Введение. США: рождение сверхдержавы

В послевоенный период усилиями советского руководства возник мировой социалистический лагерь. Особые надежды связывались с образованием в 1949 г. Китайской Народной Республики.
В 1945-1954 гг. от французского колониального владычества освободились Вьетнам, Лаос и Камбоджа. Эти три страны заявили о строительстве социализма. В 1964-1975 гг. СССР оказал ДРВ помощь оружием, военными специалистами и т. п. в борьбе против агрессии США. В 1975 г. американские войска покинули Южный Вьетнам, который был присоединен к ДРВ. В 1950-1953 гг. кровопролитный конфликт между Северной и Южной Кореей при участии США, СССР и КНР окончился перемирием и установлением жесткой границы между двумя корейскими государствами. В 1962 г. СССР и США в борьбе за Кубу, лидер которой Фидель Кастро объявил о социалистическом характере кубинской революции, поставили мир на грань ядерной катастрофы, но достигли компромисса.
В «социалистическом лагере» руководители СССР выделяли «социалистическое содружество», то есть страны, входившие в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) (1949) и Организацию Варшавского договора (ОВД) (1955). Советское руководство жестко контролировало ситуацию в странах Содружества. Осенью 1956 г. частями Советской армии было подавлено крупное восстание в Венгрии. В августе 1968 г. были введены войска ОВД в Чехословакию и прерван развернувшийся там процесс демократизации общества (Пражская весна). Неоднократно применялась сила против народных волнений в ГДР и Польше. Неровно развивались отношения с Югославией.
Внешняя политика СССР опиралась на растущий военный потенциал. К началу 70-х гг. был достигнут военно-стратегический паритет (равенство в атомных вооружениях) с США, Западом. В 1970-1972 гг. были подписаны договоры между СССР, ФРГ, Польшей и Чехословакией о признании итогов Второй мировой войны, об отказе от взаимных территориальных претензий, об экономическом и других формах сотрудничества. В 1972-1973 г. СССР и США подписали договоры об ограничении систем противоракетной обороны и стратегических наступательных вооружений, а также соглашение о предотвращении ядерной войны. В 1975 г. на совещаниях но безопасности и сотрудничеству в Европе, в Хельсинки главы 33 европейских государств, США и Канады подписали пакет документов, направленных на укрепление между! сродной безопасности.
Удар но «разрядке» был нанесен в 1979 г. введением советских войск на территорию Афганистана.

30. Россия в 90е годы.

Социально-экономическое и политическое развитие России в 1990 годы: достижения и проблемы

К концу 90-х годов произошли радикальные перемены в экономике и социальной структуре российской общества. В стране сложилось рыночное хозяйство, мало отличающееся от экономики среднеразвитых капиталистических государств. Однако данная социально-экономическая система имела ряд недостатков. Отсутствовала юридическая защита прав собственности и отечественных производителей. Не был разработан план социальной защиты населения. Не уменьшились размеры внешнего долга.

Производство находилось в депрессивном состоянии. Руководство страны обладало недостаточной компетентностью. Все это привело в августе 1998 г. к финансовому кризису. Кризис поразил все отрасли хозяйства. Потери банковской системы составила 100 - 150 млрд. руб.

Финансово-экономический кризис тяжело отразился на положении российского населения. Стали привычными задержки выплат заработной платы и пенсий. В 1999 г. насчитывалось 8,9 млн. безработных, что составляло 12,4% трудоспособного населения страны: за 1989 - 1999 гг. его численность сократилась на 2 млн. человек.

Только во второй половине 1999 г. были преодолены негативные последствия кризиса. Начался медленный подъем производства.

В политической жизни отчетливо проявился кризис власти. Падал авторитет Б.Н. Ельцина. Участились кадровые перестановки в правительстве, министерствах и ведомствах. С апреля 1998 г. по март 2000 г. на должности Председателя Правительства РФ сменились 5 человек: С.В. Кириенко, В.С. Черномырдин, Е.М. Примаков, С.В. Степашин, В.В. Путин. В апреле 2000г. главой правительства стал М.М. Касьянов. В 2004 г. его сменил Фрадков. Однако смена лидеров правительства не меняла положения в стране. По-прежнему не проводилась стратегия развития реформы в экономике и политике. В республиках и областях принимались законы, противоречащие федеральному законодательству.

В середине 1999 г. вновь обострилась обстановка в Чечне. Усилилось сепаратистское движение во главе с президентом Асланом Масхадовым. Участились террористические акты чеченских боевиков. Чечня стала центром международного терроризма. Все это стало причинами второй чеченской войны (август 1999 г.), гибелью А. Масхадова.

В декабре 1999 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу. В избирательной кампании приняли участие многие объединения и партии: "Наш дом -Россия", КПРФ, ЛДПР, "Яблоко". Проявились новые политические движения: "Отечество - вся Россия" (лидеры - Е.М. Примаков, Ю.М. Лужков), "Союз правых сил" (С.В. Кириенко, Б.Е. Немцов, И. Хакамада), "Единство" (С. Шойгу). В результате выборов в составе III Государственной Думы лидирующим фракциями стали "Единство" и КПРФ, а в IV Государственной Думе (декабрь 2003 г.) большинство принадлежит "Единой России".

31 декабря 1999 г. о своем досрочном уходе в отставку объявил первый Президент РФ Б.Н. Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В.В. Путина На выборах 26 марта 2000 г. В.В. Путин был избран президентом РФ., а в 20004 г. Путин В.В. был переизбран на второй срок.

8 мая 1945 года в предместье Берлина Карсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Вторая мировая война завершилась. Третий рейх пал под натиском советской армии и англо-американских войск, которые одновременно вели наступление с Востока и Запада. Итальянцы, французы, немцы, поляки и бельгийцы праздновали победу над фашизмом.

Большинство европейцев имели весьма отдаленное представление о том, каким будет послевоенный мир. Вторая мировая война, длившаяся 6 лет, стала самой разрушительной в истории человечества. В нее оказались втянуты более шестидесяти стран с населением в 1,7 миллиарда человек. Около 100 миллионов человек были поставлены под ружье. В Европе промышленность работала на износ, чтобы удовлетворить военные нужды. За годы войны в Германии, Англии, США и СССР было произведено около 653 000 самолетов, 287000 танков, 1,041 миллиона орудий.

Соединенные Штаты сыграли определенную роль в военных действиях против нацистской Германии на Западном фронте. Теперь Вашингтон готовился взять на себя роль лидера в создании новой Европы. Благодаря военным поставкам и займам, США не только получили высокую прибыль, но и сумели поставить многие страны в зависимость от экономической помощи.

Через два месяца после разгрома фашистской Германии в мире произошло событие, которое в корне изменило всю систему международных отношений. 6 и 9 августа 1945 года американские тяжелые бомбардировщики сбросили атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки. Применение ядерного оружия стало жестокой местью за нападение Японии на Перл-Харбор и грозным предупреждением потенциальным противникам США.

Ответ СССР не заставил себя ждать: советские ученые ускорили работу над созданием атомной бомбы. Развернулась неслыханная доселе гонка вооружений. В случае начала прямого военного конфликта между США и СССР с применением атомного оружия последствия для всего живого на земле могли быть катастрофическими. Невозможность открытой войны заставляла обе стороны искать иные методы борьбы за мировое господство.

Прямым следствием противостояния двух систем стал распад Германии на два государства — ГДР и ФРГ. Западная Германия на многие десятилетия превратилась в громадную военную базу для США и их союзников. СССР контролировал внутреннюю и внешнюю политику ГДР, оказывая ей значительную и зачастую бескорыстную экономическую поддержку. В сущности, ни Америка, ни Советский Союз никогда не были нацелены на полное взаимное уничтожение. Созидание нового миропорядка основывалось на известном еще со времен Древнего Рима принципе "разделяй и властвуй".

Как известно, начало новому внешнеполитическому курсу Соединенных Штатов положила доктрина Трумэна. 12 марта 1947 г. президент США Гарри Трумэн произнес свою, ставшую впоследствии знаменитой, речь на объединенном заседании сената и палаты представителей. Заметим, что произошло это вскоре после отказа Сталина присоединиться к Бреттон-Вудскому соглашению, согласно которому доллар становился мировой резервной валютой, заменяя золото и закрепляя глобальный экономический диктат США.

Основные тезисы, выдвинутые Трумэном, сводились к следующему: "Соединенные Штаты должны поддерживать свободные народы, которые сопротивляются агрессии вооруженного меньшинства или внешнему давлению… Я полагаю, что наша помощь должна быть прежде всего экономической и финансовой, которая приведет к экономической стабильности и таким образом окажет свое влияние на политические процессы". В сущности, доктрина Трумэна оказалась актуальной для американской внешней политики и в новом XXI веке.

В послевоенные годы Вашингтон умело использовал экономические рычаги воздействия на Европу с целью укрепления своего военно-политического влияния на континенте. 5 июня 1947 года государственный секретарь США Дж. К. Маршалл во время выступления в Гарвардском университете предложил европейским государствам новую программу восстановления и развития после Второй мировой войны с помощью американских денег. Франция, Великобритания, Италия, Бельгия и ряд других стран согласились принять участие в "плане Маршалла".

Ровно 100 лет назад 7 ноября 1917 г. свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция.

Впервые в мировой истории человек труда сбросил тяготившие его тысячелетия оковы гнёта и эксплуатации, его интересы и нужды были поставлены в центр политики государства. Советский Союз добился поистине всемирно-исторических успехов. Под руководством партии большевиков советский народ построил социализм, одержал победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, превратил нашу Родину в могущественную державу.

Дореволюционная Россия была экономически отсталой и зависела от передовых капиталистических государств. Национальное богатство страны (на одного жителя) уступало США в 6,2 раза, Англии – в 4,5 раза, Франции – в 4,3 раза, Германии – в 3,5 раза. Разрыв в экономическом развитии России и передовых государств возрастал. Её промышленное производство по отношению к США в 1870 г. составляло примерно 1/6, а в 1913 г. – лишь 1/8.

Будучи величайшей державой по территории и природным богатствам, страна занимала по производству промышленной продукции лишь пятое место в мире и четвертое в Европе.

В аграрном секторе Россия представляла собой океан мелких крестьянских хозяйств (20 млн.) с примитивной техникой и ручным трудом.

«Россией управляли после революции 1905 года 130 000 помещиков, управляли посредством бесконечных насилий над 150 миллионами людей, посредством безграничных издевательств над ними, принуждения огромного большинства к каторжному труду и полуголодному существованию» (В.И. Ленин).


В дореволюционной России было высших учебных заведений всего – 91, театров – 177, музеев – 213, а церквей – 77 767.

«Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания – такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России» (В.И. Ленин).


Первая мировая война поставила страну перед катастрофой. Промышленность упала на 1/3, сбор хлеба сократился в 2 раза. Спасти страну от гибели могло только свержение власти буржуазии и помещиков и передача её в руки трудящихся.

Победа Октября открыла молодому Советскому государству грандиозные созидательные перспективы. Народ взял в свои руки основные средства производства. Национализированы земля (крестьяне получили бесплатно более 150 млн. га земли), заводы, фабрики, все недра страны, банки, морской и речной транспорт, внешняя торговля.

Экономика России, подорванная империалистической войной, была сильно разорена развязанной свергнутыми классами помещиков и капиталистов гражданской войной и иностранной интервенцией.

К концу гражданской войны крупная промышленность производила почти в 7 раз меньше продукции, чем в 1913 г. По размерам добычи угля, нефти и чугуна страна была отброшена к концу XIX в. По сравнению с 1917 г. численность рабочего класса сократилась более чем в 2 раза.

Советская страна, воевавшая 7 лет, претерпевшая огромные разрушения, в короткий срок уже к 1926 году сумела восстановить довоенный уровень народного хозяйства.

Вступив в период мирного развития, Страна Советов приступила к реализации задач строительства социализма.

В.И. Ленин говорил накануне Октября:

«Либо смерть, либо догнать и перегнать передовые капиталистические страны».


И.В. Сталин говорил, что Россию всё время били за её отсталость – промышленную, сельскохозяйственную, культурную, военную и государственную. Таков волчий закон эксплуататоров – бить отсталых и слабых, грабить и порабощать их.

Строительство социализма началось в крайне трудных для молодой Советской республики условиях.

«Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут» (И.В. Сталин).


Необходимо было преодолеть это отставание в кратчайшие сроки, рассчитывая только на собственные силы и ресурсы.

Индустриализация стала жизненно важной задачей страны. Был взят курс на ускоренные темпы развития тяжёлой индустрии.

В годы сталинских пятилеток было построено и реконструировано на новой технической базе следующее число крупных промышленных предприятий: в первую пятилетку (1929 – 1932 гг.) – 1 500, во вторую пятилетку (1933 – 1937) – 4 500, в три с половиной года третьей пятилетки (1938 г. – первое полугодие 1941 г.) – 3 000.

Это были пятилетки строительства заводов, представляющих новую техническую базу для реконструкции всего народного хозяйства. Это были пятилетки создания новых предприятий в земледелии – колхозов и совхозов , ставших рычагом для организации всего сельского хозяйства.

В период после победы Октября и до начала Великой Отечественной войны было построено и восстановлено 11,2 тыс. крупных промышленных предприятий. Особенно высокими темпами развивались машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика, играющие ключевую роль в индустриализации страны и укреплении её оборонного потенциала.

История не видела ещё таких темпов развития. Социализм раскрепостил дремлющие производительные силы и придал им мощный поступательный вектор развития.

Развитие народного хозяйства СССР в 1940 г. по сравнению с 1913 г. характеризуется следующими данными: национальный доход вырос в 5,3 раза, объём промышленной продукции – в 7,7 раза, в том числе в машиностроении – в 30 раз, в электроэнергетике – в 24 раза, в химической промышленности – в 169 раз, в сельскохозяйственном производстве – в 14 раз.

Темпы роста промышленности СССР значительно опережали темпы роста ведущих капиталистических государств. Если промышленное производство в СССР за период с 1921 по 1939 гг. возросло в 24,6 раза, то в США – в 1,9 раза, Великобритании – в 1,7 раза, Франции – в 2,0 раза, Германии – в 2,2 раза.

Темпы роста тяжёлой индустрии в годы сталинских пятилеток составляли от 20 до 30 процентов в год. За 12 лет с 1929 по 1940 г. объём продукции тяжёлой промышленности возрос в 10 раз. Ни одна страна мира не знала такого рывка в своём развитии.

Отечественная промышленность явилась базой для перевода мелкотоварного крестьянского хозяйства на пути крупного коллективного производства. За короткий срок было организовано более 210 тысяч колхозов и 43 тысяч совхозов, создано около 25 тысяч государственных машинно-тракторных станций. Уже к концу 1932 года совхозам и колхозам принадлежало 78 процентов посевной площади страны. Они давали 84 процента товарного зерна. Только за годы первой пятилетки посевные площади были увеличены на 21 миллион гектар.

Техническая оснащённость сельского хозяйства в 1928 – 1940 гг. характеризуется такими данными: парк тракторов возрос в 20 раз (с 27 до 531 тыс.), парк зерноуборочных комбайнов – до 182 тыс., парк грузовых автомашин – до 228 тыс. шт. В годы Великой Отечественной войны колхозы и совхозы бесперебойно снабжали армию и города продовольствием, а промышленность – сырьём.

Советский Союз превратился в индустриальную державу и в страну крупного передового земледелия.

В результате преобразований была навсегда ликвидирована безработица, являющаяся бичом трудящихся в странах капитализма.

Культурная революция покончила с почти поголовной неграмотностью трудящихся России и создала стартовые условия для превращения СССР в самую культурную, образованную и читающую страну в мире.

В 1897 г. доля неграмотных среди взрослого населения составляла 71,6 %, в 1926 г. – 43,4, в 1939 г. – 12,6 %. Неграмотность в СССР была ликвидирована полностью в первые годы после Великой Отечественной войны.

В 1913 г. лишь около 290 тыс. человек имели высшее и среднее специальное образование. Это были представители привилегированной верхушки. Среди рабочих и крестьян лиц со средним образованием и тем более с высшим образованием практически не было. А к 1987 г. из 1 000 рабочих имели высшее и среднее образование 861 чел., из 1 000 колхозников – 763. Если в 1926 г. умственным трудом было занято 2,7 млн. чел., то в 1987 г. – свыше 43 млн.

В период советского общества, в том числе с 1937 по 1939 гг., происходит устойчивый рост численности населения во всех регионах СССР. Так, с 1926 по 1937 годы население страны увеличилось на 11,2 млн. человек, т.е. возрастало более чем на 1,1 млн. в год. Более высокими темпами оно росло с 1937 по 1939 годы – среднегодовой прирост 1,5 млн. человек.

Такой бурный рост народонаселения СССР убедительнее любой другой статистики опровергает домыслы о миллионах репрессированных в так называемые годы репрессий.

Над страной всё плотнее стали сгущаться тучи неминуемой войны. Благодаря заключению советско-германского договора о ненападении Советский Союз получил время, переориентировал ресурсы на военные нужды, создал и запустил в производство новейшие образцы вооружения.

Мирное созидательное развитие СССР было прервано вероломным нападением фашистской Германии.

Польша была разгромлена за 35 дней, Франция – за 44 дня, Дания – за сутки. Советский Союз стойко оборонялся и наступал 1 418 дней и сломал хребет фашизму.

Экономику Германии взрастили капиталовложения США и Англии. На Германию работал экономический потенциал всей Западной Европы. А Советский Союз воевал своими силами и ресурсами. В годы войны все внешние поставки в СССР составили всего 4% от отечественного производства, по артиллерии – 1,5 %, по танкам и САУ – 6,3 %, по авиации – около 10 % и по зерну – 1,6 %.

Наибольшие потери понёс Советский Союз – около 25 млн. человек, прежде всего потому, что в лагерях смерти оказалось 18 млн. человек, из них гитлеровскими палачами было уничтожено 11 млн. человек. Более одного миллиона советских воинов отдали свои жизни при освобождении народов Европы и Азии. Потери США – около 300 тыс. чел., Великобритании – 370 тыс., Франции – 600 тыс.

Преимущества социалистической системы хозяйства наиболее ярко проявились в годы войны. Достаточно привести тот факт, что за кратчайшие сроки в начале войны из оккупированных районов на Восток было эвакуировано и введено в действие более 1,5 тыс. предприятий, 145 вузов, десятки НИИ.

После Великой Отечественной войны Советский Союз быстро залечивает нанесённые войной раны и занимает одно из ведущих мест в мировой экономике.

В послевоенный период Советское государство проводит ряд беспрецедентных реформ. Рубль отвязывается от доллара и переводится на золотую основу, происходит семикратное снижение розничных цен на продукты народного потребления при одновременном повышении заработной платы, что приводит к значительному реальному росту благосостояния народа.

В 1954 году государственные розничные цены на продовольственные товары были ниже цен 1947 года в 2,6 раза и на непродовольственные товары – в 1,9 раза.

Созданный в сталинский период мощный потенциал экономики зарядил Советский Союз устойчивым развитием на последующие десятилетия.

Темпы развития экономики СССР за 1966 – 1985 годы были следующие: рост национального дохода – в 3,8 раза, объём промышленного производства – в 4,3 раза, сельскохозяйственного – в 1,8 раза, капиталовложений – в 4,1 раза, реальных доходов – в 2,6 раза, внешней торговли – в 4,7 раза, почти в 3 раза увеличилось производство товаров народного потребления.

В результате проведения рыночных косыгинских реформ темпы роста экономики СССР значительно снижаются по сравнению с темпами роста сталинской модели экономики и приближаются к уровню капиталистических стран. Так, среднегодовые темпы прироста продукции промышленности СССР в предвоенные годы (1928 – 1940) составляли 16,8 %, в годы послевоенной пятой пятилетки (1951 – 1955) – 13,1 %, а в годы косыгинских реформ они резко снижаются в 2 – 4 раза, в период 1971 – 1975 гг. – до 7,4 %, в период 1976 – 1980 гг. – до 4,4 % (для сравнения: в США – 5,1 %), в 1981 – 1985 гг. – до 3,7 % (в США – 2,7 %).

Косыгинские реформы привели к значительному торможению научно-технического прогресса и снижению темпов роста производительности труда. В годы сталинских пятилеток производительность труда в промышленности росла в среднем на 10,8 % в год, а в годы косыгинских преобразований темпы падают до 5,8 – 6,0 % (1966 – 1975 гг.) и 3,1 – 3,2 % (1976 – 1985 гг.).

Несмотря на это, в годы, названные либералами и зарубежными советологами «застойными», темпы роста экономики СССР опережали или были на уровне темпов роста ведущих стран мира. Среднегодовые темпы роста национального дохода за 1961 – 1986 гг. в СССР составили 5,5 % и на душу населения – 4,9 %, в США – 3,1 и 2,1 %, в Великобритании – 2,3 и 2,7 %, в ФРГ – 3,1 и 3,4 %, в Италии – 3,6 и 3,1 %, в Японии – 6,6 и 5,5 %, в Китае – 5,5 и 4,1 %.

Такими образом, Советский Союз располагал мощной экономикой, обеспеченной всеми видами ресурсов, достаточных для того, чтобы ответить на все вызовы времени.

Если доля СССР в мировом производстве продукции промышленности в 1913 г. составляла немногим более 4 %, то в 1986 г. – 20 % (от уровня США – более 80%). В 1913 г. промышленное производство на душу населения в России было в 2 раза меньше, чем в среднем в мире, а в 1986 г. – в 3,5 – 4 раза больше.

К 1985 году СССР по уровню производства основных видов продукции промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи занимает все первые места в Европе. По многим позициям СССР занимает первые места в мире, уступая по некоторым позициям США и ряду других стран.

В мировой культуре СССР выходит на лидирующие позиции. По численности учащихся школ и студентов вузов, в том числе по инженерным специальностям, числу кинотеатров, тиражу газет и книг СССР занимает первые места в мире.

В результате разгрома блока фашистских государств силами Советского Союза социализм превращается в мировую систему. Потенциал экономики социалистических стран к началу 80-х гг. приближается к уровню потенциала капиталистических стран. Социалистические страны охватывали более 40 % мирового промышленного производства. Продукция социалистических стран составляла более 3/4 от продукции развитых капиталистических стран.

Национальное богатство СССР за годы советской власти по сравнению с 1913 г. увеличилось более чем в 50 раз. На территории СССР было сосредоточено около 20 % всех топливно-энергетических ресурсов мира. В СССР добывались почти все элементы, содержащиеся в периодической системе Менделеева. СССР занимал первое место по лесным площадям и гидроэнергетическим ресурсам.

Не случайно И.В. Сталин ещё в 1937 году предостерегал, что «имея эти успехи, мы превратили СССР в богатейшую страну и вместе с тем в лакомый кусок для всех хищников, которые не успокоятся до тех пор, пока не испробуют всех мер к тому, чтобы отхватить от этого куска кое-что».

В СССР весь национальный доход использовался для повышения благосостояния трудящихся и развития народного хозяйства. На народное благосостояние, включая жилищное и социально-культурное строительство, направлялось четыре пятых национального дохода. В СССР были обеспечены: бесплатное образование, бесплатная медицинская помощь, бесплатное жильё, достойные пенсии, стипендии учащимся, оплата ежегодных отпусков, бесплатные и по льготным ценам путёвки в санатории и дома отдыха, бесплатное содержание детей в дошкольных учреждениях и др. Квартирная плата составляла всего 3 % бюджета населения. Розничные цены сохранялись на стабильном уровне при росте заработной платы. В СССР было реально гарантировано право на труд, каждый должен был трудиться.

Ничего подобного нет в капиталистических странах.

В США 1% самых состоятельных семей владеет богатствами, которые почти в полтора раза превышают совокупный доход 80 % семей, находящихся на нижней ступени социальной пирамиды. В Великобритании 5 % собственников владеет 50 % всех богатств страны. В «благополучной» Швеции доход 5 % семей равен доходу 40 % семей, находящихся внизу социальной лестницы.

После развала СССР экономика страны оказалась перед катастрофой. Страну разграбила пришедшая к власти мафиозная буржуазия.

В современной России 62 % её богатств приходится на долю долларовых миллионеров, 29 % – на долю миллиардеров.

Только за последний год состояние 200 богатейших людей России выросло на 100 миллиардов долларов. Верхушка российских миллиардеров владеет 460 миллиардами долларов, что вдвое больше годового бюджета страны с населением в 150 миллионов человек.

За период капиталистических реформ уничтожено более двух третей предприятий страны и целые передовые наукоёмкие отрасли народного хозяйства.

Объём промышленного производства России сократился на 62 %, в машиностроении – на 77, 5%. В легкой промышленности в 1998 г. объём выпуска составил всего 8,8% от уровня 1990 г. Спад в топливно-энергетическом комплексе – на 37 %, нефтедобычи – на 47 %, газовой промышленности – на 9,1 %. Черная металлургия сократилась на 55 %, цветная металлургия – на 30 %, химия и нефтехимия – на 62,2 %, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная – на 69,1 %, строительные материалы – на 74,4 %, пищевая – на 64,1 %.

Удельный вес компаний с зарубежным капиталом ныне составляет 56 % – в добыче полезных ископаемых, 49 % – в обрабатывающих производствах, 75 % – в сферах связи.

Россия вновь теряет свою экономическую независимость и попадает в сферу давления ведущих империалистических государств. Только нефтяные и газовые ресурсы страны, а также передовые военные и ядерные технологии периода Советского Союза оттягивают страну от края пропасти.

Разрушение экономики страны произошло в соответствии с законом соответствия производительных сил и производственных отношений. Насильственно внедрённая частнокапиталистическая собственность на орудия и средства производства разрушила единые народнохозяйственные связи страны и привела к невиданному в истории развалу великой державы.

Как и 100 лет назад, перед нашим народом, чтобы спасти страну, стоит задача свержения господства буржуазии и передачи власти рабочему классу.

Послевоенный СССР всегда привлекал внимание специалистов и читателей, интересующихся прошлым нашей страны. Победа советского народа в самой страшной войне в истории человечества стала звездным часом России ХХ века. Но вместе с тем, она стала и важным рубежом, обозначившим наступление новой эры - эпохи послевоенного развития.

Так получилось, что первые послевоенные годы (май 1945 - март 1953 гг.) оказались «обделенными» в советской историографии. В первые послевоенные годы появились немногочисленные работы, превозносящие мирный созидательный труд советского народа в годы четвертой пятилетки, но не раскрывавшие, естественно сути даже этой стороны социально-экономической и политической истории советского общества. После же смерти Сталина в марте 1953 г. и последовавшей волной критики «культа личности» даже этот сюжет оказался исчерпанным и вскоре забытым. Что же касается взаимоотношений власти и общества, выработки послевоенного социально-экономического и политического курса, новаций и догм во внешней политике, то эти темы так и не получили своего развития в советской историографии. В последующие годы сюжеты первых послевоенных лет получили отражение лишь в многотомной «Истории Коммунистической партии Советского Союза», да и то фрагментарно, под углом зрения концепции «восстановления разрушенного войной народного хозяйства страны».

Лишь в конце 80-х гг. публицисты, а затем и историки обратились к этому сложному и краткому периоду истории страны для того, чтобы взглянуть на него по-новому, попытаться разобраться в его специфике. Однако отсутствие архивных источников, а также «разоблачительский» настрой привели к тому, что место одной полуправды весьма скоро заняла другая.

Что же касается изучения «холодной войны» и ее последствий для советского общества, то эти проблемы не были подняты и в тот период.

Прорывом в изучении послевоенного СССР стали 90-е годы, когда оказались доступными архивные фонды высших органов государственной власти, и, что особенно важно, многие документы высшего партийного руководства. Открытие материалов и документов по истории внешней политики СССР привело к появлению серии публикаций по истории «холодной войны».

В 1994 г. Г. М. Адибеков издал монографию, посвященную истории Информационного бюро коммунистических партий (Коминформа) и его роли в политическом развитии восточно-европейских стран в первые послевоенные годы.

В сборнике статей, подготовленном учеными Института всеобщей истории РАН «Холодная война: Новые подходы. Новые документы» получили развитие такие новые для исследователей темы, как советская реакция на «план Маршалла», эволюция советской политики в германском вопросе в 40-е гг., «иранский кризис» 1945–1946 гг. и др. Все они были написаны на основе новейших документальных источников, выявленных в закрытых прежде партийных архивах.

В том же году вышел в свет и сборник статей, подготовленный Институтом российской истории РАН «Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945–1985): Новое прочтение». В нем наряду с раскрытием частных аспектов истории «холодной войны» были напечатаны статьи, в которых раскрывались доктринальные основы советской внешней политики в эти годы, выяснялись международные последствия корейской войны, прослеживались особенности партийного руководства внешней политикой СССР.

Тогда же появился и сборник статей «СССР и холодная война» под реакцией В. С. Лельчука и Е. И. Пивовара, в котором впервые последствия «холодной войны» исследовались не только с точки зрения внешней политики СССР и Запада, но и в связи с тем влиянием, которое оказало это противостояние на внутренние процессы, проходившие в советской стране: эволюцию властных структур, развитие промышленности и сельского хозяйства, советского общества и т. п.

Представляет интерес работа коллектива автора, объединенная в книге «Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал» под редакцией Ю. Н. Афанасьева и В. С. Лельчука. В ней рассматриваются различные аспекты внешней и внутренней политики СССР в послевоенный период. Можно констатировать, что осмысление многих вопросов проведено здесь на достаточно высоком исследовательском уровне. Заметно продвинулось вперед понимание развития военно-промышленного комплекса, специфики идеологического функционирования власти.

В 1996 г. вышла в свет монография В. Ф. Зимы, посвященная происхождению и последствиям голода в СССР в 1946–1947 гг. В ней получили отражение и различные аспекты социально-экономической политики сталинского руководства СССР в первые послевоенные годы.

Важный вклад в изучение становления и функционирования советского военно-промышленного комплекса, его места и роли в системе взаимоотношений между властью и обществом внес Н. С. Симонов, подготовивший наиболее полную на сегодняшний день монографию по данной проблематике. Он показывает в ней возрастающую роль «командиров военного производства» в системе власти в СССР в послевоенный период, выделяет приоритетные направления роста военного производства в этот период.

Ведущим специалистом в области комплексного анализа экономического развития СССР в послевоенные годы и разработки государственной политики в этой области показал себя в эти годы В. П. Попов, опубликовавший серию интересных статей, а также сборник документальных материалов, получивших высокую оценку научной общественности. Обобщающим результатом его многолетней работы стала докторская диссертация и монография по этим вопросам.

В 1998 г. вышла в свет монография Р. Г. Пихои «Советский Союз: история власти. 1945–1991». В ней автор на уникальных документах показывает особенности эволюции властных институтов в первые послевоенные годы, утверждает, что сложившаяся в эти годы система власти может рассматриваться как классическая советская (или сталинская).

Известным специалистом по истории реформирования советского общества в первые послевоенные десятилетия зарекомендовала себя Е. Ю. Зубкова. Плодом ее многолетней работы по изучению настроений и повседневного быта людей стала докторская диссертация и монография «Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945–1953».

Несмотря на выход в свет за последнее десятилетие перечисленных трудов, следует признать, что разработка истории первых послевоенных лет советского общества только начинается. Более того, пока отсутствует единое концептуально однородное историческое произведение, в котором был бы предпринят комплексный анализ накопившихся исторических источников по всему спектру социально-экономической, общественно-политической, внешнеполитической истории советского общества в первые послевоенные годы.

Какие же источники стали доступны историкам в последние годы?

Некоторые исследователи (в том числе авторы данной монографии) получили возможность работать в Архиве Президента РФ (бывший архив Политбюро ЦК КПСС). Здесь сосредоточен богатейший материал по всем аспектам внутренней и внешней политики советского государства и его высшего руководства, личные фонды лидеров КПСС. Записки членов Политбюро по конкретным вопросам экономического развития, внешней политики и т. п. позволяют проследить вокруг каких проблем послевоенного развития разгорались споры в руководстве, какие пути решения тех или иных проблем предлагались ими.

После окончания Второй мировой войны на ход истории Советского государства оказывали влияние довольно сложные процессы внутренней жизни и особенно события, связанные с международными факторами.

Поэтому в целях более объективного анализа этого периода целесообразно начать изложение с характеристики международного положения страны в послевоенные годы.

После Второй мировой войны СССР, внесший основной вклад в разгром фашизма, превратился в одну из ведущих мировых держав, без которой стало невозможно решать ни один серьезный вопрос международной жизни. СССР в эти годы имел дипломатические отношения более чем с 50 странами мира. Неизменно рос его международный авторитет. В то же время обстановка в мире сложилась совершенно не такая, как планировали союзники по антигитлеровской коалиции в конце войны: образовались две различные политические линии, две противоположные платформы. Одну из этих платформ отстаивали Советский Союз и образованные в конце войны страны, получившие название стран народной демократии. Вторую представляли Соединенные Штаты Америки и их союзники - Англия, Франция и др. Советский Союз в послевоенные годы, хотя и сам очень нуждался во многом, оказывал большую помощь в экономическом развитии своим союзникам.

В конце 1950-х гг., например, только по долгосрочным соглашениям наша страна оказывала помощь странам социалистического содружества в сооружении более 620 крупных промышленных объектов и 190 отдельных цехов и установок. Наиболее крупные поставки оборудования осуществлялись в Китайскую Народную Республику (КНР), Болгарию, Польшу, Румынию. В КНР при участии СССР строилось 291 предприятие, в Польше - 68, в Румынии - 60, в Болгарии - 45, в Северной Корее - 30 и т. д. Не углубляясь дальше в эти сюжеты, вернемся к первым послевоенным годам, когда резко стали обостряться отношения между двумя политическими блоками.

Развитие противоречий между этими блоками привело к тому, что мировая история в конце 1946 г. сделала очередной зигзаг, вернувшись на колею военно-политического противоборства. Идея и практика всеобщего мира, не успев утвердиться, стали активно разрушаться противостоящими силами.

США, занявшие позицию лидера в результате изменения «баланса сил» в капиталистическом мире, взяли на себя после войны роль доминирующей силы в капиталистическом мире.

Возросшие в результате войны экономические и военные возможности США вселяли в американские правящие круги уверенность в том, что как Западная, так и Центральная и Юго-Восточная Европа представляют тот «вакуум силы», заполнив который США смогут обеспечить себе главенствующие позиции в послевоенной системе международных отношений и осуществлять в отношении СССР политику давления.

С этих пор практически и началась так называемая холодная война между СССР и США и их союзниками.

Вопрос о возникновении и начале холодной войны между бывшими союзниками и особенно вопрос о том, кто или какая сторона повинны в ее развязывании, - это исключительно важная тема. На эти вопросы до сегодняшнего дня нет однозначного ответа. В обширной литературе, изданной в послевоенные годы и в последнее время, мы видим различные толкования и оценки того, кто первым начал холодную войну и каковы были ее последствия. Некоторые авторы, среди них и отечественные историки, считают, что корни холодной войны надо искать в довоенной политике бывших союзников, а также в событиях конца Второй мировой войны. Не вдаваясь в детали этого процесса, постараемся коротко высказать свою точку зрения с учетом того аспекта изложения, который мы определили в данной главе. Если быть предельно объективным, то следует отметить, что холодная война разразилась не вдруг и не на пустом месте. Она, как видно, родилась еще в горниле Второй мировой войны. Термин «холодная война» был пушен в оборот в 1947 г. В понятие холодной войны включали состояние политической, экономической, идеологической и других аспектов ярко выраженной конфронтации между государствами, между странами, между двумя системами. Широкий размах холодная война получила после выступления У. Черчилля 5 марта 1946 г. в Фултоне, в штате Миссури (США), в Вестминстерском колледже. Надо учитывать важность этой речи для понимания причин холодной войны, а также ответа на нее И. В. Сталина опубликованного в газете «Правда»в середине марта 1946 г.

Фултонская речь Черчилля считается одним из ключевых моментов начала холодной войны. Эта речь была в деталях согласована с Белым домом, в первую очередь с президентом США тех лет Г. Трумэном. Более того, Трумэн вместе с Черчиллем на президентском поезде прибыли в Фултон. Реакцию Трумэна на речь Черчилля последний лично описал в послании премьеру Англии Эттли и министру иностранных дел Бевину. Как сообщал Черчилль, «он (т. е. Трумэн) сказал мне, что речь, по его мнению, восхитительна и не принесет ничего, кроме пользы, хотя и наделает шума» . Она действительно наделала немало шума по обе стороны Атлантики. В то же время реакция в самих США, в Англии и в других европейских странах оказалась противоречивой, выявила неготовность в тот период сразу пойти так далеко в англо-американском противодействии СССР. В то же время фултонская речь явилась для Сталина серьезным сигналом тревоги, вызовом со стороны бывших союзников, который нельзя было оставить без ответа. В своем ответе в «Правде» 14 марта 1946 г. Сталин довольно резко отозвался о речи Черчилля и ее возможных последствиях.

Речь Черчилля воскрешала подзабытый за годы войны образ старого врага, а абстрактная угроза новой войны обретала вполне реальное лицо, призывая к бдительности и боеготовности. Однако нельзя было перегибать палку. Поэтому в своем ответе Сталин внимательно дозирует соотношение тревоги и уверенности, говорит о бдительности и одновременно о выдержке. Вот как он сам сформулировал суть своего обращения к стране в майской (1946 г.) беседе с польскими лидерами: «Выступление Черчилля - это шантаж. Цель его была запугать нас. Вот почему мы так грубо и ответили на выступление Черчилля... Нельзя было позволить Черчиллю запугать наших людей» .

Говоря о начале холодной войны и ее последствиях, хотелось бы привести довольно интересные наблюдения и обобщения известных отечественных ученых-историков Л. А. Безыменского и В. М. Фалина, попытавшихся дать объективную оценку этим процессам. Еше в конце 1980-х гг. они писали в статье «Кто развязал “холодную войну»: «Сегодня у нас есть возможность восстановить по дням и даже по часам хронологию селекции правительством Трумэна семян “холодной войны”, давших немало ядовитых всходов. Обратимся к подлинным американским документам - к дневникам президента Г. Трумэна, “длинной телеграмме” Дж. Кеннана из Москвы в Вашингтон, разработкам Объединенного комитета начальников штабов (ОКНШ) и его подразделений - Объединенного разведывательного комитета (ОРК), Объединенного комитета военного планирования (ОКВП), а также учрежденного в 1947 г. Совета национальной безопасности (СНБ).

9 октября 1945 г. ОКНШ (документ 1545) бьет тревогу. Советскому Союзу приписывается “способность захватить всю Европу сейчас или к 1 января 1948 года”, бросив на это “40 дивизий”. Заодно с Европой Москве ничего не стоит включить “в сферу своего влияния” Турцию и Иран. Послушные исполнители наделяют СССР потенциалом, позволяющим одним броском достичь Пиренеев и перевалить за них, а в Азии - захватить Китай.

В то же время составители меморандума выделяют “слабости” СССР, напирая на затяжные сроки их преодоления:

“а) Военные потери в людской силе и промышленности, откат назад от развитой промышленности (15 лет).

  • б) Отсутствие технических сил (5-10 лет).
  • в) Отсутствие стратегических военно-воздушных сил (5-10 лет).
  • г) Отсутствие военно-морского флота (15-20 лет).
  • д) Плохое состояние железных дорог, военного транспорта - систем и оборудования (10 лет).
  • е) Уязвимость нефтяных источников, жизненно важных промышленных центров для бомбардировщиков дальнего действия.
  • ж) Отсутствие атомной бомбы (5-10 лет, возможно раньше).
  • з) Сопротивление в оккупированных странах (в течение 5 лет) и т. п.”» .

Первым документом в обширной серии разработок, прямо нацеленных против СССР, являлся меморандум (объединенного разведывательного управления США) 3 сентября 1945 г., т. е. от дня, следующего за днем официального завершения Второй мировой войны.

Можно было бы привести немало и других фактов аналогичного содержания, однако и приведенных достаточно для того, чтобы убедиться, кто является основным виновником начала развязывания холодной войны. Она положила начало невиданной в мировой истории по масштабам гонки вооружений и созданию двух военно-политических блоков. Следует иметь в виду еще одно важное обстоятельство того периода. Американские ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 г. означали появление в мире сверхдержавы, которая обладала монополией на ядерное оружие. Эта монополия была в 1949 г. ликвидирована Советским Союзом, сумевшим к этому времени создать собственную атомную бомбу, а в 1954 г. - водородную. Тем не менее в конце 1940-х - начале 1950-х гг. США обладали арсеналом ядерного оружия, который длительное время превосходил ядерный арсенал СССР.

Разработанная США в 1954 г. «доктрина массированного возмездия» должна была обеспечить не только «сдерживание», но и «отбрасывание коммунизма». Допускалась возможность использования ядерного оружия против СССР. И даже в 1974 г. военно-стратегическая доктрина США допускала «ведение отдельных ядерных операций» в случае эскалации конфликта в каком-либо регионе мира. Однако в 1982 г. участники НАТО заявили, что ядерное оружие будет применено только в ответ на нападение.

В годы холодной войны в основу военно-стратегической доктрины СССР были положены идеи о том, что его оборонительная структура, включая стратегические вооружения, должна строиться с учетом внушительного военного потенциала США и НАТО. Для стратегических ядерных сил Советского Союза суть оборонительной достаточности определялась необходимостью поддерживать эти силы на таком количественном и качественном уровнях, чтобы иметь надежные средства нанесения ответного удара в любых условиях, даже в самых неблагоприятных, в случае ядерного нападения.

В условиях холодной войны и экономической блокады со стороны США и стран Запада в 1949 г. было принято решение Экономического совещания представителей стран народной демократии (Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии) о создании Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В 1950 г. в СЭВ вступила Германская Демократическая Республика, в 1962 г. - Монгольская Народная Республика, в 1972 г. - Куба, в 1978 г. - Социалистическая Республика Вьетнам. Для расчетов между социалистическими странами, а затем и с капиталистическими государствами применялась клиринговая система безналичных расчетов за товары и услуги, основанная на зачете взаимных требований. В связи с послевоенным укреплением рубля, а также нарастающей инфляцией в западных странах определение курса рубля на базе доллара было прекращено и с 1 марта 1950 г. было установлено золотое содержание рубля.

В условиях холодной войны началась конкуренция двух супердержав, двух экономических стратегий: США - с экономической стратегией экспорта капитала во все страны и Советского Союза - с экономической стратегией централизованного распределения инвестиций для развития ведущих отраслей промышленности.

В годы холодной войны правила игры на международной арене до крайности упростились. Сверхидеологизация межгосударственных отношений породила черно-белое видение мира, который четко делился на «своих» и «чужих», «друзей» и «врагов». Каждый «выигрыш» США автоматически рассматривался как «проигрыш» СССР, и наоборот. С точки зрения главных участников конфронтации, квинтэссенцию внешнеполитической мудрости выразил старый лозунг: «Кто не с нами, тот против нас». В соответствии с этой логикой каждая страна должна была четко определить свое место по ту или по другую сторону в этом глобальном противостоянии.

Как известно, после окончания Второй мировой войны серьезно изменилась политическая карта мира. Разгром фашистских режимов, военное поражение гитлеровской Германии, Италии и Японии значительно уменьшили силы международной реакции. Англия, Франция и некоторые другие страны вышли из войны заметно ослабленными. В Европе от системы капитализма одна за другой отпали Албания, Болгария, Восточная Германия, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия и Югославия. В Азии это удалось сделать народам Китая, Северной Кореи и Северного Вьетнама. Население этих 11 государств составляло более 700 млн человек.

Победа революции в ряде стран Европы и Азии привела к появлению на земном шаре весьма значительной группы государств с однотипной экономической основой - общественной собственностью на средства производства, одинаковым государственным строем, единой идеологией - марксизмом-ленинизмом.

Расширение после Второй мировой войны сообщества стран, вставших на социалистический путь развития, не привело к ослаблению идеологии. Большинство из этих стран также были втянуты в орбиту конфронтационного противостояния.

Противостояние двух систем в итоге привело к возведению «железного занавеса», политике почти полного разрыва внешнеторговых, научно-технических, культурных, общественных и личностных связей между ними.

В итоге процесса политического размежевания переставали действовать многие соглашения, принятые в конце войны, и учреждения, созданные для поддержания мира и сотрудничества. Была парализована работа в ООН по коренным вопросам разоружения и мира.

Западные державы во главе с США в 1949 г. создали военно-политическую организацию Североатлантического договора (НАТО). Затем последовательно в 1954 и 1955 гг. возникли еще два блока

(СЕАТО и СЕНТО). В эти военные группировки США, Великобритания и Франция вовлекли еще 25 государств Европы, Ближнего Востока и Азии.

В свою очередь, Советский Союз, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, Албания в мае 1955 г. в Варшаве подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. Была создана Организация Варшавского Договора (ОВД).

На Западе возникновение НАТО объясняли «советской угрозой», старательно подчеркивая оборонительно-миротворческую роль этой организации. А в Советском Союзе не без оснований считали, что именно образование блока НАТО создавало угрозу для его безопасности и что создание Организации Варшавского договора в 1955 г. было только средством нейтрализации этой угрозы.

Одной из важнейших проблем, возникших в международных отношениях в результате Второй мировой войны, являлся «германский вопрос». На Потсдамской конференции (17 июля - 2 августа 1945 г.) главами правительств СССР, США, Великобритании были приняты решения о демилитаризации Германии, которые предусматривали, что по мере выполнения условий безоговорочной капитуляции и решений конференции немецкий народ должен сам определить пути своего социально-экономического и государственного устройства. Для осуществления изложенных целей в Германии был установлен временный режим четырехсторонней оккупации.

Однако США и другие западные державы взяли курс на раскол Германии. В результате в 1949 г. была образована Федеративная Республика Германия (ФРГ). После этого в октябре 1949 г. в восточной части Германии было образовано другое немецкое государство - Германская Демократическая Республика (ГДР).

Вскоре после смерти И. В. Сталина (3 марта 1953 г.) в международных отношениях на какое-то время наступил период «оттепели». В 1955 г. все иностранные войска были выведены из Австрии, с ней был заключен мирный договор. В том же году впервые за последние 10 лет между США и СССР была проведена встреча на высшем уровне. И все же это было только началом разрядки, которая впоследствии должна была набрать силу и необратимость.

После XX съезда КПСС (1956 г.) начался демонтаж «железного занавеса», преодолевались наиболее острые проявления холодной войны, стали налаживаться экономические, политические и культурные связи СССР с капиталистическими странами.

Тем не менее конфликтные ситуации между двумя блоками продолжались.

Пришедшее к власти после смерти Сталина новое советское руководство стремилось к повороту, к «оттепели» в международных отношениях.

В январе 1954 г. в Берлине состоялось совещание министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР. Круг рассматриваемых вопросов был широк: Индокитай, Корея, германские проблемы, коллективная безопасность в Европе. Поскольку западные представители рекламировали оборонительный характер НАТО, Советское правительство выдвинуло предложение о возможном вступлении в НАТО Советского Союза. Одновременно с этим СССР предложил заключить договор о коллективной безопасности в Европе с участием США. Однако все советские предложения были отвергнуты Западом.

В июле 1955 г. (10 лет спустя после Потсдама) в Женеве вновь встретились главы великих держав - СССР, США, Великобритании и Франции. В центре внимания совещания находились связанные между собой германский вопрос и вопрос о европейской безопасности. Но западные державы и здесь блокировали советские предложения о заключении договора о коллективной безопасности в Европе, продолжая настаивать на присоединении ГДР к ФРГ и включении объединенной Германии в НАТО.

В 1955 г. Советское правительство приняло решение о возвращении на родину всех находившихся в СССР немецких военнопленных. В сентябре 1955 г. в Москву прибыл канцлер ФРГ К. Аденауэр. В результате были установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ. Очагом напряженности в Европе оставался Западный Берлин, поэтому в 1958 г. СССР предложил объявить его вольным городом. Но это предложение было отвергнуто Западом, как и советское мнение о необходимости заключения мирного договора с Германией.

В июле 1961 г. в Вене состоялась первая встреча Н. С. Хрущева с новым президентом США Д. Кеннеди. На ней было решено установить прямую телефонную связь между Кремлем и Белым домом. В Берлине вновь обострилось положение. И тогда 12 августа 1961 г. за одну ночь была воздвигнута бетонная стена вокруг Западного Берлина и установлены контрольно-пропускные пункты на границе. Это вызвало еще большую напряженность как в самом Берлине, так и в международной обстановке в целом.

Первостепенной задачей Советского Союза во внешнеполитической сфере являлась борьба за мир и разоружение. Стремясь переломить опасный ход событий, СССР за период 1956-1960 гг. в одностороннем порядке сократил численность своих Вооруженных Сил на

4 млн человек. В марте 1958 г. Советский Союз также в одностороннем порядке прекратил испытания всех видов ядерного оружия, выразив тем самым надежду, что его примеру последуют и другие страны. Однако это проявление доброй воли не нашло тогда отклика у США и их союзников по НАТО.

Осенью 1959 г. состоялся первый в истории визит главы советского правительства Н. С. Хрущева в США. С президентом США Д. Эйзенхауэром было согласовано, что главы правительств СССР, США, Великобритании и Франции встретятся в мае 1960 г. в Париже. Однако эта важная встреча не состоялась. За несколько дней до нее советская зенитная ракета сбила на высоте свыше 20 км пилотируемый самолет-шпион США У-2, пересекавший по меридиану Урала всю нашу страну с юга на север. Пилот этого самолета Пауэрс выбросился с парашютом и был задержан на месте приземления. Подобный недружественный акт в преддверии встречи в верхах был расценен советской стороной как попытка сорвать встречу, и СССР отказался от участия в ней.

Таким образом, созданное «по чертежам» Ялты и Потсдама послевоенное устройство было не европейским мирным порядком, а модусом взаимоуравновешивания, основанным на ядерном оружии сверхдержав, разграничении сфер интересов СССР и США, противостоянии двух военно-политических союзнических структур НАТО и ОВД. Западная Европа служила инструментом американской стратегии «сдерживания» СССР, а восточно-европейские страны исполняли роль «стратегического предполья» СССР. Поэтому на разных этапах послевоенной истории результаты социальных преобразований далеко не всегда совпадали с первоначальными планами и замыслами. В 1945-1947 гг., когда новые порядки в странах народной демократии только утверждались, развитие осуществлялось в русле договоренностей Ялты и Потсдама, а его ход был относительно самостоятельным.

На первом этапе развития этих стран там в какой-то мере обеспечивался учет таких факторов, как национальная специфика, традиции (сохранение элементов частной собственности, многопартийность). Однако позднее подобные черты были практически сведены на нет и их наличие носило все более формальный характер. Для многих стран избранная модель развития оказалась неэффективной как в политическом, так и в экономическом отношении, что привело к расхождению между провозглашенными высокими целями социализма и весьма скромными достижениями.

Из всего богатства практики социалистического строительства в СССР восточно-европейские страны в конечном счете обратились не к нэпу, а к теории и политике 1930-х гг. - периода культа личности. Поэтому и в этих странах допускались серьезные ошибки, связанные с подстегиванием индустриализации и коллективизации; насаждением жесткого централизованного директивного хозяйственного механизма; все более широким распространением административно-командных методов управления экономикой и обществом в целом. Авторитарно-бюрократические режимы повсеместно стали препятствием на пути экономического и технического прогресса своих стран, тормозом интеграционных процессов в рамках СЭВ.

Трудной в международном аспекте была осень 1956 г. Разоблачение культа личности И. В. Сталина на XX съезде партии породило кризисы в просталинском руководстве ряда стран Восточной Европы; вызвало массовые народные движения в Польше и Венгрии, где ситуация обострилась до крайности.

В 1960-1970-е гг. международная ситуация колебалась то в одну, то в другую сторону. Порой эта ситуация приводила к столкновениям и даже к военным действиям.

Международная обстановка этих лет характеризуется в целом нестабильностью и ростом целой группы противоречий, которые создавали серьезную напряженность.

В 1970-е гг. по-прежнему сохранялась реальность ядерной катастрофы. Наращивание ракетно-ядерного оружия с обеих сторон приобретало неуправляемый характер.

Западные правящие круги совместно с военно-промышленным комплексом взяли курс на быстрое наращивание своей военной мощи, стремясь создать потенциал «сдерживания» Советского Союза. В то же время советское руководство приняло ответные меры по увеличению своего военно-стратегического потенциала. Используя мощную экономическую базу, передовые достижения науки и техники, СССР и его союзники достигли примерного паритета между странами Варшавского договора и НАТО к началу 1970-х гг. Однако угроза войны не только не отступила, но из-за чрезмерного перенасыщения оружием становилась более очевидной.

В мировом сообществе стало зреть понимание того, что глобальная ядерная война чревата катастрофическими, непредсказуемыми последствиями, а значит, и политика конфронтации становится неприемлемым риском в ядерный век.

В такой ситуации со стороны руководства СССР и США был сделан шаг на пути к некоторым соглашениям, чтобы снизить опасность возникновения ядерной войны, отчасти оздоровить международную обстановку. Советский Союз и Соединенные Штаты подписали Соглашение о мерах по уменьшению опасности ядерной войны (1971 г.), которое дополнило ранее достигнутую договоренность об установлении линии прямой связи между Москвой и Вашингтоном, Лондоном и Парижем, что в комплексе должно было снизить риск случайного (несанкционированного) возникновения ядерной войны.

Несмотря на принятые меры, международная напряженность сохранялась.

Советское руководство, не меняя радикально внешнеполитического курса, стремилось добиться поворота от холодной войны, от напряженности в международной обстановке к разрядке и сотрудничеству.

Советский Союз в эти годы внес свыше 150 различных предложений, направленных на обеспечение международной безопасности, прекращение гонки вооружений и разоружение. Они создавали соответствующую политическую атмосферу. Однако многие из них не могли быть выполненными тогда. Наращивание вооружений продолжалось с неослабевающей силой, несмотря на договор о прекращении ядерных испытаний и более тесные контакты между сверхдержавами после кубинского кризиса. СССР рассчитывал сократить большое преимущество США в отношении стратегических ракет. Между 1960 и 1980 г. расходы на вооружения двух блоков увеличились почти в пять раз, хотя оружия уже имелось более чем достаточно для полного и неоднократного уничтожения человечества. В то же время экспорт оружия в страны третьего мира утроился. К 1970 г. разрушительная сила, которой обладали сверхдержавы, была примерно в 1 млн раз больше, чем те две бомбы, что были сброшены на Японию. На каждого человека на Земле приходилось 15 т взрывчатки. Исследования показали также, что в случае ядерной войны солнечные лучи не смогли бы пробиться сквозь темные облака и радиоактивную пыль, и, таким образом, «ядерная ночь» уничтожила бы все живое на земле. Единственная надежда была на то, что сверхдержавы поймут: в ядерной войне не будет победителей и она станет коллективным самоубийством. Этот образ мышления получил название «взаимное разрушение», или «равновесие террора» .

С появлением у нас межконтинентальных ракет относительная стратегическая неуязвимость США безвозвратно ушла в прошлое. Как отмечал бывший заместитель министра иностранных дел СССР Ю. Квицинский, уже в начале 1960 г. министр обороны в правительстве Эйзенхауэра Гейтс, выступая перед комиссией конгресса, был вынужден признать, что США не имеют защиты от наших межконтинентальных ракет с ядерными боеголовками, а командующий стратегической авиацией США генерал Пауэр заявил, что СССР «может фактически стереть с лица Земли всю нашу ударную силу в течение 30 минут». Тем самым становились беспредметными замыслы США безнаказанно превратить территорию СССР в «лунный ландшафт».

Увидев, что Советский Союз начал вводить в строй десятки и сотни новых пусковых установок для своих стратегических ракет, американцы были вынуждены предложить СССР переговоры о комплексном ограничении и сокращении как систем доставки наступательного стратегического оружия, так и систем обороны против баллистических ракет. Такие переговоры начались в ноябре 1969 г. в Хельсинки, а договор, подписанный в результате, стал договором ОСВ-1. СССР очень быстро создал собственные боеголовки. В 1979 г. в Вене был подписан новый договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), основанный на принципах равенства и одинаковой безопасности, который открыл дорогу существенным сокращениям стратегического вооружения .

Несмотря на военно-политическое противоборство двух систем, усиление разрядки, соблюдение принципа мирного сосуществования постепенно становятся тенденцией против термоядерной войны. Практически ее результат - подписание между СССР и США бессрочного Соглашения о предотвращении ядерной войны (1973 г.).

Советско-американские отношения начали изменяться, что давало основание улучшить и международный климат. Большие усилия пришлось приложить к созыву общеевропейского Совещания по безопасности. Руководители 33 государств Европы, США и Канады в Хельсинки подписали Заключительный акт Совещания (август 1975 г.). Его подписание через 30 лет после завершения Второй мировой войны зафиксировало принципы нерушимости границ в Европе; уважения независимости и суверенитета, территориальной целостности государств; отказа от применения силы и угрозы ее применения; невмешательства во внутренние дела друг друга, что стало международно-правовой основой преодоления холодной войны.

Несколько ранее (1971 г.) Советский Союз, Соединенные Штаты, Великобритания и Франция заключили четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, признав его независимым городом. Границы ГДР, Польши и Чехословакии признавались нерушимыми.

В 1973 г. было заключено соглашение о прекращении войны, восстановлении мира во Вьетнаме. Общими усилиями удалось ликвидировать опаснейший очаг международной напряженности в Юго-Восточной Азии.

Наметившийся некоторый просвет в международной разрядке и изменения на политической карте мира сказались на том, что правящие круги на Западе выступили с призывом «замораживания» отношений с Советским Союзом и к более «жесткому курсу» к нему, чтобы сдержать в очередной раз наступление «коммунизма». Влиятельные силы на Западе стали ориентироваться на продолжение гонки вооружений в расчете измотать СССР и другие социалистические страны, вернуть утерянное военное превосходство.

В целом же первая половина 1970-х гг. показала возможность смягчения международной обстановки, упрочения отношений мирного сосуществования между государствами с различным политическим строем, включая развитие сотрудничества между ними. Вместе с тем она выявила и то, что в случае нарушения статус-кво, особенно в политической сфере, сразу же происходит обострение взаимоотношений между СССР и США. Поэтому следствием этого является очередной виток гонки вооружений.

Конфронтация резко усилилась в связи с вводом контингента советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Политическое руководство втянуло Советский Союз в крайне сложную конфликтную ситуацию, повлекшую большие жертвы с обеих сторон. Большинство стран, входящих в ООН, не только не поддержали эту акцию, но и потребовали вывода советских войск.

Дальнейший ход событий вел к усугублению международного положения. В ответ на размещение американских ракет в Европе советское руководство приняло решение о размещении в ГДР и Чехословакии ракет средней дальности. Начался новый этап гонки вооружений, в результате которого Европа оказалась в роли заложника.

Советское руководство в очередной раз начало выдвигать мирные предложения. В них предполагалось осуществить меры доверия в Европе и Азии, урегулировать конфликт вокруг Афганистана, ограничить и сократить стратегические вооружения и в качестве первого шага ввести взаимный мораторий на развертывание ядерных средств в Европе.

Однако выдвинутые советским руководством предложения не имели успеха.

В 1983 г. США начали размещать свои ракеты в Западной Европе. Советский Союз предпринял аналогичные действия, потребовавшие дополнительных материальных затрат. Увеличение расходов на вооружение в социалистических странах встречало далеко неоднозначный ответ.

Конфронтационные отношения складывались в эти годы и с Китаем. В феврале 1979 г. Китай осуществил военные действия против Вьетнама. Советский Союз заявил о том, что он выполнит взятые на себя обязательства по Договору о дружбе, союзе и сотрудничестве СССР с Социалистической Республикой Вьетнам.

Общая ситуация в мире, обстановка в странах социалистической ориентации накладывали свой отпечаток на их взаимоотношения.

Некоторые социалистические страны пытались самостоятельно выйти из создавшегося положения, ориентируясь на западные государства. Ситуация обострялась. Делались попытки активизировать сотрудничество социалистических стран прежде всего в экономической и научно-технической областях. Намечалась качественно новая задача: превратить текущее десятилетие в период интенсивной производственной и научно-технической кооперации.

Исходя из этого, в 1985 г. была принята Комплексная программа научно-технического прогресса стран - членов СЭВ до 2000 г. Решение этой программы должно было, по мнению ее авторов, способствовать укреплению позиций социализма в мировом содружестве. Но, как показала практика, примерно 1/3 программы не отвечала требованиям мирового уровня развития науки и техники. Программа в ее начальном исполнении оказалась не той, которая могла бы осуществить научно-технический прогресс.