Правительство рф не поддержало законопроект о частных военных компаниях. Проект федерального закона «О частных военно-охранных компаниях

Во вторник 23 января широко обсуждаемый проект закона о легализации частных военных компаний (ЧВК) будет направлен в правительство для получения экспертного заключения. Процесс может занять несколько недель. В случае положительного заключения правительства во второй половине февраля проект может быть внесен на рассмотрение Госдумы. О процедуре и предполагаемых сроках прохождения закона «Новой» рассказал заместитель председателя Комитета по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов.

Емельянов подтвердил «Новой», что текст законопроекта уже готов, но не стал раскрывать базовые принципы документа — по всей видимости, опасаясь активизации противников закона. Как это уже произошло в конце 2014 года, когда Госдума отклонила проект закона «О частных военно-охранных компаниях», внесенный через думский комитет по обороне депутатами Горовцовым, Шеиным, Носовко. Если бы он был принят в начале 2015 года, то российские ЧВК были бы легализованы, и России не пришлось бы делать вид, что в сирийской военной кампании не участвуют вооруженные подразделения, известные как «ЧВК Вагнера».

В 2014 году в пояснительной записке к проекту закона было подчеркнуто, что ЧВК работают более чем в 110 странах мира, при этом в Великобритании, Израиле, ЮАР и Бельгии в 2011—2012 годах произошел резкий рост количества частных военных компаний. Общее же количество ЧВК в мире — несколько сотен, а суммарная численность их сотрудников — более 5 миллионов человек.

Несмотря на то, что в России до сих пор нет правовой базы, регулирующей деятельность военных компаний, российские ЧВК работают на мировом рынке военно-охранных услуг с середины 90-х годов.

Опрошенные «Новой» эксперты оценили «емкость» российского рынка кадров, посчитав, что в разные годы в российских и иностранных ЧВК работали более ста тысяч россиян.

— Россия — хорошая кузница кадров для военных компаний, — заявил один из наших экспертов. — Вот конкретный пример. Только в России сейчас живут более 3,5 тысячи наших соотечественников, отслуживших во французском Иностранном легионе, а тех, кто получил французское гражданство и остался на Западе, — в разы больше

— Россия может поставить на мировой рынок военных услуг 100—150 тысяч специалистов, прошедших превосходную подготовку, — такую оценку дал еще один мой собеседник, работающий на мировом рынке военных услуг с конца прошлого века.

Но все российские ЧВК, оказывающие военно-охранные услуги за пределами страны, в России пока остаются на полулегальном положении, и над бойцами этих структур постоянно висит дамоклов меч привлечения к уголовной ответственности по статье 359 УК («Наемничество»).

Наемники по-российски

«Новая» уже рассказывала, как в октябре 2013 года сразу 267 россиян одномоментно могли получить тюремные сроки за наемничество. Напомню, зарегистрированная в Гонконге и работающая в Москве компания Slavonic Corps Limited («Славянский корпус») рекрутировала 267 добровольцев по контракту с министерством нефти и минеральных ресурсов Сирии для охраны «объектов добычи, транспортировки и переработки нефти». И только добравшись до Сирии, люди узнали, что эти объекты еще предстояло отбить у боевиков.

17 октября 2013 года в провинции Хомс «Славянский корпус» попал в засаду. Бойцы рассредоточились, заняли круговую оборону, даже успели окопаться и несколько часов отбивались от яростной атаки нескольких тысяч боевиков. После боя выяснилось, что один из добровольцев потерял планшет с документами, и боевики раструбили на весь мир о том, что в Сирии воюют русские.

«Славянский корпус» экстренно вывезли в Россию. Два самолета, которые приземлились во Внуково, окружили бойцы спецподразделения ФСБ «Альфа», всех добровольцев задержали. Так появилось 267 ДОУ — «дел оперативного учета» — с копиями личных документов и с объяснительными каждого из добровольцев. 265 человек отпустили, ограничившись профилактическими беседами. А для руководителей «Славянского корпуса» Вадима Гусева и Евгения Сидорова «контакт» с ФСБ завершился уголовными делами, приговорами и реальными сроками по статье 359 УК.

Но и для тех, кого отпустили по домам без уголовных дел, «контакт» с ФСБ не прошел бесследно. Возможно, это случайное совпадение, но о добровольцах вспомнили летом 2014 года. И почти все они оказались в учебном центре, развернутом близ хутора Молькино Краснодарского края. Вскоре их перебросили на Донбасс. Да, были и такие, кто хотел отказаться от этого сомнительного вояжа, но «добрые люди» напомнили им о судьбах Гусева с Сидоровым и о «явках с повинной», собственноручно написанных после возращения из Сирии.

Когда же началась операция ВКС России в Сирии, многих «добровольцев» перебросили из Донбасса на Ближний Восток, где они стали основным костяком вооруженных формирований, которые в России получили название «ЧВК Вагнера».

Как министр обороны обиделся на «повара»

В Сирии воевало несколько тысяч бойцов «ЧВК Вагнера». Воевали в составе четырех разведывательно-штурмовых бригад, артдивизиона, танковой роты, диверсионно-разведывательной, инженерно-саперной рот, роты связи, штабных и вспомогательных подразделений.

Финансирование бойцов осуществляется через российское ООО «Евро Полис», которое, как писала «Фонтанка» еще в июне 2017 года, якобы аффилирована с известным петербургским бизнесменом Евгением Пригожиным, которого в околокремлевских кругах называют не иначе как «поваром».

Боевой техникой, оружием и боеприпасами «ЧВК Вагнера» обеспечивает Министерство обороны. Боевые задачи вагнеровцам также ставили офицеры и генералы военного ведомства России. Они же осуществляли координацию взаимодействия «частников» с авиацией и подразделениями сирийской армии.

После освобождения Пальмиры, где решающую роль сыграли именно вагнеровцы, министр обороны Сергей Шойгу доложил Верховному главнокомандующему президенту России об успехе. Но оказалось, что Сергея Шойгу опередил Евгений Пригожин — Путин уже был в курсе подробностей освобождения древнего города.

9 декабря 2015 года министр обороны получил еще один «удар» от «повара». В этот день в Георгиевском зале Кремля прошел торжественный прием, посвященный чествованию Героев России. Среди приглашенных оказался и Дмитрий Валерьевич Уткин — руководитель «ЧВК Вагнера». А вместе с ним — как минимум трое ближайших его сподвижников. Причем, как нам рассказали сразу несколько источников, в военном ведомстве вообще не знали о приглашении «вагнеровцев» в Кремль.

Возможно, это случайное совпадение, но после приема в Кремле, у «ЧВК Вагнера» в Сирии начались серьезные проблемы: у них отобрали тяжелую технику, начались перебои со снабжением оружием и боеприпасами. По сведениям, полученным сразу из нескольких источников, лишь минувшей осенью, перед началом наступления на Дейр-эз-Зор, снабжение нормализовалось. Вернули и технику.

Кто оставил ФСБ без частной армии?

Как уверяют наши источники, в 2014 году закон о ЧВК не был принят, потому что против него работали лоббисты Минобороны. Дело в том, что функциями лицензирования и контроля над деятельностью ЧВК предполагалось наделить ФСБ.

Именно ФСБ должна была регистрировать ЧВК и отслеживать работу компаний как на территории России, так и за рубежом. Проектом закона чекистам поручалось создание и ведение единой информационной системы, в которой должны были отражаться номера лицензий, выданных ЧВК, и подробные сведения о ведении деятельности военных компаний.

Законопроект не понравился не только генералитету Министерства обороны — у него тогда оказалось много противников и в администрации президента, и в правительстве, — у всех, кто опасался появления у и без того всесильной ФСБ еще и подконтрольной ей частной армии, численностью в несколько сот тысяч хорошо подготовленных, обученных и превосходно вооруженных бойцов.

В новом же законопроекте, который во вторник будет направлен в правительство, функции лицензирования и контроля над ЧВК предлагается передать Министерству обороны. Более того, экс-главком Военно-космических сил, а ныне глава комитета по обороне Совета Федерации Виктор Бондарев озвучил идею, которая витает во многих кабинетах военного министерства. Бондарев заявил РИА «Новости», что если в правовом поле России появятся ЧВК, они должны быть встроены в вертикальную военную систему и подчиняться Минобороны — только в этом случае ЧВК якобы смогут стать реальной помощью регулярным войскам.

Закон будет работать только в России

Опрошенные нами эксперты скептически оценили предложение главы комитета по обороне Совета Федерации.

— Генерал Бондарев просто не понимает сути ЧВК, — сказал один из наших собеседников. — Его представление о ЧВК базируется на сирийском опыте привлечения к участию в боевых действиях «частников». А это в корне неправильно. Главная задача закона о ЧВК, кроме защиты бойцов от уголовного преследования за наемничество, — это допуск российских компаний к рынку военно-охранных услуг, заказчиком которых выступают или государство, или государственные корпорации. Речь, прежде всего, о вооруженной охране объектов и персонала российских компаний, работающих за рубежом.

Уже сегодня такие госкорпорации, как Газпром, Росатом, Роснефть, РЖД, имеющие контракты на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке, для охраны строек, месторождений, перевозок привлекают структуры, которые по своей сути представляют собой частные военные компании.

— Это общемировая практика. В том же Китае у всех ЧВК только один заказчик — государство. В США львиную долю заказов ЧВК получают от Госдепа, ЦРУ или минобороны. И только в России и государство, и госкомпании вынуждены придумывать какие-то обходные пути, не называя вещи своими именами.

Говоря об абсурдности интегрирования ЧВК в вертикаль военного ведомства, другой из моих собеседников привел такой пример.

— Допустим, Роснефть заключит с российской ЧВК контракт на охрану скважин. И что будет означать появление в Африке вооруженной компании, «встроенной в структуру» военного ведомства России? На языке международного права это будет означать военное вторжение.

— Нельзя игнорировать такой существенный фактор деятельности ЧВК, как законодательство «страны пребывания», — напомнил еще один собеседник.

— Российский закон о ЧВК даже после принятия не будет иметь никакой юридической силы на том же Ближнем Востоке или в Африке. Любая российская ЧВК, оказывая военно-охранные услуги за пределами России, руководствуется и будет руководствоваться законами именно той страны, в которой работает.

Правда, тут мой собеседник сделал поправку: «Если, конечно, речь не идет о «специфических» операциях, когда в случае успеха — все молодцы, а вот за провал будут отвечать только непосредственные участники. И привел конкретный пример спецоперации, которая была подготовлена, но в последний момент отменена.

«Специфическая» операция

6 марта 2008 года в Бангкоке таиландская полиция задержала россиянина Виктора Бута, которого США обвинили в поставках оружия колумбийской радикальной организации ФАРК. Больше двух лет адвокаты Бута пытались добиться его освобождения из тайской тюрьмы.

А осенью 2010 года одна из российских компаний, оказывающих военно-охранные услуги, получила заказ на похищение Бута.

Пикет у Генконсульства США в Петербурге с требованием к президенту США освободить Виктора Бута, подозреваемого в контрабанде оружием, в Россию. Фото: ТАСС / Интерпресс / Замир Усманов

Был установлен «контакт» с сотрудниками тюрьмы, которые должны были организовать вывоз Бута на судебное заседание по заранее оговоренному маршруту. В ходе поездки в одном из районов Бангкока местные жители должны были начать перестрелку друг с другом (холостыми патронами), а сопровождавшие россиянина охранники (уже получившие вознаграждение) — попрятаться. В суматохе заключенного планировали «изъять» из автозака и доставить загород, где уже ждал частный самолет, который должен был вывезти Бута из страны.

Но буквально за несколько дней до начала операции кто-то из заказчиков решил предупредить сотрудников посольства России в Таиланде, чтобы они в этот день не совались в тюрьму. Российские дипломаты заартачились, возможно, даже предупредили тайцев о готовящемся побеге. Все пришлось отменить, а участников, задействованных в подготовке «мероприятия», экстренно эвакуировать из Таиланда.

Кто ждет закон о ЧВК?

Очевидно, что катализатором дискуссии о необходимости форсирования принятия закона о ЧВК стало именно участие «вагнеровцев» в сирийской военной компании. Но «ЧВК Вагнера» — это, по разным оценкам, от 7 до 10 тысяч человек, при этом, напомню, потенциально Россия может поставить на мировой рынок военных услуг 100—150 тысяч специалистов. Даже сегодня количество россиян, уже задействованных в предоставлении военно-охранных услуг, сопоставимо с количеством участников боевых действий в Сирии.

Российские компании, оказывающие военно-охранные услуги, как правило, работают по субподрядам от американских и британских ЧВК. Самые известные — «Центр-антитеррор», «Тигр Топ-рент Секьюрити», «Редут-антитеррор» «Рускорп», «Форт Дефенс Групп». Более всего услуги российских компаний востребованы в Ираке и Афганистане.

Другая важная деятельности отечественных охранных предприятий — обеспечение безопасности судоходства в пиратоопасных районах мирового океана. В этой сфере работают VST, Muse Group, Moran Security Group.

Все эти ЧВК, готовые легализоваться в случае принятия соответствующего закона, можно условно разделить на две большие группы — «конторские» и «армейские».

«Конторские» — компании, организованные выходцами из ФСБ, служившими в подразделениях «Альфа» и «Вымпел». «Армейские» — созданы отставными офицерами ГРУ или ВДВ.

(К слову, большинство российских ЧОПов — охранные предприятия, созданные отставными офицерами МВД, им закон о ЧВК не нужен.)

В условиях правового вакуума практически все перечисленные компании — российские только по базированию головных офисов и «трудовым коллективам», а по правовой форме — структуры, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях. С другой стороны, этот же законодательный вакуум позволяет ЧВК работать на любого заказчика, а не только на Российскую Федерацию, и избегать любого пристального внимания отечественных силовых структур и спецслужб. Так что, вполне вероятно, что часть российских военных компаний из тени выходить не захотят.

https://www.сайт/2018-02-15/avtor_proektov_zakona_o_chvk_rasskazal_chto_prineset_rossii_legalizaciya_naemnikov

«Бенефициаром должно стать правительство РФ»

Что принесет России легализация наемников? Интервью автора законопроектов о ЧВК

Минобороны РФ/Global Look Press

Глава комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов 14 февраля заявил о том, что в свете последних событий в Сирии проект закона о легализации частных военных компаний (ЧВК) обрел дополнительную актуальность. Документ недавно был внесен в Госдуму и направлен сейчас в Правительство РФ для получения отзыва. Подобные законопроекты, начиная с 2012 года, направлялись в Госдуму четыре раза, но были отклонены. Об этом сайт сообщил сегодня один из их авторов — директор Независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития», член экспертного совета комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы РФ Виктор Ананьев..

— Текст законопроекта, о котором сказал Шаманов, пока не раскрывается. Вы участвовали в подготовке подобных проектов дважды — в 2015 и 2016 годах. Каковы их базовые принципы?

— Когда мы готовили первую редакцию закона «О частной военно-охранной деятельности», то отмечали, что частные вооруженные подразделения появились почти 60 лет назад по инициативе частных лиц. Потом на них обратили внимание спецслужбы и другие государственные структуры, которые поняли, что ЧВК можно использовать неофициально для решения определенных задач.

Сегодня некоторые частные вооруженные подразделения зарабатывают деньги для государственных элит, другие решают крупные политические вопросы для надгосударственных структур согласования и управления. Власти ряда стран увидели в ЧВК механизмы своей большой политики, направленной на ликвидацию национальных государств. Все понимают, что приход ЧВК в ту или иную страну может изменить внутренний политический климат.

В связи с этим над ЧВК нужен контроль. Считаю, что контроль должен быть тройной: соответствие нормам международного права, законодательства государства-происхождения и законодательства того государства, где ЧВК осуществляет свою деятельность. В России официально ЧВК отсутствуют.

Alexey Sukhorukov/Xinhua/GlobalLookPress

— Будете участвовать в обсуждении озвученного Шамановым проекта закона?

— Думаю, да. Мы поучаствуем на экспертном уровне и постараемся сделать все, чтобы документ соответствовал интересам нашего государства. Пока я не видел документа. Но предполагаю, что он основан на вариантах законопроектов, редакции которых ранее готовились нашим институтом.

— Вы можете сказать, сколько сегодня действует частных военных компаний в России?

— Никто из них не афиширует свою деятельность. Мы знаем некоторых бизнесменов, которые работают за рубежом. Но они не говорят о численности своих компаний. Это коммерческая тайна, и я их понимаю. Официально они осуществляют консалтинговые услуги, и если обнародуют истинную информацию, то подпадут под статью уголовного кодекса. Только безответственные люди не стесняются и заявляют: «Мы — ЧВК!» Кричите — вероятно, вами скоро заинтересуются компетентные органы.

Если говорить в глобальном смысле, то в мире насчитывается огромное количество крупных и мелких ЧВК. Думаю, счет идет на тысячи. Под международным документом Монтрё (о регулировании деятельности ЧВК. — Прим. ред.) в настоящее время подписалось около 70 стран. Это достаточно много.

ЧВК стали своеобразной самостоятельной международной отраслью, объем этого рынка оценивается от 150 млрд до 250 млрд долларов в год. Игнорировать такие факты нельзя.

— Кому должны подчиняться российские ЧВК — Минобороны, ФСБ?

— Будучи коммерческими организациями, ЧВК должны содержать хотя бы минимальную численность своего штата, поэтому в нашем проекте закона они на законном основании должны были охранять объекты Минобороны. Это позволяет разграничить сферы деятельности ЧВК и частных охранных организаций. С другой стороны, по команде правительства РФ и в соответствии с договором ЧВК может набирать людей для выполнения иных задач. Лицензирование деятельности ЧВК за рубежом может вести и Минпромторг, курирующий внешнеэкономическую деятельность. Использовать правоохранительные органы и иные силовые структуры неразумно, так как они выполняют свои специфические задачи.

Если брать зарубежный опыт, США, то там ЧВК контролируют Пентагон и Госдепартамент. Мы по ряду причин не можем проводить аналогии США с Россией, поэтому считаем, что бенефициаром ЧВК должно стать Правительство РФ. При этом таких компаний в России должно быть не более 10-15.

Matt Cetti-Roberts/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

— О каких конкретных «иных задачах» может идти речь?

— Основная задача — это защита собственности и интересов государства за рубежом. За границей у нас, к слову, много собственности. Возьмем, к примеру, «Газпром» или «ЛУКОЙЛ». Кто должен обеспечивать безопасность внутреннего периметра их объектов за границей? У ФСБ свои задачи, у Минобороны — свои…

— Наверное, службы безопасности этих компаний…

— А службы собственной безопасности у нас тоже не легализованы. И нет ни одной службы безопасности компании, готовой обеспечить безопасность ее объектов за границей. У них могут быть специалисты, но нет оружия. Кстати, ЧВК получают необходимое оружие в стране пребывания. Важно отметить, что подготовка работника для частных охранных структур не соответствует уровню требований ЧВК. Слишком многое нужно знать и уметь.

В итоге кто охраняет объекты ОАО «ЛУКОЙЛ» в Ираке? Англичане! А если нужно построить в Сирии, к примеру, железную дорогу протяженностью 500 километров? Кто будет заниматься ее охраной, если у правительства Сирии не хватает для этого сил и средств? После того, как власти Сирии обретут уверенность в своих силах, ЧВК могут возвращаться на родину.

При этом у России есть еще интересы по строительству за рубежом портов, атомных станций… Опять же, ЧВК могут охранять нефтяные месторождения, трубопроводы и многие другие объекты.

Институт проблем безопасности и устойчивого развития

— Хорошо, возьмем в качестве примера Сирию. Там официально находятся подразделения Минобороны РФ. Зачем нужны ЧВК?

— ЧВК нужны для того, чтобы подразделения Минобороны РФ занимались своими прямыми обязанностями. Охранять нефтяные поля накладно. А если Правительство РФ заключит с Сирией соответствующий договор и направит туда ЧВК, то проблема будет решена.

— Получается, что принятие закона о ЧВК — это исключительно правовой вопрос.

— Конечно. Хочу обратить внимание на то, что нахождение любого военнослужащего за рубежом — это присутствие чужой армии. Это вряд ли может восприниматься в позитивном ключе. ЧВК — другое дело, если имеются официальные договоренности сторон. С их помощью с учетом международного права можно легче решать определенные вопросы.

— Однако последние новости о ЧВК носят другой характер. Им приписывают участие в боевых действиях. Опять же, есть мнение, что легализация ЧВК в России — это своего рода благодарность ЧВК Вагнера за участие в войне на Донбассе.

— Об этом можно много говорить и писать. Мне сложно об этом судить, потому как я не был свидетелем участия ЧВК в боевых действиях. Я знаю потребности страны как эксперт, но не могу проводить логические параллели с Донбассом. Говорят, что в СССР запретили карате, потому что избили родственника члена Политбюро. А может быть, другие причины были?

Что касается задач, то ЧВК не готовят для военных действий. Да, сотрудники таких компаний умеют обращаться с оружием. Но и наши военные полицейские тоже носят оружие.

Ни у одной иностранной ЧВК, например, не прописано, что она должна участвовать в боевых действиях. Об этом говорит и доктрина Монтрё. Если ЧВК отправляется за рубеж, должно прописываться, как и что ее представители должны защищать с оружием в руках.

ЧВК должны строго соблюдать требования гуманитарного права, нельзя с оружием в руках творить, кто что хочет. Должна быть ответственность — об этом также должно говориться в законе о ЧВК.

— Считается, что гибель бойцов ЧВК не несет такого политического напряжения, как гибель штатных сотрудников оборонных ведомств. И это якобы еще одна причина для легализации частных военных компаний в России.

— Я так не думаю. Если закон о ЧВК будет принят и в России кто-то воспользуется этим инструментом для ведения боевых действий, то это будет также конфликтно и проблемно. Введение ЧВК не решает проблем обеспечения воюющих сторон ресурсами. Они решают специфические задачи.

— Вы при этом почему-то не признаете наличие российской ЧВК Вагнера, о деятельности которой не высказался только ленивый.

— Я много чего видел, знаю и достаточно неплохо информирован. Да, существует некое формирование. Но отличить тут правду от неправды очень тяжело. А заниматься домыслами не очень хочется.

Yoshio Tsunoda/AFLO/GlobalLookPress

— Закон о ЧВК должен проговаривать вопрос финансирования этих компаний? Только ли это частный капитал или еще господдержка?

— Я думаю, финансирование может быть смешанным. Но суть в том, что у нас практически нет ни одной организации, которая бы смогла с нуля все сама сделать. По мнению очень авторитетных экспертов, чтобы подготовить 30 тысяч сотрудников ЧВК, нужен окружной полигон, один год и приблизительно 100 миллионов долларов. Поэтому государство будет вкладываться в это дело. Это не означает, что ЧВК будет только потреблять и ничего не возвращать. Я думаю, будут отработаны все финансовые механизмы и проблем тут никаких не будет.

— В документе прописываются условия заключения контрактов, страховки?

— Конечно, оговаривается зона ответственности, социальные и правовые гарантии.

— А что касается вооружения?

— Здесь нет никаких проблем, и вопрос провоза оружия через границу тоже не стоит. Приезжая в другую страну, будь то Ливия, Сирия, Ирак, Марокко или Венесуэла, сотрудник ЧВК получает любое вооружение на основании официального договора с правительством этой страны.

Aasif Shafi/ZUMAPRESS.com/GlobalLookPress

— Но если нет оружия, которым привыкли пользоваться бойцы ЧВК?

— Если для вас как журналиста основное оружие — блокнот с ручкой, то для сотрудника ЧВК нет необходимости иметь самолеты, вертолеты и танки, ему достаточно стрелкового оружия. А оно не является дефицитом нигде. Опять же, если задача — строительство форта или другого объекта, для этого оружия не нужно.

— Подводя итог, вы возлагаете на ЧВК роль мирного защитника интересов РФ за рубежом?

— Конечно, нужно защищать свои интересы за рубежом. Мы в свое время задавали вопросы всем силовым ведомствам, и никто из них, как выяснилось, не хочет заниматься этой тематикой. У всех свои задачи, как я уже говорил.

Российские ЧВК должны иметь одного бенефициара — правительство страны, и при этом они должны быть вписаны в мобилизационную готовность наших Вооруженных сил. Но говорить о том, что ЧВК — это своего рода резервы для ВС РФ, не стоит. Мы всегда найдем людей для боевых действий, и частные военные компании для этого не нужны. ЧВК — дорогое удовольствие, и использовать их нужно с умом.

Гибель российских наемников в Сирии, уголовные дела и другие ЧВК

12 февраля стало известно об авиаударе, который международная коалиция во главе с США нанесла по российским наемникам из так называемой ЧВК Вагнера. Данные об обстоятельствах военного конфликта, случившегося в провинции Дейр-эз-Зор, разнятся. По одной из версий, сторонники Башара Асада, среди которых были бойцы ЧВК Вагнера, атаковали штаб «Сирийских демократических сил», где находились американские военные советники. Силы коалиции нанесли по нападавшим авиаудар, в результате которого были убиты, по разным оценкам, от 100 до 300 человек. При этом в социальных сетях распространялись слухи о гибели под Дейр-эз-Зором «от 200 до 600 бойцов» ЧВК Вагнера. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова 15 февраля заявила о пяти погибших в результате авиаудара в Сирии.

По утверждению источника газеты «Коммерсантъ», причиной инцидента в провинции Дейр-эз-Зор стала попытка местных «крупных предпринимателей» захватить нефтяные и газовые месторождения, находящиеся под контролем союзников США.

В Минобороны опровергли присутствие российских военнослужащих в районе атаки, и добавили, что силы коалиции действовали в порядке самообороны. При этом Bloomberg со ссылкой на два источника сообщил, что получившие травмы российские наемники доставлены в госпитали Минобороны РФ в Москве и Санкт-Петербурге.

После первых сообщений о гибели россиян в интернете появилось несколько видеоматериалов, снятых с беспилотников, якобы демонстрирующих авиаудары по ЧВК Вагнер. Однако их подлинность пока подвергается сомнениям.

Законопроекты, легализующие деятельность частных военно-охранных компаний, вносились на рассмотрение Госдумы четыре раза, начиная с 2012 года, но были отклонены как противоречащие Конституции. Официально создание и участие в частных военных компаниях в России сейчас подпадает под действие статьи УК РФ «Наемничество».

«Новая газета» рассказывала, как в октябре 2013 года сразу 267 россиян из ЧВК «Славянский корпус» одномоментно могли получить тюремные сроки за наемничество. Они по контракту с министерством нефти и минеральных ресурсов Сирии должны были отбить ряд объектов у террористов. В ходе боев наемники потеряли свои документы и были экстренно вывезены в Россию и поставлены на учет. Для руководителей «Славянского корпуса» Вадима Гусева и Евгения Сидорова «контакт» с ФСБ завершился уголовными делами, приговорами и реальными сроками по статье 359 УК. С тех пор, как заявил сегодня сайт Ананьев, в России больше не было подобных громких уголовных дел.

В январе 2018 года первый зампред Комитета по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов сообщал, что в закон о ЧВК планируется прописать ограничения для частных военных компаний — им запретят нарушать суверенитет и изменять границы государств, свергать законные органы власти, вести подрывную деятельность, разрабатывать, покупать или хранить оружие массового поражения. Закон позволит привлекать сотрудников ЧВК к участию в контртеррористических операциях за рубежом, к защите суверенитета союзнических государств от внешней агрессии. При этом предполагается участие ЧВК в защите разных объектов, включая месторождения нефти и газа, железные дороги.

Что касается ЧВК Вагнер, то, согласно данным из открытых источников, финансирование бойцов осуществляется через российское ООО «Евро Полис», которое, как писала «Фонтанка» в июне 2017 года, якобы аффилировано с известным петербургским бизнесменом Евгением Пригожиным, которого в околокремлевских кругах называют не иначе как «кремлевским поваром». По данным Reuters, за 9 месяцев 2017 года в Сирии погибли более 130 россиян, не являющихся действующими российскими военнослужащими.

Зарубежные СМИ среди известных крупных ЧВК называют Custer Battles, Blackwater Security Consulting, ErinysIraq Ltd, Hart Group, Kroll, Military Professional Resources, Inc., Titan Corporation.

Что такое группа Вагнера

Частная военная компания Вагнера появилась на Ближнем Востоке незадолго до того, как осенью 2015 года Россия начала официально разворачивать в Сирии свои базы, отмечал в разговоре с РБК офицер Минобороны. Эту информацию подтверждал источник, знакомый с ходом операции. В общей сложности рядом с сирийскими Латакией и Алеппо располагались почти 2,5 тыс. человек, которые представляли группу Вагнера.

Впервые о группе Вагнера и ее участии в сирийской войне сообщила «Фонтанка» в октябре 2015 года. По данным этого СМИ, ранее бойцов ЧВК видели на юго-востоке Украины, где они принимали участие в боях на стороне самопровозглашенных республик. Об этом же писала и The Wall Street Journal.

Группа Вагнера получила свое название по позывному руководителя отряда, рассказывали источники РБК, лично знакомые с Вагнером. «Фонтанка» называла командиром ЧВК Вагнера Дмитрия Уткина: по данным издания, Вагнер — это его боевой позывной. ​Уткин был на приеме в Кремле в декабре 2016 года, эту информацию пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

ЧВК Вагнера с владельцем группы «Конкорд» Евгением Пригожиным, последний в комментарии РБК , что не имеет к военной компании никакого отношения.

Источник РБК, знакомый с бойцами группы Вагнера, что минимальная зарплата наемника на базе в России составляет 80 тыс. руб., а за службу в Сирии платят от 250 тыс. руб. в месяц. За погибшего военная компания выплачивает его родным компенсацию.

По мнению председателя Военной коллегии адвокатов Москвы Владимира Тригнина, закон необходим, поскольку сейчас сотрудники ЧВК и их семьи «не имеют прав и льгот, как у контрактников»: «Сотрудники ЧВК не находятся под какой-либо защитой, не застрахованы, хотя могут выполнять задачи государственной важности на территории других государств».

Зампред комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин («Единая Россия») убежден, что узаконить ЧВК необходимо. «Законопроект нужно разрабатывать и четко прописывать там вопрос социального статуса и защиты данной категории граждан, а также членов их семей», — сказал он, добавив, что принятие закона о ЧВК «повысит значимость тех задач, которые они выполняют».

Заявить о необходимости защиты сотрудников ЧВК вынудила текущая ситуация с попавшими в плен и погибшими бойцами группы Вагнера, уверен глава организации Conflict Intelligence Team (СIT) Руслан Левиев.

В вопросе защиты прав таких людей стоит не забывать, что группа Вагнера очень далека от западного понимания термина «частная военная компания», добавил он. Традиционно сотрудники западных ЧВК занимаются только охраной и обучением, говорит Левиев. По его мнению, ведение боев и наступательных действий, разведка, диверсионные акты должны оставаться на плечах государственных структур. «С группой Дмитрия Уткина все иначе. Сейчас ЧВК Вагнера является основной наземной тактической силой России в Сирии. Они ведут боевые действия, наступают на позиции противника», — утверждает Левиев.

Но более проблемным моментом является оружие, а не признание потерь, отметил глава CIT. «Частным военным компаниям нужны базы с оружием и бронетехникой для обучения бойцов, а по современному российскому законодательству частная структура не может владеть таким арсеналом», — подытожил Левиев.

По информации СIT, за время компании в Сирии погибли около 260 российских бойцов ЧВК. По данным «Фонтанки» на август 2017 года, за всю российскую кампанию в Арабской Республике погибли от 70 до 92 сотрудников российских ЧВК.

Юридические нестыковки

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник запаса Виктор Мураховский отмечает, что на практике интересы ЧВК не всегда совпадают с интересами госструктур. «В той же Сирии настолько сложная ситуация, настолько разные силы действуют, что теоретически может случиться и так, что российская ЧВК будет действовать в поддержку организации, которая конфликтует с Минобороны. В этом случае должен быть какой-то арбитраж, который бы по образу и подобию Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству на каждый контракт с иностранным государством по линии военного сотрудничества выдавал бы лицензию», — считает Мураховский.

Глава частной военной компании «РСБ-Групп» Олег Криницын утверждает, что отсутствие закона о ЧВК «вообще никак не осложняет» их работу. Он согласился, что ЧВК — это компании, занимающиеся обеспечением боевых действий армии, задача которых — получение коммерческой прибыли. «Частные военные компании работают за пределами России и подчиняются законам страны пребывания. И ни одна страна не будет признавать этот наш закон», — сказал РБК Криницын. Он также добавил, что это уже как минимум третья попытка написать закон и «пока дальше разговоров дело не пошло».

В комитете Госдумы по обороне пока нет подготовленного законопроекта, регулирующего деятельность ЧВК, сказал РБК Юрий Швыткин. Источник РБК в Госдуме объясняет это тем, «что существовала негласная установка не привлекать к ЧВК излишнее внимание». По информации источника, скорее всего, ситуация изменилась после вывода из Сирии основного контингента регулярных войск. «Роль ЧВК вырастет», — добавил он.

Нужен законопроект, который узаконит ситуацию с ЧВК, заявил РБК член комитета Совфеда по обороне Франц Клинцевич. «Их у нас нет, пока не предвидится, и действующее законодательство крайне агрессивно относится к наемникам. А не разрабатываем мы его из-за позиции силовых ведомств [которые выступают против такого закона]», — сказал он. Источник в аппарате верхней палаты подтвердил, что главе оборонного комитета Виктору Бондареву «не поступало таких законов и руководство комитета этой проблемой сейчас не занимается».

Рынок наемников

Легализация ЧВК в России означает появление нового рынка, но он будет небольшим, считает Криницын. Он уверен, что для входа на рынок будут созданы такие финансовые условия, которые не позволят зайти всем желающим, а «только избранным и приближенным». Официально будет три-четыре компании, имеющие близкие связи с властями и силовыми ведомствами, убежден глава «РСБ-Групп».

Затраты ЧВК

«С учетом зарплат, снабжения базы, проживания и питания годовое содержание группы Вагнера может обойтись в сумму от 5,1 млрд до 10,3 млрд руб. Единовременные траты на снаряжение — 170 млн руб., компенсации семьям погибших при минимальной оценке потерь — от 27 млн руб», — писал РБК в 2017 году.

После легализации частных военных компаний, таких как ЧВК Вагнера, на российском рынке будет не больше трех, полагает Левиев. «Это очень затратно: нужно содержать базу с большим количеством оружия, боеприпасов, бронетехники. Нужно найти хороших инструкторов, квалифицированных бывших военных — потенциальный кадровый запас тоже не безразмерный», — пояснил он.

В услугах российских ЧВК будут заинтересованы союзные страны и спорные территории: самопровозглашенные республики Донбасса, Абхазия, Южная Осетия, страны Средней Азии, добавил Левиев.

«Смогут ли наши ЧВК получить по-настоящему денежные заказы, от европейских и американских компаний — на охрану месторождений, дипмиссий, объектов корпораций? Сомнительно, поскольку тут требуется устоявшаяся репутация. А учитывая наши отношения с Западом, санкции, я подозреваю, что практически никто из западных и европейских компаний не решится прибегнуть к услугам легальных российских ЧВК», — подытожил собеседник РБК.

Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов заявил, что законопроект, регулирующий работу российских частных военных компаний, будет разработан в течение трех месяцев и внесен на рассмотрение парламента. Депутат Госдумы и боец спецподразделения «Витязь» рассказали «Шторму», что обязательно хотели бы увидеть бойцы таких компаний в правилах, регулирующих деятельность ЧВК.

О необходимости такого закона 16 января заявил глава МИД Сергей Лавров, отметив необходимость «четко зафиксировать законодательную базу, для того чтобы эти люди были тоже в правовом поле и защищены». Михаил Емельянов сообщил «Ленте.ру», что закон позволит привлекать сотрудников ЧВК к участию в контртеррористических операциях за рубежом, к защите суверенитета союзнических государств от внешней агрессии, а также к обеспечению безопасности различных объектов, включая месторождения нефти и газа.


Ветеран подразделения специального назначения «Витязь» Петр Фефелов объяснил корреспонденту «Шторма», что основой законопроекта должна стать четко прописанная система обеспечения социальных гарантий. «Однозначно, должна быть страховка. Люди должны понимать, что, если они будут ранены или убиты, они сами или их семьи будут получать соответствующие выплаты. Кроме того, должно быть прописано само определение ЧВК, а также где могут применяться ресурсы таких компаний, и на каких условиях».

Фефелов не исключил возможность использования ЧВК при охране нефтегазовых месторождений или транспортных узлов. Вместе с тем он отметил, что в законе необходимо зафиксировать специальные защитные механизмы, которые исключали бы возможность участия российских ЧВК в сомнительных военных авантюрах иностранных государств, а бойцам обеспечат соответсвующий задачам уровень вооружения.


Частный солдат: что почем и как устроиться

Российские «частные военные компании» остаются загадкой для большинства граждан 5 октября 2017

«Например, кто-то в Африке хочет усилить свое влияние в том или ином регионе, и они хотят привлечь ЧВК для решения своих задач. Понятно, что у каждой стороны в любом конфликте своя правда, и эти сложные моменты обязательно должны [найти свое отражение в документе], — сказал Фефелов. — Если принято решение, что конкретное предприятие выступает на стороне нанимателя, оно должно быть оснащено соответствующими вооружениями. То есть если сторона агрессора использует тяжелое вооружение, то предприятие должно быть вооружено аналогичным оружием, иначе это станет бойней. Бойцы ЧВК не хотят быть «смертниками» и «мясом».

Почти наверняка основным заказчиком услуг ЧВК будет Минобороны. «Даже если это не будет прописано напрямую в законе, уверен, что это будет неписаное правило для всех. Нельзя также забывать, что огромное количество сотрудников ЧВК — бывшие военные. Очевидно, что они будут координировать свои действия с Минобороны», — пояснил собеседник «Шторма». В любом случае, российская ЧВК за границей должна действовать в соответствии с законодательством той страны, которая пригласила компанию, отметил боец спецназа: «Она должна будет пройти соответствующую сертификацию, ее бойцы должны владеть языком той страны, которая их нанимает».


Как российский журналист выдумал ЧВК «Туран»

Из доклада исследовательской группы Conflict Intelligence Team следует, что загадочная ЧВК «Туран» оказалась выдумкой журналиста ANNA News Олега Блохина 9 января 2018

Депутат Госдумы Сергей Жигарев рассказал «Шторму» что в законопроекте должно быть прописано абсолютно все, что касается работы так называемых солдат удачи, а не только очевидные механизмы страховки. Именно Жигарев в 2014 году участвовал в работе комитета Госдумы, которая рассматривала похожий законопроект о ЧВК.

«Мы должны сделать работу таких бойцов легальной, ввести ее в правовое русло. Главное, что должно быть в законопроекте: условия нахождения такого рода подразделений на территории своей страны, — где они тренируются, где находятся их военные базы. Нужно также прописать, какими средствами вооружений и какого калибра боеприпасами могут пользоваться ЧВК; на каких условиях ЧВК могут закупать это оружие; как ЧВК взаимодействуют с государством; что делается с ранеными и погибшими; каким образом будет проходить реабилитация ветеранов ЧВК, в том числе психологическая; как будут считаться их «боевые» и «небоевые», отпуска и так далее» , - отметил парламентарий.

«Я еще тогда [в 2014 году] говорил, что роль частных военных компаний в крупных региональных конфликтах нельзя преуменьшать, — напомнил Жигарев. — Тогда не хватило политической воли и уровня взаимодействия с Минобороны. То есть сами военные не смогли определиться с тем, как они будут взаимодействовать с ЧВК».

Законопроект, внесенный на рассмотрение «Справедливой Россией», так и не прошел согласование в правительстве и в связи с этим отложен. Тогда его авторы взяли за основу аналогичные правовые акты других стран и прежде всего США, где был накоплен богатый опыт использования частных военных компаний, в том числе в войнах.


В России предлагают легализовать создание и работу частных военных компаний (ЧВК). Соответствующий законопроект в течение ближайшего месяца планируется внести на рассмотрение Госдумы. Об этом RT рассказал первый зампред комитета по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов.

«Законопроект планируется внести в течение месяца, — говорит Емельянов. — Выступление Лаврова нас стимулирует к этому. Ситуация в Сирии показала актуальность частных военных компаний — они отлично подходят для применения в подобных локальных конфликтах. Закон позволит привлекать сотрудников ЧВК к участию в контртеррористических операциях за рубежом, к защите суверенитета союзнических государств от внешней агрессии. А также к защите разных объектов, включая месторождения нефти и газа, железные дороги», — сказал Емельянов.

Он отметил, что деятельность таких организаций должна лицензироваться профильными ведомствами. В документе пропишут понятие и задачи частных военных компаний, виды их работ и услуг. Также закрепят соцгарантии для россиян, которые работают на ЧВК в России и в других государствах.

В числе планируемых ограничений для ЧВК — запрет нарушать суверенитет и изменять границы государств, свергать законные органы власти, вести подрывную деятельность, разрабатывать, покупать или хранить оружие массового поражения.

О необходимости защитить интересы граждан России, которые работают на частные военные компании в других государствах, 15 января высказался глава МИД Сергей Лавров.

«Что касается других стран — да, такая практика распространяется со стороны многих государств мира. И в Ираке это происходило, и в других странах региона, где так называемая Blackwater (американская ЧВК, сейчас носит название Academi. — RT ) работала. Потом она была переименована во что-то ещё», — сказал министр.

По его словам, необходимо «чётко зафиксировать законодательную базу для того, чтобы эти люди были тоже в правовом поле и защищены».

Частная военная компания (ЧВК) — это коммерческая организация, сотрудники которой за вознаграждение защищают или охраняют объекты или людей. Также они участвуют в вооружённых конфликтах по соответствующим контрактам.

Сейчас в России для деятельности ЧВК нет правовой базы. Идею о создании системы ЧВК в 2012 году поддержал Владимир Путин, который тогда занимал пост премьер-министра.

Законопроект «О частной военно-охранной деятельности» фракция «Справедливая Россия» вносила в 2014 году. Однако позже он был снят с рассмотрения.

Член комитета Госдумы по международным делам Антон Морозов считает, что работающим в ЧВК россиянам следует предоставить ряд социальных и трудовых гарантий.

«Этот вопрос уже много раз обсуждали, и уже, видимо, назрел момент, когда необходимо принимать решение об этом как можно быстрее. У нас даже те, кто хотят поехать таким образом заработать, не могут этого сделать — нет нужной правовой базы. Желающим работать на частные военные компании следует предоставить правовые гарантии. Это прежде всего гарантия выплаты вознаграждения, учёта стажа, медицинского страхования, выплаты компенсации семьям в случае гибели человека», — пояснил Морозов.

  • Pixabay

В комитете Госдумы по обороне готовы включиться в работу над законопроектом о частных военных компаниях. Об этом RT сообщил председатель комитета Владимир Шаманов.

«За последние полтора года в той или иной мере отдельными инициативными группами поднимался вопрос по ЧВК, но дальше разговоров дело не пошло. Мы видим реальную практику, когда развитые страны, такие как Америка и ряд других, используют ЧВК для выполнения задач за пределами своей страны. У нас этот вопрос, как мне кажется, был несколько недооценён. Частные военные компании — это уже данность, от которой нельзя отмахиваться... Мы готовы включиться в эту работу», — пояснил он.

Член комитета Совфеда по обороне и безопасности Ольга Ковитиди отметила, что ЧВК позволят создать рабочие места для отставных военных и помогут защитить интересы России.

«В условиях существующих вызовов и угроз, направленных против России, определение системного правового регулирования деятельности частных военных компаний может стать действенным инструментом осуществления национальных интересов России. При надлежащей законодательной базе деятельность частных военных компаний может стать прибыльной и полезной, обеспечивая не только защиту национальных интересов России и рабочие места уволенным в запас военнослужащим, но и являясь эффективным проводником внешней политики государства», — уверена Ковитиди.

Между тем, по словам военного эксперта, коммерческого директора журнала «Арсенал Отечества» Алексея Леонкова, в законе должна быть исключена возможность работы российских частных военных компаний против интересов страны.

«Если ЧВК у нас появятся, ими сразу заинтересуются многие страны, поскольку умения и способности наших военных специалистов ценятся во всём мире. Российские ЧВК, которые будут работать за пределами России, должны подчиняться законам страны пребывания. В законе необходимо прописать, что частные интересы не должны противоречить государственным. Чтобы их деятельность, например, в Сирии не вошла в конфликт с теми операциями, которые проводят наши вооружённые силы. Легализация ЧВК — это целый пласт работ», — сказал Леонков.

В нормативных документах нужно предусмотреть, какое оружие и технику могут использовать российские частные военные компании в своей работе, добавил эксперт.