Профессии. Мы в социальных сетях С помощью каких суффиксов образуются названия профессий

- дополнительный материал по теме "Профессии".

Новая лексика

Существительные:

строитель,каменщик,маляр,учитель,продавец, плотник, стекольщик, архитектор, воспитатель, повар, врач,

медсестра.Названия инструментов,связанных с данными профессиями (см. тема « Инструменты »).

Глаголы:

поднимать,класть,управлять,красить,собирать, строить, чинить, лечить, учить.

Прилагательные:

высокий, низкий, красивый, блочный, кирпичный, де вянный, городской, внимательный, строгий, умный, умел

Наречия:

красиво, аккуратно, ровно, прямо, высоко, быстро, лов

Игра «Кто самый внимательный?»

Цели: развиватьслуховоевниманиеипамять,уточнятьи активизировать словарь по лексической теме «Профессии».

ХОДигры :воспитатель читает детям стихотворение,затем проситихпостаратьсявспомнить,названиякакихпрофессий

встречаются в стихотворении, какие ещё профессии они знают.

Я ДОМА НЕ ЛЮБЛЮ СИДЕТЬ

Я дома не люблю сидеть,

Мне нравится ходить.

Люблю ходить, люблю глядеть,

Друзей с собой водить.

Люблю глядеть на облака,

На солнечный восход;

На то, как гулкая река

Разламывает лёд.

На то, как мастерит столяр

Стол, стул иль табурет,

И красит комнаты маляр

В любой весёлый цвет.

Как дворник убирает двор -

Сгребает в кучу снег,

И как танцуетполотёр -

Весёлый человек.

Каквбурю, взнойиливмороз,

Под ветра острый свист

Ведёт тяжёлый паровоз

Бесстрашный машинист.

Я дома не люблю сидеть,

Нет, не люблю сидеть.

Мне нравится на мир глядеть,

На солнечный глядеть!

Е. Благинина

Игра «Стихи-небылицы»

Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление, активизировать словарный запас по теме «Профессии».

Ходигры. стихотворение и найти в нём ошибки.

Ловко дом возвёл учитель,

Пишет музыку певец,

Шьёт одежду продавец.

С. Чешева

Игра «Угадай, кем я хочу быть?»

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, связную речь, актуализироватьсловарныйзапаспотемам«Профессии»,

«Инструменты».

Ход игры.Воспитатель предлагает детям подумать, кем они хотели бы быть, описать свою профессию так, чтобы другие дета

отгадали.

Например:

Ребёнок:Мненужнытакиеинструменты:ножницы, расчёска, бритва, фен.

Остальные дети: Ты хочешь быть парикмахером.

Игра «Кто чем управляет»

Цель: закреплятьумениеупотреблятьсуществительноев форме творительного падежа.

Ходигры. Воспитательвыставляетнапаннокартинкис изображениемтранспортаипредлагаетсказать,ктокаким

транспортом управляет.

(Водитель) ... управляет автобусом.

(Шофёр) ... управляет грузовиком.

(Машинист) ... управляет поездом.

(Вертолётчик) ... управляет вертолётом.

(Лётчик) ... управляет самолётом.

(Капитан) ... управляет кораблём.

(Мотоциклист) ... управляет мотоциклом.

(Велосипедист) ... управляет велосипедом.

(Космонавт) ... управляет ракетой.

Игра «Кто чем занимается?»

Цели: развивать грамматический строй речи, активизировать словарный запас по теме «Профессии».

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямответитьна вопросы.

Например:

Врач (что делает?) лечит людей.

Учитель... Повар...

Пожарный... Портниха...

Дворник... Почтальон...

Продавец... Художник...

Воспитатель... Парикмахер...

Игра «Объясняй-ка»

Цели: развиватьграмматическийстройречи, словообразование:учитьпониманиюитолкованиюсложных слов.

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямобъяснить,из каких слов получились названия профессий.

Слова: рыболов,лесоруб,дровосек,зверовод,коневод, овощевод, садовод и т. д.

Игра «Кому что нужно?»

Цели: развиватьслуховоевнимание,формировать грамматическийстройречи,учитьупотреблениюдательного

падежасуществительных,образованиюотносительных прилагательных.

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямпрослушать предложение, найтиошибку, исправитьее, повторить

предложение правильно.

Кастрюля нужна... повар {повару).

Пила нужна... плотник (плотнику).

Станок нужен... токарь (токарю).

Мука нужна... пекарь (пекарю).

Кисти нужны... художник (художнику).

Топор нужен... лесоруб (лесорубу).

Ножницы нужны... портной (портному).

Молоток нужен... сапожник (сапожнику).

Игра «Рассыпанные слоги»

Цель: развиватьслоговойанализисинтез,зрительное вниманиеизрительнуюпамять,активизироватьсловарный

запас по теме «Профессии».

Ход игры . Воспитатель предлагает детям «починить» слова, которые рассыпались. На ковролинографе - слоги: ТОР - ПО -

ПА - ЖЕ - РИК - МА - ДОВ - НИК - СА - ДОЖ - ХУ - НИК -

ИН - ХЕР - НЕР - ДОК - ВАР. Дети составляют из них слова.

Слова: художник,парикмахер,доктор,садовник,инженер, повар.

Игра «Назови звуки»

Цели : совершенствовать фонематические процессы, умение определять первый и последний звуки в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый и последний звуки в словах - названиях профессий.

Слова: повар,врач,инженер,плотник,машинист,столяр, каменщик, художник, маляр, архитектор.

Игра «Кем быть?»

Цели: развиватьсвязнуюречь,учитьсвязному монологическому высказыванию, активизировать словарь детей

по теме «Профессии».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить рассказ.

Однажды в детском саду дети мечтали о том, кем они будут, когда станут взрослыми. Петя сказал:

Я хочу лечить людей. Я буду (кем?)... .

А я, - сказала Юля, - когда вырасту, стану воспитывать маленьких детей. Я буду (кем?)... .

Это что!- ответил Вася. - Вот я скоро стану людей из огня спасать, с пожаром бороться. Я буду (кем?)... ..

Подумаешь,пожарный!-засмеяласьКатя.-Явот картины писать начну. Я стану (кем?)... .

СамыймаленькиймальчикОлегпосмотрелнаребятитихо сказал:

А я буду готовить для вас еду. Я стану (кем?)...

С. Чешева

Текст для пересказа

ДЛЯ ЧЕГО РУКИ НУЖНЫ

Петясдедушкойбольшимидрузьямибыли.Обовсём разговаривали.

Спросил как-то дедушка внука:

А для чего, Петенька, людям руки нужны?

Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.

А ещё для чего? - спросил дед.

Чтобы ложку держать.

А ещё?

Чтобы кошку гладить.

А ещё?

Чтобы камешки в речку бросать...

ВесьвечеротвечалПетядедушке.Правильноотвечал. Только он маленькийбыл и по своим рукамобо всех других

судил,а не по трудовым, рабочим рукам,которыми вся жизнь, весь свет держится.

Е. Пермяк Вопросы:

О чём дедушка спросил Петю? Что отвечал Петя?

Почему Петя отвечал так? Для чего же человеку

больше всего руки нужны?

Текст для пересказа

ДВА ПЛУГА

Изодногоитогожекускажелезаиводнойитойже мастерской были сделаны два плуга.

Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл вработу,адругойдолгоисовершеннобесполезнолежал,

провалялся в лавке купца.

Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились.Плуг,бывшийуземледельца,блестел,как

серебро,ибылдажеещёлучше,чемвтовремя,когдаон толькочтовышелизмастерской;плугже,пролежавшийбез

всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

Скажи,пожалуйста,отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

Оттруда,моймилый,-отвечалтот.-Аеслиты заржавелисделалсяхуже,чем был,топотому,чтовсёэто

время ты пролежал на боку, ничего не делая.

К. Ушинский

Вопросы:

Как и где были сделаны два плуга?

К кому попал один плуг и, что случилось с другим?

Как выглядели оба плуга, когда встретились снова?

О чём говорили два плуга?

Войтюк Лэйсэн Минехатовна,
учитель-логопед

Цели занятия:

Образовательные:

Словообразование по теме «Суффиксы».
- Развитие связной речи.

Развивающие:

Развитие звуко-буквенного анализа.
- Развитие звуко-слоговой структуры многосложных слов.
- Развитие навыков составления ответов на вопросы.
- Обогащение и активизация словаря по теме «Суффиксы профессий».

Воспитательные:

Расширение кругозора о разнообразии профессий.
- Развитие пространственных ориентировок.

Оборудование: Карточки, картинки с изображением людей разных профессий.

Литература: Л.М. Козырева № 7 стр.31, Л.Г. Кобзарева Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР стр.79, 83, 89, 90.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Логопедическая зарядка.

Послушайте чистоговорку:

Встанет дворник на заре,
Снег расчистит во дворе,
Дворник мусор убёрет
И песком посыплет лёд.

О ком эта чистоговорка? (О дворнике). А теперь повторите её за мной. Найдите в этом стихотворении однокоренные слова. (Двор – дворник). Определите корень. (Двор). При помощи какой части слова у нас получилось новое слово дворник? (суффикс –ник-). Правильно. А как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить? (О суффиксах).

III. Объявление новой темы.

А теперь посмотрите на эти картинки. Кто на них изображён? Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о профессиях). Правильно, сегодня мы поговорим о профессиях. Откройте логопедические тетрадки на стр.31. Посмотрите задание 13.

Прочитайте, что нам нужно сделать в этом задании: вставить пропущенные слова в стихотворения.

Нужные работники -
_________ и _________!
Сработать мебель мудрено:
Сначала мы берем бревно
И пилим доски,
Длинные и плоские.
Щуря глаз и хмуря брови,
Проворчав себе в усы,
_________ Иван Петрович
Осторожно взял часы.
Все понятно старику,
Старику ________.

И спросила Нина тихо:
- Разве плохо быть _________?
Кто трусы ребятам шьет?
Ну конечно, не пилот.
________ водит самолеты -
Это очень хорошо.
Повар делает компоты -
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,
Есть ___________ в школе.

И тонкую дратву
__________ возьмет,
И шило достанет,
И шилом кольнет.
Починены туфли,
Починен сапог.
Прохожий доволен:
___________помог.

Назовите, какие профессии вы встретили в этих стихотворениях? (плотник, столяр, часовщик, портниха, лётчик, повар, доктор, учитель, сапожник).

Обратите внимание на два слова: часовщик и лётчик. Как вы думаете: от каких слов они образовались? (часы — час и летать). Какая часть слова помогла нам образовать эти слова? (Суффиксы)

Верно, суффиксы нам всегда помогают образовать новые слова. Суффиксы -чик, -щик, помогают образовать слова, связанные с профессией. Но есть и другие суффиксы, которые используются при образовании новых слов.

Откройте в логопедической тетради стр.33, задание 15. Образуйте из данных слов новые слова, обозначающие профессии и запишите их.

Камень – каменщик, стол – столяр, огород — огородник, барабан — барабанщик, печь — печник, воз, сапог — сапожник, носил — носильщик, аптека — аптекарь, учить — учитель, строить — строитель, газета — газетчик, грузить — грузчик.

Какие ещё суффиксы помогли нам получить новые слова: -ник, -тель. Итак, какие суффиксы используются в образовании слов, связанных с профессией? (-чик, -щик, -ник, -тель, -арь, -ист.) (Таблица)

IV Слоговая структура слова:

А теперь такое задание: посмотрите на слово часовщик: сколько слогов в этом слове? (3 слога). Какой первый слог? (ча). Второй? (сов) Третий? (щик).

В карточке вставьте недостающие слоги: ___совщик, часов___, ча___щик.

Назовите третий слог (щик), первый (ча), второй (сов).

У вас в карточке дано ещё одно слово: сапожник. Самостоятельно вставьте пропущенные слоги: са___ник, сапож___, ___пожник. Какое это слово? Сколько в нём слогов? (3 слога). Назовите третий слог (ник), первый слог (са), второй (пож). Молодцы справились с этим заданием.

V. Физминутка.

Встаньте. Я вам раздам карточки: милиционер, пожарник, художник, программист. Теперь слушайте внимательно и выполняйте мои указания: встаньте в следующей последовательности: пожарник, художник, программист, милиционер. А теперь художник встань слева от милиционера. Программист справа от пожарника. Молодцы, справились и с этим заданием.

VI. Выполнение тренировочных упражнений.

Раздаю карточки. Самостоятельно выполните задание. Назовите человека, который… Проведите к нему линию.

учит детей Водитель
служит на границе Пекарь
добывает нефть Дворник
ходит на лыжах Пограничник
сочиняет сказки Учитель
ходит в разведку Нефтяник
дрессирует зверей Разведчик
убирает во дворе Сказочник
печет булки Лыжник
водит автомобиль Дрессировщик

VII. Звуко-буквенный анализ.

Посмотрите следующее задание на карточке. Кто нарисован на картинке? Какая профессия? (Футболист). Сколько всего звуков в слове? Запишите слово по буквам. Сколько букв в слове? Разделите слово на слоги. Поставьте ударение. Раскрасьте картинку.

Теперь такое задание. Я задаю вопросы, вы даёте на него полный ответ.

Кто ловит рыбу? (рыбак) Кто смотрит за садом? (садовник)
Кто смотрит за лесом? (лесник) Кто летает на самолете? (лётчик)
Кто водит трактор? (тракторист) Кто издает книги? (издатель)
Кто кладет печь? (печник) Кто строит дома? (строитель)

Ну, а сейчас вам надо расставить картинки в той последовательности, в какой происходит строительство дома. Логопедическая тетрадь стр.34 № 18.

VIII. Итог занятия.

Мы сегодня много говорили о профессиях. А какие профессии вам нравятся? Почему?

Итак, вспомним такие слова из стихотворения: «Все профессии нужны, все профессии важны».

Цель: ученики получат возможность закрепить умения образовывать слова названия профессий при помощи суффиксов, научатся классифицировать профессии по труду, составлять небольшой текст о профессиях.

Задачи:

Коррекционные : совершенствовать умение определять основу, корень слова, образовывать имена существительные - названия профессий с помощью суффиксов, развивать умение выполнять мыслительные операции, выполнять задачу по алгоритму;

Обучающие : развивать и уточнять словарный запас учащихся, умение воспроизводить информацию по образцу, мышление, память.

Воспитательные: повышать мотивацию к учению через использование инновационных приемов ведения урока; формировать у учащихся социально-экономические навыки жизненных компетенций: умение обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей, оценивать свои желания и возможности их реализации.

Ресурсы : компьютер, презентация занятия с использованием ИКТ, индивидуальные поурочные разноуровневые карточки с заданиями, мяч, рабочие тетради, картинный план занятия, цветные иллюстрации ноября.

Речевой материал: отработка умения строить ответ развёрнутыми предложениями, используя оборот «Я думаю…», « Моё мнение…».

Ход занятия

1.Организационный момент .

Приветствие логопеда, доброжелательный настрой Развитие внимания, мышления, навыков правильного написания безударных гласных (расшифровать запись):

Л. Развитие навыков правильного написания безударных гласных

Задания на карточках расшифровать, проверить корень слова, вставить пропущенные буквы (слова-снегопад, ученик, почтальон)

АЛсПРн ЗЭ…Д7г ЮБо28пНФ8а ЗОд

ЦЛ у ГчСе…ШнГ ЦиЛШкС

Д5ЮпЧ6…К5Ф4чДВт1аЧл34КьВо78ФнЮ

2. Актуализация знаний

Развитие восприятия и воспроизведения информации

Л.Мы продолжаем работу над словообразованием. Скажите что за странные деревья на доске? Что в них необычного?

Д. Дерево с корнем - это корень слова, веточки дерева-суффиксы и приставки.

Л. Вы молодцы. Где же в слове находится суффикс? Покажите на схеме его место.

Д.: Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Ученик: Наталья Фёдоровна, суффиксы - это целая наука, а я вот что хочу спросить вса о профессиях, ведь

У меня растут года, будет и семнадцать.

Где работать мне тогда, чем заниматься?

Л. Хорошо, Тимур, давай поговорим о профессиях, но так, чтобы и тему занятия не забыть. Подумайте ребята, как же мне тогда записать тему уроке?

Дети: Тему надо записать так: «Суффиксы профессий».

Л. Что же мы называем профессией?

Слайд

Профессия- это основное занятие человека, его трудовая деятельность.
Профессия- источник существования человека.
Для овладения профессией требуется определённая подготовка.

Как вы понимаете выражение-« источник существования»? Начинайте ответ словами: «Я думаю...»

Л. Как вы думаете, когда возникли профессии?

Да, История профессий уходит в глубокую древность. Подумайте, какие профессии были самыми распространёнными на Руси?

Дети выбирают из различных картинок изображения кузнеца, пекаря, гончара, ткача, воина, косаря.

Л.Сколько разных есть профессий? Попробуйте подсчитать, что получилось?

Кто-то скажет: Ровно двести.

Кто-то скажет: Триста пять….

В наше время человек владеет многими профессиями

Какие профессии есть в школе? Назовите их.

Дети отгадывают загадку:

Громко прозвенел звонок, в классе начался урок.

Знает школьник и родитель — Проведет урок... (учитель)

Учит вежливости нас,

Почитает вслух рассказ.

Не учитель, не писатель, наш любимый …(воспитатель)

Л. Запишите на доске слова учитель, воспитатель, писатель, водитель, строитель определите корень и суффикс.

Молодцы, правильно определили суффикс.

Какую роль играет суффикс в слове? Для чего он нужен?

Д. Суффикс нужен для образования новых слов

Л. На каком месте в слове стоит суффикс?

Д.. Суффикс стоит после корня.

Л.Правильно. Вы -молодцы,

Л. А теперь самостоятельно образуйте другие названия профессий с помощью суффикса -тель. Логопед читает содержание профессии, а дети записывают в индивидуальной карточке одно слово-название профессии, затем сверяют написанное с текстом на слайде:

Пишет рассказы, романы - Писатель

Водит машину, автобус - Водитель

Испытывает самолёты - Испытатель

Строит здания - Строитель

Спасает людей - Спасатель

Л.Оценивает деятельности учащихся

Многие ребята увлекаются спортом, возможно, это увлечение станет вашей профессией. Какие же есть спортивные профессии? Выберите из карточек те, которые относятся к спорту (Хоккеист, Фигуристы, Футболист, Штангист, Теннисист)

Какой суффикс помогает образовать слова-профессии? Запишите в карточке названия двух профессий и выделите суффикс.

Дети, а кто любит музыку и сможет от названия музыкального инструмента образовать профессию человека, который играет на данном инструменте?

Баян - баянист

Скрипка - скрипач

Пианино-пианист

Гитара- гитарист

Выделите «музыкальный» суффикс

Л. На разных музыкальных инструментах играет целый оркестр. Как назвать их одним словом музыкальные профессии, сразу всех объединив?

Дети: Очень просто. Все они- Музыканты.

Л.Вы - молодцы.очень хорошо работаете.

ИГРА

Л. Давайте отдохнём. Я называю профессию, а вы показываете действия,что делает:

  • Продавец
  • Водитель
  • Танцор
  • Рыбак
  • Футболист
  • Баскетболист
  • Штангист
  • Пловец
  • Певец
  • Молодцы!Очень весело получилось!

Развитие мышления,внимания,анализа и синтеза слова

Л.К нам стучится почтальон. Письма он принёс, а в них зашифрованы слова. Придумайте предложения с одним словом.

Дети отгадывают названия профессий по первым буквам картинок:

Слова: маляр,каменщик,учитель,строитель, сварщик, продавец, пекарь,врач, повар.

Дети «расшифровывают» по три слов,записывают,выделяют суффикс,составляют предложения.

Развитие восприятия

Л. Почему в начале урока мы сказали,что для овладения профессией нужны знания и умения? Надо ли учиться профессии?

Дети отвечают,логопед следит за правильным построением ответа:

«Я думаю…»

Игра Правильно ли это? Развитие коммуникативных навыков общения.

Работа в парах. На карточках задание: подбери профессию к деятельности.

Кроет крышу жестью

Крановщик

Кладёт умело из камня и кирпича стены дома

Стекольщик

Управляет подъёмным краном

Чертёжник

Вставляет стёкла в оконную раму

Каменщик

Роет под фундамент яму

Архитектор

Красит стены помещениякрасивой краской

Электрик

Проводит электрический кабель в новый дом

Разрабатывает проект нового дома

Экскаваторщик

Чертит чертежи для строительства нового дома.