Святая пульхерия. Святая царица пульхерия. Происхождение и детство

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Свт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ , родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. - іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей - 21 сентября 1752 г. Прославленіе - 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку - 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Сентябрь.
День десятый.

Житіе святой царицы Пульxеріи.

Г реческій императоръ Аркадій , умирая, оставилъ послѣ себя восмилѣтняго сына Ѳеодосія и трехъ дочерей - Пульхерію, Аркадію и Марину. Пульхерія, бывшая по лѣтамъ старше брата, отличалась разумомъ и скромностію. То былъ великій даръ Божественнаго Промысла Греческому царству - въ помощь юному Ѳеодосію и въ защиту православія отъ нападеній еретиковъ . Мудрая не по лѣтамъ, она принята была братомъ въ соцарствованіе и получила титулъ Августы . Ей было 16 лѣтъ, когда, достигши власти, она начала управлять греческою имперіею не съ разумѣніемъ жены, а съ мудростію мужа, вызывая удивленіе всего тогдашняго міра: такъ дано было ей отъ Бога за чистоту ея жизни. Ибо по любви своей къ Богу, а также заботясь о мирѣ и спокойствіи своихъ подданныхъ, она отказалась отъ замужества, чтобы не было какихъ-либо раздоровъ между ея мужемъ и братомъ, и, обручивъ себя Богу, до смерти пребывала въ дѣвствѣ: а въ знакъ порученія своего дѣвства Богу устроила въ соборной церкви св. престолъ изъ золота и драгоцѣнныхъ камней, дивной работы и многоцѣнный. Сестеръ своихъ она также убѣждала хранить дѣвство, и онѣ дали Богу обѣтъ хранить дѣвическую чистоту до самой кончины своей и жили вмѣстѣ съ нею въ постѣ и молитвахъ, повинуясь ей не только какъ старшей сестрѣ, но и какъ матери и царицѣ.

П ульхерія была вмѣсто матери и брату своему, императору Ѳеодосію, и всячески заботилась о немъ, научая его страху Божію. Хорошо зная греческій и латинскій языки, она сама была его учительницею и учила его не только книгамъ, но и благонравію; она давала ему наставленія въ томъ, каковъ онъ долженъ быть въ бесѣдѣ, какъ долженъ вообще держать себя, какъ - наказывать и миловать виновныхъ, словомъ - учила его всему тому, что необходимо для добраго правителя. И доброе сѣмя пало не на худую землю, ибо онъ во всемъ слушался ея; и полученное имъ доброе воспитаніе привело къ тому, что, достигши зрѣлаго возраста, онъ болѣе другихъ царей былъ добръ, кротокъ, терпѣливъ, незлобивъ, мудръ, разсудителенъ и милосердъ; но, кромѣ воспитанія, и молитвы святой Пульхеріи помогали ему въ жизни. Она устроила благолѣпный храмъ во имя Пречистой Богородицы во Влахернахъ и многія другія церкви и монастыри, и раздавала обильную милостыню нищимъ. Ея заботами греческое царство пребывало, кромѣ внутреннихъ еретическихъ волненій, въ мирѣ и тишинѣ.

К огда Ѳеодосію пошелъ двадцатый годъ и настало время ему вступить въ супружество, блаженная Пульхерія озабочена была пріисканіемъ ему достойной жены. Въ это время изъ Аѳинъ прибыла въ Царьградъ одна дѣвица, по имени Аѳинаида, языческой вѣры, прекрасная собою, скромная и разумная, дочь славнаго философа Аѳинскаго Леонтія, наученная отцомъ астрономіи , геометріи и всякой Еллинской мудрости и превосходившая разумомъ многихъ мудрецовъ. Въ Царьградъ явилась она по слѣдующему поводу. Отецъ ея, умирая, раздѣлилъ все свое достояніе между двумя сыновьями своими Валеріемъ и Аэціемъ, а ей не оставилъ ничего, кромѣ нѣсколькихъ золотыхъ монетъ; когда же родственники и сосѣди спрашивали его, что онъ оставляетъ своей дочери, Леонтій отвѣчалъ:

- «Д овольно съ нея ея красоты и мудрости». По смерти отца, два брата раздѣлили между собою все отцовское имущество, а сестрѣ не дали ничего: съ жалобою на братьевъ она и явилась въ Константинополь. Увидѣвъ ее, святая Пульхерія обратила вниманіе на ея красоту, благонравіе и умъ, и рѣшила женить на ней брата. Но сначала она привела ее къ вѣрѣ Христовой и приблизила ее къ себѣ, какъ родную дочь, и только тогда уже какъ достойную брака съ царемъ выдала за Ѳеодосія. Во св. крещеніи ей было дано имя Евдокіи. Отъ брака ея съ Ѳеодосіемъ родилась дочь Евдокія, бывшая впослѣдствіи замужемъ за Римскимъ императоромъ Валентиніаномъ III .

В ъ царствованіе императоровъ Ѳеодосія и Валентиніана , стараніями блаженной Пульхеріи, былъ собранъ третій вселенскій соборъ въ Ефесѣ противъ нечестиваго Несторія . Пульхерія имѣла великую ревность по благочестіи и своими увѣщаніями обратила брата, который началъ было увлекаться ересью и отдаляться отъ истиннаго ученія , и утвердила его въ православіи, за что и почтена была многими похвалами отъ святыхъ отцевъ. Но прошло нѣсколько лѣтъ, и врагъ рода человѣческаго, не желая болѣе терпѣть ударовъ, наносимыхъ ереси святою Пульхеріею, вооружился противъ нея и замыслилъ удалить ее отъ царскаго престола и отъ власти, что и удалось ему на нѣкоторое время, такъ какъ Богъ попускаетъ иногда, чтобы святые угодники подвергались искушеніямъ. Искушеніе святой Пульхеріи началось слѣдующимъ образомъ. У императора Ѳеодосія былъ одинъ евнухъ , по имени Хрисафій, любимецъ и совѣтникъ императора, человѣкъ лукавый, злобный и сребролюбивый. Онъ враждебно относился къ патріарху Флавіану , преемнику святаго Прокла. Флавіанъ былъ вполнѣ достоинъ патріаршества за свое благочестіе и безукоризненную жизнь, а Хрисафій былъ еретикъ и потому не сочувствовалъ поставленію Флавіана въ патріархи. Желая возвести на Флавіана какое-нибудь обвиненіе, Хрисафій потребовалъ отъ него, чтобы онъ поднесъ императору какой-либо даръ «на благословеніе», какъ новопоставленный святитель. Флавіанъ, приказавъ изготовить нѣсколько хлѣбовъ изъ чистой муки, отправилъ ихъ во дворецъ; но Хрисафій не принялъ ихъ, говоря, что «на благословеніе» патріархъ долженъ прислать не хлѣбы, а золото. Патріархъ чрезъ посланныхъ отвѣтилъ:

- «Х рисафій хорошо знаетъ, что церковное золото и серебро - Божіе, и никому не можетъ быть отдано, кромѣ развѣ нищихъ».

Э тимъ онъ еще болѣе вооружилъ противъ себя Хрисафія, который сталъ изыскивать способъ погубить патріарха, но, видя, что блаженная Пульхерія по благочестію своему сильно держитъ сторону патріарха, которому поэтому трудно было причинить какое-либо зло, онъ сталъ строить новыя козни и противъ нея: онъ началъ сѣять раздоръ между нею и царицею Евдокіею, всякими способами стараясь нарушить ихъ взаимную любовь.

М ежду тѣмъ произошло слѣдующее событіе. У императора Ѳеодосія былъ обычай подписывать бумаги, не читая, чтó въ нихъ написано. Пульхерія, по своей всегдашней заботѣ о немъ, пожелала исправить его и отъ этого недостатка; заготовивши грамату отъ лица императора, въ которой говорилось, что императоръ, по просьбѣ Пульхеріи, отдаетъ ей въ рабство свою жену и объявляетъ, что съ этого времени онъ уже не имѣетъ надъ Евдокіею никакой власти, - поднесла эту грамоту Ѳеодосію для подписи. Тотъ, по своему обычаю не прочитавъ грамоты и не зная, что въ ней написано, приложилъ къ ней свою руку. Пульхерія, взявши грамату, пригласила къ себѣ во дворецъ императрицу Евдокію и пріятною бесѣдою и почтительнымъ обхожденіемъ задерживала ее у себя долгое время, а когда императоръ прислалъ за супругою, не пустила ее; вторичному посланному Пульхерія съ улыбкою отвѣчала:

- «П усть императоръ знаетъ, что онъ уже не имѣетъ власти надъ своею супругою, ибо онъ отдалъ мнѣ ее въ рабство и подтвердилъ это своимъ императорскимъ указомъ».

П ослѣ того она сама отправилась къ брату и сказала ему:

- «С мотри, какъ дурно поступаешь ты, когда подписываешь бумаги, не читая ихъ», - и показала ему тотъ указъ.

Т акою своею находчивостію она заставила императора быть съ того времени осмотрительнѣе - разсматривать и читать бумаги, которыя ему приходилось подписывать.

У знавъ объ этомъ, лукавый Хрисафій явился къ императрицѣ Евдокіи и сказалъ ей:

- «С мотри, чтó дѣлаетъ съ тобою Пульхерія, какъ она унижаетъ тебя: хочетъ имѣть тебя своею рабою; долго ли ты будешь терпѣть отъ нея? развѣ ты не такая же царица, какъ и она? развѣ ты не ближе всѣхъ къ царю, будучи съ нимъ единымъ тѣломъ?»

Т акими и подобными имъ рѣчами онъ вызвалъ въ Евдокіи гнѣвъ на Пульхерію, и она стала настраивать мужа, чтобы тотъ, отнявъ у сестры власть, царствовалъ одинъ. Научаемый женою и Хрисафіемъ, царь, хотя и готовъ былъ сдѣлать по ихъ желанію, но стыдился подвергнуть безчестію свою сестру и учительницу, старшую его лѣтами. Посему Евдокія и Хрисафій стали просить патріарха, чтобы онъ убѣдилъ Пульхерію, когда она явится въ храмъ, принять на себя званіе діакониссы, въ виду ея чистой и святой жизни. Въ то время былъ обычай: дѣвицъ и вдовъ, извѣстныхъ чистотою жизни, понуждать, хотя-бы и противъ ихъ желанія, къ служенію въ діакониссахъ; именно чрезъ это враги святой Пульхеріи надѣялись удалить ее отъ власти . Патріархъ тайно извѣстилъ ее объ ихъ проискахъ. Но Пульхерія, понявъ умыселъ брата и видя вражду къ себѣ со стороны Евдокіи и Хрисафія, сама оставила царскую власть, ушла съ служившими ей дѣвицами изъ дворца въ уединенную мѣстность и тамъ въ молчаніи проводила благочестивую жизнь.

М ежду тѣмъ еретикъ Хрисафій, выждавъ удобное время для осуществленія своихъ злобныхъ замысловъ, возстановилъ царя противъ патріарха. И вотъ, для Церкви Божіей наступило время смутъ, ибо въ отсутствіе Пульхеріи, защитницы благочестія, еретики стали дѣйствовать безъ всякой боязни, пока Богъ не открылъ духовныя очи царя, такъ что онъ, наконецъ, созналъ свое заблужденіе, убѣдился въ несправедливости гнѣва своей супруги на святую Пульхерію и понялъ злобу Хрисафія.

О днажды императору Ѳеодосію принесли яблоко, чрезвычайно красивое и необыкновенно большое. Подивившись его красотѣ и величинѣ, онъ отослалъ его своей супругѣ, а та, подержавъ его у себя, не съѣла сама, а послала сенатору Павлину, любимцу царя, бывшему въ то время больнымъ. Павлинъ, ничего не зная, послалъ яблоко царю. Получивъ яблоко, царь узналъ его, отправился къ царицѣ и спросилъ ее:

- «Г дѣ яблоко, которое я прислалъ тебѣ?»

О на, не зная, что то яблоко опять попало въ руки мужа, отвѣчала:

- «Я его съѣла».

Т огда царь, показавъ ей яблоко, спросилъ:

- «А это что?»

О нъ страшно разгнѣвался на жену и всячески поносилъ ее, думая, что она прелюбодѣйствуетъ съ Павлиномъ. Послѣдняго императоръ отправилъ въ ссылку въ Каппадокію , а женѣ запретилъ показываться на глаза. Но вмѣстѣ съ тѣмъ онъ пришелъ въ сильный гнѣвъ и на Хрисафія, такъ какъ узналъ, что онъ былъ причиною многихъ золъ. Сначала царь отнялъ у Хрисафія имѣніе, а потомъ осудилъ въ ссылку. Самъ Богъ наказалъ Хрисафія за безвинное оскорбленіе святой Пульхеріи. Плывя въ ссылку на кораблѣ, Хрисафій утонулъ въ морѣ, а неповинный ни въ чемъ Павлинъ, находясь въ ссылкѣ, былъ, по повелѣнію императора, усѣченъ мечемъ. Впослѣдствіи сама Евдокія, умирая, съ клятвою засвидѣтельствовала невинность Павлина и свою собственную. Однако Богъ попустилъ приключиться съ ними такому несчастію - Павлину во спасеніе души, а царицѣ въ наказаніе. Царица, услышавъ о смерти Павлина, чрезвычайно опечалилась тѣмъ, что изъ-за нея неповинно погибъ столь благоразумный и цѣломудренный человѣкъ, и стала просить у мужа позволенія поклониться св. мѣстамъ. Получивъ позволеніе, она отправилась въ Іерусалимъ и тамъ раздала богатую милостыню, соорудила многіе храмы и устроила монастыри. Въ Іерусалимѣ она оставалась долгое время, - пока усиленными просьбами не смягчила гнѣвъ супруга и не примирилась съ святой Пульхеріей, которой, въ знакъ мира и ненарушимой любви, она послала образъ Пречистой Богородицы, писанный, по преданію, святымъ евангелистомъ Лукою.

П ослѣ того какъ императрица Евдокія отправилась въ Іерусалимъ, Ѳеодосій обратился къ святой Пульхеріи съ просьбою возратиться опять на царство; но она не пожелала сего, предпочитая уединенное служеніе Единому Богу владычествованію надъ многими странами. Тогда царь вторично умолялъ ее возвратиться во дворецъ и раздѣлить съ нимъ управленіе царствомъ, и не прекращалъ своихъ просьбъ до тѣхъ поръ, пока не достигъ просимаго: святая Пульхерія съ великими почестями возвратилась въ свой царскій дворецъ. И опять прекратилась буря, вызванная ересью, и утихли смуты: въ Церкви настала тишина, и Греческая имперія наслаждалась миромъ. - По прошествіи довольно продолжительнаго времени, возвратилась изъ Іерусалима и императрица Евдокія, принеся съ собою руку святаго первомученика Стефана. Когда Евдокія по пути внесла ее въ Халкидонъ , святый Стефанъ ночью явился Пульхеріи и сказалъ:

- «В отъ, ты получила желаемое, ибо я уже пришелъ въ Халкидонъ».

В оставъ на утро, Пульхерія вмѣстѣ съ Ѳеодосіемъ отправилась въ срѣтеніе рукѣ святаго первомученика; здѣсь же они съ любовію приняли и императрицу Евдокію.

Н а 42-мъ году отъ роду императоръ Ѳеодосій заболѣлъ и, чувствуя приближеніе смерти, повѣдалъ святой Пульхеріи объ откровеніи, бывшемъ ему въ Ефесѣ въ церкви святаго Іоанна Богослова. Когда онъ стоялъ тамъ на молитвѣ, ему было открыто, что послѣ его смерти преемникомъ его будетъ воинъ Маркіанъ. Посему Ѳеодосій просилъ Пульхерію содѣйствовать Маркіану въ достиженіи престола.

М аркіанъ былъ родомъ изъ Ѳракіи , сынъ воина и самъ храбрый воинъ, человѣкъ зрѣлыхъ лѣтъ, разумный и добраго нрава. Предъизбранный свыше на царство отъ юности, онъ чудесно хранимъ былъ отъ смерти. Однажды, идя въ Филиппополь , онъ нашелъ на пути трупъ человѣка, недавно убитаго, и остановился надъ нимъ, растроганный жалостью къ убитому. Желая сотворить дѣло милосердія, - предать мертваго погребенію, - онъ началъ копать для сего яму; и вотъ, проходившіе тѣмъ же путемъ увидѣли Маркіана, погребающаго мертвеца; думая, что онъ совершилъ убійство, они схватили его и, приведя въ городъ, предали суду. Такъ какъ не было никого, кто бы засвидѣтельствовалъ о его невиновности, а собственнымъ его оправданіямъ не дали вѣры, то онъ, какъ убійца, былъ осужденъ на смерть. Когда уже готовы были приступить къ его казни, - въ сіе самое время Божественнымъ откровеніемъ указанъ былъ дѣйствительный убійца. Послѣдній воспріялъ по дѣламъ своимъ, а Маркіанъ былъ съ честью отпущенъ. Затѣмъ онъ служилъ въ греческомъ войскѣ подъ начальствотъ Аспара. Во время войны съ Вандалами , когда послѣдніе одолѣли Грековъ и многихъ взяли въ плѣнъ, вмѣстѣ съ другими былъ взятъ также Маркіанъ и приведенъ къ вождю Вандаловъ Гизериху. Однажды Гизерихъ, желая посмотрѣть на плѣнниковъ, взошелъ въ полдень въ сильный жаръ на возвышеное мѣсто и увидѣлъ издалека Маркіана, спящаго на землѣ, а надъ нимъ орелъ, спустившись, устроилъ какъ-бы палатку, простерши крылъя и прикрывая его отъ солнечныхъ лучей. Видя то, Гизерихъ уразумѣлъ будущее своего плѣнника и, призвавъ его къ себѣ и разспросивъ его объ имени и происхожденіи, сказалъ:

- «Е сли хочешь быть живъ, цѣлъ и свободенъ, поклянись мнѣ, что когда ты взойдешь на царскій престолъ, никогда не будешь воевать съ Вандалами, но будешь жить съ нами въ мирѣ».

М аркіанъ поклялся въ томъ, чего желалъ Гизерихъ, и былъ съ честью отпущенъ на родину.

В озвратившись изъ плѣна, Маркіанъ опять занялъ видное мѣсто въ греческомъ войскѣ. Однажды, во время похода Грековъ противъ Персовъ, Маркіанъ на пути разболѣлся и остался въ одномъ Ликійскомъ городѣ - Сидинѣ; здѣсь его приняли въ свой домъ добрые люди - два брата Татіанъ и Іуліанъ, которые, весьма полюбивъ его, тщательно заботились о его здоровьѣ. Вскорѣ же по выздоровленіи его, оба брата отправились вмѣстѣ съ нимъ охотиться на птицъ. Когда наступилъ полдень и солнечный жаръ усилился, они легли отдохнуть и заснули. Прежде всѣхъ проснулся Татіанъ и такъ-же, какъ нѣкогда Гизерихъ, увидѣлъ большого орла, парящаго надъ соннымъ Маркіаномъ, осѣняющаго его простертыми крыльями и заслоняющаго отъ солнечнаго жара. Увидѣвъ это, Татіанъ разбудилъ младшаго брата своего Іуліана, и оба они дивились чудесному явленію. Когда затѣмъ всталъ и Маркіанъ, орелъ улетѣлъ, а братья предсказывали Маркіану, что онъ будетъ царемъ, и спрашивали, какую окажетъ онъ имъ благодарность и милость, когда воцарится. Онъ сказалъ имъ:

- «Е сли предсказаніе ваше сбудется, то вы будете мнѣ вмѣсто отца».

П ослѣ того Маркіанъ началъ пріобрѣтать все бóльшую и бóльшую славу, ибо Самъ Богъ прославлялъ мужа, котораго избралъ по сердцу своему. Между тѣмъ скончался благочестивый императоръ Ѳеодосій Младшій, а супруга его Евдокія опять удалилась въ Іерусалимъ и тамъ, проживъ благочестиво нѣсколько лѣтъ, тоже скончалась и погребена была въ созданной ею церкви святаго первомученика Стефана. По смерти Ѳеодосія, святая Пульхерія, согласившись съ придворными и военачальниками, избрала на царство Маркіана, какъ мужа достойнаго и угоднаго Богу. Воцарившись, Маркіанъ вызвалъ ко двору двухъ вышеупомянутыхъ братьевъ Татіана и Іуліана и, почтивъ ихъ высокими званіями, поставилъ правителями - одного Ѳракіи, другого - Ликіи . Также исполнилъ онъ свою клятву Гизериху, сохранивъ съ нимъ миръ ненарушимый до конца царствованія. По воцареніи Маркіана, святая Пульхерія пожелала было снова возвратиться въ свое уединеніе, но новоизбранный царь и весь синклитъ просили ее не оставлять ихъ, а помочь управлять царствомъ, такъ какъ она премудра и опытна въ дѣлахъ правленія; но это было возможно для нея не иначе, какъ сдѣлавшись супругою императора. Она указывала имъ на обѣщанное ею Богу дѣвство, которое она должна хранить до смерти. Но и Маркіанъ объявилъ, что онъ также далъ Богу обѣтъ хранить чистоту. Тогда ради нуждъ святой Церкви, смущаемой размножившимися еретиками, святая Пульхерія согласилась вступить въ супружество съ Маркіаномъ, съ тѣмъ однако, чтобы ей до конца жизни остаться дѣвственною, ибо сего требовали - и данное Богу обѣщаніе и природное цѣломудріе обоихъ супруговъ, и далеко уже немолодыя лѣта ихъ: ей было тогда 51 годъ, да и императоръ былъ уже немолодъ. Такимъ образомъ Пульхерія называлась женою его, а на самомъ дѣлѣ была не женою, а сестрою, соцарствующей ему и правящею съ великою пользою для всей Церкви Божіей и для всего царства; точно также и Маркіанъ назывался ея мужемъ, а на самомъ дѣлѣ былъ ей не мужемъ, а братомъ, соцарствующимъ ей, какъ царской дочери, унаслѣдовавшей престолъ своего отца. Итакъ, въ то время можно было видѣть на греческомъ престолѣ какъ-бы царствующую дѣвственную чистоту, ибо царствовали - и царь, чистый душою и тѣломъ, и царица - дѣва, хранящая себя непорочною.

О , дѣвственное супружество, мало гдѣ видѣнное или слышанное! Да дивится сему міръ, полный нечистыхъ похотей! Да стыдятся люди, служащіе плотскимъ страстямъ и наслажденіямъ, слыша о такомъ супружествѣ сей благочестивой царской четы, которое уподобилось ангельской чистотѣ!

З аботами святой царицы, кромѣ вышеупомянутаго собора въ Ефесѣ, созванъ былъ соборъ святыхъ отцевъ въ Халкидонѣ противъ нечестиваго Діоскора и архимандрита Евтихія . Она всѣми силами отстаивала православіе, такъ что нѣкоторые писатели ей именно приписываютъ защиту вѣры на обоихъ этихъ соборахъ.

Т акая ревность Пульхеріи по благочестіи и ея великая мудрость происходили оттого, что Духъ Святый обиталъ въ ея душѣ и чистомъ сердцѣ, какъ въ Своемъ святомъ храмѣ, и наполнялъ ее Своими великими дарами.

П роживъ 54 года и раздавъ все свое имѣніе церквамъ, монастырямъ и нищимъ, святая Пульхерія преставилась ко Господу, Коему послужила всѣмъ своимъ сердцемъ .

Е я молитвами, Господи, не лиши и насъ Царствія Твоего небеснаго. Аминь.

Пульхерия Греческая, благоверная царица, родилась в 399 году в семье византийского императора Аркадия. После смерти отца она в возрасте 15 лет стала соправительницей своего младшего брата Феодосия II, которому было 8 лет. Имела превосходное историческое, философское и богословское образование, знала латынь. Благодаря ей в стране прекратились внутренние беспорядки, укрепились армия и флот, налажена экономика, основаны новые больницы, странноприимные дома (гостиницы для бездомных).

Благоверная Пульхерия заботилась об укреплении православной веры, поэтому свою жизнь посвятила строительству храмов и монастырей. При ее содействии был построен храм в честь , положивший основание монастырю Ксиропотам, Влахернский, Одигитриевский и Халкопратийский храмы Пресвятой Богородицы и храм первомученика Стефана в Константинополе. Она организовала III Вселенский Собор в Ефесе против еретика Нестория и IV Вселенский Собор в Халкидоне против монофизитства.

Интересные факты о Пульхерии Греческой, царице

    В ранней юности благоверная Пульхерия Приняла обет безбрачия, после чего в Соборном храме был поставлен золотой престол с драгоценными камнями с надписью «Обет девства».

    После смерти ее брата императором стал Маркиан, который просил Пульхерию стать соправительницей также, как когда-то при Феодосии. Для Пульхерии такое было возможно лишь если бы она вышла замуж за нового императора, чего не позволял ее обет безбрачия. Однако Маркиан объявил, что он также дал Богу обет девства, поэтому в возрасте 51 года Пульхерия стала женой нового императора, с которым они прожили как брат и сестра.

Пульхерия родилась в Константинополе в 399 году, спустя 4 года после того, как её дедушка император Феодосий Великий официально разделил свои владения между сыновьями. Папа Пульхерии Флавий Аркадий стал властелином Восточной Римской империи. Правителем он был неплохим, но чересчур мягкохарактерным. По крайней мере, в императорской семье всем заправляла его жена Евдоксия. Красавица вертела безвольным мужем как хотела. В городе шушукались, что она изменяет императору направо и налево. Её распутство осуждал с амвона даже константинопольский архиепископ Иоанн Златоуст, за что угодил в опалу. Евдоксия родила императору четырех дочерей и сына. Правда, по слухам, истинным отцом маленького Феодосия был высокопоставленный чиновник Иоанн.

Когда Пульхерии исполнилось пять лет, её мать умерла. Еще через четыре года скончался император Аркадий. Девятилетняя Пульхерия вдруг оказалась главой семьи (её старшая сестра Флацилла умерла в совсем раннем возрасте). По римским законам императором мог стать только мужчина, поэтому византийскую корону возложили на голову семилетнего Феодосия. Следующие шесть лет государственными делами управлял префект претория, то есть столичный губернатор Анфемий Флавий. Он сумел наладить снабжение Константинополя хлебом, возвел вокруг города высокие крепкие стены и с помощью дипломатии сумел сохранить в неприкосновенности восточные и северные рубежи Византии, осаждавшиеся персами и гуннами. В 414 году власть крепко взяла в свои маленькие руки 15-летняя Пульхерия. Дальнейших следов Анфемия историки отыскать не сумели. Некоторые из них предположили, что Анфемий хотел жениться на юной Пульхерии, но эта попытка закончилась для него плачевно.

4 июля 414 года Пульхерия провозгласила себя регентшей при младшем брате с чином августы. Византийский сенат не замедлил это законодательно утвердить. Новая правительница, призвав в свидетели весь византийский народ, дала обет безбрачия, посвятив свою девственность богу. Сегодня трудно сказать, что именно послужило причиной такого поступка, но её подданным чистота помыслов новой августы явно пришлась по душе.

Монеты с изображением августы Пульхерии. Около 420 года. Источник: wikipedia.org

Не могли не понравиться благочестивым византийцам и порядки, заведенные Пульхерией в императорском дворце. Теперь он разительно отличался от времен её мамочки. Дворец стал больше напоминать монастырь. Его обитатели проводили большую часть времени в совместных молитвах, а вход в личные покои августы был запрещен всем мужчинам кроме Феодосия и дворцовых евнухов. Пульхерия явно обладала способностями харизматичного лидера: под её влиянием обеты безбрачия дали её младшие сёстры Аркадия и Марина.

Юный император Феодосий государственными делами интересовался мало, но старшая сестра упорно готовила его к управлению империей. Это напоминало тренировку: Пульхерия учила Феодосия приличествующей государю походке, правильному восседанию на троне, умению разговаривать с подданными, повышая голос лишь в необходимые моменты. Кто бы ни был отцом Феодосия, характером он явно походил на покойного императора Аркадия — был таким же мягким и безвольным. Он покорно терпел сестринскую дрессировку, а, едва освободившись, тут же бежал в дворцовую библиотеку, где часами читал и переписывал старинные манускрипты. За любовь к чистописанию и образцовый почерк император даже получил прозвище, под которым остался в истории, — Феодосий II Каллиграф.


Бюст Феодосия II. V век, Источник: wikipedia.org

Пульхерия же, потренировав брата, принималась за государственные дела. Больше всего она уделяла внимания поддержке церкви или филантропии. Августа возводила храмы и приюты для бедняков. Постепенно богадельни составили целый район Константинополя, который получил название Пульхерианай. Августа всячески содействовала распространению и укреплению христианства в империи и за её пределами, а также борьбе с инаковерующими. Она одобрила зверскую расправу над александрийской ученой Гипатией, с которой фанатичные христиане острыми раковинами содрали кожу и мясо лишь за то, что та не разделяла их веру. Пульхерия от имени Феодосия запретила строительство новых синагог в Константинополе, и повелела снести старые. Её покровительство христианским проповедникам в Персии привело к войне Византии с восточным соседом.

Непосредственным поводом для неё стало разорение персидскими христианами зороастрийского святилища. Персы возмутились такому оскорблению их религиозных чувств, и по всей стране начались погромы христиан. Тут уж встала на дыбы Византия и объявила Персии войну. Проблема заключалась в том, что войско по традиции должен был возглавлять император, а Феодосий не умел и не хотел командовать. Тогда Пульхерия придумала «духовное руководство» армией и объявила собственную девственность покровительницей византийского войска. Двухлетняя война закончилась мирным договором, по которому стороны остались при своих. В Византии этот итог был объявлен славной победой, которой страна оказалась обязанной непорочности августы Пульхерии.

Пока на восточных рубежах империи шли боевые действия, Феодосий был занят личными делами: сестра подыскала ему невесту. Гречанка Афинаида была хороша собой, но бедна. Она обратилась к Пульхерии за помощью в дележе небольшого отцовского наследства. Красавица понравилась августе, и та осведомилась, девственна ли гречанка. Убедившись в непорочности Афинаиды, Пульхерия представила её брату. Красота гречанки так впечатлила императора, что её тут же окрестили под именем Евдокии и 7 июня 421 года сыграли свадьбу.

Молодая жена оказалась умна и образована. Феодосий в ней души не чаял. В январе 423 года после рождения первой дочери, он объявил Евдокию августой, уровняв таким образом её с сестрой. Это не понравилось Пульхерии. Еще большую её тревогу вызвали новые порядки во дворце. Получившей эллинское воспитание Евдокии монастырский уклад был совсем не по душе, и во дворце стали звучать не только молитвы, но и стихи, и даже, о, ужас, весёлые песни. Влияние Пульхерии на брата явно ослабевало. Она начала настоящую борьбу с невесткой за императора. Еще больше эту борьбу обострили внутрицерковные распри.

В 428 году константинопольским архиепископом стал Несторий. Он был ярым противником всяческих ересей, которые, по его мнению, слишком расплодились в Византии, однако понимал, что только огнём и мечом еретиков не вразумить. Несторий предпринял реформу церковных обрядов, задумав включить в них элементы еретических вероучений, чтобы вернуть раскольников в лоно истиной церкви. То, что у него получилось в итоге, возмутило ортодоксов, и они объявили еретиком самого Нестория. Помимо обрядов, правоверное священство в обеих римских империях возмущали и взгляды Нестория. Тот осмеливался рассуждать о человеческой и божественной природе Христа и отказывался величать деву Марию именами, которых нет в Евангелии. «Она не богородица, проповедовал Несторий, — ведь она родила человеческого младенца, а не бога». Максимум, на что он соглашался, так это называть Марию христородицей.


Большинству обычных верующих подобные тонкости были непонятны, но Пульхерия почувствовала в этом покушение на принявший к тому времени государственный размах культ собственной непорочности и объявила Несторию настоящую войну. В этом её поддерживал александрийский епископ Кирилл, тот самый, под руководством которого убивали несчастную Гипатию.

Император с женой симпатизировали Несторию, что тоже бесило Пульхерию. Ходили слухи, что архиепископ в разговоре с Феодосием обвинил его сестру в многочисленных романтических связях, и чуть ли не в проституции, но это вряд ли могло быть в действительности: трудно представить, что у богобоязненного монарха и архиепископа зашел разговор о сексуальной жизни членов императорской семьи.

Во многом благодаря активной деятельности Пульхерии, в 431 году в Эфесе специально для обсуждения персонального дела Нестория был созван Вселенский собор. Несмотря на поддержку константинопольского архиепископа лично императором, собор осудил несторианскую ересь. Собравшееся священство сделало это не только под влиянием теологических аргументов, но и под давлением воинствующих адептов Кирилла Александрийского. Они угрожали делегатам собора физической расправой, если те не низложат Нестория. Пришлось архиепископу уйти в отставку. Пульхерия торжествовала победу и не преминула её отпраздновать. В столичных соборах звонили колокола, а по улицам Константинополя бродили толпы, кричавшие «Да здравствует дева Мария! Да здравствует дева Пульхерия!».



Торжественная процессия, возглавляемая Пульхерией и Феодосием II. (Резьба по слоновой кости)

Благоверная царица Пульхерия, дочь греческого императора Аркадия (395-408), была соправительницей и наставницей своего брата Феодосия Младшего (408-450). Получив разностороннее образование, она отличалась мудростью и благочестием, являлась твердой последовательницей православного вероучения. Ее заботой был сооружен храм Пресвятой Богородицы во Влахернах, а также другие церкви и монастыри. При ее содействии был созван в 431 году в городе Ефесе III Вселенский Собор против Нестория. Из-за происков врагов и жены императора Феодосия Евдокии царица Пульхерия была отстранена от управления. Она удалилась в уединение, где проводила благочестивую жизнь. Однако без нее начались волнения, и через некоторое время, по просьбам своего царственного брата, она возвратилась, усмирив вызванные возникшими ересями смуты. После смерти Феодосия Младшего на царство был избран Маркиан (450-457). Святая Пульхерия хотела вновь удалиться в свое уединение, но царь и сановники просили ее не оставлять управления и стать супругой царя Маркиана. Ради общей пользы она согласилась быть женой Маркиана при условии, что девственная чистота ее не будет нарушена в браке. Таким образом, царственные супруги жили в чистоте, как брат и сестра.
Заботами царицы Пульхерии был созван в 451 году Собор в Халкидоне против ереси Диоскора и Евтихия.
В продолжение всей своей жизни царица Пульхерия защищала православное вероучение от возникавших ересей. Раздав свое имение бедным и Церкви, она мирно скончалась в возрасте 54 лет от роду в 453 году.

Молитва о даровании детей

Услыши, Боже милосердый и всемогущий, моления наша, буди милостив нам и низпосли нам благодать Твою. Яко давый закон умножения рода человеческаго, буди и нам милостивным покровителем, да помощию Твоею исполнится и на нас Тобою установленное. Ты властию Твоею из не сущаго вся сотворил еси и положил еси начало всему, в мире сущему - сотворил еси и человека по образу Своему и тайною высокою освятил еси союз супружества в предуказание тайны единения Христа с Церковию Своею.
Призри, Милосерде, на нас, рабов Твоих, союзом брака соединенных и о помощи Тя умоляющих, да будет на нас милость Твоя, да будем яко лозы плодовиты и да увидем сыны сынов своих даже до третияго и четвертаго рода, и, старости достигше, войдем в Царство Небесное, милостию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает с Тобою всякая слава, честь и поклонение и со Святым Духом во веки. Аминь.

Молитва супруги, имущей плод чрева

Боже великий, животе и жизни подателю и хранителю! Благодарю Тя, яко милостию Твоею и мене, смиренную рабу Твою, причастной соделал еси благодати чадородия: се бо имам плод чрева. Обаче веси, Господи, яко боюся, да не како грех моих ради люте постражду раждающи, и того ради к милосердию Твоему прибегаю,
Не молю Тя, да избавиши мя участи всего рода нашего женскаго, ему же определил еси в болезнех раждати чада, общий бо закон есть нам, согрешившим. О сем же молю Тя: егда приидет час мой, даждь ми ослабу и разрешение нетрудное, избави мя от болезней непосильных. Исполни, Господи, желание сердца моего, вкупе же и желание супруга моего, егоже дал ми еси. Даждь нам радость рождения новаго человека в мир Твой. Да явится младенец цел, здрав и крепок, и да ктому не помним скорби за радость, благодатию и щедротами еди-нороднаго Сына Твоего, Иже нас ради воплотися от пречистых кровей Марии Девы, в ложеснах носим бысть и плотию рождение восприят, Емуже с Тобою слава подобает и со Святым Духом во веки. Аминь.

Противоядие от шума - добрые помыслы

«Нынешние люди, к сожалению, пользуются шумной техникой даже для незначительных дел. Поэтому если кто на время окажется в шумной обстановке, ему нужно возделать в себе добрые помыслы. Заставить людей не включать ту или иную шумную технику ты не можешь. Вместо этого сразу же сам включай добрый помысл. Например, ты слышишь, как работает опрыскиватель, и он напоминает тебе шум вертолета. Подумай так: "Могло случиться, что какая-то из сестер тяжело заболела и прилетел вертолет, чтобы забрать ее в больницу"; представь, как бы ты была тогда расстроена, а сейчас, слава Богу, мы все здоровы. В этом деле требуется разум и находчивость, искусство включения доброго помысла.
- А если, Геронда, испорчены нервы?
- Испорчены нервы? Это что же такое значит? Может быть, испорчен помысл? Нет ничего лучше доброго помысла. Любое искушение отражайте добрым помыслом. Например, кто-то громко хлопнул дверью - скажи себе: "А если бы, упаси Боже, с какой-нибудь сестрой что-то случилось, если бы она ударилась и сломала ногу, то разве смогла бы я уснуть? А сейчас просто хлопнула дверь - ну что же, видно, у сестры было какое-то дело". Один добрый помысл помогает человеку так, как ничто другое.
Задача в том, чтобы человек из всего извлекал пользу для духовной борьбы. Нужно постараться стяжать в себе внутреннее безмолвие. Включая в работу правый помысл, можно извлечь пользу даже из шума. Самое основное - правильное отношение к происходящему. Всему нужно противопоставлять добрые помыслы».
Старец Паисий Святогорец

О благочестии

Основной принцип отношения человека к ближнему - честность, при этом нормой являются правдивость и искренность.
Честь и честность суть предпосылки и условия религиозного благочестия. Они дают нам право со дерзновением обращаться к Богу, сознавая свое собственное достоинство и видя в то же время в другом человеке сопутника к Богу и сонаследника Божией благодати.
Упражнению в благочестии (см.: 1 Тим. 4, 7), преуспеванию в нем (см.: 1 Тим. 6, И) должна быть подчинена вся жизнь верующего человека, который призван оставаться при этом духовно-трезвенным и не обольщать свое сердце, рискуя впасть в пустое благочестие (см.: Иак. 1, 26).
Благочестие - это как бы вертикаль, устремленная от земли к небу (человек - Бог), церковный этикет - это горизонталь (человек - человек). При этом нельзя подняться к небу, не любя человека, и нельзя любить человека, не любя Бога: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает (1 Ин. 4, 12), и не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20).
Таким образом, духовными основаниями определяются все правила церковного этикета, которые должны регулировать отношения между верующими, устремленными к Богу.
Существует мнение, что "манерничать ни к чему", так как Бог смотрит на сердце. Последнее, конечно, верно, но ведь и сама добродетель оскорбляет, если она соединяется с отталкивающими манерами. Безусловно, что за блестящим обхождением могут скрываться ужасающие намерения, что связано со знаковым характером нашего поведения, когда, скажем, жест может открывать истинное наше состояние или желание, но может и скрывать. Так, Пон-тий Пилат в одном современном романе, умывая руки на суде над Христом, дает этакое толкование своему жесту: "Пусть хоть жест будет элегантен и символ безупречен, коль поступок безчестен". Подобные способности людей с помощью многозначности жеста, хороших манер скрывать худое сердце не могут служить оправданием при отсутствии церковного "хорошего тона". "Плохой тон" в храме может стать претыканием малоцерковного человека на его пути к Богу. Вспомним стенания и жалобы новообращенных, которые приходят в храмы и встречают там порой просто варварское отношение к себе со стороны тех, кто считает себя воцерковленным. Сколько грубости, примитивного менторства, неприязни и непрощения можно встретить в иных общинах! Скольких людей - в особенности из числа молодежи и интеллигенции - утеряли приходы из-за этого! И когда-то они, эти ушедшие люди, придут вновь в храм? И какой ответ дадут те, кто послужил таким соблазном на пути к храму?
Богобоязненный и церковно-воспитанный человек, если и видит что-либо неблагопристойное в поведении иного, лишь с любовью и уважением исправляет брата или сестру. Показателен в этом отношении случай из жития преподобного Арсения Великого: «Старец сей удержал одну привычку из своей мирской жизни, именно - иногда он, садясь, полагал ногу на ногу, что могло показаться не совсем благопристойным. Некоторые братия видели это, однако никто из них не осмелился сделать ему замечание, потому что все весьма уважали его. Но только один старец, авва Пимен, сказал братии: "Пойдите к авве Арсению, и я сяду при нем так, как иногда садится он; тогда вы сделайте мне замечание, что я нехорошо сижу. Я стану просить у вас прощения; вместе с тем мы исправим и старца".
Они пошли и сделали так. Преподобный же Арсений, поняв, что так неприлично сидеть иноку, оставил свою привычку» (Жития святых. Месяц май. День восьмой).
Вежливость, как составляющая этикета, у человека духовного может стать средством, привлекающим благодать Божию. Обычно под вежливостью понимают не только искусство проявлять внешними знаками то внутреннее уважение, которое мы имеем к человеку, но и искусство быть приветливым с людьми, к которым мы не имеем расположения. Что это - ханжество, лицемерие? Для человека духовного, знающего сокровенную диалектику внешнего и внутреннего, вежливость может стать средством на пути стяжания и развития смирения.

Ей было 16 лет, когда, достигши власти, она начала управлять греческой империей не с разумением жены, а с мудростью мужа, вызывая удивление всего тогдашнего мира: так дано было ей от Бога за чистоту ее жизни. Ибо по любви своей к Богу, а также заботясь о мире и спокойствии своих подданных, она отказалась от замужества, чтобы не было каких-либо раздоров между ее мужем и братом, и, обручив себя Богу, до смерти пребывала в девстве: а в знак поручения своего девства Богу устроила в соборной церкви св. престол из золота и драгоценных камней, дивной работы и многоценный. Сестер своих она также убеждала хранить девство, и они дали Богу обет хранить девическую чистоту до самой кончины своей и жили вместе с ней в посте и молитвах, повинуясь ей не только как старшей сестре, но и как матери и царице.

Пульхерия была вместо матери и брату своему, императору Феодосию, и всячески заботилась о нем, научая его страху Божьему. Хорошо зная греческий и латинский языки, она сама была его учительницей и учила его не только книгам, но и благонравию; она давала ему наставления в том, каков он должен быть в беседе, как должен вообще держать себя, как наказывать и миловать виновных, словом – учила его всему тому, что необходимо для доброго правителя. И доброе семя пало не на худую землю, ибо он во всем слушался ее; и полученное им доброе воспитание привело к тому, что, достигши зрелого возраста, он более других царей был добр, кроток, терпелив, незлобив, мудр, рассудителен и милосерд; но, кроме воспитания, и молитвы святой Пульхерии помогали ему в жизни. Она устроила благолепный храм во имя Пречистой Богородицы во Влахернах и многие другие церкви и монастыри, и раздавала обильную милостыню нищим. Ее заботами греческое царство пребывало, кроме внутренних еретических волнений, в мире и тишине.

Когда Феодосию пошел двадцатый год и настало время ему вступить в супружество, блаженная Пульхерия озабочена была приисканием ему достойной жены. В это время из Афин прибыла в Царьград одна девица, по имени Афинаида, языческой веры, прекрасная собой, скромная и разумная, дочь славного философа Афинского Леонтия, наученная отцом астрономии, геометрии и всякой еллинской мудрости и превосходившая разумом многих мудрецов. В Царьград явилась она по следующему поводу. Отец, умирая, разделил все свое достояние между двумя сыновьями своими Валерием и Аэцием, а ей не оставил ничего, кроме нескольких золотых монет; когда же родственники и соседи спрашивали его, что он оставляет своей дочери, Леонтий отвечал: «Довольно с нее ее красоты и мудрости».

По смерти отца два брата разделили между собою все отцовское имущество, а сестре не дали ничего: с жалобой на братьев она и явилась в Константинополь. Увидев ее, святая Пульхерия обратила внимание на ее красоту, благонравие и ум и решила женить на ней брата. Но сначала она привела ее к вере Христовой и приблизила ее к себе, как родную дочь, и только тогда уже как достойную брака с царем выдала за Феодосия. В св. крещении ей было дано имя Евдокии. От брака ее с Феодосием родилась дочь Евдокия, бывшая впоследствии замужем за Римским императором Валентинианом III .

В царствование императоров Феодосия и Валентиниана стараниями блаженной Пульхерии был собран III Вселенский Собор в Ефесе против нечестивого Нестория . Пульхерия имела великую ревность по благочестию и своими увещаниями обратила брата, который начал было увлекаться ересью и отдаляться от истинного учения, и утвердила его в православии, за что и почтена была многими похвалами от святых отцов. Но прошло несколько лет, и враг рода человеческого, не желая более терпеть ударов, наносимых ереси святой Пульхерией, вооружился против нее и замыслил удалить ее от царского престола и от власти, что и удалось ему на некоторое время, так как Бог попускает иногда, чтобы святые угодники подвергались искушениям. Искушение святой Пульхерии началось следующим образом. У императора Феодосия был один евнух по имени Хрисафий, любимец и советник императора, человек лукавый, злобный и сребролюбивый. Он враждебно относился к патриарху Флавиану , преемнику святого Прокла. Флавиан был вполне достоин патриаршества за свое благочестие и безукоризненную жизнь, а Хрисафий был еретик и потому не сочувствовал поставлению Флавиана в патриархи. Желая возвести на Флавиана какое-нибудь обвинение, Хрисафий потребовал от него, чтобы он поднес императору какой-либо дар «на благословение», как новопоставленный святитель. Флавиан, приказав изготовить несколько хлебов из чистой муки, отправил их во дворец; но Хрисафий не принял их, говоря, что «на благословение» патриарх должен прислать не хлебы, а золото. Патриарх через посланных ответил: «Хрисафий хорошо знает, что церковное золото и серебро – Божие, и никому не может быть отдано, кроме разве нищих».

Этим он еще более вооружил против себя Хрисафия, который стал изыскивать способ погубить патриарха, но, видя, что блаженная Пульхерия по благочестию своему сильно держит сторону патриарха, которому поэтому трудно было причинить какое-либо зло, он стал строить новые козни и против нее: он начал сеять раздор между ней и царицею Евдокией, всякими способами стараясь нарушить их взаимную любовь.

Между тем произошло следующее событие. У императора Феодосия был обычай подписывать бумаги, не читая, что в них написано. Пульхерия, по своей всегдашней заботе о нем, пожелала исправить его и от этого недостатка: заготовивши грамоту от лица императора, в которой говорилось, что император, по просьбе Пульхерии, отдает ей в рабство свою жену и объявляет, что с этого времени он уже не имеет над Евдокиею никакой власти, – поднесла эту грамоту Феодосию для подписи. Тот, по своему обычаю не прочитав грамоты и не зная, что в ней написано, приложил к ней свою руку. Пульхерия, взявши грамоту, пригласила к себе во дворец императрицу Евдокию и приятной беседой и почтительным обхождением задерживала ее у себя долгое время, а когда император прислал за супругою, не пустила ее; вторичному посланному Пульхерия с улыбкой отвечала:

– Пусть император знает, что он уже не имеет власти над своей супругой, ибо он отдал мне ее в рабство и подтвердил это своим императорским указом.

После того она сама отправилась к брату и сказала ему:

– Смотри, как дурно поступаешь ты, когда подписываешь бумаги, не читая их, – и показала ему тот указ.

Такой своей находчивостью она заставила императора быть с того времени осмотрительнее – рассматривать и читать бумаги, которые ему приходилось подписывать.

Узнав об этом, лукавый Хрисафий явился к императрице Евдокии и сказал ей:

– Смотри, что делает с тобой Пульхерия, как она унижает тебя: хочет иметь тебя своей рабой; долго ли ты будешь терпеть от нее? Разве ты не такая же царица, как и она? Разве ты не ближе всех к царю, будучи с ним единым телом?

Такими и подобными им речами он вызвал в Евдокии гнев на Пульхерию, и она стала настраивать мужа, чтобы тот, отняв у сестры власть, царствовал один. Научаемый женой и Хрисафием, царь, хотя и готов был сделать по их желанию, но стыдился подвергнуть бесчестию свою сестру и учительницу, старшую его годами. Поэтому Евдокия и Хрисафий стали просить патриарха, чтобы он убедил Пульхерию, когда она явится в храм, принять на себя звание диакониссы, ввиду ее чистой и святой жизни. В то время был обычай: девиц и вдов, известных чистотой жизни, понуждать, хотя бы и против их желания, к служению в диакониссах; именно через это враги святой Пульхерии надеялись удалить ее от власти . Патриарх тайно известил ее об их происках. Но Пульхерия, поняв умысел брата и видя вражду к себе со стороны Евдокии и Хрисафия, сама оставила царскую власть, ушла со служившими ей девицами из дворца в уединенную местность и там в молчании проводила благочестивую жизнь.

Между тем еретик Хрисафий, выждав удобное время для осуществления своих злобных замыслов, восстановил царя против патриарха. И вот, для церкви Божией наступило время смут, ибо в отсутствие Пульхерии, защитницы благочестия, еретики стали действовать без всякой боязни, пока Бог не открыл духовные очи царя, так что он, наконец, сознал свое заблуждение, убедился в несправедливости гнева своей супруги на святую Пульхерию и понял злобу Хрисафия.

Однажды императору Феодосию принесли яблоко, чрезвычайно красивое и необыкновенно большое. Подивившись его красоте и величине, он отослал его своей супруге, а та, подержав его у себя, не съела сама, а послала сенатору Павлину, любимцу царя, бывшему в то время больным. Павлин, ничего не зная, послал яблоко царю. Получив яблоко, царь узнал его, отправился к царице и спросил ее:

– Где яблоко, которое я прислал тебе? Она, не зная, что то яблоко опять попало в руки мужа, отвечала:

– Я его съела.

Тогда царь, показав ей яблоко, спросил:

– А это что?

Он страшно разгневался на жену и всячески поносил ее, думая, что она прелюбодействует с Павлином. Последнего император отправил в ссылку в Каппадокию, а жене запретил показываться на глаза. Но вместе с тем он пришел в сильный гнев и на Хрисафия, так как узнал, что он был причиной многих зол. Сначала царь отнял у Хрисафия имение, а потом осудил в ссылку. Сам Бог наказал Хрисафия за безвинное оскорбление святой Пульхерии. Плывя в ссылку на корабле, Хрисафий утонул в море, а неповинный ни в чем Павлин, находясь в ссылке, был по повелению императора усечен мечом. Впоследствии сама Евдокия, умирая, с клятвой засвидетельствовала невинность Павлина и свою собственную. Однако Бог попустил приключиться с ними такому несчастию – Павлину во спасение души, а царице в наказание. Царица, услышав о смерти Павлина, чрезвычайно опечалилась тем, что из-за нее неповинно погиб столь благоразумный и целомудренный человек, и стала просить у мужа позволения поклониться св. местам. Получив позволение, она отправилась в Иерусалим и там раздала богатую милостыню, соорудила многие храмы и устроила монастыри. В Иерусалиме она оставалась долгое время, пока усиленными просьбами не смягчила гнев супруга и не примирилась со святой Пульхерией, которой, в знак мира и ненарушимой любви, она послала образ Пречистой Богородицы, писанный, по преданию, святым евангелистом Лукой.

После того как императрица Евдокия отправилась в Иерусалим, Феодосий обратился к святой Пульхерии с просьбой возвратиться опять на царство; но она не пожелала этого, предпочитая уединенное служение Единому Богу владычествованию над многими странами. Тогда царь вторично умолял ее возвратиться во дворец и разделить с ним управление царством, и не прекращал своих просьб до тех пор, пока не достиг просимого: святая Пульхерия с великими почестями возвратилась в свой царский дворец. И опять прекратилась буря, вызванная ересью, и утихли смуты: в церкви настала тишина, и греческая империя наслаждалась миром. По прошествии довольно продолжительного времени возвратилась из Иерусалима и императрица Евдокия, принеся с собой руку святого первомученика Стефана. Когда Евдокия по пути внесла ее в Халкидон , святой Стефан ночью явился Пульхерии и сказал:

– Вот, ты получила желаемое, ибо я уже пришел в Халкидон.

Встав наутро, Пульхерия вместе с Феодосием отправилась в сретение руке святого первомученика; здесь же они с любовью приняли и императрицу Евдокию.

На 42-м году от роду император Феодосий заболел и, чувствуя приближение смерти, поведал святой Пульхерии об откровении, бывшем ему в Ефесе в церкви святого Иоанна Богослова. Когда он стоял там на молитве, ему было открыто, что после его смерти преемником его будет воин Маркиан. Поэтому Феодосий просил Пульхерию содействовать Маркиану в достижении престола.

Маркиан был родом из Фракии , сын воина и сам храбрый воин, человек зрелых лет, разумный и доброго нрава. Предызбранный свыше на царство от юности, он чудесно храним был от смерти. Однажды, идя в Филиппополь , он нашел на пути труп человека, недавно убитого, и остановился над ним, растроганный жалостью к убитому. Желая сотворить дело милосердия – предать мертвого погребению, – он начал копать для этого яму; и вот, проходившие тем же путем увидели Маркиана, погребающего мертвеца; думая, что он совершил убийство, они схватили его и, приведя в город, предали суду. Так как не было никого, кто бы засвидетельствовал о его невиновности, а собственным его оправданиям не дали веры, то он, как убийца, был осужден на смерть. Когда уже готовы были приступить к его казни, в это самое время Божественным откровением указан был действительный убийца. Последний восприял по делам своим, а Маркиан был с честью отпущен. Затем он служил в греческом войске под начальством Аспара. Во время войны с вандалами , когда последние одолели греков и многих взяли в плен, вместе с другими был взят также Маркиан и приведен к вождю вандалов Гизериху. Однажды Гизерих, желая посмотреть на пленников, взошел в полдень в сильный жар на возвышенное место и увидел издалека Маркиана, спящего на земле, а над ним орел, спустившись, устроил как бы палатку, простерши крылья и прикрывая его от солнечных лучей. Видя то, Гизерих уразумел будущее своего пленника и, призвав его к себе и расспросив его об имени и происхождении, сказал:

– Если хочешь быть жив, цел и свободен, поклянись мне, что, когда ты взойдешь на царский престол, никогда не будешь воевать с вандалами, но будешь жить с нами в мире.

Маркиан поклялся в том, чего желал Гизерих, и был с честью отпущен на родину.

Возвратившись из плена, Маркиан опять занял видное место в греческом войске. Однажды, во время похода греков против персов, Маркиан на пути разболелся и остался в одном Ликийском городе – Сидине; здесь его приняли в свой дом добрые люди – два брата Татиан и Иулиан, которые, весьма полюбив его, тщательно заботились о его здоровье. Вскоре же по выздоровлении его оба брата отправились вместе с ним охотиться на птиц. Когда наступил полдень и солнечный жар усилился, они легли отдохнуть и заснули. Прежде всех проснулся Татиан и так же, как некогда Гизерих, увидел большого орла, парящего над сонным Маркианом, осеняющего его простертыми крыльями и заслоняющего от солнечного жара. Увидев это, Татиан разбудил младшего брата своего Иулиана, и оба они дивились чудесному явлению. Когда затем встал и Маркиан, орел улетел, а братья предсказывали Маркиану, что он будет царем, и спрашивали, какую окажет он им благодарность и милость, когда воцарится. Он сказал им:

– Если предсказание ваше сбудется, то вы будете мне вместо отца.

После того Маркиан начал приобретать все большую и большую славу, ибо Сам Бог прославлял мужа, которого избрал по сердцу своему. Между тем скончался благочестивый император Феодосий Младший, а супруга его Евдокия опять удалилась в Иерусалим и там, прожив благочестиво несколько лет, тоже скончалась и погребена была в созданной ею церкви святого первомученика Стефана. По смерти Феодосия, святая Пульхерия, согласившись с придворными и военачальниками, избрала на царство Маркиана, как мужа достойного и угодного Богу. Воцарившись, Маркиан вызвал ко двору двух вышеупомянутых братьев Татиана и Иулиана и, почтив их высокими званиями, поставил правителями – одного Фракии, другого – Ликии . Также исполнил он свою клятву Гизериху, сохранив с ним мир ненарушимый до конца царствования. По воцарении Маркиана святая Пульхерия пожелала было снова возвратиться в свое уединение, но новоизбранный царь и весь синклит просили ее не оставлять их, а помочь управлять царством, так как она премудра и опытна в делах правления; но это было возможно для нее не иначе, как сделавшись супругой императора. Она указывала им на обещанное ею Богу девство, которое она должна хранить до смерти. Но и Маркиан объявил, что он также дал Богу обет хранить чистоту. Тогда ради нужд святой Церкви, смущаемой размножившимися еретиками, святая Пульхерия согласилась вступить в супружество с Маркианом, с тем, однако, чтобы ей до конца жизни остаться девственною, ибо этого требовали и данное Богу обещание, и природное целомудрие обоих супругов, и далеко уже немолодые лета их: ей был тогда 51 год, да и император был уже немолод. Таким образом Пульхерия называлась женой его, а на самом деле была не женой, а сестрой, соцарствующей ему и правящей с великой пользой для всей Церкви Божьей и для всего царства; точно так же и Маркиан назывался ее мужем, а на самом деле был ей не мужем, а братом, соцарствующим ей, как царской дочери, унаследовавшей престол своего отца. Итак, в то время можно было видеть на греческом престоле как бы царствующую девственную чистоту, ибо царствовали и царь, чистый душою и телом, и царица – дева, хранящая себя непорочною.