - как отмечено ранее, с 1 сентября слушатели и курсанты военно-учебных заведений переведены на обучение по электронным учебным изданиям.

На основании утвержденного Министром обороны Российской Федерации единого стандарта вузовскими коллективами разработаны и оцифрованы свыше 12,5 тысяч учебников и учебных пособий. Внедрены базовые электронные учебники по 40 общим для всех вузов дисциплинам.

Электронные учебные издания отличает современное интерактивное и мультимедийное сопровождение, возможность проводить самоконтроль и оценивать знания обучающихся.

Все они объединены в единый информационный образовательный ресурс, к которому, как и к Президентской библиотеке имени Б.Н. Ельцина, электронному фонду диссертаций Российской национальной библиотеки и ведущим электронным библиотекам России, обеспечен доступ каждого военно-­учебного заведения (рис. 4 ).

Важный шаг в этом направлении - это интеграция электронных образовательных ресурсов «родственных» военных и гражданских вузов.

К примеру, уже сегодня организовано информационное взаимодействие Военной академии МТО и ее филиала в г. Вольске с Государственным университетом нефти и газа имени И.М. Губкина, Военно-воздушной академии с Московским государственным техническим и Санкт-Петербургским государственным университетами гражданской авиации. Работа по другим вузам продолжается.

Дальнейшее развитие электронной информационной образовательной среды направлено на расширение ее возможностей и обеспечение доступности военно­служащим как в период обучения в вузе, так и во время службы в войсках.

В этих целях предусмотрено создание закрытых сегментов электронных изданий, наполнение электронной библиотеки ресурсами научно-­исследовательских организаций, расширение взаимодействия ресурсов военно-­учебных заведений и профильных гражданских вузов.

Спланировано подключение к единой информационной образовательной среде всех воинских частей для предоставления военнослужащим, независимо от места прохождения военной службы, возможности использовать образовательные ресурсы в интересах повышения уровня профессиональных знаний, постоянного поддержания контакта с ведущими кафедрами и обеспечения непрерывной профессиональной подготовки в течение всего периода военной службы.

Третье, не менее важное направление, - это совершенствование содержания подготовки слушателей и курсантов.

Разработка и практическая апробация в реальных условиях новых форм и способов ведения боевых действий, а также опыт эксплуатации и применения поступающего в войска вооружения и военной техники ставят перед военным образованием задачу оперативного внедрения полученных результатов в образовательную деятельность.

В этой связи, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, Военная академия Генерального штаба и Военная академия МО РФ получили право и перешли на подготовку слушателей по самостоятельно устанавливаемым образовательным стандартам.

Это позволило решить поставленную задачу за счет расширения прав вузов в формировании учебных программ, их оперативной корректировки с учетом опыта войск и усиления практической составляющей образовательного процесса.

В настоящее время во исполнение поручения Президента Российской Федерации совместно с Минобрнауки России прорабатывается вопрос распространения права реализации самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов на все военные вузы.

Для совершенствования программ подготовки и содержания базовых военно-профессиональных дисциплин широко используется потенциал недавно созданного федерального учебно-методического объединения вузов Минобороны России по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 56.00.00 «Военное управление».

Уже сегодня оно активно работает над актуализацией федеральных государственных образовательных стандартов, координирует образовательную деятельность вузов в интересах обеспечения качества и развития высшего образования.

В дальнейшем федеральное УМО мы видим в качестве основной площадки для формирования содержания обучения слушателей и курсантов, выработки предложений по сопряжению военно-профессиональной составляющей подготовки по уровням военного управления (оперативно-стратегический, оперативно-тактический и тактический), внедрению единых подходов к методике преподавания дисциплин профессионального цикла и проведению межвузовских военных игр, командно-штабных и тактико-специальных учений.

Четвертое направление - это повышение уровня профессиональных компетенций преподавательского состава военно-учебных заведений.

За последнее время возросла укомплектованность вузов педагогами, имеющими ученую степень и ученое звание. Сегодня свыше 65 % преподавателей и научных работников военных вузов - это доктора и кандидаты наук, а 70 % от всего научного потенциала Минобороны России сосредоточено в военно-учебных заведениях.

Повысилась эффективность работы адъюнктуры и военной докторантуры. 60 % обучающихся завершают работу над кандидатской или докторской диссертацией по окончании обучения, а 80 % - в течение года после окончания адъюнктуры или военной докторантуры.

Хотелось бы особо акцентировать внимание, что военный педагог должен быть не только хорошим ученым и методистом, но и войсковым практиком, который может передать слушателям и курсантам свой опыт, научить их грамотно руководить подчиненными и выполнять боевые и учебно-боевые задачи, эффективно применять и правильно эксплуатировать сложнейшее вооружение и военную технику.

Широко внедряемое привлечение военных педагогов к мероприятиям повседневной, боевой и оперативной подготовки войск, испытаниям новых образцов вооружения и военной техники показало ее высокую эффективность.

Интенсивность этой работы ежегодно повышается. По сравнению с прошлым годом более чем в 2 раза возросло количество военных педагогов, участвовавших в учениях и внезапных проверках войск, в 1,5 раза - в испытаниях вооружения и военной техники.

Это позволяет преподавательскому составу не только поддерживать связь с
войсками, но и «чувствовать» должность, к которой он готовит слушателей или курсантов.

В первую очередь, такая форма повышения профессионального мастерства должна стать одной из основных для преподавателей кафедр «Стратегии», «Оперативного искусства», «Управления войсками и службы штабов», «Управления повседневной деятельностью войск» и многих других.

Кроме того, планируем ввести в активную практику стажировку преподавателей вузов на соответствующих должностях в органах военного управления, воинских частях и научных организациях.

В рамках развития системы военного образования и перевооружения Российской армии Минобороны России особое внимание уделяет комплексной модернизации инфраструктуры и учебно-материальной базы военно-учебных заведений (рис. 5 ).

В этих целях Министром обороны Российской Федерации утверждены программы развития каждого военно-учебного заведения на период до 2020 г., которые взаимоувязаны с Государственной программой вооружений и государственным оборонным заказом.

Они предусматривают упреждающую поставку в вузы современного вооружения, военной и специальной техники, которая синхронизирована с обеспечением учебных заведений соответствующими учебно-тренировочными средствами. Стоит отметить, что свыше 60 % учебно-тренировочных средств, закупаемых в рамках государственного оборонного заказа, поступают в вузы и учебные центры.

К 2020 году доля современных образцов вооружения, военной техники и тренажеров в вузах будет доведена до 70 % и выше.

Перспективным направлением развития тренажерной базы является не только обеспечение одиночной подготовки военнослужащих, но и широкое внедрение комплексных тренажерных средств, позволяющих обучать управлению подразделениями в условиях современного боя при применении межвидовой группировки войск (сил).

По решению Министра обороны Российской Федерации в последние два года особое внимание уделяется еще одному направлению развития - это привлечение в военное образование наиболее способной молодежи и ее ранняя профориентация на выбор профессии офицера.

В этих целях в 2015 году в трех военно-учебных заведениях созданы школы для одаренных детей: IT-технологий, инженерная и спортивная (рис. 6 ).

Ребята проходят конкурсный отбор, углубленно и с прикладной направленностью изучают профильные предметы, осваивают методологию научных исследований, теорию и практику проведения научных экспериментов, проводят летнюю практику в научных подразделениях вуза и НИИ.

Реализация этих подходов позволяет не только отобрать и подготовить воспитанников к обучению в военном вузе, но и развить их творческие способности, сформировать научные интересы и вовлечь в исследовательскую деятельность с учетом специфики будущей профессиональной деятельности.

К решению этих задач, а также к подготовке несовершеннолетних граждан к военной или к иной государственной службе вовлечены все довузовские учебные заведения, которые по праву являются значимым элементом всей системы военного образования.

В Минобороны сформирована сеть довузовских учебных заведений, география которых вот уже на протяжении 6 лет ежегодно расширяется (рис. 7 ).

Сегодня помимо трех школ для одаренных детей, в нее входят десять суворовских военных училищ, Нахимовское военно-морское училище с филиалами во Владивостоке и Севастополе, пять президентских кадетских училищ и пять кадетских корпусов, а также Московское военно-музыкальное училище.

В 2015 году открыто Пермское суворовское военное училище. Это первое суворовское военное училище, которое создано в Российской Федерации за последние почти четверть века.

В прошлом году открыто еще одно - Тульское суворовское военное училище.

1 сентября 2017 года первых воспитанников примет Петрозаводское президентское кадетское училище и филиал Нахимовского военно-морского училища в Мурманске.

Как и ныне действующие, эти учебные заведения будут оснащены современным учебно-лабораторным оборудованием, специализированными классами для углубленного изучения предметов и освоения дополнительных общеразвивающих программ.

Приоритетное направление их развития - это повышение качества подготовки воспитанников и совершенствование методики учебно-­воспитательного процесса.

В этих целях создано учебно-методическое объединение федеральных государственных общеобразовательных организаций Минобороны России.

Секция УМО, действующая на базе Пансиона воспитанниц, занимается вопросами содержания образовательного процесса, внедрения и развития инновационных технологий, апробации новых форм и методов обучения и воспитания.

Важная задача стоит перед секцией № 2, сформированной на базе Московского суворовского военного училища. Завершается выработка единых подходов к освоению предмета «Основы военной подготовки», в котором изучаются основы тактики, РХБЗ, огневой и строевой подготовки. Сегодня уже разработаны «Требования к результатам освоения обучающимися основ военной подготовки по годам обучения» и «Рабочая учебная программа по основам военной подготовки». С учетом поступивших предложений, эти документы в ближайшее время будут утверждены и реализованы во всех учебных заведениях.

Повышением уровня лингвистической подготовки обучающихся занимается секция № 3. Специалисты Лингвистического центра Минобороны России вырабатывают единые подходы и осуществляют методическое сопровождение языковой подготовки воспитанников, обеспечивают повышение методического мастерства преподавателей иностранных языков.

И еще ряд вопросов, над решением которых работает военное ведомство в целях развития системы военного образования (рис. 8 ).

Первый - это введение обязательного лицензирования программ военной подготовки и выдача по результатам их освоения соответствующего документа.

К примеру, в виде приложения к аттестатам об основном общем образовании и (или) полном общем образовании.

Второй - установление выпускникам довузовских учебных заведений дополнительных баллов за освоение программ военной подготовки, которые предлагается учитывать при поступлении на обучение по образовательным программам бакалавра.

Третий - создание в Московском и Тульском суворовских военных училищах подразделений с углубленным изучением основ и направлений военной науки, так называемых «научных классов».

Наиболее способные суворовцы будут изучать физические основы действия машин и механизмов, промышленных технологических процессов, микропроцессорной техники и проводить исследования. В этих целях в училищах будут созданы специализированные экспериментальные лаборатории и задействована база предприятий промышленности.

В завершение хочу еще раз подчеркнуть, что функционируя в едином образовательном пространстве Российской Федерации, систе­ма военного образования является неотъемлемой частью военной организации государства и находится на страже интересов своего Отечества.

Победный май

Отечественная война 1812 г.

Центральный архив

Военная историческая библиотека

Главная Энциклопедия История ведомства 95 лет ГУК МО РФ

Кадровым органам Министерства обороны России — 95 лет!

Без эффективной, хорошо организованной и слаженно действующей структуры, отвечающей за работу с кадрами, немыслима ни одна организация, ни одно ведомство. В Министерстве обороны России вопросам кадрового обеспечения всегда уделяется приоритетное внимание. Ключевая роль в организации этой деятельности принадлежит Главному управлению кадров — коллективу настоящих профессионалов, обладающих солидным служебным опытом и большим арсеналом знаний по всему спектру вопросов в своей сфере ответственности.

История Главного управления кадров — как слепок с биографии страны, отражение наиболее знаковых этапов в развитии и становлении Вооружённых Сил Российского государства. В русле внимания специалистов военно-кадровой работы всегда находились самые актуальные вопросы, связанные с подготовкой и комплектованием кадрового состава армии и флота. Сегодня Главное управление кадров Министерства обороны России по-прежнему находится на острие основных мероприятий, направленных на качественное преобразование Вооружённых Сил страны. Успешно реализуя поставленные руководством страны и Министерства обороны РФ задачи в области укрепления кадрового потенциала российской армии и флота, коллектив Главного управления кадров вносит свой весомый вклад в дело повышения обороноспособности государства.

О зарождении, этапах становления и современном состоянии военно-кадровой работы рассказывает начальник Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации генерал-полковник Виктор Петрович Горемыкин .

Появление прообраза будущих военных кадровых органов российской армии, которые вели повседневную работу, направленную в значительной мере на повышение заинтересованности военных профессионалов в добросовестном исполнении служебных обязанностей, относится к 30-м годам XVII века. Вместе с тем подобного рода структуры возникли ещё в Московском государстве, когда зарождалась и сама армия, берущая свое начало от отдельных отрядов и княжеских дружин. Необходимо было вести учёт воинов, распределять их по полкам, увольнять со службы, поощрять, а за проступки — наказывать, разыскивать беглых солдат, выполнять иные задачи. Для исполнения этих обязанностей требовались сначала писари, а в последующем — должностные лица, владеющие грамотой и навыками рационального использования людского материала, в первую очередь командного состава. Объём работы увеличивался, когда проводилась подготовка к военной кампании.

Во времена царствования Ивана Грозного и вплоть до реформ Петра I эту работу выполнял Разрядный приказ (Разряд), который ведал «служилыми людьми», то есть лицами, состоявшими на государственной, в том числе военной, службе. Первое упоминание о Разрядном приказе относится к 1531 году. Распоряжения русского правительства о ежегодных назначениях на военную, гражданскую и придворную службу заносились в разрядные книги. Фактически данные книги являлись одними из первых документов Российского государства, имеющих отношение к кадровой политике.

Одним из недостатков существовавшей в то время системы было то, что назначения на военные должности осуществлялись дьяками — людьми, слабо знакомыми с военным делом и к тому же не имеющими возможности оценить поведение назначенных в бою. И всё же Военное руководство, несмотря на очевидные недостатки, среди которых едва ли не самым опасным являлось отсутствие надлежащего контроля и чётких правил ответственности должностных лиц, сумело создать военно-административные учреждения, в том числе и кадровые, заложило базу для их последующего совершенствования. Именно на этой основе Пётр I проводил реформы первой четверти XVIII века, круто изменившие организацию, структуру, функции и полномочия органов военного управления. Наряду с созданием регулярной армии и флота, было централизовано руководство всей военной организацией, что способствовало упорядочению и развитию работы с военными кадрами. Приказы получили другие названия, стали подчиняться лицам, в наибольшей степени пользовавшимся доверием государя. Изменилась и их организационно-штатная структура.

В феврале 1711 года Петром I был подписан указ об учреждении Правительствующего Сената, и с этого момента приказы передали свои полномочия в ведение сенатской Военной канцелярии при Правительствующем Сенате. Особое внимание в ходе военных реформ Петр I придавал формированию офицерского корпуса, который составлял в войсках особый класс «начальных людей» и являлся основным объектом для работы кадровых служб. Офицерский корпус комплектовался преимущественно из дворянских детей, которые до получения офицерского чина обязаны были постигать азы воинской службы в полках гвардии (Преображенском и Семёновском) рядовыми и унтер-офицерами. И лишь после нескольких лет службы нижними чинами они получали возможность быть произведенными в обер-офицеры.

В целях обеспечения русской армии достаточным числом хорошо подготовленных офицеров, Петр I с первых дней строительства регулярной армии обратил особое внимание на создание военных школ. За короткое время были созданы артиллерийские, инженерные, мореходные и другие школы, в которых начали готовить офицерские кадры. Безусловно, это было лишь началом формирования военно-учебных заведений. За всю вторую половину XVIII века военные школы подготовили для войск лишь около 3 тысяч офицеров.

Существенным шагом Петра I в деле реформирования центрального военного управления стало создание в 1717 г. системы коллегий, которые отличались от приказов коллективным обсуждением и решением вопросов, единообразием организационного устройства и делопроизводства, более чётко очерченной компетенцией. Так, в 1718 году вместо Военной канцелярии была учреждена Военная коллегия, как орган центрального управления войсками. Она отвечала за устройство и образование войск, ведала вопросами комплектования, службы и инспектирования войск, выдавала патенты на воинские чины, занималась распределением и увольнением офицеров, а также решением других вопросов кадровой службы.

Тогда же были введены единая система воинских званий западноевропейского типа и твёрдые основы прохождения службы, закреплённые в Табеле о рангах. Теперь в основу службы и чинопроизводства была положена не родовитость, а личные способности, образование, опыт и храбрость. Кроме того, обеспечивалась возможность производства в офицеры выходцев из низших сословий. Все, кто получали на службе низший офицерский чин, становились потомственными дворянами.

С созданием в 1802 году Военного министерства Военная коллегия первоначально вошла в его состав как главный орган, а в 1812 году кадровая работа была передана в ведение Инспекторского департамента, который «заведовал …личным составом армии, её комплектованием …и призрением (социальным обеспечением) воинских чинов и их семейств». С реорганизацией Военного министерства, проведённой в 1832 году по плану императора Николая I, Инспекторский департамент перешёл в непосредственное подчинение военного министра, который наряду с другими вопросами теперь отвечал и за работу с кадрами, а по делам департамента предусматривался доклад императору. Это означало, что император рассматривал работу с военными кадрами как одну из наиболее значимых сфер военного управления.

Развитие военного искусства в период наполеоновских войн и создание массовых армий потребовало увеличения численности русской армии, что в свою очередь привело к расширению сети кадетских корпусов, являвшихся основой системы военно-учебных заведений России. В тоже время рост промышленного производства, развитие транспорта и связи, потребовали новых подходов в решении проблем организации военного управления, мобилизации и снабжения войск. Поражение России в Крымской войне послужило катализатором военных реформ 1862-1874 годов. В этой связи произошли изменения в системе военного управления, подготовки и обучения кадров.

В ходе указанных реформ совершенствовалась и организационная структура кадровых органов. В 1865 году Инспекторский департамент был объединён с Главным управлением Генерального штаба. В ведении новой структуры находились вопросы комплектования войск, производства и увольнения офицеров, надзор за состоянием войск в строевом отношении, учёт личного состава, определявшего военную силу государства.

Поражение России в русско-японской войне 1904-1905 годов выявило ряд серьёзных проблем в военной организации государства, в том числе в вопросах подготовки офицерского корпуса. Свои коррективы в систему подготовки командных кадров внесла и Первая мировая война. Армии необходима была не только высокопрофессиональная подготовка офицерского корпуса, но и весьма значительное увеличение его численного состава. В целом, в годы Первой мировой войны система кадровых органов военного ведомства с поставленными задачами справилась.

Февральская, а затем и Октябрьская революции 1917 года, по сути, привели к слому старой военной машины. Это, в свою очередь, вызвало определённые трудности в деле строительства Красной Армии. Кадровые вопросы решались в течение некоторого времени своеобразно: командиры не назначались военным руководством, а избирались красноармейцами. Но уже в апреле 1918 года ВЦИКом был принят декрет «О порядке замещения должностей в Рабоче-Крестьянской Красной Армии», которым выборность командного состава отменялась.

24 мая 1918 года в результате реорганизации структур бывшего Главного штаба старой армии было сформировано Управление по командному составу Всероссийского Главного штаба со штатом в 526 человек, правопреемником которого и является Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации в его нынешнем виде.

В конце 20-х и в 30-е годы в ходе военных преобразований происходили изменения и в органах военного управления. Главный кадровый орган армии носил наименования: командное управление РККА; управление по начальствующему составу РККА при НКО СССР; с 1940 года — Управление кадров Красной Армии, а с первых месяцев Великой Отечественной войны — Главное управление кадров НКО. Менялись его задачи, но основополагающие принципы подбора и расстановки кадров оставались неизменными.

Армия и флот оснащались необходимой боевой техникой и вооружением. Соответственно, вносились изменения и в кадровую работу. Она становилась более конкретной, целенаправленной и плодотворной. Подтверждением тому — подготовка квалифицированных офицеров всех видов и родов войск, принятие действенных мер для повышения авторитета командных кадров. В результате большой многогранной работы были созданы все необходимые предпосылки, прежде всего материальные, которые позволили Советскому Союзу и его армии выдержать все испытания Великой Отечественной войны и одержать победу.

В дальнейшем, в годы строительства Вооружённых Сил, кадровая работа осуществлялась в целях совершенствования организационной структуры армии и флота, а также подготовки и воспитания военных кадров. Поскольку развитие вооружения и военной техники в послевоенные годы шло бурными темпами, требования к офицерским кадрам возрастали, и руководство Вооружённых Сил обращало большое внимание на дальнейшее повышение уровня подготовки, подбора и воспитания руководящего состава армии и флота, улучшение стиля его работы, укрепление единоначалия.

В современных условиях актуальность и необходимость умелого и рационального использования кадрового ресурса в Вооружённых Силах Российской Федерации продолжает оставаться высокой. Это требует постоянного поддержания высоких профессиональных и морально-нравственных качеств всего коллектива Главного управления кадров. Наличие богатого служебного опыта, прочных деловых навыков позволяют офицерам и гражданскому персоналу ГУК оперативно и с высоким качеством выполнять поставленные перед ними задачи.

К их числу на современном этапе относятся следующие:

  • формирование и проведение кадровой политики в Вооружённых Силах;
  • организация прохождения военной службы военнослужащими по контракту;
  • планирование, организация и контроль комплектования Вооружённых Сил военнослужащими по контракту;
  • организация поступления граждан на государственную гражданскую службу, её прохождения и прекращения;
  • организация кадрового обеспечения замещения должностей работников;
  • организация работы с гражданами, имеющими воинское звание офицера, пребывающими в запасе Вооружённых Сил;
  • перспективное и текущее планирование подготовки и накопления офицеров запаса;
  • общее руководство военной подготовкой граждан в учебных военных центрах, на факультетах военного обучения и военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
  • организация работы по награждению военнослужащих и гражданского персонала и вручению им государственных наград Российской Федерации и ведомственных знаков отличия Министерства обороны РФ;
  • организация кадрового обеспечения мероприятий международного военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями;
  • организация выезда из Российской Федерации военнослужащих и гражданского персонала;
  • организация оказания иностранным государствам услуг по подготовке национальных военных кадров и технического персонала;
  • профилактика коррупционных и иных правонарушений;
  • организация и ведение персонального и статистического учёта офицеров, проходящих военную службу по контракту, и офицеров запаса, учёта военнослужащих по личным номерам, персонального и статистического учёта гражданского персонала.

В рамках перечисленных задач у Главного управления кадров Минобороны России существует ещё и множество функций. Назвать все их сложно, поэтому ограничимся наиболее важными, относящимся, в частности, к вопросам формирования и проведения кадровой политики в Вооруженных Силах:

  • участие в разработке и реализации Концепции и Плана строительства Вооружённых Сил Российской Федерации;
  • подготовка проектов нормативных правовых актов по вопросам прохождения государственной службы, регулирования трудовых отношений с работниками воинских частей и организаций, а также по организации работы с гражданами, имеющими воинское звание офицера, пребывающими в запасе Вооружённых Сил;
  • организация работы по рассмотрению обращений граждан и организаций по вопросам работы с военнослужащими по контракту и гражданским персоналом, поступивших в Главное управление кадров;
  • формирование государственного заказа по закреплённым направлениям деятельности.

Стоит отметить, что работа Главного управления кадров опирается на богатый опыт и строится с учётом перемен, происходящих в Вооружённых Силах и в стране в целом. Сегодня кадровая работа включает в себя две основные составляющие, назовём их научно-теоретическая и практическая. Научно-теоретическая составляющая — это разработка концепций, положений, формирование законодательной и нормативной правовой базы для обеспечения прохождения военной службы офицерами и другими категориями военнослужащих. В свою очередь, практическая составляющая включает в себя все текущие задачи кадровой работы.

На некоторых аспектах кадрового обеспечения всех категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, как практической составляющей кадровой работы, стоит остановиться подробнее.

С начала проведения мероприятий по формированию нового облика Вооружённых Сил (с октября 2008 года) по настоящее время директивами Генерального штаба штатная численность офицерских должностей была уменьшена почти в два раза. В настоящее время укомплектованность войск офицерами поддерживается на уровне, обеспечивающем выполнение задач по предназначению, — от 95 до 100 процентов.

С 2009 года введена ежегодная аттестация всего офицерского состава, а с 2011 года — аттестация всех военнослужащих рядового и сержантского состава, проходящих военную службу по контракту. По итогам аттестации составлены планы реализации решений, которые в настоящее время выполняются.

В 2008-2009 годах была разработана и внедрена система территориального перевода офицеров к новому месту службы — ротация офицерских кадров. За три последних года переведены к новым местам службы более 105,1 тысяч человек.

С начала 2012 года на кадровые органы возложено кадровое обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин. Для практической реализации новой задачи выстроена управленческая вертикаль: Главное управление кадров Минобороны России — отделы по работе с военнослужащими по контракту управлений кадров военных округов — пункты отбора на военную службу по контракту. Такие пункты созданы и функционируют в субъектах Российской Федерации.

Справочно:

«Учреждены приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 мая 2003 г. № 165 «Об учреждении военных геральдических знаков Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации»

Большая эмблема (герб) — изображение средней эмблемы, обрамленной серебряным дубовым венком овальной формы; в верхней части венка —эмблема Вооруженных Сил Российской Федерации.

Военные геральдические знаки отражают особенности функционального предназначения Главного управления кадров — осуществление руководства и контроля за работой кадровых органов Вооруженных Сил Российской Федерации, направленной на обеспечение укомплектованности Вооруженных Сил Российской Федерации офицерами, прапорщиками, мичманами в мирное и военное время.

Элементы эмблемы символизируют: крест с концами в виде золотых погон высших, старших, младших офицеров и прапорщиков — направления деятельности Главного управления кадров по основным категориям военнослужащих; золотая пятиконечная звезда (древнейший символ оберега, обороны, охраны, безопасности — традиционный исторический знак, отражающий офицерское звание) — задачу организации работы по присвоению воинских званий; золотые штралы в виде звезды ордена Святого Георгия — задачу по организации награждения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации; форма геральдического щита — ранг Главного управления кадров как центрального органа военного управления; красный цвет геральдического щита — цвет приборного сукна кадровых органов; эмблема Вооруженных Сил Российской Федерации — принадлежность Главного управления кадров к Министерству обороны Российской Федерации; дубовый венок (символ мужества, силы, стойкости и доблести) — верность воинскому долгу и мужество личного состава Главного управления кадров.»

Нужно подчеркнуть, что в кадровой работе важное место занимают вопросы стимулирования личного состава, в том числе награждения. И работа в этом направлении организована так, чтобы военнослужащие были по достоинству оценены за заслуги перед Родиной, чтобы государственные награды были предметом гордости и активно «работали» на дальнейшее повышение престижа военной службы, помогали укреплению офицерского корпуса страны.

В конце апреля 2013 года Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу побывал на Ашулукском военном полигоне (Астраханская область), где проходили учения ВВС и ПВО по отработке совместных действий по борьбе с вероятным агрессором. Министр обороны дал высокую оценку деятельности офицеров подразделений, участвовавших в учениях, и лично вручил награды наиболее отличившимся из них.

Стоит отметить, что в последние годы впервые в новейшей истории России за успешное выполнение боевых заданий государственными наградами награждены 5 соединений и воинских частей. Орден Кутузова появился на боевых знамёнах 45-го отдельного гвардейского полка специального назначения Воздушно-десантных войск и 393-й авиационной базы армейской авиации. Орденом Жукова были отмечены 10-я отдельная бригада специального назначения и 201-я Гатчинская дважды Краснознамённая военная база. Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» был награждён орденом Нахимова.

Все награды соединениям и воинским частям вручались лично Президентом Российской Федерации. Также Грамотами Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации награждены Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени Героя Советского Союза генерала армии В.Ф.Маргелова и 154-й отдельный комендантский полк.

Приведенные примеры — лишь часть из тех моментов, когда высшее военное руководство страны смогло воочию убедиться в качестве работы по подбору и расстановке командных кадров, реально оценить их боевую выучку, деловые и морально-психологические качества.

Необходимо также отметить, что за последнее время воинским соединениям возвращаются почётные наименования. Первыми этой высокой чести удостоились Преображенский и Семёновский полки. Возрождены (с передачей всех почётных наименований и наград) 2-я гвардейская мотострелковая Таманская ордена Октябрьской Революции Краснознамённая ордена Суворова дивизия и 4-я гвардейская танковая Кантемировская ордена Ленина Краснознамённая дивизия имени Ю.В.Андропова.

Многое делается и в плане поиска невручённых наград участникам Великой Отечественной войны и других боевых действий. К настоящему времени установлено более 4,3 тысяч ветеранов либо их родственников, которым вручены (переданы для хранения как память) более 4,6 тысяч орденов и медалей СССР. В настоящее время розыск указанной категории граждан продолжается по обращениям граждан, а розыск фронтовиков, кроме того, ведётся с использованием общедоступного электронного банка наградных документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годах». Нельзя не подчеркнуть, что при создании указанного ресурса в течение 2010-2011 годов была проведена экспертиза более 17,5 тысяч наградных листов времён Великой Отечественной войны.

В 2011 году в основном завершен процесс награждения государственными наградами участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Всего по представлению Минобороны России по этому направлению награждены 58 тысяч человек.

Возвращаясь к рассказу о деятельности Главного управления кадров на современном этапе, необходимо подчеркнуть тот факт, что в этой деятельности произошло много перемен в связи с появлением новых задач и функций. Пересмотрены подходы к решению кадровых вопросов, разрабатываются и активно внедряются новые кадровые технологии, методы и способы решения задач. В этой связи выше стали требования и непосредственно к офицерам Главного управления кадров Минобороны России, на чьих плечах лежит основная повседневная деятельность управлений и отделов. Преимущественно все они прошли хорошую армейскую или флотскую школу, имеют большой опыт службы в войсках.

Многие до назначения в Главное управление кадров командовали полками, кораблями, занимали ответственные должности в штабах, служили в управлениях кадров видов Вооружённых Сил, военных округов, флотов. За плечами подавляющего большинства офицеров — военные академии, высшие военные училища. Многие награждены государственными наградами, имеют учёные степени и звания. Пример качественного выполнения своих должностных обязанностей показывают такие офицеры, как полковники И.А.Белявский, А.С. Кузьмин, А.А. Воробьёв, В.В. Свирида, Л.И. Пракопович, С.В. Чунов, К.И. Ладыка, Д.Ю. Бескровнов, С.Н. Харламов, А.А. Шепеленко, В.Г. Никифоров, А.А. Кирдей, М.А. Дмитриев, А.В. Руг, О.П. Терентьев, И.С. Науменко, А.А. Сувернев, А.В. Яренко, С.В. Чернышов, В.П. Терентьев, И.И. Мингалёв, В.И. Снежко, В.Б. Ёркин, капитаны 1 ранга А.П.Богданов, А.В. Кулабухов, подполковник А.Ю. Исаков.

Накопленный опыт, деловые качества позволяют офицерам Главного управления кадров оперативно и с высокой эффективностью выполнять поставленные задачи, передавать накопленный опыт офицерам подчиненных кадровых органов.

Нельзя не отметить также и наш гражданский персонал. Среди тех, кто вносит достойный вклад в решение стоящих перед Главным управлением кадров задач, — И.В. Мануилова, И.О. Розенблюм, В.В. Серебряков, В.В. Романов, А.Ю. Морозов, О.Н. Костюк, А.А. Львова, Л.Л. Валеева, В.Е. Сиваш, Л.Н.Карасёва, С.В. Егорова.

Добрых слов заслуживает деятельность ветеранской организации Главного управления кадров Минобороны России. Мы всегда стараемся прислушаться к мнению наших уважаемых ветеранов. В марте 2013 года состоялось очередное заседание совета ветеранов ГУК МО РФ. Несмотря на возраст, в процессе совершенствования кадровой работы в Вооружённых Силах активно участвуют генерал армии В.Ф.Ермаков, генерал-полковники И.Г. Панин, А.К. Миронов, Ю.Н. Родионов, генерал-лейтенанты В.П.Брюхов, А.Г. Шеенков, А.Т.Авилов, Н.М.Васильев.

Возвращаясь к текущей деятельности Главного управления кадров Министерства обороны РФ нужно подчеркнуть, что переход Вооружённых Сил России на трёхуровневую систему управления вызвал соответствующие изменения и в общей схеме построения кадровой работы в войсках (силах). На сегодняшний день кадровые органы представлены на трёх уровнях общей системы управления Вооружённых Сил:

  • в соединениях (бригадах, дивизиях и им равных);
  • в объединённых стратегических командованиях (военных округах);
  • Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации.

С учетом масштабов решаемых задач и объемов работы на базе Главного управления кадров в 2012 году создан Единый кадровый орган Минобороны России, в зону ответственности которого вошло кадровое обеспечение всех категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и гражданского персонала Вооружённых Сил. В этой связи организационная структура Главного управления кадров Министерства обороны России, неоднократно менявшаяся за истекшие годы, в настоящее время включает в себя девять управлений:

  • первое управление (офицеров ОСК);
  • второе управление (организационно-плановое и комплектования);
  • третье управление (награждений и загранработы);
  • четвертое управление (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);
  • пятое управление (офицеров видов, родов войск);
  • шестое управление (органов военного управления, подчинённых Министру обороны Российской Федерации и его заместителям и вузов);
  • управление государственной гражданской службы;
  • управление (по регулированию трудовых отношений) ;
  • управление (военного образования) .

Деятельность ГУК невозможно также рассматривать в отрыве от не входящего непосредственно в его состав Управления учёта военнослужащих (Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации).

Основные усилия в кадровой работе 1-го управления , которое возглавляет генерал-майор Сергей Анатольевич Батюшкин, направлены на обеспечение требуемого уровня укомплектованности объединений, соединений и воинских частей военных округов профессиональными кадрами, проходящими военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих комплектованию всеми категориями военнослужащих. Укомплектованность войск и сил военных округов офицерами, а также другими категориями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, поддерживалась и поддерживается на уровне, обеспечивающем выполнение задач по предназначению.

Кроме того, 1-м управлением в соответствии с Указом Президента РФ от 2012 года № 1653 проводится работа по формированию Федерального кадрового резерва на 2013-2015 годы и выработке системы подготовки включённых в него должностных лиц. В основу подбора кандидатов в Федеральный кадровый резерв положен принцип отбора офицеров соответствующих определённым квалификационным требованиям и обладающих необходимыми профессиональными и личностными качествами к назначению на высшие воинские должности, подлежащие замещению высшими офицерами с учетом текущей и перспективной потребности в замещении этих должностей.

Немалое внимание уделяется формированию ведомственного кадрового резерва. Его основа — кандидаты на основные командно-штабные должности от командира батальона и выше.

В рамках реализации программы противодействия коррупции и профилактики коррупционных и иных правонарушений силами 1-го управления ведётся сбор и размещение на официальном сайте Минобороны России сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера военнослужащих и федеральных государственных гражданских служащих военного ведомства, должности которых подвержены коррупционным рискам. Кроме того, проведена огромная работа по сбору, обработке и заведению в информационные системы персональных данных и финансово-значимой информации о надбавках и иных денежных выплатах на всех военнослужащих военных округов.

В основе деятельности 2-го управления , которым руководит генерал-майор Юрий Петрович Бобров, лежит совершенствование законодательной и нормативной базы прохождения военной службы. На протяжении последних лет мероприятия в этой сфере осуществлялись особенно активно: были подготовлены проекты целого ряда федеральных конституционных, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, вносящих изменения и регламентирующих правовые основы военной службы по контракту. Именно Главное управление кадров Министерства обороны России принимает участие в качестве соисполнителя в совершенствовании нормативной правовой базы по вопросам государственных гарантий и компенсаций, социальной защиты военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Важнейшей составляющей работы 2-го управления являются вопросы комплектования Вооружённых Сил офицерскими кадрами. Возобновлена разработка планов комплектования офицерскими кадрами в целом Вооружённых Сил, а также видов и родов войск, военных округов (флотов) до объединений и соединений включительно. Планы предусматривают использование всех имеющихся источников комплектования. При планировании в полной мере используется наработанный в предыдущие годы опыт по служебному предназначению выпускников вузов. В прошлом году проведенный заблаговременно и интенсивно комплекс мероприятий позволил назначить выпускными приказами на офицерские должности 76 процентов лейтенантов. Серьёзное внимание уделено перспективному планированию восполнения потребности войск. При планировании комплектования вузов Минобороны России переменным составом на 2013 год учтены не только нормативные параметры набора под штатную численность офицерских должностей Вооружённых Сил, но и факторы, определяющие дополнительную потребность.

Неотъемлемая часть кадровой работы в армии и на флоте — награждения. За этот участок в Главном управлении кадров Минобороны России отвечает 3-е управление , которое возглавляет полковник Анатолий Витальевич Руг. За период с 2008 года за мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, отличия в ходе учений, несения боевого дежурства (службы), за заслуги в укреплении обороноспособности страны и высокие показатели в служебной и трудовой деятельности государственными наградами Российской Федерации отмечены свыше 12 тысяч военнослужащих и лиц гражданского персонала. Значительная их часть получила свои награды за мужество и героизм, проявленные в ходе операции по принуждению Грузии к миру, при ведении боевых действий по ликвидации незаконных вооруженных формирований на территории Северо-Кавказского региона, за участие в походах кораблей, учениях войск и сил флота. 49 человек были отмечены званием Героя Российской Федерации, в том числе 17 — посмертно. Ведомственными знаками отличия Министерства обороны отмечены 404,7 тысяч человек.

Специалисты названного управления также отвечают за подбор и оформление кандидатов для работы за границей в качестве советников, преподавателей, сотрудников аппаратов, загранпредставительств и других структур, осуществляющих непосредственное военное и военно-техническое сотрудничество в странах пребывания. Также ведётся подбор и организуется подготовка военнослужащих для участия в международных миссиях и операциях ООН по поддержанию мира в соответствии с принятыми на себя российской стороной международными обязательствами. Важное место в деятельности управления занимает подготовка национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств. Отдельным направлением работы является оказание услуг по подготовке иностранных специалистов из состава экипажей и боевых расчётов кораблей, подводных лодок, самолётов, вертолётов, зенитно-ракетных комплексов, ракетно-артиллерийской и бронетанковой техники, поставляемых в иностранные государства.

4-м управлением Главного управления кадров Минобороны России, возглавляемым генерал-майором Евгением Владимировичем Кучинским, реализована на практике чёткая и прозрачная система отбора, а не набора кандидатов на военную службу по контракту, соответствующих предъявляемым требованиям по состоянию здоровья, физической подготовленности, мотивированности на военную службу, профессиональной пригодности и другим параметрам. Приоритет при отборе отдается гражданам, пребывающим в запасе, обязательно прослужившим в Вооружённых Силах, имеющим необходимый уровень образования и требуемую военно-учётную специальность. Кроме того, все контрактники обязательно направляются на обучение, что ранее практиковалось крайне редко. С теми, кто не соответствует предъявляемым требованиям, не оправдывает по собственной нерадивости предоставленные возможности во время обучения и дальнейшей службы, без сожаления расстаются: на выполнение этой задачи нацелена вся созданная система контроля. В вершине функциональной пирамиды на этом участке деятельности находится именно 4-е управление Главного управления кадров Минобороны России.

В сфере внимания 5-го управления , которым руководит полковник Александр Васильевич Яренко, — организация работы по назначению офицеров видов, родов войск на воинские должности, освобождению от воинских должностей, своевременному увольнению, заключению контрактов, присвоению воинских званий. Также управление отвечает за изучение кандидатов для назначения на руководящие воинские должности, подготовка по ним предложений и материалов для рассмотрения на заседаниях Центральной аттестационной комиссии Министерства обороны Российской Федерации. Управление принимает участие в прогнозировании и планировании потребности в офицерах, а также в планировании, контроле распределения и должностного предназначения выпускников вузов Минобороны России. Оно ответственно за подготовку оперативной и достоверной информации об укомплектованности воинских должностей, замещаемых офицерами, готовит расчёты и предложения по обеспечению проводимых организационно-штатных мероприятий в части, касающейся использования высвобождаемых офицеров.

Управление также организует и контролирует проведение плановой замены офицеров, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации. В зоне внимания управления — организация и руководство работой по проведению аттестации офицеров, сбор, анализ, обобщение и представление руководству оперативных данных кадровой обстановки, а также основных показателей деятельности кадровых органов.

На 6-е управление , возглавляемое генерал-майором Михаилом Михайловичем Синюковым, возложены задачи в области формирования кадровой политики в Вооружённых Силах и её проведение в Центральных органах военного управления и в вузах Минобороны России. Оно проводит предварительную работу по набору и размещению выпускников вузов и Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации. Кроме того, это управление организует работу центральной комиссии Минобороны России по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, а также выполняет широкий спектр задач в рамках обеспечения функционирования Единого расчетного центра Минобороны России.

Бурное развитие средств вычислительной техники и информационных технологий потребовало новых подходов к решению вопросов автоматизации учета. Сегодня за решение всего спектра задач в этой сфере отвечает управление учёта военнослужащих , которым руководит полковник Сергей Александрович Боцвин. Стоит отметить, что личный состав управления совместно с предприятиями промышленности и научно-исследовательскими учреждениями Минобороны России активно участвует в проведении опытно-конструкторских работ по совершенствованию автоматизированных систем штатно-должностного и персонального учёта офицеров и прапорщиков Вооружённых Сил. Разработка и внедрение этих систем позволили поднять на новый уровень вопросы автоматизации учёта военнослужащих, повысить качество и эффективность работы кадровых органов всех уровней.

Приоритетной задачей управления государственной гражданской службы , руководство которым осуществляет Ирина Валентиновна Мануилова, является формирование кадрового состава федеральной государственной гражданской службы Минобороны России высококвалифицированными и грамотными специалистами. Этому способствует внедрение новых подходов к организации и прохождению гражданской службы. Кадровый состав гражданской службы ведомства формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации в результате организации и проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы, назначений на должности гражданской службы из кадрового резерва, а также назначений без проведения конкурсных процедур.

Одним из основных направлений деятельности управления является создание условий формирования кадрового резерва Минобороны России, прежде всего из числа гражданских служащих ведомства в порядке их должностного роста — одного из факторов, определяющих мотивацию профессиональной служебной деятельности гражданских служащих. Наличие такого резерва позволяет использовать потенциал гражданских служащих, оперативно замещать вакантные должности, в том числе во вновь создающихся центральных органах военного управления.

В сфере внимания управления — присвоение классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации, повышение профессионализма и компетентности кадрового состава путём применения системы дополнительного профессионального образования. В целом, эффективная деятельность управления государственной гражданской службы по качественному подбору и рациональной расстановке кадров с учетом их компетентности, профессионализма, нравственных ориентиров является одним из условий успешного выполнения поставленных перед ведомством задач.

Обеспечение реализации в Вооруженных Силах государственной политики в области трудовых отношений, контроль за соблюдением трудового законодательства, а также единой кадровой политики в отношении работников воинских частей и организаций и внедрение единых кадровых стандартов в Вооруженных Силах осуществляется управлением по регулированию трудовых отношений , которым руководит Игорь Олегович Роземблюм.

Основная задача управления — подбор гражданского персонала, оценка их профессиональных и личных качеств, организация с ними трудовых отношений. Кроме того, управлением проводится работа по нормативному правовому регулированию трудовых отношений работников воинских частей и организаций, реализации требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, координации и контролю деятельности кадровых органов Вооруженных Сил по вопросам регулирования трудовых отношений.

Перспективы развития Вооруженных Сил в значительной степени зависят от того, насколько они укомплектованы офицерами — наиболее профессиональными военнослужащими, являющимися основой армии, её становым хребтом. Состояние их профессионального уровня и качества подготовки существенно влияют на боеготовность армии и флота.

Сегодня войска и силы флота комплектуются офицерами из разных источников, основным из которых по-прежнему являются военно-учебные заведения.

Новым импульсом работы по совершенствованию системы военного образования служит возвращение в состав Главного управления кадров Минобороны России с 1 мая 2013 года управления военного образования. В настоящее время временное исполнение обязанностей начальника управления — заместителя начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации осуществляет полковник Игорь Алексеевич Муравлянников.

Перед управлением стоит важная и ответственная задача — организовать обучение и подготовку офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации, способных обеспечить обороноспособность нашей страны.

Подводя итог рассказа о прошлом и сегодняшнем дне главного кадрового органа Министерства обороны Российской Федерации, хочется отметить, что работа с кадрами — это в первую очередь работа с конкретными людьми, имеющими индивидуальные особенности, которые обязательно надо учитывать. В этой связи при выполнении служебных обязанностей офицеры и гражданский персонал Главного управления кадров Минобороны России стремятся исключать формализм, основываясь при принятии кадровых решений на требованиях нормативно-правовой базы, служебном и жизненном опыте, твердых знаниях психологии и педагогики. Глубокие знания и богатый опыт офицеров ГУК позволяют им всесторонне изучать профессионально-деловые возможности и личностные особенности кандидатов на те или иные воинские должности. Наблюдательность, тактичность, умение располагать к себе людей — непременные условия их успешной работы.

Большое распространение в современной кадровой практике получил альтернативный подход, когда на вакантную должность рассматриваются несколько кандидатур. При этом учитывается мнение широкого круга руководителей. Умелое обобщение отзывов о кандидате, подготовка руководству обоснованных предложений для принятия оптимального решения о его назначении помогают изживать протекционизм, искоренять назначения и перемещения по принципу «нравится — не нравится».

Безусловно, указанные реформы обусловлены велением времени. Динамично меняется геополитическая обстановка, совершенствуются формы и методы вооружённой борьбы, а, соответственно, требуется оптимизация и модернизация Вооружённых Сил, в том числе и системы подготовки, учёта и распределения кадров.

Объём и масштаб работы Главного управления кадров значителен. Каждое из управлений выполняет множество сложных специфических задач. Однако, единство целей и действий, сплоченность и взаимовыручка — вот что позволяет коллективу Главного управления кадров Министерства обороны России решать их успешно и с высоким качеством. Нельзя также не отметить и того, что, военно-кадровая политика сегодня, как результат деятельности кадровых органов, — неотъемлемая часть государственной кадровой политики, инструмент её практической реализации в армии и на флоте. Таким образом, Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации, основываясь на анализе современных условий развития общества, используя достижения научно-экономического потенциала государства и учитывая накопленный исторический опыт работы, выступает в качестве надёжного и эффективного инструмента военно-кадровой политики государства.


Приказ, Министр обороны Российской Федерации, "Об утверждении Положения о Главном управлении кадров Министерства обороны Российской Федерации", от 27.11.2002 г., № 444

Приказ Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Положения о Главном управлении кадров Министерства обороны Российской Федерации» от 27 ноября 2002 г.
· 444
Утратил силу в соответствии с приказом Министра обороны 2005 г.
· 5

1. Утвердить Положение о Главном управлении кадров Министерства обороны Российской Федерации (приложение
· 1 к настоящему приказу).
2. Признать утратившими силу приказы Министра обороны Российской Федерации и его заместителей, внести изменения в приказы Министра обороны Российской Федерации и его заместителей согласно Перечню (приложение
· 2 к настоящему приказу).
МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С. Иванов
Приложение
· 1
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
2002 года
· 444
ПОЛОЖЕНИЕ
о Главном управлении кадров Министерства обороны Российской Федерации
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации (далее именуется
· Главное управление) является центральным органом военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, предназначенным для осуществления руководства и контроля за работой кадровых органов Вооруженных Сил, направленной на обеспечение укомплектованности Вооруженных Сил офицерами, прапорщиками, мичманами в мирное время, в период проведения мобилизации, при введении чрезвычайного положения, военного положения и в военное время, организацию прохождения ими военной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для руководства системой военного образования Министерства обороны.
Главное управление по вопросам работы с военными кадрами и военного образования взаимодействует с видами Вооруженных Сил, военными округами и родами войск Вооруженных Сил, центральными органами военного управления Вооруженных Сил, а в пределах своей компетенции
· и с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.
2. Положение о Главном управлении кадров Министерства обороны Российской Федерации (далее именуется
· Положение) разработано на основании Положения о Министерстве обороны Российской Федерации.
В своей деятельности Главное управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, правовыми актами Министерства обороны и директивами Генерального штаба, указаниями центральных органов военного управления по вопросам, отнесенным к их компетенции, а также настоящим Положением.
3. Главное управление состоит из управлений, отделов и иных структурных подразделений. Организационная структура Главного управления определяется Министром обороны Российской Федерации, а его штат утверждается начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.





Организация функционирования и развития системы военного образования - одна из важнейших функций управления военного образования Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации. Реализация этой функции включает в себя следующие задачи:

определение направлений совершенствования системы образования Министерства обороны;

разработка с участием заинтересованных центральных органов военного управления предложений по созданию, реорганизации и ликвидации образовательных организаций Министерства обороны;

координация работы органов военного управления по вопросам руководства военным образованием;

организация работы по разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов подготовки специалистов с высшим образованием и средним профессиональным образованием для Вооружённых Сил;

обеспечение разработки примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны и др.

Всего на 1 января 2018 г. в системе военного образования Минобороны России действуют 14 военных академий и 8 их филиалов, Военный университет, 12 высших военных училищ и Военный институт физической культуры, а также два средних военно-учебных заведения
(161-я школа техников и 183-й учебный центр).

В рамках развития системы военного образования и перевооружения Российской армии Минобороны России особое внимание уделяет комплексной модернизации инфраструктуры и учебно-материальной базы военно-учебных заведений.

Эта работа проводится на основе утвержденных Министром обороны Российской Федерации программ развития каждого военно-учебного заведения на период до 2020 года.

Программы предусматривают:

  • упреждающую поставку в вузы современных образцов вооружения, военной и специальной техники, а также перспективных учебно-тренировочных средств;
  • наращивание научного потенциала военно-учебных заведений;
  • создание инновационной материально-технической базы для проведения научно-исследовательских работ в области обороны и безопасности государства.
  • Уже сейчас вузы обеспечены современными и перспективными образцами вооружения на 62%, а к 2020 году их доля возрастет до 70%
  • и более.

В учебный процесс активно внедряются современные информационные образовательные технологии.

По решению Министра обороны Российской Федерации с 1 сентября 2016 года подготовка слушателей и курсантов ведётся по электронным учебникам и учебным пособиям.

В каждом вузе созданы электронные библиотеки, а в Минобороны России - единый электронно-цифровой образовательный ресурс. Все вузы подключены к федеральным и региональным электронным библиотекам,
а также к библиотекам ведущих вузов страны.

Для подготовки слушателей и курсантов подготовлено свыше 9 тысяч электронных учебников и учебных пособий, в том числе более 70 базовых электронных учебников по общим дисциплинам, которые обеспечивают общие подходы в обучении одновременно во всех вузах.

Их отличают современные способы представления информации (3D-моделирование, интерактивные приложения, видеофрагменты и др.), возможность не только изучать учебный материал, но и самостоятельно проверять свои знания и умения.

В систему подготовки военных кадров введены новые специальности, связанные с эксплуатацией и применением робототехнических систем военного назначения и комплексов с беспилотными летательными аппаратами, IT-технологиями и автоматизированными системами управления, защитой информации и информационной безопасностью.

Кроме того, на основе современных достижений науки и техники и с учетом развития средств вооруженной борьбы скорректированы программы обучения вузов по всем высокотехнологичным специальностям. Для подготовки офицеров по эксплуатации и применению робототехнических комплексов ведущими учеными и педагогами военных вузов разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности «Робототехника военного и специального назначения».

Вузы Минобороны России реализуют актуализированные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования с учетом современных достижений военной науки и техники, передового опыта войск (сил), полученного в ходе учений и тренировок, мобилизационного развертывания войск (сил), особенностей боевого применения и обеспечения боевых действий при проведении специальных операций, в том числе за пределами Российской Федерации. При этом войсковые стажировки и практики слушателей и курсантов спланированы с учетом сроков проведения мероприятий боевой подготовки войск (сил) на учениях и тренировках.

Для организации взаимодействия органов управления военным образованием министерств обороны государств - участников Содружества Независимых Государств сформирован Координационный комитет по вопросам военного образования при Совете министров обороны государств - участников СНГ и принято решение о создании Ассоциации высших военно-учебных заведений государств - участников СНГ.

С открытием Петрозаводского президентского кадетского училища завершено выполнение поручения Президента Российской Федерации о формировании сети президентских кадетских училищ, охватывающей все федеральные округа. Всего в настоящее время в Минобороны России успешно функционируют 29 довузовских учебных заведений.

В последние годы Минобороны России особое внимание уделяется привлечению в военное образование и научную деятельность наиболее способной молодежи.

В этих целях созданы школы для одаренных детей (школа IT-технологий в Военной академии связи, инженерная школа в Военно-воздушной академии и спортивная школа в Военном институте физической культуры). В Московском и Тульском суворовских военных училищах созданы научные классы суворовцев.

Первые результаты деятельности школ показали высокую мотивацию обучающихся на развитие их творческих способностей и формирование научных интересов, вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность с учетом специфики будущей профессиональной деятельности.

Планируется открытие физико-математической школы в Военной академии РВСН и школы для одаренных детей в Военном инновационном технополисе «ЭРА» в Анапе.

Кроме специализированных школ для одаренных детей во всех довузовских учебных заведениях Минобороны России особое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности по различным направлениям науки и техники. Ежегодно среди воспитанников и воспитанниц проводится фестиваль инновационных научных идей «Старт в науку». Он является своеобразной интеллектуальной площадкой, где дети не только представляют свои разработки, но и защищают их перед профессиональным жюри.

Для подготовки суворовцев используется материальная база государственных корпораций, научно-исследовательских институтов и предприятий военно-промышленного комплекса.

Для всестороннего информирования общественности о процессах, происходящих в системе военного образования, в Министерстве обороны издаётся научно-популярный журнал «Вестник военного образования». На его страницах публикуются нормативные правовые документы, освещаются вопросы истории образования, его современного состояния и перспектив развития, обсуждается образовательные технологии, методики обучения и особенности подготовки военных кадров.

Таким образом, в Минобороны России выстроена четкая система подготовки кадров от воспитанника до офицера, которая позволяет с учетом новейших достижений науки и технологий готовить специалистов для эксплуатации и боевого применения современных и перспективных образцов вооружения и военной техники.

Дальнейшее развитие системы военного образования направлено на обеспечение высокого качества подготовки военных специалистов, поддержание требуемого уровня подготовленности научно-педагогических работников, выполнение аккредитационных требований к укомплектованности профессорско-преподавательским составом вузов, модернизации учебно-материальной базы военно-учебных заведений.

Как поступить на военную службу по контракту на воинские должности, для которых предусмотрены воинские звания офицеров, гражданину, не находящемуся на военной службе, и военнослужащему, проходящему службу по призыву?

Гражданин, не находящийся на военной службе, изъявивший желание поступить на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, подаёт заявление в военный комиссариат по месту воинского учёта (месту жительства) или в воинскую часть.
Гражданину, не находящемуся на военной службе, обратившемуся непосредственно в воинскую часть с заявлением о поступлении на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, командиром (начальником) воинской части после рассмотрения его кандидатуры выдаётся отношение. Отношение представляется гражданином в военный комиссариат по месту воинского учёта (месту жительства).
Военнослужащий, проходящий службу по призыву и изъявивший желание поступить на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, подаёт рапорт по команде командиру (начальнику) воинской части.
Гражданин (военнослужащий, проходящий военную службу по призыву), заявление (рапорт) которого принято к рассмотрению, является кандидатом, поступающим на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера.
Отбор кандидатов из числа граждан, не находящихся на военной службе, осуществляется военными комиссариатами, а из числа военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, – воинскими частями.
Военные комиссариаты проводят отбор кандидатов на основании:
– отношения, выданного командиром (начальником) воинской части;
– перечней вакантных воинских должностей, подлежащих комплектованию офицерами, представляемых в военные комиссариаты командирами (начальниками) воинских частей.

Отбор кандидатов из числа граждан, не находящихся на военной службе, осуществляется военными комиссариатами

По уровню квалификации кандидат должен иметь опыт не менее:

– одного года прохождения военной службы по родственной военно-учётной специальности для граждан, прошедших военную службу по призыву, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту на воинских должностях, для которых штатом предусмотрено воинское звание до прапорщика (мичмана) включительно;
– двух лет стажа работы по специальности, родственной военно-учётной специальности, для граждан, не прошедших военную службу по призыву или по контракту.
По уровню физической подготовки кандидат должен соответствовать требованиям к физической подготовленности граждан, поступающих на военную службу по контракту.
Требования к уровню образования и профессиональной подготовки не распространяются на граждан, не находящихся на военной службе, имеющих воинские звания офицеров и состоящих в запасе.
На кандидата, прошедшего отбор на военную службу по контракту, в воинской части подготавливается представление. Представление и личное дело кандидата представляются в порядке подчинённости в Главное управление кадров Министерства обороны РФ. Главное управление кадров рассматривает поступившие материалы, готовит и представляет статс-секретарю – заместителю министра обороны РФ проект приказа по личному составу.
Приказы по личному составу о приёме граждан на военную службу по контракту и заключению соответствующих контрактов подписываются статс-секретарём – заместителем министра обороны РФ.
Выписка из приказа о приёме на военную службу доводится Главным управлением кадров до кадрового органа вида (рода
войск) Вооружённых Сил РФ, военного округа, Северного флота, центрального органа военного управления, из которого поступили материалы на кандидата, а также до военного комиссариата по месту воинского учёта (воинской части, проводившей мероприятия по отбору) кандидата. Личное дело кандидата направляется в военный комиссариат по месту воинского учёта.
Кандидат должен соответствовать требованиям по уровню образования, квалификации, физической подготовки.
По уровню образования кандидат должен иметь высшее образование по направлению подготовки (специальности), родственное соответствующей воинской части, которая проводит мероприятия по отбору.
Военный комиссариат доводит приказ о приёме на военную службу до гражданина, вручает ему предписание для убытия в воинскую часть, информирует о порядке убытия и заключения контракта, направляет в воинскую часть его личное дело и уведомляет командира (начальника) воинской части о сроке его прибытия.

Уважаемые читатели! Если у вас есть вопросы, вы можете направить обращение, заполнив форму запроса в электронной приёмной на сайте Минобороны России (mil.ru).