Октябрята. Наших правил ровно пять — мы их будем выполнять. Что в ссср делали пионеры, как принимали в комсомол и кто такие октябрята? День октябренка когда празднуется

Советские граждане отлично знали, что такое октябрятский значок. Но для современной молодежи это понятие чаще всего незнакомое. В статье подробно расскажем о данном символе.

Что такое октябрятский значок. Его внешний вид

В детей 7-10 лет принимали в октябрята. Так назывались члены детской организации, задачей которой было увлечь ребятишек интересными делами и общественной жизнью. Каждый участник этой организации носил специальный октябрятский значок. Его прикалывали слева на груди (у сердца) на пиджак, рубашку, свитер, платье, школьный фартук, кофту. Часто октябрята носили значки не только в школе, но и дома.

Повзрослевших ребят из октябрят принимали в пионеры, а после - в комсомольцы. Этот путь - октябренок - пионер - комсомолец - старались пройти все сознательные школьники, это было очень почетно.

История знаменитой звездочки

Первые отряды из младших школьников появились в 1923 году. Тогда же советский художник Пархоменко создал эскиз значка октябрят. Он выглядел как пятиконечная звезда рубинового цвета, внутри на белом фоне - изображение маленького кудрявого Володи (Ленина). Эскиз был настолько удачным, что эволюция октябрятского значка не состоялась: и через 25, и через 35, и спустя 55 лет он выглядел так же.

Единственное изменение внесли литовские художники: они добавили по трилистнику между лучами звездочки и надпись вокруг фото на литовском - "Октябрята — внуки Ленина".

Всего выпускалось два вида значков: металлические (методом штамповки, были запущены в массовое производство) и пластмассовые (эксклюзивные значки, были редкостью даже в СССР).

"Внучата Ильича", или Кто имел право носить этот значок

Сейчас многие спорят о целесообразности данной организации, критикуют ее идеологический подтекст, говорят о том, что детям навязывали коммунистически-большевистскую философию жизни. Но нельзя оспорить и тот факт, что детей учили быть честными, смелыми, ответственными, трудолюбивыми, любить свою Родину. Об этом свидетельствуют девизы. Только ребята "правдивые и смелые, ловкие, умелые", те, кто "дружно играют и поют, весело живут" имели право носить октябрятский значок.

"Внучата Ильича" учили наизусть правила октябрят, которые состояли из нескольких четверостиший. Каждое начиналось такими словами:

  • "Мы активные ребята...";
  • "Мы отважные ребята...";
  • "Мы прилежные ребята...";
  • "Мы правдивые ребята...";
  • "Мы весёлые ребята..."

Сегодня бы сказали, что октябрята - это был определенный государственный бренд, в развитие которого Советы вкладывали огромные средства с целью вырастить достойное молодое поколение.

Где сейчас можно купить значок октябрят

Октябрятский значок, фото которого есть в статье, - желанный артефакт для многих фалеристов (тех, кто собирает значки, ордена, медали, другие Цена значка зависит от даты изготовления. Новые, которые штампуют современные заводы, стоят дешево - от 100 рублей. А вот настоящие советские значки стоят намного дороже - до 1000 рублей и больше. Примерная цена пластикового октябрятского значка довоенного периода составляет 4,5-5,0 тысяч долларов США. Главное - убедиться в подлинности этого нагрудного знака.

Классный час «Октябрята – дружные ребята»

Здравствуйте, ребята.

С егодня я расскажу вам, кто такие "октябрята", по каким правилам они живут, почему их так называют - "октябрята".
И еще расскажу именно о объединении "октябрят", потому что скоро мы для вас организуем и проведём Праздник "Октябрятской звездочки". В торжественной, праздничной обстановке вручим октябрятскую звездочку и присвоим Вам звание "октябрёнок". Согласны?
Кто же такие "октябрята"? Это ребята 2-4-х классов, которые являются не просто школьниками, а многочисленной дружной группой маленьких граждан нашей большой страны. В какой стране мы живём? (России) И вот вы уже являетесь гражданами нашей страны.
"Октябрята" - это ребята, которые хотят узнать окружающий мир. "Октябрята" - это ребята, которые хотят научиться жить среди других людей: в семье и в школе, научиться общаться с людьми в разных жизненных ситуациях.

А сейчас, ребята, послушайте внимательно легенду об октябренке :

В далекие-далекие таинственные времена жили такие же дети как вы – храбрые, отважные и любопытные. Они жили в чудесной стране среди зеленых лесов, синих озер и рек. Одно у них было плохо – они не могли покидать свой город, потому что дорог еще не было, только редкие тропинки, которые не уходили дальше знакомого леса. И никаких знаков, которые бы вели домой, не было…

Но однажды осенью, в октябре, когда звёзды на небе самые высокие, ночное синее небо прочертила падающая звезда. Она была совсем маленькая и упала прямо в город, на одну из площадей. Любопытные и храбрые жители с удивлением рассматривали звездочку, которая сияла теплым ярким золотистым светом. Этот свет освещал весь город и ярким лучом бил в ночное небо. Прошло много времени, жители привыкли к ночному звездному свету, а звезда за это время ни чуточки не погасла.

И тогда храбрые и любопытные дети города решили отправиться в путешествие в невиданные земли. Они разбились на несколько отрядов, и пошли каждый в свою сторону света. Каждый вечер они оглядывались назад и видели над верхушками деревьев луч звездочки, которая светилась также ярко, как раньше. Их путешествия длилось много дней. Они встречали на пути опасные испытания, тайны, загадки, приключения и, конечно, новых друзей. В пути они учились узнавать мир вокруг себя через свои собственные дела. А возвращались они в свой город на свет звезды, и тогда рассказывали другим детям интересные истории о далеких странах, и новые отряды маленьких храбрецов отправлялись в чудесные экспедиции.

Много лет спустя звезда начала гаснуть. Погасшая звезда стала символом начала всех дорог, которые к тому времени проложили жители города вовсе страны мира, а храбрых отважных детей – октябрятами.

Вам понравилась эта история?

А вы бы хотели стать такими смелыми и отважными как октябрята?

Тогда я вам хочу предложить стать октябрятами

Октябренок – это маленький смелый первооткрыватель. Он готов идти по новым дорогам и узнавать много нового, справляться с трудностями, участвовать в приключениях. Его жизнь полна интересный встреч, добрых дел и открытий!..

Рассказ о создании групп октябрят, их правила.

А начнем мы свой рассказ с показа школьной формы советского образца, которую носили ваши родители. Показ формы. Эта форма праздничная, так как во время каких-либо праздников девочки одевали белый фартук. А каждый день носили вместо белого фартука черный. Здесь также показаны некоторые учебники того периода.

Рассказ о октябрятах

Понятие «октябрята » возникло в 1923-24 гг., когда в стали появляться первые группы октябрят, в которые принимались дети - ровесники Великой Октябрьской социалистической революции, которая произошла в 1917 г. И как раз на момент появления термина «октябрята» им исполнилось 7 лет.

Группы октябрят создавались в первых классах школ и действовали до вступления октябрят в пионеры и образования пионерских отрядов. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок - пятиконечная рубиновая звезда с портретом Ленина в детстве.(руководитель государства того времени в детстве) Давайте найдем эти значки на ваших столах.. Символом группы был красный октябрьский флажок (картинка ). Группа октябрят состояла из нескольких подразделений, называемых «звёздочками», каждая из которых включала обычно по 5 детей - символ пятиконечной звезды. (Картинка звезды и посчитать концы .)

Сделать вывод . В звёздочки дети объединялись с учётом их пожеланий, взаимных интересов и дружеских связей. Во главе звёздочки стоял командир. Каждый октябрёнок имел постоянное поручение, которое чаще давалось на одну неделю.

Для октябрят были установлены правила: эти правила читают сами дети НАПЕЧАТАТЬ

* Октябрята - будущие пионеры.

* Октябрята - прилежные ребята, любят школу, уважают старших.

* Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.

* Октябрята - правдивые и смелые, ловкие и умелые.

* Октябрята - дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Каждый октябрёнок должен был соблюдать эти правила в повседневной жизни. Нарушители могли подвести своих товарищей по «звёздочке» - так назывались малые группы октябрят. Поэтому ребята ответственно относились к этим правилам, старались жить по-октябрятски.

А сами октябрята придумали такие правила: с ними вас познакомят (стихи 4 класс)

Правила октябрят

Мы веселые ребята,

Мы ребята октябрята. Мы активные ребята, Потому что октябрята!

Все привыкли мы к порядку Утром делаем зарядку И хотим всегда«10» На уроках получать.

Мы прилежные ребята, Мы ребята октябрята Только тех, кто любит труд Октябрятами зовут

Мы правдивые ребята Старших всех мы уважаем, Никогда, нигде, ни в чём Мы друзей не подведём!

Мы читаем и считаем, На луну слетать мечтаем. Будем крепко мы дружить И стране родной служить.

Мы весёлые ребята, Мы ребята октябрята Наши песни, танцы, смехДелим поровну на всех!

Скажите, а на сегодняшний день эти правила можно выполнять?

А маршем октябрят стал стих О. Высотской «Октябрята», где были перечислены все те же правила, выросшие из законов и обычаев пионеров:

Мы веселые ребята, Мы ребята-октябрята.Так прозвали нас не зря В честь победы Октября.Все привыкли мы к порядку.Утром делаем зарядку И хотим отметку «пять»На уроках получать…

Сейчас я прочитаю вам отрывок из рассказа Виктора Голявкина «Звездочка ».

«-Видал?- Вовка распахнул пальто. На груди у него была красная звёздочка. –Ятеперь октябрёнок! По-октябрятски жить буду!- Вовка сиял от счастья.

Как это по-октябрятски жить?

Эх ты! Нужно знать октябрятские правила. Ведь я будущий пионер. Понятно? Это значит весело жить, трудиться, помогать старшим. Быть честным.

А ещё что?

-…Хорошо учиться, любить школу, быть дружным, петь, рисовать.

А мне можно по-октябрятски жить?

Видишь ли, - сказал Вовка, - как сказать… Я думаю, что, конечно, можно. Вот, например, я подмёл пол сегодня. И ты вполне можешь это сделать.

Конечно, могу.

Ну вот, - продолжал спокойно Вовка, - ты можешь, конечно, это сделать. Но ты можешь этого и не делать. А мне нельзя. Я октябрёнок.

Я завидовал Вовке. Он такой счастливый. Ещё бы! У него звёздочка! Он октябрёнок!…»

Таким образом, быть октябрёнком в первую очередь означало, быть хорошим, честным человеком, помогать людям. Этому нас учат и сейчас, только нет «звёздочек», а есть малые творческие группы. Нет атрибутики – значков, флажков; но есть другие формы: за успехи в учёбе или мероприятиях мы получаем наклейки, жетоны или что-то другое.

Скажите, а какое самое главное качество было у октябрят? Дружба. А теперь давайте споём пеню «Дружба» .

Молодцы, ребята! А кого вы можете назвать другом?

Ответы детей:

Друг – это и любимая книга.

Друг – это мама, которая всегда тебя приласкает. Родители самые верные друзья, помощники. Их нужно слушаться.

Друг – это школьный учитель, который ведёт по дорогам Знаний.

Друг – это старенький плюшевый медвежонок, который выслушивает тебя, когда бывает плохо.

Четвероногий друг

Стихотворение читают дети

«Трезор» Сергей Михалков

На дверях висел замок.
Взаперти сидел щенок.
Все ушли и одного
В доме заперли его.
Мы оставили Трезора
Без присмотра, без надзора,
И поэтому щенок
Перепортил все, что мог.
Разорвал на кукле платье,
Зайцу выдрал шерсти клок,
В коридор из-под кровати
Наши туфли уволок.
Под кровать загнал кота -
Кот остался без хвоста.
Отыскал на кухне угол -
С головой забрался в уголь,
Вылез черный - не узнать.
Влез в кувшин -
Перевернулся,
Чуть совсем не захлебнулся
И улегся на кровать
Спать...
Мы щенка в воде и мыле
Два часа мочалкой мыли.
Ни за что теперь его
Не оставим одного.

Верная дружба бывает не только между людьми. Верным вам, ребята, может быть и ваш четвероногий друг. Ведь мы в ответе, за тех, кого приручили.

Послушайте стихотворение о том, как дети заботятся о животных

« Мы с приятелем» Сергей Михалков

Мы с приятелем вдвоём
Замечательно живём!
Мы такие с ним друзья -
Куда он, Туда и я!

Мы имеем по карманам:
Две резинки,
Два крючка,
Две больших стеклянных пробки,
Двух жуков в одной коробке,
Два тяжёлых пятачка.

Мы живём в одной квартире,
Все соседи знают нас.
Только мне звонить - четыре,
А ему - двенадцать раз.

И живут в квартире с нами
Два ужа
И два ежа,
Целый день поют над нами
Два приятеля-чижа.

И про наших двух ужей,
Двух ежей
И двух чижей
Знают в нашем новом доме
Все двенадцать этажей.

Мы с приятелем вдвоём
Просыпаемся,
Встаём,
Открываем настежь двери,
В школу с книжками бежим...
И гуляют наши звери
По квартирам по чужим.

Почему их отдали в зоопарк?

Итак какой должен быть настоящий друг? Какими качествами он должен обладать? (запись на доске: верным, отзывчивым, вежливым, добрым … и т.д.)

Есть такая притча:

Миша решил изменить мир. Но мир - такой большой, а Миша – такой маленький. Тогда Миша решил изменить свой город. Но город - такой большой, а Миша – такой маленький. Тогда Миша решил изменить свою семью. Но семья у Миши - такая большая, одних деток с десяток. Так Миша добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.

Вы поняли, что этой нужно сделать? Нужно заглянуть в себя, и может что- то поменять в себе и стать настоящим другом (прочитать запись на доске: верным, отзывчивым, вежливым, добрым … и т.д.)

Доброты нам часто не хватает.

Если вы будете добры к людям, они повернутся к вам лицом, захотят с вами дружить.

- А теперь я вам предлагаю поработать консультантами. Я вам предлагаю несколько ситуаций, а вы должны дать совет, как поступить в этих ситуациях.

1-я ситуация Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Твои действия.

2-я ситуация Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия.

3-я ситуация Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя. Твои действия.

(3 класс зачитывают законы дружбы)

Законы дружбы:

    Помогай другу в беде.

    Умей с другом разделить радость.

    Не смейся над недостатками друга.

    Останови друга, если он делает что-то плохое.

    Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.

    Не обманывай друга.

    Умей признавать свои ошибки, помириться с другом.

    Не предавай своего друга.

    Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

Итак, ребята, так каких учеников мы сможем принять в октябрята

И в заключении послушайте песню октябрят, а затем на принятии в октябрята вам нужно будет самим ее спеть.

Идут октябрята по стране Октября
Музыка: С.Соснин Слова: М.Садовский

Отчего у нас так звОнко,
Отчего у нас так звОнко -
Каждый день и каждый час?
Наша дружба, октябрёнок,
Наша дружба, октябрёнок,
Вместе с нами входит в класс!

Припев:

Идут октябрята, идут октябрята,
Идут октябрята по стране Октября!

Вместе мы всегда шагаем,
Вместе мы всегда шагаем,
О мечтах своих поём -
И на Марсе побываем,
И на Марсе побываем,
И построим новый дом!

Заводилы, фантазёры,
Заводилы, фантазёры -
Наша лучшая родня.
Любим выдумки и споры,
Любим выдумки и споры -
Не прожить без них ни дня!

Улыбки, улыбки, как звёздочки, горят -
Идут октябрята по стране Октября!

Итак, ребята прежде чем _________класс будет принят в октябрята, вам нужно будет классом оформите листок добрых дел и прикрепить на стенд под названием «Наши октябрьские дела»

Итог.

О чем говорили на занятии?

Что нового узнали?

Какие правила октябрят запомнили?

Символ октябрят.

Давайте в заключение нашей беседы и в честь настоящей дружбы октябренка, которая есть в вашем маленьком коллективе проведём праздничный салют

«Красный» - хлопает 2 класс

«Жёлтый» - хлопает 3 класс.

«Зелёный» - хлопает 4 класс.

«Синий» - хлопает все.

Молодцы! Спасибо за урок!


Из числа пионеров или комсомольцев школы. В этих группах дети готовились ко вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина . В настоящее время официальная программа «Октябрята» по патриотическим и воспитательным занятиям с младшими школьниками существует в Белоруссии .

Описание

Термин октябрята возник в -1924 годах , когда в Москве стали возникать первые группы детей, в которые принимались ребята - ровесники Великой Октябрьской социалистической революции .

Группы октябрят создавались в первых классах школ и действовали до вступления октябрят в пионеры и образования пионерских отрядов. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок - пятиконечная рубиновая звезда с портретом Ленина в детстве. Символом группы был красный октябрьский флажок. Группа (в некоторых школах - отряд) октябрят состояла из нескольких подразделений, называемых «звёздочками», каждая из которых включала обычно по 5 детей - символ пятиконечной звезды. Принцип создания отряда октябрят был прост: отряд - это школьный класс. Как правило в «звёздочке» каждый октябрёнок занимал одну из «должностей» - командир «звёздочки», цветовод, санитар, библиотекарь, политинформатор или физкультурник. В некоторых школах, командир «звёздочки» по требованию учителей нашивал на рукав кителя нашивку (командир отряда - 2 нашивки).

Объединения младших школьников при пионерских и других детских организациях, подобные октябрятам, действуют во многих странах.

Правила октябрят

Наших правил ровно пять.
Мы их будем выполнять

Мы активные ребята,
Потому что октябрята.
Октябрёнок, не забудь -
В пионеры держишь путь!

Мы отважные ребята,
Потому что октябрята.
Как страны родной герои,
Жизнь свою хотим построить.

Мы прилежные ребята,
Потому что октябрята.
Только тех, кто любит труд,
Октябрятами зовут.

Мы правдивые ребята,
Потому что октябрята.
Никогда, нигде, ни в чём
Мы друзей не подведём.

Мы весёлые ребята,
Потому что октябрята.
Наши песни, танцы, смех
Делим поровну на всех.

Структура коммунистических молодёжных организаций СССР

  • Октябрята - ученики начальных классов;
  • Пионеры - ученики средних классов школы (с 3-го либо 4-го/приём в пионеры по 8-й/приём в Комсомол );
  • Комсомольцы - молодёжь в возрасте от 14 до 28 лет;
  • Партия - КПСС .

Октябрята в Республике Беларусь

Октябренок – член организации в возрасте от 7 до 10 лет. Новичок в пионерских делах, готовый принять и продолжить традиции и историю Пионерии. Прием в организацию младших школьников проводится в торжественной обстановке на сборе дружины одновременно с ритуалом присвоения звания «октябрята».

Напишите отзыв о статье "Октябрята"

Примечания

Литература

  • Документы ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ о работе Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. - 3-е изд. - М ., 1970.
  • Книга вожатого. - 6-е изд. - М ., 1972.
  • Панова Н. С. Учителю о работе с октябрятами. - 2-е изд. - М ., 1972.
  • Приглашаем в Октябрятск! Книга вожатого звёздочки. - М ., 1971.
  • Эстафета пионерских поколений. - М ., 1972.
  • Urie Bronfenbrenner. Two Worlds of Childhood: US and USSR. - Simon & Schuster, 1972. - 190 с. - ISBN 978-0671212384 .

Источники

  • Лебединский В. В., Чеснокова Н. П. Октябрята // Большая Советская Энциклопедия.

Отрывок, характеризующий Октябрята

– Да, это славно, – улыбаясь, сказал Ростов.
Но Борис, заметив, что Ростов сбирался посмеяться над Бергом, искусно отклонил разговор. Он попросил Ростова рассказать о том, как и где он получил рану. Ростову это было приятно, и он начал рассказывать, во время рассказа всё более и более одушевляясь. Он рассказал им свое Шенграбенское дело совершенно так, как обыкновенно рассказывают про сражения участвовавшие в них, то есть так, как им хотелось бы, чтобы оно было, так, как они слыхали от других рассказчиков, так, как красивее было рассказывать, но совершенно не так, как оно было. Ростов был правдивый молодой человек, он ни за что умышленно не сказал бы неправды. Он начал рассказывать с намерением рассказать всё, как оно точно было, но незаметно, невольно и неизбежно для себя перешел в неправду. Ежели бы он рассказал правду этим слушателям, которые, как и он сам, слышали уже множество раз рассказы об атаках и составили себе определенное понятие о том, что такое была атака, и ожидали точно такого же рассказа, – или бы они не поверили ему, или, что еще хуже, подумали бы, что Ростов был сам виноват в том, что с ним не случилось того, что случается обыкновенно с рассказчиками кавалерийских атак. Не мог он им рассказать так просто, что поехали все рысью, он упал с лошади, свихнул руку и изо всех сил побежал в лес от француза. Кроме того, для того чтобы рассказать всё, как было, надо было сделать усилие над собой, чтобы рассказать только то, что было. Рассказать правду очень трудно; и молодые люди редко на это способны. Они ждали рассказа о том, как горел он весь в огне, сам себя не помня, как буря, налетал на каре; как врубался в него, рубил направо и налево; как сабля отведала мяса, и как он падал в изнеможении, и тому подобное. И он рассказал им всё это.
В середине его рассказа, в то время как он говорил: «ты не можешь представить, какое странное чувство бешенства испытываешь во время атаки», в комнату вошел князь Андрей Болконский, которого ждал Борис. Князь Андрей, любивший покровительственные отношения к молодым людям, польщенный тем, что к нему обращались за протекцией, и хорошо расположенный к Борису, который умел ему понравиться накануне, желал исполнить желание молодого человека. Присланный с бумагами от Кутузова к цесаревичу, он зашел к молодому человеку, надеясь застать его одного. Войдя в комнату и увидав рассказывающего военные похождения армейского гусара (сорт людей, которых терпеть не мог князь Андрей), он ласково улыбнулся Борису, поморщился, прищурился на Ростова и, слегка поклонившись, устало и лениво сел на диван. Ему неприятно было, что он попал в дурное общество. Ростов вспыхнул, поняв это. Но это было ему всё равно: это был чужой человек. Но, взглянув на Бориса, он увидал, что и ему как будто стыдно за армейского гусара. Несмотря на неприятный насмешливый тон князя Андрея, несмотря на общее презрение, которое с своей армейской боевой точки зрения имел Ростов ко всем этим штабным адъютантикам, к которым, очевидно, причислялся и вошедший, Ростов почувствовал себя сконфуженным, покраснел и замолчал. Борис спросил, какие новости в штабе, и что, без нескромности, слышно о наших предположениях?
– Вероятно, пойдут вперед, – видимо, не желая при посторонних говорить более, отвечал Болконский.
Берг воспользовался случаем спросить с особенною учтивостию, будут ли выдавать теперь, как слышно было, удвоенное фуражное армейским ротным командирам? На это князь Андрей с улыбкой отвечал, что он не может судить о столь важных государственных распоряжениях, и Берг радостно рассмеялся.
– Об вашем деле, – обратился князь Андрей опять к Борису, – мы поговорим после, и он оглянулся на Ростова. – Вы приходите ко мне после смотра, мы всё сделаем, что можно будет.
И, оглянув комнату, он обратился к Ростову, которого положение детского непреодолимого конфуза, переходящего в озлобление, он и не удостоивал заметить, и сказал:
– Вы, кажется, про Шенграбенское дело рассказывали? Вы были там?
– Я был там, – с озлоблением сказал Ростов, как будто бы этим желая оскорбить адъютанта.
Болконский заметил состояние гусара, и оно ему показалось забавно. Он слегка презрительно улыбнулся.
– Да! много теперь рассказов про это дело!
– Да, рассказов, – громко заговорил Ростов, вдруг сделавшимися бешеными глазами глядя то на Бориса, то на Болконского, – да, рассказов много, но наши рассказы – рассказы тех, которые были в самом огне неприятеля, наши рассказы имеют вес, а не рассказы тех штабных молодчиков, которые получают награды, ничего не делая.
– К которым, вы предполагаете, что я принадлежу? – спокойно и особенно приятно улыбаясь, проговорил князь Андрей.
Странное чувство озлобления и вместе с тем уважения к спокойствию этой фигуры соединялось в это время в душе Ростова.
– Я говорю не про вас, – сказал он, – я вас не знаю и, признаюсь, не желаю знать. Я говорю вообще про штабных.
– А я вам вот что скажу, – с спокойною властию в голосе перебил его князь Андрей. – Вы хотите оскорбить меня, и я готов согласиться с вами, что это очень легко сделать, ежели вы не будете иметь достаточного уважения к самому себе; но согласитесь, что и время и место весьма дурно для этого выбраны. На днях всем нам придется быть на большой, более серьезной дуэли, а кроме того, Друбецкой, который говорит, что он ваш старый приятель, нисколько не виноват в том, что моя физиономия имела несчастие вам не понравиться. Впрочем, – сказал он, вставая, – вы знаете мою фамилию и знаете, где найти меня; но не забудьте, – прибавил он, – что я не считаю нисколько ни себя, ни вас оскорбленным, и мой совет, как человека старше вас, оставить это дело без последствий. Так в пятницу, после смотра, я жду вас, Друбецкой; до свидания, – заключил князь Андрей и вышел, поклонившись обоим.
Ростов вспомнил то, что ему надо было ответить, только тогда, когда он уже вышел. И еще более был он сердит за то, что забыл сказать это. Ростов сейчас же велел подать свою лошадь и, сухо простившись с Борисом, поехал к себе. Ехать ли ему завтра в главную квартиру и вызвать этого ломающегося адъютанта или, в самом деле, оставить это дело так? был вопрос, который мучил его всю дорогу. То он с злобой думал о том, с каким бы удовольствием он увидал испуг этого маленького, слабого и гордого человечка под его пистолетом, то он с удивлением чувствовал, что из всех людей, которых он знал, никого бы он столько не желал иметь своим другом, как этого ненавидимого им адъютантика.

Октябрята в СССР – это объединения (отряды) учащихся начальных классов в возрасте 7-9 лет. Они создавались и действовали по решению Совета пионерской дружины школы. Пионеры же брали на себя шефство и заботу о младших товарищах.

Из истории: Первые младшие группы при пионерских отрядах появились в 1923 году в Москве. В 1924 году этим группам было решено присвоить единое название - «октябрята», поскольку в них принимались дети - ровесники Октябрьской революции 1917 г., возраст которых составлял на тот момент 7 лет. Название «октябрята» младшие группы школьников при пионерских дружинах носили до 1991 года .

Октябрёнок – это маленький смелый первооткрыватель. Он готов идти новыми дорогами, узнавать мир, справляться с трудностями на пути к поставленной цели. Его жизнь полна интересных встреч, добрых дел, невероятных приключений и удивительных открытий.

В Советском Союзе так называли детей в возрасте от 7 до 10 лет т.е. младшие школьники 1-3 классов.

Приём в организацию младших школьников проводился в торжественной обстановке на сборе пионерской дружины школы. Ритуал присвоения звания «октябрёнок» сопровождался построением на школьной линейке;

  • прикреплением пионерами отличительного знака – значка «Октябрятская звёздочка» на левой стороне груди младших школьников;
  • вручением группе октябрят красного октябрятского флажка.

Плакаты с правилами жизни октябрят












В организационном Положении о детской коммунистической организации юных пионеров, утверждённом в 1924 г . ЦК РКП(б), было сказано:

  1. При отряде (пионеров) создаётся группа октябрят …
  2. Группа состоит из 25 человек
  3. Группа делится на 5 звеньев по 5 человек (позднее звенья стали называться звёздочками).
  4. Руководитель группы октябрят – комсомолец, является помощником вожатского отряда.
  5. Во главе звена стоит пионер, в помощь ему выбирается октябрёнок.

Каждый октябрёнок в звёздочке имел свои обязанности или «должность», отвечая за порученное только ему дело: командир, санитар, цветовод, физкультурник, библиотекарь, оформитель и т.д.

Подвести товарищей, не выполнить поручение для октябрёнка было позором.

В Ижевске первая октябрятская группа появляется в 1924 году.


Октябрята и пионеры отряда К.Либкнехта, вожатый Поленев, 1924 год

Девизы и лозунги у малышей были такие же, как и у пионеров. Но вместо красного галстука октябрята носили нашитую на рубашку на груди слева красную звезду. Впоследствии она трансформировалась в значок в форме звёздочки, в середине которой находился профиль Ленина в детстве.

В 1928 году советский скульптор, народный художник Советского Союза, бывший президент Всесоюзной Академии художеств Николай Томский создаёт макет октябрятской звёздочки. Октябрятскими значками гордились и носили их не только в школе, но и дома или на улице.

В конце 1950-х годов появляется вариант звёздочки из пластмассы с фотографией В.И.Ленина в центре.


Октябрятские звездочки

Фактически с самого начала октябрята участвовали во всех государственных кампаниях, в которых принимали участие пионеры, только выполняли посильную для своего возраста работу – собирали вторсырье, помогали ухаживать за животными, учились шить, мастерить и пр.

На VIII Пленуме ЦК ВЛКСМ в ноябре 1957 года были утверждены новые правила для октябрят:

  • Октябрята - будущие пионеры.
  • Октябрята - прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
  • Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
  • Октябрята - правдивые и смелые, ловкие и умелые.
  • Октябрята - дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Правила октябрят разъяснялись как устно, так и в плакатах, и в литературе для самых маленьких. Чтобы их легче было запоминать маленьким детям, их зарифмовывали.

Маршем октябрят стало стихотворение Ольги Ивановны Высотской (1903-1970) «Октябрята» (1966, 1967г), где были перечислены все те же правила, выросшие из законов и обычаев пионеров:

Мы веселые ребята,
Мы ребята-октябрята.
Так прозвали нас не зря
В честь победы Октября.
Все привыкли мы к порядку.
Утром делаем зарядку
И хотим отметку «пять»
На уроках получать…

Марш октябрят (1967г.)
Музыка: Михаил Раухвергер.
Слова: Ольга Высотская.

Мы - весёлые ребята,
Мы - ребята-октябрята.
Так назвали нас не зря
В честь победы Октября!

Старших все мы уважаем,
Слабых мы не обижаем,
Юных ленинцев отряд -
Октябрятам старший брат!

Все привыкли мы к порядку,
Утром делаем зарядку,
И хотим отметку "пять"
На уроках получать!

Мы читаем и считаем,
На Луну слетать мечтаем,
Будем крепко мы дружить
И стране родной служить!

Мы - весёлые ребята,
Мы - ребята-октябрята.
Так назвали нас не зря
В честь победы Октября!

В 1970 году в СССР в честь 100-летия В.И.Ленина у пионеров стартовал Всесоюзный марш пионерских отрядов, а у октябрят игра-путешествие «Октябрята по стране Октября».


Значок «Октябрята по стране октября» Октябрятский вымпел

Ежегодно по итогам этапов игры победители отмечались значками «Октябрята по стране октября» и наградными вымпелами «Лучшему октябрятскому звену».

В 1980 году композитор С.Соснин и поэт М.Садовский посвятили песню этому проекту с созвучным названием «Идут октябрята по стране Октября».

Октябрятами в СССР называли будущих пионеров, самых юных ленинцев. Они должны были достойно носить это почетное звание - выполнять правила октябрят: прилежно учиться, любить труд, помогать старшим. Быть честными, смелыми, ловкими и умелыми. А также веселыми и дружными.

В честь Великой революции

Октябрята появились в далеком 1923 году. Тогда при пионерских отрядах формировались группы из детей рабочих и крестьян. Назывались они везде по-разному. В Сибири были красные маки, на Кавказе - букеты, и садики, в Одессе – красные зернышки. В Москве в честь победы Великой Октябрьской революции – октябрята. Прижилось и стало официальным последнее название.

Всем пример

Октябрята объединялись в звездочки по пять человек. У каждой звездочки был вожатый – пионер или комсомолец, который помогал организовать работу, и его помощник – командир звездочки. У остальных октябрят тоже были свои должности – санитар, цветовод, библиотекарь или физкультурник.

Санитар следил за чистотой рук, проверял наличие носового платка, проветривал классную комнату. Носил на руке белую повязку с красным крестом. Цветовод поливал цветы, забирал их домой на летние каникулы. Физкультурник организовывал подвижные игры на переменах, учил делать утреннюю гимнастику, сам занимался спортом. Библиотекарь отвечал за бережное отношение к учебникам, за регулярное посещение школьной библиотеки.

Стать октябренком мог не каждый. Надо было хорошо учиться и быть дисциплинированным. Сначала учили правила октябрят. Чтобы дети их быстро запоминали, они зарифмовывались. Например: «Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут».

Заветная звездочка

Прием проходил обычно накануне 7 ноября, на торжественной линейке в школе или дворце пионеров. Зал украшали знаменами и . На стене обязательно висел портрет Ленина.

Радостные и гордые, в распахнутых пальтишках шли новоиспеченные октябрята домой. На груди красовался – пятиконечная звездочка с портретом Володи Ульянова в середине. Некоторые до сих пор их хранят.

Теперь я октябренок

Первоклассник понимал, теперь он – не просто ученик, он – октябренок. И отвечает не только за себя, но и за товарищей по звездочке.

Для детей это была увлекательная игра. Как взрослые, они проводили собрания, распределяли обязанности. А заодно учились дружбе, коллективизму, взаимовыручке, с пользой проводили свободное время. Были у октябрят свои печатные издания – журналы «Веселые