Проведение предварительного медосмотра при приеме на работу. Порядок проведения периодических медосмотров. В какой момент проводится и кем

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о проведении медицинских осмотров для работников предприятия.

Сегодня вы узнаете:

  1. Какие виды медосмотров установлены трудовым законодательством;
  2. Для работников каких профессий медосмотры обязательны и с какой периодичностью;
  3. Как правильно подготовиться к медицинскому осмотру сотрудников вашей организации;
  4. Какие последствия может иметь непрохождение первичного или периодического медосмотра для предприятия и для специалистов.

Зачем направлять работников на медицинский осмотр

Термин «медосмотр» в профессиональной сфере пришел на смену понятию «медицинское освидетельствование». На самом деле, и то, и то другое обозначает комплекс мер по исследованию здоровья работника, выявления возможных патологий и их профилактики.
Именно от физического состояния работника будет зависеть, насколько он пригоден для выполнения тех или иных трудовых обязанностей. Чтобы понять соответствует ли здоровье подчиненного занимаемой должности и оплачиваемой деятельности, работодатель отправляет сотрудников своей компании на обязательный медицинский осмотр.

Прежде всего, периодический медосмотр необходим работникам профессий, сопряженных с опасностью: пожарным, спасателям, шахтерам. В категорию вредных производств также относят предприятия, деятельность на которых связана с химическими смесями, биологическими материями, аллергенами, токсинами, ультрафиолетовым излучением.

Состояние здоровья сотрудников таких компаний необходимо контролировать, во избежание резкого ухудшения и профилактики потери трудоспособности или возможных производственных травм. Если на сотрудников производства влияет хотя бы один из факторов, медосмотр должен быть организован раз в год или чаще.

Работники пищевой сферы, торговли или организаций общественного питания, преподаватели в школьных и дошкольных учреждениях проходят медицинское освидетельствование с целью сохранения своего и безопасности здоровья тех, с кем контактирует сотрудник. Кроме того, к целям медосмотров можно отнести наблюдение за динамикой здоровья сотрудников, предотвращение развития заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью.

Контроль этого аспекта труда законодательно возложен на руководителя компании. Именно от него требуется определить, как часто сотрудники должны проходить обязательную диспансеризацию, необходим ли медосмотр для кандидата перед вступлением в должность и прочие организационные вопросы.

Типы медицинских осмотров работников

Выделяется три основных вида медицинских осмотров на предприятии, в зависимости от времени их проведения:

  • Обязательный первичный медосмотр;
  • Периодический медосмотр;
  • Внеочередной.

Обязательный предварительный медицинский осмотр

Предварительный медицинский осмотр – это разовое обследование, проводимое для принятия нового сотрудника в штат. Индивидуально ему выдается направление на осмотр специалистов. Инициатива может исходить от вас, как руководителя, но иногда предварительный медицинский осмотр – обязательная ступень для заключения , которая закреплена законодательством РФ. Это касается отдельных видов трудовой деятельности. Неудовлетворительные результаты медосмотров влекут отказ в заключении трудового договора с потенциальными работниками.

Провести первичный медосмотр обязательно потребуется для:

  • Претендентов, возраст которых не достиг 18-ти лет;
  • Претендентов на выполнение тяжелой или опасной работы;
  • Претендентов на работу в условиях Крайнего Севера;
  • Спортсменов;
  • Сотрудников, работающих с транспортом (пилоты, машинисты, водители).

Пренебрегающие этим правилом руководители, рискуют получить для своей компании административное наказание и штраф. Кроме того, существуют направления деятельности, для работников которых также необходим первичный медосмотр. В эту категорию входят служащие МЧС, таможни, судьи, сотрудники железной дороги.

Если при освидетельствовании выявлено несоответствие претендента на должность по здоровью, вам необходимо составить письменный отказ в приеме на работу. При отказе соискателя проходить медосмотр, руководитель имеет полное право отказать в заключении трудовых отношений с ним.

Для остальных видов бизнеса предварительный медосмотр может быть организован по желанию руководителя. Стоит помнить, что оплачивать визиты к специалистам придется компании. Чаще всего весь комплекс по заключению о состоянии здоровья соискателя проходит в клинике, с которой компания заключила договор.

Периодический медосмотр работников

Выбрать организацию, которой вы доверите проведение медосмотра, вы можете самостоятельно. Единственный критерий – наличие соответствующей лицензии .

Специалисты, которых потребуется пройти сотрудникам, анализы и тесты будут различаться для разных профессий, для мужчин и женщин, для работников разных возрастов. Тем не менее общий список процедур и специалистов остается неизменным при любом периодическом медосмотре на предприятии.

Прежде всего, сотрудника должен осмотреть терапевт, затем сдаются привычные анализы: общий анализ крови и общий анализ мочи. Очень важно включать в медицинское освидетельствование флюорографию. Она позволит сделать заключение о стоянии легких и бронхов и выявить туберкулез, который на ранних стадиях фактически бессимптомный.

К обязательным тестам относится ЭКГ и посещение невролога, хирурга, окулиста. Данные осмотра заносятся в медицинскую книжку.

Обязательное прохождение медосмотра предусмотрено для определенного перечня работников :

  • Сотрудники производства, на котором существует один или более вредный или опасный для здоровья фактор;
  • Работники предприятий общественного питания;
  • Занимающиеся высотными работами;
  • Медицинские работники, сотрудники санитарно-гигиенических предприятий, фармацевтических компаний;
  • Работники образовательных учреждений;
  • Сотрудники, чья деятельность связана с животноводством, птицефермами и водоканалами.

Независимо от специфики вашего бизнеса обязательный периодический медосмотр должны проходить все работники младше 21-го года.

Существуют виды деятельности, в которых предусмотрено освидетельствование перед началом каждой смены . К ним относятся водители, перед каждым рейсом они обязаны пройти специальные тесты. Предсменные медосмотры также необходимы для сотрудников, деятельность которых связана с высокими физическими и эмоциональными затратами (пилоты, машинисты).

Даже если деятельность сотрудников вашей компании связана со стандартной офисной работой, трудовой кодекс предусматривает обязательные периодические медицинские осмотры.

Это относится к тем работникам, которые больше 50% времени проводят у монитора компьютера. В таком случае вы можете воспользоваться услугой выездного медосмотра: у множества клиник существует мобильная бригада, которая приезжает в офисы и проводит необходимые тесты.

Менее всего урегулированы законом правила проведения внеочередных медкомиссий. Эти мероприятия не имеют периодичности. Они могут быть инициированы самим сотрудником при ухудшении здоровья, если существует подозрение, что оно связано с профессиональной деятельностью.

Второй случай внепланового медицинского осмотра – рекомендации специалистов после заключения периодического освидетельствования. Возможно, плановых тестов оказалось недостаточно для выяснения соответствия работника его деятельности и требуется дополнительная экспертиза. Также направить всех или некоторых работников на внеплановое освидетельствование могут специалисты по охране труда. Такие случаи могут возникнуть при резком ухудшении условий труда, появлении подозрительных симптомов у одного или нескольких сотрудников компании.

Кто должен оплачивать медосмотр работников

Компания полностью берет на себя расходы на весь комплекс мер по осмотру сотрудников . Кроме того, за работником организации на период прохождения медицинской комиссии сохраняется средняя зарплата. Личная мед книжка же передается вам, как работодателю, на все время, пока сотрудник работает в компании.

Затраты на медосмотр одного специалиста могут варьироваться от 1500 до 5000 рублей, в зависимости от региона и необходимых тестов. В большинстве клиник предоставляется скидка, пропорциональная штату сотрудников.

Расходы на первичную медкомиссию для претендента тоже ложатся на работодателя. Оплата медосмотра для приема на работу производится так же, как и при периодическом освидетельствовании. Если здоровье кандидата не позволяет заключить с ним договор, мед книжка остается в его личном пользовании.

Если возможный или действующий сотрудник оплатил прохождение специалистов, законодательство предусматривает компенсацию затрат на медосмотр работодателем. Для этого работнику достаточно написать заявление в свободной форме и приложить документы, подтверждающие оплату.

В случае непрохождения сотрудниками медосмотра по вине работодателя и последующем отстранении их от обязанностей, компания обязана выплачивать им сумму, равную 2/3 от окладной части.

Через фонд обязательного страхования компенсируется часть суммы на прохождение медицинского освидетельствования.

Пошаговая инструкция подготовки к периодическому медосмотру

Так как вся подготовка к медосмотру на предприятии – ответственность работодателя, вам потребуется разобраться в нюансах.

Существует алгоритм, позволяющий оперативно и правильно подготовиться к медкомиссии:

Шаг 1. Выбор компании, которая проведет медосмотр, и заключение с ней договора. Большинство клиник имеют лицензию для экспертизы сотрудников. После заключения контракта необходимо выбрать и согласовать сроки диспансеризации.

Шаг 2. Составление перечня сотрудников, которым требуется медосмотр. Этот документ отправляется в отдел Роспотребнадзора вашего округа. Укажите в списке всех работников по профессиям, на которых влияют негативные факторы, рассмотренные выше.

Шаг 3. Когда список контингента с Роспотребнадзором будет согласован, вам потребуется составить второй перечень, перечисляющий уже поименно специалистов компании, направляемых на медицинский осмотр. Укажите их ФИО и влияющий негативный фактор. Данный список также необходимо согласовать.

Шаг 4. После заверения, направьте этот список в компанию, с которой заключили договор на медосмотр. Сделать это нужно не позже чем за два месяца.

Шаг 5. Сторона, оказывающая услуги по медкомиссии, составит план мероприятий по датам. Обычно это занимает около десяти дней. Вам, как работодателю, необходимо лишь утвердить этот план.

Шаг 6. После того как план проведения составлен и согласован, потребуется ознакомить с ним штат вашей компании. Этот шаг необходимо реализовать не позже чем за две рабочие недели до медосмотра.

Шаг 7. Всем специалистам, которые должны пройти медицинское освидетельствование, вручается направление. Его получение подтверждается росписью. В направлении содержатся сведения о предприятии, медицинской организации, полные данные сотрудника, включающие род занятий, согласно , наличие вредных факторов. Заверяется документ уполномоченным лицом работодателя.

Шаг 8. После прохождения медосмотра выдаются подтверждающие документы: заключение по результатам осмотра и акт. Заключение составляется в двух копиях. Одна передается сотруднику, вторая – остается в личной карте. Четыре копии актов составляются комиссией совместно с Роспотребнадзором. Один из них направляется работодателю.

Работники ответственны только за явку в медицинскую организацию в назначенное время с паспортом и направлением.

Последствия непрохождения медосмотра

Трудовой кодекс регламентирует не только периодичность и нюансы прохождения медицинских осмотров работниками, но и меры для сотрудников и работодателей, если медицинская комиссия не была пройдена.

Зачастую претендент не соглашается на прохождение предварительного медосмотра. В таких обстоятельствах наниматель не имеет права заключать трудовой договор с работником.

Работодатель подписывает письменный отказ в приеме на работу и в том случае, если здоровье претендента не соответствует предположительным обязанностям, не может быть допущен к предполагаемой деятельности.

Игнорирование этих условий чревато для компании штрафом. Сумма может варьироваться, в зависимости от формы компании. Для индивидуальных предпринимателей минимальный порог штрафа – 15 000 р ., для организаций – 110 000 р .

Что делать, если подчиненный не прошел периодический медосмотр? Трудовой кодекс обязывает временно приостановить профессиональную деятельность работника.

Если медкомиссия не была пройдена по вине самого сотрудника, то заработная плата не начисляется. В случае когда медосмотр не был пройден по причинам уважительным или неподвластным сотруднику, за весь период вынужденной безработицы ему выплачивается окладная часть зарплаты.

Выданный акт медицинской комиссии может гласить о невозможности продолжения работы на должности, которую занимал сотрудник. Если проблемы со здоровьем не позволяют ему выполнять свои обязанности, вы можете предложить для него другую должность. Трудовой кодекс предусматривает в таких случаях и перевод на менее оплачиваемую работу внутри компании. Если такой возможности нет – сотрудничество с работником необходимо прекратить.

Плановое проведение медосмотров поможет вам не только избежать санкций и штрафов, но и сохранить уверенность в том, что все сотрудники могут выполнять свои прямые обязанности без риска для своего здоровья.

В ряде случаев прием на работу допускается только при условии прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке и на условиях, определенных трудовым законодательством. Это предусмотрено в целях защиты здоровья и самих работников, и населения. На работодателя соответственно обязанность - проводить такие осмотры. Однако на практике встречаются перекосы как в одну, так и в другую сторону: или осмотры не проводят тогда, когда должны это делать (и это установлено в законе), или наоборот -заставляют всех поголовно проходить медосмотр, в т. ч. и в тех случаях, когда в этом нет необходимости, и даже в нарушение прав работников.
Сегодня мы постараемся разобраться, в каких случаях следует проводить предварительные медицинские осмотры при приеме на работу.

Лица, подлежащие обязательному предварительному медицинскому осмотру

По смыслу ст. 69 ТК РФ обязательный предварительный медицинский осмотр (обследование) при заключении трудового договора должны проходить лица, которых можно условно разделить на три группы:
- лица, не достигшие возраста 18 лет;
- лица в случаях, предусмотренных ТК РФ;
- иные лица, предусмотренные иными федеральными законами.

Трудовой кодекс РФ выделяет в отдельную группу принимаемых на работу лиц моложе 18 лет, что обусловлено особенностью развития их организма. Аналогичная норма содержится в главе 42 ТК РФ, именуемой "Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет". Согласно ст. 266 ТК РФ лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования), который осуществляется за счет средств работодателя.

Следующая группа лиц, обязанных проходить обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу, предусмотренная ТК РФ, классифицируется в зависимости от цели медицинского освидетельствования. Условно они могут быть распределены по группам.

Первая группа - лица, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в т. ч. на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта.

Проведение обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) при поступлении на работу лиц, условно отнесенных к первой группе, обусловлено необходимостью определить пригодность этих работников к выполнению поручаемой работы и предупредить профессиональные заболевания.

Кстати сказать

До внесения изменений в ТК РФ в его нормах, в т. ч. и в правиле, предусмотренном ст. 69 ТК РФ, отсутствовал термин "обследование". Он был введен в целях приведения положений ТК РФ в соответствие с нормами, предусмотренными иными федеральными законами - и нормативными правовыми актами.

Вторая группа - лица, поступающие на работу в организации пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей (см. ст. 213 ТК РФ).

Целью проведения предварительных медицинских обследований второй группы лиц является охрана здоровья населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний.

Следует отметить, что перечень предусмотренных ТК РФ случаев, когда вводятся обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования), является открытым. В силу ч. 4 ст. 213 ТК РФ у отдельных работодателей в случае необходимости по решению органов местного самоуправления могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований). Эти случаи мы условно отнесем к третьей группе лиц.

Анализируя правила разграничения полномочий по установлению случаев введения обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования), содержащиеся в вышеуказанной норме, можно сделать вывод: работодатель на своем уровне, самостоятельно локальным нормативным актом не может установить требование об обязательности прохождения всеми соискателями (кандидатами) предварительного медицинского осмотра (освидетельствования) при приеме на работу. Отказ претендента на вакантную должность от прохождения предварительного медицинского осмотра в случаях, не предусмотренных законодательством, является правомерным и не может служить основанием для отказа в заключении трудового договора.

Порядок проведения обследований
Согласно ч. 3 ст. 213 ТК РФ нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством РФ, определяются:

* вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования);
* порядок проведения обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований).

В соответствии со ст. 214 ТК РФ работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.10.03 № 646 "О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)" указанные факторы и работы, а также порядок проведения осмотров утверждаются Минздравсоцразвития России.

Во исполнение данного документа приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.04 № 83 утверждены Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок проведения этих осмотров (обследований).

Наряду с ними действует приказ Минздравмедпрома России от 14.03.96 № 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" (далее - приказ от 14.03.96 № 90), которым утверждены следующие документы:

* Временный Перечень вредных, опасных веществ и производственных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, медицинских противопоказаний, а также врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований;
* Временный Перечень работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров, необходимых лабораторных и функциональных исследований, медицинских противопоказаний к допуску на работу;
* Положение о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников;
* Перечень общих медицинских противопоказаний к допуску к работе в контакте с вредными, опасными веществами и производственными факторами, а также на работы в соответствии с временными перечнями;
* Список профессиональных заболеваний с Инструкцией по его применению. Цель предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу - определить соответствие состояния здоровья претендента (освидетельствуемого) поручаемой ему работе.

Цель предварительных медицинских осмотров при поступлении
на работу – определить соответствие состояния здоровья претендента (освидетельствуемого) поручаемой ему работе.

Предварительные медицинские осмотры проводятся в соответствии с приказом от 14.03.96 № 90 лечебно-профилактическими учреждениями (организациями) любой формы собственности, имеющими соответствующую лицензию и сертификат.

Осмотр психиатром проводится в психоневрологическом диспансере (отделении, кабинете) по месту постоянной регистрации обследуемого.

Контингенты, подлежащие предварительным медицинским осмотрам, определяют центры Госсанэпиднадзора субъектов РФ совместно с работодателем и соответствующим выборным органом первичной профсоюзной организации (по цехам, профессиям, опасным, вредным веществам и производственным факторам) не позднее 1 декабря предшествующего года. Сроки проведения осмотров должны соответствовать установленной периодичности.

Направление на медицинский осмотр, перечень вредных, опасных веществ и производственных факторов, оказывающих воздействие на работника, выдается работодателем на руки претенденту (освидетельствуемому) для представления лечащему врачу лечебно-профилактического учреждения, проводящего медосмотр. Основным лицом, проводящим предварительные медицинские осмотры, является лечащий врач лечебно-профилактического учреждения, оказывающего медицинскую помощь (это может быть врач-терапевт здравпункта, цехового или территориального участка или врач общей практики (семейный врач).

Данные медицинского обследования заносятся в амбулаторную медицинскую карту. Каждый врач, принимающий участие в освидетельствовании, дает свое заключение о профессиональной пригодности и при показаниях намечает необходимые лечебно-оздоровительные мероприятия. На отдельный лист выносятся данные профессионального маршрута потенциального работника (предприятие, цех, участок, профессия, стаж, вредные, опасные вещества и производственные факторы) и окончательное заключение о соответствии состояния здоровья поручаемой работе или иное заключение.

Лицам, прошедшим предварительный медицинский осмотр и признанным годными к работе с вредными, опасными веществами и производственными факторами, выдается соответствующее заключение, подписанное лечащим врачом и скрепленное печатью лечебно-профилактического учреждения (в случае индивидуального допуска в указанное заключение вносятся данные об обязательном пользовании протезом, слуховым аппаратом, очками и др.).

Лицам, которым противопоказана работа с вредными, опасными веществами и производственными факторами, или в конфликтных случаях выдается заключение клинико-экспертной комиссии (КЭК) на руки, а его копия в трехдневный срок пересылается работодателю, выдавшему направление.

Предварительные медицинские осмотры лиц, принимаемых на работу вахтовым методом, проводят лечебно-профилактические учреждения по месту постоянного медицинского обслуживания или по месту дислокации вахт, при решении администрацией вахтовых организаций вопроса об их финансировании.

Освидетельствуемый обязан:

* своевременно явиться на медицинский осмотр;
* иметь при себе направление, паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность, и военный билет;
* получить медицинское заключение для предъявления работодателю.

Лечебно-профилактическое учреждение (лечащий врач) обеспечивает проведение медицинского осмотра индивидуально каждому обследуемому в соответствии с требуемым объемом, в пределах имеющихся у лечащего врача и медицинского учреждения лицензии, сертификата, в месячный срок с момента обращения. При необходимости проведения дополнительных исследований лечебно-профилактическое учреждение (лечащий врач) решает вопрос о привлечении иных специалистов или учреждений здравоохранения.

Психиатрическое освидетельствование
Обязательное психиатрическое освидетельствование должны проходить лица, в должностные обязанности которых будет входить осуществление отдельных видов деятельности, в т. ч. деятельности, связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (далее - Перечень от 28.04.93), утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.93 № 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"".
Кстати сказать

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.04 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (в ред. от 20.05.04 № 649) была создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспот-ребнадзор), которой, в частности, переданы функции упраздняемого Минздрава России по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора.

Согласно ст. 6 Закона РФ от 02.07.92 № 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Закон от 02.07.92 № 3185-I) гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования лицами, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утверждены постановлением Правительства РФ от 23.09.02 № 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности". Освидетельствование работника проводится на добровольной основе с учетом норм Закона от 02.07.92 № 3185-1.

Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается Правительством РФ и периодически (не реже одного раза в пять лет) пересматривается с учетом накопленного опыта и научных достижений.

Освидетельствование лица проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем от 28.04.93. Освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением.

Для его прохождения освидетельствуемый представляет выданное работодателем направление, в котором указываются вид деятельности и условия труда, предусмотренные Перечнем от 28.04.93. Одновременно он предъявляет паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность.

Освидетельствование проводится в срок не более 20 дней с даты его обращения в комиссию.

В целях освидетельствования комиссия вправе запрашивать у медицинских учреждений дополнительные сведения, о чем освидетельствуемый ставится в известность. Комиссия принимает соответствующее решение в течение 10 дней после получения дополнительных сведений. При прохождении освидетельствования лицо может получать разъяснения по вопросам, связанным с его освидетельствованием. Комиссия принимает решение простым большинством голосов о пригодности (непригодности) освидетельствуемого к выполнению вида деятельности (работы в условиях повышенной опасности), указанного в направлении на освидетельствование.

Решение комиссии (в письменной форме) выдается лицу под расписку в течение трех дней после его принятия. В этот же срок работодателю направляется сообщение о дате принятия решения и дате выдачи его освиде-тельствуемому. В случае несогласия с решением комиссии оно может быть обжаловано в суде.

Мнение эксперта

А.В. Потапова,
эксперт журнала "Справочник кадровика"

Часть 3 ст. 76 ТК РФ содержит следующую норму: в случае отстранения от работы работника, который не прошел обязательный предварительный медицинский осмотр (обследование) не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

Применение этого правила на практике проблематично и вызывает ряд вопросов. Лица, подлежащие обязательному предварительному медицинскому осмотру (обследованию), проходят этот осмотр до заключения трудового договора, т. е. тогда, когда они еще не являются работниками. Между тем возникают трудности с определением периода времени, отведенного для прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра. А в случае его непрохождения в этот период - с тем временем, в течение которого лицо, направленное на предварительный медицинский осмотр, будет его проходить (время недопущения к работе).

Далее, затруднено выяснение обстоятельств непрохождения предварительного медицинского осмотра. Когда по этому основанию работник отстраняется от работы, работодатель имеет право выяснять причины непрохождения им медицинского осмотра, требовать от него объяснения, составлять акт о непрохождении медицинского осмотра, непосредственный руководитель может оформить докладную записку и т. д. В случае же, когда предварительный медицинский осмотр не проходит лицо, в отношении которого только принято решение о приеме на работу, все не так определенно. Получается, что если нет документального подтверждения прохождения предварительного медицинского осмотра, то не будет заключаться трудовой договор, не может быть осуществлено фактическое допущение к работе, в то же время процедура выяснения причин его непрохождения не определена.

Оплата времени простоя в случае недопущения к работе лица, не прошедшего предварительный медицинский осмотр, производится по правилам ст. 157 ТК РФ. Так, время простоя по вине работодателя (когда предварительный медицинский осмотр не пройден по вине работодателя, например ненадлежащим образом оформлено направление на осмотр) оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника; по причинам, не зависящим от работодателя и работника (например, предварительный осмотр не пройден по вине медицинского учреждения), - в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. Однако здесь появляется проблема с определением размера средней заработной платы для лиц, которые еще не являются работниками, а также вопрос о содержании распоряжения руководителя, на основании которого бухгалтерия будет производить данные выплаты.

Норма ч. 3 ст. 76 ТК РФ об оплате времени, в течение которого работник, не прошедший предварительный медицинский осмотр, не допускается к работе, была и в первоначальной редакции Трудового кодекса РФ. К сожалению, и на настоящий момент нет каких-либо рекомендаций по применению на практике данной нормы.

О затратах работодателя

В соответствии с ч. 2 ст. 212, ч. 6 ст. 213 ТК РФ медицинские осмотры (обследования), в т. ч. обязательные предварительные осмотры, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, осуществляются за счет средств работодателя. Аналогичное правило было предусмотрено п. 2 ст. 14 ранее действовавшего Федерального закона от 17.07.99 № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", согласно которому работодатель обязан был обеспечить проведение за счет собственных средств обязательных при поступлении на работу медицинских осмотров (обследований) работников.

В рассматриваемом вопросе важным является порядок отнесения затрат работодателя на проведение медицинских осмотров работников.

В соответствии с письмом УФНС РФ по г. Москве от 28.06.05 № 20-12 / 46417 "О включении в состав затрат, связанных с проведением медицинских осмотров работников" указанные выше затраты подлежат отнесению к прочим расходам, учитываемым на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, при соблюдении трех условий:
1) проведение медицинских осмотров тех работников, для которых согласно законодательству они являются обязательными;
2) осуществление медицинских осмотров в соответствии с установленным Порядком, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.04 № 83;
3) надлежащее документальное их оформление.

Расходы по проведению указанных выше медицинских осмотров относятся к расходам на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в т. ч. таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При этом следует иметь в виду, что расходы на проведение медосмотров иных работников организации, для которых такие осмотры не являются обязательными, не могут быть признаны обоснованными и, как следствие, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Случаи обязательных предварительных медосмотров, предусмотренные иными федеральными законами

Следующую группу рассматриваемых субъектов, обязанных проходить при приеме на работу обязательный предварительный медицинский осмотр (обследование), составляют иные предусмотренные иными федеральными законами лица. Среди них, в частности, можно назвать работников, которые осуществляют деятельность в области использования атомной энергии.

Так, в соответствии с п. 1.7.2 постановления Госгортехнадзора России от 05.06.03 № 56 "Об утверждении правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности" работники, занятые на работах с опасными и вредными условиями труда, должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) медицинские осмотры (обследования) в целях определения их пригодности для выполнения поручаемой работы.

Кроме того, согласно ст. 27 Федерального закона от 21.11.95 № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" выполнение определенных видов деятельности в области использования атомной энергии осуществляется работниками объектов использования атомной энергии при наличии у них разрешений, выдаваемых органами государственного регулирования безопасности. При этом перечень специалистов из числа работников, которые в зависимости от выполняемой ими деятельности должны получать разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии, а также предъявляемые к этим специалистам квалификационные требования определяются Правительством РФ.

Одним из обязательных условий получения указанных разрешений является отсутствие медицинских, в т. ч. психофизиологических, противопоказаний. Перечень медицинских противопоказаний и перечень должностей, на которые распространяются данные противопоказания, а также требования к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований определяются Правительством РФ.

В соответствии с п. 31 нормативного правового акта, именуемого "Организация работы с персоналом на атомных станциях", утв. приказом Росатома от 15.02.06 № 60, ряд работников должны проходить обязательные предварительные и ежегодные медицинские осмотры и психофизиологические обследования в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.03.97 № 233 "О Перечне медицинских противопоказаний и Перечне должностей, на которые распространяются данные противопоказания, а также о требованиях к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии" (далее - Постановление № 233). К ним относятся специалисты из числа работников, которые в зависимости от осуществляемой ими деятельности должны получать разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии.

Целью проведения обязательных предварительных при поступлении на работу (равно как и периодических, ежегодных) медицинских осмотров является предотвращение допуска к работе специалиста в нетрудоспособном состоянии, обусловленном болезнью, интоксикацией, расстройством адаптации. Это обусловлено необходимостью снижения вероятности аварий в связи с неправильными действиями персонала, связанными с отклонениями в состоянии здоровья отдельных работников.

В соответствии с п. 2 Постановления № 233 медицинские осмотры проводятся в медико-санитарных частях, обслуживающих объекты использования атомной энергии. Нормативные акты по проведению медицинских осмотров утверждаются Министерством здравоохранения РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством РФ, в соответствии с п. 3 ст. 9 Федерального закона от 30.03.95 № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" при поступлении на работу должны проходить обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции.

Постановлением Правительства РФ от 04.09.95 № 877 утвержден Перечень работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров. Указанным Перечнем, в частности, предусмотрены такие должности, как врачи, средний и младший медицинский персонал центров по профилактике и борьбе со СПИДом, учреждений здравоохранения, специализированных отделений и структурных подразделений учреждений здравоохранения, занятые непосредственным обследованием, диагностикой, лечением, обслуживанием, а также проведением судебно-медицинской экспертизы и другой работы с лицами, инфицированными вирусом иммунодефицита человека, имеющие с ними непосредственный контакт.

Порядок проведения обязательных предварительных медицинских осмотров для выявления ВИЧ-инфекции при поступлении на работу определен Правилами проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утв. постановлением Правительства РФ от 13.10.95 № 1017.

Обязанности работников

Наряду с обязанностью работодателя проводить обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) отдельных категорий работников законодательство устанавливает также обязанности таких лиц. Так, согласно ст. 214 ТК РФ работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, преусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.


Читать также

  • Оформление инструктажа по охране труда

    В статье подробно рассматриваются правовые аспекты охраны труда, приводятся образцы документов

Статьи этого раздела

  • 3 самые актуальные темы в проверке кандидатов, закрепленные законом в 2018 году

    В 2018 году в ряд законов были внесены поправки, которые определили новые требования к кандидатам на бухгалтерские и педагогические должности, а также наделили предпенсионеров особым трудовым статусом. О том, как это повлияло на проверку кандидатов, читайте в нашем материале.

  • Какие риски в сфере охраны труда часто забывают работодатели

    Многие работодатели, прежде всего, офисные компании скептически относятся к системе охраны труда. Скепсис, как правило, выражается в вопросе: «Какая может быть охрана труда в современном деловом центре?» Статья публикуется в рамках сотрудничества…

  • Несчастный случай на производстве

    В этой статье мы постараемся разобраться, какие происшествия являются несчастными случаями на производстве, а какие - нет, что нужно делать работнику и работодателю при возникновении несчастного случая и какие последствия он влечет для сторон трудового договора.

  • Специальная оценка условий труда. Аттестация рабочих мест заменена на специальную оценку условий труда

    Теперь аттестация рабочих мест заменена на специальную оценку условий труда. Процедура специальной оценки условий труда предназначена для решения вопроса о предоставлении компенсаций работникам в связи с занятостью на вредном производстве.

  • Внутренние расследования нарушений сотрудников

    Иногда сотрудники нарушают установленные в компании правила, действуют в своих интересах и в ущерб работодателю. В таких случаях службы контроля организации проводят внутренние расследования причин и последствий нарушения.

  • Кадровая безопасность. Принимаем нового сотрудника

    Каждого нового сотрудника в день приема нужно знакомить с правилами работы в компании. Он должен изучить внутренние нормативные акты, регламенты и иные документы, связанные с кадровой безопасностью работодателя.

  • Аттестация рабочих мест - современный способ обеспечения безопасности!

    Законодательство России устанавливает обязанность для работодателей по организации эффективной системы охраны труда. Меры по предотвращению несчастных случаев и заболеваний предприниматели должны производить в строгом соответствии с нормами ТК РФ, а также рядом технических регламентов, условий и стандартов. Одним из требований, предъявляемых к фирмам, является аттестация рабочих мест.

  • Правильно оформленный скриншот является надлежащим доказательством в суде

    Налоговики нередко указывают, что представленный компанией скриншот является подделкой, которая не несет необходимой информации. Какие данные должен содержать снимок с интернет-страницы? Обязательно ли его нотариальное заверение? Как отобразить дату и время на скриншоте?

  • Что необходимо знать об аттестации рабочих мест

    Аттестация рабочих мест по условиям труда - обязательное мероприятие, регламентированное ст. 212 Трудового кодекса РФ. Оно проводится для того, чтобы работодатель смог объективно оценить, в каких условиях трудится его персонал, и при необходимости принять меры по оздоровлению этих условий труда. Причем, как показывает практика, оценивать условия труда необходимо даже в самом современном помещении, поскольку негативные воздействия обнаруживаются везде. Рассказываем о важных нюансах аттестации.

  • Как победить воровство собственных сотрудников?

    Главная идея этой статьи: хищения и другие злоупотребления персонала можно поставить под контроль и минимизировать ущерб. И HR – менеджмент может и должен играть важную роль в решении этих задач. Однако у всего процесса должен быть единый «хозяин», и это, без сомнений, - первое лицо фирмы.

  • Договор о неразглашении информации

    В современных условиях развития рыночной экономики и усиления конкурентной борьбы, все большего проникновения гласных и негласных средств и систем сбора, обработки и накопления информации в сферу частной жизни, хозяйствования и в публично-властный сектор особую актуальность приобретают договоры о неразглашении информации. Такие договоры являются относительно новым явлением в правовой системе России и еще не получили надлежащей проработки. Однако договоры о неразглашении информации давно известны и широко применяются в мировой правовой практике. Другим названием договора о неразглашении информации является договор о конфиденциальности - оба названия на равных будут применяться в этой статье.

  • Проверка сотрудников через социальные сети

    Интернет, кроме удобного поиска сотрудников, дает отличную возможность проверить будущих соискателей при помощи социальных сетей. Как это лучше сделать, на что обратить внимание? Рассказывают Галина Иванова и Вера Макурова, менеджеры по поиску персонала компании Intercomp Global Services

  • Проверяем справку о зарплате за 2 предыдущих года

    Ваш сотрудник принес справку о заработке за два прошлых года, однако документ вызвал сомнения? Прежде чем его использовать, можно проверить сведения о компании, которая его выдала

  • Судимость как фактор риска: установлены ограничения на работу с детьми и подростками

    В Трудовой кодекс внесены изменения, ограничивающие возможность поступления на работу, связанную с обучением и воспитанием несовершеннолетних. Они касаются граждан, имеющих (имевших) судимость или привлекавшихся к уголовной ответственности за конкретные виды преступлений . В связи с этим у кадровиков появляется новая обязанность: при оформлении сотрудника для работы с детьми и подростками требовать от него справку "о благонадежности", то есть об отсутствии судимости или факта уголовного преследования.

  • Труд водителей: особенности правового регулирования

    Водители организаций относятся к категории работников, труд которых подлежит особому правовому регулированию: работник должен проявлять повышенное внимание на дороге, а это приводит не только к физической, но и к быстрой психологической усталости. Поэтому рабочее время водителей строго нормировано законом. Кроме того, для водителей установлены различные гарантии и компенсации. Рассмотрим названные и некоторые другие вопросы.

  • Охрана коммерческой тайны

    Работник может быть уволен по инициативе работодателя за разглашение сведений, составляющих ту или иную тайну. Однако вопросы, связанные с материальными потерями, убытками, причиненными работодателю, надлежащим образом не решены. О том, какими правовыми средствами должна обеспечиваться защита такой информации, читайте в статье.

    Многие работники коммерческих организаций знакомы с таким проявлением корпоративного контроля, как прослушивание служебных телефонов. Обычно этим занимаются сотрудники служб безопасности крупных и средних организаций по поручению руководства, причем прослушивание может носить как гласный, так и негласный характер.

  • Когда работодатель вправе проверять информацию о работниках?

    Все чаще в средствах массовой информации звучат мнения о том, что применение полиграфа при приеме на работу чуть ли не панацея от недобросовестного работника, а допрос пассажиров перед полетом - заслон террористическим актам на воздушном транспорте. Так ли это и законны ли подобные проверки?
    И, самое главное, как все это грамотно оформить?

  • Охрана труда - категория экономическая

    Cитуация с охраной труда в нашей стране, мягко говоря, далека от совершенства. Согласно определению, данному в ст. 209 ТК РФ, охрана труда - это "система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия".

  • Как повысить кадровую безопасность компании

    Как определить, кто из сотрудников организации и поступающих на работу наносит или может нанести ущерб её интересам? Как выявить потенциальных алкоголиков, людей, склонных к воровству и тех, кто никогда не будут продуктивно работать? Ведь все они могут стать сотрудниками Вашей компании. Грамотно разобраться в этом - задача не из легких. О роли человеческого фактора в обеспечении безопасности организации, некоторых потенциальных источниках кадрового риска и мерах по защите организации от них рассказывает эта статья.


Прохождение медосмотра

Оформление на новое рабочее место всегда сопровождается множеством бумажных процедур и формальных действий соискателя.

Согласно действующему законодательству существует несколько обязательных моментов, которые должен выполнить устраивающийся на работу человек.

Одним из них является прохождение предварительного медицинского осмотра.

Поэтому, чтобы исключить такую вероятность, к каждой профессии существуют определенные допуски по здоровью и перечень врачей, должных осмотреть будущего сотрудника.

Чтобы понимать, зачем нужен предварительный медицинский осмотр, как его проходить, и на что повлияют его результаты, нужно изучить подробности и нюансы этого вопроса и выяснить все факторы касательно него.

Зачем нужен медосмотр?

Предварительный медицинский осмотр при должны проходить все соискатели, которые будут иметь особые (вредные или тяжелые) условия труда, могут получить профессиональные заболевания, будут заняты в торговле, медицинской сфере, осуществлять управление автомобилем или взаимодействие с продуктами питания.

Особенно это касается работ, которые относятся к списку вредных профессий.

Прохождение медосмотра помогает решить несколько задач:

  • проверка состояния здоровья человека исходя из будущих условий труда и возможность удостовериться, что они будут безопасны для его жизнедеятельности;
  • выявление заболеваний или предотвращение возможных нарушений в состоянии здоровья, которые могут быть спровоцированы ;
  • предупреждение профессиональных болезней и воздействия вредных факторов на организм человека;

Контроль прохождения предварительного, а также периодических медицинских осмотров должен осуществлять сотрудник отдела по охране труда или другое должностное лицо, назначенное в специальном порядке.

Этот работник не только ведет учет здоровья всего персонала компании, но и организовывает прохождение периодических медкомиссий.

Таким образом, прохождение предварительного медицинского осмотра в большинстве случаев является обязательным, и находится в интересах обеих сторон – работодателя и нанимающегося работника.

Перечень вредных и опасных факторов в работе

Список опасных и вредных профессий, для которых в обязательном порядке требуется прохождение медицинского осмотра, утвержден на законодательном уровне.

Он может меняться или дополняться в зависимости от появления новых профессий или изменений условий труда существующих рабочих точек.

К ним относятся такие особенности работ:

  • влияние на человека в процессе деятельности канцерогенов, аллергенов или других химических факторов;
  • воздействие на работника вибраций, производственного шума, электромагнитного поля и других физических факторов;
  • работа, связанная с ферментами, инфицированным материалом или наличие схожих биологических факторов;
  • , выполняемые на высоте, под водой, в нефтяной или газовой промышленности;
  • работа с взрывоопасными или легковоспламеняющимися материалами.

При оформлении на профессии с перечисленными факторами работник должен быть поставлен в известность об особых условиях труда и быть согласен с ними. В интересах работодателя быть уверенным, что состояние здоровья сотрудника не отразится на безопасности выполняемых действий.

Существует также перечень заболеваний, которые являются противопоказаниями для определенных работ.

При дальнейшем устройстве на новое место работы его может интересовать вопрос, может ли подойти предыдущий результат медицинской комиссии для нового оформления. Ответ на него зависит от профессии, на которую он устраивался.

Если условия и характер новой работы совпадают или похожи на факторы с предыдущего места, решения врачей частично или полностью можно перенести с предыдущих результатов.

Если профессия совершенно другая, к ней предъявляются иные требования, соответственно медицинский осмотр должен быть пройден повторно.

Решение о таком переносе результатов или его невозможности зависит от терапевта, подписывающего заключение, и должностного лица, ответственного за охрану труда в организации.

Таким образом, прохождение предварительного медицинского осмотра при оформлении на работу имеет множество нюансов и важных факторов, которые следует знать перед началом процедуры устройства.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Читайте также:




  • Как проводится аттестация рабочих мест: СОУТ как…

  • Может ли инвалид 2 группы работать: что нужно знать…

Медицинский осмотр при приеме на работу в определенных случаях является обязательным мероприятием, обусловленным требованиями к охране и безопасности труда. В статье рассмотрены отдельные особенности данного мероприятия, которые будут интересны как работодателю, так и работнику.

Когда прохождение медицинской комиссии при приеме на работу является обязательным

Требования к обязательным медицинским осмотрам при приеме на работу отдельных категорий работников установлены в первую очередь ТК РФ. В ст. 213 ТК РФ содержится перечень работ, при устройстве на которые предварительный медицинский осмотр обязателен. Проходить его необходимо, если:

  • Работа связана с вредными и опасными условиями труда. Перечни таких работ устанавливаются приказами Минздрава. В 2017 году действует приказ Минздрава «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных факторов» от 12.04.2011 №302н в редакции от 05.12.2014, с уточнениями на 2015 год и далее.
  • Работа связана с управлением транспортом.
  • Работа предстоит в сфере производства и торговли продуктами питания.
  • Работа будет в медицинских и детских учреждениях.
  • Работа связана с коммуникационными сооружениями (водопроводами).

Список не является закрытым. Ст. 213 ТК РФ допускает введение дополнительных требований к первичным медосмотрам на уровне локальных нормативных актов.

Предварительный медосмотр обязателен и для работника, уволенного и снова принятого на ту же работу .

За чей счет проводится предварительный медосмотр при приеме на работу

По общему правилу, руководствуясь положениями ст. 212, 213 ТК РФ, работодатель обязан организовывать и проводить медосмотры и освидетельствования за свой счет.

На практике бывают исключения в случаях, когда требуется оформление обязательного документа:

  • медицинской книжки;
  • водительских прав;
  • разрешения на оружие.

В большинстве случаев работодатели отдают предпочтение соискателям, у которых данные документы уже есть. Т. к. иначе их необходимо будет оформлять за счет работодателя.

Затраты на обязательные медосмотры относятся на расходы.

Состав медкомиссии для медосмотра при приеме на работу

Состав медкомиссии может быть разным, в зависимости от типа будущей работы.

В общем случае при устройстве на работу посещают:

  • окулиста;
  • отоларинголога;
  • невропатолога;
  • хирурга;
  • лабораторию (сдают общие анализы);
  • кардиографический и флюорографический кабинеты;
  • терапевта (он готовит заключение).

Дополнительные анализы и дополнительные специалисты нужны, если этого требует специфика работы. Например, для:

  • оформления различных типов медицинских книжек дополнительно сдают группу анализов на бактериальные и вирусные инфекции, посещают дерматолога, стоматолога, нарколога;
  • работы с повышенными источниками опасности - освидетельствуются у психиатра;
  • работы, связанной с повышенной ответственностью за жизнь и здоровье людей, - проходят химико-токсикологическое освидетельствование и посещают психиатра.

Назначение предварительного медосмотра

Предварительный медосмотр при приеме на работу должен определить:

  • способен ли работник выполнять поручаемую ему работу с тем состоянием здоровья, в каком он находится на момент трудоустройства;
  • какова его предрасположенность к сопутствующим профзаболеваниям;
  • можно ли доверять ему ответственность, которую повлекут его трудовые функции.

Если у работодателя есть свои дополнительные критерии отбора работников по состоянию здоровья, он может установить первичный медосмотр и в законодательно не предусмотренных случаях. Тогда медкомиссия будет нужна для установления соответствия физических и психических кондиций работника внутрифирменным стандартам. При этом во исполнение требований ТК РФ такие расходы все равно должны быть организованы и оплачены работодателем.

Итоги

Прохождение работниками медицинских осмотров при приеме на работу является одной из форм выполнения нормативов по охране труда и безопасности. Обязательность медосмотров закреплена в ТК РФ, федеральных и местных законах и локальных нормативах.

В соответствии с частью 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в том числе периодических медицинских осмотров влечет наложение административной ответственности на от 110 до 130 тыс. руб. В организации без медицинского осмотра работают более 40 человек. В организации проводилась по условиям труда. Как определяется перечень сотрудников, которые должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры? Должны ли такие осмотры проходить все сотрудники организации (в том числе юристы, бухгалтеры)?

Согласно части второй ст. 212 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

В свою очередь, работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 214 ТК РФ).

Таким образом, прохождение медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических, обязательно только в случаях, предусмотренных законодательством.

Обязанность по проведению медицинских осмотров некоторых категорий работников предусмотрена нормами ст. 213 ТК РФ. В соответствии с этой статьей обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры должны проходить работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

Согласно части четвертой ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

На сегодняшний день таким нормативным актом, устанавливающим Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (далее - Перечень факторов), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее - Перечень работ) и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Порядок) является приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

При этом существует позиция, что наличие на рабочих местах работников вредных и опасных производственных факторов (выполнение соответствующей работы), указанных в Перечне факторов (например работа с ПЭВМ более 50% рабочего времени, что может относиться, в частности, к юристам и бухгалтерам), является самостоятельным основанием для направления таких работников на обязательный медицинский осмотр вне зависимости от того, отнесены ли условия труда на их рабочих местах к вредным или опасным по результатам аттестации или специальной оценки условий труда (смотрите, например, письмо Минтруда России от 21.03.2014 N 15-2/ООГ-242, письмо Роструда от 09.10.2015 N ТЗ/20422-3-3). Аналогичная точка зрения представлена и в разъяснениях специалистов Роструда, размещаемых на информационном портале этого ведомства в сети Интернет (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3). Правомерность такого толкования положений Перечня факторов подтверждается и Верховным Судом РФ (определение от 24.09.2015 N 302-КГ15-11278).

Вместе с тем в правоприменительной практике существует и иной подход к решению вопроса о необходимости проведения медицинских осмотров в рассматриваемой ситуации, базирующийся на следующей логике. По смыслу ст. 213 ТК РФ часть четвертая указанной статьи направлена на реализацию требования первой ее части. Иными словами, именно факт наличия вредных и опасных условий труда на рабочем месте является предусмотренным ТК РФ основанием для проведения обязательных медицинских осмотров работников.

О справедливости данного вывода, по нашему мнению, свидетельствует и примечание N 2 к Перечню факторов, в соответствии с которым в данном перечне перечислены факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам в соответствии с нормативными правовыми актами.

Отметим, что сами по себе вредные и опасные факторы являются таковыми независимо от уровня своего воздействия и на классы не делятся (смотрите ст. 209 ТК РФ, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (приложение N 2 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н), ГОСТ 12.0.003-74 "Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация", утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 13.11.1974 N 2551).

Именно условия труда в зависимости от уровня воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов подразделяются по степени вредности и (или) опасности на четыре класса - оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс; подклассы 3.1-3.4) и опасные (4 класс) (смотрите ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее - Закон N 426-ФЗ). Учитывая сказанное, полагаем возможным заключить, что речь в примечании N 2 к Перечню факторов идет именно о том, что наличие факторов, поименованных в этом Перечне, учитывается при определении необходимости проведения медицинских осмотров лишь в том случае, если уровень воздействия соответствующих факторов свидетельствует о наличии на рабочем месте работника вредных или опасных условий труда (класс 3.1 и выше). В подтверждение данного тезиса можно привести письмо Федерального медико-биологического агентства от 13.04.2012 N 1-08/894. Аналогичная точка зрения высказана и в письме Роспотребнадзора от 19.06.2015 N 01/7015-15-31.

При этом отметим, что некоторые факторы, поименованные в Перечне факторов, содержат специальную пометку "при отнесении условий труда по данному фактору по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к вредным условиям" (смотрите п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов). На этом основании некоторые специалисты делают заключение, что раз в отношении отдельных пунктов Перечня факторов потребовалась такая оговорка, то другие приведенные в нем факторы являются основанием для проведения медицинского осмотра независимо от того, отнесены ли условия труда к вредным или опасным по результатам специальной оценки. В обоснование данного тезиса приводится также п. 19 Порядка, в соответствии с которым в списки контингента и поименные списки работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, включаются в том числе работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (в настоящее время - специальной оценки условий труда), проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

Однако, как уже было указано выше, речь в самом Перечне факторов идет не о любых факторах, а лишь о тех, которые по уровню своего воздействия могут свидетельствовать о наличии вредных условий труда. При этом, по нашему мнению, работодатель при отсутствии результатов специальной оценки условий труда действительно может прибегнуть к иным поименованным в п. 19 Порядка источникам информации о вредных факторах и в том случае, если на основании указанных источников он сможет сделать вывод о том, что воздействие указанных факторов по своему уровню может повлечь за собой отнесение условий труда работника к вредным или опасным, он принимает решение о необходимости проведения медосмотра такого работника. Без нарушения требований закона необходимость такого порядка действий работодателя может возникнуть в случае создания новых рабочих мест. В соответствии с частями 1 и 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах должна быть проведена в течение 6 месяцев с момента ввода их в эксплуатацию. При этом, как разъяснил Минтруд России в письме от 16.04.2015 N 15-1/ООГ-2242, под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса.

Соответственно, работники для работы на этих местах в любом случае будут приняты ранее, чем на них будет проведена специальная оценка условий труда. В таком случае работодателю действительно следует самостоятельно оценить наличие на таких рабочих местах вредных или опасных факторов и уровень их воздействия с целью определения потребности в направлении работников на медицинские осмотры (за исключением случаев, поименованных в п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов, при которых работодатель вправе ориентироваться лишь на результаты специальной оценки).

Вместе с тем, по нашему мнению, в том случае, если работодатель располагает действующими результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, ему необходимо пользоваться именно ими. Обязанности использовать иные источники информации при наличии результатов специальной оценки Порядком не установлено, о чем свидетельствует использованный в п. 19 Порядка в отношении таких источников оборот "могут использоваться".

В уже упоминавшемся выше письме ФМБА России также указано, что работодателю следует использовать иные источники информации о вредных факторах, воздействующих на работника, для целей определения необходимости в проведении медосмотров именно при отсутствии результатов аттестации. Верховный Суд Удмуртской Республики в своем решении от 15.04.2015 по делу N 7-124/2015 также пришел к выводу об отсутствии состава правонарушения в действиях работодателя, не обеспечившего прохождение работниками медосмотра, в том числе ввиду наличия у него карт аттестации рабочих мест указанных работников, не содержащих указания на наличие по соответствующим рабочим местам вредных производственных факторов.

Таким образом, полагаем, что работодатель обязан во исполнение требования частей первой, четвертой ст. 213 ТК РФ проводить медицинский осмотр работников при наличии на их рабочих местах вредных производственных факторов только в том случае, если уровень их воздействия свидетельствует о наличии на таких рабочих местах вредных или опасных условий труда. При установлении факта наличия на рабочих местах вредных факторов и определении уровня их воздействия работодатель в первую очередь должен ориентироваться на результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, и лишь при их отсутствии ему следует прибегнуть к иным источникам информации (за исключением случаев, поименованных в Порядке).

Учитывая сказанное выше, мы полагаем, что при наличии результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ), или специальной оценки условий труда, подтверждающих факт отсутствия на рабочем месте вредных или опасных условий труда, у работодателя не возникает обязанности по организации проведения обязательных медицинских осмотров работников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых установлено отсутствие вредных или опасных условий труда.

При этом, если сотрудники заняты на работах, которые включены в Перечень работ, работодатель обязан организовать в отношении них проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Аналогичные разъяснения дают специалисты Роструда (смотрите ответ 4).

Таким образом, по нашему мнению, работодатель обязан включать в списки контингентов работников, проходящих предварительные и периодические медицинские осмотры, следующие категории работников:

Сотрудников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (или специальной оценки условий труда) установлено наличие вредных и опасных условий труда;

Сотрудников, которые трудятся на вновь созданных рабочих местах, применительно к которым специальная оценка условий труда еще не проводилась, при этом на таких рабочих местах существуют вредные и (или) опасные производственные факторы, диагностируемые работодателем в соответствии с п. 19 Порядка;

Работников, занятых на работах, которые включены в Перечень работ;

Иных работников, в отношении которых трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусмотрена обязанность организовывать проведение предварительных и (или) периодических медицинских осмотров (например лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, - ст. 69 ТК РФ)*(1).

Однако обращаем Ваше внимание, что данная позиция является нашим экспертным мнением. Как видно из ответа, контролирующие и судебные органы могут придерживаться иной точки зрения по заданному вопросу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена


Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Смотрите также Энциклопедию решений. Предварительный медицинский осмотр.