Наблюдение за насекомыми. Подорожник план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему Наблюдение за подорожником

Июль

Наблюдение за тенью

Цель: разобрать понятие «тень», взаимосвязь облаков и солнца для появления тени.

Ход наблюдения. В солнечную погоду иногда по небу плывут большие облака. Обратить внимание детей: когда облако закрывает солнце, мы все на земле оказываемся в тени.

Стихотворение Е.Шен, У.Шао-Шань «Тень»:

Хорошо в жаркий день

Встретить тетушку Тень!

Под зеленой листвой

Повстречались с тобой.

Мы плясали в тени,

Мы смеялись в тени.

Хорошо в жаркий день

Встретить тетушку Тень!

Дидактическая игра «Скажи ласково».

Цель - научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Трудовая деятельность

Сбор крупного мусора на участке.

Цель: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.

Подвижные игры:

«Совушка»

Цель: учить выполнять действия по сигналу, плавно работать руками, бегать в определенном направлении; «Попади в круг».

Цель - развить глазомер, умение соизмерять свои силы при бросании.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания).

Конспект прогулки подготовительная группа

Июль

Наблюдение за подорожником

Цель: познакомить с подорожником. Разобрать его строение, поговорить о пользе. Ход наблюдения. Как вы думаете, почему его назвали подорожником? (оно растет по дорогам). Почему оно может расти там, где ходят, ездят на велосипеде? Земля утоптанная, а он растёт. Рассмотрите внимательно растение. Может быть, догадаетесь? (у него листья на земле лежат, почти нет стебля. Если бы был стебель, он сломался бы, когда люди прошли по нему). Рассмотрите его листья. Может быть, они раскроют вам свою тайну? Сорвите лист. Легко сорвать лист подорожника? (Трудно). Рассмотрите, как расположены жилки листа подорожника. Сравните с листом другого растения (они выступают наружу, их можно пощупать, а у других трав нет). Верно заметили. У подорожника жилки выпуклые. Если на него встать, они прижмутся к земле, не дадут листу порваться. Уйдет человек, лист распрямится. В народе за эти крепкие жилки на листьях и прозвали подорожник семижильником. О человеке сильном, выносливом тоже говорят «семижильный». Теперь вы поняли, почему подорожник может расти у дорог? Где применяют это растение? Это лекарственное растение. Его накладывают на раны, чтобы кровь не текла, грязь не попадала, рана быстрее заживала. В народе это растение называют попутник, порезник, ранник, семижильник.



Стихотворение Л.Герасимовой «Подорожник»:

Вот листок растет какой

– Весь в прожилках, небольшой,

Будто нитками прошит,

Подорожник – Айболит!

Хоть и топчут его ноги

– Не уходит он с дороги!

По нему бегут, шагают

И совсем не замечают!

А напрасно!

Лист полезный

– Лечит многие болезни!

Дидактическая игра. «Что где растет?» Цель закрепить знания детей о растениях леса и луга.

Подвижные игры. «Раз, два, три - беги».

Цель: научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление. «Змейка». Цель: научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перешагивать через препятствия.

Трудовая деятельность Сбор природного материала

Цель: формировать трудовые умения.

Индивидуальная работа Прыжки вверх с места.

Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.

Конспект прогулки подготовительная группа.

Июль

Наблюдение за продолжительностью дня.

Цель: дать представление о продолжительности дня, о том, какие изменения произошли с солнцем летом.

Ход наблюдения. Почему летом так поздно темнеет? Мы уже ложимся спать, а за окном не так уж и темно? Почему зимой, когда мы еще только идем из садика, уже темнота на улице и горят все фонари? Объяснить, что и жаркая погода, и долгий день летом связаны с тем, что сейчас наша планета получает больше солнечного света и тепла.

Дидактическая игра «Кто больше?» Летний день какой? (жаркий, прохладный, холодный, теплый, дождливый, солнечный, радостный, знойный, длинный и т.д.)

Трудовая деятельность

Уборка скошенной травы.

Цели: приучать доводить начатое дело до конца; воспитывать аккуратность, ответственность.

Подвижные игры

«Горелки», «Волк во рву».

Цели:

Учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя;

Развивать ловкость.



Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.

Цель: развивать познавательную активность детей;
Задачи:
1. формировать представления о произрастании лекарственных растений данной местности, правилах их сбора, хранение и применение простейших профилактических рецептов
2. формировать умение и желание защищать и любить природу
3. закреплять знания детей о безопасном поведении в природе
4. развивать навыки чтения плана, внимание, память.
Развивающая среда:
-гербарий "Лекарственные растения вокруг нас"
-мешочки с засушенными травами "Узнай по запаху"

Материал:
-план маршрута экологической тропы
-таблички- ориентиры лекарственных растений: подорожник, цикорий, одуванчик, тысячелистник, лопух
-сундучок "сюрпризов"

Ход беседы:
Сюжет развивается в игровом уголке сюжетно- ролевой игры "Почта".
Воспитатель обращает внимание детей на почтовый ящик, в нем письмо - читает содержание письма:
" Дорогие дети! Пишут вам жители планеты, которая называется "Зеленые целители". Мы занимаемся выращиванием лечебных трав, затем собираем их семена, сушим и умеем готовить различные целебные отвары от разных болезней- помогаем лечиться людям.
Но, однажды, сильный ветер разбросал все собранные семена по разным местам. На территории вашего детского сада обнаружены некоторые лекарственные растения, которые, возможно, вам знакомы. Мы посылаем вам карту- план маршрута, с помощью которой вы найдете их и узнаете целебную силу каждого растения.
Если у вас все получится, то вы узнаете целебные свойства растений, которые вас окружают и станете "Юными следопытами".
Счастливого пути!".
Воспитатель: ребята, а вы хотите узнать какие лекарственные растения растут на территории нашего детского сада?
Дети: да!

Воспитатель с детьми знакомится с картой и готовятся отправиться в путь. Педагог с детьми следуют по маршруту.
- Вот и первая остановка, вот здесь мы должны остановиться.
-К какому растению нас привела дорожка?
Нас встречает всем известный- лопух. Вы, наверное и не догадывались, что это лекарственное растение.
-Обратите внимание, какие у него листья? Они большие и крупные, ярко- зеленого цвета с темными прожилками, можно дотронуться. А стебель прямой. Серо- розовые шарики похожи на колючих ежиков - это цветки лопуха. На каждом маленьком цветочке видны маленькие капельки - это нектар. Он приманивает пчел и шмелей, поэтому пчеловоды называют лопух - медоносом.

Цветки лопуха очень цепкие: послушайте стихотворение Светланы Пшеничных "Репей":
Сказал репей:
-Я верный друг.
Об этом знают
Все вокруг!
И помнят,
Между прочим,
Что я
Привязчив очень!
С этими шариками можно даже поиграть, если бросишь, то они легко приклеются к одежде.
-Вы, наверное. хотите узнать где находится целебная сила у лопуха? А она находится в листьях и корне. Для лечения готовят отвары, настои и применяют при простуде. Если температура тела высокая, то лист лопуха, приложив к голове, понизит ее до нормы. Снимет боль в ногах, излечит раны, а репейное масло укрепляет корни волос у людей.
Корень лопуха можно варить, жарить и даже есть в сыром виде.
-Где растет лопух? Его можно встретить около домов, у дорог.
Поставим и здесь табличку - ориентир с картинкой.
Следуем дальше, ребята. По карте- маршруту здесь должна быть остановка. Посмотрите, внимательно вокруг, что вы видите?

Вот куда нас привела дорожка, здесь мы должны остановиться. Обратите внимание на это растение. Вам оно знакомо? (ответы детей). Это- тысячелистник обыкновенный. Но на самом деле это не такое уж и обыкновенное растение - это лекарственное растение.
-Как вы думаете, почему его так называют? (ответы детей)
-Конечно же, ребята, у тысячелистника листьев не тысяча, но глядя на него, кажется, что листьев так много, что сосчитать их просто невозможно.
-Посмотрите, на что похожи его листья? (ответы детей)
-Его листочки можно сравнить с перышками. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что каждый лист состоит из множества крохотных листиков и у каждого ажурные края. Прикоснитесь пальчиком к растению, чувствуете, оно покрыто волосками. Стебель грубый. От других трав тысячелистник отличается прежде всего своим видом. Издалека он похож на своеобразное крохотное деревце с необычной кроной. Народ придумал называть тысячелистник- белоголовником. Посмотрите на растение, подумайте, почему? (ответы детей)
- Среди разной травы отыщется он по мелким белым цветкам, собранным в корзиночки.
-Вспомните, ребята, может вам приходилось видеть тысячелистник? (ответы)
-Искать тысячелистник долго не приходится: растет он на огородах, среди кустарников, на обочинах дорог, около заборов наших домов.
Тысячелистник- растение очень стойкое к холодам. Даже в зимнюю погоду, когда другие растения исчезнут, мы можем встретить сухой тысячелистник, схваченный морозом и полюбоваться его как бы хрустальным видом.
Полезные свойства этого растения используют с давних пор: сухие листья и цветки используют для приготовления кваса, ароматных напитков.
Целебная сила находится у тысячелистника в верхушках стеблей, их срезают и готовят настои для уничтожения микробов с мелких ран и царапин, помогает остановить кровотечение из носа, а повышает аппетит у людей.

Ребята, вот наша следующая остановка. Что это за яркие, солнечные цветы вокруг? Все они, словно высыпались на праздник - так их много!
-Вы. конечно, догадались о каком растении дальше пойдет речь?
- Правильно, об одуванчиках. Это растение представлять никому не надо. Кто ж его не знает? Многим из вас. наверное. родители плели из его душистых с запахом меда цветков нарядные венки. Одуванчик - это тоже лекарственное растение, об этом вы, наверное и не догадывались.
-Вспомните, где вы видели полянки с одуванчиками? (ответы)
-Растет одуванчик почти везде:
На своей высокой ножке,
Поднимаясь в вышине,
Он растет и на дорожке,
И в ложбинке, ив траве.
Яркий золотистый ковер расстилается в нашем парке, также можно встретить его в полях, на лугах, по берегам рек. Мы не раз с вами наблюдали, как пройдет немного времени и вместо золотого покрывала появится белое пушистое. и если потом подуть на пушистые шарики. то тысячи парашютиков закружатся в воздухе, чтобы улететь подальше от родного луга и приземлиться где- нибудь на новом месте. Белые пушинки- это семена. Они падают на землю и прорастают. И на следующий год здесь появится новый солнечный ковер. У одуванчиков есть особенность: когда его срываешь, то белый млечный сок (замечали, да?) на воздухе темнеет, от этого плохо отмываются руки от коричневых пятен.
Для лекарственных целей люди давно научились заготавливать корни одуванчиков из которых готовят чай. Этот чай помогает при болях в животе, понижает температуру тела, повышает аппетит хотите посмотреть корень? (показать) .
А еще из одуванчиков готовят вкусные блюда, например, салаты, листья добавляют в супы, щи, из золотых цветков варят вкусное варенье. Вот какое чудесное растение, правда. ребята! Поэтому в народе одуванчик так и называют "жизненным эликсиром".

Какое же еще целебное растение растет в нашем детском саду? Посмотрите. сколько разной травы вокруг? А вот и он: тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки
На земле лежат листки-
маленькие лопушки.
Все вместе: это подорожник!
-Почему он так называется. кто знает? (ответы)
-Растет подорожник вдоль дорог.
Подорожник считается самым древним лекарственным растением. Целебная сила находится в листках, которые имеют полезный сок. Давайте рассмотрим его повнимательней.
Обратите внимание в почве прячется густой пучок корней, который надежно держит растение под землей. У подорожника есть главная особенность - у него листья жесткие и упругие с прочными прожилками, (потрогайте руками). Это спасает подорожник от вытаптывания, от которого страдают другие растения. И стебелек с соцветием.
- Кто может рассказать, как лист подорожника залечивает раны? (ответы)
- Нам всем хорошо знакомо правило: если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок и приложи его к ране, правда, ребята!
- От ушибов и порезов лучше средства не найти, Привяжи его листочки, перестанет кровь идти.
- Если пчелка нападет, сделай из листа повязку, сразу боль тогда пройдет.
Поэтому подорожник и
называют зеленым бинтом!
А еще подорожник считается великим путешественником, потому, что приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места.
Листья подорожника можно засушить, приготовить отвар и вылечиться от кашля

Все эти растения произрастают не только в нашей местности, но и во многих районах нашего края и помогают лечиться людям.
-Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? (ответы)
- Цветки собирают когда растение цветет, корневища поздней осенью. когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог.
Ребята, вам понравилась такая необычная прогулка? Дети: да! А давайте вспомним какие же растения- целители растут в нашем детском саду?
Один ребенок- одуванчик; второй- подорожник; третий- лопух. Кто запомнил что лечит подорожник? одуванчик? лопух? А кто может назвать новое растение, с которым мы познакомились, путешествуя по дорожкам детского сада?
Дети: тысячелистник. Какими целебными свойствами обладает это растение, расскажите, кто запомнил?
Воспитатель: ребята, а какое растение вам понравилось больше всего? Почему? А как вы думаете мы уже стали "Юными следопытами?". Ответы детей: да! Почему вы так думаете: потому что мы нашли много лекарственных растений и узнали их целебные свойства.
А как вы думаете, как можно порадовать жителей планеты, рассказать им о своем путешествии?
Ответы детей: написать письмо, нарисовать растения и послать в конверте по почте, позвонить.
Воспитатель: давайте так и поступим. Мы нарисуем растения -целители, растущие на территории нашего детского сада и отправим в письме по почте.

Тема: Наблюдение за подорожником

Цель: Знакомство с травянистыми растениями, произрастающими на территории детского сада и за её пределами.

Задачи :

образовательные: познакомить детей с подорожником, его строением, рассказать о пользе этого растения;

развивающие: развивать наблюдательность, умение делать выводы, поддерживать беседу, отвечая и задавая вопросы;

воспитательные: воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям, желание больше узнать об этих растениях; воспитывать умение любоваться природой, любить и жалеть её.

Ход наблюдения.

Воспитатель: - Ребята, сейчас мы с вами погуляем по территории детского сада и понаблюдаем, какие травянистые растения растут у нас на лужайках.

Воспитатель и дети подходят к территории, свободной от игровых зон.

Ведём наблюдение

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какая зелёная полянка, как тут красиво! Сколько тут растёт разных растений! А какой стоит аромат в воздухе от них! А вот и стрекозка на растение села, и бабочка полетела! Тише, тише, не напугайте их! Давайте понаблюдаем за ними.

Наблюдаем за стрекозой

Представьте на миг, что все растения исчезли, хорошо бы всем жилось? Нет, конечно. Поэтому надо беречь природу и заботиться о ней.

Назовите, какие растения вам знакомы.

Дети: - Ромашки, васильки, полынь, одуванчики, шпурыш…

Воспитатель: - Правильно, ребята, здесь у нас разнотравье, но того растения, о котором я хочу вам рассказать, здесь нет. Оно растёт у обочин дорог и просто на улице. Давайте выйдем за калитку и попробуем отыскать это растение.

Дети и воспитатель выходят за территорию детского сада. У обочины дороги видят подорожник. Воспитатель обращает внимание детей на это растение.

Воспитатель: - Лег пластом у дороги,

Разметал руки-ноги.

Его бьют сапогом,

Его бьют колесом,

Ему всё нипочём.

Ребята, кто знает, как называется это травянистое растение?

Дети отвечают.

Воспитатель: - Это подорожник. Как вы думаете, почему его назвали подорожником?

Дети: - Оно растет по дорогам.

Воспитатель: - Почему оно может расти там, где ходят, ездят на велосипеде? Земля утоптанная, а он растёт. Рассмотрите внимательно растение. Что можно о нём сказать? Может быть, догадаетесь?

Наблюдение за подорожником – подорожник среди другой травы

Дети: - У него листья на земле лежат, почти нет стебля. Если бы был стебель, он сломался бы, когда люди прошли по нему.

Воспитатель: - Рассмотрите его листья. Может быть, они раскроют вам свою тайну? Сорвите лист. Легко сорвать лист подорожника? (Трудно). Рассмотрите, как расположены жилки листа подорожника. Сравните с листом другого растения (они выступают наружу, их можно пощупать, а у других трав нет) . Верно заметили. У подорожника жилки выпуклые. Если на него встать, они прижмутся к земле, не дадут листу порваться. Уйдет человек, лист распрямится. В народе за эти крепкие жилки на листьях и прозвали подорожник семижильником. О человеке сильном, выносливом тоже говорят «семижильный». Теперь вы поняли, почему подорожник может расти у дорог?

Давайте рассмотрим султанчики. Кто переносит семена? Ведь у них нет крылышек, нет парашютиков, как у семян одуванчика, нет шипов, как у репейника. Как же подорожник размножается? (Семена переносят на ногах). Попробуйте пальцем, прилипнут ли семена к нему? (нет). Смочим семена в воде. Теперь прикоснитесь к ним. Семена прилипли! Смешайте семена с сырой землей. Когда дождь пройдет, семена смешиваются с грязью, и их переносят на лапах кошки и собаки, человек на ботинках. И где потерялось семечко, там оно и проросло.

Наблюдение за подорожником – подорожник может расти где угодно

Где применяют это растение? Это лекарственное растение. Его накладывают на раны, чтобы кровь не текла, грязь не попадала, рана быстрее заживала. В народе это растение называют попутник, порезник, ранник, семижильник. Послушайте стихотворение Л.Герасимовой

Подорожник

Вот листок растет какой –

Весь в прожилках, небольшой,

Будто нитками прошит,

Подорожник – Айболит!

Хоть и топчут его ноги –

Не уходит он с дороги!

По нему бегут, шагают

И совсем не замечают!

А напрасно! Лист полезный –

Лечит многие болезни!

Воспитатель: - Давайте, ребята, срежем листочек и попробуем полечить ранку Никиты. Но сначала мы должны хорошо вымыть листик, затем его помять и приложить к ране, потом забинтовать, чтобы лист держался.

Лечим ранку Никите

Воспитатель показывает, как применять лист при лечении ран.


Воспитатель: - Подорожник – лист полезный,

Лечит многие болезни!

Запомните это, ребята, и расскажите всем своим близким и знакомым.

Дидактическая игра «Что где растет?»

Цель: закрепить знания детей о растениях сада и луга.

Подвижная игра «Раз, два, три - беги». Цель: научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление.

Подвижная игра «Змейка».

Цель: научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перешагивать через препятствия.

Трудовая деятельность Сбор палок, сломанных веток.
Цель: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.

Индивидуальная работа : Прыжки вверх с места.

Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.

Самостоятельные игры детей с игрушками и песком.

Цели: продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи, ее жизненных проявлениях;

формировать реалистические представления о природе. Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, задает вопросы.

С хоботом, а не слон. Не птица, а летает. Никто не приучает, А на нос садится. (Муха.)

Как выглядит муха?

Как мухи ходят по потолку? (Мухи имеют липкие волосатые подушечки на лапках; поскольку муха легкая, а сила сцепления подушечек с любой поверхностью очень велика, то муха в состоянии удержаться практически везде.)

Муха над нами В верх ногами. Ходит - не страшится, Упасть не боится. Целый день летает, Всем надоедает, Ночь настанет, Тогда перестанет.

Почему мух называют вредными насекомыми?

Какой вред приносят мухи? (Разносят микробы.)

Как размножаются мухи? (Откладывают яйца.)

Где мухи откладывают свои яйца? (В навозе, мусоре.)

Какие враги есть у мух? (Пауки, стрекозы.)

Есть ли нос у мухи? (У насекомых нет носа, чтобы нюхать, они могут осязать, обонять и чувствовать вкус благодаря своим лапкам, усикам. Усики - важнейший орган чувств. Они воспринимают температуру, влажность и запахи.)

Чем кушают мухи? (Хоботком.)

Сколько глаз у мухи? (Два вида глаз - простые и сложные: они могут видеть одновременно впереди, сзади и внизу.)

Где и как муха проводит зиму? Исследовательская деятельность Н аблюдать за полетом мух (длина перелета).

Найти участок большого скопления мух (почему на данном участке большое скопление мух и как с этим бороться). Трудовая деятельность Посадка семян гороха. Цели: формировать навыки посадки гороха (разложить семена в бороздки, присыпать землей, полить);

воспитывать положительное отношение к трудовой деятельности.

Подвижная игра

Кати в цель, Догони мяч.

Цель: развивать глазомер и точность.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: совершенствовать приемы игры с мячом у стенки.

Наблюдение за одуванчиком

Цели: уточнить знания об одуванчике (обратить внимание на начало цветения);

формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;

закреплять знания о лекарственных растениях. Ход наблюдения

Растет одуванчик везде: на лугах, полях, лесных опушках, склонах оврагов, словно символ солнышка и любви к жизни. Крепко держится за почву длинный толстый корень одуванчика. Раскинулась над землей розетка из ярко-зеленых листьев. Каждый листок одуванчика смотрит в свою сторону. Величина листьев зависит от того, где растет цветок. Чем больше влаги получает из земли растение, тем ярче и сильнее его листья. В середине каждого листа есть желобок. Он собирает капли росы и дождя и направляет их к корню растения. Из середины растения тянется вверх цветочный стебель - стрелка: толстая трубочка без листьев. На верхушке стрелки желто-золотистая верхушка -- корзиночка, наполненная мелкими цветами. Каждый цветок - это трубочка из пяти сросшихся лепестков и приросших к ним тычинок. Если, нюхая одуванчик, ты поднесешь его слишком близко к носу, то выпачкаешься в ярко-желтой пыльце. Во второй половине дня или во время дождя корзинка цветка закрывается, спасая пыльцу от влаги. Зато в ясную погоду уже в шесть часов утра можно любоваться прекрасным цветком. Через некоторое время на месте мелких цветков появляются серовато-бурые продолговатые плоды-семена.

Много прозвищ у одуванчика: подойничек (потому что сок из сорванного стебля по цвету напоминает молоко) и придорожь (потому что любит расти у дороги), но самое смешное название этого цветка - плешивец (ветер дунет - семена разлетаются, а на месте остается голая головка цветка).

Но помните, любоваться лучше растущим цветком, не пытаясь сорвать и принести его домой: сок одуванчика испачкает ладошки и одежду, а цветы не простоят и дня, завянут.

Носит одуванчик Желтый сарафанчик. Подрастет - нарядится В беленькое платьице: Легкое, воздушное, Ветерку послушное.

Как выглядит одуванчик?

В какое время можно им любоваться?

Какие прозвища есть у одуванчика?

Почему одуванчик относят к лекарственным растениям? Исследовательская деятельность

Определить, какое лекарственное растение переносит свои семена, как и одуванчик, на парашютиках? Трудовая деятельность Уборка участка от мусора и сухих веток. Цель: учить видеть результат своего труда. Подвижные игры Найди свой бутон. Цели: учить различать цветы, действовать по сигналу;

упражнять в "беге;

развивать наблюдательность. Попрыгунчик.

Цель: развивать двигательную активность, уметь прыгать в длину.

Индивидуальная работа Развитие движений. Цели: воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе;

упражнять в перепрыгивании через бревна, камни, пни;

развивать силовые качества.

Наблюдение за подорожником

Цель: продолжать развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях.

Ход наблюдения

Воспитатель проводит с детьми беседу, предлагает ответить на вопросы.

Как называют май в народе? (Цветень.)

Где трава уже появилась, а где нет? (Где солнца много, там и трава.)

Где тень и сыро, трава не взошла, почему?

Что происходит с травами после майских дождей? (Они ярче зеленеют.)

Смотрите, вдоль дороги растет трава с круглыми выпуклыми листочками. Что это? (Подорожник.)

Почему его так назвали?

Что он прячет под листочками? (Влагу вокруг себя для своих корней.)

Подорожник поднял листочки, как вы думаете, почему? (Земля под ним сырая, надо дать солнышку ее немного подсушить.)

Кто знает, чем может помочь подорожник? Исследовательская деятельность

Через лупу рассмотреть листья подорожника и отметить отличительные особенности.

Найти сходства и различия мать-и-мачехи и подорожника.

Трудовая деятельность

Уборка территории.

Цель: воспитывать трудолюбие.

Подвижная игра

Узнай и назови.

Цель: формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы.

Индивидуальная работа

Хождение по буму.

Цели: упражнять в соблюдении равновесия;

вырабатывать координацию движений.

Наблюдение за насекомыми

Цели: уточнить содержание понятия насекомые;

научить сравнивать их по существенным общим признакам.

Ход наблюдения

Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи: Дружно маленькие точки С троят дом себе на кочке.

Воспитатель загадывает детям загадки, проводит беседу, предлагает ответить на вопросы.

Летит - распевает,

Сидит - кусает.

Кто его убьет -

Свою кровь прольет. (Комар.)

На ромашку у ворот О пустился вертолет -> Золотистые глаза. Кто же это? (Стрекоза.)

На большой цветной ковер Села эскадрилья - То раскроет, то закроет Расписные крылья. (Бабочки.)

Как одним словом называются отгадки? (Насекомые.)

Каких еще насекомых вы знаете? (Гусеницу.)

Только насекомое имеет тело, состоящее из двух-трех частей и трех пар ног. У взрослого насекомого тело состоит из трех частей: голова, грудь и брюшко. На голове - пара усиков, служащих для осязания и обоняния. У большинства насекомых одна пара сложных глаз, состоящих из множества крошечных глазков. Все насекомые имеют три пары членистых ног, прикрепленных к груди. Ноги насекомых выполняют различные функции. На них может быть маленький кармашек для сбора пыльцы.

Какие насекомые опыляют цветы? (Пчелы.)

Какие изменения происходят в жизни насекомых весной? (Весной из яиц развиваются личинки, которые ведут самостоятельную жизнь: активно питаются, растут и развиваются.)

Где живут насекомые? (В саду, на дереве, у водоемов.)

Как защищаться от насекомых?

Чем питаются насекомые?

Как они передвигаются?

Как насекомые спасаются от врагов? (Имеют отпугивающую окраску, острое жало, выпускают едкую пахучую жидкость.)

Какие насекомые приносят пользу? (Пчелы, бабочка-шелкопряд, муравьи.)

Какие изменения происходят в жизни насекомых осенью? (Они забиваются в укромные места и засыпают на зиму.)

Как полезные насекомые спасают сады и леса от вредителей насекомых?

Есть ли у комаров уши? (Уши у комаров-самцов находятся в усах, не такие как у человека, но с помощью этого органа слуха комар-самец находит по звуку свою подружку.)

Почему комаров называют вредными насекомыми? (Они разносчики опасных болезней.)

Исследовательская деятельность

Найти божью коровку и определить ее название.

Найти тропу муравья.

Трудовая деятельность

Очистка участка от мусора и снега.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь взрослым.

Подвижные игры

Перелет пчел.

Цели: учить бегать по всей площадке, не стоять у стенки;

влезать на свободное место, уступая друг другу;

слезать до конца, не спрыгивая;

развивать ловкость, внимательность. Мыши в кладовой.

Цели: тренировать в ползании, не задевая дугу и веревку;

учить действовать по сигналу воспитателя. Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичное отталкивание).

Наблюдение за погодой

Цель: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе в конце весны.

Ход наблюдения

Хорошо весной, поле чистое, Муравой-травой ты украшено. Да цветочками все душистыми В утро майское принаряжено. С. Дрожжин

Воспитатель дает детям задание, проводит беседу.

Рассмотрите пейзажные картинки, сравните их и скажите, какое время года изображено. (Детям предлагаются картинки с изображением ранней и поздней весны.)

Объясните, почему люди стали одеваться легче, почему растаял снег? (Из-за повышения температуры, потепления.)

Что произошло со снегом? (Он растаял.)

Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? (Снег тает, превращаясь в воду, вода испаряется с поверхности земли под воздействием солнечных лучей и в верхних слоях атмосферы превращается в кучевые облака.)

Каким стало небо? (Ярко-синим.)

Что произошло с почвой? (Оттаяла, нагрелась, стала просыхать.)

Как изменилась река? (Реки вскрылись, начался ледоход.)

Какая была температура воздуха, когда шел снег?

При какой температуре идет дождь?

Чем отличается поздняя весна от ранней? Назовите эти отличия. (С наступлением поздней весны стало ослепительно сиять солнце, потеплело. От весеннего тепла растаял снег и сбежал ручейками в реки; водоемы освобождались ото льда; оттаяла почва, зазеленела трава, появились цветы; на деревьях распустились листочки; птицы звонко щебечут, гремят первые грозы.)

Трудовая деятельность

Уборка участка. от весеннего мусора.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду, учить оказывать помощь младшим.

Подвижные игры

Мы - капельки, Живой лабиринт.

Цель: учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг, тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакций и смекалку.

Индивидуальная работа

Развитие движений. Цели: упражнять в метании мяча правой и левой рукой в заданном направлении;

Развивать координацию движений;

формировать навыки коллективной деятельности.

Наблюдение за цветником

Цели: расширять представления о цветнике весной;

закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Назовите садовые цветы.

Назовите полевые цветы.

Где они растут?

Какие цветы вам наравятся? Почему?

Есть ли у вас дома цветы? Какие?

Как вы за ними ухаживаете?

Что надо сделать, прежде чем посадить цветы?

Как называются цветы, которые мы посадили в группе для нашей клумбы?

Что надо сделать, чтобы наши растения выросли и зацвели?

Почему нельзя в наших условиях высадить растения на улицу сейчас?

Почему некоторые растения называются однолетние, многолетние?

Трудовая деятельность Работа на огороде. Цели: закреплять умение работать сообща;

формировать знания о росте и развитии растений. Подвижная игра

Чье звено скорее соберется?.

Цель: упражнять в беге.

Индивидуальная работа

Не упади.

Цель: упражнять в ходьбе по бревну.

Наталья Числова
Конспект открытой прогулки «Наблюдение за подорожником»

Департамент социальной защиты населения г. Москвы

ГКУ Детский дом- интернат №8

Конспект открытой прогулки

«Наблюдение за подорожником»

Организовала и провела:

Воспитатель группы №10

Числова Н. В.

Задачи :

Образовательные :

Познакомить с подорожником, его особенностями;

Разобрать его строение;

Поговорить о пользе.

Коррекционные :

Развивать зрительное внимание, слуховую память;

Развивать мышление, вникая в смысл слов;

Развивать эмоциональный отклик;

Формировать потребность трудиться;

Развивать общую координацию движений, выдержку, умение действовать по сигналу, быстро ориентироваться в обстановке.

Воспитательные :

Воспитывать любознательность, интерес к родной природе;

Воспитывать отзывчивость, доброту;

Воспитывать умение играть в коллективе.

Словарная работа : попутник, порезник, семижильник.

План проведения прогулки :

1. Организационный момент

2. Наблюдение за подорожником

3. Организация трудовой деятельности

4. Организация игровой деятельности

5. Самостоятельная игровая деятельность

6. Организованное возвращение с прогулки

1.Организационный момент

Воспитатель читает стихотворение Л. Герасимовой «Подорожник»

Вот листок растёт какой

Весь в прожилках, небольшой

Будто нитками прошит,

Подорожник – Айболит!

Хоть и топчут его ноги

Не уходит он с дороги!

По нему бегут, шагают

И совсем не замечают!

А напрасно! Лист полезный-

Лечит многие болезни!

2.Наблюдение за подорожником

Ход наблюдения: взгляните на это растение. Как оно называется? Почему его назвали подорожником (оно растёт по дорогам).Почему оно может расти там, где ходят, ездят на велосипеде? Земля утоптанная, а он растёт. Рассмотрите внимательно растение, может быть догадаетесь (у него листья на земле лежат, почти нет стебля. Если бы был стебель, он сломался бы, когда люди прошли по нему).Рассмотрите его листья. Может быть они раскроют вам свою тайну? Сорвите лист. Легко сорвать лист подорожника? (Трудно). Рассмотрите, как расположены жилки листа. Сравните с листом другого растения (они выступают наружу, их можно пощупать, а у других трав нет). Верно заметили, у подорожника жилки выпуклые. Если на него встать, они прижмутся к земле, не дадут листу порваться. Уйдёт человек лист распрямится. В народе за эти крепкие жилки на листьях и прозвали подорожник семижильником. О человеке сильном, выносливом тоже говорят «семижильный». Теперь вы поняли почему подорожник может расти у дорог? Где применяют это растение? Это лекарственное растение. Его накладывают на раны, чтобы кровь не текла, грязь не попадала, рана быстрее заживала. В народе это растение называют попутник, порезник, ранник, семижильник.

Сегодня мы с вами узнали о подорожнике много интересного и познавательного. Давайте вспомним как ещё в народе называют подорожник? Что делают с подорожником если человек поранился?

Подорожник –лист полезный,

Лечит многие болезни!

Нам он - как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

3.Организация трудовой деятельности

Мы с вами любим играть с песком. Сегодня жарко, песок сухой, надо его полить и навести порядок в песочнице (полить песок водой, помыть формочки для песка).

4.Организация игровой деятельности

Хорошо потрудились, теперь можно и отдохнуть. Предлагаю вам поиграть.

Проводится подвижная игра «Ловишки из круга»

«Мы, весёлые ребята.

Любим бегать и скакать.

Ну попробуй нас догнать.

Раз, два, три -лови!»

5.Самостоятельная игровая деятельность

6.Организованное возвращение с прогулки