Обязательное социальное страхование в российской федерации. Страховые взносы работодателя по обязательному социальному страхованию (ОСС) в России Система обязательного социального страхования не охватывает детей

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про страхование работников.

Сегодня вы узнаете:

  • Зачем организации страховать своих работников;
  • Все о договоре страхования;
  • Выгодно ли это работнику и работодателю.

Страхование работников в компании – это не то, о чем следует забывать хорошему работодателю. Со стороны государства это способ защиты населения и предоставления им каких-либо гарантий, от несчастных случаев, болезней, беременности и прочих ситуаций, в которых работа невозможна. Работник должен знать, на что он может рассчитывать и какие гарантии должен получать, а работодатель обязан понимать, почему он должен их предоставить.

Общая информация о страховании работников

Согласно официальным источникам, страхование в России является гарантией того, что работники и их иждивенцы не останутся без получения стабильного дохода вследствие старости, инвалидности, материнства или смерти кормильца.

Все обязательное страхование работников можно разделить на шесть направлений:

  • Обязательное медицинское страхование;
  • Страхование в связи с материнством;
  • Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • Страхование на случай временной нетрудоспособности;
  • Пенсионное страхование;
  • Страхование жизни.

В России деятельность по этим направлениям ведется 3-мя различными фондами:

  • Фонд социального страхования – ФСС;
  • Фонд обязательного медицинского страхования – ФОМС;
  • Пенсионный фонд Российской Федерации – ПФ.

Все вопросы об уплате страховых взносов должны решаться бухгалтерией. Страховые взносы начисляются по истечении месяца и уплачиваются не позднее 15 числа следующего за отчетным месяца.

Теперь о процентной ставке. В ПФ работодатель должен начислить 22% от заработной платы работника, в ФСС – 2.9% и в ФОМС – 5.1%. С 2017 года эти взносы перечисляются и ИФНС.

Также существуют льготы, благодаря которым работодатель сможет сократить величину расходов на уплату страховых взносов.

На территории РФ используется 2 типа страховых взносов:

  • Пенсии;
  • Пособия.

Помимо обязательного страхования, есть и добровольное страхование работников.

Осуществление операции по добровольному страхованию работников компании проходит таким образом:

  • Заключается договор добровольного страхования;
  • Оплачиваются страховые взносы. Либо полностью одним платежом, либо несколькими;
  • Организацией признается факт получения услуг страхования;
  • Организация принимает дополнительные расходы по страхованию.

Отражение деятельности по добровольному страхованию имеет свои особенности. Налоговый кодекс предоставляет особый порядок расходов, который регулируется на основе срока действия договора страхования.

Но помимо обязательного, существует и добровольное страхование.

  • Работники высшего звена и руководящего аппарата;
  • Непосредственно работники, занятые на производстве;
  • Помощники и стажеры на производстве.

Первая категория страхуется по той причине, что выплаты по страховым случаям сильно ударяют бюджету компании, а также отражаются на текущей деятельности, поэтому страхование позволяет в той или иной мере компенсировать данную потерю. Вторая и третья категории – работники, находящиеся в условиях, более тяжелых, чем другие, и нуждающиеся в дополнительных гарантиях выплат в случае ЧП и болезни.

Дополнительное страхование используется как метод конкурентоспособности при поиске новых сотрудников. Такие социальные гарантии, как дополнительное страхование повышают авторитет в глазах новых сотрудников. Также это работает и с банками, которые могут выдавать кредиты как работникам, так и компании.

Но основная причина все же не в этом. Дополнительная страховка нужна предприятиям с высокой опасностью производства, ведь зачастую страховых выплат редко хватает на то, чтобы покрыть расходы при ЧП и других происшествиях. Также дополнительное страхование позволяет компенсировать расходы, в полном объеме, связанные с болезнями, родами, а также иными несчастными случаями, которые могут произойти с сотрудниками.

В целом же, добровольное страхование – процедура, которая позволяет полностью обезопасить компанию от дополнительных рисков, связанных с непредвиденной потерей трудоспособности работников.

На Западе, и в Америке в частности, практика добровольного страхования больше распространена, чем где-либо. Это связано с тем, что там компании оценивают риски, притом что страховой бизнес там развит значительно лучше.

На территории РФ пока существует много мошенничества в сфере страхования, но сейчас со стороны органов государственного регулирования идет полномасштабная чистка в рядах страховых, и остается надеяться на то, что она сделает страховой бизнес прозрачнее и выгоднее для всех категорий граждан.

Посмотреть всю актуальную информацию о взносах в систему обязательного страхования сейчас можно в Налоговом Кодексе.

Социальное страхование работников

Социальное страхование работников – одна из составляющих процедуры обязательного страхования.

Она обеспечивает социальные гарантии сотрудников по следующим направлениям:

  • Пособия по беременности и родам;
  • Страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • Обеспечение мер по предотвращению травматизма и профессиональных заболеваний.

Страхование ФСС подразумевает под собой компенсацию за счет средств фонда расходов работодателя на выплаты больничных, пособий и пр.

Процедура компенсации следующая: ежемесячно происходит перечисление денежных средств в ФСС; работодатель перечисляет денежные средства, вычитая из этого сумму выплаченных пособий; при этом с 2017-го года, если сумма пособий выше платежа, работодатель может как уменьшить сумму платежа за следующий отчетный период, так и запросить с ФСС денежные средства.

С начала 2017-го года процедура уплаты страховых взносов несколько изменилась. Раньше на плечи Фонда социального страхования ложилось социальное страхование и страхование от несчастных случаев на производстве. Сейчас же социальное страхование перешло в ведение ФНС, благодаря чему изменились некоторые формы отчетности. Но сроки и порядок уплаты остались такими же.

За несвоевременную выплату пособий, работодателю начисляется пеня.

Страхование от несчастных случаев на производстве

Страхование от несчастных случаев на производстве – комплекс мероприятий, проводимых компанией для того, чтобы сократить потери от несчастных случаев и компенсировать работникам возникновение профессиональных болезней.

Как и в случае с другими обязательными видами страхования, его можно разделить на обязательное и добровольное. Обязательное страхование – выплаты в ФСС, за счет которых потом можно будет компенсировать затраты при ЧС и прочих страховых случаях, а добровольное – заключение договора со страховой компанией.

Внештатные работники также подлежат страхованию. Даже если работник осуществляет свою деятельность неофициально, при возникновении страхового случая за него также будет отвечать работодатель. Родственники сотрудника прописываются в его договоре чаще всего как выгодоприобретатели.

Работники страхуются от:

  • Временной утраты трудоспособности, которая возникла из-за ЧП на предприятии;
  • Постоянной утраты трудоспособности, которая возникла из-за ЧП на предприятии;
  • Летального исхода на предприятии, который возник вследствие ЧП.

Договоры различаются по срочности на:

  • 1 год – предприятия с повышенным уровнем риска;
  • 3 года – накопительные договоры со страховыми выплатами;
  • 5 и более – долгосрочные контракты.

Самый частый срок заключения – 1 год, вне зависимости от рисков предприятия. Это позволяет контролировать расходы и перезаключать договоры на страхование при изменениях законодательства.

Теперь немного о размерах оплаты страхования от несчастных случаев. Размер взносов регулируется 825-Н «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска». В нем написано, что величина страховых взносов зависит от категории работников и варьируется от 0.2% от ЗП работника до 8.5%.

Это зависит от «опасности» работы. Так, под последнюю – 32-ую категорию, попадают шахтеры каменного угля, которые добывают его подземным способом. К первой категории относится акклиматизация морских биоресурсов.

Добровольное страхование базируется почти на таком же принципе, но нюансы зависят от страховой компании, с которой заключается контракт. Средние проценты по страхованию сотрудников от несчастных случаев на производстве – от 0.1% до 10% в зависимости от степени риска самого предприятия.

Страховые компании оценивают реальные риски, согласно своим классификациям и на основе этого выносят решение. В большинстве случаев такая страховка обойдется дороже, нежели обязательная.

Еще несколько слов о времени страхования. Работника можно застраховать на все 24 часа, даже во внерабочее время. Но чаще всего применяется производственная страховка. Она включает в себя весь рабочий день, перерывы, а также время в пути до рабочего места + командировки. Второй вариант обходится для предприятия дешевле.

Если произойдет страховой случай, то плательщиком по нему будет выступать ФСС.

Срок выплат может быть разным:

  • Один раз в день;
  • Один раз в месяц;
  • В форме единовременного платежа;
  • Как пособие.

Тарифы по выплатам определяются законодательством РФ. Также выплаты зависят от категории гражданина (лицам с иждивенцами и инвалидам предусмотрены большие по размеру выплаты) и региона, в котором зарегистрирован работник.

В случае смерти работника или тяжелой болезни, выплаты предусматриваются его родственникам. Из суммы зарплаты сумма на страховку не вычитается, она начисляется сверху.

Но сумма страховых взносов считается не по официальной зарплате. Она начисляется согласно всему полученному доходу, в т. ч. премиям, материальной помощи сверх лимита и другим отчислениям, которые используются для формирования налоговой базы.

Размер страховых премий по работникам, утратившим работоспособность в связи с профессиональной травмой или несчастным случаем, учитывает степень потери трудоспособности. Сумма выплаты по страхованию в связи с несчастным случаем также учитывает вину работника. Платежи формируются на основании медицинских документов, которые подтверждают потерю трудоспособности.

Следует оговориться, что зачастую обязательного страхования бывает недостаточно для того, чтобы полностью оплатить лечение от полученных на производстве травм, так как оно четко регламентируется законом, зависит от зарплаты и имеет свой максимум. При этом дополнительное добровольное страхование будет для работника намного предпочтительнее, ведь так он получает возможность на сумму до 3-х месячных зарплат.

Особенности договора страхования

Является недействительным без данных о страховании работников. При этом в договоре необязательно должно быть указано на то, какие выплаты и тарифы начисляются по конкретному работнику. Достаточно общих сведений о том, что работник застрахован в ФСС, ФОМС, и ПФР.

С 2014-го года действует общее правило – в трудовой договор должны вписывать условия труда и класс (подкласс) работника по классификатору 825-Н. Это может сделать только специальная комиссия, которая по результатам экспертизы присваивает каждой должности и сотруднику определенную классификацию, по которой работодатель должен выплачивать работнику необходимые суммы.

Следовательно, начиная с 01.01.2014, в договоры включаются сведения о классах и подклассах условий труда на рабочем месте. Эти данные должно быть действительны на момент заключения договора, в противном случае такое соглашение будет недействительным.

Также обязательным к указанию в трудовом договоре является пункт о гарантиях и компенсациях за работу в тяжелых условиях труда. Обычно это все указывается в 4-ом разделе трудового договора – «Оплата труда и соц. гарантии». Шестой раздел зачастую полностью посвящен социальному страхованию.

Преимущества для сотрудника и работодателя

Теперь поговорим о том, какое преимущество несет страхование для работников и работодателей. Сначала коснемся сотрудников.

Плюсы:

  • Достойная пенсия . Все перечисленные взносы за работников отражаются на их личных лицевых счетах, таким образом, формируя персонифицированный учет в компании. В последующем данные будут учитываться при формировании будущей пенсии.
  • Возможность уйти в декрет и получать достойные пособия . Декретные формируются исходя из доходов матери, а соответственно, чем ниже доходы, и страховые взносы, тем ниже будет сумма пособий.
  • Выплаты при ЧП . Они начисляются работникам предприятия, при возникновении чрезвычайных ситуаций, исходя из их заработной платы.
  • Выплаты в случае болезни . Больничный лист полностью оплачивается.
  • Осознание важности работником . Если работодатель берет на себя ответственность за работника, обеспечивая ему достойное и стабильное будущее, то работник будет осознавать собственную важность в компании.

Мы можем говорить о том, что для работника социальное страхование – один из самых важных аспектов, сравнимый с заработной платой, видом работы и рабочим временем.

Обязательное страхование дает гарантию того, что работодатель будет обязан выплатить денежные средства своему работнику в случае его временной нетрудоспособности. Также рабочие на опасном производстве получают страховку от чрезвычайных ситуаций и профессиональных заболеваний, благодаря которой они смогут получать дополнительные денежные средства, по окончании работы или форс-мажорных случаев.

Еще, можно сказать, что благодаря страхованию, работник понимает свою важность для работодателя. Если руководитель согласен выплачивать белую зарплату, отчисляя все нужные выплаты в различные фонды страхования, это означает, что он заботится о будущем своих сотрудников.

Забота о пенсиях, декретах, болезнях и несчастных случаях на производстве – обеспечение руководителем комфортной работы для своих сотрудников.

А есть ли плюсы в страховании своих работников для работодателя?

Несколько плюсов есть, и самый существенный из них – привлекательность для работника. Одним из основных факторов, которые гарантируют работнику уверенное будущее является соблюдение работодателем всех норм и государственных требований по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию. А это значит, что никаких мыслей и тревог по этому поводу у работников не будет.

Кто-то может сказать, что это весьма незначительный плюс для работодателя. Но, с точки зрения мотивационного механизма, предоставить работникам гарантии – заручиться их поддержкой и лояльностью, а следовательно, и повысить их работоспособность.

Вдобавок к этому можно отметить и прозрачную систему выдачи зарплаты, отсутствие задолженностей, а следовательно, и претензий к компании со стороны налоговых органов и фондов страхования.

Помимо этого, организация, осуществляющая как обязательное, так и добровольное страхование, может предложить своим работникам лучшие условия, нежели компании-конкуренты. Такая возможность позволяет удерживать ценные кадры или дополнительно привлекать новые. Выигрывать в конкурентной борьбе за специалистов – одна из задач грамотной компании.

Страхование медицинских работников

Согласно представленному выше классификатору, все медицинские работники имеют высокую угрозу жизни и здоровью в связи со своей работой. Они постоянно рискуют своими жизнями и здоровьем для того, чтобы спасти других людей. Именно поэтому, функция их страхования полностью ложится на плечи государства.

Для них существуют два вида страхования:

  • Страхование жизни/здоровья;
  • Профессиональное страхование.

Список должностей, которые подлежат обязательному государственному страхованию утвержден постановлением №191. При этом размер выплат при наступлении страхового случая определяется властями путем установления вины сотрудника и его профессиональной квалификации.

Ярким примером страхового случая будет заражение болезнью от своего пациента. Если это будет неизлечимое заболевание вроде инфекции СПИД или ВИЧ, то компенсация будет выплачиваться пожизненно. Если нет, то до выздоровления работника. Но в любом случае учитывается вина и профессионализм работника, которые привели к этому несчастному случаю.

Страхование врачебной ошибки – один из важнейших инструментов на Западе, который переходит в Россию. Он позволяет компенсировать родственникам или пациенту потери в случае ошибки. Застраховать себя от такого случаях может как сам врач, так и медицинское учреждение.

При этом четкой нормативной базы, которая регулировала бы обязательное страхование медицинских работников в России еще нет. Именно поэтому в государственных поликлиниках и больницах персонал редко страхуется, а сами врачи также нечасто прибегают к услугам страховых.

Частные же клиники, наоборот, для повышения своей репутации стараются застраховать как своих работников, так и пациентов. Это позволит предоставить гарантии того, что в случае возникновения происшествия виновное лицо понесет ответственность, а пострадавший получит денежную компенсацию.

Социальное страхование – один из методов государственного регулирования и защиты прав работников. Оно позволяет быть уверенным сотруднику и его родственникам (иждивенцам) в том, что в случае потери трудоспособности они будут получать выплаты, которых хватит на лечение и содержание семьи в период восстановления (или постоянно, в случае полной утраты работоспособности). Получение таких гарантий положительно скажется как на работнике, так и на имидже компании, которая сможет дополнительно привлекать и удерживать работников.

Остается надеяться, что процедура обязательного страхования и её важность как для работников, так и работодателей позволит уйти от серых и черных зарплат в пользу заботы о будущем своих сотрудников. Ведь благодаря этим процедурам страхования сокращается пропасть между работающим населением и нетрудоспособным.

Государственное социальное страхование носит обязатель-ный (принудительный) характер. Другими словами, каждый ра-ботник подлежит государственному социальному страхованию независимо от его желания, при этом не имеют значения ни ме-сто, ни характер работы, ни система и порядок оплаты труда. Работника страхует работодатель, это — его обязанность, ус-тановленная волей государства. Конкретно государственное социальное страхование выражается в уплате соответствующих страховых взносов и получении, согласно установленным пра-вилам, соответствующих видов обеспечения или обслуживания за счет средств государственного социального страхования.

В настоящее время в России известны четыре вида государ-ственного социального страхования, которым соответствуют четыре фонда, аккумулирующих средства социального страхо-вания. Это :

Фонд социального страхования (фонд пособий и некоторых других видов обеспечения и обслуживания, главным обра-зом, работающих);

Все эти фонды организационно обособлены и предостав-ляют гражданам различные виды обеспечения и обслуживания. Объединяет их общий метод образования средств —" взимание страховых взносов в обязательном порядке, в размерах, уста-новленных законом. Все эти фонды централизованные, их сред-ства являются федеральной собственностью. Понятие «государ-ственное социальное страхование» охватывает все четыре фонда социального страхования (рис. 2).

Средства фонда социального страхования РФ расходуются, главным образом, для выплаты различных пособий работаю-щим.

Помимо этого, средства данного фонда расходуются на оп-лату дополнительных дней отдыха, которые предоставляются родителям, имеющим детей-инвалидов с детства, организацию санаторно-курортного лечения и отдыха, в том числе детей, ле-чебного (диетического) питания, мероприятий по внешкольно-му обслуживанию детей.

Рис. 2. Государственное (обязательное) социальное страхование

Выплата пособий, организация иной работы по обеспече-нию за счет средств социального страхования осуществляются предприятиями. Ответственность за своевременность начисления и уплаты взносов, а также правильность расходования средств со-циального страхования несут руководитель и главный бухгалтер.

Для осуществления общественного контроля за проведени-ем работы по социальному страхованию трудовым коллекти-вом создается комиссия по социальному страхованию. Члены ко-миссии избираются также на собрании трудового коллектива.


Средства Пенсионного фонда РФ расходуются на выплаты государственных пенсий, назначенных в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Этот фонд образуется за счет двух основных источников: страховых взносов и ассигнований из федерального бюджета РФ. Назна-чение и выплату пенсий в соответствии с названным законом осуществляют местные органы социальной защиты населения. Необходимые средства для выплаты пенсий выделяются им Пенсионным фондом РФ. Выплата пенсий производится по по-ручениям органов социальной защиты населения отделениями связи либо учреждениями Сбербанка РФ.

Средства государственного фонда занятости населения РФ расходуются на выплату пособий по безработице, компенсаций материальных затрат в связи с добровольным переездом в дру-гую местность для трудового устройства по предложению службы занятости, стипендий в период профессиональной подготовки, по-вышения квалификации, переподготовки по направлению орга-нов занятости и некоторые другие цели.

Фонды обязательного медицинского страхования предна-значены для финансирования страховой организацией меди-цинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами медицинского страхования. Они формируются за счет средств, получаемых от страховых взносов.

Взносы на государственное социальное страхование упла-чиваются предприятиями, отдельными гражданами, исполь-зующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а так-же работниками из своего заработка. Размеры страховых взно-сов в централизованные фонды (их, как указывалось, четыре) разные. Работники уплачивают взносы из своего заработка только в Пенсионный фонд РФ (в другие фонды взносы они не уплачивают).

Рис 3. Виды социального обеспечения

Работникам, а в соответствующих случаях и их семьям, ус-тановлены следующие виды обеспечения по государственному социальному страхованию (рис. 3).

Пособия по временной нетрудоспособности;

Пособия по беременности и родам (для женщин);

Единовременные пособия за постановку на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности;

Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

Пособия по случаю рождения ребенка;

Пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а некоторым категориям работников — также пенсии за выслугу лет;

» пособие на погребение — в случае смерти работника или члена его семьи.

Средства государственного социального страхования исполь-зуются также в установленном порядке на оплату санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания застрахованных, содержание оздоровительных лагерей для их детей, другие мероприятия по государственному социальному страхованию.

Пособие по временной нетрудоспособности (рис. 4) выда-ется при болезни, трудовом или ином увечье, в том числе при бытовой травме, при уходе за больным членом семьи, каранти-не и протезировании.

Пособие по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания выдается в размере полного заработка, а в остальных случаях в размере от 60 до 100 % заработка в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа, числа несовершеннолетних де-тей-иждивенцев и других обстоятельств.

Минимальный размер пособия по временной нетрудоспо-собности устанавливается на уровне 90 % минимальной оплаты труда.

Пособия по беременности и родам выплачиваются в тече-ние всего отпуска по беременности и родам в размере полного заработка.

Схема определения пособий гражданам, имеющим детей, представлена на рис. 5.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком по достижению им возраста полутора лет выдается за время отпуска по такому уходу. Из числа работающих граждан право на это пособие имеют матери (отцы, усыновители, бабушки, дедушки, другие родственники или опекуны, фактически, осуществляющие уход за ребенком). Пособие выплачивается за счет средств государственного социального страхования.

Единовременное пособие при рождении ребенка (усыновлении в возрасте до 3 месяцев) может получить один из его родителей лицо, его заменяющее.

При рождении (усынов-лении) двух и более детей пособие выплачивается на каждого ре-бенка (при рождении мертвого ребенка пособие не выдается). На-значается пособие по месту работы (службы, учебы), а если обра-тившийся за пособием не трудится и не учится, то органом соци-альной защиты населения по месту жительства. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в настоящее время в размере 15-кратного минимального размера оплаты труда, уста-новленного Федеральным законом на день рождения ребенка.

Пенсии работникам и членам их семей назначаются в соответ-ствии с принятым Верховным Советом РСФСР 20 ноября 1990 г. За-коном РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с последующими дополнениями и изменениями.

Все пенсии подразделяют на две группы — трудовые пенсии и социальные пенсии.

Трудовых пенсий, которые устанавливают-ся в связи с трудовой и общественно-полезной деятельностью, засчитываемой в трудовой стаж, различают четыре вида:

По старости;

По инвалидности;

По случаю потери кормильца;

За выслугу лет.

Рис. 4

Рис.5.

Тем гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия.

Пенсионное обеспечение осуществляется государственными органами социальной защиты населения.

Пенсия по старости (рис. 6) устанавливается работникам на общих основаниях: мужчинам — по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, женщинам — по дости-жении 55 лет и при общем стаже не менее 20 лет. Отдельным категориям застрахованных работников пенсия по старости ус-танавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в соот-ветствующих случаях — и при пониженном трудовом стаже. Размер пенсии по старости составляет от 55 до 75 % заработка, в зависимости от продолжительности трудового стажа.

С 1 февраля 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О порядке исчисления и увеличения государст-венных пенсий», предусматривающий переход на принципи-ально новую систему определения размера трудовой пенсии с применением индивидуального коэффициента, который будет выводиться персонально для каждого пенсионера.

Рис.6.

Пенсия по инвалидности устанавливается работникам при наступлении инвалидности вследствие трудового увечья и про-фессионального заболевания, независимо от продолжительно-сти трудовой деятельности, а при наступлении инвалидности вследствие других причин — при соответствующем общем тру-довом стаже, продолжительность которого зависит от возраста застрахованного ко времени наступления инвалидности.

Раз-мер пенсии при полной инвалидности (инвалидность I и II групп) составляет 75 % заработка, а при частичной инвалидно-сти (инвалидность III группы) — 30 % заработка. Минималь-ный размер пенсии при полной инвалидности устанавливается не ниже минимального размера пенсии по старости, а при час-тичной инвалидности — 2/3 минимального размера этой пен-сии. Максимальный размер пенсии при полной инвалидности устанавливается на уровне максимального размера пенсии по старости, а при частичной — на уровне минимального размера такой пенсии.

Пенсия по случаю потери кормильца устанавливается нетрудоспособным членам семьи работника, умершего вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, независимо от продолжительности его трудовой деятельности, а при наступлении смерти вследствие других причин — при соответ-ствующем трудовом стаже. Размер пенсии на каждого трудо-способного члена семьи — 30 % заработка умершего кормиль-ца, при этом минимальный размер пенсии равен 2/3 минималь-ного размера пенсии по старости, а максимальный размер ра-вен минимальному размеру пенсии по старости.

Наряду с пенсиями по старости, по инвалидности и по слу-чаю потери кормильца назначаются и выплачиваются отдель-ным категориям работников пенсии за выслугу лет.

В случае смерти застрахованного работника или члена его семьи за счет средств государственного страхования выдается пособие на погребение. Размер пособия на погребение устанав-ливается Федеральным законом «О погребении и похоронном деле». Этот закон предусматривает не только выплату социаль-ного пособия на погребение, но и устанавливает гарантирован-ный перечень услуг по погребению, которые предоставляются специализированной службой по вопросам похоронного дела тем, кто изъявит желание воспользоваться ее услугами.

Сумма социального пособия на погребение или возмещение стоимости услуг специализированной службы не может превы-шать 10-кратного минимального размера оплаты труда. Социаль-ное пособие на погребение выплачивается в случае, если погребе-ние умершего лица осуществляется за счет собственных средств граждан. Гражданам, получившим гарантированный перечень ус-луг по погребению, социальное пособие не выплачивается.

Выплата социального пособия на погребение или возмеще-ние стоимости услуг по погребению специальной службе по во-просам похоронного дела производится предприятием, органи-зацией (страхователем) в счет начисленных страховых взносов.

Обязательное социальное страхование — в чем его суть

Обязательное социальное страхование — это один из инструментов государства, направленный на обеспечение соцзащиты населения. Суть социального страхования заключена в страховании трудоустроенных граждан от вероятного изменения в отрицательную сторону финансового или социального статуса. На общегосударственном уровне это выражается в принятии комплекса мер, направленных на уменьшение/возмещение негативных последствий от перемен в жизни граждан, связанных с выходом на пенсию, болезнью, рождением ребенка и т. д.

Социальное страхование дает гражданам право на получение определенных выплат (так называемое страховое обеспечение). К выплатам по социальному страхованию относятся:

  • оплата медпомощи;
  • пенсия по достижении возраста;
  • пенсия инвалидам;
  • пенсия, связанная с потерей кормильца;
  • выплата по больничному листу;
  • выплата в связи с несчастным случаем на рабочем месте или профзаболеванием;
  • выплаты по беременности и родам;
  • выплата, связанная с ранней постановкой на учет по беременности;
  • пособие по уходу за ребенком;
  • разовая выплата при рождении ребенка;
  • соцпособие на погребение.

При этом процедура получения выплат в области социального страхования максимально приближена к реалиям жизни и нацелена прежде всего на удобство граждан. В связи с этим при наступлении обстоятельств, дающих право на получение выплат, которые предусматривает социальное страхование, гражданину не требуется обращаться в специализированные службы. Денежная компенсация производится по месту работы на основании представленных документов. Не страдает при этом и работодатель, так как все произведенные им в рамках социального страхования траты восполняются ему из бюджета государства.

Правоотношения, касающиеся обязательного социального страхования, возникают:

Не знаете свои права?

  • у страховщика (службы соцстраха) — со дня регистрации страхователя;
  • у трудоустроенных граждан и их нанимателей — в момент оформления трудового договора;
  • у индивидуальных предпринимателей — со дня уплаты ими взносов;
  • у прочих страхователей — со дня регистрации их в соцстрахе.

Законодательство об обязательном соцстраховании

Базовым законодательным документом, регулирующим деятельность по социальному страхованию, является Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ. Он раскрывает и координирует начальные положения о социальном страховании, не углубляясь в детали. Отдельные же виды взаимоотношений в этой области подробно регламентируются различными законами федерального уровня, посвященными многим жизненным обстоятельствам, которые затрагивает социальное страхование.

В частности, к актам законотворчества, восполняющим знания о том, что такое социальное страхование, можно отнести:

  1. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ.
  2. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
  3. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12.2001 № 167-ФЗ.
  4. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ.

Как видите, социальное страхование так или иначе касается многих естественных житейских ситуаций и служит реальной поддержкой со стороны государства для тех, кто в этих ситуациях оказался.

      Понятие системы обязательного социального страхования (ОСС) и ее современное состояние

Сформированные в начале 1990-х гг. основы обязательного социального страхования в ходе рыночных реформ получили дальнейшее развитие. За эти годы в страховой форме социальной защиты населения осуществлены крупные изменения (как со знаком плюс, так и со знаком минус): с 1 января 2002 г. введена новая система пенсионного страхования, радикально изменившая порядок и условия пенсионного обеспечения в России. Существенные изменения с введением единого социального налога вместо страховых взносов внесены в механизм формирования финансовой базы социального страхования. Осуществлен переход к обязательному страхованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, но при этом было ликвидировано обязательное социальное страхование безработицы и т. д.

Однако в целом можно отметить, что к настоящему времени в России сложилась и действует определенная национальная система социального страхования. Бесспорно, она далека от совершенства, но она есть и, хорошо или плохо, это другой вопрос, обеспечивает социальную защиту от социальных и профессиональных рисков, носящих массовый характер. Эта реально существующая система социального страхования и составит предмет нашего изучения. При этом принципиальное значение имеет понимание этой системы не как совокупности независимых друг от друга ее элементов, просто механически объединенных, а понимание ее как некой органической целостности. Можно по-разному оценивать степень (уровень) этой целостности, но отрицать ее невозможно. Проявляется и обеспечивается такая целостность определенными качествами и свойствами действующей системы социального страхования.

Действующей системе обязательного социального страхования присущи определенные качества (свойства), структура, система управления. Она опирается на соответствующую финансовую и законодательную базу. Что касается ее свойств, то здесь следует иметь ввиду следующее: важно не само по себе их перечисление, а реальная оценка состояния каждого из них. Это позволит понять характер действующей системы социального страхования, ее соответствия сущности и принципам социального страхования. К числу свойств системы социального страхования относятся:

1. Целостность системы. Можно с полным основанием сказать, что действующая в России система социального страхования органической целостности не достигла ни с точки зрения необходимого уровня взаимодействия, ни с точки зрения полноты охвата социальным страхованием социальных и профессиональных рис-ков, носящих массовый характер (достаточно сказать, что не охвачено обязательным социальным страхованием страхование безработицы).

2. Сложность системы. Бесспорно, действующая в России система социального страхования является одной из наиболее сложных страховых систем. Обусловлено это тем, что наряду с включением в нее страхования рисков, носящих массовый характер, государство внесло и множество социальных обязательств, не имеющих никакого отношения к страховой форме социальной защиты населения, и которые должны финансироваться за счет средств бюджета. Кроме того, на фонды социального страхования возлагаются и другие, не свойственные им функции. Так, с 2005 г. в связи с монетизацией льгот они осуществляют ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) взамен натуральных льгот.

3. Экономичность системы. Данное свойство отражает уровень и динамику затрат на обеспечение деятельности фондов социального страхования. Они включают в себя расходы на: 1) содержание аппарата фондов и обеспечение условий его деятельности; 2) международную деятельность; 3) подготовку и переподготовку кадров; 4) научно-исследовательскую работу; 5) пересылку пособий; 6) собственное строительство и др. Осуществляются эти расходы за счет страховых взносов. Государство на эти цели средства не выделяет. Поэтому, естественно, фонды социального страхования должны стремиться к их минимизации. Уровень таких расходов у них разный. Так, в 2006 г. в бюджетах фондов расходы на эти цели были предусмотрены: ПФР - 3,29%, ФСС - 5,3%, в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС)- 1,6%. Относительно низкий их удельный вес в ФФОМС объясняется тем, что в его расходы не входят затраты на финансовое и материальное обеспечение деятельности территориальных фондов ОМС.

4. Финансовая устойчивость системы. Данное свойство отражает способности системы устойчиво выполнить финансовые обязательства перед застрахованными. Оно для системы обязательного социального страхования является одним из важнейших. С ним напрямую связана регулярность выплачиваемых страховых пособий, сохранение их от инфляционного обесценивания, не допущение снижения расходов на социальное обеспечение застрахованных. Эти качества в значительной степени определяются обоснованностью страховых тарифов, социально-экономической политикой государства, состоянием администрирования страховых взносов. В целом говорить о финансовой устойчивости системы социального страхования в России сегодня нет оснований. И немалую отрицательную роль здесь играет государство. Снижение в 2005 г. ЕСН привело к дефициту бюджетов обязательного социального страхования по оценке экспертов порядка 300 млрд руб. Покрыть этот дефицит государство вынуждено было за счет средств федерального бюджета. Дополнительные доходы бизнеса в размере 280 млрд руб. в результате сокращения страховых взносов в фонды социального страхования, были обеспечены за счет всего населения, как застрахованного, так и незастрахованного. К финансовой неустойчивости системы ОСС ведет и система льготных тарифов страховых взносов для отдельных категорий граждан (фермеров, индивидуальных предпринимателей и др.) или вообще освобождение от уплаты страховых взносов целого ряда организаций (МВД, МЧС, ФСБ и т. д.). В настоящее время примерно за 13% застрахованного населения уплачивается тариф в пониженном размере.

5. Надежность системы заключается в ее способности сохранять длительное время неизменными юридические нормы, условия и порядок страхования, финансирования и другие нормативы деятельности. Действующая система характеризуется тем, что в ней еще не устоялись законодательные нормы и нормативы, регулирующие права застрахованных, условия, порядок и нормы их страхового материального обеспечения, правовой статус самих фондов социального страхования, функционирование финансового механизма и т. д. Следствием этого являются постоянные изменения условий и порядка страховой защиты застрахованных. Так, в течение 12 последних лет они трижды радикально менялись в пенсионном страховании, неоднократно уменьшались размеры страховых выплат в Фонде социального страхования, уже длительное время сокращается объем и качество медицинских услуг населению по обязательному медицинскому страхованию. Все это позволяет сделать вывод о крайней ненадежности социального страхования в России. Не способствуют надежности системы ОСС и некоторые действия Правительства РФ (например, порядок сбора страховых взносов налоговыми органами), связанные с финансовой деятельностью страховых внебюджетных фондов.

6. Адаптивность системы. Под адаптивностью системы понимается ее способность приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности. Нужно сказать прямо, что действующая система обязательного социального страхования России способна достаточно оперативно реагировать на изменения социально-экономических условий. Так, ей удалось довольно быстро (хотя и не без финансовых потерь) преодолеть дефолт 1998 г. В то же время федеральный бюджет оказался не в состоянии выполнять свои финансовые обязательства, финансовая система просто рухнула.

7. Структурная стабильность системы. Структурная стабильность системы предполагает неизменность создаваемых организационных структур, наличие у нее иммунитета против необоснованных их реорганизаций и изменений. В целом, за исключением ликвидации страхования безработицы в 2001 г. и введения страхования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в 2000 г.), структура системы обязательного социального страхования в России оставалась неизменной. Крупномасштабных перемен и реорганизаций (типа слияния фондов социального и медицинского страхования удалось за эти 15 лет избежать.

8. Единое правовое и социальное пространство действия системы. Единое правовое и социальное пространство действия системы понимается как обязательное социальное страхование, осуществляемое на всей территории страны на единой законодательной базе и что из него выведены все не страховые формы социальной защиты. До настоящего времени это свойство в российской системе ОСС должного развития не получило. Это в первую очередь относится к обязательному медицинскому страхованию. В нем действуют разные модели медицинского обслуживания населения, начиная от страховых и кончая сохранением предоставления бесплатных медицинских услуг без уплаты страховых взносов, т. е. по аналогии с до перестроечным периодом. Что касается законодательной базы обязательного социального страхования, то она похожа на "лоскутное" одеяло, где одновременно уживаются и законодательные акты, и нормы социального страхования, и нормы социального обеспечения, перекочевавшие из советского прошлого в рыночное настоящее.

1.2. Уровень и качество обязательного страхового обеспечения

Характеристика действующей системы ОСС будет неполной без ответа на вопрос об уровне и качестве страховой формы защиты застрахованных граждан. Более того, для ее оценки это имеет ключевое значение. Для оценки уровня материального обеспечения по праву социального страхования используется целый ряд показателей: соотношение получаемых страховых выплат с прожиточным минимумом; коэффициент замещения утраченного заработка страховым пособием при наступлении страхового случая; темпы роста размера страховых выплат; доля расходов на социальное обеспечение в ВВП и в государственном бюджете и др.

Что касается уровня и качества страхового обеспечения работников, то следует сказать прямо, что, во-первых, он пока очень невысокий, а, во-вторых, резко отстает от стран с социально ориентированной рыночной экономикой.

Возьмем показатель соотношения среднего размера пенсии с прожиточным минимумом пенсионера. В последние годы средний размер пенсии был или на уровне, или чуть выше ПМП, или ниже ПМП - т. е. ниже черты бедности, о чем наглядно свидетельствуют данные табл. 1.

Таблица 1

Соотношение среднего размера пенсии и прожиточного минимума пенсионера, в %

Еще хуже обстоит дело с соотношением минимальной пенсии с прожиточным минимумом пенсионера. В 2008 г. оно составляло 35,7% ПМП. В среднесрочной перспективе в результате повышения размеров пенсий соотношение между средней трудовой пенсией и ПМП к 2014 г. прогнозируется повысить до 126,5%. К этому же времени намечается довести минимальный размер пенсии до прожиточного минимума. Одним из ключевых показателей уровня пенсионного обеспечения является коэффициент замещения (Кз) страховой выплатой (пенсией) утраченного заработка. Он используется как для оценки динамики изменения материального положения пенсионеров по сравнению с работающими гражданами, так и для сравнения этого показателя по регионам и странам. По своему экономическому содержанию он характеризует, какая доля утраченного заработка при наступлении страхового случая возмещается страховым пособием. В пенсионном обеспечении Кз в 2008 г. составлял 35%, к 2009 г. снизился до 28%, а в 2011 г. снизился до 26% заработка. Следствием такого положения является то, что материальное положение большинства работников при выходе на пенсию снижается в 3-6 раз. Социологические исследования свидетельствуют, что почти у 90% пенсионеров размера их пенсии недостаточно для покупки одежды и обуви, у 60% - не хватает пенсии для приобретения необходимых лекарств. В 2008 г. у 40% пенсионеров абсолютный размер пенсии находился ниже ПМП. Все это ведет к изменению их социального статуса, вызывает угрозу через 2-3 года после выхода на пенсию стать просто нищими. Даже высококвалифицированные специалисты с заработком 30-40 тыс. руб. в месяц при выходе на пенсию могут рассчитывать на ее размер порядка 3,5-5 тыс. руб., что снижает их уровень потребления в 8-10 раз.

Хроническое недофинансирование обязательного медицинского страхования (в 2-2,5 раза меньше необходимого размера средств на него), ведет к низкому качеству медицинских услуг. Так, финансирование в последние годы базовой программы ОМС лишь на 40% от потребностей, привело к тому, что система ОМС оказалась не в состоянии обеспечить гарантированное Конституцией РФ бесплатное получение качественных медицинских услуг застрахованными гражданами России.

Фонд социального страхования, испытывая дефицит средств, вынужден был ввести ограничения по выплате пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам (в 2009 г.- не выше 15 тыс. руб., ранее- еще меньше). При зарплате в 30 тыс. рублей, застрахованный получает лишь 50% своей зарплаты, хотя по закону при временной нетрудоспособности она должна составлять порядка 100%. Длительное время не повышались очень низкие размеры пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет (в 2009 г. они повышены лишь до 700 руб. в месяц, а ранее их размер составлял 200, потом 500 руб.) (в 2008 г. это составляло 20,8% ПМ).

Практически ликвидировано санаторно-курортное оздоровление работников и членов их семей за счет средств ФСС. В настоящее время ФСС осуществляет санаторно-курортное лечение в основном лишь льготных категорий граждан (инвалидов и участников ВОВ, ветеранов боевых действий; членов семей погибших (умерших) инвалидов войны; участников ВОВ и ветеранов боевых действий, блокадников Ленинграда, детей-инвалидов и других категорий за счет средств бюджета.

Что касается санаторно-курортного лечения за счет средств ФСС, то оно связано только с долечиванием по четырем видам заболеваний, а также после тяжелых травм и профзаболеваний. Если оценить существующий уровень социальной защиты, то можно констатировать, что сегодня он резко отстает от международных стандартов (табл. 2).

Таблица 2

Размеры социальных гарантий застрахованным, в % от размера заработной платы

Виды выплат

Россия на начало 2009 г.

Международные стандарты конвенции МОТ

Средние размеры -30% после 40 лет уплаты взносов

Минимальные-40% после 30 лет уплаты взносов

Пособия по временной утрате трудоспособности

Средние размеры-50-80%

Минимальные- при наличии нждевенцев 55%

Гарантии оказания медицинской помощи и компенсации расходов на оплату лекарств

79%- при амбулаторном лечении; 100%- при стационарном лечении

Такие низкие показатели уровня социальной защиты населения во многом объясняются недостатком выделяемых ресурсов на обязательное социальное страхование. Особенно четко это просматривается при сравнении расходов на социальное обеспечение в странах Центральной и Западной Европы, США и России. Соответствующие данные приведены в табл. 3.

Таблица 3

Совокупные уровни расходов на социальное обеспечение на конец 2008 года

Общие расходы на социальное обеспечение, в % от ВВП

В том числе

на пенсии

На медицинскую помощь

Страны Западной Европы

Страны Центральной Европы

Как следует из приведенных данных, к началу XX столетия в европейских странах расходы на социальное обеспечение достигли 25% ВВП, в США - 18%, в странах с переходной экономикой Центральной Европы - 17%, а в России - чуть более 10%. Следует особо подчеркнуть, что это расходы государства в целом на социальное обеспечение, куда входят наряду с расходами на социальное страхование и социальные расходы пособия по безработице, социальные пенсии и др. Что же касается собственно доли затрат на социальное страхование в ВВП, то она колеблется на уровне 7-8%.

Столь высокие финансовые ресурсы социального страхования в странах Западной Европы и США позволяют обеспечивать и высокие жизненные стандарты, и уровни защиты застрахованных. Достаточно сказать, что размер пенсий составляет 65-75% от заработной платы работников при их выходе на пенсию.

Все это означает, что в России потенциал социального страхования еще только формируется. Расходы на социальное страхование в процентах к ВВП за последние 5 лет по годам представлены в табл. 4.

Таблица 4

Расходы внебюджетных фондов социального страхования (% к ВВП)

При этом размер отечественного ВВП в расчете на одного работника составляет от 1/10 до 1/5 соответствующего показателя по развитым странам.

Следствием этого является и размер пенсий в России, составляющий 28% и ниже от размера предшествующей заработной платы, которая, в свою очередь, в 5~6 раз меньше по сравнению со средними размерами заработной платы в целом по ЕС.

Вместе с тем имеются и другие факторы, обусловливающие низкую эффективность действующей системы социального страхования. К ним относятся: использование в рамках социального страхования значительного объема средств для социальной помощи лицам, не имеющим прав на страховые выплаты, незаинтересованность работников и работодателей в развитии социального страхования, низкий уровень оплаты труда и т. д.

1.3. Структура системы ОСС и основные направления ее осуществления

Действующая система социального страхования России, как и любая иная система, определенным образом структурирована. Она включает в себя следующие направления обязательного социального страхования.

Пенсионное страхование, которое осуществляет страхование от риска материальной необеспеченности в связи с прекращением трудовой деятельности по старости, инвалидности, потере кормильца. В качестве страховщика в данном виде страхования выступает Пенсионный фонд России (ПФР);

Страхование временной нетрудоспособности, именуемое как "социальное страхование". Это не совсем корректное название, но так сложилось исторически. Данный вид страхования страхует от риска материальной необеспеченности в случае временного выпадения из трудового процесса по болезни, беременности, родам и т. д.

Роль страховщика выполняет Фонд социального страхования (ФСС РФ).

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В этом случае страхуется риск материальной необеспеченности в связи с невозможностью участвовать в трудовом процессе из-за производственной травмы или профессионального заболевания, а также необходимости покрытия затрат на лечение, реабилитацию, протезирование и т. д.;

Страховщик - Фонд социального страхования Российской Федерации;

Обязательное медицинское страхование, которое оно осуществляет страхование от рисков отсутствия средств для оплаты медицинских услуг, восстановления здоровья и трудоспособности (ФФОМС).

В качестве страховщика здесь выступают федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Организационно эти три направления обязательного социального страхования представлены тремя государственными внебюджетными страховыми фондами: Пенсионным, Социальным и фондами обязательного медицинского страхования. В свою очередь, для каждого фонда законодательно установлены виды социальных и профессиональных рисков, подлежащие страхованию каждым из этих фондов, а также размеры тарифов по уплате страховых взносов для каждого из этих фондов.

Наряду с рассмотренными фондами ОСС в действующую национальную систему России входят добровольное социальное страхование, корпоративное и частное и также неразвитые формы обязательного негосударственного социального страхования: территориального (страхование населения территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) и профессионального (страхование людей работающих в особо вредных и опасных условиях труда: список № 1, № 2).

Вывод: Если подвести некоторый итог, то можно констатировать: основные свойства действующей в России системы ОСС находятся еще в неразвитом состоянии, что, во-первых, естественно снижает ее эффективность, а во-вторых, предполагает необходимость создания соответствующих условий для их развития и совершенствования.

Социальное страхование в РФ - это комплекс мероприятий, обеспечивающий материальную поддержку граждан в период нетрудоспособности за счет бюджетных средств. Социальное страхование в РФ доступно как работающим, так и неработающим гражданам, а также ИП. Последним для оплаты больничных листов требуется заключить договор с ФСС и периодически перечислять взносы. Виды выплат, их размер могут зависеть от статуса физических лиц. Наиболее обширен спектр поддержки для работающих лиц.

Что такое государственное социальное страхование

Государство обеспечивает гражданам некоторые выплаты в качестве социальных гарантий для поддержания их материального положения. Социальное страхование в РФ - это обеспечение населения пособиями за счет средств бюджета в периоды наибольшей социальной незащищенности. Среди предусмотренных государством можно выделить следующие виды обязательного социального страхования :

  1. Оплата периода временной нетрудоспособности, в том числе в период беременности и родов. На это имеет право работающее население при предоставлении больничных листов. Больничные листы выдаются не только в случаях заболеваний самих сотрудников, также они предоставляются при необходимости ухода за больными детьми и прочими нетрудоспособными родственниками.
  2. Выплаты при наступлении несчастных случаев на производстве. Компенсируют полученные работниками увечья при выполнении трудовых обязанностей.
  3. Перечисление единовременных сумм при рождении ребенка, в случае постановки на учет на ранних сроках беременности.
  4. Выплаты по уходу за ребенком до 1,5 лет.
  5. Пособие при усыновлении.
  6. Пособие на погребение.

В целях обеспечения дальнейших возможных затрат по нетрудоспособности за своих сотрудников работодатели периодически производят отчисления в фонды. Процент перечислений зависит от видов деятельности, условий труда.

На некоторые виды пособий вправе претендовать лишь работающие граждане. Согласно ст. 183 ТК РФ, работодатель обязан материально компенсировать своим сотрудникам периоды их вынужденной нетрудоспособности в связи с заболеванием, уходом за больными родственниками, больничным листом во время беременности и родов. Размер перечислений зависит от стажа работника и его заработков.

Более подробную информацию о размерах выплат по больничным листам см. в материале .

Такие виды социального страхования в РФ, как выплаты по уходу за детьми до 1,5 лет, единовременные суммы, связанные с рождением ребенка, пособие на погребение, доступны и неработающим гражданам. Однако, в отличие от работающих лиц, размер выплат будет минимален, в то время как трудоспособное население вправе претендовать на некоторые суммы пособий (по уходу за ребенком до 1,5 лет), размер которых рассчитывается исходя из заработка. Минимальные же суммы могут меняться в зависимости от действующих районных коэффициентов к заработной плате. Кроме того, регионы вправе сами устанавливать дополнительные социальные пособия, регулируя периодичность их выплат и целенаправленность.

Более полную информацию о размере детских выплат можно получить в материале .

Принципы социального страхования

Федеральный закон РФ от 16.07.1999 № 165-ФЗ (в ред. закона 05.03.2004 № 10-ФЗ) содержит принципы соцстрахования граждан страны. Среди них выделяют следующие:

  1. Доступность соцстрахования для всех граждан (застрахованных лиц).
  2. Соблюдение прав работников вне зависимости от финансового состояния работодателя-страховщика.
  3. Наличие обязанности по уплате взносов всеми страхователями.
  4. Ответственность за использование внебюджетных средств, выделяемых на соцстрахование физлиц.
  5. Государственный контроль за исполнением обязательств по соцстрахованию граждан.
  6. Финансовая независимость системы страхования в стране.

Одним из принципов правового регулирования отношений между работником и руководством в соответствии со ст. 2 ТК РФ также считается обязательное возмещение вреда сотруднику, полученного в ходе выполнения трудовых обязанностей.

Большую часть расходов по обеспечению населения социальными пособиями берет на себя государство. Оно восполняет работодателю потраченные ранее средства на выплату больничных листов и прочих компенсаций работникам. На руководство возлагается обязанность по начислению пособий за счет собственных средств лишь за первые 3 дня болезни самого сотрудника.

Периодические отчисления взносов в бюджет напрямую зависят от уровня доходов работающих лиц. Выплаты пособий (больничные листы, по уходу за ребенком до 1,5 лет) также зависят от предыдущих размеров зарплат.

Обязательное страхование от несчастных случаев

Конституция РФ гарантирует право не только на труд, но и на приемлемые условия работы, отвечающие принципам безопасности сотрудников во время исполнения трудовых обязательств. При возникновении несчастных случаев на производстве работники вправе рассчитывать на получение компенсации по возмещению ущерба и реализацию права на социальное страхование.

Согласно положениям ст. 219 ТК РФ, граждане на время трудовых отношений имеют следующие права:

  • трудиться в оборудованном по всем правилам безопасности рабочем месте;
  • иметь доступ к достоверной информации о порядке охраны труда на рабочем месте, возможных производственных рисках;
  • получить необходимые средства защиты от руководства;
  • проходить обучение по обеспечению безопасности на рабочем месте за счет работодателя;
  • отказаться от выполнения работ, если они нарушают требования по безопасности труда;
  • рассчитывать на компенсацию при наступлении несчастных случаев.

Обеспечение безопасности сотрудников гарантируется обязательным социальным страхованием, связанным с риском возникновения профзаболеваний и несчастных случаев. Подобный вид мер является одним из видов социального страхования, который регулируется нормами Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Что обеспечивает социальное страхование от несчастных случаев на производстве

Субъектами страхования от несчастных случаев выступают страхователь, страховщик и застрахованные лица, где страховщиком является ФСС, страхователем - работодатели, а застрахованными лицами - наемные работники. К последней категории лиц относятся выполняющие работу на основании трудовых и гражданско-правовых (если предусмотрена условиями соглашения обязанность по перечислению страховых взносов) договоров сотрудники, в том числе лица без гражданства и иностранцы.

Закон № 125-ФЗ предоставляет работникам следующие гарантии:

  • обеспечение соцзащиты застрахованных лиц;
  • оплата дополнительных медицинских расходов, связанных с наступлением несчастных случаев на производстве, возмещение вреда вследствие травм, полученных при выполнении трудовых обязанностей;
  • оплата последующих расходов на профреабилитацию;
  • повышенное внимание к мерам, предупреждающим наступление несчастных случаев при выполнении трудовых обязанностей.

Более подробную информацию о размере компенсации нетрудоспособности можно прочесть в материале .

Право на получение компенсации наступает с первого дня подтверждения страхового случая. В случае смерти застрахованного выплаты, согласно ст. 7 закона № 125-ФЗ, получают иждивенцы, дети, члены семьи (в том числе родители и супруги умершего). Сроки выплат в таких случаях разные:

  1. Несовершеннолетние вправе претендовать на компенсацию вплоть до достижения ими возраста 18 лет.
  2. Инвалиды - на весь период инвалидности;
  3. Родственники пенсионного возраста - пожизненно.
  4. Обучающиеся дети - до окончания получения образования, но не позже 23-летнего возраста.
  5. Прочие лица - в соответствии с законом № 125-ФЗ.

При некоторых обстоятельствах несчастные случаи на производстве не квалифицируются как страховые ситуации. Так, согласно ст. 229.2 ТК РФ, алкогольное, токсическое, наркотическое и другие виды опьянения сотрудников, а также совершение самими работниками противоправных действий, повлекших по неосторожности причинение ущерба здоровью и жизни, не определяются как несчастные случаи на производстве.

Итоги

Социальное страхование в РФ призвано дать гражданам некоторые гарантии в виде денежной компенсации в случаях наступления нетрудоспособности, рождения детей, обеспечивает компенсационные выплаты при наступлении несчастных случаев на рабочем месте. Другие функции соцстрахования - предотвращение неблагоприятных ситуаций, повышение мер безопасности по охране труда, защита прав сотрудников на обеспечение мер, исключающих несчастные случаи при исполнении трудовых обязанностей.