День памяти святой великомученицы Варвары. Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) в день памяти святой великомученицы Варвары И как познала через природу Бога святая Варвара, так через рассматривание творения Божия может познавать Бога и каждый из нас

Проповедь

Возлюбленные о Господе братия и сестры, пречестные отцы! Сердечно поздравляем вас с нашим Престольным праздником, Днем святой великомученицы Варвары, в честь которой в нашем Xpaме существует придел, и частица ее честных мощей почивают Милостию Божией в нашем Святом Храме.

Святая великомученица Варвара жила в IV веке и родилась и выросла в знатной языческой семье и ничего не знала об истинном Боге, о духовной жизни и безсмертии души, о вере во Христа. По Божиему промыслу мать Варвары умерла, когда ребенку было 4 года. И овдовевший отец всю свою любовь сосредоточил на дочери. Когда Варвара повзрослела и стала прекрасна собой, отец затворил ее в высоком замке. Часто взирая с высоты башни на небо, наблюдая за красотой звезд, луны и солнца, она размышляла о том откуда взялся этот прекрасный мир, устроенный по определенным законам,. Она думала: «Если бы не было Творца, то кто бы направил по разумному пути существования этот мир?» И так Варвара училась по творению познавать Творца. Однажды под видом купца в их город прибыл один священник, который открыл ей тайны святой веры и наставил ее на путь спасения.

Вера святой девы Варвары не была принята самым близким человеком, ее родным отцом Диоскором. И исполнились слова Священного Писания: «Враги человеку – домашние его». Потому что там, куда приходит истина, там она обличает ложь, обличает неправоту, обличает грех. И тогда, человек, выбирая путь жизни, невольно вступает в некое противоречие с миром, живущим, как сказал Апостол Павел, во грехе. Так что никакие уговоры Варвары не привели отца к вере, наоборот, сам отец предал ее на жестокие мучения. И мы знаем, что она очень многое претерпела: неимоверные пытки, тяжкие страдания за Христа. Поэтому Святой нашей Православной Церковью она наречена Великомученицей. Честные останки Святой великомученицы после претерпения ею мучений были перенесены в град Константинополь, а в XI веке – на Святую Русь, в город Киев, где и до ныне почивают в Соборе Святого князя Владимира.

Святая великомученица Варвара перед своими страданиями молилась Господу, чтобы всякий человек, который будет призывать ее имя в своих молитвах был бы избавлен от внезапной смерти. Какая благодать была испрошена великомученицей Варварой! Как нам всем это необходимо. В нашей жизни все скоротечно, нетвердо, зыбко. Поэтому единственное наше упование – только на Бога и Его святых. Господь сказал: «В чем застану, в том и сужу». И самое главное, чтобы Господь застал нас в чистой совести, примиренными со всеми. Вот почему в монастырях существует благочестивый обычай каждый вечер просить у братии, друг у друга прощения, потому что никто не знает, что готовит наступающая ночь: сегодня уснули, а завтра, может быть, не проснулись. И нам псалмопевец Давид говорит: «Солнце да не зайдет во гневе вашем», то.есть надо стараться примириться со всеми именно в этот день, пока он еще не ушел, и страница нашей жизни перелистнулась бы чистой, без всякого отягощения от чего-либо греховного в нашей душе и в нашей совести. Святая великомученица Варвара ходатайствует о людях, которые пока далеки от веры, чтобы они пришли к познанию истины и чтобы внезапная кончина не застала бы их без покаяния, без Причащения Святых Христовых Таинств.

Когда мы с вами чествуем святых мучеников, каждый из нас должен не только переноситься мысленно в те древние времена, но каждый человек должен про себя подумать, что путь любого христианина – это путь мученика, или явного, или тайного. Какова будет наша с вами судьба – никто не знает. Но Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий на собрании духовенства Москвы и Московской области сказал такую фразу: «Мы не знаем в наше смутное и тяжелое время, как будут дальше разворачиваться события нашей с вами жизни, какие силы станут во главе государства, но Церковь в любых условиях должна стоять на одном: нести свет туда, где тьма; нести истину туда, где ложь; нести любовь туда, где разделение».

И в то же время мы всегда должны быть готовы к тому, что сказано в Апокалипсисе: три с половиной года будет властвовать на земле Антихрист. Неизвестно, доживем ли мы до этого времени, может быть, кто-то и сам встанет в ряды мучеников, поэтому уже сейчас надо помнить, что «неверный в малом, неверен и во многом». Если не Сила и Благодать Святого Духа, ни один человек не сможет перенести мучений, если когда-нибудь придется страдать за Христа. Поэтому Святая Матерь наша Церковь, зная, что все совершается от малого, готовит нас к этому всю нашу с вами жизнь. Для чего существует пост? Для того, чтобы человек мог властвовать над своими побуждениями, чтобы душа была выше тела, чтобы человек мог управлять собою, а не тело управляло человеком. Даются Святой Матерью нашей Церковью утренние и вечерние молитвы, которым мы должны уделить хотя бы 10-15 минут ежедневно. Неужели мы не можем уделить для Бога, для вечности, для души каких-то 10-15 минут! Как сказал один из святых: «Молиться – это кровь проливать». И на самом деле, мы для себя находим тысячу разных дел и оправданий, чтобы только не встать на молитву. А это и есть стояние в вере, и именно с этого начинается мученический путь. На Новый год каждый из нас тоже будет проверен в том, верен он Христу или нет. Тоже будет дилемма – как все или как Бог велит. Только тогда не надо говорить, «где же помощь Божия», «все из рук валится». Да потому что мы не живем по-Божьему, хотим так: и нашим, и вашим. Но так не бывает, и поэтому Бог нас ведет к тому, чтобы каждый постоянно переступал через эгоизм, своеволие, через самолюбие, через свою гордыню, через свое пожелание греховное. И так совершенствуясь не какими-то великим делами, а изо дня в день, по мелочам, мы должны подтверждать кто мы: Христовы или нет.

Святой преп. Варсанофий Оптинский говорил, что Колизей, – стадион, на котором десятки, сотни первохристианских мучеников были замучены и убиты, был разорен, но не уничтожен. «Может быть, – говорил он, – вы доживете до тех времен, когда он будет подновлен и возобновлен, и еще польются реки крови христианских мучеников. Дай Бог, чтобы сила и крепость была у вас перенести все то, что выпадет на вашу долю». Так что верность Христу надо доказывать каждый день своими делами, а не только словами.

Многие думают: «почему только я один несу этот крест?» А известно, что ропотливость никогда не придавала силы в нашем житейском мученичестве (болезнях, скорбях, семейных неурядицах). Но вера и благодарность Богу за все, всегда придавали силы нести крест достойный образом. Как сказал Феофан- Затворник: «Крест всем все равно придется нести – и верующим, и неверующим – но лучше нести его по-христиански – с благодарностью и преданностью Воле Божией». И мы должны помнить слова из Апокалипсиса Иоанна Богослова. Когда он увидел тысячи людей, мучеников, облаченных в белые одежды, он спросил у Ангела: «Скажи мне, кто это и откуда они пришли?» И тот ответил: «Эти люди пришли сюда (то есть в Царствие Божие) от великой скорби, но они убелили одежды свои кровью Агнца, и за это Бог водит их на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их. Там уже не будет ни болезни, ни плача, ни воздыхания, но жизнь и радость безконечная».

http://optina.org.ru/propovedi/

И мученицы Иулиании (ок. 306), митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Божественную литургию в Варваринской церкви города Казани. После чтения Евангелия глава Татарстанской митрополии обратился к прихожанам со словом проповеди.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы собрались с вами, чтобы почтить память святой великомученицы Варвары.

Только что мы слышали Евангелие (Мк. 5:24-34), как некая женщина, болевшая многие годы, истратившая большое количество денег на врачей, потерявшая надежду на исцеление, узнала о том, что есть Христос, Который является чудотворцем, исцеляет больных, слепых, хромых. Поверив, она не смела напрямую обратиться к Нему, попросить об исцелении, но положила в сердце хотя бы прикоснуться к краю одежды Его.

Так и случилось. Очевидно, было много народа, но в трепете она все же прикоснулась к краю одежды Спасителя и почувствовала, что прекратились потоки крови. И происходит другое чудо: вдруг оборачивается Христос и спрашивает учеников и народ: «Кто прикоснулся ко Мне?» Ученики в недоумении: «О чем Ты говоришь, Учитель? Такое количество людей, а Ты спрашиваешь, кто прикоснулся к Тебе. Невозможно, чтобы кто-то не прикоснулся к Твоей одежде». Но Христос говорит: «Нет, Я чувствовал, как сила исходит от Меня от некоего прикосновения».

Женщина поняла, что это относится к ней. Она падает ниц пред Спасителем и говорит: «Это я», — и получает еще большее благословение.

Это Евангелие читается в день памяти великомученицы Варвары. Задумаемся: почему? Только потому, что там упоминается о некоей женщине? Но причем здесь великомученица?

Кем была великомученица Варвара? Дочь знатного язычника, красавица. Отец богат и делает все, чтобы изолировать ее от мира. Но и находясь взаперти, не имея соприкосновения с внешним миром, Варвара видит гармонию природы — горы, леса, равнины, реки. Особенно поражает ее воображение небо. Сменяются времена года, дни, часы, солнце и луна, звезды как лампады Вселенной. И она невольно приходит к мысли, что есть Творец всего этого. И тоска поселяется в ее сердце.

Отец видит, что дочь затосковала, но думает, что это только потому, что она молода, красива и ее влечет внешний мир. Он позволяет ей это общение в надежде, что будет найден достойный ее красоты и богатства жених и она станет наслаждаться внешним благополучием.

Но не этого искала душа девушки. Так повелел Бог, что она познакомилась с христианами, которые рассказали ей о Боге, о Святой Троице, о Христе. Сердце юной девы возгорелось любовью. Помните, как некая женщина, услышав о Христе, положила в сердце прикоснуться к одежде Спасителя и исцелилась? Так было и здесь. Сердце юной Варвары возгорелось любовью ко Христу. Не нужны никакие женихи — ей нужен Христос, Ему она решила посвятить свою жизнь.

В те времена христиане были в гонении, а отец Варвары — ярый язычник, ненавистник христиан. Узнав, что горячо любимая дочь верит во Христа, убедившись из ее ответов, что все именно так, отец жестоко ее избивает, бросает в темницу на мучение, на позор. Избитую, поруганную, раздевает донага и ведет на посмешище в селение, где они жили.

Что это, если не ненависть чисто бесовская? Сердце какого отца может допустить это? Но Варвара, юная и хрупкая, говорит: «Христос — моя сила, Ему я верю, за Ним пойду даже до смерти». И шла, и ангелы по велению Божию, не желавшему, чтобы девичья нагота была поругана, невидимо покрывают Варвару благодатной одеждой. А затем — жесточайшие мучения и по воле отца — умерщвление.

В наше время это особенно трудно представить. Но ведь каких-то 100 лет назад, даже меньше, на эту Голгофу взошла Россия. Новомученики казанские — сколько их было? Пастыри, архипастыри, простые люди шли за Христом, не боясь смерти, лагерей, мучений. Умирали, но не предавали Христа.

Перед нами стоит вопрос и будет всегда стоять, особенно когда мы чтим память святых: к нам это относится? как мы живем? что являем своей жизнью — верность Богу или же теплохладную веру? Зададим себе прямой и честный вопрос: мы, стоящие здесь, готовы ли пойти за Христа, за веру на смерть? Этот сложный вопрос всегда должен стоять перед нами.

Для нас пока нет этого вызова, но есть иной вызов — вызов жизни [в согласии c тем, как] велит Бог, Евангелие, заповеди. Как мы живем? Мы являемся верными сынами Божьими? Или же, наоборот, немножко Богу, а побольше — своей воле, своим чувствам, своим порокам?

Ныне время подготовки ко Христову Рождеству, но тут и Новый год. Как мы себя поведем? Полупьяные, нарушившие пост, сидящие у безумного телевизора? Или же, помня, что пост идет, пойдем в храм, помолимся, пообщаемся с близкими? У нас будет праздник Рождества Христова, Новый год по старому стилю. Да, по старому, но с Кем мы хотим быть, Кому верны? Хотим ли быть «как все» или же — малым стадом, но с Богом? Повторяю, что, к великому сожалению, нередко мы «немножко Богу, а все остальное — требованиям мира». Так не бывает. «Даждь ми, сыне, твое сердце» (Прит. 23:26)», полноту жизни сердца — только так можно быть с Богом.

В житие святой великомученицы Варвары мы должны вчитываться и детям рассказывать о ее подвиге. Есть храм в ее честь — идти и молиться ей, чтобы она походатайствовала о нас, чтобы по ее молитвам Господь укрепил в нас веру, с которой мы готовы идти до конца, не обращая внимания на угрозы мира сего.

17 декабря 2011 года, в день памяти святой великомученицы Варвары, Предстоятель Русской Церкви Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с днем памяти святой великомученицы Варвары. Вы сегодня слышали рассказ о ее жизни — трогательный и удивительный рассказ. Сила Церкви заключается в том, что эти рассказы, эти истории Церковь приводит в живое соприкосновение с современностью, потому что для нас житие святого — это не просто повесть о жизни человека, который давно-давно преставился ко Господу. В Церкви жития святых — это постоянно живущий пример, на который ориентирует самого себя каждый верующий человек.

Сила этих житийных рассказов — в том, что они заставляют нас применять к самим себе события в жизни того или иного святого. Иногда перед нами мучительно встает вопрос: А мы бы смогли? А мы бы сделали? А у нас хватило бы терпения и мужества, как у тех мучеников и мучениц, преподобных, благоверных, имена которых сохраняет Церковь, — всех тех, кто украсил небосклон церковный ярчайшим светом звезд, под которыми каждый из этих святых угодников пребывает?

Святая великомученица Варвара, молодая девушка, оказалась способной ради истины, ради правды, которая была для нее высочайшей ценностью, пойти на страдания и смерть и принять их от рук родного отца, для которого ее правда не была правдой. Но Церковь свидетельствует нам, через подвиг святой Варвары, что именно ее правда и была правдой Божией, а не человеческой правдой с маленькой буквы. Ведь и отец ее шел на некие страдания — не в радость же ему было притеснять свою родную дочь, которую он любил! Так до какой степени безумства нужно было дойти во имя своей маленькой человеческой правды, чтобы поднять руку на дочь, на любимую дочь! А Варвара, оставаясь верной правде Божией, мужественно приняла мучения во имя высочайшей ценности — хранить веру, иметь надежду на спасение.

Вся человеческая история исполнена борьбы за правду. В новейшие времена этих правд ровно столько, сколько человеческих голов. У каждого своя правда, и это дробление правды, эта атомизация общества сегодня закреплена и в политической системе, которая поощряет разделение людей на различные политические партии, поощряет различные точки зрения: у каждого своя правда, своя человеческая, с маленькой буквы, правда.

Но мы знаем, в какую кровавую баню, в какое кровавое месиво было превращено бытие наших предков в XX веке, когда в борьбе за эти маленькие человеческие правды отец восстал на детей и дети на отца; когда разрушены были дружба и любовь; когда кровь лилась рекой, а обезумевшие от этой крови люди стремились всеми силами, несмотря ни на что, утвердить свою маленькую, человеческую, скажем прямо, ничтожную правду! Да, может быть, и правды никакой не было, а лишь гордыня и желание власти! И погублены были миллионы человеческих жизней, и распалась великая страна, и если перечислять все наши скорби, понесенные в XX веке во имя тех самых человеческих правд, то не хватит никакого времени.

Пример святой мученицы Варвары учит нас тому, что жизнь можно и нужно отдавать только за правду Божию. А эта правда Божия преломляется в категориях, близких и понятных нам. Это жизнь наших родных и близких. Когда мать отдает жизнь за детей своих — это Божия правда. Когда взрослые дети последним делятся, чтобы поддержать жизнь родителей, — это Божия правда. Когда человек невооруженный и даже слабый поднимается в вагоне метро, чтобы защитить девушку от нападок гадких и скверных людей, и затем оказывается в реанимации — это Божия правда. И не нужно иметь никаких политических программ, чтобы почувствовать сердцем эту Божию правду там, где совесть тебя укоряет: если ты не делаешь, значит идешь против Божией правды.

Сегодня массовые настроения людей определяются не Божией правдой, а информационными технологиями. Ими пользуются все, кто отстаивает свою человеческую правду. Мы знаем, до чего это доходит в некоторых странах, где снова проливается кровь. Как важно, чтобы мы, наследники великой России, прошедшие через страшные испытания XX века, сегодня оказались способными воспринять уроки прошлого и не повторять ошибки отцов, совершенные ими в канун 1917 года, не повторять ошибки тех, кто в 90-е годы круто менял жизнь нашего народа, не повторять и другие ошибки! Что еще нужно сделать и как громко следует сказать, чтобы остановить народ наш от действий, которые могут разрушить жизнь людей, а вместе с ними — Божию правду?

Как же нам, современным людям, вести себя в условиях, когда столько сил действует для того, чтобы склонить нас в ту или иную сторону? Нам предлагаются различного рода доказательства правоты одной или другой стороны. Нам говорят: «если вы пойдете в эту сторону, будете счастливы, а если в эту сторону — будете несчастливы». Но разве не то же самое говорили нам накануне кровавой революции 1917 года? Разве не так же говорили в течение всего XX века? И ведь поддавались, и миллионы людей шли куда-то вопреки своей воле — только потому, что кто-то связывал с этим выбором их счастье.

Из сердца человеческого исходят злые помыслы (см. Мф. 15:19) — так же, как и добрые помыслы. И пока мы не воспитаем человека, способного сопротивляться искушениям, мы никогда не обретем ни политической стабильности, ни мира, ни спокойствия, ни солидарности людей. Вот почему сегодня для нас так важен и пример святой великомученицы Варвары, которая смело отдавала жизнь за правду Божию. Такие примеры учат нас, что отдавать себя нужно только за те цели и ценности, в которых отображается Божия правда, и любовь к ближним, и солидарность, и забота об Отечестве, и сохранение мира, и созидание жизни на основе справедливости. Все это не является напрямую Божией заповедью, но покрывается Божиим законом, который призывает нас любить друг друга.

Мы никогда не выйдем из кризисов, пока мы не изменим человека. Церковь говорит об этом на протяжении последних 25-ти лет так громко, что громче говорить невозможно. И не нужно охать и ахать, когда вдруг общество наше вздыбливается очередными конфликтами — не только мирными, но, как мы знаем, и кровавыми. Не нужно сетовать на неправильность ведения дел в государстве, когда именно из сердца человеческого исходят злые помыслы, реализующиеся в коррупции, в преступности, в бездушном отношении чиновников, в высочайшем градусе конфликтности и конкурентности в отношениях между людьми. И в эту круговерть неправды вовлечены все — великие и слабые, сильные и немощные. Не может быть справедливого устроения жизни без устроения человеческой души. Давайте запомним это как величайшую аксиому.

И когда даже в моменты, сложные для жизни Отечества, мы слышим нападки на Церковь, которая единственная сегодня говорит об этом, то, стало быть, мы имеем дело с врагами, которые хотят разрушить жизнь народа и окончательно всех нас погубить. И к пастырям сегодня обращаюсь: смело свидетельствуйте о правде Божией, идите даже туда, где вас не слушают, находите правильные слова, обращайтесь к людям, бейте в набатный колокол. Иначе погубим вновь свою страну, и не только свою страну.

Всякое безразличие, особенно молодежи, к правде Божией — это страшный признак самоубийства. Там, где нет Божией правды, там дебри, там беспамятство, там манипуляции, там потеря жизненной ориентации, там, в конце концов, смерть. А ведь через все это мы уже проходили в кровавом XX веке.

Наверное, неслучайно — у Бога ничего не бывает случайным, — что в день памяти святой великомученицы Варвары были созданы российские Ракетные войска стратегического назначения. Эти войска призваны охранять высочайшую ценность — ценность нашей с вами совместной жизни как одного народа. Не бюрократические ценности, не политические структуры, а жизнь народа, жизнь Отечества. Верим, что святая великомученица, которая сама отдала жизнь за высочайшие ценности, молится сегодня о тех, кто стоит на защите Отечества нашего, сохраняя способность нашего народа иметь независимое бытие в рамках исторического Отечества.

Как в зарубежных странах, так и в России святая великомученица Варвара является также покровительницей горняков, горной промышленности. Наверное, горняцкий труд — один из самых тяжелых и самых рискованных, но от него зависит благополучие людей. Конечно, каждый за свою работу получает деньги, но какими деньгами можно измерить те огромные риски, когда шахтер опускается в шахту, особенно зная, что многие из его близких, родных, знакомых погибли! Наверное, им двигает не только стремление заработать, но и непреодолимое желание совершить то, к чему он призван, исполнить свой долг. И святая великомученица Варвара является покровительницей всех шахтеров, всех тех, кто работает в горной промышленности, от успехов которой, как известно, во многом зависит благополучие каждого из нас.

Я хотел бы сердечно приветствовать присутствующих здесь представителей Ракетных войск стратегического назначения, учащих и учащийся Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, а также представителей горных институтов Екатеринбурга, Москвы, Петербурга, всех тех, кто трудится в этой области. Пусть ваш труд станет примером для очень многих в нашей стране — как с риском для жизни нужно нести свое призвание, если это призвание помогает другим жить и радоваться жизни.

Пусть благословение Божие молитвами святой великомученицы Варвары пребывает над нашими стратегическими ракетчиками, над нашими горными промышленниками и шахтерами, над всей нашей страной. Пусть ее пример помогает нам всегда бороться за вечные неизменные истины и в этой борьбе возрастать до такого состояния свободы, чтобы никакая мелкая личность не была в состоянии манипулировать нашим сознанием и круто менять течение истории нашего Отечества. Пусть Господь приклонит милость к России и ко всей исторической Руси. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Святая Варвара – наша заступница на Небесах. Ее житие – пример истиной веры для всех христиан, праведной и непостыдной кончины. Православные верующие чтут святых, как заступников на Небесах, молитвенников перед Богом и пример жизни во Христе, мы обращаемся ко святым в своих молитвах. Многие, как святая великомученица Варвара, терпели страдание и мученическую кончину за свою веру. Часто можно встретить статьи о том, что святой Варваре молятся о спасении от внезапной кончины, от неожиданных бедствий, уныния и об исцелении детей. К святой Варваре часто взывают те, чьи близкие находятся в опасности, особенно, если эта опасность зависит от чьей-то злой воли.

На самом деле, Церковь считает обрядоверием молитвы святым по каким-то определенным поводам и молиться святой Варваре можно о том, чтобы она помогла приблизиться к жизни в святости и любви к Богу. Читайте в нашем материале житие святой Варвары, которая славилась своей мудростью и красотой, приняла страдание и смерть за Христа от рук идолопоклонников.

Святая великомученица Варвара жила и пострадала при императоре Максимиане (305-311). Подробности о житии, иконах и молитвах к святой читайте в статье!

Святая великомученица Варвара: житие

Святая Великомученица Варвара

Отец Варвары, язычник Диоскор, был богатым и знатным человеком в городе Илиополе Финикийском. Рано овдовев, он сосредоточил всю силу душевной привязанности на своей единственной дочери.

Видя необыкновенную красоту Варвары, Диоскор решил воспитать ее, скрывая от посторонних глаз. Для этого он построил башню, где, кроме Варвары, пребывали только ее языческие учителя. С башни открывался вид горнего и дольнего мира Божиего. Днем можно было смотреть на лесистые горы, на быстротекущие реки, на равнины, покрытые пестрым ковром цветов; ночью согласный и величавый хор светил являл зрелище невыразимой красоты.

Вскоре девушка стала задавать себе вопрос о Причине и Создателе столь гармоничного и прекрасного мира. Постепенно она укрепилась в мысли, что бездушные идолы – творение рук человеческих, которым поклоняются ее отец и учителя, не могли столь мудро и великолепно устроить окружающий мир. Желание познать истинного Бога так захватило душу Варвары, что она решила посвятить этому жизнь и провести ее в девстве.

А слава о ее красоте распространилась в городе, и многие домогались ее руки, но она, несмотря на ласковые уговоры отца, отказывалась от брака. Варвара предупредила отца, что его настойчивость может окончиться трагически и разлучить их навсегда. Диоскор решил, что характер дочери изменился от замкнутой жизни. Он позволил ей выходить из башни и дал полную свободу в выборе друзей и знакомых. Девушка встретила в городе юных исповедниц веры Христовой, и они раскрыли ей учение о Творце мира, о Троице, о Божественном Логосе. Через некоторое время Промыслом Божиим в Илиополь приехал из Александрии под видом купца священник. Он совершил над Варварой таинство Крещения.

В то время при доме Диоскора строилась роскошная баня. По приказу хозяина рабочие готовились сделать в ней два окна на южную сторону. Но Варвара, пользуясь отсутствием отца, упросила их сделать третье окно, во образ Троичного Света. Над входом в купальню Варвара начертала крест, который прочно запечатлелся на камне. На каменных ступенях бани остался след ее ноги, из которого забил источник, явивший впоследствии великую целебную силу, которую Симеон Метафраст, описывая страдания святой мученицы, сравнивает с животворной силой струй Иордана и источника Силоамского.

Когда Диоскор вернулся и выразил недовольство нарушением плана постройки, дочь рассказала ему о познанном ею Триедином Боге, о спасительной силе Сына Божия и о тщетности поклонения идолам. Диоскор пришел в ярость, обнажил меч и хотел поразить ее. Девушка побежала от отца, и он бросился за ней в погоню. Путь им преградила гора, которая расступилась и скрыла святую в расселине. С другой стороны расселины был выход наверх. Святой Варваре удалось скрыться в пещере на противоположном склоне горы. После долгих и безуспешных поисков дочери Диоскор увидел на горе двух пастухов. Один из них указал ему пещеру, где скрывалась святая. Диоскор жестоко избил дочь, а затем заключил ее под стражу и долго морил голодом. Наконец он предал ее правителю города Мартиану. Святую Варвару жестоко пытали: ее бичевали воловьими жилами, а раны растирали власяницей. Ночью в темнице святой деве, горячо молившейся своему Небесному Жениху, явился Сам Спаситель и уврачевал ее раны. Тогда святую подвергли новым, еще более жестоким пыткам.

Среди толпы, стоявшей близ места истязаний мученицы, находилась жительница Илиополя, христианка Иулиания. Сердце ее преисполнилось сочувствием к добровольному мученичеству красивой и знатной девушки. Иулиания также пожелала пострадать за Христа. Она начала громко обвинять мучителей. Ее схватили. Святых мучениц очень долго пытали: терзали крючьями тело, отрезали сосцы, обнаженными водили по городу с издевательствами и побоями. По молитвам святой Варвары Господь послал Ангела, который светозарной одеждой прикрыл наготу святых мучениц. Твердые исповедницы веры Христовой святые Варвара и Иулиания были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор. Возмездие Божие не замедлило постичь обоих мучителей, Мартиана и Диоскора: они были сожжены молнией.

В VI в. мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь. В XII в. дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, перевезла их в Киев. В Киевском Владимирском соборе они покоятся и теперь.

Проповедь архимандрита Кирилла Павлова в день памяти святой великомученицы Варвары

О познании Бога через рассматривание природы

Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь (Пс. 18:2). Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? (Пс. 8:2, 4-5) – так, созерцая красоту вселенной, прославлял Бога святой псалмопевец Давид. Таким же образом, через рассматривание красоты сотворенной природы, пришла к познанию Бога и святая всехвальная многострадальная великомученица Варвара, память которой, возлюбленные во Христе братия и сестры, празднует сегодня Святая Церковь.

Святая Варвара пострадала в IV веке, в царствование нечестивого императора Максимиана. Она родилась и воспитывалась в семье знатных и богатых родителей, по вере язычников, в городе Илиополе Финикийском. Еще будучи малюткой, лишилась она своей матери, и воспитание ее целиком оказалось в руках отца ее, Диоскора, ревностного идолопоклонника. Такую же веру в языческих богов старался он привить и своей дочери. Святая Варвара обладала необыкновенной телесной красотой, многих приводившей в изумление. Поэтому, чтобы предохранить свою дочь от дурного влияния и худого сообщества, Диоскор построил для нее отдельную башню со всеми удобствами и различными покоями и поместил ее туда жить, дабы не видела она никакого соблазна и искушения. Находясь в уединении и удалении от всяких развлечений, внимательно всматривалась Варвара в окружающую ее природу и полюбила размышлять о дивных явлениях ее. С высоты своего жилища святая Варвара взирала ночью на бесчисленные сверкающие звезды, горящие на своде небесном, а днем – на отдаленные синие горы, на темные дремучие леса, на зеленые луга, на быстро текущие реки и ручьи, – смотрела она на это и размышляла.

Особенно пленялся ее взор весной, когда видела она, как деревья и сады покрывались прекрасным зеленым покровом, луга одевались зеленью и цветами, воздух исполнялся пением птичек небесных. “Не может быть, – думала она, – чтобы прекрасный этот мир произошел сам собою или случайно, без участия разума. Не может быть и того, чтобы создали его боги, которым мы поклоняемся: они сами сделаны руками человеческими из золота и серебра”. Так размышляя, приходила она к вере в то, что есть какое-то Всемогущее Разумное Существо, Которое сотворило этот прекрасный разумный мир, что есть Невидимый Бог.

И однажды, когда была она погружена в размышления о сотворении вселенной, благодать Божия коснулась ее чистого сердца и Господь озарил Своим светом ее пытливый ум, – и уразумела она Живого Истинного Бога, и с этого времени ничто ее больше не занимало, кроме мысли о Нем. А тем временем о красоте ее прослышали многие богатые женихи и принялись наперебой свататься к ней, и отец ее, Диоскор, радовался, что дочь его должна будет скоро выйти замуж. Однако, когда он объявил ей об этом, святая Варвара категорически отказалась от замужества, говоря, что она желает всю свою жизнь провести девицей. Отец от такого ответа своей дочери пришел в недоумение. Он решил, что виноват в этом сам, заключив ее в уединенный замок, из-за чего и хочет она продолжать жить в уединении. Поэтому он разрешил дочери свободно выходить, куда она хочет, и свободно общаться со всеми молодыми мужчинами в надежде, что она переменит свои мысли. Но свобода эта послужила только лишь к душевной ее пользе: Промысл Божий все устроял для блага и вечного ее спасения. В то время она познакомилась со многими девицами, тайными христианками, которые рассказали ей о Христе Спасителе, о том, как страданиями Его весь мир был спасен. И ее непорочное сердце возрадовалось неизреченной радостью при слышании благовестия об истинном Боге.

Она изъявила желание принять Крещение, что по Божию благоволению в скором времени и устроилось. Отец уехал куда-то в дальнюю страну, а прибывший в Илиополь из Александрии под видом купца священник научил святую девицу тайнам христианской веры и крестил ее. Получив сугубую благодать, святая Варвара исполнилась еще большей любви к Господу Иисусу Христу и ни о чем больше не помышляла, как только о Нем. Когда же приехал ее отец и нашел, что дочь его поклоняется Распятому и верует в Него, то исполнился несказанной ярости и собственноручно хотел убить ее мечом, но бегство и помощь Божия спасли в тот раз святую Варвару от его рук. Затем отец предал ее судье, обвинив в поклонении Христу: в то время на христиан было воздвигнуто страшное гонение, за одно только имя христианина подвергали бесчеловечным мукам и истязаниям.

Судья после многообразных увещаний и угроз, видя, что святая непоколебимо исповедует христианскую веру, подверг ее тяжким мучениям. Обнаженную, ее безжалостно бичевали, так что земля обагрилась девической кровью. После этого палачи стали растирать свежие раны волосяными тканями, что причиняло страдалице неимоверную боль. Затем ее ввергли в темницу, где она, измученная и израненная, стала просить у Господа утешения и помощи. И там, в темнице, явился Варваре Сам Господь Иисус Христос, исцелил ее от всех ран и укрепил в терпении ради Царствия Небесного.

После этого святую вновь взяли на мучения: повесили на дереве и строгали ее тело железными крючьями, били по голове железными молотами, а затем отрезали сосцы и после того нагою повели по всему городу. Последнее истязание было для святой и целомудренной девицы самым тяжелым. Она просила Господа, чтобы Он защитил ее от взора любопытных зрителей, и Господь послал Ангела Своего, который тотчас же покрыл ее наготу световидной одеждой. После всех сих мучений святую осудили на через усечение мечом, и этот приговор исполнил ее родной отец-убийца, который собственноручно отсек своей дочери голову. Так закончила свой страдальческий подвиг за Христа святая великомученица Варвара.

Возлюбленные во Христе братия и сестры, из жизнеописания этой великой святой для нас особенно назидательно одно явление в ее духовной жизни, а именно то, что она познала Бога через рассматривание природы. Она была воспитана в языческой вере, никто не научал ее с детства вере в истинного Бога, но через наблюдение над природой она сама познала Его.

И как познала через природу Бога святая Варвара, так через рассматривание творения Божия может познавать Бога и каждый из нас.

На всем окружающем нас отпечатлены следы всемогущества Божия и присносущной силы Его. Как на снегу ясно запечатлевается след человека, так и на всем творении ясно запечатлен след Божий. Каждый полевой цветок, каждая травинка говорит о всемогуществе, премудрости и благости Божией. Посмотрите, дорогие, на любую былинку – и вы увидите, что во всем является премудрость Божия. Былинка травная прикреплена к земле и двигаться не может, но она находит все нужное себе в самой почве, там питаются корни ее; листиками же своими дышит она чистым воздухом и таким образом живет и существует. Кто создал ее, кто поит ее благодатным дождем, кто питает чистым дыханием воздуха, кто дает цветку ее благоухание и цвет? Как может роза извлечь из черной земли свою яркую розовую краску, а лилия – свою блестящую белизну? Ни один художник, ни один ученый, как бы он ни был искусен, не может создать подобного ароматного цветка. Все это дело рук всемогущего Бога.

Далее посмотрим на животных. Они рождаются маленькими и слабыми, не способными самостоятельно существовать, но Господь внушил матерям заботиться о своих детях, так что мать не знает покоя, пока не воспитает своего детеныша. Так во всем видны следы попечения Божия о Его творении.

Поэтому, дорогие братия и сестры, будем почаще всматриваться в окружающий нас прекрасный мир и через него познавать Бога и все доброе. Природа – это книга Божия, не писаная, но созданная, которую может читать всякий человек, и грамотный, и неграмотный, и благоговеть всегда перед Творцом Вселенной. Взойдет ли солнце, усеется ли небо яркими звездами, загремит ли гром, прольется ли дождь – преклонись перед величием Божиим и воздай хвалу Вседержителю. То же делай, когда взираешь на красоту окружающего тебя мира.

Возлюбленные во Христе братия и сестры, святая великомученица Варвара, когда шла на смерть, то испросила себе у Господа дар спасать от болезни и внезапной смерти всех, кто будет вспоминать ее и ее страдания. Помолимся же ей сегодня от всей души, чтобы она, призрев на всех собравшихся в храм сей в день ее памяти, спасла от внезапной смерти и нас, дабы, шествуя путем покаяния и исправления, сподобиться нам будущей вечной жизни. Аминь.

Святая Великомученица Варвара

Проповедь

Возлюбленные о Господе братия и сестры, пречестные отцы! Сердечно поздравляем вас с нашим Престольным праздником, Днем святой великомученицы Варвары, в честь которой в нашем хpaме существует придел, и частица ее честных мощей почивает Милостию Божией в нашем святом храме.

Святая великомученица Варвара жила в IV веке, родилась и выросла в знатной языческой семье и ничего не знала об истинном Боге, о духовной жизни и бессмертии души, о вере во Христа. По Божиему Промыслу мать Варвары умерла, когда ребенку было 4 года. И овдовевший отец всю свою любовь сосредоточил на дочери. Когда Варвара повзрослела и стала прекрасна собой, отец затворил ее в высоком замке. Часто взирая с высоты башни на небо, наблюдая за красотой звезд, луны и солнца, она размышляла о том, откуда взялся этот прекрасный мир, устроенный по определенным законам. Она думала: “Если бы не было Творца, то кто бы направил по разумному пути существования этот мир?” И так Варвара училась по творению познавать Творца. Однажды под видом купца в их город прибыл один священник, который открыл ей тайны святой веры и наставил ее на путь спасения.

Вера святой девы Варвары не была принята самым близким человеком, ее родным отцом Диоскором. И исполнились слова Священного Писания: “Враги человеку – домашние его”. Потому что там, куда приходит истина, там она обличает ложь, обличает неправоту, обличает грех. И тогда человек, выбирая путь жизни, невольно вступает в некое противоречие с миром, живущим, как сказал Апостол Павел, во грехе. Так что никакие уговоры Варвары не привели отца к вере, наоборот, сам отец предал ее на жестокие мучения. И мы знаем, что она очень многое претерпела: неимоверные пытки, тяжкие страдания за Христа. Поэтому Святой нашей Православной Церковью она наречена великомученицей. Честные останки святой великомученицы после претерпения ею мучений были перенесены в град Константинополь, а в XI веке – на Святую Русь, в город Киев, где и доныне почивают в Соборе Святого князя Владимира.

Святая великомученица Варвара перед своими страданиями молилась Господу, чтобы всякий человек, который будет призывать ее имя в своих молитвах, был бы избавлен от внезапной смерти. Какая благодать была испрошена великомученицей Варварой! Как нам всем это необходимо. В нашей жизни все скоротечно, нетвердо, зыбко. Поэтому единственное наше упование – только на Бога и Его святых. Господь сказал: “В чем застану, в том и сужу”. И самое главное, чтобы Господь застал нас в чистой совести, примиренными со всеми. Вот почему в монастырях существует благочестивый обычай каждый вечер просить у братии, друг у друга прощения, потому что никто не знает, что готовит наступающая ночь: сегодня уснули, а завтра, может быть, не проснулись. И нам псалмопевец Давид говорит: “Солнце да не зайдет во гневе вашем”, то есть надо стараться примириться со всеми именно в этот день, пока он еще не ушел, и страница нашей жизни перелистнулась бы чистой, без всякого отягощения от чего-либо греховного в нашей душе и в нашей совести. Святая великомученица Варвара ходатайствует о людях, которые пока далеки от веры, чтобы они пришли к познанию истины и чтобы внезапная кончина не застала бы их без покаяния, без Причащения Святых Христовых Таинств.

Когда мы с вами чествуем святых мучеников, каждый из нас должен не только переноситься мысленно в те древние времена, но каждый человек должен про себя подумать, что путь любого христианина – это путь мученика, или явного, или тайного.

Какова будет наша с вами судьба – никто не знает. Но Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий на собрании духовенства Москвы и Московской области сказал такую фразу: “Мы не знаем в наше смутное и тяжелое время, как будут дальше разворачиваться события нашей с вами жизни, какие силы станут во главе государства, но Церковь в любых условиях должна стоять на одном: нести свет туда, где тьма; нести истину туда, где ложь; нести любовь туда, где разделение”.

И в то же время мы всегда должны быть готовы к тому, что сказано в Апокалипсисе: три с половиной года будет властвовать на земле антихрист. Неизвестно, доживем ли мы до этого времени, может быть, кто-то и сам встанет в ряды мучеников, поэтому уже сейчас надо помнить, что “неверный в малом неверен и во многом”. Если не Сила и Благодать Святого Духа, ни один человек не сможет перенести мучений, если когда-нибудь придется страдать за Христа. Поэтому Святая Матерь наша Церковь, зная, что все совершается от малого, готовит нас к этому всю нашу с вами жизнь. Для чего существует пост? Для того, чтобы человек мог властвовать над своими побуждениями, чтобы душа была выше тела, чтобы человек мог управлять собою, а не тело управляло человеком. Даются Святой Матерью нашей Церковью утренние и вечерние молитвы, которым мы должны уделить хотя бы 10-15 минут ежедневно. Неужели мы не можем уделить для Бога, для вечности, для души каких-то 10-15 минут! Как сказал один из святых: “Молиться – это кровь проливать”. И на самом деле, мы для себя находим тысячу разных дел и оправданий, чтобы только не встать на молитву. А это и есть стояние в вере, и именно с этого начинается мученический путь. На Новый год каждый из нас тоже будет проверен в том, верен он Христу или нет. Тоже будет дилемма – как все или как Бог велит. Только тогда не надо говорить, “где же помощь Божия”, “все из рук валится”. Да потому что мы не живем по-Божьему, хотим так: и нашим, и вашим. Но так не бывает, и поэтому Бог нас ведет к тому, чтобы каждый постоянно переступал через эгоизм, своеволие, через самолюбие, через свою гордыню, через свое пожелание греховное. И так совершенствуясь не какими-то великими делами, а изо дня в день, по мелочам, мы должны подтверждать, кто мы: Христовы или нет.

Святой преп. Варсонофий Оптинский говорил, что Колизей, – стадион, на котором десятки, сотни первохристианских мучеников были замучены и убиты, был разорен, но не уничтожен. “Может быть, – говорил он, – вы доживете до тех времен, когда он будет подновлен и возобновлен, и еще польются реки крови христианских мучеников. Дай Бог, чтобы сила и крепость была у вас перенести все то, что выпадет на вашу долю”. Так что верность Христу надо доказывать каждый день своими делами, а не только словами.

Многие думают: “почему только я один несу этот крест?” А известно, что ропотливость никогда не придавала силы в нашем житейском мученичестве (болезнях, скорбях, семейных неурядицах). Но вера и благодарность Богу за все, всегда придавали силы нести крест достойный образом. Как сказал Феофан Затворник: “Крест всем все равно придется нести – и верующим, и неверующим – но лучше нести его по-христиански – с благодарностью и преданностью Воле Божией”. И мы должны помнить слова из Апокалипсиса Иоанна Богослова. Когда он увидел тысячи людей, мучеников, облаченных в белые одежды, он спросил у Ангела: “Скажи мне, кто это и откуда они пришли?” И тот ответил: “Эти люди пришли сюда (то есть в Царствие Божие) от великой скорби, но они убелили одежды свои кровью Агнца, и за это Бог водит их на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их. Там уже не будет ни болезни, ни плача, ни воздыхания, но жизнь и радость бесконечная”.

Сердечно поздравляю вас, братья и сестры, с нашим престольным праздником - днем памяти святой великомученицы Варвары. Несмотря на то, что мы по-особому почитаем, любим и прославляем святую достохвальную великомученицу Варвару, мне бы хотелось напомнить вам, хотя бы кратко, о тех святых, которых сегодня так же прославляет Святая Христова Православная Церковь. Это - святитель Геннадий, архиепископ Новгородский и преподобный Иоанн Дамаскин.

Святитель Геннадий жил в ХV в., и те из нас, кто знаком с историей государства Российского и историей Русской Православной Церкви, знают, что это было непростое время и для России, и для Церкви. Это было время так называемой жидовской ереси, когда под видом купцов иудеи приезжали в Новгород и тайно распространяли там свое учение. Их влияние распространялось не только у новгородцев, но достигло и самой Москвы. Как выяснилось впоследствии, эта ересь глубоко проникла даже в среду царского двора и имела влияние на начальствующих в Церкви. И вот святитель Геннадий на протяжении почти 20 лет непрестанно сражался с этим опасным лжеучением, целью которого было разрушение Русской Православной Церкви и Русского государства. И по милости Божией, его трудами и молитвами, а так же трудами его сподвижника - преподобного Иосифа Волоцкого, Господь даровал мир и благоденствие и Церкви, и государству Российскому. Мы знаем из истории, что к XIV веку Священное Писание неоднократно переписывалось и, естественно, при переписке вкрадывались ошибки. Еретики намеренно использовали это в своих целях, стараясь, чтобы как можно больше было ошибок в Священном Писании, с тем, чтобы исказить истинное учение Церкви. Перед Русской Церковью встала задача сличения древних текстов с новыми, переведенными на славянский язык, и устранения ошибок. И именно благодаря трудам святителя была создана так называемая "Геннадьевская" Библия, которая потом легла в основу Библии "Острожской", а она, в свою очередь, легла в основу "Елизаветинской" Библии, той самой, которая была издана в XVIII в., и текстом которой мы пользуемся, читая Священное Писание на церковнославянском языке. И еще один немаловажный факт из жизни святителя Геннадия. Он жил в XV веке. Если прибавить пять с половиной тысяч лет Ветхого Завета к полутора тысячам лет Нового Завета - получится семь тысяч лет. Я не случайно занялся этой арифметикой. Дело в том, что тогда было много таких настроений (они и сегодня нам хорошо известны), которые можно назвать апокалип тическими. Тогда даже Церковный Собор не стал исчислять Пасхалию на 8 тысячелетие - так сильно было влияние тех, кто считал, что 7 тысячелетием мир завершит свое существование. Именно в это время святитель Геннадий выступил со смелым словом, говоря о том, что тайна Второго Пришествия Христова глубока, и Господь призывает нас к тому, чтобы мы не страшились кончины мира, а ожидали Второе Пришествие с надеждой и упованием, и чтобы эта встреча с Господом была бы для нас самой великой радостью. Именно благодаря его усилиям была исчислена Пасхалия на 8 тысячелетие. И вот уже прошло 500 лет, а мир по-прежнему, по милости Божией, существует. Почему я обращаю ваше внимание на это? Да потому, что диавол хитер и коварен и подчас под благовидными предлогами старается вложить в наш ум, сознание и сердце различные колебания, сомнения и страхи. Но не колебаться мы должны, а уповать на милость Божию. И этому всему учит нас святитель Геннадий, память которого сегодня совершает наша Святая Христова Православная Церковь.

Несколько слов хочется сказать и о жизни другого величайшего отца - преподобного Иоанна Дамаскина. Это был гениальнейший гимнограф, который составил многие тексты нашего православного богослужения. Когда мы совершаем панихиду - мы читаем те самые слова, которые были написаны Иоанном Дамаскиным, потому что чин канона и многие стихиры составлены этим преподобным отцом. Когда мы радуемся и ликуем в Пасху, переживая праздник Воскресения Христова, опять мы слышим слова, написанные Иоанном Дамаскиным, потому что Пасхальный канон и пасхальные стихиры являются его творением. Ежедневно мы читаем его молитвы и в утреннем, и в вечернем правиле. Он составил канон и на Рождество Христово, и на Богоявление. Именно благодаря Иоанну Дамаскину мы знаем Осьмогласник, т. е. тот самый Октоих, по которому совершается все православное богослужение. Я еще раз повторяю: это был гениальнейший гимнограф Церкви Христовой. Но сегодня мы вспомним событие из его жизни, которое очень ярко показывает, какой ценой совершалось это творчество, и почему Господь даровал ему такое дивное вдохновенное слово. Известно, что преподобный жил в VIII в. Это тоже было непростое время. Именно в это время Церковь раздирала новая ересь - ересь иконоборчества. Иоанн Дамаскин - человек знатный, высокообразованный, занимая большую должность при дворе дамасского халифа в Сирии, написал много слов и писем в защиту иконопочитания. И Византийский император Лев III Исавр, при котором начались гонения на иконы, зная и негодуя об этом, но, не имея возможности влияния на Иоанна, пошел на хитрость. Он написал халифу письмо, в котором писал, что Иоанн, якобы, прислал ему письмо с подробным планом переворота и захвата Дамаска. Когда халиф получил это письмо, он пришел в ярость и тут же приказал отсечь Иоанну правую руку - ту руку, которой, как он думал, было написано это предательское письмо. Приказание было тотчас исполнено. К вечеру того же дня друзья принесли страдальцу отсеченную руку, а он слезно молился пред образом Божией Матери. Преподобный как бы "приставил" отсеченную руку на "место", и совершилось чудо - рука приросла, и только шрам напоминал о произошедшем. Дивный гимн Божией Матери "О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь; Ангельский собор и человеческий род:" нам хорошо известен и поныне. Именно этими словами преподобный обращался к Божией Матери в тот момент. Мы знаем образ Божией Матери "Троеручица". Почему он так называется? Да потому, что третья рука, изображенная на иконе, - это рука Иоанна Дамаскина, которая была чудесным образом исцелена Царицей Небесной. Вот каким подвигом, какими молитвами достигалась чистота Святого Православия!

И, конечно же, сегодня нам никак нельзя умолчать о святой великомученице Варваре. Вся ее жизнь является примером для доброго подражания. Но мне хотелось бы обратить ваше внимание на два момента: подвиг девства и подвиг мученичества - принесения себя Христу. Ее целомудрие заключалось во всей полноте того самого понятия, которое мы вкладываем в это слово. И благодаря этому целомудрию она и сохранила ту самую чистоту сердца, которая позволила ей познать истинного Бога. "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5;8), - так учит нас Священное Писание. Мы знаем из жития великомученицы, что отец Варвары, богатый и знатный человек в Илиополе Финикийском, Диоскор безумно любил свою дочь и хотел оградить ее от всякого внешнего влияния, понимая, как она необыкновенно красива, умна и талантлива. Он старался изо всех сил не допускать никакого общения ее с внешним миром, так что она могла созерцать красоту Богом созданного мира только из той башни, в которую была заточена. И, находясь в этой башне, юная дева, еще не просвещенная светом истинного богопознания, но, взирая на красоту окружающего ее мира, пришла к познанию единого истинного Бога. Так красота внешнего мира, частицей которого она являлась, родила в ней стремление к познанию красоты неземной, красоты небесной, красоты Божественной.

Я еще и еще раз хочу вам сказать, как поучительны для нас жития тех святых, память которых сегодня совершает Церковь. Святитель Геннадий учит нас тому, чтобы мы больше уповали на Бога; чтобы никого и ничего не боялись (ибо, что может случиться с нами ужасного, если с нами Бог?); чтобы не вошло в наше сознание и сердце смущение и страх оттого, что близко Второе Пришествие, скоро уже грядет Господь, но дата его прихода нам неизвестна, и она никому не будет известна, потому что Господь прямо об этом сказал: "О дне и часе никто не знает". Поэтому мы должны не колеблясь, не смущаясь и ничего не боясь, делать все в своей жизни, чтобы для нас этот приход был радостен, а не страшен. И мне бы хотелось напомнить вам слова, которые на протяжении двух тысяч лет провозглашает наша Церковь: "Ей, гряди, Господи Иисусе!".

Преподобный Иоанн Дамаскин учит нас, как стойки мы должны быть при различных испытаниях, как непримиримы к различным ересям, которые, к сожалению, и поныне колеблют нашу Церковь. Мы знаем, сколько сегодня новоявленных проповедников прибыло к нам, чтобы "открыть" нам истинного Бога, под разными благовидными предлогами стараясь нас обольстить и увести из лона Православной Церкви. И, чего греха таить, многие православные улавливаются в эти сети, поддаются льстивым посулам и обещаниям и уходят из Православия. И преподобный Иоанн Дамаскин своею жизнью учит нас тому, как твердо мы должны стоять на позициях нашей Церкви, и ничто не должно свернуть нас с этого пути Христова, пути, по которому всех нас зовет идти Святая Христова Православная Церковь.

А житие святой великомученицы Варвары, конечно же, братья и сестры, прежде всего, учит нас целомудрию. И сегодня, по милости Божией, никто нас не вынуждает идти на мученическую смерть ради нашего исповедания, ради нашей веры, ради нашей любви ко Христу. Но мне бы хотелось обратить ваше внимание вот на что. Слово мученик в переводе с греческого на русский означает свидетель. О чем свидетельствовали мученики? Они свидетельствовали о том, что Господь близко. Он - рядом с тем, кто верует в Него, кто уповает на Него, кто стремится к Нему. Господь никогда не оставляет этого человека. Почему я говорю об этом? Да потому, что нас не ведут на эшафоты, нас не ведут на костры, на виселицы, не заставляют отрекаться от Христа и от Церкви ради земных благ, но, к сожалению, как часто мы колеблемся в выборе при самых, может быть, небольших испытаниях, которые выпадают на нашу долю. При первом же нестроении мы начинаем роптать, жаловаться, искать какие-то свои пути, не доверяя Богу, и требуем от Него при этом скорейшего выхода из данной ситуации. Но если Господь медлит, то начинают в нас рождаться сомнения: а действительно ли слышит меня Господь? А, может быть, Его вовсе и нет, и я зря к Нему обращаюсь? И здесь я хочу обратить ваше внимание на жизненный подвиг великомученицы Варвары, потому что за теми невзгодами и гонениями, за той физической смертью, которая грозила ей за ее веру и верность Христу, она видела Бога, она знала, что Он ее не оставит, она твердо верила в своего Спасителя. И она мужественно отдает свою жизнь, совсем еще юную, чтобы получить мученический венец и вечное блаженство в Царстве Небесном. Этой вере и надежде, упованию и мужеству мы должны научиться, прославляя и величая святую великомученицу Варвару.

Вот те уроки, которые всем нам сегодня еще и еще раз преподносит Святая Христова Православная Церковь. Сложите эти назидания в свое сердце и постарайтесь в своей жизни хоть чуточку быть похожими на тех святых, память которых мы торжественно совершаем. Святая великомученица Варваро, святителю отче Геннадие, преподобный отче Иоанне, молите Бога о нас! С праздником, православные!

Протоиерей Валерий Захаров. 2001 г.