Началось создание единого реестра населения России. Какие сведения в него войдут

К 2025 году правительство планирует сформировать единый государственный регистр населения, в который внесут всех граждан, проживающих в России.

Глава кабинета министров провел заседание Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, на котором рассматривались дальнейшие шаги для развития системы предоставления государственных услуг в электронной форме. "В прошлом году в электронном виде было оказано более 100 миллионов таких услуг", - заметил Медведев. В основном это элементарные услуги: проверка штрафов в ГИБДД, задолженность по налогам, оформление заграничных паспортов. Но все чаще граждане обращаются и за более комплексными.

"Доля граждан, которые получают услуги в электронном виде, уже составляет 40 процентов, - заявил премьер. - Это в два раза больше, чем было некоторое время назад". Показатели на этот год уже достигнуты, но нужно двигаться дальше, указал председатель правительства, - делать сервисы более удобными, увеличивать количество государственных органов, которые предоставляют услуги в электронной форме. К 2018 году уже 70 процентов населения должны иметь доступ к электронным госуслугам. "Для этого нужно продолжить проведение информационной кампании, - полагает Дмитрий Медведев. - Рассказывать людям, что не нужно отстаивать в очередях, что взаимодействие с государством через электронную систему общения и просто, и удобно".

Наконец, такая система исключает коррупцию, - добавил премьер-министр. - Решение о предоставлении услуги никак не связано с настроением чиновника, который принимает заявление.

Совершенствования требуются для процедуры идентификации при получении услуг. В нашей стране это осуществляется через электронные подписи различных видов, и это создает сложности. "Нет единой электронной подписи, - обратил внимание глава правительства. - Люди вынуждены заверять в специальном удостоверяющем центре сразу несколько подписей для работы с разными ведомствами. Это не бесплатно, люди переплачивают".

Дмитрий Медведев также предложил поговорить о тех проектах, для осуществления которых нужна отечественная микроэлектронная продукция. На прошлом заседании правкомиссии как раз обсуждался план гарантированных закупок российской гражданской микроэлектронной продукции на среднесрочную перспективу. Он должен сориентировать госзаказ в этой области.

Вчера же премьер сообщил, что утвердил план перехода федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на отечественное программное обеспечение. "Рассчитан этот план на три года, включая текущий", - рассказал глава кабмина. За это время предстоит разработать нормативно-правовую базу, методическую базу и утвердить требования к программам, которыми будут пользоваться госорганы. "И должен быть "пилот" запущен по этим направлениям", - подчеркнул Медведев.

В ходе заседания заслушали еще один доклад - о создании единого информационного ресурса со сведениями тех, кто живет в России, или государственного регистра населения. "Проект новый, масштабный. Работа над ним будет идти в несколько этапов, должна закончиться в 2025 году, - сказал премьер. - Но появление такого регистра в обозримой перспективе существеннейшим образом оптимизирует государственные услуги в электронном виде".

К 2018 году уже 70 процентов населения должны иметь доступ к электронным госуслугам

Предполагается, что сведения по населению будут собирать на основе данных систем записей актов гражданского состояния. Сегодня этот ресурс децентрализован, фактически в каждом регионе, даже в каждом муниципалитете этот ресурс организован отдельно, пояснил журналистам министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров. "Та концепция, которую сегодня предлагало министерство финансов, подразумевает в течение некоего среднесрочного периода сборку этого ресурса в единый федеральный банк данных и увязку его с данными Федеральной налоговой службы, других ведомств, чтобы обеспечить единство этой информации, единый способ учета информации о тех или иных юридически значимых действиях, которые касаются жизни наших граждан. Это позволит и более оптимально оказывать госуслуги, и снизить расходы, потому что сегодня вся эта информация учитывается в различных разобщенных ведомственных системах", - считает Николай Никифоров.

По итогам заседания Дмитрий Медведев дал время, чтобы к сентябрю-октябрю концепция была доработана, а в ноябре подготовлен и соответствующий федеральный закон. При этом дополнительные средства на все это не потребуются, заверил глава минкомсвязи, - финансирование проекта пройдет в рамках действующих лимитов.

Между тем

Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров не считает правильным откладывать действие норм так называемого "пакета Яровой". "С точки зрения телекоммуникационной индустрии, конечно, это было бы воспринято положительно, но закон не про телекоммуникационную индустрию, - заявил он. - Это пакет антитеррористических поправок, а террористы свои планы еще на пять лет откладывать не собираются".

Минкомсвязь, если потребуется, намерено вносить предложения по детализации вопросов правоприменения этого закона. "Наша задача - найти сбалансированную модель, реализовать антитеррористические идеи законодательства в нашей отрасли связи и не допустить тех или иных перекосов, - сказал Никифоров. - Самое главное, не допустить роста цен и проявлений, которые будут отрасль разрушать и сказываться на качестве связи".

Первая очередь создания системы включает работы по общесистемному проектированию, в т.ч. разработку проектных решений централизованной ИТ-инфраструктуры ФГИС, требований к услугам связи, структуры базы данных, модели угроз и проектных решений по обеспечению информационной безопасности . Помимо этого, исполнитель проекта должен будет разработать технологические процессы формирования и ведения единого федерального информационного ресурса, а также прикладное программное обеспечение.

«Элвис-плюс» получила госконтракт на поставку 567 защищенных ПК для ЗАГСов

19 июля 2018 года появилась информация о том, что изготовлением и поставкой защищенных компьютеров для ЗАГСов займется компания «Элвис-плюс ».

Согласно информации, опубликованной на сайте госзакупок, компания оказалась единственным участником электронного аукциона с начальной ценой госконтракта в 38,4 млн рублей. В результате чего победа была присуждена компании без снижения цены лота.

По условиям контракта, до 30 сентября 2018 года «Элвис-плюс» необходимо поставить 567 компьютеров во все региональные управления Федеральной налоговой службы . Собранные комплексы при это должны включать аппаратно-программную платформу, представляющую собой системный блок с комплектом предустановленного ПО и пятью носителями ключевой информации, а также жидкокристаллический монитор , клавиатуру и «мышь».

В соответствии с техзаданием тендера поставщик должен предоставить заказчику ПК на процессорах стандартной архитектуры x86-64 с числом ядер не менее четырех и тактовой частотой не менее 2 ГГц, оперативной памятью DDR3 не менее 4 ГБ, жестким диском не менее 32 ГБ и интегрированным видеоконтроллером.

Результатом проекта стало создание единой облачной среды, объединившей все органы ЗАГС страны. ФНС России организована закупка и поставка 15 000 аппаратно-программных комплексов. Все уполномоченные сотрудники подключены к инфраструктуре Реестра и, после подтверждения доступа с помощью ESMART Token ГОСТ, оказывают государственные услуги в режиме онлайн.

«Основной особенностью решения ISBC является высокая защищенность в соответствии с требованиями системы сертификации ФСБ России. ESMART Token ГОСТ создан на базе отечественной микросхемы MIK 51, что гарантирует отсутствие каких-либо аппаратных «закладок». Решение ESMART Token ГОСТ сертифицировано как КС3. Российский чип обеспечивает аппаратную поддержку криптографических алгоритмов, реализованных нативно в ОС смарт-карты (в маске чипа) и без использования Java -апплетов. Перевод единого реестра записей в цифровой формат на основе АПК «Застава-ТК» повысит качество услуг ЗАГС, а применение отечественного средства криптографической защиты информации ESMART Token ГОСТ предотвратит угрозы несанкционированного доступа к персональным данным граждан России».


Сергей Панов, генеральный директор ООО «АТ бюро», входящего в Группу Компаний ISBC"

На октябрь 2018 г. намечен запуск Единого государственного реестра ЗАГС

"На октябрь 2018 г. намечен запуск Единого государственного реестра ЗАГС", - отметил Мишустин. Единый реестр заменит 6,4 тыс. разрозненных региональных информационных систем органов ЗАГС. Это позволит полностью централизовать информацию об актах гражданского состояния, упростить процедуру регистрации актов гражданского состояния и предоставления сведений, заложить фундамент для создания Реестра населения России".

ГК ТОНК выступила в качестве поставщика аппаратных платформ на базе ТОНК TN1402 с датчиком вскрытия корпуса устройства с возможностью блокирования АПК. Всего за два месяца было изготовлено, оснащено программным обеспечением и в августе 2017 года уже доставлено во все ЗАГСы Российской Федерации 15 тыс. аппаратно-программных комплексов, представляющих собой защищённые рабочие места сотрудников ЗАГС. И в этом немалая заслуга принадлежит партнёрам компании - транспортно-экспедиционной компании NLS.

Компания "Элвис-Плюс" специально для этого проекта разработала аппаратно-программный комплекс (АПК) «Застава-ТК», который предназначен для защиты корпоративных вычислительных ресурсов и реализует целый ряд целевых функций, в том числе, шифрование , контроль целостности данных, криптографическая аутентификация абонентов, с реализацией функций электронной подписи в соответствии с Федеральным законом №63-ФЗ.

По информации «Элвис-Плюс», продукт «Застава-ТК» реализует концепцию универсального рабочего места для государственных и корпоративных территориально распределённых ИС и компьютерных сетей, в которых требуется обеспечить централизованную обработку, хранение и доступ к данным с использованием облачных технологий и VDI с высокой степенью защищённости.

АПК «Застава-ТК» является изделием полностью российского производства, с готовым набором средств защиты информации и сервисом электронной подписи, без применения наложенных аппаратно-программных модулей доверенной загрузки, подчеркнули в компании. Продукт реализован на аппаратной платформе ТОНК TN1402 с установленной операционной системой Alt Linux СПТ 7.0 , оснащен датчиком вскрытия корпуса устройства с возможностью блокирования АПК. Комплекс сертифицирован по классу КС3 в системе сертификации ФСБ России (получен сертификат № СФ/124-3150 от 30.06.2017).

Состав АПК «Застава-ТК»:

  • Аппаратная платформа ТОНК TN1402 - компьютер в форм-факторе «тонкий клиент».
  • Электронный идентификатор ESMART Token ГОСТ, аппаратно реализующий российские стандарты электронной подписи, шифрования , хэширования и являющийся ключевым носителем.
  • Операционная система AltLinux СПТ 7.0, 64-битная версия.
  • СКЗИ «КриптоПро CSP» версия 4.0.
  • Программное обеспечение на базе «Застава-Клиент», версия 6.
  • ПО ESMART Token ГОСТ, реализующее программный интерфейс, выполненный по спецификации PKCS11.
Реестр ЗАГС создан с целью объединения в одном ресурсе записей всех актов гражданского состояния с 1926 года. Предложенное «Элвис-Плюс» решение отвечает всем требованиям по информационной безопасности , предъявляемым к защищенным рабочим местам сотрудников, оказывающим государственные услуги гражданам на всей территории РФ независимо от их места проживания и хранения информации. Внедрение АПК «Застава-ТК» обеспечит простоту и надежность, повысит эффективность и позволит гарантировать безопасность работы пользователей ЕГР ЗАГС, - считает заместитель начальника Управления, начальник отдела информационной безопасности ФНС России Александр Соловьёв .

Проект создания ЕГР ЗАГС является одним из ключевых для нашей компании, - подчеркнул заместитель генерального директора по производственной деятельности «Элвис-Плюс» Сергей Панов . - Для его реализации мы в сжатые сроки разработали и представили решение по защите рабочих мест пользователей ЗАГС высокой степени готовности при развёртывании и подключении. Особенностями нашего решения являются уникальная архитектура защиты, возможность оперативного масштабирования, минимальное время восстановления после программных сбоев и возможность централизованного обновления всего ПО АРМ ЕГР ЗАГС. В условиях существующих киберугроз АПК «Застава-ТК» предоставляет информационным ресурсам заказчика защиту в полном соответствии с действующим законодательством.

IBS поставит ФНС России системы безопасности для реестра ЗАГС

На тендер с начальной ценой контракта 236 млн рублей поступили заявки от компаний «ИБС Экспертиза» (IBS) и «ИТ Спектр». Максимальное снижение стоимости договора допустила IBS (232,5 млн рублей), она и была объявлена победителем.

В марте 2017 года IBS выиграла другой аукцион ФНС в рамках проекта по созданию реестра ЗАГС. За 590 млн рублей эта компания поставит госзаказчику оборудование, ПО, а также окажет сопутствующие услуги для создания программно-аппаратного комплекса ИТ-инфраструктуры данной системы.

Текущая закупка предусматривает поставку оборудования и лицензий на различное ПО. Кроме того, в перечень услуг входят работы по созданию программно-аппаратных комплексов для ИТ-инфраструктуры ЕГР ЗАГС и пользовательского доступа.

Создание ПАК СОБИ для ИТ-инфраструктуры ЕГР ЗАГС (ЦОД и налоговых органов) оценивалось заказчиком в 159 млн рублей. Из этой сумму на оборудование и пусконаладочные работы должно было быть потрачено 22 млн рублей, на разработку документации – 6,5 млн рублей, на программное обеспечение – почти 131 млн рублей.

Аппаратная часть комплекса включает межсетевые экраны и серверы, криптографический шлюз, электронные замки, компьютеры и мониторы. В программную входят операционные системы , СУБД , средства защиты виртуализации и мониторинга событий ИБ, антивирусы и пр.

На создание ПАК СОБИ для ИТ-инфраструктуры пользовательского доступа выделялось 61,6 млн рублей. Здесь также основная часть бюджета должны была пойти на оплату ПО – 49,7 млн рублей. В 9,5 млн рублей оценивалось оборудование и пусконаладка, в 2,5 млн рублей – разработка документации.

Еще 15 млн рублей планировалось потратить на 86 программно-аппаратных комплексов для налоговых органов. Стоимость каждого оценивалась в 175 тыс. рублей.

С учетом снижения цены победителем закупки озвученные цены немного изменятся.

Конкретные наименования оборудования и программных продуктов заказчик не называл. Однако, для операционных систем и СУБД в документации приводилось обоснование невозможности соблюдения запрета на иностранное ПО.

Весь проект рассчитан на 60 дней с даты заключения контракта.

"Элвис-Плюс" получает 982 млн руб на компьютеры для реестра ЗАГС

В аукционе приняли участие две компании - "Элвис-Плюс " и "Депо Электроникс ". Победа досталась "Элвис-Плюс" благодаря снижению цены контракта до 982 млн рублей.

Согласно ТЗ, каждый ПАК должен состоять из системного блока с комплектом предустановленного ПО и двумя носителями ключевой информации, ЖК монитора, клавиатуры и мыши. Всего заказчик хочет получить 15 тыс. таких комплектов.

В системном блоке должен быть установлен 4-ядерный процессор (x86-64 бит) с тактовой частотой не менее 2 ГГц. Объем оперативной памяти должен составлять не менее 4 ГБ. Обязательно наличие 32 ГБ SSD или Disk On Module.

Аппаратно-программная платформа должна быть оснащена встроенными аппаратными средствами контроля вскрытия корпуса системного блока, с возможностью блокирования функционирования ПАК. Встроенные аппаратные средства контроля вскрытия корпуса системного блока должны иметь возможность детектировать вскрытие как при включённом, так и при отключённом внешнем питании. При срабатывании датчика вскрытия корпуса системного блока во включённом состоянии аппаратно-программной платформы, она должна автоматически выключиться или должна автоматически запуститься процедура перезагрузки.

Комплект предустановленного ПО должен состоять из операционной системы (ОС), VPN клиента и специального программного обеспечения - тонкого программного клиента, реализующего протокол удалённого доступа к виртуальным рабочим столам ЕГР ЗАГС.

Участие в аукционе приняли две компании - "ИБС Экспертиза " и "Инлайн технолоджис ". Наиболее низкую цену госконтракта (589,3 млн руб.) предложила "ИБС Экспертиза", эта компания и была признана победителем.

Все работы по поставке и созданию соответствующих сегментов и систем должны быть выполнены с даты заключения госконтракта и не позднее 30 мая 2017 года.

В перечень необходимых аппаратных решений входят машины баз данных, платформы виртуализации , вычислительные платформы аналитики, серверы, персональные компьютеры, СХД , сетевые коммутаторы и маршрутизаторы , монтажные шкафы. Что касается софта, то здесь список поставки включает операционные системы , а также ПО для отчетности и аналитики, мониторинга и управления, резервного копирования и восстановления данных, виртуализации и СУБД .

Конкретные наименования ни для софта, ни для «железа» не называются, однако в документации приведен список требований по каждому типу решений. Некоторые типы программных продуктов упоминаются в обосновании невозможности соблюдения запрета на иностранное ПО. В частности, это касается одного из четырех типов ОС и системы резервного копирования данных.

Единый реестр ЗАГС создается на базе российских серверов и ПО с открытым кодом

Заявки на участие в тендере ФНС подавали две компании - «ИБС Экспертиза » и «Главный научный инновационный внедренческий центр » (ГНИВЦ). Победителем стал ГНИВЦ, предложивший выполнить все условия контракта за 139 млн рублей.

В числе задач, которые требуется решить в рамках этой очереди, - общесистемное проектирование системы, разработка функционального программного обеспечения, его внедрение, опытная эксплуатация и ряд других работ. Также от подрядчика требуется разработать обучающие материалы для подготовки персонала к работе с новой системой.

Ранее, в октябре 2016 года, налоговая заключила контракт объемом 76,6 млн рублей с «Главным научным инновационным внедренческим центром» (ГНИВЦ) на выполнение работ первой очереди создания системы ведения реестра ЗАГС. В его рамках были разработаны проектные решения на создание централизованной ИТ-инфраструктуры , типовой ИТ-инфраструктуры органов ЗАГС и решения по обеспечению информационной безопасности .

Первая очередь работ по контракту между ФНС и ГНИВЦ предполагала также разработку требований к услугам связи ФЦОД и РЦОД ФНС , к обеспеченности услугами связи органов ЗАГС и к переносу наследуемых данных из действующих региональных систем.

К выполнению части работ ГНИВЦ первой очереди привлекал субподрядчика – «ИБС Экспертизу» как единственного поставщика. За 5,81 млн рублей интегратор должен был разработать разделы ТЗ на создание федеральной системы в части требований к комплексу технических средств, проектные решения на создание централизованной ИТ-инфраструктуры системы и проектные решения типовой ИТ-инфраструктуры органов ЗАГС .

В итоге централизованная ИТ-инфраструктура реестра ЗАГС была спроектирована на базе программно-аппаратных комплексов «Скала-СР/Postgres» , разработанных IBS совместно с Depo Computers , работающих под управлением операционной системы ALT Linux SPT и СУБД Postgres Pro Enterprise .

В ней также используется серверная виртуализация компании "Росплатформа" на базе платформ «Скала-Р» серии 300 и «Скала-СР/Аналитика» с применением учетно-аналитической системы «Полиматика» . Использование пплатформы «Скала-Р» серии 300 предполагается и для организации виртуальной инфраструктуры пользовательского доступа (VDI).

Объектами автоматизации федеральной государственной информационной системы ведения единого государственного реестра ЗАГС являются органы, уполномоченные на регистрацию актов гражданского состояния. Общее количество объектов автоматизации составляет 6,4 тыс. органов записи актов гражданского состояния, 234 консульских учреждения РФ за пределами территории РФ на территории 147 государств, приводятся данные в одном из ТЗ по проекту. Общее количество сотрудников органов ЗАГС, осуществляющих деятельность с использованием системы, составит около 16 тысяч.

2016

Госдума приняла в первом чтении законопроект о создании единого реестра ЗАГС

20 мая 2016 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о создании единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (ЗАГС).

Ранее глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Епифанова ("Справедливая Россия ") пояснила, что такой реестр будет содержать:

  • свод записей актов гражданского состояния;
  • сведения о религиозных обрядах до того, как были образованы или восстановлены ЗАГСы;
  • о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния за пределами РФ.

Согласно законопроекту, электронные документы ЗАГС будут равнозначны составленным на бумаге. Законопроектом определяется срок завершения работ по переводу в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния до 31 декабря 2019 года .

План выделения 10,6 млрд руб на создание реестра

В апреле 2016 года стала известна ориентировочная стоимость разработки электронного единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (ЗАГС), оператором которого будет Федеральная налоговая служба (ФНС) .

Проводится обсуждение законопроектов

В марте 2016 года на портале обсуждения проектов нормативно-правовых актов был опубликован текст законопроекта, регулирующего порядок ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния .

Оператором информационной системы, согласно законопроекту, станет Федеральная налоговая служба . На базе сведений реестра ЗАГС будет формироваться регистр населения Российской Федерации, говорится в законопроекте.

Другие госорганы смогут получать сведения из реестра через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Реестр ЗАГС объединит все записи актов гражданского состояния с 1926 года в одном ресурсе. Запуск ФГИС «ЕГР ЗАГС» действующим законодательством запланирован на 1 января 2018 года. До этой даты региональные органы власти будут вносить в реестр записи из книг регистрации актов гражданского состояния, составленных до вступления в силу закона.

Внедрение единого программного обеспечения, завершение перевода всех имеющихся записей в электронный вид, включение их в состав сведений ФГИС «ЕГР ЗАГС» позволит предоставлять услуги ЗАГС гражданам, независимо от их места проживания и места хранения информации.

Актовые книги, собранные из вторых экземпляров записей актов гражданского состояния, подлежат уничтожению после включения содержащихся в них записей в реестр, говорится в законопроекте.

Второй касается возложения на тот же орган функций по формированию и ведению единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации, в том числе сведения о регистрации актов гражданского состояния.

Какие проблемы решат и создадут единый реестр ЗАГС и база населения России

Упрощение госуслуг

На начало 2016 года в России , по данным Минюста, существует 2,6 тыс. загсов и 3,8 тыс. органов местного самоуправления сельских поселений. Органы ЗАГС на федеральном уровне никому не подчиняются: они учреждаются региональными правительствами в виде самостоятельных органов исполнительной власти либо в виде структурных подразделений других органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

Сведения ЗАГС часто требуются для предоставления госуслуг. По состоянию на март 2016 года они имеют статус документов личного хранения и, соответственно, их требуется предъявлять в форме бумажных документов при получении госуслуг.

План исключения сведений ЗАГС из списка документов личного хранения существует. Для этого все ЗАГСы были подключены к СМЭВ и научились отвечать на межведомственные запросы. Но проблема заключается в том, что если у гражданина не спросить, в каком из ЗАГСов содержится запись, то ведомство, предоставляющее услугу, не знает, куда направлять запрос, и вынуждено его направлять веерно по всей стране, - объясняет TAdviser собеседник в одном из федеральных ведомств. - Это абсолютно нерабочая схема. Для того, чтобы межведомственные запросы заработали, необходимо, чтобы была центральная система, которая знает, где хранится необходимый акт

О создании такой системы, по информации TAdviser, Минкомсвязи несколько лет вело переговоры с Министерством юстиции (курирует ЗАГСы на федеральном уровне). Договориться ведомства не смогли и в итоге создание системы было поручено


К тому же многие базы не являются федеральными. В первую очередь, это ЗАГСы, добавляет собеседник.

Нет статистики и нельзя посчитать – сколько было браков, разводов. Не во всех субъектах есть региональная база. Если решения и есть, то сделаны на коленке. Их нельзя состыковать. Когда начинаются вопросы социальных вычетов, статусов людей, выясняется, что можно, например, пять раз жениться. Приходишь, подаешь заявление в ЗАГС, а они не знают, что в другом субъекте ты уже женат. Ради материнского капитала люди регистрируют в разных ЗАГСах рождение одного и того же ребенка. Такое возможно даже внутри одного региона

Централизация ЗАГСов, а затем и общий реестр населения со статусами, по мнению собеседника TAdviser, позволит решить эти проблемы. Еще один бонус от ее возникновения может заключаться в том, что отпадет необходимость проводить перепись населения и тратить на это огромные деньги, добавляет он.

Раздвоение ответственности

Укрупнение и концентрация административных и информационных ресурсов хорошо соответствует логике современного российского госуправления, считает Михаил Брауде-Золотарев , директор центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС.

Основной аргумент в поддержку таких инициатив, как правило, это "повышение эффективности". В данном случае, объясняет он, единый информационный ресурс должен улучшить собираемость налогов и обязательных взносов за счет сопоставления разного рода информации, относящейся к налогоплательщикам и ранее содержавшейся в разных информационных ресурсах.


Особняком стоит включение в единый ресурс сведений о населении Российской Федерации, в том числе о регистрации актов гражданского состояния, отмечает эксперт.


В большинстве развитых стран мира, по словам Брауде-Золотарева, стараются избегать такого рода концентрации персональных данных, более того, законодательно вводятся запреты на сопоставление и автоматическую обработку сведений, относящихся к разным сферам госуправления. Чаще всего "баррикады" разного рода высоты ставят между регистрационным, налоговым и социальным учетом населения, ограничивают использование единых идентификаторов этих ресурсах и т.п.


Еще один собеседник TAdviser говорит, что последние десять лет в России было установлено табу на создание полноценного регистра населения. Причины, по его мнению, две - проблема "большого брата" и недовольство РПЦ.

Создание Государственного регистра населения (ГРН) - это часть федеральной программы “Электронная Россия”, утвержденной Правительством РФ в январе 2002 года. Напомним, что ГРН - это база данных государственного масштаба, где будут собраны сведения о каждом гражданине России по 19 пунктам: фамилия, имя, отчество человека, его пол, национальность, место жительства, родственные отношения, сведения о рождении и смерти.

Казалось бы, зачем нужна еще одна база данных, если уже существуют базы пенсионного фонда, налоговых органов, загса, паспортного стола, органов медицинского страхования, военкоматов, избирательных комиссий и т. д.? Каждого из нас переписали уже не по одному разу, и тем не менее мы часто вынуждены снова и снова собирать очередные справки, выписки, в очередной раз сообщая свою фамилию, имя, отчество, год рождения, место прописки, дату и место выдачи паспорта и т. д. И нет этому конца. Везде нужно явиться лично (а подчас и отстоять очередь), умудрившись “вписаться” в неудобный график работы очередного учреждения, выдающего все эти справки и выписки.

Государство, задавшись целью создать регистр населения, намеревается реализовать так называемый принцип “одного окна”, когда человек, наконец, будет избавлен от изнурительного хождения по инстанциям. Дай Бог, чтобы удалось!

Из федерального бюджета уже выделены запланированные 50 млн руб. на первый этап создания ГРН, еще 100 млн руб. должны дать регионы. Работы ведутся полным ходом. Государственным заказчиком определено Министерство РФ по связи и информатизации. Соисполнители - МВД, Минэкономразвития, ФАПСИ, Администрация Президента РФ, Минтруд. Генеральным подрядчиком работ после проведенного тендера стало НИИ “Восход”.

НИИ “Восход”
http://www.voskhod.ru

Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) НИИ “Восход” образовано в 1972 году; головное предприятие Министерства РФ по связи и информатизации в области разработки и внедрения крупномасштабных систем информатизации и автоматизации государственного и специального назначения. За 30 лет работы институт накопил уникальный опыт создания информационных систем федерального и регионального масштаба, создал собственный фонд прикладных программ и проектных решений.

Предприятие обладает необходимым набором лицензий, сертификатов и аккредитаций, подтверждающих право на проведение всего спектра выполняемых в настоящее время работ.

За последние годы институт провел ряд НИОКР и внедрил несколько крупных автоматизированных систем обработки информации и управления в интересах Министерства РФ по связи и информатизации, ЦИК России, Минобороны РФ, федеральных, региональных и муниципальных органов власти и управления, ОАО "Газпром". В активе предприятия и самая крупная отечественная система последнего десятилетия - ГАС “Выборы”.

На первом этапе, срок окончания которого - 2003 год, планируется реализовать опытный проект на муниципальном и региональном уровнях. Сейчас Минсвязи утверждает для него техническое задание, заключает контракты на исполнение работ.

Правовая база ГРН

Поясним, что в целом ГРН задумана как трехуровневая система. Нижний уровень - муниципальный, следующий - региональный и самый высокий - федеральный. Весь проект рассчитан на 4-5 лет.

В концепции разработки регистра определено, что основой ГРН должны стать данные регистрации населения в загсах и паспортных столах по месту жительства. Надо ли говорить, что регистрацию везде проводят по-разному? В крупных городах это делается с помощью компьютерной техники, в деревнях и селах - пока вручную, силами местной администрации. Впрочем, на данный момент не важно, как, - важно, что это делается повсеместно. Казалось бы, для создания единого регистра населения уже все готово, осталось только объединить данные. В какой-то степени это действительно так, но в России до сих пор не принят закон, позволяющий загсам и паспортным столам передавать имеющиеся у них сведения о гражданах в другие ведомства, в том числе и те, которые должны профессионально заниматься интеграцией данных.

Более того, отсутствует сам юридический термин - что же такое Государственный регистр населения. Определение имеется только в Концепции, одобренной Координационным советом по созданию ГРН, но оно пока не утверждено Правительством РФ. Отсутствие закона, к сожалению, способствует тому, что существует несколько мнений о том, как в конечном счете должен быть организован регистр.

Одна точка зрения такова: ГРН должна представлять собой административную систему, управлять которой будут специально нанятые для этого чиновники. Другой взгляд на проблему: ГРН не нуждается в дополнительном административном аппарате управления, а взаимодействие на всех уровнях создания регистра, его поддержки и пользования им должно регулироваться нормативно-правовыми актами. Существует и такое мнение: ГРН - это то, что сегодня уже существует, но со временем, в результате намеченной автоматизации, должно приобрести целостную структуру.

На самом деле сегодня еще нет интегрированной системы под названием ГРН. И до сих пор администрации муниципального и регионального уровней не имеют возможности принять участие в создании регистра. Напомним, что базы данных о населении создаются в загсах и паспортных столах. Невозможность администрации участвовать в создании ГРН - это третья правовая недоработка (имеется в виду, что нигде в законе это не определено).

Четвертая проблема в том, что законодательно не определен и регламент пользования ГРН - на каких условиях и кому может быть предоставлена информация из регистра. Это важный закон, потому что, по мысли идеологов проекта, ГРН создается в интересах человека. Очень плотно к этому, пока не принятому, закону примыкает закон о защите персональных данных. Он тоже пока не принят, есть лишь поручение Правительству РФ по его разработке. Очевидно, что проблема эта непростая.

Персональная информация

Известно, что самый высокий уровень защиты имеют данные, составляющие государственную тайну. Между тем персональные данные - это такой же атрибут тайны человека, который надо строго охранять. В законе должны быть определены и степени защиты, и условия доступа к информации, и мера ответственности виновных в нарушении тайны. Другая сторона проблемы состоит в том, что необходимо сделать информацию доступной, обеспечить возможность работы с ней. Нужно соблюсти баланс между закрытыми персональными данными и их открытой частью. Например, некоторое время назад в Мосгорсправке можно было узнать адрес нужного человека, а теперь такой услуги нет. Было бы неплохо снова начать ее предоставлять, используя возможности ГРН.

В настоящее время проект закона “Об информации персонального характера” подготовлен и передан Правительством РФ в Государственную Думу. Закон разработан с учетом требований Конвенции Совета Европы “О защите личности в отношении автоматизированной обработки персональных данных”, Директив 95 и 97 ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза “О защите прав частных лиц в отношении обработки персональных данных и о свободном обращении этих данных” и “Об обработке персональных данных и защите права на невмешательство в частную жизнь в сфере телекоммуникации”.

Чтобы разрешить правовую коллизию, Министерству по связи и информатизации РФ, помимо законопроекта “Об информации персонального характера”, предложено внести в Госдуму целый пакет законопроектов по Государственному регистру населения. Есть надежда, что в недалеком будущем эта проблема будет решена. Пока же работа по реализации первого этапа создания ГРН ведется в отсутствие необходимого правового обеспечения.

«Обкатка»

Еще в 2001 году координационный совет по регистру населения отобрал 13 регионов, где были начаты экспериментальные работы по созданию ГРН. Это Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Ярославская, Новосибирская области, Ханты-Мансийский автономный округ и другие. В этом году список регионов уточняется, и они составят экспериментальную зону, где пойдет “обкатка” ГРН. Фрагменты регистра населения будут отрабатываться как в городах и областях, так и в отдельных селах. При отборе будет учитываться уровень технического развития, оснащения компьютерной техникой, финансовые возможности региона, имеющийся задел. К числу наиболее развитых во всех отношениях относится город Москва, здесь уже собраны записи почти о 6 млн москвичей. Кроме Москвы, опытные образцы регистра есть еще в ряде регионов. Кстати, несмотря на весьма скудную правовую базу, ГРН в этих регионах создается именно на правовой основе, а не на административной.

После отработки регистра на муниципальном и региональном уровнях Координационный совет по созданию ГРН будет формулировать концепцию федерального уровня. На сегодняшний день у госзаказчика имеется такое видение данной задачи: на федеральном уровне постановлением Правительства РФ должно быть определено учреждение либо институт для осуществления нормативно-методических функций ведения ГРН, чтобы по всей стране соблюдались единые принципы ведения регистра. Федеральный уровень рассматривается как некий организующий информационный центр, методологически направляющий и координирующий работу всех регистров регионального уровня.

Прорабатывается и вопрос о том, нужно ли иметь на федеральном уровне конкретные сведения обо всем населении, и если да, то будет ли это экономически оправданно. На данном уровне, скорее всего, будет нужна лишь обобщенная информация, позволяющая делать выборку по нужным параметрам. Возможно, это будет лишь метабаза с возможностью входа в региональный регистр, где по заданным критериям и номеру записи в случае надобности можно будет разыскать конкретного человека.

Организационные проблемы

Один из вопросов, который обсуждается сегодня Координационным советом по созданию ГРН, - это возможность использования для создания Государственного регистра населения аппаратного обеспечения системы ГАС “Выборы”. Дело в том, что на сегодняшний день в рамках ГАС “Выборы” по всей стране уже создано 3 тысячи автоматизированных комплексов. Так как компьютеры, подключенные к системе, вынужденно простаивают от выборов до выборов, правомерно встал вопрос о том, чтобы эту технику задействовать для системы ГРН. Сейчас ведется исследовательская работа в этом направлении, которая должна быть завершена в конце текущего года. При положительном решении вопроса можно будет сэкономить значительные средства на оснащении всех регионов России компьютерной техникой, что важно при жестком лимите финансирования создания ГРН.

К сожалению, грядущая перепись населения никак не ускорит процесс создания государственного регистра и не поспособствует экономии средств федерального бюджета. Дело в том, что данные, получаемые в результате переписи, не персонифицированы. В учетной записи не предусмотрены фамилия, имя и отчество человека, а сообщенные им сведения не должны документально подтверждаться.

Подытоживая, перечислим конкретные задачи создания ГРН, которые намечено решить в ближайшее время. Это конкурс среди разработчиков прикладного ПО для паспортно-визовых служб и загсов. Данные разработки впоследствии будут положены в основу создания Государственного регистра населения. Часть ПО регионального уровня будет разрабатываться в НИИ “Восход” - головном подрядчике работ по ГРН. До конца текущего года намечается также закончить формулировку концепции создания ГРН и представить соответствующий закон Правительству РФ. После этого будут заключаться соглашения с региональными властями для отработки фрагментов регистра в опытных зонах.

И еще одна очень нелегкая задача. Так как Государственный регистр населения создается в интересах населения России, намечено провести в стране соответствующую PR-кампанию, чтобы разъяснить цели и задачи создания ГРН этому самому населению. Уже известно, что реакция людей на это неоднозначна (не будем здесь перечислять причины). Тем не менее обсуждение в обществе ведется. Одним из следствий этого уже стало следующее: учитывая возражения Русской православной церкви, идеологи системы согласились, чтобы при регистрации человеку не присваивался номер, как было задумано вначале. Номер будет иметь лишь учетная запись. И, конечно же, каждому из нас хочется, чтобы очередное благое начинание нашего государства воплотилось так, как было задумано, и Государственный регистр населения действительно стал приносить пользу всем гражданам России.


«Полит.Ру» о предвыборной медицине
«Коммерсантъ» об экономических причинах низких темпов снижения распространения ВИЧ
«Новые Известия» о ВИЧ-диссидентах
«Slon.ru» о здоровом образе жизни американских подростков
«Gigamir.net» о вакцинации на Украине
«Коммерсантъ-Деньги» об истории контроля рождаемости в России
«Медицинская газета» о церковных центрах профилактики абортов
«МОСЛЕНТА» о последствиях подорожания презервативов
«Новая газета» о малолетнем материнстве
«Dagens Nyheter» о кастрации педофилов
«Новости Беларуси» о невыплатах детского пособия уезжающим из Белоруссии
«Новые Известия» о детских суицидах
«Коммерсантъ» о старении и инновациях
«Литовский курьер» о реформе пенсионной системы и системы социального страхования в Литве
«Новые Известия» о региональных нормах по трудоустройству инвалидов

о регистре населения в России

Население России будет внесено в единую супербазу данных

К 2025 году в России будет создана единая база сведений о населении,— сообщил вчера премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правкомиссии по информационных технологиям. В эту базу данных о живых и умерших россиянах, а также о постоянно проживающих в РФ иностранцах войдут различные идентификаторы — ИНН, СНИЛС, номера паспорта и водительского удостоверения. Минфин также допускает и включение в него сопутствующей информации, например, о месте работы или обучения, о судимости, о воинской обязанности и так далее. Обещано, что граждане получат доступ к данным базы только о себе и о своих детях, ведомства — ко всему массиву, но по регламентированному запросу.
К 2025 году должна быть завершена работа по созданию единого регистра населения России, сообщил вчера премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правкомиссии по информационным технологиям в Горках. Речь идет о формировании единой базы данных о гражданах на основании системы ЗАГС и с привлечением сведений от других госорганов. Сейчас ресурсы ЗАГС децентрализованы — в каждом субъекте и муниципалитете они организованы обособленно. Минфин, который разрабатывает идею новой "супербазы", предлагает собрать все сведения в единый федеральный банк данных и увязать его с данными других ведомств, в частности, ФНС. Необходимость такой базы в ведомстве объясняют получением возможности взаимодействия людей с государством на основе любого удостоверения личности, а также исключение дублирования и возможного искажения сведений.
Как пояснил "Ъ" представитель Минфина, в ресурс планируется включить базовые сведения о человеке (ФИО, дата и место рождения, для умершего — и дата смерти), основные идентификаторы из других ресурсов — ИНН, СНИЛС, номер паспорта и водительского удостоверения. В Минфине также допускают отражения иных сведений в регистре — например, о месте жительства, обучения или работы, о судимости. "Какие именно дополнительные сведения (и на каком этапе) могут быть в него включены, сейчас обсуждается в рамках согласования разработанной Минфином концепции формирования этого реестра",— говорит представитель ведомства.
По данным "Интерфакса", эта концепция предполагает, что каждому физлицу будет присвоен уникальный неизменяемый 12-разрядный код. В регистре будут содержаться сведения не только о гражданах РФ, но и об иностранных гражданах и лицах без гражданства, постоянно проживающих на территории России, а также о российских гражданах, постоянно проживающих за рубежом. В регистр не планируется вносить сведения о расовом или этническом происхождении, о состоянии здоровья, о политических и религиозных убеждениях. Доступ к сведениям регистра планируется дать всем совершеннолетним гражданам — но лишь в части, касающейся их или их несовершеннолетних детей. Госорганы смогут получить персонифицированные сведения из регистра только через регламентный обмен информацией или по запросу.
На вчерашнем совещании Дмитрий Медведев поручил завершить разработку концепции создания регистра в сентябре-октябре, а уже в ноябре — подготовить соответствующий закон. В Минфине "Ъ" сообщили, что планируют внести согласованную редакцию концепции уже в середине августа. Работа над регистром будет проводиться в несколько этапов. В 2016-2018 годах будет разработана законодательная база и завершено проектирование информационной системы. В 2019-2020 годах — наполнение регистра и организация взаимодействия с другими госресурсами. В 2012-2025 годах предполагается развитие единой базы.
Отметим, что создание общей системы идентификации граждан очевидно замедлилось — ранее в Федеральной налоговой службе заявляли, что создать так называемую систему "единого ID" планируется к 2018 году. Как пояснили в Минфине, с 2018 года регистрация актов гражданского состояния должна будет проводиться уже непосредственно в едином реестре ЗАГС, а до конца 2019 года будет проводиться работа по переводу в электронную форму исторических записей — необходимо оцифровать все актовые записи, начиная с 1926 года.

2.5. Списки и регистры

Регистр населения представляет собой картотеку (как правило в электронном виде), содержащую информацию о каждом лице или домохозяйстве, постоянно проживающих на данной территории. Например, в Бельгии помимо регистра граждан страны, ведется регистр иностранцев, проживающих на ее территории. Регистр населения содержит сведения об основных социально-демографических характеристиках каждого человека, таких как пол, возраст, состояние в браке, место рождения и место жительства. Помимо этого в регистр могут вноситься сведения об образовании и месте работы, наличии детей и пр. Главный принцип, положенный в основу регистра – постоянное и своевременное обновление содержащейся в нем информации. Граждане тех стран, в которых существуют регистры, обязаны сообщать о перемене постоянного места жительства для адаптации регистра к новой ситуации.

Первый регистр населения появился в Швеции в 1749 г., к настоящему времени ряд европейских стран располагает национальными регистрами (Бельгия, Дания, Люксембург, Швеция, Нидерланды, Португалия, Испания). В Великобритании и во Франции в регистре не указывается точное место жительства. В ряде стран существуют только региональные регистры. В СССР предпринимались попытки создания регистров в некоторых областях, но все они окончились неудачей, поскольку обновление информации практически не осуществлялось. В настоящее время предпринимается попытка создать регистр населения одного из округов Москвы.

Помимо собственно демографического регистра, могут существовать и специфические регистры, близкие к спискам населения: регистр жилья, регистр занятого населения, выплачивающего пенсионные взносы, регистр системы медицинского страхования и др. Все эти частичные (охватывающие только часть населения) регистры также постоянно обновляются и могут служить дополнительным источником демографической информации. В ряде стран Европы существуют также онкологические регистры и регистры больных сердечно-сосудистыми заболеваниями.

В тех странах, где ведется регистр населения, его данные очень широко используются, поскольку существует возможность получения точной информации о численности и составе населения не только крупных территориальных единиц, но и отдельных коммун в любой момент времени. Таким образом облегчается работа по определению перспектив развития населения той или иной территории, регистры могут служить базой для определения выборки различных обследований, основой для проведения переписей населения. В частности, Дания и Нидерланды последние 20 лет проводят переписи на основе регистров населения, отказавшись от проведения классической переписи. В то же время качество информации, собираемой с помощью регистра, зависит от точности и полноты учета, своевременности обновления данных на каждого человека или домохозяйство.

Списки населения можно считать вспомогательным источником данных о населении. Списки содержат информацию не о всем населении, а об отдельных возрастных или социальных группах. Так, существуют списки детей, посещающих детский сад или школу, списки студентов, списки работающих на различных предприятиях, списки пациентов лечебных учреждений. Каждый список может содержать более или менее подробные характеристики о людях, отобранные в соответствии с назначением конкретного списка.

Тем не менее в отсутствие других источников данных о населении и с помощью списков населения можно осуществлять демографические исследования, оценить численность и состав населения по полу и возрасту. Например, статистическая разработка списков избирателей в Верховный Совет СССР 10 февраля 1946 года, а также списков детей и молодежи 1954 года была использована для частичной замены переписи населения.

Выше была рассмотрена система источников демографических данных. Схематически эту система представлена на рис.2.1.

«Моментальный» снимок населения (статика)

Движение населения (динамика)

Переписи населения

Списки населения

Учет естественного движения населения

Регистры населения

Выборочные обследования

Рис. 2.1. Система источников данных о населении

Переписи и частично списки дают статичное представление о численности и составе населения в определенный момент времени; текущий учет позволяет проследить изменение численности и состава населения во времени, то есть динамику населения. Что касается регистров и выборочных обследований, то они могут в зависимости от поставленной задачи выполнять обе функции: данные регистра в любой момент времени предоставляют сведения о численности и составе населения, если же сопоставить данные регистра за ряд лет, то мы получим картину движения населения. Выборочные обследования также характеризуют часть населения на момент обследования, но вместе с тем предоставляют информацию о прошлом течении демографических процессов или об их современной динамике.

Вопросы для повторения.

1. Назовите основные источники данных о населении

2. Каковы основные принципы проведения переписей населения?

3. Поясните необходимость в критическом моменте переписи

4. Какие элементы входят в программу переписи населения? Каковы особенности программы переписи населения 2002 г. в России по сравнению с предыдущими переписями?

5. Как изменилась программа текущего учета естественного движения? Каковы последствия этих изменений для качества собираемых данных?

6. Назовите методы проведения выборочных обследований, их достоинства и недостатки.

7. Каковы возможности использования списков и регистров населения как источника демографической информации?

Библиография:

1. Бахметова Г.Ш. Сбор и обработка данных о населении. – М. 2000.

2. Гозулов А.И. Переписи населения земного шара. М.1970.

3. Кабузан В.М. Народонаселение России в ХVIII -первой половине ХIХ в.

М.1963.

4. Статистика населения с основами демографии. Учебник, Кильдишев Г.С. и

др. М. 1990.

5. Федеральный закон Российской Федерации «Об актах гражданского состояния». Официальный текст. – М. 1998.