Методика получения правовой статистической информации. Методы юридической статистики. Понятие и виды индексов

Правовая статистика - общественная, социально - экономическая наука.

Предмет правовой статистики массовые правовые и социальные яв­ления.

Теоретическая основа статистики - закон больших чисел. Этапы исследования:

Наблюдение;

Сводка и обработка;

Статистика многоотраслевая наука.

Задачи правовой статистики на современном этапе развития экономики. Методические указания

Статистика возникла из практических потребностей общественной жизни. Слово "статистика" происходит от латинского слова status (статус)

Состояние или положение. От этого слова образовалось итальянское сло­во "stalo" (стато), под которым понималось государство пли управляемая область, а также знания о состоянии дел в них.

Первые попытки установить на основании статистических данных некоторые закономерности общественной жизни были сделаны в XVTT в. в Англии Джоном Граунтом и Вильямом Петти. В. Петти (1626-1697 гг.) в своих работах обосновал применение численного метода к изучению об­щественных явлений. Свои исследования он назвал "политической ариф­метикой". Это и было первоначальной формой статистики.

В настоящее время статистика рассматривается как самостоятельная наука, изучающая количественную сторону массовых социально- экономических явлений в неразрывной связи с их качественной стороной.

Статистика изучает количественную сторону явлений с помощью ста­тистических показателей. Статистические показатели характеризуют уров­ни, размеры, объемы массовых явлений в определенных условиях. Можно, например, говорить о количестве убийств, хищений, хулиганств, всякого рода преступлениях; о темпах роста данных показателей, то есть об изме­нении их во времени - в течение года, квартала, месяца.

Особенность статистики состоит в том, что во всех случаях ее данные относятся к совокупности. Так, статистику, например, не интересует пре­ступление, совершенное конкретным преступником, а интересует количе­ство преступлений по группе людей, по причинам, по социальной принад­лежности, по полу, возрасту и т.п., а также число правонарушений по ре­гионам, стране в целом.

Изучение массовых явлений основывается на некотором общем прин­ципе - законе больших чисел. Сущность закона больших чисел заключает­ся в том, что общая закономерность массовых явлений проявляется под действием различных причин лишь в большой совокупности случаев, при взаимопогашении отклонений от закономерности, складывающихся под влиянием случайных причин, которые имеют место в отдельных единич­ных явлениях, составляющих множество. Проявление действия закона больших чисел можно видеть во многих областях явлений общественной жизни, изучаемых статистикой. Среднее число правонарушений на одного жителя, средний возраст правонарушителей и т.п. - все это статистические характеристики, которые выражают общие для данного массового явления закономерности. Таким образом, закон больших чисел способствует рас­крытию закономерностей массовых явлений как объективной необходи­мости их развития.

Статистика как многоотраслевая наука состоит из общей теории стати­стики, математической статистики, экономической статистики (статистики народного хозяйства) и отраслевых статистик.

Общая теория статистики, как методологическая наука, разрабатывает систему статистических показателей для измерения и анализа, изучаемых социально-экономических явлений и располагает сетью статистических методов для проведения исследования.

Общая теория статистики объединяет каждую отраслевую статистику с помощью методов исследования. К таким методам относят, в частности, метод статистических группировок, табличный и графический методы, ме­тоды исчисления средних и относительных величин, показателей вариа­ции, показателей динамики, индексный и корреляционный методы иссле­дования.

Любая законченная статистическая работа вообще и в органах юсти­ции в частности слагается из трех основных этапов:

1) статистического наблюдения;

2) сводки и группировки собранного материала;

3) анализа статистических показателей.

Эти три этапа статистической работы неразрывно связаны друг с дру­гом и требуют составления предварительного плана всего статистического исследования, охватывающего его важнейшие разделы.

Статистическое наблюдение - первый этап статистического ис­следования - представляет собой массовую цифровую регистрацию опре­деленных индивидуальных явлений по тем или иным интересующим нас признакам. Задачей первого этапа является сбор полной, объективно досто­верной информации. Предположим, нам необходимо выяснить объем со­вершенных за определенный период преступлений и его изменения, уста­новить их причины и наметить конкретные мероприятия по их предупреж­дению. Прежде чем ответить на поставленные вопросы, необходимо, оче­видно, иметь в своем распоряжении конкретный статистический материал, охватывающий своими показателями количественную сторону такого явле­ния, как преступность. Для получения этого материала нам и придется, прежде всего, провести статистическое наблюдение, т.е. регистрацию за оп­ределенный период времени каждого случая преступления, дошедшего до соответствующего государственного органа (милиции, прокуратуры, след­ствия или суда), характеризуя это преступление заранее установленными признаками (например, статьей уголовного кодекса), местом и временем совершения преступления, условиями, способствующими его совершению, мерой уголовного наказания и пр.

Такая работа будет проведена путем выборки из соответствующих учетно-регистрационных карточек всех нужных показателей. Конечно, та­кие карточки, являющиеся как бы сырым материалом, необходимо еще об­работать и обобщить, соединив их в массы или совокупности, где, как из­вестно, проявляются закономерности, где могут быть выявлены и измерены соответствующие взаимозависимости.

Задачами второго этапа статистического исследования являются груп­пировка данных статистического наблюдения на качественно - однородные совокупности и подведение итогов (сводка) как отдельных групп, так и всей массы наблюдаемых фактов.

Разгруппируем все зарегистрированные преступления на более од­нородные совокупности по существенным признакам (предположим по гла­вам и статьям Уголовного кодекса) и подсчитаем эти частные совокупности и их общий итог. Практически группировка и сводка осуществляются в ви­де составления отчетности, представляющей собой подсчет и разбивку на определенные категории соответствующих первичных документов, т.е. карточек, на уголовное и гражданское дело, на подсудимого и т.д. Полу­ченные после такого подсчета абсолютные показатели уже дадут некото­рое представление об общем объеме преступности или гражданских спо­ров и об их структуре. Но этого еще недостаточно.

Третий этап всякого законченного статистического исследования да­ет ответ на вопрос об изменении преступности за определенный период времени. Для этого необходимо, очевидно, сопоставить данные о числе совершенных преступлений по годам, установить, количество каких ви­дов преступлений увеличилось, каких уменьшилось, в каких городах, кра­ях, областях и республиках преступность наиболее распространена, како­ва связь между преступностью и другими явлениями, предположим с ал­коголизмом, и т.п. Все это требует соответствующей обработки сводных статистических показателей, например, приведение удельного веса от­дельных видов преступлений к их общему итогу; определения степени изменения преступности по отношению к предыдущему периоду; вы­числения коэффициентов преступности, т.е. отношения числа преступле­ний на 100 тыс. населения по городам, краям, областям и республикам для сопоставления преступности в территориальном аспекте; установ­ления процента лиц, совершивших преступление в состоянии опьяне­ния, и т.п. Скажем, показатели, характеризующие, что 96% хулиганств, 85% убийств и 67% изнасилований совершаются в состоянии опьянения, конкретно показывают прямую связь между преступностью и алкоголиз­мом, являющимся основным условием, способствующим совершению преступлений. Подобная обработка и анализ статистических данных по­зволяют увидеть взаимосвязи и закономерности в изучаемых общественных процессах, что является важнейшей задачей третьего этапа.

Статистические данные о развитии народного хозяйства и от­дельных отраслей являются необходимым материалом для государст­венного управления народным хозяйством.

Условия новой экономической реформы требуют совершенствования статистической работы, особенно в части отражения эффективности укреп­ления общественного строя, широкого внедрения машинной техники и т.д.

Как было сказано, статистика, охватывающая своими показателями все стороны экономической, политической, культурной и правовой жиз­ни, расчленяется на целый ряд отраслей.

Одной из таких отраслей является правовая статистика, которая отра­жает своими показателями, как охраняется общественный и государствен­ный строй, государственная и частная собственность, как защищаются га­рантированные Конституцией права и интересы отдельных граждан, учре­ждений, предприятий, общественных организаций. Основной целью пра­вовой статистики является учет нарушений законности, рассматриваемых органами МВД, прокуратуры, суда и общественными организациями, а также мероприятий по борьбе с этими нарушениями.

Роль правовой статистики в улучшении деятельности указанных орга­нов весьма серьезна, так как именно она наряду с другими источниками дает возможность установить, как работают судебные, следственные и исправи­тельно-трудовые учреждения, как осуществляется ими правосудие. Зная ко­личество совершенных преступлений, учитывая самих преступников, распо­лагая сведениями о нарушении семейных, трудовых, жилищных и других за­конов, о распространенности преступлений на различных участках народного хозяйства, о размерах ущерба от этих преступлений, учитывая результаты борьбы с уголовными и другими нарушениями, органы юстиции (в широком смысле) получают возможность наиболее эффективно осуществлять возло­женные на них задачи в деле укрепления законности.

Какие же явления изучает правовая статистика, т.е. что следует счи­тать ее предметом? Правовая статистика учитывает работу всех государст­венных органов, осуществляющих уголовно-правовую и гражданско- правовую охрану общественного и государственного строя, государствен­ной и частной собственности, личности, прав и интересов граждан, пред­приятий и организаций. Следовательно, правовая статистика учитывает рабо­ту прокуратуры, милиции, судов, исправительно-трудовых учреждений, ар­битража, нотариата и др. Отсюда ее предметом и будет количественная сто­рона тех явлений, которые входят в сферу деятельности указанных органов. Это - количественная сторона преступности и мероприятий по борьбе с ней, преступников и наказаний, а также гражданско-правовых споров, ставших объектом разбирательства в суде, нотариате или арбитраже.

Следовательно, правовая статистика имеет своей целью учесть все на­рушения законности, рассматриваемые соответствующими государствен­ными органами, и мероприятия по предупреждению этих нарушений. В соответствии с этим правовая статистика, применяя свои специфические методы, должна количественно отразить те мероприятия, которые осуще­ствляют государственные органы для защиты от всяких посягательств на общественный и государственный строй, на систему хозяйства и государ­ственную и частную собственность, на политические, трудовые, жилищ­ные и другие личные имущественные права и интересы граждан РФ, на права и охраняемые законом интересы государственных учреждений, предприятий, общественных организаций.

Изучая правовую статистику, мы должны исходить, во-первых, из различного характера правовых нарушений, которые она призвана учиты­вать, а во-вторых, из различного характера учреждений, которые практи­чески занимаются правовой статистикой. Основываясь на этом делении, правовая статистика подразделяется на две самостоятельные отрасли:

1) уголовно-правовую статистику, имеющую своим непосредственным объектом количественную сторону преступности и мероприятий по ее предупреждению;

2) гражданско-правовую статистику, непосредственным объектом ко­торой является количественная сторона гражданско-правовых отношений, рассматриваемых судом, арбитражем и нотариатом.

Таким образом, правовая статистика отражает своими показателями все стадии уголовного и гражданского процессов.

Каждая отрасль правовой статистики - уголовно-правовая и граждан­ско-правовая - подразделяется на несколько разделов в соответствии с ос­новными стадиями уголовного и гражданского процессов.

По этому признаку уголовно-правовая статистика, отражающая свои­ми показателями процесс борьбы с преступностью, подразделяется на сле­дующие составные разделы:

а) статистика предварительного расследования, учитывающая дея­тельность государственных органов, которые расследуют преступления и устанавливают лиц, виновных в их совершении;

б) статистика уголовного судопроизводства, отражающая работу су­дов первой, второй (кассационной) и надзорной инстанций по разбира­тельству уголовных дел;

в) статистика исполнения приговоров, отражающая работу исправи­тельно-трудовых учреждений.

Самостоятельным подвидом уголовной статистики является статистика прокурорского надзора. Все это играет серьезную роль в улучшении работы этих органов, а также в деле изучения и предупреждения преступности.

Следует сказать несколько слов об актуальном и перспективном на­правлении в изучении и предупреждении преступности - виктимологии, что в буквальном переводе означает "учение о жертве" (от лат. лпсИта - жертва). Виктимология призвана исследовать в самых различных аспектах жертву преступления или, точнее, людей, потерпевших от преступных по­сягательств. Подобные исследования требуют организации особого разде­ла уголовной статистики. Как видно из рассмотрения многих уголовных дел, из обобщения судебной практики, поведение человека бывает порой не только преступным, но и виктимным, т.е. рискованным, распущенным, провокационным, легкомысленным, а, следовательно, опасным для самого себя. Конечная цель виктимологии - выработка определенных мер, позво­ляющих избегать ситуаций, в которых поводом к совершению преступле­ний может быть личность или поведение самой жертвы. Здесь не обойтись без статистики. Основная задача статистики виктимности - дать количест­венную характеристику личности потерпевших и их поведения по сле­дующим примерным направлениям:

1) совершенное преступление, личность обвиняемого и причиненный им вред;

2) демографические, социально-психологические, правовые и другие признаки, характеризующие личность потерпевшего;

3) роль потерпевшего в конфликтной ситуации (его взаимодействие с обвиняемым, его состояние и поведение в момент совершения преступле­ния, вопрос о "вине" потерпевшего - моральной, уголовно- правовой и пр.).

Следовательно, уголовно-правовая статистика должна включать не только показатели, характеризующие преступность, меры борьбы с ней и личность преступника, но также виктимность и ее профилактику. Здесь будет количественно отражена личность потерпевшего, его поведение, а также меры, направленные на предупреждение виктимной обстановки, т.е. такой, когда поводом к совершению преступлений может быть личность или поведение самой жертвы.

Второй отраслью правовой статистики является гражданско-правовая статистика. Ее основная цель - учет гражданско-правовых отношений, на­ходящихся на разрешении суда и арбитража.

К области гражданско-правовой статистики относится учет таких гражданских правоотношений, которые, не будучи связаны с правонару­шением и не являясь предметом гражданского спора, удостоверяются в порядке административном, нотариальном или в порядке бесспорного су­дебного производства (например, удостоверение нотариусом завещаний, выдача свидетельства о праве наследования, удостоверение судом стажа работы и пр.).

Гражданско-правовая статистика подразделяется на два раздела:

1) статистика гражданского судопроизводства, освещающая работу судов по рассмотрению гражданских дел;

2) статистика исполнения судебных решений, освещающая деятель­ность судебных исполнителей по приведению в исполнение решений судов по гражданским делам.

Руководство правовой статистикой осуществляется МВД, ФСБ, Ми­нистерством юстиции, Прокуратурой РФ, в составе которых имеются спе­циальные отделы статистики. Эти отделы разрабатывают показатели ста­тистической отчетности с учетом основных задач и соответствующих из­менений в законодательстве, издают инструкции по статистической отчет­ности.

Таким образом, организация статистического аппарата в судах, про­куратуре и органах МВД обеспечивает сбор, обработку и анализ статисти­ческого материала, необходимого для всесторонней характеристики их деятельности, для выявления и устранения имеющихся недостатков, а, следовательно, для более эффективного выполнения тех задач, которые стоят перед этими органами в настоящее время.

Руководящие органы пользуются наряду с материалами обследова­ний, ревизий и изучением отдельных категорий уголовных и гражданских дел также материалами правовой статистики при обобщении судебной и прокурорской практики. Статистика дает, например, возможность опреде­лить основные направления в развитии судебной репрессии и выяснить, насколько типичны недостатки в применении мер уголовного наказания.

Однако ограничиваться только статистическими данными было бы совершенно неправильно. Как бы ни были важны показатели правовой статистики, они должны всегда подкрепляться углубленным изучением. Для окончательных выводов необходим всесторонний качественный ана­лиз исследуемых объектов и процессов, всестороннее знание практики. Только при этом непременном условии показатели правовой статистики выявят качественное своеобразие исследуемых явлений.

Исключительно велика роль уголовной статистики в изучении и пре­дупреждении преступности. Уголовная статистика дает исчерпывающую, научно обоснованную информацию о состоянии преступности, о ее струк­туре и динамике, о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений, о личности преступника, о плюсах и минусах в деятельно­сти милиции, прокуратуры, суда и исправительно-трудовых учреждений. Все это необходимо для повышения эффективности деятельности, направ­ленной на борьбу с преступностью.

Одна из форм использования правовой статистики относится к сфере законодательства. Иллюстрируя своими показателями практику примене­ния тех или иных законов, характеризуя движение отдельных видов нару­шений, статистика подтверждает целесообразность или, наоборот, нецеле­сообразность действия в данный период конкретного закона, его эффек­тивность. Отсюда может возникнуть необходимость установления иного порядка регулирования некоторых гражданско-правовых отношений (на­пример, семейных), новых форм борьбы с преступностью.

Последняя форма использования правовой статистики относится к об­ласти теоретического исследования. Правовая статистика имеет весьма широкое применение в научно-исследовательской работе по изучению преступности и других вопросов криминологии, уголовного и гражданско­го права и процесса. Представляя необходимый материал, характеризую­щий объем и динамику уголовно-правовых и гражданско-правовых явле­ний, правовая статистика подкрепляет и иллюстрирует соответствующие положения и выводы этих наук. Она обогащает указанные науки знанием конкретных фактов и явлений, она показывает, где, как и при каких усло­виях совершаются уголовные и гражданские правонарушения, какова их взаимосвязь с другими социальными явлениями. Правовая статистика, та­ким образом, - это один из важнейших источников, снабжающих юридиче­скую науку фактическим материалом для теоретического обобщения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

/. ("формулируйте определение предмета, изучаемого правовой стати­сты кои?

2. Что является теоретического основой статистики?

3. Какие этапы содержит статистическое исследование?

4. Что такое статистические показатели?

5. Каковы составные части правового статистики?

6. Каковы основные задачи правовой статистики в современном обществе?

Виды статистического наблюдения.

Статистическое наблюдение подразделяется:

По охвату единиц совокупности - на сплошное и несплошное;

По времени проведения - на непрерывное (текущее), единовременное и периодическое;

По способу организации - на специально организованное статистическое наблюдение и отчётность (рассмотрели на предыдущей лекции);

По источникам сведений - на непосредственное наблюдение, документальное и опрос;

По способу регистрации - экспедиционный, анкетный, корреспондентский, саморегистрация.

Статистические методы - методы анализа статистических данных.

Выделяют методы прикладной статистики, которые могут применяться во всех областях научных исследований и любых отраслях народного хозяйства, и другие статистические методы, применимость которых ограничена той или иной сферой. Имеются в виду такие методы, как статистический приемочный контроль, статистическое регулирование технологических процессов, надежность и испытания, планирование экспериментов.

Целесообразно выделить три вида научной и прикладной деятельности в области статистических методов анализа данных (по степени специфичности методов, сопряженной с погруженностью в конкретные проблемы):

а) разработка и исследование методов общего назначения, без учета специфики области применения;

б) разработка и исследование статистических моделей реальных явлений и процессов в соответствии с потребностями той или иной области деятельности;

в) применение статистических методов и моделей для статистического анализа конкретных данных.

Кратко рассмотрим три только что выделенных вида научной и прикладной деятельности. По мере движения от а) к в) сужается широта области применения конкретного статистического метода, но при этом повышается его значение для анализа конкретной ситуации. Если работам вида а) соответствуют научные результаты, значимость которых оценивается по общенаучным критериям, то для работ вида в) основное - успешное решение конкретных задач той или иной области применения (техники и технологии, экономики, социологии, медицины и др.). Работы вида б) занимают промежуточное положение, поскольку, с одной стороны, теоретическое изучение свойств статистических методов и моделей, предназначенных для определенной области применения, может быть весьма сложным и математизированным (см., например, монографию ), с другой - результаты представляют не всеобщий интерес, а лишь для некоторой группы специалистов. Можно сказать, что работы вида б) нацелены на решение типовых задач конкретной области применения.

Описание вида данных и, при необходимости, механизма их порождения – начало любого статистического исследования. Отметим, что для описания данных применяют как детерминированные, так и вероятностные методы. С помощью детерминированных методов можно проанализировать только те данные, которые имеются в распоряжении исследователя. Например, с их помощью получены таблицы, рассчитанные органами официальной государственной статистики на основе представленных предприятиями и организациями статистических отчетов. Перенести полученные результаты на более широкую совокупность, использовать их для предсказания и управления можно лишь на основе вероятностно-статистического моделирования. Поэтому в математическую статистику часто включают лишь методы, опирающиеся на теорию вероятностей, оставляя детерминированные методы экономической учебной дисциплине «Общая теория статистики».

Количественная сторона государственно-правовых явлений является предметом научного изучения с помощью методов статистики. В частности, криминологическая статистика исследует различные количественные стороны правонарушений - уголовную, гражданскую, административную, их структуру и динамику, их причины и условия, эффективность мер борьбы.

Одним из методов статистики является метод массовых наблюдений , что опирается на использование закона больших чисел, под последним понимается общий принцип, под влиянием которого совокупное действие большого числа случайных фактов приводит к результату, почти не зависит от случая. Это дает возможность выявить закономерность там, где чувственно можно наблюдать лишь поверхность явлений.

Метод группировки позволяет совокупность фактов , которые исследуются, разделить на отдельные качественно однородные виды (например, на виды преступлений в соответствии с Особенной частью Уголовного кодекса). Группировки обычно подразделяются на три вида:

типологические, что расчленяют різнотипну массу явлений на качественно однородные категории или типы (например, разбивка хищений по отдельным отраслям народного хозяйства);

вариационные, характеризующие структуру совокупности по любому количественной признаку (например, возрастная структура осужденных);

аналитические, с помощью которых устанавливаются взаимозависимости явлений (например, зависимость между преступностью и определенными соц. условиями).

Метод обобщающих показателей направлен на превращение абсолютных величин на так называемые обобщающие показатели - средние и относительные величины , характер-е одним числом типичные, распространенные стороны исследуемых явлений, отвлекаясь от частного, индивидуального и случайного, а это дает возможность установить и измерить закономерности различных массовых процессов.

Введение

В последнее время достаточно остро стоит вопрос о социально-экономических и политических противоречиях в России. Именно поэтому увеличилось количество преступлений.

В наше время в российском обществе проблема преступности привлекает к себе большое внимание, как ученых, так и общество в целом. В течение нескольких лет наблюдается количественный рост преступности и ухудшение ее качественных показателей.

Преступность, представляет собой совокупность преступлений, связанную с социальной средой, имеет свои количественные и качественные характеристики, отличные от характера отдельного преступления. В характеристиках преступности проявляются ее определенные закономерности. Современный подход к преступности как к социальной системе вызывает необходимость рассматривать ее как социально обусловленное явление, характеризующееся системой определенных свойств и параметров, которые могут быть количественно выражены в виде постоянных и переменных величин.

Преступность -- одно из страшных явлений в жизни общества. Она оказывает влияние на все стороны жизнедеятельности населения, накладывает отпечаток на образ жизни человека, напрямую связана с его жизнью, здоровьем, материальным благополучием.

В настоящее время, преступность, как и мировые войны, и глобальные катастрофы представляет огромную угрозу для существования человечества.

Преступность также представляет собой форму движения, т.е. процесс, поскольку масштабные социальные системы не могут находиться в состоянии статистики. Очевидно, поэтому преступность необходимо рассматривать как сложную динамическую социальную систему.

Возможно описание преступности как системы статистического характера набором параметров. Изучение ее процесса связано с необходимостью использования математических методов. Поскольку преступность проявляется в виде статистической совокупности составляющих ее элементов, речь должна идти, прежде всего, о статистических методах. Преступность - статистическая система, подчиняющаяся вероятностным закономерностям.

Объектом данной дипломной работы является уровень преступности в Российской Федерации.

Цель работы - проанализировать уровень преступности с помощью основных статистических методов.

Основные понятия и задачи правовой статистики

Предмет и метод правовой статистики

Основным и обязательным источником информации о преступности как массовой статистической совокупности является уголовная (правовая статистика). Она представляет собой не только статистические данные, но и специальные методы исследования.

Правовая статистика - основанная на общих принципах и содержании юридических наук система положений и приемов общей теории статистики, применяемых к области изучения правонарушений и мер социального контроля над ними. Она количественно исследует разнообразные стороны правовых нарушений - уголовных, гражданских их уровень, структуру, динамику и направление развития, причины и условия, им способствующие, всю совокупность мер борьбы с этими нарушениями.

Различный характер правонарушений, которые призвана учитывать правовая статистика, а также специфические особенности деятельности учреждений, которые практически ею занимаются, обуславливают выделение трех самостоятельных разделов правовой статистики:

1. Уголовно-правовая статистика. Объектом изучения данной статистики является количественная сторона в неразрывной связи с качественными особенностями преступности и мер государственного социального контроля над ней.

2. Административно-правовая статистика. Объект изучения - количественная сторона в неразрывной связи с качественными особенностями административных правонарушений и мер государственного социального контроля над ними.

3. Гражданско-правовая статистика. Объектом изучения является количественная сторона в неразрывной связи с качественными особенностями гражданских правоотношений, рассматриваемых судом, арбитражем, нотариатом и вынесенных ими решений.

Роль правовой статистики заключается в том, чтобы установить, как работают следственные, судебные и исправительно-трудовые учреждения.

Зная, количество зарегистрированных преступлений, располагая сведениями о нарушении семейного, трудового, жилищного права, можно более эффективно осуществлять решение задач в укреплении правопорядка.

Отсюда следует, что предметом правовой статистики будет количественная сторона тех явлений, которые входят в среду деятельности указанных органов. Во-первых, преступности и мероприятий по борьбе с ней, во-вторых, гражданских правонарушений, ставших объектом разбирательства в суде, нотариате или арбитражном суде; и наконец, в-третьих, административных нарушений и мероприятий по их предупреждению со стороны административных органов). Демидов В.Н., Казанцев С.Я., - Правовая статистика - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.

Цель правовой статистики - учет нарушений, которые рассматривают органы МВД, прокуратуры, суда.

Для принятия эффективных мер укрепления правопорядка определения нужно в первую очередь иметь достоверные данные о состоянии преступности, а в частности иметь представления о ее структуре и динамике, причинах и условиях совершения правонарушений. Изучение преступности начинается с обобщения и анализа данных учета зарегистрированных преступлений и лиц, их совершивших, в масштабе города, района, отдельного производственного или иного объекта.

Правовая статистика исследует, как охраняется личность, защищаются права и свободы человека и гражданина, общественный порядок и безопасность.

Правонарушения, которые исследует правовая статистика - это категория конкретно-временная. Ее социальная характеристика проявляется в четырех моментах: во-первых, это их историческое происхождение; во-вторых, это деяния конкретных людей, их сознательные поступки: в-третьих, тот ущерб, который они наносят обществу.

К методам, с помощью которых правовая статистика изучает свой предмет, относятся: Савюк Л.К. - Правовая статистика. - М.: Юристъ, 2011 г.

1) массовое статистическое наблюдение;

2) сводка и группировка данных, которые были получены при наблюдении, по качественно-определенным признакам;

3) статистический количественный анализ показателей;

4) всесторонний качественный анализ статистических материалов.

1. Метод массового статистического наблюдения означает, что только путем изучения большого количества преступлений, правонарушений можно установить объективные закономерности в преступности.

2. Сводка и группировка данных наблюдения по качественно-определенным признакам -- следующий метод правовой статистики. Данные, полученные путем статистического наблюдения, должны быть сгруппированы по нужным признакам, чтобы каждая группа представляла собой определенную качественную однородность. Сводка и группировка данных позволит увидеть структуру изучаемых явлений, сходства и различия.

3. Статистический количественный анализ позволяет углубить изучение, установить и измерить закономерности и взаимозависимости массовых правовых явлений

4. Всесторонний качественный анализ правовых количественных явлений применяется на всех этапах статистического исследования:

При наблюдении

При группировке

При количественном анализе. Качественный анализ является основополагающим.

На всех стадиях используются специальные методы, каждый из которых в дальнейшем имеет самостоятельное значение для изучения и прогнозирования преступности.

Универсальное значение любого научного метода заключается в том, что он не дает указание на причины или другие результаты исследования, а ориентирует на пути поиска причин или других искомых данных. Опираясь на философские категории случайности и необходимости, количества и качества, взаимосвязи и развития явлений и др., а также на математическую теорию статистики, юридическая статистика разрабатывает свои специфические методы, предназначенные для изучения количественной стороны преступности, правонарушаемости, гражданско-правовых деликтов и связанных с ними социальных явлений и процессов. На конкретное содержание этих методов существенное влияние оказывают общая теория права и его различных отраслей, теория криминологии, судебной медицины и других неправовых наук. Теоретические положения упомянутых дисциплин определяют и специальные методики, основанные на статистических методах.

К специфическим методам, с помощью которых юридическая статистика изучает свой предмет, относятся:

  • 1) массовое статистическое наблюдение;
  • 2) сводка и группировка данных, полученных при наблюдении, по качественно-определенным признакам;
  • 3) статистический количественный анализ сведенных и разгруппированных показателей;
  • 4) всесторонний качественный анализ статистических материалов.

Перечисленные методы, образуя органически единый процесс статистического исследования, иногда именуются его стадиями или этапами, поскольку каждый последующий метод, как правило, может быть применен с использованием показателей предыдущего. Поэтому любое статистико-правовое, стати- стико-деликтологическое или статистико-криминологическое обследование будет считаться полным и завершенным только тогда, когда оно слагается из названных выше основных стадий (этапов, методов).

1. Метод массового статистического наблюдения применительно к юридической статистике означает, что только путем изучения большого количества преступлений, правонарушений, деликтов, субъектов этих действий и т. д. можно установить объективные закономерности в преступности, правонарушаемости, в их причинности, в правоприменительной деятельности судов, прокуратуры, милиции и других правоохранительных органов. Изучение явлений единичных или в небольшом количестве в силу случайных отклонений не позволяет выявить действительные закономерности. При массовом наблюдении случайные колебания взаимно погашаются и остаются следствия, обусловленные общими причинами.

Давно замечено, что преступления или другие юридически значимые явления, взятые в большом масштабе, обнаруживают по своему числу и своей классификации такую же закономерность, как явления природы. Поэтому для действительно научного фундамента статистических фактов необходимо брать не отдельные факты, пускай даже очень важные, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, иначе может возникнуть подозрение об их тенденциозном подборе.

Для получения объективных результатов статистическое наблюдение должно охватывать либо всю (в статистике - генеральную) совокупность изучаемых явлений, либо такую ее часть, которая была бы достаточно представительной (репрезентативной) и позволяла бы сказать, что результаты, выявленные на основе неполных данных, имеют такую-то ошибку. Научной опорой в этом случае служит закон больших чисел, который позволяет рассчитать возможную ошибку при неполном изучении фактов.

  • 2. Сводка и группировка данных наблюдения по качественноопределенным признакам - следующий специфический метод (этап) юридической статистики. Данные, полученные путем статистического наблюдения, имеют общий характер. В целях проникновения в сущность наблюдаемых явлений они должны быть сведены и разгруппированы по нужным нам признакам, чтобы каждая группа представляла собой определенную качественную однородность. Например, совокупность изученных преступлений группируется по объектам посягательства (против личности, экономики, государства и др.), по содержанию мотивации (корыстные, насильственные и т. д.) или по субъектам преступлений (полу, возрасту, социальному положению, прежней судимости). Сводка и группировка данных позволяет увидеть структуру изучаемых явлений, их сходства и различия. Данный метод позволяет увидеть единство количественного и качественного в той или иной совокупности.
  • 3. Статистический количественный анализ сведенных и разгруппированных показателей позволяет углубить изучение, установить и измерить закономерности и взаимозависимости массовых правовых, криминологических и социологических явлений. Результаты статистического исследования на этом этапе выражаются в процентах, коэффициентах, индексах и других обобщающих показателях, не включающих в себя частные, индивидуальные или случайные отклонения. В них раскрываются основные тенденции, типичные черты, корреляции, характеристики.

Если число учтенных преступлений в разных странах в 1960 г. принять за 100% и соотнести с этими показателями данные 1990 г., то обнаружится главная закономерность развития преступности: за 30-летие зарегистрированная преступность в США увеличилась в 7,2 раза, в Англии и Уэльсе - в 6,1, во Франции - более чем в 5, в СССР - в 3,7, в ФРГ - в 2,8, а в Японии - 1,5 раза. В реальной жизни «кривая» динамики преступности не была строго линейной: преступность в разных странах в те или иные годы росла, сокращалась, оставалась на уровне предыдущего года, вновь росла и сокращалась. Но как бы она ни колебалась, основная тенденция - рост преступности, обгоняющий рост народонаселения - четко пробивалась через массу случайностей.

Рассчитав другой обобщающий показатель - число преступлений на 100 тыс. населения (коэффициент преступности), - мы обнаружим иную иерархию стран по уровню преступности: в Англии и Уэльсе в 1990 г. было совершено 8996 преступлений на 100 тыс. жителей, в ФРГ - 7108, во Франции - 6206, в США (только 8 видов, отслеживаемых в федеральном масштабе) - 5820, в Японии - 1794, в СССР - 1115. Сопоставляя два ряда статистических величин и анализируя их в совокупности с социально-экономическим, правовым и политическим развитием, можно прийти к очень важным выводам, к которым невозможно было бы даже приблизиться на основе абстрактных логических рассуждений.

Подобными возможностями характеризуются и другие приемы количественного статистического анализа.

4. Всесторонний качественный анализ правовых количественных явлений применяется на всех этапах статистического исследования: и при наблюдении, и при группировке, и при количественном анализе. Качественный анализ является основополагающим. Отступая от него, исследователь попадает в плен механистических представлений и схоластических расчетов. Обратимся к примеру качественной оценки деятельности правоохранительных органов за последние годы.

В трудные 1991-1992 гг. в России появился огромный «вал» преступности. В первые месяцы 1992 г. темпы прироста преступности составляли 45%. Это было беспрецедентно. Российские власти потребовали решительной борьбы с преступностью. Прирост преступности за 1992 г. снизился и составил 27,3%. В 1993 г. он уже был равен 1,6%. В 1994 г. преступность не только не увеличилась, но и снизилась на 6%. После некоторого роста в 1995 г. преступность в 1996 г. вновь стала как по команде из месяца в месяц снижаться: в январе - на 0,8%, в феврале - на 1,8%, в марте - на 3,1%, затем - на 3,2; 4,1; 4,6; 4,8% и т. д. На основании количественного анализа можно было бы говорить о серьезных успехах правоохранительных органов.

Борьба с преступностью действительно оживилась, но чтобы в условиях углубляющегося социально-экономического кризиса, обнищания народа, роста безработицы, полугодовых задержках выплаты заработной платы, войны в Чечне, слабости правоохранительных органов темпы прироста преступности сократились более чем в 50 раз, этого объективно не могло быть. Обращение к практике регистрации преступлений, фактической деятельности правоохранительных органов, латентной (скрытой) преступности и другим аспектам качественного анализа показало, что количественное сокращение учтенных преступлений имеет в значительной мере «бумажный» характер. Правоохранительные органы, не имея возможности обуздать преступность, отреагировали на жесткие требования властей традиционно: существенно расширили «управляемую» регистрацию преступлений .

Регистрируемая преступность в 1998 г. увеличилась на 7,7%, а в 1999 г. - на 16,3%. В 2000-2001 гг. уровень преступности удерживался примерно на уровне 1999 г., а в 2002 г. учтенная преступность вдруг резко сократилась на 15%, тяжкая и особо тяжкая - на 24%, причинившая крупный (значительный) ущерб - тоже на 24%, мошенничество - на 12,5%, незаконный оборот оружия - на 14,7%, угроза убийством - на 15,1%, краж - на 27% и т. д. В то же время увеличилось причинение умышленного вреда здоровью (+5%), разбоев (+5%), грабежей (+12,4%), угонов автотранспорта (+43,2%), умышленных поджогов (+44,1%). И последнее: раскрываемость всех преступлений при таком существенном снижении нагрузки почему-то уменьшилась на 26%, тяжких и особо тяжких - на 33%, а число выявленных лиц - на 23,5%. Известно, что структурные соотношения очень инерционны. Поэтому подобные серьезные изменения могут быть только искусственными. И они, вероятнее всего, были связаны с введением в действие нового УПК РФ в середине 2002 г., который существенно осложнил борьбу с преступностью. В первой половине 2003 г. эти тенденции продолжались, но в связи с некоторыми позитивными изменениями УПК РФ их величины были намного меньше. Таким образом, при росте фактической преступности сокращение было выборочным: росли учтенные преступления, которые труднее скрыть, и сокращались те, которыми легче манипулировать. Эти методы давние и общеизвестные. Правда, если раньше такие позитивные сдвиги были чистым мошенничеством правоохранительных органов, то сейчас на помощь им пришел «самый демократичный в мире УПК». На этом фоне безнаказанность, как одна из серьезных причин преступности, существенно увеличилась. Эта безнаказанность отрицательно скажется на преступности ближайших лет .

Научный подход к статистическим данным, умение анализировать их на основе теории и сочетать с глубоким качественным анализом изучаемых фактов - это основополагающий метод, способный извлечь из количественных показателей объективный ответ на поставленные вопросы.

Применение всестороннего качественного анализа в конкретных статистико-правовых и статистико-криминологических исследованиях предполагает глубокое уяснение сущности анализируемых процессов, исходящих из теоретических положений гражданского и уголовного права, криминологии и т. д., и последующее углубление теории этих наук или совершенствование юридической практики на базе полученных результатов.

Основой всякого статистического изучения служит качественный анализ исследуемых явлений в целях установления тенденций и закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени.

При проведении конкретных статистико-правовых и иных юридических статистических исследований рассмотренные специфические методы органически включаются в методику тех наук и их социологических разделов, которые обслуживает юридическая статистика, модифицируясь с конкретными задачами каждой юридической науки.

  • См.: Лунеев В. В. Контроль над преступностью: надежны ли показатели? //Государство и право. 1995. № 7. С. 89-102.
  • См.: Лунеев В. В. Тенденции современной преступности и борьбы с ней вРоссии // Государство и право. 2004. № 1. С. 5-20.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение статистической науки играет важную роль в подготовке высококвалифицированных юристов – как практиков, так и научных работников. Статистика имеет огромное значение: криминологическое, уголовно-правовое, пенитенциарное, криминалистическое, административно-правовое. Соответствующие ее показатели нужны специалистам административного, уголовного, гражданского и других отраслей права. Соответственно специалист в области юридических наук должен овладеть основными вопросами теории статистики, т.е. статистической методологией как совокупностью приемов и методов, в определенной мере инвариантных к конкретному содержанию используемых статистических данных: о ее предмете и методе, законе больших чисел, статистическом наблюдении, группировка, обобщающих показателях и статистическом анализе.

В настоящее время термин "статистика" употребляется в различных значениях. Под статистикой понимаются итоговые показатели, которые в количественном выражении характеризуют различные стороны общественной жизни производство, распределение, перераспределение созданного продукта, отношения собственности, культуру, воспроизводство населения, благосостояние населения, инфляционные процессы и т.д. К статистике относится также практическая деятельность по сбору и обобщению соответствующих данных. С научно теоретической точки зрения в современном понимании статистикой является наука, которая разрабатывает приемы и методы сбора и обработки информации о каких-либо массовых явлениях или процессах, происходящих в общественной жизни.

Правовая статистика – система концепций и методов общей теории статистики, применяемых к области изучения правонарушений и мер социального контроля над ними.

Для того чтобы изучить массовые явления и процессы общественной жизни, в том числе и преступность, следует, прежде всего, собрать необходимые сведения, то есть статистические данные. Статистические данные – это совокупность количественных (цифровых) характеристик, полученных в результате статистического исследования (наблюдения и научной обработки). Формирование информационной базы (статистических данных) с помощью статистического исследования социальных явлений и процессов – сложный многоступенчатый процесс. В данном процессе выделяются следующие этапы:

· Статистическое наблюдение;

· Сводка и группировка собранного материала;

· Обработка и анализ сводных статистических данных.

В данном реферате рассматривается первоначальный этап статистического исследования - статистическое наблюдение. Статистическое наблюдение – это основополагающий способ сбора данных во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере реализации государственных мер социального контроля над правонарушениями. Сформированный в процессе наблюдения данные – исходный статистический материал для решения последующих задач статистического исследования. От качества проведения статистического наблюдения зависят окончательные данные, которые характеризуют изучаемые явления. Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, соответствующими подразделений правоохранительных органов (например, в МВД России – ГИЦ – ЗИЦ – ИЦ- учетно-регистрационные подразделения территориальных органов внутренних дел), научно-исследовательскими институтами и т.д.


1. Определение и этапы статистического наблюдения.

Статистическое наблюдение – это планомерное, научно организованное и, как правило, систематическое получение данных о массовых явлениях и процессах социальной и экономической жизни путем регистрации существенных признаков каждой единицы их совокупности.

Статистическое наблюдение должно отвечать следующим основным требованиям:

· наблюдаемые факты должны иметь научно-практическую ценность, выражать важные явления и процессы социально-экономической, правовой жизни общества;

· непосредственный сбор массовых данных должен обеспечить полноту фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу, учитывая постоянное изменение, движение, развитие явлений и процессов общественной жизни;

· обеспечение соответствия (адекватности) статистических данных исследуемому явлению или процессу путем тщательной и всесторонней проверки (контроля) их качества;

· создание наилучших условий для получения объективных материалов, что обеспечивается теоретическим обоснованием и научной организацией статистического наблюдения.

Статистическое наблюдение включает следующие этапы:

1. Подготовительный этап включает разработку плана его проведения, который должен содержать решение программно-методологических и организационных вопросов;

2. Разработка программы статистического наблюдения включает определение существенных статистических признаков, для характеристики объекта, исходя из цели исследования;

3. Разработка инструментария включает выбор форм документов первичного учета содержащих программу и результаты статистического наблюдения.

Рассмотрим более подробно каждый из этапов статистического наблюдения.

2. Подготовительный этап статистического наблюдения

Согласно вышеизложенного, подготовительный этап представляет собой разработку плана его проведения, который должен содержать решение программно-методологических и организационных вопросов.

Программно-методологические вопросы.

К программно-методологическим вопросам относятся: определение цели (задачи), объекта, единиц наблюдения, совокупности и измерения; состава признаков, подлежащих регистрации; разработка программы наблюдения и документов для сбора данных, а также выбор места и времени наблюдения.

Цель статистического наблюдения – это получение достоверной информации об исследуемом явлении и процессе для выявления закономерностей их развития. Исходя из общего определения цели статистического наблюдения, можно вывести понятие главной цели статистического наблюдения для правоохранительных органов.

Цель наблюдения должна быть сформулирована ясно, четко и развернуто, так как неясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе наблюдения будут собраны ненужные данные или недополученные данные для анализа.

Главная цель статистического наблюдения для правоохранительных органов – это регистрация каждого выявленного преступления и лица, его совершившего, в соответствующих документах. Учет преступлений, преступников и избранных мер наказания – суть статистического наблюдения преступности, основной содержание уголовно-правовой статистики.

После установления цели наблюдения необходимо четко определить, что именно подлежит исследованию, то есть определить объект наблюдения.

Объект статистического наблюдения – это совокупность общественных явлений, процессов, фактов или событий, подлежащих исследованию. Для четкого определения наблюдаемой совокупности необходимо указать существенные признаки объекта наблюдения, отличающие его от других объектов. Например, при учете лиц, совершивших преступления, регистрации подлежат только субъекты именно преступления, а не лица, совершившие административные или другие правонарушения.

На основе вышеизложенного определим объекты статистического наблюдения по трем основным отраслям правовой статистики.

Объект уголовно-правовой статистики .

Основная цель уголовно-правовой статистики – это предоставление исчерпывающей информации о количественной стороне преступности и определение характера действия соответствующих государственных мер социального контроля над ней. Таким образом, можно четко определить три объекта наблюдения уголовно-правовой статистики:

1. преступление как предусмотренное уголовным законом виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на личность, права и свободы граждан, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй российской Федерации, мир и безопасность человечества (ст.2, 14 УК);

2. преступник как вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и совершившее преступление (ст. 19, 20 УК);

3. наказание как мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда (ст.43, 44 УК).

Необходимо заметить, что объекты уголовно-правовой статистики отражают специфические особенности каждой стадии уголовного процесса (возбуждение уголовного дела, вынесение приговора и т.д.). Количественно-качественные характеристики данных объектов уголовно-правовой статистики позволяют определить приоритетные направления контроля над ними и их место, соответствующее значению в криминологической характеристике структуры современной преступности.

Объект гражданско-правовой статистики .

Гражданско-правовая статистика учитывает гражданские правоотношения, которые являются гражданскими правонарушениями и рассмотрены в суде, арбитраже или подтверждены в порядке нотариального производства. Гражданско-правовая статистика призвана дать исчерпывающую количественную характеристику указанным правоотношениям – их структуре и динамике, уровню в целом и закономерностям их развития. Из всего вышеизложенного можно определить следующие объекты гражданско-правовой статистики:

1. спор о праве гражданском (гражданское, арбитражное дело);

2. стороны в гражданском, арбитражном процессе (истец и ответчик);

3. судебное решение.

Одним из постоянных объектов статистического наблюдения данной отрасли правовой статистики являются денежные поступления в бюджет, полученные в результате деятельности судов и других учреждений юстиции (помимо возмещения причиненного преступлением ущерба), в частности суммы, полученные от удержаний из заработков осужденных к исправительным работам без лишения свободы, взысканные судами штрафы, государственная пошлина и судебные издержки.

Объект административно-правовой статистики .

Административно-правовая статистика учитывает количественную сторону административных правоотношений и характеризует соответствующие мероприятия по борьбе с ними. Исходя из данного определения, можно выделить следующие объекты административно-правовой статистики:

1. административные правонарушения (проступки) – противоправные, виновные действия (бездействие) физического или юридического лица, за которые КоАП или закона субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст.2.1 КоАП);

2. лица, совершившие административные правонарушения , достигшие к моменту его совершения шестнадцатилетнего возраста, если они были вменяемы и не действовали в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны (ст. 2.2, 2.7, 2.8 КоАП);

3. меры административной ответственности – административные наказания, - применяемые за совершение административных правонарушений (ст. 3.9 КоАП).

Полное предоставление об объекте статистического наблюдения можно получить использую такие понятия статистики, как единицы наблюдения (совокупности), отчетные единицы и единицы измерения.

Единица наблюдения – это неделимый составной элемент изучаемой совокупности, признаки которой регистрируются в процессе статистического наблюдения. Иными словами, единица наблюдения – это часть, элемент объекта изучения, носитель регистрируемых при наблюдении признаков. Единицей наблюдения может выступать человек, факт, предмет, процесс и т.д. Применительно к правовой статистике такими единицами выступают преступник, преступление, гражданское дело, истец, ответчик.

Отчетная единица – это источник, откуда поступает первичная статистическая информация о признаках, характеризующих единицы наблюдения. Например, в уголовно-правовой статистике такими источниками являются отделение милиции, городские (районные) органы внутренних дел, районная (межрайонная) прокуратура, районный суд, исправительная колония и т.д.

Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изучаемые статистикой социально-правовые явления. По теории уголовно-правовой статистики, преступность измеряется в двух взаимосвязанных единицах: преступных деяниях и субъектах (т.е. лиц их совершивших). Отсюда, зарегистрированная преступность – это данные о выявленных и официально взятых на учет фактах преступлений и лицах, их совершивших.

Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения. Применительно к правовой статистике местами проведения наблюдения будут являться все правоохранительные органы РФ, уполномоченные возбуждать уголовные дела и проводить по ним уголовно-процессуальные действия.

Выбор времени наблюдения в уголовно-правовой статистике определяется единицей наблюдения. Так, система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, основывается на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, совершивших преступления, - по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения.

Организационные вопросы подготовительного этапа статистического наблюдения.

Организационные вопросы подготовительного этапа статистического наблюдения – это выбор организационных форм, вида и способа проведения статистического наблюдения, определение круга лиц и организаций, отвечающих за проведение наблюдения, подбор, обучение и инструктаж кадров, размножение и рассылка документов первичного учета и форма статистической отчетности, установление сроков предоставления материалов, а также другие практически важные вопросы, связанные с проведением статистического наблюдения. Правильное и своевременное решение данных вопросов обуславливает успех любого статистического наблюдения.

Рассмотрим основные понятия и сущность данных вопросов.

Формы статистического наблюдения . Различают следующие организационные формы статистического наблюдения:

· статистическая отчетность;

· специально организованное наблюдение;

· регистры и мониторинг.

Статистическая отчетность.

Главным источником статистической информации является отчетность.

Отчетность – этоофициальный документ, содержащий занесенные в специальную форму и представленные в вышестоящие учреждения или статистические органы сведения о работе подотчетных подразделений за определенный период. Отчетность основана на первичном учете и является результатом его обобщения. Первичный учет – это регистрация различных фактов, событий, производимая по мере их совершения, как правило, на особом документе, называемом первичным учетным документом.

Различают общегосударственную и внутриведомственную отчетность. Общегосударственная отчетность обязательна для предприятий и организаций всех форм собственности и предоставляется в органы государственной статистики.

Внутриведомственная отчетность используется министерствами и ведомствами для своих оперативных нужд.

По способам предоставления сведений отчетность бывает телеграфной, телетайпной и почтовой.

Все формы статистической отчетности утверждаются Росстатом.

В правовой статистике наблюдение проводится главным образом в форме государственной статистической отчетности, которая поступает в отделы статистики соответствующих органов МВД России, Прокуратуры РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Минюста России. Например, в целях совершенствования показателей статистического учета, в связи с изменением законодательства и необходимостью анализа практики его применения, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ с 1 июля 2006 г был введен и утвержден табель форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, образцы форм и статистическую карточку на подсудимого.

Генеральная прокуратура Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами разрабатывает систему и методику единого учета и статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе и прокурорском надзоре, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры. . В этих целях используются формы статистической отчетности

Постановление Госкомстата РФ от 11 июня 1997 г. N 39 "Об утверждении формы ведомственной государственной статистической отчетности о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлении";

Постановление Госкомстата РФ от 26 марта 1997 г. N 20 "Об утверждении формы ведомственной государственной статистической отчетности о следственной работе";

Постановление Федеральной службы государственной статистики от 31 марта 2006 г. N 12 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдении за деятельностью следственных органов и органов дознания";

Постановление Федеральной службы государственной статистики от 28 июня 2006 г. N 24 "Об утверждении статистического инструментария для организации Генеральной прокуратурой Российской Федерации статистического наблюдения за работой прокурора" и другие.

Данные статистической отчетности могут служить эффективным средством управления социальными процессами лишь при соблюдении следующих общих требований к отчетности:

· отчетные данные должны быть достоверными, полными, точными и своевременными;

· данные отчетности должны быть сопоставимы, то есть, единообразны по своим качественным признакам и отрезкам времени.

Следующая форма статистического наблюдения – специально организованное статистическое наблюдение . Данная форма наблюдения применяется при необходимости получения показателей, не охваченные официальной статистической отчетностью. Наиболее простым примером данного наблюдения является перепись. Перепись – это специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени, с целью получения данных о численности, составе и состоянии объекта наблюдения по ряду признаков. Из всех переписей наиболее известны переписи населения.

В правовой статистике данная форма наблюдения используется редко. Например, при изучении эффективности мер борьбы с преступностью может возникнуть необходимость изучить участие сотрудников правоохранительных органов в правовой пропаганде, работу по повышению их квалификации. В этих целях соответствующими подразделениями органами внутренних проводятся специально организованные плановые и внеплановые проверки (обследования).

Регистровая форма наблюдения – это форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец. В практике статистики различают регистры населения и регистры предприятий. В правовой статистике данная форма наблюдения не применяется.

В настоящее время получило распространение специально организованное систематическое наблюдение за состоянием явлений и процессов, объектов совокупности, то есть мониторинг . Мониторинг используется для характеристики и слежения за социальными индикаторами, позволяющими исследовать, например, качество жизни, ее уровень и т.д. Так, в целях принятия мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти Правительством РФ была образована Федеральная служба по финансовому мониторингу. Одной из функций данной службы является осуществление сбора, обработки и анализа информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Виды статистического наблюдения .

Статистическое наблюдение по времени регистрации фактов подразделяется на:

- текущее наблюдение – наблюдение, которое проводится, когда необходимо зарегистрировать все единицы совокупности, случаи, факты и т.п. по мере их возникновения и с целью изучения динамики какого-либо явления;

- периодическое наблюдение – наблюдение, которое проводится через определенные промежутки или периоды времени. Например, перепись населения.

- единовременное наблюдение – наблюдение, которое производится по мере возникновения потребности в сборе данных, в исследовании конкретного явления или процесса, не охватываемого показателями текущей статистики.

По полноте охвата единиц исследуемой совокупности статистическое наблюдение бывает следующих видов:

- сплошное наблюдение – это полный учет всех единиц совокупности. Основные недостатки данного вида наблюдения: не обеспечение полного охвата всех без исключения единиц совокупности и большие расходы на его проведение;

- несплошное наблюдение - это наблюдение, при котором регистрации подлежит только часть единиц изучаемой совокупности. В свою очередь, несплошное наблюдение можно подразделить на способы основного массива, выборочный и монографический. Несплошное наблюдение по способу основного массива основывается на регистрации и изучении самых существенных, наиболее крупных единиц совокупности. Например, при изучении криминальной ситуации в области для статистического наблюдения отбираются районы, занимающие преобладающее значение по основным показателям (территории, совершенным преступлениям и т.п.). Монографический способ несплошного наблюдения применяется для глубоко изучения единичных, но типичных в криминологическом отношении объектов. Оно проводится в основном с целью выявления имеющихся или намечающихся тенденций в развитии какого-либо явления. Выборочный способ несплошного наблюдения заключается в исследовании доступной наблюдению либо специально отобранной части (выборки) совокупности, в основном из-за того, что не всегда можно изучить всю совокупность в целом.

Способы статистического наблюдения.

Непосредственное получение статистической информации проводятся разнообразными способами.

Непосредственное наблюдение – это метод сбора информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. К таким фактам можно отнести взвешивание, замер, подсчет и т.п. В процессе применения данного наблюдения появляется возможность существенно расширить программу наблюдения за счет новых ранее не предполагавшихся с точки зрения обстоятельств. Объектами такого наблюдения могут быть:

Результаты действия (бездействия) правонарушителей, а также лиц, осуществляющих профилактику правонарушений;

Высказывания, реакции, суждения правонарушителей или лиц из контрольной группы;

Поведение правонарушителей в условиях конкретной ситуации;

По положению наблюдателя, его участию в исследуемой ситуации наблюдение бывает полным, включенным и наблюдением-участием.

Полное наблюдение – это наблюдение, где исследователь изучает значимые явления пассивно, как бы со стороны.

Включенное наблюдение предполагает изучение криминогенных явлений и процессов изнутри путем непосредственного восприятия исследователем изучаемой ситуации, группы, событий повседневной жизни. Исследователь как бы смешивается с группой, становится одним из ее членов. Основным недостатком данного наблюдения является то, что для внедрения в какую-либо группу перед исследователем может встать нравственно-этический вопрос об участии в аморальных или, например, противоправных действиях, что недопустимо.

При наблюдении – участии наблюдатель позитивно участвует в изучаемых им процессах и явлениях, то есть непосредственно являющиеся активными членами изучаемой группы, событий повседневной жизни. Например, сотрудники правоохранительных органов, изучающие криминальные явления, активно участвующие в противодействии им путем проведения следственной, прокурорской работы.

В зависимости от источника статистической информации различают два способа наблюдения:

Документальный способ основан на использовании в качестве источника статистической информации различного рода документов, в основном носящие учетный характер. На документах базируется отчетность.

Способ опроса, где источником информации являются сами опрашиваемые лица. Данный способ основан на непосредственном или опосредованном взаимодействии между исследователем и опрашиваемым лицом.

В зависимости от того, с какой точность надо провести наблюдение, возможность практического применения того или иного способа, материальных возможностей можно выделить следующие способы опроса:

- Очный опрос – это способ сбора информации, основанный на непосредственном взаимодействии между исследователем и опрашиваемым лицом. Например, данный способ опроса можно применить к лицам ближайшего окружения преступника. На достоверность информации полученной в ходе данного сбора информации влияет ряд обстоятельств: момент, время и место опроса, подготовленность интервьюера, процедура оповещения респондента о предстоящем вопросе.

- Интервью - это способ сбора информации, основанный на посредственном взаимодействии между исследователем и опрашиваемым лицом. Различают свободное и направленное (программируемое) интервью.

- Анкетный опрос - одни из эффективных и широко применяемых в правовых исследованиях методов получения сведений о мнениях и настроениях лиц, уровнях понимания ими проблем правосознания и т.п. Основными преимуществами данного опроса по отношению к очному опросу является, то что он дает возможность в короткий срок и при сравнительно небольших материальных затратах охватить представительскую группу изучаемых лиц, получить сведения «из первых рук»; быстро провести повторные опросы через определенный промежуток времени в целях выявления происшедших изменений и т.п.

С точки зрения цели получения данных могут использоваться следующие способы собирания данных.

Экспедиционный (устный) способ основан на проведении опроса в виде заполнения формуляров (анкет, переписные листы и т.п.) специально подготовленными регистраторами, которые одновременно контролируют правильность получаемых ответов.

Корреспондентский способ заключается в предоставлении исследователю информации добровольными корреспондентами на специально разработанном бланке.

Явочный способ предусматривает предоставление данных в органы, ведущие наблюдение в явочном порядке, например, при регистрации браков, разводов, налоговых деклараций и т.п.

Не менее важное место в организации проведения статистического наблюдения занимает подготовка кадров, их инструктаж по вопросам заполнения статистических документов, соблюдения сроков и ответственности за качество работы.

Размножение документации самого наблюдения, рекомендации по заполнению статистических отчетов, их рассылка на места также относятся к организационным вопросам.

3. Разработка программы статистического наблюдения как второй этап статистического наблюдения.

Особо важным вопросом является разработка программы статистического наблюдения .

Программа наблюдения – научно обоснованный перечень признаков (или четко сформулированных вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения (или на которые должны быть получены достоверные ответы по каждой обследуемой единице наблюдения). В данную программу наблюдения включаются такие вопросы и признаки, которые имеют наибольшее практическое и теоретическое значение и являются наиболее существенными для данного субъекта. Содержание программы определяется особенностями наблюдаемого объекта и целями статистического исследования. Соответственно, составление программы наблюдения предполагает глубокое знание сущности изучаемого явления, его особенностей и важнейших признаков.

Например, научная основа программы наблюдения уголовно-правовой статистики – это теоретические положения криминологии, уголовного права и процесса, раскрывающие природу преступлений и преступности и законодательно предусмотренных мер государственных органов по социально-правовому контролю над ней. Законодательным основанием программ наблюдения являются действующие на территории РФ уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство и иные нормативные (подзаконные) акты, регулирующие деятельность органов, осуществляющих контроль над преступностью.

Исходя из вышеизложенного, можно составить основные программы наблюдения двух из основных отраслей правовой статистики.

Программа наблюдения уголовно-правовой статистики:

1. состояние преступности, ее структуру, динамику, причины и условия, способствующие совершению преступлений, а также личность преступника;

2. систему виктимологических показателей и других общественно опасных последствий преступности;

3. деятельность органов прокуратуры;

4. деятельность органов МВД России;

5. деятельность судебных органов;

6. деятельность учреждений ФСИН;

7. деятельность других правоохранительных органов.

Программа наблюдения гражданско-правовой статистики:

1. состояние гражданских правоотношений, находящихся на разрешении в судах, арбитраже, нотариате, структуру и динамику этих отношений, причины способствующие нарушению гражданского законодательства, состав сторон (истцов и ответчиков);

2. деятельность судов, арбитража и нотариата

Современные технологии сбора и обработки данных позволяют создавать такие программы статистического наблюдения, которые гибко реагируют на особенности явлений или изучаемых совокупностей.

4. Разработка инструментария – третий этап статистического наблюдения.

Следующий этап статистического наблюдения – это разработка инструментария , то есть выбор формы документов первичного учета информации, содержащих программу и результаты статистического наблюдения.

Инструментарий статистического наблюдения составляют формуляр (карточки, анкеты, табели, формы отчетности, переписные листы) и инструкция по его заполнению.

Статистический формуляр – это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Он может быть представлен в разных формах: отчет, статистическая карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и др. различают две системы формуляров:

· Индивидуальная система, в которой каждая карточка-формуляр предназначается для регистрации одной единицы наблюдения и ее признаков.

· Списочная система, в которой каждая карточка-формуляр предназначается для регистрации сведений о нескольких единицах наблюдения.

К статистическому формуляру обычно прилагается подробная инструкция, в которой объясняются цели и задачи наблюдения, порядок заполнения формуляров и т.д.

Применительно к правовой статистике, по показателям, заложенных в документах первичного учета органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов, отражается характеристика признаков объектов наблюдения данной статистики. Однако существуют и определенные статистические инструментарии для организаций статистического наблюдения за деятельностью следственных органов и органов дознания, утвержденный Росстатом.

В настоящее время получают распространение технические носители информации, то есть совершенствуется так называемая безбумажная технология сбора информации и введения ее в ЭВМ. Собранные в результате данные проходят контроль и преобразуются в форму, воспринимаемую современной техникой, переносятся на машинные носители.


Заключение

Статистика преступности свидетельствует, что на протяжении последних лет в России сохраняется сложная криминогенная ситуация, характеризующаяся интенсивной криминализацией общества. Для снижения роста преступности необходимо привлекать все резервы эффективного социально-правового контроля над преступностью. Существенный потенциал в этом направлении содержит правовая статистика.

Согласно Указа Президента от 18 апреля 1996 г. N 567 "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" правоохранительные органы осуществляют совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений; выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью; разработку совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений.

Для проведения данных мероприятий необходимо овладеть знаниями общих основ статистики и общими навыками проведения статистического исследования. Формирование информационной базы статистического исследования в правовой статистике сложный, многоступенчатый процесс. Одним из первоначальных этапов статистического исследования является статистическое наблюдение. Статистическое наблюдение – это основополагающий способ сбора данных во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере реализации государственных мер контроля над правонарушениями.

В настоящее время ГИАЦ МВД России и ИЦ являются держателями межведомственных статистических баз данных, представляющих собой государственные информационные ресурсы, отражающие состояние правонарушений и результаты борьбы с ними. Анализ статистических баз данных позволяет информировать руководство страны, принимать управленческие решения центральным аппаратам в министерствах и ведомствах, использовать его в работе по совершенствованию законодательства.

Таким образом, без использования данных и знания теории правовой статистики немыслимо совершенствование правоохранительных органов любого государства.


ЛИТЕРАТУРА

1. Савюк Л.К. Правовая статистика: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. – 588 с.

2. Горемыкина Т.К. Общая и правовая статистика; 2006 ; МГИУ

3. Правовая статистика; Казанцев С.Я. , Лебедева С.Я.; 2007 ; Юнити;

4. Общая теория статистики / А. И. Харламов, О. Э. Башина, В. Т. Бабурин и др.; Под ред. А. А. Спирина, О. Э. Байтной. - М.: Финансы и статистика, 1994.

5. Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. От 24.07.2007) «О прокуратуре РФ»

6. Комментарий к федеральному закону от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ»

7. Постановление Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 «Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу»

8. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 10.05.2006 № 42 «Об утверждении табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей»

9. Постановление Росстата от 31.03.2006г. № 12 «Об утверждении статистический инструментарий для организаций статистического наблюдения за деятельностью следственных органов и органов дознания»


Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 10.05.2006 № 42 «Об утверждении табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей»

Ст.51 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. От 24.07.2007) «О прокуратуре РФ»

Постановление Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 «Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу»

Постановление Росстата от 31.03.2006г. № 12 «Об утверждении статистический инструментарий для организаций статистического наблюдения за деятельностью следственных органов и органов дознания»